Осетино ингушский конфликт причины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Осети́но-ингу́шский конфли́кт — этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии (Российская Федерация), приведший к вооружённым столкновениям 31 октября — 4 ноября 1992 года, многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения. По состоянию на 2012 год не урегулирован.

Содержание

Предыстория

До 1944 года

Ингушские и осетинские поселения на территории равнинной и предгорной части современных Северной Осетии и Ингушетии известны уже с конца XVII века [3] . С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши, были переданы казакам. На принадлежавших ранее ингушам землях была создана чересполосица, представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию. Ингуши, однако, не смирились с таким положением дел. Противостояние с казаками продолжалось постоянно, при том, что царская власть поддерживала казаков. К началу революции на территории современного Пригородного района, а также части пограничных территорий совместно проживали терские казаки и ингуши. Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве, в основном заняли нейтральную сторону, казаки в основном заняли сторону белых, ингуши — красных. Поддержка власти Советов ингушами была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселённые казаками земли.

После окончания гражданской войны, ингуши потребовали от советской власти выполнения данного обещания. В связи с последним, при образовании Горской АССР, ингушам были возвращены значительное количество заселённых казаками земель [4] , при этом терские казаки были выселены. До 1924 года территория Северной Осетии и Ингушетии входила в состав Горской АССР. В 1924 году Горская АССР была упразднена и разделена на автономные области по национальному признаку. Территория нынешнего Пригородного района к востоку от Владикавказа входила в состав Ингушской автономной области (ещё во времена Горской АССР, с 1922 года) и была заселена в основном, ингушами. С 15 января 1934 года Чеченская автономная область и Ингушская автономная область были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, в 1937 году преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР (ЧИАССР).

Пригородный район в составе Северо-Осетинской АССР

23 февраля 1944 года началась депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию, а уже 7 марта Чечено-Ингушская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР была упразднена. На части территории упразднённой автономии была образована Грозненская область, а остальные территорий были поделены между соседними Грузинской ССР, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР. Северной Осетии отошли северная и центральная части Пригородного района, а также Ачалукский, Назрановский и Пседахский районы, западная часть Сунженского района и Малгобек [5] . Джерах-Мецхальский совет Пригородного района отошёл Грузинской ССР [6] . По решению Северо-Осетинского обкома от 8 мая того же года в отошедших к Северной Осетии территориях была заменена чеченская и ингушская топонимика (Пседахский район получил название Аланский район, а имеющие огромное историческое значение для ингушей село Ангушт, по которому они получили своё название и где в 1770 году они подписали присягу на верность России, стало называться Тарское) [7] . На территорию отошедших к Северной Осетии районов переселилось 55 тыс. человек, в том числе 26 тыс. осетин из высокогорных населённых пунктов Юго-Осетинской АО и 15 тыс. осетин из Северо-Осетинской АССР; переданная Грузии территория оставалась незаселённой [8] .

Движение ингушей за возвращение Пригородного района

Вооружённый конфликт

Предшествующие события



объединить добровольцев в отряды самообороны и организовать их дежурство во всех населённых пунктах Пригородного района Северной Осетии, где проживают ингуши. Дежурство отрядов осуществлять до передачи под юрисдикцию Ингушской Республики всех отторгнутых сталинским режимом земель [19] .

26 октября 1992 года после ряда обсуждений Президиум Верховного Совета России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско‑осетинских вопросов. На следующий день в 12 часов по местному времени около 150 вооружённых ингушей блокировали пост внутренних войск у селения Карца в Северной Осетии, потребовав вывода российских военных с территории республики [20] . В тот же день Верховный Совет Северной Осетии выдвинул ингушам ультиматум с требования снять до 12.00 29 октября блокаду с нескольких ведущих во Владикавказ дорог, иначе парламент введёт в республике чрезвычайное положение [21] .

Боевые действия

Вечером 30 октября начался обстрел из крупнокалиберных пулемётов ингушских кварталов в сёлах Камбилеевка и Октябрьское [22] . В ночь с 30 на 31 октября 1992 года в сёлах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооружёнными формированиями. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции [3] . В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские и югоосетинские [23] добровольцы с одной стороны — и ингушские вооружённые формирования (в том числе — пришедшие сюда из Ингушетии) с другой стороны, а затем — подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

Последствия

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) [19] . Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши [25] . Было утрачено до 90 % культурно-исторических ценностей ингушского народа [17] . Спецкорреспонденты газеты Коммерсантъ, побывавшие в Северной Осетии, писали об увиденном:

Ситуация после конфликта

Часть беженцев удалось вернуть, однако в некоторых сёлах возвращению ингушей сопротивляются местные жители — осетины. Ситуацию осложнял продолжавшийся конфликт между Грузией и Южной Осетией, в результате которого сама Северная Осетия тоже была вынуждена размещать у себя беженцев-осетин из Южной Осетии.

Попытки урегулирования конфликта

Урегулирование конфликта в период правления Путина

2006—2007 годы

8 февраля на совещании у полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака был принят план мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Оказалось, однако, что этот план возвращения ингушских вынужденных переселенцев устраивал лишь осетинскую сторону. Народное собрание Ингушетии отвергло его, поскольку, по мнению депутатов [36] , предложенный вариант урегулирования грубо нарушает конституционные права ингушей — вместо возвращения в свои дома ингушским вынужденным переселенцам предлагают обустраиваться на новых землях, причём это переселение может затянуться на годы. В связи с этим депутаты ингушского парламента направили Владимиру Путину обращение [36] , в котором указывают на проосетинскую позицию, занятую полпредом.

По состоянию на 8 февраля 2006 года на учете в Межрегиональном управлении ФМС России состояло 2388 семей, в составе 9788 человек (в том числе 1110 несовершеннолетних детей, не имеющих статуса вынужденного переселенца), принятых ранее от Управления по делам миграции МВД Республики Ингушетия и Управления по делам миграции МВД Республики Северная Осетия — Алания. В Межрегиональное управление ФМС России на указанную дату обратилось 2223 семьи с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен 1112 семьям (в составе 4097 человек), в том числе проживающих в стихийно образованном поселении вблизи с. Майское — 106 семьям (в составе 564 человек). В это же время Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия рассматривался вопрос о доукомплектовании и подготовке к передаче в Межрегиональное управлении ФМС России дополнительно 615 учетных дел (1995 человек) и дел на 300 вынужденных переселенцев (приблизительно 130 семей), в отношении которых судами Республики Ингушетия вынесены решения о восстановлении им статуса вынужденного переселенца. Помимо этого в судах РИ находились на рассмотрении иски о восстановлении статуса вынужденного переселенца от более 300 семей. Таким образом, общее количество вынужденных переселенцев, по состоянию на 8 февраля 2006 года составило более 3400 семей или приблизительно 11 000—11 500 человек. Общий объём финансирования, направляемый бюджетом Российской Федерации в 2006 году на выплаты субсидий гражданам, признанным органами миграционной службы вынужденными переселенцами в результате осетино-ингушского конфликта, на строительство, восстановление и приобретение жилья, составил 1 719 531 563 рубля.

К 2007 году все жители стихийно образовавшегося поселения вблизи поселка Майский были обустроены Межрегиональным управлением ФМС России, а само поселение перестало существовать. Необходимо заметить, что заселение поселка Новый происходило с существенной экономической помощью переезжающим туда вынужденным переселенцам. Они получали безвозмездно участок земли рыночной стоимостью около 10 000 долларов США, приспособленный для жизни в зимний период вагончик-бытовку на момент переезда, а также финансирование на строительство дома по числу членов семьи на момент переселения. Объём финансирования, направляемый Российской Федерацией на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта измерялся миллиардами рублей. Значительная часть вынужденных переселенцев не имели документов, необходимых для оказания государственной поддержки. Большинство лиц, получивших государственную поддержку, получили её по решению суда Республики Ингушетия, так как не имели необходимых документов.

Урегулирование конфликта в период правления Медведева

В ходе двухсторонней встречи в декабре 2009 года между президентами республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания была подписана Программа совместных действий по развитию добрососедских отношений между Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия в 2010 году [38] .

Упор в программе делался на активное участие в постконфликтном урегулировании общественных организаций, особенно молодёжных, многосторонние консультации по проблемам урегулирования и создание социальных условий для реализации молодежи двух этнических групп.


Предыстория ингушских притязаний и борьба с соседями за земли

Митинг ингушей. 1973 год./Фото: khamarzkostoev.files.wordpress.com

С приходом русских на Кавказ часть населенных ингушами территорий было решено передать терским казакам. На этих землях создали чересполосицу из казачьих станиц между равнинной Ингушетией и горной. Однако ингуши таким положением дел не удовлетворились, что породило постоянные соседские противостояния.

Накануне революции ингуши продолжали делить с терскими казаками земли сегодняшнего Пригородного района РСО и часть пограничных территорий. В ходе гражданской войны казаки в большинстве своем приняли сторону белых, ингуши же присоединились к красным. Поддержка советской власти объяснялась гарантиями красных возвращения ингушам земель, населённых казаками. По окончании войны во исполнение данных обещаний власть советов выселила терских казаков, вернув ингушам значительные территории.

До 1924 года ингуши и северные осетины пребывали в составе единой Горской АССР. Позже последнюю упразднили, разделив на Северо-Осетинскую и Ингушскую автономии, при этом Владикавказ выступал единым админцентром обеих областей, оставаясь самостоятельным. Ингушская земля, помимо сегодняшней Ингушетии, включала в себя соседние территории – правобережные территории Владикавказа и сам Пригородный район. Территориальные претензии между автономиями возникали уже тогда.

Обострение взаимоотношений осетин с ингушами спровоцировало решение Северо-Кавказского краевого комитета о передаче города Владикавказа осетинской автономии. Несогласие ингушской интеллигенции и опротестование спорного постановления в итоге привели к снятию данного вопроса с повестки дня. Однако на заре 30-х годов принадлежность Владикавказа снова актуализировалась, и город под новым названием Орджоникидзе снова передали Осетии. Ингушей же вместе с чеченцами объединили в одной автономной Чечено-Ингушской области.

Депортация по-сталински и конфликт, спровоцированный реабилитацией

Жители Ингушетии у мемориала памяти жертв трагедии осени 1992 года./Фото: angusht.org

К 1944 году объединенную республику упразднили. Это было связано с начавшейся высылкой ингушей и чеченцев в Казахстан и Сибирь. Депортировали ингушей и из Пригородного района, окончательно и официально передав его осетинам. К 1957-му репрессированному народу позволили вернуться домой, Чечено-Ингушетию реабилитировали немного в смещенных границах. А в виде компенсаций в ведение Чечено-Ингушской АССР передали два ставропольских района.

При этом Пригородный район оставили Северной Осетии, и возвращение туда ингушей не особо приветствовалось. Но многие из них возвращались, покупая у осетин когда-то принадлежавшие им дворы, нелегально живя и получая прописку. Многие из них учились и трудились в учреждениях Владикавказа, несмотря на напряженные отношения с осетинскими представителями, встречались даже смешанные браки.

С тех времен стали особенно популярны ингушские идеи о возвращении исторических границ. В 1973-м в Грозном прозвучали открытые народные требования вернуть ингушам Пригородный район. А к началу 1990-х проблема стала обсуждаться на всех уровнях. Катализатором последующих споров стал закон ВС СССР, предусматривавший так называемую "территориальную реабилитацию". Такое решение обострило требования ингушей, усилив их юридическую базу. На фоне устоявшейся к тому времени напряженности, при отсутствии действенных наработок регулирования конфликтов и с учетом свободного доступа к боевому оружию обостренная конфронтация вылилась в войну.

После распада Советского Союза перестала существовать и Чечено-Ингушская АССР. Чечня объявила независимость, а Ингушетия пожелала остаться в юрисдикции России. 15 сентября 1991-го народные депутаты провозгласили Ингушскую республику с включением исторических территорий с админцентром во Владикавказе. Однако в содержании закона Российской Федерации об Ингушетии в составе РФ границы не были определены.

Москва не спешила реализовывать закон о реабилитации сталинских репрессированных. В октябре 1992-го власти Назрани, выражая волеизъявление народа Ингушетии о защите проживающих в Северной Осетии граждан, приняли решение организовать дежурство отрядов самообороны в заселенных ингушами областях Пригородного района. Операция планировалась до момента передачи Ингушетии всех отнятых Сталиным территорий. В ответ власти Северной Осетии выступили за разоружение ингушей и разблокирование местных населенных пунктов, выражая готовность провести военную операцию собственными силами.

Затянутое решение острого вопроса привело к трагедии. И в ночь на 31-е октября 1992-го после нескольких провокаций произошли серьезные осетино-ингушские стычки. Ингушские отряды напали на пост внутренних российских войск, поселковый милицейский участок и местную ГАИ. За этим в Пригородном районе, Владикавказе и близлежащих поселках последовали убийства с захватами заложников, поджогами и разграблениями домов, повлекшие привлечение регулярной Российской армии и завершившиеся вытеснением ингушей из Владикавказа и Пригородного района. По официальным данным в вооруженном столкновении, продлившемся до 5 ноября, погибли около 600 человек (по большей части ингушей), ранены до тысячи человек, более 250 пропали без вести.

Как сегодня уживаются осетины с ингушами

Уровень конфликта потребовал вмешательства российской армии./Фото: fb.ru

Сегодня в Северной Осетии живут до 30 тыс. ингушей. При этом есть ряд селений, где они достаточно мирно сожительствуют с осетинами. Одно из таких мест - село Балта на окраине РСО. В нескольких минутах езды — грузинская граница. Здешние жители с детства владеют несколькими языками и знакомы с традициями друг друга.

В СССР село принадлежало сначала Ингушской автономии, а позже — Чечено-Ингушской. Туда заселялись ингуши, армяне, русские. После сталинской депортации ингушей Балта перешла Северной Осетии. А когда ингушам позволили вернуться домой, выходцы из села приезжали обратно. В постсоветские годы в Балте обосновались не только представители осетино-ингушского конфликта, но и беженцы после грузино-осетинских столкновений.

Сегодня село можно смело называть интернациональным. Ингушские представители часто живут обособленно, не отдают своих дочерей замуж за представителей других наций. Однако открытых межнациональных противостояний здесь нет. И хотя провластные организации официального Магаса так и не смирились с утвержденными границами, проживающие на осетинской территории ингуши понимают, что эскалация конфликта приведет к новой крови.

К слову, вопреки сложившимся стереотипам, среди коренных осетинов и ингушей можно найти светловолосых и голубоглазых людей. И на это есть объективные исторические причины.

Осетино-ингушский конфликт ведут два маленькие народа, которые живут бок о бок на одной территории уже много веков. Обостренная фаза противостояния началась в 1992 году, но вооружённые столкновения происходили только пять дней – с тридцать первого октября по четвёртое ноября того же года.

осетино ингушский конфликт

Предпосылки

Главным "яблоком раздора" стал Пригородный район, на территории которого в разное время жили аланы, затем ингуши.

Во время сталинских репрессий ингушей и чеченов депортировали в Казахстан и Сибирь, а освободившуюся землю включили в состав Северной Осетии и заселили осетинами.

Спустя пятнадцать лет после трагических событий было принято решение о реабилитации и возвращении чеченцев и ингушей на родные территории, и те начали опять занимать свои села. Но осетины не были готовы отдать земли, на которых уже успели обжиться. Поэтому Пригородный район оставили в составе Северной Осетии, а взамен Чечено-Ингушская АССР получила несколько других территорий.

Летом 1992 года в составе РФ образовалась Ингушская республика, но ее границы не были четко определены, и Пригородный район остался в зоне интересов осетинов и ингушей. На фоне этой сложной ситуации был спровоцирован вооруженный конфликт.

Начало военных действий

30 октября 1992 года начался обстрел ингушских сёл Пригородного района, чтобы ингуши навсегда оставили эти земли. В ночь с 30 на 31 октября произошёл конфликт между военными формированиями враждующих республик, а первого ноября на территорию были введены российские войска. Тогда же организовали Чрезвычайный комитет спасения ингушского населения, заданием которого была эвакуация людей из зоны военных действий. После того как российские войска развели противоборствующие стороны, осетины начали захват в заложники и убийства ингушей. Практически все ингушское население было вынуждено покинуть свои дома и бежать на территорию Ингушетии.

конфликт в осетии

Осетино-ингушский конфликт стал причиной множества смертей, погибло более 600 человек, почти 1000 получили ранения, многие люди пропали без вести. Было уничтожено тринадцать ингушских сёл Пригородного района, где и происходили военные действия. Более девяноста процентов культурно-исторических ценностей на этой территории были утрачены навсегда.

В результате конфликта около тридцати тысяч ингушей были депортированы из Осетии. При этом многие умирали во время длительного перехода через границу.

Какие-либо значительные события в Ингушетии или в Осетии после этого не происходили, и сейчас конфликт принял затяжной характер.

Дальнейшее развитие событий

Активные действия, составившие осетино-ингушский конфликт, произошли более двадцати лет назад, но за это время их последствия так и не были до конца ликвидированы. Обе стороны неоднократно заключали различные соглашения, которые, однако, не продвигали разрешение причин конфликта. Так, Ингушетия требует возвращения Пригородного района в её состав и утверждает, что Осетия задерживает процесс переселения. А та, в свою очередь, указывает, что количество беженцев-ингушей завышено, к тому же в районе ещё нет нужной морально-психологической обстановки для совместного проживания двух народов.

события в ингушетии

В 2004 году Путин подписал указ, по которому обязанности по переселению беженцев возлагались на его представительство в Южном Федеральном округе.

В 2005 году Ингушетия оказалась единственным российским регионом, у которого не были определены административные границы. Согласно одному из законов, они должны определяться с учётом отторгнутых земель, находящихся в составе Осетии. По другому же закону, изменение границ территорий может происходить только по обоюдному согласию сторон, достичь которого не удавалось. Позже в этом же году был составлен стратегический план, который должен завершить осетино-ингушский конфликт. В этом плане подробно описываются сроки возвращения ингушей, места, в которых они должны были быть расселены, и множество других деталей. Однако Дзасохов, президент Осетии, отказался подписать этот документ.

Таким образом, конфликт в Осетии, начавшийся из-за небольшого участка земли, продолжается вот уже два десятилетия, и пока что нет реального способа его закончить.

Читайте также: