Гуревич михаил иосифович кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Иосифович ГУРЕВИЧ - выдающийся советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155. Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской (1963) и шести Сталинских (Государственных) премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) . Доктор технических наук (1964).

В 1940-41 МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной, да и позднее.

Ещё не стихли залпы орудий на полях Второй мировой, а коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолётов.

Уже 14 апреля 1946-го лётчик Гринчик совершил успешный полёт на первом серийном отечественном реактивном самолёте МиГ-9. Но мировую славу его творцам принёс МиГ-15. Его появление в небе Кореи произвело сенсацию. Кстати, МиГ-15 считался в начале 50-х годов лучшим в мире. Затем на замену ему пришёл МиГ-17.
С 1947 года Гуревич руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет (тема "Б"). Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах.

В 1954-м запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. Под руководством Гуревича, ставшего к этому времени главным конструктором, разрабатывается уникальный вариант этой машины - СМ-30, способной взлетать с подвижной платформы с помощью порохового стартового ускорителя.
А позднее многоцелевой МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.

Среди других его разработок - всепогодный истребитель-перехватчик И-320, экспериментальный истребитель-перехватчик Е-150 и МиГ-25.

Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолётами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Гуревича.

Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Михаилом Иосифовичем, был воплощен в конструкциях фронтового истребителя МиГ-29 и истребителя-перехватчика Миг-31 после его вынужденного ухода на заслуженный отдых по состоянию здоровья в 1964-м, когда ему было 72 лет.
Четверть века отдал Михаил Гуревич работе в КБ Микояна - с 1939-го по 1957-й он был заместителем главного конструктора, а с 1957-го по 1964-й - главным конструктором.

12 июня 1957-го Гуревичу было присвоено звание Героя Социалистического труда. Конструктор шесть раз становился лауреатом Сталинской (Государственной) премии. А в 1962-м ему была присуждена Ленинская премия. Этот его "рекорд" по количеству премий не удалось побить никому, даже "любимцу богов" Константину Симонову.
Кроме того, доктор технических наук М.И. Гуревич был награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.


Отдельно надо сказать о человеческих качествах Гуревича. Все, кто сталкивался в жизни с Михаилом Иосифовичем, запомнили его как невероятно скромного, простого в обращении с людьми, доброжелательного и, что особенно характерно, стремящегося всегда и во всем помочь другим человека.
Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском.

Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище. На доме в Москве, где он жил (Беговая, 17), установлена
. XX век дал человечеству множество авиаконструкторов. По-разному сложилась судьба каждого из них. Имя Михаила Гуревича, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Создатель всех без исключения МиГов от 1-го до 25-го, он всегда оставался как бы в тени своих знаменитых крылатых машин. Проходят годы, и самые современные из них занимают места на музейных пьедесталах. Но каждый раз, когда на взлётку аэродрома выведут новый МиГ, лётчики и конструкторы будут с гордостью вспоминать о своих отцах-прародителях - Артёме Микояне и Михаиле Гуревиче. Роль М.И. Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.


Выдающийся авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич не так широко известен, как руководители и основатели советских авиационных ОКБ, которые стали впоследствии всемирно знаменитыми и носят сегодня имена своих основателей: Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого, Мясищева, Миля и Камова. Он всегда был в тени непосредственного руководителя Артема Ивановича Микояна. Однако его заслуги в создании отечественной истребительной авиации невозможно переоценить. И следует отдать должное Микояну: когда решался вопрос о выборе названия спроектированных в ОКБ истребителей, он настоял, чтобы они несли в себе фамилии двух создателей: Микояна и Гуревича. Подчеркнув тем самым огромный вклад своего зама в разработку истребителей нового поколения. Так появился МиГ-1 и МиГ-3 и, пожалуй, самая известная и знаменитая в ХХ веке истребительная фирма МиГ. Впрочем, и сам по себе Михаил Иосифович Гуревич тоже был МИГом.

Родился М.И. Гуревич в 1892 году в Курской губернии. Его отец был механиком на винокуренном заводе, мать вела домашнее хозяйство. Гимназию юный Миша Гуревич окончил с серебряной медалью. А затем поступил учиться в Харьковский университет на матфак. Через год, однако, был исключен в связи с происходившими тогда студенческими волнениями.

В то время не так сложно было продолжить образование за рубежом. И в 1912 году Михаил едет во Францию, где поступает в университет в Монпелье. Во Франции он жил и учился на помощь отца и на заработки от частных уроков. Однако полный курс университета в Монпелье окончить так и не довелось. Вскоре после приезда Гуревича домой на каникулы началась первая мировая война. Чем только не приходилось ему заниматься в это время: работал чертежником, рисовал плакаты, давал частные уроки.

Второй в МиГе

До февральской революции 1917 года Михаил сумел поступить в Харьковский технологический институт, где, как он указывал в своей автобиографии, обучался с большими перерывами, связанными с идущей гражданской войной. Здесь с небольшой группой студентов он участвовал в работе авиационного кружка. Именно в это время и появился у него большой интерес к авиации, который не покидал всю жизнь. Деятельность кружковцев, поддерживаемая преподавателями института, в особенности профессором, а впоследствии академиком Г. Проскурой, обусловила сначала появление новой специальности на факультете, а впоследствии и целого нового факультета, ставшего основой, образовавшегося позднее Харьковского авиационного института.

В поисках работы Гуревич в том же году приехал в Москву и поступил в конструкторское бюро Поля Ришара. Этот известный французский авиаконструктор прибыл в СССР в 1928 году, по приглашению Авиапрома для создания гидросамолетов. Михаил Иосифович начал работать в этом бюро вместе с такими ставшими впоследствии известными конструкторами, как С. Королев, В. Шавров, Г. Бериев, И. Четвериков, Н. Камов. Через год коллектив возглавил французский авиаконструктор Андрэ Лявиль. Бюро было преобразовано в БНК (Бюро новых конструкций). Но вскоре оно распалось, и Гуревич вместе с другими конструкторами БНК оказался в ЦКБ, где разрабатывались самолеты различного назначения. Гуревич попал в бригаду, руководимую С. Кочеригиным.

В 1932 году Михаил Иосифович как проектировщик уже оказывал существенное влияние на создание облика и конструкции самолета-штурмовика ТШ-3: он предложил схему низкоплана с характерными обтекателями на шасси. Мотор в носовой части самолета был защищен бронекоробкой из плоских кусков гомогенной броневой стали. На каждой консоли крыла располагалось по пять пулеметов ШКАС. Кроме того, штурмовик нес фугасные бомбы и кассеты с осколочными бомбами.


Весной 1934 года В. Коккинаки провел испытания ТШ-3. Однако этот самолет не приняли на вооружение, так как в ВВС еще не была до конца ясна сама концепция бронирования штурмовика.

По возвращении из США в 1937 году авиаконструктор активно участвовал в освоении производства лицензионного ДС-3 на заводе № 84. Самолет получил название ПС-84 (пассажирский самолет), в дальнейшем — Ли-2 и выпускался серийно более 20 лет.



Все, кто был знаком с Михаилом Иосифовичем, запомнили его как человека высокой культуры, тактичного и доброжелательного. Он никогда не отказывал в помощи другим, а о его редкостной скромности ходили легенды.

Круг интересов М.И. Гуревича был очень широк и многообразен. Коллеги и друзья часто вспоминали, как внимательно следил Михаил Иосифович за новинками не только в науке и технике, но и в искусстве, каким он был тонким ценителем поэзии. Он любил и прекрасно знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал на английском и французском языках.


Гуревич имел ученую степень доктора технических наук, много раз он назначался председателем Государственной экзаменационной комиссии в Московском авиационном институте. Под его началом выросли многие отличные специалисты, прославившие отечественное самолетостроение.

В 1964 году Михаил Иосифович Гуревич, лауреат шести Государственных и Ленинской премий СССР, Герой Социалистического Труда, вынужден был уйти по состоянию здоровья на пенсию и вскоре переехал с женой в Ленинград, где скончался в 1976 году. Похоронен он был в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

Сегодня МиГ, как и раньше, олицетворяет плеяду мощных боевых машин различных типов и назначения. По-видимому, это имя останется символом фирмы до тех пор, пока будут создаваться ее самолеты.


Желая продолжить образование, в 1912 году Гуревич едет во Францию и поступает на факультет математики Университета Монпелье. Первая мировая война застала Мишу в России, куда он приехал летом 1914 года на каникулы. Не имея возможности вернуться к учебе, юноша вынужден был жить на средства от случайных заработков, выполняя чертежные работы, рисуя плакаты, подрабатывая частными уроками.

Лишь в начале 1917 года Гуревич смог, наконец, продолжить учебу, на этот раз — в Харьковском технологическом институте. Именно здесь Михаил, слушая лекции по воздухоплаванию, которые читали ученики Жуковского, проникся любовью к авиации, которую пронес через всю свою жизнь.

В декабре 1939 года на базе поликарповского КБ был образован новый Опытный конструкторский отдел, а по сути — новое ОКБ. Руководителем ОКО-1 был назначен молодой военпред завода Авиахим Артем Иванович Микоян, родной брат Анастаса Микояна, а его заместителем был назначен Гуревич. Между Микояном и Гуревичем сразу установились деловые отношения, перешедшие вскоре в дружеские, хотя Гуревич был на 13 лет старше Микояна. Они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя-моноплана.

С 1957-го по 1964 годы Михаил Гуревич возглавлял КБ Микояна. Он был удостоен Сталинских (1941, 1947, 1948, 1949, 1953 гг.) и Ленинской (1962 г.) премий. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Знакомые лично с Михаилом Иосифовичем люди вспоминали о нем как о невероятно скромном, простом в обращении с людьми, доброжелательном и, что особенно характерно, стремившемся всегда и во всем помочь другим человеке. Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском языках.

Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде. Несмотря на все заслуги, родственникам легендарного авиаконструктора так и не удалось выхлопотать достойные похороны. В то время ленинградский обком партии возглавлял одиозный Григорий Романов, слывший своей неприязнью к евреям. И даже многочисленные звонки из Москвы не повлияли на градоначальника-антисемита. Гуревич был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде скромно, без каких-либо почестей.


Михаил Иосифович Гуревич (31 декабря 1892, с. Рубанщина, Курская губерния, Россия — 25 ноября 1976, Ленинград, СССР) — выдающийся советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155.

Содержание

Биография

Родился на юге России в еврейской семье винокура-механика винодельческих фабрик.

В 1940—1957 годах Гуревич — зам. главного конструктора, с 1957 по 1964 год главный конструктор в ОКБ Микояна. В годы войны участвовал в создании опытных самолётов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС СССР.

Михаил Иосифович Гуревич скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде и был похоронен на Серафимовском кладбище. [1]

Награды

Примечания

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 31 декабря
  • Родившиеся в 1892 году
  • Родившиеся в Курской губернии
  • Умершие 25 ноября
  • Умершие в 1976 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Лауреаты Ленинской премии
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Авиаконструкторы СССР
  • Авиаконструкторы по алфавиту
  • Похороненные на Серафимовском кладбище
  • Машиностроители

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гуревич, Михаил Иосифович" в других словарях:

ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович — (1892 1976) Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Соц. Труда (1957). Окончил Харьковский технологический институт (1925). Занимался конструированием и постройкой планёров. С 1929 работал инженером конструктором и… … Военная энциклопедия

ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович — (1892/93 1976) российский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1957). Совместно с А. И. Микояном создал истребители МиГ 1, МиГ 3, ряд скоростных реактивных самолетов. Ленинская премия (1962). Государственная премия СССР (1941, 1947,… … Большой Энциклопедический словарь

Гуревич Михаил Иосифович — [р. 31.12. 1892 (12.1.1893), дер. Рубанщина, ныне Суджанского района Курской обл.], советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1964). Окончив самолётостроительный факультет Харьковского… … Большая советская энциклопедия

Гуревич Михаил Иосифович — (1892/93 1976) советский авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Социалистического Труда (1957). Окончил Харьковский технологический институт (1925). Занимался конструированием и постройкой планеров. С 1929 работал инженером… … Энциклопедия техники

Гуревич, Михаил Иосифович — Гуревич, Михаил Иосифович[31 дек. 1892 (12 янв. 1893)] сов. авиаконструктор. Окончив самолетостроительный фак т Харьков. технологич. ин та (1925), занимался конструированием и постройкой планеров. С 1929 работает на предприятиях авиационной пром… … Большая биографическая энциклопедия

Гуревич Михаил Иосифович — Микоян и Гуревич Михаил Иосифович Гуревич (31 декабря 1892, с. Рубанщина, Курская губерния, Россия ноябрь 1976, Ленинград, Советский Союз) выдающийся советский инженер авиаконструктор, соруководитель ОКБ 155. Герой Социалистического Труда… … Википедия

Читайте также: