Возрождение национальных традиций в белорусской культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XIX веке - формирование белорусской нации, становление национальной культуры.

Образование. В результате школьной реформы 1864 г. школа стала всесословной и светской

Начальное образование: церковно-приходские ИЛИ народные и городские

(православная церковь) (Министерство Просвещения)

Среднее образование: Гимназии

Классические Реальные

(языки, история) ( Точные дисциплины и естествознание )

Высшее образование: Университет Технические ВУЗы

(нет на Беларуси,

1832 г. – закрыт Виленский ун-т) (Гора-Горецкий земледельч. ин-т)

Профессиональную подготовку давали также учительские семинарии, кадетский корпус, реальные

училища, сельскохозяйственные школы. Однако система образования не обеспечивала возможности

получения всеми детьми школьного возраста даже начального образования.

По отношению к Беларуси официальной теорией правительства являлся западноруссизм: белорусы – не

самостоятельная нация, а западная часть русского этноса, ополяченная. Отсюда неуважение и невнимание к

бел. языку и культуре. Тем не менее, в 19 веке начинается формирование белоруского литературного языка,

разрабатывается грамматика. Создателями бел. лит. стали выходцы из ополяченной шляхты, которые, изучая

фольклор, сами пробовали писать произведения на белорусском языке:

Анонимные поэмы – “Энеида навыворот” и “Тарас на Парнасе”

Я.Борщевский, В.Дунин-Мартинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина, М.Богданович.

- воспевали родную природу и славное прошлое народа

- отстаивали красоту и достоинства бел.языка

- показывали тяжелую долю бел. крестьянства

Развитие научных знаний о Беларуси.

Ян Чечот – собрал и издал 6 сборников “Деревенских песен”, Конст. и Евстафий Тышкевичи открыли первый

музей в Логойске, Иван Носович – “Словарь белорусского наречия”, Ефим Карский - трёхтомник “Белорусы”,

энциклопедия белорусоведения, Вацлав Ластовский– “Краткая история Беларуси”. Митрофан Довнар-

Запольский - обо­сновал положение о существовании самобытного белорусского этноса, «его отличия от

(Руководитель Бронислав Эпимах-Шипило), значительным явлением стало издание братьями Иваном и

белорусского народа на сохранение и развитие национального языка и культуры, пропагандировала

идею единства всех белорусов — и православных, и католиков. С ней сотрудничали Я.Купала,

Я.Колас, Ядвигин Ш., Алоиза Пашкевич (Тётка), Карусь Каганец и др.

Жанры: исторический, натюрморт ( Иван Хруцкий), портрет, пейзаж (Витольд Белыницкий-Бируля), бытовой (Юдаль Пэн – учитель Марка Шагала)

Господ­ствовал эклектизм,при котором использовались разностилевые формы — неоготика, необарокко, неоклассицизм и др. Пример – минский костёл Св.Симона и Елены это неороманский стиль. С появлением стиля модернраспространение получили новые типы строений — вокзалы, банки, промышленные здания, жилые дома.

Станислав Монюшко – основатель белорусской оперы (опера “Галька”), Антон Абрамович – муз.поэма “Беларусская свадьба” на основе нац. мелодий. 1910 г. –первый профессиональный театр ( создал Игнатий

Буйницкий), его труппа действовала как гастрольный коллектив.

Вывод: ХІХ в. – период всестороннего развития культуры, нач. ХХ века – национальное возрождение

Культурологическое значение творчества Ф.Скорины огромно. Оно включает:

- введение книгопечатания у восточных славян;

- появление элементов живой народной речи в священных книгах;

- привнесение идей и веяний Ренессанса и Реформации в бытие не только белорусского, но и многих других славянских народов (так, известно, что скорининские книги переводились и переписывались южными славянами, а также на Украине, в Галиции, в Московии). Это особенно важно, поскольку народ лишь тогда становится полноценным этнокультурным образованием, когда его достижения становятся предметом культурного заимствования других народов.

2. ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (С. БУДНЫЙ, К. КАЛИНОВСКИЙ. Ф. БОГУШЕВИЧ)

Первой типографией на территории современной Беларуси была типография в Бресте, которую основал в 1553 г. известный ученый-гуманист, ученик Эразма Ротердамского Бернард Воевудка. Его дело продолжили С.Мурмелиус и Ц.Базилик. Инициатором создания брестской типографии был один из богатейших людей Европы, канцлер Великого княжества Литовского и брестский староста Николай Радзивилл Черный. Истинным шедевром восточнославянского искусства является ''Брестская библия'' 1558 г.

Книгоиздательская и литературная деятельность белорусского гуманиста, просветителя, философа, поэта Сымона Будного проходила главным образом в Беларуси. В 1562 г. в Несвиже он издал первую в Беларуси книгу на белорусском языке - ''Катехизис''. Последователем Ф.Скорины можно с полным правом считать знаменитого деятеля Реформации Василя Тяпинского. Сохранилось только одно его издание - ''Евангелие'', напечатанное на церковнославянском и белорусском языках. В предисловии к своей книге Тяпинский выступал в защиту отечественной культуры, белорусского и славянского языков. Важное место в истории книгопечатания и культурного развития Беларуси занимает деятельность типография в Заблудове. Заблудовская типография была основана в конце 60-х гг. XYI в. на Гродненщине, в имении белорусского магната Григория Хадкевича и на его средства. Активное участие в ее организации приняли Иван Федоров и Петр Мстиславец, уроженец белорусского города Мстислава. В типографии вышли две книги - ''Евангелие учительное'' и ''Псалстырь''.

Православный литературный и издательский центр, основанный в Вильно братьями Мамоничами, оказал большое влияние на культурную жизнь Великого княжества Литовского и других стран. ''Дом Мамоничей'', который получил три королевских привилея, имел широкие связи общеевропейского масштаба. Белорусские печатные книги в конце XYI в. буквально наводнили Россию, для которой Мамоничи начали специально издавать литературу и даже имели в Москве свое представительство. Типография Мамоничей первая в белорусском книгопечатании начала выпускать кириллические книги правового характера. Первым официальным изданием стал ''Трибунал'' (1586). В 1588 г. Мамоничи напечатали важное издание - ''Статут Великого княжества Литовского'', который существовал уже давно, но в рукописных списках и был единственным собранием законов в Европе с времен Римского права до Наполеоновского кодекса.

При характеристике эпохи, в которую жил Скорина, нельзя обойти и такой весьма важный фактор культуры Великого княжества Литовского, как меценатство. Как известно, меценатство сыграло определенную положительную роль в развитии европейской культуры эпохи Возрождения. Так, книгоиздательский почин Скорины субсидировали богатые виленские горожане-белорусы Богдан Оньков и Якуб Бабич. Причем инициаторы издания сочинения Моджевского рассматривали свою деятельность не как простую дань интеллектуально-гуманистической увлеченности, а как служение насущным общественным интересам, общему благу.

С эпохой Скорны связано становление и развитие белорусского языка, национальной письменности, в частности литературы. Как правильно отмечает В.М. Конон, Скориной была вполне осознана важность родного языка не только как носителя культуры, но и как фактора, стабилизирующего целостность народа [25]. На базе белорусского языка завивается летописание, литература. В то же время литература народов Великого княжества Литовского XVI-XVII вв. развивалась не только на родном, но и на латинском и польском языках. В культуре Белоруссии эпох: Возрождения, как и в культуре Украины и Литвы этого периода, следует отметить две особенности: полилингвизм и национальную неоднозначность. Первая особенность заключается в том, что культура народов Великого княжества Литовского в рассматриваемую эпоху развивалась не только на родном языке, но и (в силу ряда исторических обстоятельств) на других языках. Культура Белоруссии, например, развивается и функционирует в этот период не только на старобелорусском и церковнославянском, но и на латинском и польском языкам. В настоящее время преодолена ошибочная точка зрения, в соответствии с которой из сферы отечественной - белорусской, украинской литовской - культуры исключалась латинская письменность, что, несомненно, обедняло и односторонне представляло духовное развитие белорусского, украинского и литовского народов в рассматриваемый исторический отрезок времени. Современными исследователями широко вводится в научный оборот отечественная литература на латинском языке как неотъемлемая составная часть литературно-философского процесса и культуры народов Белоруссии, Украины и Литвы в целом по крайней мере на протяжении XIV-XVIII вв. Точно таким же, на наш взгляд, должно быть отношение к отечественным культурным ценностям, созданным на польском языке. Литературное наследие на польском языке в области философской, социально-политической и правовой мысли, этики, эстетики, теологии, прозы, поэзии и т. д., созданное культурными деятелями Белоруссии, Украины и Литвы начиная с эпохи Возрождения и до XIX в. включительно, составляет органическую часть отечественной культуры и в качестве таковой должно являться объектом научного исследования.

Почему же белорусский язык, являвшийся государственным языком, достигнув значительного развития в эпоху Возрождения, уже со второй половины XVI в. постепенно сдавал свои позиции, вытеснялся польским и латинским языками в государственных учреждениях, общественной и частной жизни феодалов, художественной литературе, философской и общественно-политической мысли? В силу каких обстоятельств официальная культура Белоруссии в определенный период истории вынуждена была развиваться по преимуществу в неадекватной языковой форме?

3. ФИЛОСОФСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Конец 80–90-х гг. XX в. можно считать переломным моментом в истории исторической науки Беларуси. Впервые были предприняты попытки создания базисных концепций истории Беларуси с позиций национальной историографии и органичного включения отечественной (белорусской) истории в общеевропейский контекст исторического развития. Создано первое поколение белорусских учебников (для вузов и средних школ) по истории, что позволило дать новому поколению белорусов более панорамное и альтернативное (по сравнению с предшествующей односторонне-идеологической матрицей) видение своего прошлого.

Структурная перестройка организационных форм исторической науки коснулась как академических институтов исторического профиля НАНБ, так и вузовских центров исторических исследований. В Институте истории НАНБ появились новые проблемно-отраслевые отделы, отражающие актуальные доминанты историографии конца XX в. (отделы: специальных исторических дисциплин, военной истории, национально-культурного развития Беларуси, истории международных отношений). В БГУ открылась кафедра источниковедения и музееведения. В БГУ, ГрГУ им. Янки Купалы и др. образованы центры и лаборатории по истории белорусской и мировой культуры.

В ходе дискуссий коренной концептуальной ревизии были подвергнуты такие наиболее значимые проблемы белорусской истории, как:

- характер государственности на белорусских землях в период раннего средневековья (IX–ХIII вв.) (М. Ткачев, С. Тарасов, Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Пилипенко и др.);

- процесс формирования государственности в Великом княжестве Литовском и роль в этом процессе белорусского фактора (В. Носевич, А. Кравцевич, М. Ткачев, Г. Голенченко, А. Грицкевич, И. Юхо, Н. Ермолович, П. Лойко и др);

- значение белорусской культуры и белорусского этноса в формировании культурных и политических традиций Великого княжества Литовского (Г. Голенченко, С. Подокшин, Д. Карев, М. Пилипенко И. Чаквин, А. Мальдис и др.);

- роль военных конфликтов с восточным соседом – Россией – в XVI–XVIII вв. (Г. Саганович, М. Ткачев, О. Яновский и др.);

- роль христианства и христианских конфессий в истории Беларуси (Г. Голенченко, С. Подокшин, Е. Филатова, В. Григорьева, Л. Иванова, С. Морозова, И. Саверченко Н. Дорошевичи др.);

- Октябрьская революция и политика (внутренняя и внешняя) советского государства (М. Бич, Н. Сташкевич, Л. Лыч, И. Игнатенко и М. Костюк, Т. Протько, В. Михнюк др.).

- особенности процесса национально-культурного развития белорусов в XIX–XX вв. и процесс генезиса капитализма в Беларуси (М. Бич, И. Панютич, З. Шибека, А. Киштымов, А. Лютый, Г. Киселев, Д. Карев, П. Терешкович и др.);

- история регионов Беларуси (И. Ковкель, И. Крень, Б. Клейн и др.);

- история белорусского шляхетства и дворянства (А. Грицкевич, Я. Запрудник, А. Смоленчук, А. Нарбут и др.)

При всем богатстве эмпирического материала, помещаемого в белорусской исторической периодике, пока редки попытки осмыслить его теоретически. Недостаточно выявлены особенности формирования на территории Беларуси того культурно-исторического комплекса, который явился результатом действия многочисленных этнических, конфессиональных, социально-экономических, политических и иных факторов.

Радикальная ревизия устоявшихся концепций истории Беларуси, произошедшая в 90-е гг. XX в., в немалой степени определялась кризисным состоянием, которое переживает историческая наука Республики Беларусь. Отказ от марксистской методологии истории и поиски более универсальных методологических подходов (цивилизационного, в частности) привели к коренному переосмыслению критериев периодизации национальной истории. В центре дискуссий о периодизации находился вопрос о соотношении формационного и цивилизационного подходов к анализу истории белорусского общества. Внедрение новых критериев периодизации отразилось в содержании учебников по истории Беларуси. В итоге периодизация истории Беларуси стала выравниваться по стандартам западноевропейской историографической традиции XX в. Принципиально новым моментом, отраженным в учебниках, стало применение методов исторической компаративистики, когда белорусская история включалась и рассматривалась в общем контексте европейского исторического процесса. Существенному пересмотру подверглись ключевые историко-теоретические понятия, положенные в основу понимания содержания социально-политической истории (общественный прогресс, революция и реформы, кризисы и альтернативы исторического развития, государство и личность).

Соответственно среди исследовательских приоритетов, на наш взгляд, сегодня выделяются две проблемы. Первая – это проблема истории белорусской государственности (исследования И. Юхо, Н. Улащика, С. Сокола, В. Круталевича, Н. Сильченко и др.); вторая – проблема эволюции исторической памяти белорусов Х–XX вв., исследуемая с конца 80-х гг. в ГрГУ им. Янки Купалы коллективом историков кафедры всеобщей истории, а в Минске – кафедрой истории Беларуси. Обе проблемы тесно взаимосвязаны и представляют существенный интерес в деле развития белорусской государственности. Думается что, исторической науке Республики Беларусь предстоит сыграть значительную роль в формировании национального самосознания белорусов и рамках XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сыны і пасынкі беларусі, составитель С.В.Барыс. Минск: “Полымя”, 1996;

Идею Белорусского Возрождения впервые сформулировали и обосновали в начале XIX в. профессора Виленского университета Михаил Бобровский и Игнат Данилович.

Национальное движение первоначально было направлено против полонизации и латинизации Беларуси, а после трех разделов Речи Посполитой и инкорпорации белорусских земель в состав Российской империи дополнилось и антирусификаторским направлением.

Первые проявления белорусского движения выражаются, главным образом, в развитии белорусской письменности. В литературе с 30-х гг. XIX в. появляется так называемое белорусское направление или школа. Этнографы, филологи, историки, писатели, поэты (Я. Чечет, А. Киркор, Т. Нарбут, Я. Борщевский, А. Рыпинский и др.) посвящают изучению Беларуси целый ряд своих работ, издавая их на польском и белорусском (латинским шрифтом) языках.

В начале 50-х годов в Беларуси начинает развиваться творчество В. Дунина-Марцинкевича (1807-1885 гг.), который старается разбудить народную массу, обращаясь к ней на родном ей языке.
После подавления восстания 1863-1864 гг. царское правительство не допускало никаких проявлений национальной жизни в Беларуси. Процесс национального возрождения вновь перешел в русло культурно-просветительной работы.

В конце 80-х и начале 90-х гг. XIX в. возникают первые небольшие демократические кружки с целью изучения Беларуси.

В целом, все возникавшие в это время белорусские организации будили национальное самосознание в массах, сознание собственного человеческого достоинства, боролись с пренебрежительным отношением к белорусскому языку, культуре, традициям и пропагандировали мысль о правах человека и гражданина.

Таким образом, под Белорусским Возрождением конца XIX - начала XX вв. понимают процессы становления белорусского национального языка, литературы, возобновления белорусского книгопечатания, создания национальной печати и образования, национальных школ в театральном и изобразительном искусствах и т. д.

Белорусское Возрождение представляло собой комплексную национальную программу во всех сферах: политической, социальной и духовной.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

01 91b1c56b54a2b0fd9cd13bea5ea606ee.jpg

Историческая реконструкция художника Павла Татарникова

02 04d36136477d419a6a6b42f75fdf7b73.jpg

После поражения восстания 1863-1864 гг., которое ставило главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., в среде белорусской интеллигенции приходит понимание, что исторической почвой Беларуси является не Варшава, а Полоцк. Революционеры-народники еще в 1880-х гг. подчеркивали особую значимость Полоцкой земли в белорусской истории:

В 1910 г. выходит “Кароткая гісторыя Беларусі” Вацлава Ластовского, первая книга по истории страны, написанная белорусом для своих соотечественников. Приоритет Полоцка в контексте национальной истории обозначается автором кратко и по существу: “Полацк – самае даўняе і сільнае з усіх беларускіх княстваў”. Особо была отмечена роль легендарного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, но не в качестве удельного правителя, а как исторической личности, значимой для национальной истории белорусов.

03.jpg

Портрет Всеслава Чародея работы Язэпа Драздовича

“Усяслаў займае пачэснае месца ў гісторыі нашага краю: ён патрапіў высока паставіць сваё княства, прылучыўшы да Полацка княствы: Мінскае, Віцебскае, Аршанскае, Мсціслаўскае, Лукомльскае, Друцкае, Лагойскае, Слуцкае, Дзісненскае, а такжэ і частка Лівоніі залежалі ад Полацкага княства”.

Уроженец Полоцкой земли, человек чрезвычайной эрудиции Вацлав Ластовский искренне восхищался богатой историей и культурой родного края и был убежден, что основы самобытности белорусского народа были сформированы цивилизацией полоцких кривичей. Полоцк для Вацлава Ластовского – это всегда “столица”, не утратившая своей гордости и величия даже в ХХ веке.

“Сталіца здалёку выглядае казіста і горда, – вычуваецца нейкая ўкрытая веліч і ў гэтых руінах, што ляглі, як ранены рыцар… Ляжыць спакойны, бязмоцны, але гордасць застыгла на абліччы яго, і, ступаючы па целу гэтага велікана з слаўнай мінуўшчынай, нехаця прыцішаеш голас, каб не збудзіць заснуўшага…”.

04 18c72bd7434359d752180ec15e7f26a0.jpg

07.jpg

Титульный лист журнала “Крывіч”

Повесть, написанная в 1923 г., когда Полоцк был провинциальным городом РСФСР, стала своего рода пророчеством. Уже в следующем году, когда произошло первое укрупнение БССР, Полоцк и Полоцкая земля вновь стали неотъемлемой частью Беларуси.

08.jpg

Бюст Вацлава Ластовского на Аллее Славы в г. Глубокое

Вернувшись в Советскую Беларусь в 1927 г., Вацлав Ластовский активно включается в культурную и научную жизнь республики, возглавив кафедру этнографии Института Белорусской культуры. Знаковым событием стала экспедиция 1928 г., когда Вацлав Ластовский разыскал в полоцком финотделе крест Евфросинии Полоцкой и передал его в Государственный музей Беларуси. Именно с этого момента полоцкая святыня приобретает значение национальной белорусской реликвии.

05.jpg

Понимание особой роли Полоцка в годы созидания белорусского национального государства было присуще не только для уроженцев Полоцкой земли. Михась Зарецкий в первой части своего романа “Кривичи”, позже запрещенного в БССР, также обращается к полоцким истокам белорусской нации. Аркадий Смолич, известный деятель национального возрождения, первый белорусский профессор географии “полоцкие акценты” в своей известной монографии “География Беларуси” (1919) расставляет совсем не случайно.

“Апісанне паасобных краінаў пачынаем мы з паўночна-заходняга кута Беларусі, дзе найперш выявілася гістарычнае бытаванне беларускага народу, з Полацкага Наддзвіння”.

Задолго до появления на Верхнем Замке памятного знака “Полацк – калыска беларускай дзяржаўнасці” (2017) Аркадий Смолич предельно четко обозначил сиволический стутус древнейшего белорусского города.

“Полацк – старэйшае з местаў беларускіх, калыска беларускае культуры і дзяржаўнасці… Пачынаючы з ІХ в., аб ім выразна пішуць летапісы, як аб цэнтры найбольшага з беларускіх пляменняў – крывічоў. Якраз у гэтым часе пачынаецца сярод беларускіх пляменняў працэс стварэння незалежнае вялікае дзяржавы, і Полацк робіцца сталіцаю абшырнага княства, абыймаўшага большую частку Беларусі, ды вядзе даўгую, але досыць удачную барацьбу з Кіевам за сваю незалежнасць. Тут буйна кіпіць грамадскае жыццё, расце беларуская асвета і культура”.

В 1920-х годах, когда Западная Беларусь оказалась в составе Польши, принципиально важным был поиск общенациональных исторических и культурных символов, одинаково значимых для всех белорусов вне зависимости от политического контекста. Неслучайно в этой ситуации образ знаменитого полочанина первопечатника Франциска Скорины становится символом белорусской культурной идентичности.

В БССР торжества по случаю юбилея проводились на государственном уровне. Организацией празднования занималась специальная Скорининская комиссия, созданная при Институте белорусской культуры, организационные комитеты были созданы во всех округах и районах страны. К юбилею была приурочена и Первая Всебелорусская художественная выставка в Минске.

На основе графики из книг Скорины был даже разработан специальный “скориновский шрифт”, который использовали для оформления книг и периодической печати, а в 1927 г. – при разработке нового герба БССР.

На правительственном уровне были выделены средства для приобретения оригиналов 6 книг скориновской Библии, изданной в Праге. В память о знаменитом полочанине был переименован ряд учебных заведений и улиц в городах Беларуси. В Полоцке, на Верхнем Замке планировалось сооружение монументального бронзового памятника белорусскому первопечатнику, но по ряду причин эта идея не была осуществлена.

09.jpg

Проспект Франциска Скорины

Легендарные личности полоцкой истории – Всеслав Чародей, преподобная Евфросиния, Франциск Скорина – в творчестве белорусских поэтов, писателей, художников и скульпторов 1920-х гг. предстают не просто в качестве известных исторических персонажей, но как своего рода моральные идеалы, давшие заветы истинного патриотизма и духовности своим потомкам.

При этом в картинах Язепа Дроздовича, стихах Алеся Звонака, произведениях Вацлава Ластовского мы не находим стремления изобразить сверхъестественных людей, недоступных пониманию. Живые и человечные образы полочан, слава которых прирастала благодаря их свершениям на благо свое родины, близки и понятны современным белорусам.

Однако сама символическая триада – князь, святая и первопечатник – которая уже неотделима от истории не только Полоцка, но и всей Беларуси, говорит о том, что идеалы мудрого государственного правителя, человека высокой морали и духовной силы, ученого и просветителя были, есть и будут востребованы на этой земле.

Знаковым является и тот факт, что именно Полоцк стал воплощением родины для белорусов, волею судьбы оказавшихся на чужбине. В 1968 г. в США был создан белорусский культурно-просветительный центр “Полоцк”, который стал местом встреч для белорусов Северной Америки.

Писатель Владимир Орлов вручает Музею книгопечатания книгу “Ад Полацка пачаўся свет”
На памятнике букве “Ў” также выгравированы слова “Ад Полацка пачаўся свет”…

Читайте также: