Теодор адорно идеи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Теодор Адорно (1903-1969) известен как крупный социолог, участвовавший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкальное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене.

Особенно велики его достижения в области социологии музыки, где были написаны одни из первых и наиболее глубоких работ ("Философия новой музыки", "Введение в социологию музыки" и др.). Благодаря активным занятиям в сфере музыкального искусства и критическим выступлениям в печати с анализом его произведений, Адорно приобрел славу одного из ведущих теоретиков музыки и музыкальных критиков Германии.

После войны социолог возвращается во Франкфурт-на-Майне, где в университете имени Гёте ведет активную работу. Он участвует в ряде теоретических дискуссий и, конечно же, принимает близко к сердцу движение "новых левых".

Социологическая проблематика нашла свое отражение в ряде крупных работ Адорно, в первую очередь в "Диалектике просвещения" (написанной совместно с Хоркхаймером и опубликованной в 1947 г.). В этой работе содержится, по существу, программное изложение неомарксизма, его социально-философских и социологических идей. Центральное место занимает в ней рассмотрение проблемы отчуждения как сквозной для всей капиталистической истории Запада. Этот исторический процесс рассматривается как постепенная утрата человеком своей индивидуальной свободы в условиях усиливающегося безумия буржуазного общества.

Одна из значительных сторон социологического творчества Адорно - его работы в области социологии музыки. "Призмы. Критика культуры и общество" (1955) и "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956). В анализе музыки как социального явления проводится крайне важная идея о том, что определенные виды музыки можно рассматривать как моделирование процесса отчуждения (обесчеловечивания) человека, происходящего в условиях позднего капитализма. Как и анализу общества и его теорий, трактовке социологом музыки также присущ критический характер. Процесс "подавления" личности "общественной тотальностью" в виде определенной музыки является одной из тем социологии Адорно.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно — немецкий социальный философ, социолог, теоретик искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, влиятельного направления неомарксизма в немецкой социальной философии годов, которое сложилось вокруг созданного в 1923 году Франкфуртского института социальных исследований при Университете имени И. В. Гёте во Франкфурте-. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Максом Хоркхаймером) Франкфуртского института.

Библиография

Избранные труды:

  • Theodor W. Adorno: Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. — Tübingen 1933.
  • Theodor W. Adorno: Willi Reich (Hrsg.): Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Krenek. — Wien, Leipzig, Zürich 1937.
  • Theodor W. Adorno: Max Horkheimer: Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. — Amsterdam 194.
  • Theodor W. Adorno: Philosophie der neuen Musik. — Tübingen 1949.
  • Theodor W. Adorno, Else Frenkel-Brunswik, Daniel J. Levinson, R. Nevitt Sanford: The Authoritarian Personality. — New York 1950. In Deutschland posthum erschienen unter dem Titel Studien zum autoritären Charakter. — Frankfurt am Main 1973.
  • Theodor W. Adorno: Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschädigten Leben. — Berlin, Frankfurt am Main 195.
  • Theodor W. Adorno: Versuch über Wagner. — Berlin, Frankfurt am Main 1952.
  • Theodor W. Adorno: Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. — Berlin, Frankfurt am Main 1955.
  • Theodor W. Adorno: Zur Metakritik der Erkenntnistheorie. Studien über Husserl und die phänomenologischen Antinomien. — Stuttgart 1956.
  • Theodor W. Adorno: Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt. — Göttingen 1956.
  • Theodor W. Adorno: Aspekte der Hegelschen Philosophie. — Berlin, Frankfurt am Main. 1957.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur I. — Berlin, Frankfurt am Main 1958.
  • Theodor W. Adorno: Klangfiguren. Musikalische Schriften I. — Berlin, Frankfurt am Main 1959.
  • Theodor W. Adorno: Mahler. Eine musikalische Physiognomie. — Frankfurt am Main 1960.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur II. — Frankfurt am Main 1961.
  • Theodor W. Adorno: Einleitung in die Musiksoziologie. Zwölf theoretische Vorlesungen. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno, Max Horkheimer: Sociologica II. Reden und Vorträge. — Frankfurt am Main 1962.
  • Theodor W. Adorno: Drei Studien zu Hegel. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Eingriffe. Neun kritische Modelle. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Der getreue Korrepetitor. Lehrschriften zur musikalischen Praxis. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Quasi una fantasia. Musikalische Schriften II. — Frankfurt am Main 1963.
  • Theodor W. Adorno: Moments musicaux. Neu gedruckte Aufsätze . — Frankfurt am Main 1964.
  • Theodor W. Adorno: Jargon der Eigentlichkeit. Zur deutschen Ideologie. — Frankfurt am Main 196.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur III. — Frankfurt am Main 1965.
  • Theodor W. Adorno: Negative Dialektik. — Frankfurt am Main 196.
  • Theodor W. Adorno: Ohne Leitbild. Parva Aesthetica. — Frankfurt am Main 1967.
  • Theodor W. Adorno: Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. — Wien 1968.
  • Theodor W. Adorno: Impromptus. Zweite Folge neu gedruckter musikalischer Aufsätze. — Frankfurt am Main 1968.
  • Theodor W. Adorno: Sechs kurze Orchesterstücke op. 4, 1929. — Milano 1968.
  • Theodor W. Adorno: Theodor W. Adorno, Hanns Eisler: Komposition für den Film. — München 1969.
  • Theodor W. Adorno: Stichworte. Kritische Modelle 2. — Frankfurt am Main 1969.
  • Theodor W. Adorno: Ästhetische Theorie. Hrsg. von Gretel Adorno und Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970; 13. Auflage. 1995.
  • Theodor W. Adorno: Über Walter Benjamin. Hrsg. und mit Anmerkungen versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1970. [Revidierte und erweiterte Ausg.]: Frankfurt am Main 1990.
  • Theodor W. Adorno: Noten zur Literatur IV. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1974.
  • Theodor W. Adorno: Der Schatz des . Singspiel nach Mark Twain. Hrsg. und mit einem Nachwort versehen von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1979.
  • Theodor W. Adorno: Beethoven. Philosophie der Musik. Fragmente und Texte. Hrsg. von Rolf Tiedemann. (Nachgelassene Schriften. Hrsg. vom Theodor W. Adorno Archiv. Abt. I, Band 1.) — Frankfurt am Main 1993. 2. Auflage. 1994. [Taschenbuch-Ausg.] Frankfurt am Main 2004.
  • Theodor W. Adorno: Probleme der Moralphilosophie 1963. Hrsg. von Thomas Schröder. — Frankfurt am Main 1996. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 10.)
  • Theodor W. Adorno: Metaphysik. Begriff und Probleme 1965. Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 1998. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 14.)
  • Theodor W. Adorno: Zur Lehre von der Geschichte und von der Freiheit . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 13.)
  • Theodor W. Adorno: Ontologie und Dialektik . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2002. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 7.)
  • Theodor W. Adorno: Vorlesung über Negative Dialektik. Fragmente zur Vorlesung . Hrsg. von Rolf Tiedemann. — Frankfurt am Main 2003. (Nachgel. Schr., Abt. IV, Band 16.)
  • Theodor W. Adorno: Zu einer Theorie der musikalischen Reproduktion. Aufzeichnungen, ein Entwurf und zwei Schemata. Hrsg. von Henri Lonitz. — Frankfurt am Main 2001. (Nachgel. Schr., Abt. I, Band 2.)
  • Theodor W. Adorno: Traumprotokolle. Hrsg. von Christoph Gödde und Henri Lonitz. Nachwort von Jan Philipp Reemtsma. — Frankfurt am Main 2005.
  • Theodor W. Adorno: Current of Music. Elements of a Radio Theory, hrsg. von Robert Hullot-Kentor. — Frankfurt am Main 2006.

Тексты

Теодор Адорно:
Негативная диалектика

Theodor Adorno. Negative dialektik, 1966. / Теодор Адорно: Негативная диалектика. Перевод на русский язык: Е. Л. Петренко. — М., 2003.

Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер:
Диалектика просвещения. Философские фрагменты

Max Horkheimer, Theodor W. Adomo Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969. / Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Перевод на русский язык: М. Кузнецова. — СПб., 1997

Философия техники в ФРГ.
Сборник статей

Теодор Адорно:
О технике и гуманизме

Новые персоналии

Популярные персоналии

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Теодор Адорно (1903—1969) известен как крупный социолог, участвовав­ший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкаль­ное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно
проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга. В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культу­
рой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франк­фуртской школы. .

Защитив докторскую диссертацию, он готов был вести преподаватель­скую деятельность. Но приход Гитлера к власти круто изменил его судьбу, равно как и многих ученых-обществоведов, тем более людей еврейской на­циональности. Адорно был вынужден уехать из Германии. Сначала он ока­зался в Великобритании, а через четыре года — в США. В этой стране он вначале участвовал в проведении исследований в сфере музыкального ис­кусства на радио в рамках знаменитого проекта, которым руководил П. Ла-зарсфельд; Однако маркетинговая концепция проекта противоречила тео­ретическим установкам самого Адорно, и он, выйдя из проекта, переезжает в Калифорнийский университет, где работает вместе с М. Хоркхайм^ером.




Теодор Адорно (1903—1969) известен как крупный социолог, участвовав­ший в зарождении и становлении Франкфуртской школы. Родившись в Германии (во Франкфурте-на-Майне), он получил прекрасное музыкаль­ное образование, которое продолжал совершенствовать в Вене. Адорно
проходил обучение музыкальной композиции у одного из самых известных композиторов XX в. и основателей музыкального авангарда А. Шенберга. В молодые годы он проявил большой интерес к теоретическим занятиям философией, эстетикой, художественной и особенно музыкальной культу­
рой. Именно в этих областях науки он стал главным теоретиком Франк­фуртской школы. .

Защитив докторскую диссертацию, он готов был вести преподаватель­скую деятельность. Но приход Гитлера к власти круто изменил его судьбу, равно как и многих ученых-обществоведов, тем более людей еврейской на­циональности. Адорно был вынужден уехать из Германии. Сначала он ока­зался в Великобритании, а через четыре года — в США. В этой стране он вначале участвовал в проведении исследований в сфере музыкального ис­кусства на радио в рамках знаменитого проекта, которым руководил П. Ла-зарсфельд; Однако маркетинговая концепция проекта противоречила тео­ретическим установкам самого Адорно, и он, выйдя из проекта, переезжает в Калифорнийский университет, где работает вместе с М. Хоркхайм^ером.

Теодор Адорно — один из наиболее значимых социальных критиков и философов Германии после Второй мировой войны. Хотя Адорно не так широко известен в англоязычном мире, как его современник Ганс-Георг Гадамер, на исследователей и интеллектуалов послевоенной Германии он оказал гораздо большее влияние. В 1960-е годы он бросил вызов одновременно философии науки Карла Поппера и экзистенциализму Мартина Хайдеггера. Юрген Хабермас, крупнейший социальный философ Германии после 1970-х, был учеником и ассистентом Адорно. Масштабы влияния Адорно объясняются междисциплинарным характером его исследований и самой Франкфуртской школы, к которой он принадлежал, а также основательностью, с которой он подходил к изучению западной философии (особенно философских традиций, идущих от Канта) и радикальностью его критики современного западного общества. Адорно был выдающимся социальным философом и ведущим представителем первого поколения критической теории.

Отсутствие качественных переводов работ Адорно препятствовало рецепции его идей в англоязычных странах. Однако с 1990-х годов начинают появляться переводы лучшего качества, а также новые переводы его лекций и других посмертных трудов. Эти публикации позволили не только дать новую оценку его работам в области эпистемологии и этики, но и укрепить и без того высокий уровень признания его вклада в эстетику и теорию культуры.

Биографические заметки

Адорно родился 11 сентября 1903 года (его имя при рождении — Теодор Людвиг Визенгрунд) во Франкфурте-на-Майне и прожил там первые три и последние два десятилетия своей жизни (Müller-Doohm 2005, Claussen 2008). Он был единственным сыном состоятельного немецкого виноторговца еврейского происхождения и выдающейся оперной певицы, католички корсиканского происхождения. Адорно изучал философию у неокантианца Ганса Корнелиуса‹1› , а музыкальную композицию у Альбана Берга‹2› . В 1931 году под руководством христианского социалиста Пауля Тиллиха он написал диссертацию (Habilitationsschrift)‹3› , посвященную эстетике Кьеркегора. Всего после двух лет работы в университете в качестве приват-доцента он — вместе с другими профессорами еврейского происхождения или левых убеждений — был уволен нацистами. Несколько лет спустя он взял фамилию матери (Адорно), под которой наиболее известен, и стал использовать фамилию отца в качестве среднего имени, сократив ее до инициала В.

Диалектика просвещения

Хотя Адорно и Хоркхаймер цитируют высказывания Фрэнсиса Бэкона об инструментализированом разуме, который становится иррациональным, они убеждены, что в происходящем повинны не только современная наука и сциентизм. Тенденция превращения рационального прогресса в иррациональный регресс проявляется гораздо раньше. Адорно и Хоркхаймер считают, что и греческая философия, и иудейские тексты вносят вклад в регрессивные тенденции. Если это справедливо, то критика модерна также является критикой премодерна, а поворот к постмодерну не может быть просто возвращением к премодерну. В противном случае неудачи модерна сохраняются и будут продолжаться в иным виде в современных условиях. Общество в целом нуждается в преобразовании.

Хоркхаймер и Адорно предполагают, что общество и культура формируют историческую тотальность, а стремление к свободе в обществе неотделимо от стремления к просвещению и культуре (Там же).

У этого есть обратная сторона: отсутствие или потеря свободы в обществе (в политических, экономических и правовых структурах) сопряжена с провалом проекта культурного просвещения (в философии, искусстве, религии и других областях). Нацистские лагеря смерти не являются аберрацией, равно как и бессмысленные студийные фильмы не являются невинным развлечением. И то, и другое указывает на фундаментальные проблемы современного Запада.

По убеждению Адорно и Хоркхаймера, источником современной регрессии является модель слепого господства, господства в трех смыслах: господства человека над природой, господства природы внутри человека и господства одних людей над другими в обоих предыдущих случаях.

Критическая теория

Эстетика

Негативная диалектика

Этика и метафизика после Освенцима

Напротив, она означает экономическую, политическую, социальную и историческую плодотворность мысли на практике.

Адорно предлагает собственную альтернативу как традиционной метафизике, так и более поздней антиметафизике в отрывках, в которых решительная самокритика объединяется со страстной надеждой. Его историографические, социально-теоретические, эстетические интересы и негативная диалектика встречаются в таких фрагментах, как этот:

Мысль, которая не отступает перед вечно онтическим, уничтожена самими критериями онтического; истина превращается в неистинное, философия — в шутовство и лицедейство. Философия, однако, не может отречься от своего трона и власти, если она не допускает мысли о том, что в мире — осуществленном анти-разуме — неизбежно побеждает скудоумие. Лицедейство и шутовство — это философия в той ее форме, в соответствии с которой и штамповались индивиды; так было до того момента, пока люди не нашли своего освобождения [от истины шутовства и лицедейства] в неистинном. Высшим достижением после этого стало представление об искусстве как видимости; свою видимость, однако, искусство получает от своего противоположного, от того, что не обладает видимостью. Свет, в котором видны люди и вещи, — в нем отражается трансценденция; иначе ни людей, ни вещей просто не будет видно. В протесте и сопротивлении миру обмана со всеми присущими ему родовыми признаками не снимается протест и сопротивление зрения; не хочется, чтобы исчезли все краски мира; то, что видимостью не обладает, в видимости раздает свои обещания. (Там же: 359)

Обращение к этим фрагментам имеет решающее значение в дальнейшей оценке философии Адорно.

Библиография

Более подробные библиографии: Huhn 2004, Müller-Doohm 2005 и Zuidervaart 2014 (аннотированная).

Первоисточники

AT [Адорно 2001] Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. (GS 7)

AE Against Epistemology: A Metacritique; Studies in Husserl and the Phenomenological Antinomies (1956), trans. W. Domingo, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1982. (GS 5)

— The Authoritarian Personality, T. W. Adorno, et al., New York: Harper & Brothers, 1950. (GS 9.1)

B Alban Berg: Master of the Smallest Link (1968), trans. J. Brand and C. Hailey, New York: Cambridge University Press, 1991. (GS 13)

BPM Beethoven: The Philosophy of Music; Fragments and Texts (1993), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Cambridge: Polity Press, 1998. (NS I.1)

CC The Complete Correspondence, 1928–1940 (1994), T. W. Adorno and W. Benjamin, ed. H. Lonitz, trans. N. Walker, Cambridge: Polity Press, 1999.

CM Critical Models: Interventions and Catchwords (1963, 1969), trans. H. W. Pickford, New York: Columbia University Press, 1998. (GS 10.2)

H Hegel: Three Studies (1963), trans. S. Weber Nicholsen, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1993. (GS 5)

HF History and Freedom: Lectures 1964-1965, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Polity, 2006.

IS Introduction to Sociology (1968), ed. C. Gödde, trans. E. Jephcott, Stanford: Stanford University Press, 2000. (NS IV.15)

JA The Jargon of Authenticity (1964), trans. K. Tarnowski and F. Will, London: Routledge & Kegan Paul, 1973. (GS 6)

KC Kant's Critique of Pure Reason (1959), ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Stanford: Stanford University Press, 2001. (NS IV.4)

KCA Kierkegaard: Construction of the Aesthetic (1933), trans. R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. (GS 2)

LND Lectures on Negative Dialectics: Fragments of a Lecture Course 1965/1966, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone, Cambridge: Polity, 2008. (NS IV.16)

M Mahler: A Musical Physiognomy (1960), trans. E. Jephcott, Chicago: University of Chicago Press, 1988. (GS 13)

MCP Metaphysics: Concept and Problems (1965), ed. R. Tiedemann, trans. E. Jephcott, Stanford University Press, 2000. (NS IV.14)

MM Minima Moralia: Reflections from Damaged Life (1951), trans. E. F. N. Jephcott, London: NLB, 1974. (GS 4)

ND [Адорно 2003] Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. [Negative Dialectics (1966), trans. E. B. Ashton, New York: Seabury Press, 1973] (GS 6)

NL Notes to Literature (1958, 1961, 1965, 1974), 2 vols., ed. R. Tiedemann, trans. S. Weber Nicholsen, New York: Columbia University Press, 1991, 1992. (GS 11)

P Prisms (1955), trans. S. Weber and S. Weber, London: Neville Spearman, 1967; Cambridge, Mass.: MIT Press, 1981. (GS 10.1)

PM Philosophy of New Music (1949), trans., ed., and with an introduction by R. Hullot-Kentor, Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. (GS 12)

PMP Problems of Moral Philosophy (1963), ed. T. Schröder, trans. R. Livingstone, University Press, 2000. (NS IV.10)

PS The Positivist Dispute in German Sociology (1969), T. W. Adorno, et al., trans. G. Adey and D. Frisby, London: Heinemann, 1976. (GS 8)

W In Search of Wagner (1952), trans. R. Livingstone, London: NLB, 1981. (GS 13)

Антологии

• The Adorno Reader, ed. B. O'Connor, Oxford: Blackwell, 2000.

• Can One Live after Auschwitz?: A Philosophical Reader, ed. R. Tiedemann, trans. R. Livingstone et al., Stanford: Stanford University Press, 2003.

• The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture, ed. J. M. Bernstein, London: Routledge, 1991.

• Essays on Music: Theodor W. Adorno, ed. R. D. Leppert, trans. S. H. Gillespie et al., Berkeley: University of California Press, 2002.

3. Вторичная литература

• Benhabib, S., 1986, Critique, Norm, and Utopia: A Study of the Foundations of Critical Theory, New York: Colombia University Press.

• Benzer, M., 2011, The Sociology of Theodor Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Bernstein, J. M., 1992, The Fate of Art: Aesthetic Alienation from Kant to Derrida and Adorno, University Park: Pennsylvania State University Press.

• –––, 2001, Adorno: Disenchantment and Ethics, Cambridge: Cambridge University Press.

• ––– (ed.), 2010, Art and Aesthetics after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Boucher, G., 2013, Adorno Reframed: Interpreting Key Thinkers for the Arts, London: I. B. Tauris.

• Bowie, A., 2013, Adorno and the Ends of Philosophy, Cambridge, Mass.: Polity.

• Brittain, C. C., 2010, Adorno and Theology, London: T. & T. Clark.

• Brunkhorst, H., 1999, Adorno and Critical Theory, Cardiff: University of Wales Press.

• Buck-Morss, S., 1977, The Origin of Negative Dialectics; Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute, New York: Free Press.

• Bürger, P., 1984, Theory of the Avant Garde, trans. M. Shaw, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Burke, D. A., et al. (eds.), 2007, Adorno and the Need in Thinking: New Critical Essays, Toronto: University of Toronto Press.

• Claussen, D., 2008, Theodor W. Adorno: One Last Genius, trans. R. Livingstone, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• Cook, D., 2004, Adorno, Habermas, and the Search for a Rational Society, New York: Routledge.

• –––, 2011, Adorno on Nature, Durham, UK: Acumen.

• ––– (ed.), 2008, Theodor Adorno: Key Concepts, Durham, UK: Acumen.

• Foster, R., 2007, Adorno: The Recovery of Experience, Albany: State University of New York Press.

• Frankfurter Adorno Blätter, 1992–2003, ed. Theodor W. Adorno Archiv, Munich: Edition Text + Kritik. (Published annually, more or less.)

• Freyenhagen, F., 2013, Adorno’s Practical Philosophy: Living Less Wrongly, Cambridge: Cambridge University Press.

• Gibson, N. C., and A. Rubin, (eds.), 2002, Adorno: A Critical Reader, Oxford: Blackwell.

• Geuss, R., 2005, Outside Ethics, Princeton: Princeton University Press.

• Hammer, E., 2005, Adorno and the Political, New York: Routledge.

• –––, 2015, Adorno’s Modernism: Art, Experience, and Catastrophe, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hansen, M. B., 2012, Cinema and Experience: Siegfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor W. Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Heberle, R. J. (ed.), 2006, Feminist Interpretations of Theodor Adorno. University Park: Pennsylvania State University Press.

• Hohendahl, P. U., 1995, Prismatic Thought: Theodor W. Adorno, Lincoln: University of Nebraska Press.

• –––, 2013, The Fleeting Promise of Art: Adorno’s Aesthetic Theory Revisited, Ithaca, N. Y.: Cornell University Press.

• Honneth, Axel, 1991, The Critique of Power: Reflective Stages in a Critical Social Theory, trans. K. Baynes, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2009, Pathologies of Reason: On the Legacy of Critical Theory, trans. J. Ingram et al., New York: Columbia University Press.

• Huhn, T., and L. Zuidervaart (eds.), 1997, The Semblance of Subjectivity: Essays in Adorno's Aesthetic Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Huhn, T. (ed.), 2004, The Cambridge Companion to Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Hullot-Kentor, R., 2006, Things beyond Resemblance: Collected Essays on Theodor W. Adorno, New York: Columbia University Press.

• Jäger, L., 2004, Adorno: A Political Biography, trans. S. Spencer, New Haven, Conn.: Yale University Press.

• Jameson, F. 1990, Late Marxism: Adorno, or, The Persistence of the Dialectic, London; New York: Verso.

• Jarvis, S., 1998, Adorno: A Critical Introduction, New York: Routledge.

• ––– (ed.), 2006, Theodor Adorno, 4 vols., London: Routledge.

• Jay, M., 1984, Adorno, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

• –––, 1996, The Dialectical Imagination, 2d ed., Berkeley: University of California Press.

• Jenemann, D., 2007, Adorno in America, Minneapolis: University of Minnesota Press.

• Krakauer, E. L., 1998, The Disposition of the Subject: Reading Adorno's Dialectic of Technology, Evanston, Ill.: Northwestern University Press.

• Lee, L. Y., 2005, Dialectics of the Body: Corporeality in the Philosophy of T. W. Adorno, New York: Routledge.

• Lunn, E., 1982, Marxism and Modernism: An Historical Study of Lukács, Brecht, Benjamin, and Adorno, Berkeley: University of California Press.

• Macdonald, I. and K. Ziarek (eds.), 2008, Adorno and Heidegger: Philosophical Questions, Stanford: Stanford University Press.

• Martinson, M., 2000, Perseverance without Doctrine: Adorno, Self-Critique, and the Ends of Academic Theology, Frankfurt am Main: Peter Lang.

• McArthur, J., 2013, Rethinking Knowledge within Higher Education: Adorno and Social Justice, New York: Bloomsbury Academic.

• Menke, C., 1998, The Sovereignty of Art: Aesthetic Negativity in Adorno and Derrida, trans. N. Solomon, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Morgan, A., 2007, Adorno’s Concept of Life, New York: Continuum.

• Morris, M., 2001. Rethinking the Communicative Turn: Adorno, Habermas, and the Problem of Communicative Freedom, Albany: State University of New York Press.

• Müller-Doohm, S., 2005, Adorno: A Biography, trans. Rodney Livingstone, Cambridge: Polity Press.

• Nicholsen, S. W., 1997, Exact Imagination, Late Work: On Adorno's Aesthetics, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• O'Connor, B., 2004, Adorno's Negative Dialectic: Philosophy and the Possibility of Critical Rationality, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 2013, Adorno, London: Routledge.

• Paddison, M., 1993, Adorno's Aesthetics of Music, New York: Cambridge University Press.

• Pensky, M., (ed.), 1997, The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern, Albany: State University of New York Press.

• Rensmann, L., and S. Gandesha (eds.), 2012, Arendt and Adorno: Political and Philosophical Investigations, Stanford, Calif.: Stanford University Press.

• Rose, G., 1978, The Melancholy Science: An Introduction to the Thought of Theodor W. Adorno, London: Macmillan Press.

• Ross, N. (ed.), 2015, The Aesthetic Ground of Critical Theory: New Readings of Benjamin and Adorno, Lanham, MD: Rowman & Littlefield.

• Schweppenhäuser, G., 2009, Theodor W. Adorno: An Introduction, Durham: Duke University Press.

• Sherman, D., 2007, Sartre and Adorno: The Dialectics of Subjectivity, Albany: State University of New York Press.

• Sherratt, Y., 2002, Adorno's Positive Dialectic, Cambridge: Cambridge University Press.

• Shuster, M., 2014, Autonomy after Auschwitz: Adorno, German Idealism, and Modernity, Chicago: The University of Chicago Press.

• Wellmer, A., 1991, The Persistence of Modernity: Essays on Aesthetics, Ethics, and Postmodernism, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• –––, 1998, Endgames: The Irreconcilable Nature of Modernity; Essays and Lectures, trans. D. Midgley, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Whitebook, J., 1995, Perversion and Utopia: A Study in Psychoanalysis and Critical Theory, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Wiggershaus, R., 1994, The Frankfurt School: Its History, Theories, and Political Significance, trans. M. Robertson, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Witkin, R. W., 2003, Adorno on Popular Culture, New York: Routledge.

• Zuidervaart, L., 1991, Adorno's Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion, Cambridge, Mass.: MIT Press.

• Zuidervaart, L., et al., 1998, “Adorno, Theodor Wiesengrund,” Encyclopedia of Aesthetics, Vol. 1, pp. 16–32, ed. M. Kelly, New York: Oxford University Press; second edition, 2014.

• Zuidervaart, L., 2007, Social Philosophy after Adorno, Cambridge: Cambridge University Press.

• Zuidervaart, L., 2014, “Theodor Adorno,” Oxford Bibliographies in Philosophy, ed. D. Pritchard, Oxford: Oxford University Press, abridged version available online

[1] Ганс Корнелиус (нем. Hans (Johannes Wilhelm) Cornelius) (1863–1947) — немецкий философ-неокантианец, психолог. В 1914 году он стал первым профессором философии и социологии Франкфуртского университета (получил статус университета в 1914 году), где его учениками были Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно и Лео Лёвенталь.

[2] Альбан Берг (нем. Alban Maria Johannes Berg) (1885–1935) — австрийский музыкальный композитор и музыкальный критик, представитель Новой венской школы. Адорно учился у Берга в течение нескольких месяцев 1925 года. После смерти учителя он участвует в написании монографии о творчестве Берга (Reich W. Alban Berg. Mit Bergs eigenen Schriften und Beiträgen von Theodor Wiesengrund-Adorno und Ernst Křenek. Wien — Leipzig — Zürich: Herbert Reichner Verlag, 1937), а в 1968 году объединяет более ранние статьи о нем в книгу (B). Сохранившаяся переписка Берга с Адорно была опубликована в 1997 году (Alban Berg / Theodor W. Adorno. Briefwechsel 1925–35 [136 Briefe]. Frankfurt: Suhrkamp, 1997).

[3] Габилитация, или хабилитация (нем. Habilitation; от лат. habilis — пригодный, способный) — принятое в европейской образовательной системе (Германии и других странах, чья образовательная модель организована по германскому образцу) обозначение диссертации, дающей право работать на должности приват-доцента или профессора. Габилитация является второй квалификационной работой, которая в РФ соответствует докторской диссертации. Она следует за докторской диссертацией (англ. PhD thesis), соответствующей в современной российской образовательной системе кандидатской диссертации.


Теодо́р Лю́двиг Визенгрунд Адо́рно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno ; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 года — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Image-Postwertzeichen DPAG - 100. Geburtstag Theodor W. Adorno 2003.jpg


Содержание

Происхождение

Теодор Людвиг Адорно Визенгрунд родился в семье еврейского и корсиканского происхождения. Семья его отца, Оскара Александра Визенгрунда (1870—1946), переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. [1] Торговую фирму Визенгрунд в Деттельбахе основал его отец Бериц Давид (впоследствии Визенгрунд) в 1822 году. Оскар Александр Визенгрунд значительно расширил фирму, эскпортировал вино в Великобританию и Соединённые штаты, и открыл филиал компании в Лейпциге. Мать Адорно, Мария Кальвелли-Адорно делла Пиана (1865—1952), была певицей. Её отец, уроженец южной корсиканской коммуны Афа Жан Франсуа Кальвелли (впоследствии Кальвелли делла Пиана), поселившись после женитьбы во Франкфурте работал учителем фехтования [1] .

Философские взгляды

Адорно и музыка

Адорно — автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере. Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано — Мария Луиза Лопес Вито.

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне, где многие годы проходила преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник — авторская работа русского художника Вадима Захарова [2] , выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Одна из стеклянных поверхностей памятника, обращенная к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 года была разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина.

Читайте также: