Охарактеризуйте оперативное лечение в древнем китае кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река) (рис. 33). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох.

В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Периодизация истории и врачевания

В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н. э.), когда страна была объединена в единую империю (в этот период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.)—время наивысшего расцвета древнего Китая. В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской ; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

Философские основы китайской медицины

Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н. э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н. э. и получила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.

Традиционная китайская медицина

Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях , которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V—IV вв. до н. э., во многом схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем, см. с. 186). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

Наиболее часто в этих целях исг пользовалось растение мокса (русск.— чолынь обыкновенная; лат. Artemisia \?ulgaris). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась моксa, собранная три года назад.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное' врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее все дошедшие до. нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины (см. с. 166).

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го. (141—208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания , достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н. э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую).

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в.

В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Эволюция культуры, рост её достижений и появление определенного научных знаний самым положительным образом сказываются на медицине (и хирургии как неотъемлемой её части): использовавшийся до того лишь эмпирический опыт народного врачевания, получает новые стимулы для своего развития.

Полагают, что хирургия как вид медицинской помощи родилась с возникновением первобытного общества. Об этом свидетельствуют археологические находки. Так, в пещере Шанидар (Ирак) в захоронении, возраст которого составляет примерно 60 тысяч лет, обнаружены останки взрослого мужчины, который жил примерно 45 тысяч лет назад: у него правая рука была ампутирована выше локтя, по-видимому намеренно. Первобытные люди умели, очевидно, лечить раны и переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. Некоторые историки медицины (Е.Х. Аккеркнехт, 1967) в так называемую примитивную хирургию включают помощь при ранах, переломах и вывихах, производство кровопусканий и разрезов, ампутаций и иссечений, кесаревы сечения и трепанации, а так же ритуальные и другие жертвоприношения.

В последующем, поскольку нужды возникавших государств и развивавшегося общества предписывали необходимость совершенствования способов и методов борьбы с болезнями, начался процесс накопления медицинских знаний, подсказанных практикой и носивших в известной мере научный характер. Важным было и формирование особого круга специалистов, чьей профессиональной обязанностью и основным занятием стало лечение заболеваний и травм.

Таким образом, хирургия – древнейшая отрасль врачевания. Возникшая ещё в доисторические времена, она развивалась в русле общего развития культуры первоначально в странах древних цивилизаций. Большой вклад в её становление и развитие был внесен в древнейших государствах Азии – Индии и Китае. Хирургия древних цивилизаций Азии была самым передовым разделом тогдашней медицины, доказав этим возможность и целесообразность использования радикальных способов лечения болезней.

Данная работа посвящена древнекитайскому хирургу Хуа-то. Этот хирург древности заслуживает внимания, потому что, во-первых, именно он стал очень искусно применять наркоз при хирургических манипуляциях, во-вторых, он усовершенствовал технику чжэнь-цзю терапии (акупунктура) и, наконец, его хирургическая техника даже на сегодняшний день заслуживает высокой меры уважения за профессионализм и искусство.

Первое государство в Китае возникло во II тысячелетии до нашей эры. К этому времени относятся древнейшие народные предания, начатки иероглифической письменности, становление и развитие культуры, часть которой, безусловно, была и медицина. Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. Так, древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох.

Так же очень богат мир философско-религиозных воззрений китайцев. Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы до религиозно-философских систем (конфуцианство, даосизм, другие учения) и философии стихийного материализма – натурфилософии. При чем необходимо отметить, что на развитие естественнонаучных взглядов определяющее значение оказала натурфилософия, тогда как конфуцианство и даосизм лишь ограничивали развитие естественнонаучных изысканий (запрет на вскрытие трупов, господство определенной системы взглядов на формирование мира и т.д.). Натурфилософия восходит к древним представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля), составляющих все многообразие материального мира. При этом объективный мир познаваем и находится в постоянном движении, а человек является частью единой системы: небо-человек-земля – и находится в гармонии с окружающим миром. Совершенно понятно, что и медицина в древнем Китае имела натурфилософскую основу.

Основные теоретические положения древней китайской медицины имеют всеобъемлющий характер и включают в себя:

1. знания о строении человеческого тела – которые начали накапливаться уже в древнем Китае, задолго до запрета на вскрытие тел умерших, провозглашенного конфуцианством;

2. представления о болезнях и их лечении – надо отметить, что болезни рассматривались с точки зрения натурфолософских позиций. Поэтому считалось, что здоровье – равновесие начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь – нарушение их правильного взаимодействия. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром;

3. искусство диагностики – которое включало в себя: осмотр состояния покровов и слизистых пациента, его прослушивание и простукивание, определение его общего состояния и настроения, подробный опрос, исследование пульса;

4. особый вид древнекитайского врачевания - чжэнь-дзю терапия, а именно иглоукалывание и прижигание, которые использовались в любом лечебном мероприятии;

5. хорошо развитое лекарственное врачевание – именно в Китае были впервые применены многие лекарственные травы, создана первая фармакопея (книга о лекарственных растениях);

6. развитая система профилактики заболеваний – включала в себя массаж и лечеьную гимнастику;

7. развитое оперативное лечение.

Далее речь пойдет о крупнейшем хирурге древнего Китая – Хуа-то.

Подлинного расцвета древнекитайская хирургия достигла во 2-3 веках н.э., когда жил и творил замечательный врач и хирург Хуа-то (141 – 208). Он жил в эпоху Хань, известную в истории Китая как золотой век, время расцвета китайской культуры. Он родился в провинции Аньхой, получил хорошее образование (в известном учебном заведении Сюиту) и, пренебрегая возможностями служебной карьеры, занялся медициной, быстро стал видным врачом. Он был блестящим диагностом, а для лечения применял как давно известные способы, например, чжэнь-цзю терапию, так и новые методы, такие как кровопускание, обливание водой, а так же собственную систему гимнастики у-чин-ши. Об этой созданной им гимнастике – её называют классической китайской гимнастикой – следует сказать особо. В ней движения носят подражательный характер и напоминают движения пяти животных и птиц – аиста, тигра, обезьяны, медведя и оленя. Комплекс гимнастических упражнений, созданный Хуа-то, до последнего времени пользовался большой популярностью в Китае.

В общем достижения Хуа-то в хирургии были бесспорными. Однако развитию древнекитайской хирургии (да и анатомии тоже) мешали религиозные представления, в частности, конфуцианская этика, запрещающая касаться ножом как живого, так и мертвого человеческого тела. Большие препятствия из-за этого пришлось преодолевать и Хуа-то.

Итак, видно, что медицина древних цивилизаций, в особенности китайской, была достаточно развитой как в вопросах оперативного лечения, так и в вопросах строения и функционирования организма. Хотя учения об устройстве человеческого организма и о способах его лечения от тех или иных недугов часто носили религиозный или мистический характер, можно говорить, что медицина Китая того периода уже носила достаточно естественный физиологический характер. Конечно же, изучение тех или иных естественных процессов в то время жестко регламентировались господствующей религией, но все равно стремления многих ученых достигали, в конце концов, определенных результатов.

Важно подчеркнуть, что характерной особенностью древнекитайской хирургии было то, что все болезни, которые лечили оперативным путем, рассматривались как заболевания всего организма. Поэтому вместе с операцией больному назначались внутренние лекарства, другие общие методы лечения, особенно часто – метод чжэнь-цзю терапии. Помимо прочего, это свидетельствовало о единстве медицины и хирургии в древнем Китае, как, впрочем, и в некоторых других древних цивилизациях (Индии).

Так же нужно отметить, что хирургия древнего Китая богата нововведениями в области лечения тех или иных заболеваний. Особенно показательна в этом случае деятельность древнекитайского хирурга Хуа-то. Именно Хуа-то стал повсеместно применять наркоз при оперативных вмешательствах, усовершенствовал методику чжэнь-цзю терапии, применял нестандартные методы операций и т.д. Поэтому деятельность этого хирурга древности представляет интерес и обладает несколько поучающим характером, а потому заслужила отдельного рассмотрения в данной работе.

Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. – М.: Наука, 2000;

Сорокина Т.С. История медицины: Учебник / в 2-х т. – Т. 1. – М.: Издательство РУДН, 1992;

Многотомное руководство по хирургии: Т. 1. Редактор тома – Панкратьев Б.Е. – М.: МЕДГИЗ, 1962;

Китай и Индия. Древнейшие цивилизации, достигшие в развитии медицинской помощи феноменального уровня для своего времени.

Очень большое значение в становление хирургии внесены одними из самых древних государств: Индией и Китаем.

Хирургия в Древней Индии

В своем труде Сушрута давал сведения о различных заболеваниях человека, обращал внимание на важность тщательного обследования больного. Он первым описал типичные признаки воспаления: припухлость, боль, местный жар, нарушение функции. Описал он более 150 различных заболеваний. Сюда же входили и многие хирургические, которые требовали оперативного лечения.
Известно, что древнеиндийские врачи были знакомы с анатомией. Но знания были далеко не исчерпывающими. По причине религиозных ограничений (где только с этим не столкнулись!) было большим преступлением вскрытие трупов не только человека, но и животных. Поэтому упражнения проводились на досках, покрытых воском, а также как материал применялись растения и плоды.
Различные проколы учились делать на шкурах зверей, наполненных водой.
Хирурги Древней Индии могли лечить довольно большой круг заболеваний. Конечно же — это прежде всего раны и травмы. Проводилось сшивание тканей льняными, пеньковыми, сухожильными нитями, конским волосом. Кровотечение останавливали с помощью холода, давящей повязки и присыпания золой. Накладывали повязки, пропитанные жиром или растопленным коровьим маслом.

Что касается обезболивания, то хирурги применяли различные настои из опия, индийской конопли, вина, белены. О высоком развитии хирургии того времени говорит то, что описываются такие хирургические приемы, как кесарево сечение, грыжесечение, ампутации конечностей. Есть описание даже лапаротомии с попыткой устранить заворот кишок! При сшивании ран также применялись муравьи, которые своими клещами прикусывали края ран.
Есть описание хирургических вмешательств при камнях мочевого пузыря. Для лечения свищей прямой кишки применялось рассечение и прижигание. Делались операции и при катаракте — удаление помутневшего хрусталика.

Очень большие достижения хирургов были в области пластической хирургии. В связи с распространенным в то время наказанием — ампутации носа, у хирургов хватало пациентов, нуждающихся в ринопластике.

Как видим, операции проводились очень тонкие и сложные, поэтому хирургический инструментарий был очень разнообразным и по тем временам очень передовым. Сушрута описывает 127 режущих (ножницы, пилы, ножи), клещеобразных (щипцы, пинцеты), трубчатых (различные зонды), различных когтеобразных и крючковатых инструментов ( для извлечения инородных тел).

Достижения хирургии Древнего Китая

Большие достижения медицины были и в еще одной древнейшей цивилизации — Китае. Появление первого государства относится ко второму тысячелетию до нашей эры. К этому времени развивается и культура, а как часть ее — медицина.
Несколько позднее, в период Чжаньго (5-8 век до н.э.) — приобретаются знания по анатомии и медицине.

О том, что хирургия в медицине древнего Китая занимает достойное место говорит то, что уже 3000 лет назад медицина подразделялась на внутренние болезни, хирургию, диалектику и ветеринарию. В книге говорилось, что больных со всеми наружными заболеваниями (раны, переломы, язвы) лечили врачи хирурги.

И истории медицины Древнего Китая сохранилось имя врача Бянь-Цяо, жившего в 5 веке до н.э. Он был первооткрывателем диагностики болезней с помощью исследования пульса. Бянь Цяо был в то время очень известным хирургом, который проводил операции под обезболиванием, для чего применял какой-то настой (вероятно на основе опия).

Очень развито в Древнем Китае было лечение различных повреждений костей — костоправство (сейчас мы это называем травматологией). Умели вправлять переломы и вывихи, применяли методы фиксации сломанной конечности. Для сшивания ран применялись жилы животных и джут.

Хуа То проводил операции на органах брюшной полости, ампутации конечностей, владел техникой трепанации черепа. Для ушивания ран применял шелк, сухожилия телят, ягнят. Для обезболивания применялся сок индийской конопли и вино, а также корень мандрагоры и беладонну.

Влиянии религии на познание анатомии человеческого тела коснулось и китайской медицины. Согласно конфуцианской этики, запрещается касаться ножом как живого, так и мертвого тела. Хуа То был чрезвычайно смелым, умным человеком. Имел независимый и малоуживчивый характер. Многие ему завидовали и строили различные козни. Хуа То применял новые для того времени методы лечения, что нередко вызывало недовольство у больных. Однако в те тяжелые времена заслуженная слава не принесла ему удачи, так как привлекла внимание Цао Цао. Этот влиятельный политический деятель страдал от сильной головной боли и потребовал, чтобы Хуа То стал его лечащим врачом. У Хуа То не было выбора. Между тем у Цао Цао появились подозрения, так как до него дошли слухи о том, что хирург пользуется большим уважением у генерала Гуань Юя, его соперника(которого он однажды вылечил). Головная боль Цао Цао усиливалась, несмотря на временное облегчение от иглоукалывания, он потребовал от Хуа То полного выздоровления. Врач предложил провести операцию на головном мозге с использованием анестезирующих средств. Это было воспринято диктатором как попытка его убить. В ярости Хуа То посадили в темницу в ожидании казни. Ранее считалось, что знаменитый врач умолял тюремщика передать своим ученикам свитки со своим медицинским опытом. Никто не знает, то ли тюремщик сжег свитки от страха, то ли сам Хуа То это сделал, но ценнейший медицинский опыт был утрачен. Жизнь гениального врача закончилась трагически: он умер в заключении в 208 году.

Очень большим плюсом в древнекитайской хирургии было то, что все хирургические болезни считались болезнями всего организма. Поэтому вместе с оперативным лечением больному назначали внутренние лекарства, акупунктуру.

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основные принципы зарождения медицины в Древнем Китае

Древние источники, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что китайская медицина, даже три тысячелетия тому назад специализировалась в лечении по нескольким направлениям: хирургия, диетология, внутренние болезни и ветеринария. Уже в десятом веке древние китайские монахи открыли секрет изготовления прививок от оспы, которая в те годы унесла много жизней. Вакцина изготавливалась из корочек оспы, которые брались из носа человека, переболевшего этим заболеванием. Затем их наносили на вату и вводили в ноздри больного. Только спустя много лет противооспенный материал стал наноситься на царапину.

Вся история медицины Китая тесно связана с его философией, которая свидетельствует о том, что в основе всего лежит так называемая Великая Триада, состоящая из Неба, Земли и Человека, их взаимосвязи и влияния друг на друга, а также взаимодействия между собой. Причиной существования всего является мужское и женское начало, единство Земли и Неба – инь и ян. Основными характерными качествами женского начала инь является состояние покоя, погружения, падения; мужского янского начала – движение, всплытие, подъем. Именно они и считаются первопричиной пяти элементов, существующих во Вселенной: воды, огня, дерева, земли и металла.

Таким образом, древняя медицина Китая в особенности в начале своего существования и развития, была основана на магии и религиозных канонах. Люди были убеждены, что все болезни возникают из-за того, что нарушается равновесие между пятью элементами, а также между энергиями инь и ян.

Философский подход к лечению в Китайской медицине

В настоящее время все большей популярностью пользуются нетрадиционные методы лечения, и первое место среди них принадлежит именно Китайской медицине. Зачастую, когда врачи не могут поставить правильный диагноз или заболевание считается неизлечимым, а иногда и смертельным, приходят на помощь знания и умения родом из Китая. Эти методики проверены столетиями и не имеют противопоказаний, в отличие от традиционных методов лечения. Китайская медицина представляет собой такое миропонимание, которое позволяет человеку жить и функционировать в соответствии с ритмами и режимами природы и окружающей среды.

Философия Древнего Китая видит прямую взаимосвязь человеческих болезней с внутренними факторами (гнев, страсть, глупость), приводящими к тому, что в организме начинается дисбаланс, и тело начинает подвергаться разрушению. Причина любого заболевания заключается в рассогласовании обеих энергий – инь и ян.

Именно поэтому, согласно китайским древним учениям, — это не просто лечение отдельно взятого органа, а комплекс мероприятий, направленный на выздоровление всего организма, как на физическом, так и на энергетическом уровне.

Основные методы лечения в Китайской медицине

Сейчас наиболее популярными методами лечения считаются акупунктура, акупрессура, массаж, мануальная терапия, фитотерапия, диетотерапия и цигун. Эти методы на протяжении многих веков применялись целителями Древнего Китая и зарекомендовали себя как очень действенные и эффективные методы лечения практически от всех недугов. Сейчас огромное количество современных клиник во всем мире специализируются именно на этих методах лечения.

1. Акупунктура (иглоукалывание или иглорефлексотерапия). Особенность этого метода лечения заключается в воздействии тонкими иголками на определенные точки, находящиеся на теле человека. Это помогает нормализовать циркуляцию энергии Ци, которая циркулирует по специальным меридианам (линиям). Иглоукалывание помогает этой энергии правильно течь по телу и тем самым избавляться от заболеваний, которые традиционными методами очень плохо поддаются лечению. Акупунктура дает отличные результаты при любых видах зависимостей (алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой), благоприятно воздействуя на нервную систему человека. Также с помощью этой системы лечения можно избавиться от мигрени, бессонницы, аллергии, бронхиальной астмы, устранить болевой синдром, а также эффективно бороться с ожирением и лишним весом.

Согласно древним преданиям, основоположником иглоукалывания был известный мудрец Фу-Си, который жил в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Именно он явил Китаю знания о жизненно важных для человека точках, которые расположены в специальных каналах, по которым проходит энергия человека. Кроме этого, он подарил миру знания о том, как можно строить дома и мосты, правильно ловить рыбу, а также ухаживать за домашними животными. Именно с его именем связаны изречения о том, как снабдить организм хорошей кровью и воздухом, которые делают человеческое тело здоровым и крепким, как зимой уберечься от сильного холода, а летом от сильной изнуряющей жары.

Первые иглы, которые использовались в китайской медицине, были сделаны из камня, немного позднее для их изготовления стали использовать яшму, кремний, кость, бамбук, а также серебро, платину, золото, нержавеющую стать. В то время применялись 9 различных форм игл (плоские, трехгранные, цилиндрической формы, круглые, с острым концом, с тупым концом, иглы в виде копья). Изначально они использовались не только для иглоукалывания, но и для выполнения операций, играя роль хирургических инструментов. Например, для того чтобы вскрыть нерв использовали острую иглу в виде стрелы, для операции мышечных тканей применялась игла с круглым концом, вместо уколов могли использовать иглу с тупым концом для воздействия на нужные точки тела и т.д. В настоящее время для иглоукалывания используют иглы, сделанные из серебра или нержавеющей стали. Они имеют очень тонкий стержень, что помогает сохранять ткани без повреждений.

Официально в 1980 году Всемирная организация здравоохранения признала иглоукалывание обоснованным, с научной точки зрения, методом лечения многих болезней и разрешила использовать его совместно с традиционными методами лечения и профилактики.

2. Массаж. Он представляет собой один из наиболее распространенных методов воздействия на тело человека, путем воздействия на мышцы, кости, внутренние органы, а также кожу. Уже в медицинских трактатах древнего Китая времен третьего тысячелетия до нашей эры есть детальное описание методов и приемов массажа для каждого конкретного случая и заболевания. Массаж помогает комплексно воздействовать на организм в целом, нормализируя работу всего тела, а не определенного органа. Его используют при нарушениях дыхательных функций, опорно-двигательного аппарата, заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной системы.

В Китае, кроме известного классического массажа, нашли широкое применение такие виды как Ань-Мо, Туйна и Гуаша.

Главное отличие массажа Туйна заключается в том, что специалист движения рук направляет не вверх, как в классическом массаже, а вниз. Таким образом, позволяя перетекать жизненной энергии Ци в ноги, она уравновешивает все энергетические центры. Туйна великолепно укрепляет здоровье человека и препятствует появлению многих тяжелых заболеваний. Приемы, применяемые в массаже, зависят от диагноза и общего состояния пациента. К ним относятся: разминание, поглаживание, сжимание, хватание и оттягивание. При этом мышцы пациента расслабляются и снимаются болезненные ощущения в теле, если они были изначально.

Одним из часто применяемых в последнее время техник китайского массажа является Гуаша. Эта техника имеет проверенный годами профилактический, лечебный и косметологический эффект. Продолжительность сеанса составляет около 20-30 минут.

Используя Гуаша в лечебных целях, массажист обязательно применяет специальное растительное масло или бальзам. На сегодняшний день существует три способа массажа Гуаша:

  • первый способ, который называется методом рассеивания (се-гуа) и предусматривает достаточно быстрые движения специальным скребком с сильным нажимом;
  • второй способ, который называется бу-гуа и заключается в слабом нажатии и движении скребка в медленном темпе;
  • третий способ, который имеет название пинь-бу (пинь-се) и заключается он в медленном движении с сильным нажатием.

Применение техники Гуаша в качестве профилактических мер, предусматривает контакт с телом пациента через ткань, поэтому масла или другие смазывающие мази здесь не используются. Массаж может сочетаться с другими процедурами, а может применяться отдельно. Применяют данную методику и в косметологии, воздействуя на лицо пациента с использованием специальных косметических средств или без них. Длительность такого сеанса составляет около 1,5 часа. Такая процедура имеет отличный омолаживающий эффект и помогает бороться с такими заболеваниями кожи, как угревая сыпь и пигментация, а также способствует выведению из пор кожи токсинов.

После проведения одной такой процедуры снимается синдром усталости, улучшается сон и обменные процессы в организме, укрепляется нервная и иммунная система. Очень эффективный метод Гуаша при следующих заболеваниях и нарушениях функциональной деятельности организма: остеохондрозе – для избавления от боли и возобновления нормального кровообращения; улучшения подвижности суставов; простудных и инфекционных заболеваниях, для уменьшения отеков слизистой оболочки органов дыхания; нормализации работы органов малого таза; укрепления сердечно-сосудистой системы и нормализации давления.

3. Мануальная терапия. Является одним из самых древних способов устранения функциональных нарушений организма человека. Ее эффективность доказана веками и сейчас многие врачи во всем мире в своей практике используют этот метод. С помощью него врач помогает избавиться пациенту от зажимов и блокад в области позвоночника. А, как известно, по позвоночнику протекает энергия, блокировка которой негативно сказывается на внутренних органах. Поэтому так важно привести позвоночник человека в здоровое состояние. Это позволяет работать не только с опорно-двигательным аппаратом, но и со всем организмом в целом.

Фото: Мануальная терапия

Мануальная терапия

Используя опыт древнекитайских мудрецов, на сегодняшний день современная медицина выделяет несколько направлений в мануальной терапии:

1) Мануальная терапия позвоночника и суставов. Она помогает эффективно бороться с такими недугами как остеохондроз, остеоартроз, сколиозы различной степени, сильные боли в шейном, грудном и поясничном отделе позвоночника; помогает возобновить подвижность суставов и избавиться от головных болей, вызванных нарушениями в шейном отделе позвоночника.

2) Кранио-сакральная терапия. Основным ее назначением является устранение головных болей, вызванных нарушениями кровообращения головного мозга. Этот метод мануальной терапии предназначен для улучшения венозного оттока крови из черепа и нормализации функционирования нервной системы в целом.

3) Висцеральня терапия, которая иногда упоминается, как массаж внутренних органов. Она используется для лечения и профилактики заболеваний внутренних органов брюшной полости: органов желудочно-кишечного тракта, половых органов, печени, селезенки, поджелудочной железы и других желез внутренней секреции. Очень часто именно эту методику массажа применяют для реабилитации после проведения оперативного вмешательства.

Главной особенностью мануальной терапии является то, что она, в отличие от классического массажа, имеет более дозированный спектр действия и применяется только на конкретных участках тела, именно в тех местах, где существует проблема.

4. Фитотерапия. В китайской медицине основным ее назначением является уравновешивание двух жизненных энергий, двух противоположностей инь и ян. Принцип лечения заключается в том, что когда выходят из строя органы, обладающие энергией инь их необходимо лечить энергией ян и наоборот, когда болеют органы ян, для их исцеления следует применять лекарственные растения с энергией инь. Фитотерапия позволяет эффективно устранять многие тяжелые заболевания, гармонизировать и правильно структурировать энергию в организме человека.

Из истории Древней Китайской культуры дошли сведения, что первым фитотерапевтом был Шэнь Нун, который проживал на этой территории в третьем тысячелетии до нашей эры. Свою жизнь он посвятил изучению и применению лекарственных растений, ядов и противоядий. Свои знания он передавал людям, для того чтобы те самостоятельно могли излечиться от недугов. Он смог выделить 365 различных растений, классифицировать их и описать лечебные свойства.

В фитотерапии Китая для правильного назначения препаратов все травы классифицируют на виды. К первому виду или группе принадлежат так называемые псевдотемпературные описания растения (горячее, теплое, холодное, нейтральное и ароматное). Второй вид характеризуется вкусовыми особенностями растения (кислое, соленое, горькое, сладкое и пряное). Поэтому для описания трав китайские травники и целители используют описания температуры и вкуса растения.

В данный момент современная китайская медицина использует примерно две тысячи видов лекарственных растений. Многие из них успешно применяются и в других странах, а некоторые используются только в Китае. Очень часто используется корень женьшеня, имбирь (его корень), а также препараты животного происхождения (морской конек, медвежья желчь).

В современной китайской медицине все чаще используют готовые формы, которые изготавливаются из ингредиентов растительного и животного происхождения. Все они предварительно обязательно обрабатываются и подвергаются строгому контролю на соответствие и качество. В зависимости от того, какую роль компоненты играют в лекарстве, их принято подразделять на четыре класса (вида):

  • Лекарство-монах. Оно является важнейшим компонентом и устраняет причину возникновения заболевания. Именно этого лекарства содержится больше всего в препарате.
  • Лекарство-министр. Основным его назначением является усиление целебных качеств основного лекарства (монаха).
  • Лекарство-помощник. Его основным предназначением является усиление действий лекарства-монаха и лекарства-министра, а также устранение симптомов других сопутствующих заболеваний. Оно может смягчать ядовитые компоненты основных лекарств, выполняя функцию противоядия.
  • Лекарство-проводник. Оно играет роль регулировки воздействия и взаимодействия всех лекарственных компонентов между собой.

Еще во времена Древнего Китая из лекарственных растений изготавливали таблетки путем измельчения ингредиентов до состояния порошка. Для скрепления использовался мед, который, кроме того, обладал сильными лечебными свойствами. Сейчас готовые лекарственные препараты выпускают в виде болюсов, паст, порошков и бальзамов, а также капсул и таблеток.

5. Диетотерапия. Огромный вклад в диетологию внесли знания Древнего Китая, которые неразрывно связаны с его философским учением. Согласно этим старинным знаниям все продукты питания систематизированы и описаны в трудах и литературных источниках. В соответствии с этим они описаны, исходя из таких данных: характер, вкусовые качества, вхождение в канал, а также необходимости восполнения или убавления.

  • По своему характеру продукты могут быть холодные, охлажденные, теплые, горячие и нейтральные. Холодные и прохладные продукты (вода, соль, многие овощи и фрукты, зеленый чай, соки, свинина) служат для восполнения жизненной энергии инь. Теплые и горячие продукты (специи, злаки, кофе, вино, супы овощные и мясные, различные пряности) способны восполнить энергию ян. Нейтральные продукты можно употреблять в пищу без вреда для организма. Они нужны для поддержания и питания энергии Ци.
  • Согласно своим вкусовым качествам, вся пища имеет 5 свойств, которые имеют свое предназначение:
    • сладкий вкус необходим для пополнения энергий инь и ян, а также для избавления от спазмов и восполнения крови;
    • острый вкус благоприятно влияет на свободное движение жизненной энергии и хорошо обновляет кровь;
    • соленый вкус восполняет энергию инь, избавляет от припухлостей, запоров и уплотнений;
    • вяжущий (кислый) вкус способствует прекращению кашля, эффективен при одышке, поносе и обильном потоотделении;
    • горький вкус помогает тонизировать организм, вывести токсины, снять жар и высушить влагу, особенно хорошо устраняет симптомы тошноты и рвоты.

    4) Восполнение и убавление. Согласно этой теории, продукты питания классифицируются на восполняющие, которые очень эффективно употреблять при больших нагрузках на организм (физических и умственных) для пополнения энергии и убавляющие, которые следует применять при различных застойных и простудных явлениях. В организме не должно быть продуктов ни в избытке, ни в недостатке. Именно для этого и применяется данный метод.

    Фото: Цигун – одно из направлений в философии и культуре Китая

    Цигун – одно из направлений в философии и культуре Китая В современной медицине Китая методика Цигун тщательно изучена и проверена, поэтому является официально признанной. Она дает высокие результаты при лечении таких болезней как артрит, артроз, сколиоз и паралич, заболеваний глаз, нормализации кровообращения и внутричерепного давления, а также репродуктивной функции организма. Сама форма этой системы включает в себя 30 упражнений, которые должны выполняться только в строгой последовательности. Именно в этом и заключается оздоровительное свойство этой методики.

    Система Цигун осваивается тремя основными уровнями

    Первый уровень. На этом этапе, упражнения направлены гибкость, легкость и пластичность позвоночника. Каждое упражнение прорабатывает определенный отдел позвоночника. В результате происходит активация внутренних процессов в организме, уходят болевые ощущения и блоки, улучшается работа внутренних органов. Для того чтобы перейти на следующий уровень, необходимо около четырех месяцев. Здесь тщательно изучается каждое упражнение, для того чтобы человек мог чувствовать и правильно регулировать свое тело и движения (Тяо Шень).

    Второй уровень. В его основе лежит управление функцией дыхания (Тяо Си). Здесь задействуется внутренняя сила и развивается жизненная нейтральная энергия Ци. На этом уровне происходит очищение сексуальной энергии в высших центрах. Эта система может также использоваться в сочетании с другими практиками.

    Третий уровень. Носит название Тяо Син, и отвечает за регулирование ума и сердца. Даосы считают, что продвижение на этом уровне напрямую зависит от преданности данной практике и помогает достигнуть состояния единства с высшими энергиями.

    Кроме философского подхода, система цигун имеет четко обоснованный научный подход и успешно применяется независимо от национальности и вероисповедания.

    Таким образом, вклад Китая в мировую медицину трудно переоценить, ведь древние знания используются, и по сей день, приобретая все большую популярность.

    Читайте также: