Описание картины после побоища кратко

Обновлено: 07.07.2024

Исход страшной битвы с половцами - сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.

Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.

Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.

Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди - это смерть, то природа вокруг полна жизни.

Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей.

Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа.

Васнецов - романтик, поэт в живописи - сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.

На картине изображено поле битвы после окончания побоища. На фоне восходящей из-за облаков розовой луны, зритель видит зеленое поле, усыпанное трупами воинов. Здесь лежат и опытные матерые воины и молодые юноши — смерть от стрел и мечей половцев не пощадила никого.

Тела половцев и русских воинов лежат рядом, этим художник показывает, что перед смертью все равны. Теперь для них закончены конфликты, решены все проблемы, смерть примирила бывших врагов. Вокруг лежит кровавое, никому не нужное оружие, некоторые трупы еще сжимают в мертвых руках луки и мечи.

Над полем летают почуявшие смерть и кровь коршуны. Битва окончена, начинается пир стервятников.Они победно парят над поверженными, присматривая себе лакомые кусочки. Пройдет немного времени и они закончат начатое людьми и очистят поле битвы от человеческих останков.

На картине природа противопоставлена людям. Люди на полотне — смерть, а природа, зеленое поле с яркими голубыми цветами, ночное небо с яркой луной — это жизнь. Противопоставляя жизнь и смерть, художник тем не менее прославляет своим произведением отвагу и воинскую доблесть русских воинов.

На картине художник изобразил больше русичей, чем половцев, и это не случайно. Битва, которую изобразил художник, закончилась победой половцев. Несмотря на тяжелый эпизод, изображенный на картине, полотно не производит удручающего впечатления. Напротив картина внушает гордость и оптимизм за прошлое родной страны.

Тела половцев на картине изображены скрюченными, с обращенными в землю лицами. Этим художник дает понять зрителю, что их души навсегда останутся в их мертвых загнивающих телах и не смогут найти путь на небеса. Погибшие руские воины напротив лежат, повернутые лицом к небу, в ровных и спокойных позах. Это говорит о том, что даже после смерти они смогли сохранить честь и достоинство.

описание картины

Приобретение картины Третьяковым

Васнецову довелось сотрудничать с крупными российскими меценатами. Одним из них был Савва Иванович Мамонтов. Этот крупный промышленник, скульптор, музыкант, любитель театра часто собирал в своем доме художников, актеров, писателей. Им было заказано у Виктора Михайловича несколько полотен.


Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами

Васнецов нередко использовал былинные сюжеты в собственных произведениях и этот факт во многом обуславливался особенностями его времени. Именно тогда на рубеже веков и в самые значимые периоды для развития государства было особенно актуально обратиться к какой-либо опоре, истокам, на которые могли бы положиться представители народа.

Мы видим такую потребность в творчестве многих людей эпохи Васнецова. Каждый хотел отобразить нечто былинное, вспомнить о величии страны и благодаря этому существовать в новой эпохе. После побоища Игоря Святославовича с половцами – эпичная картина из этого цикла.

На картине мы видим, как на закате поле после битвы покоится обездвиженными людьми и только два боевых сокола толи бьются за добычу и хотят съесть трупы, толи остались там от двух армий и продолжают битву. Люди лежат недвижно и они будто заснули. Каждый из этих воинов имеет на лице выражение покоя и безмятежности.

Как считается во многих культурах, для мужчины самый достойный вариант оставить тело – на поле битвы. Возможно именно поэтому на лицах людей тут мы видим выражение такой безмятежности. Они выполнили собственное дело и теперь могут отдохнуть.

Подобно тому как клонится день к закату, так закатился и день каждого из этих людей. Символика картины говорит о вечном цикле и непрестанном движении этого мира. Васнецов в том числе говорит и о естественности войны, хотя и не воспевает этот феномен.

Герои, изображенные на картине выполняли собственное дело, они защищали свою землю и поэтому достойно пали на этой земле. Теперь они спят спокойным сном. Безусловно, художник тут также взывает к героизму зрителей своего времени.

С другой стороны мы также наблюдаем естественность войны, которая выражается в фигурах двух коршунов, которые дерутся на этой картине. Третий сидит спереди, ближе к зрителям и мирно чистит себя. Они являются естественной частью природы также как естественной частью природы являются и люди, которым на этом поле остается только удобрить землю, впитаться в почву стать, деревьями и другими растениями, пищей для животных и людей и снова воплотиться в сынах этой земли, которые снова станут в том числе и храбрыми воинам, которые будут эту землю защищать.

Для Васнецова эта картина была первой и наметила во многом вектор творчества, который будет обращен к легендарным и эпичным сюжетам. Хотя Васнецов и обращается к конкретным историческим периодам, во многом он говорит о темах вневременных.

Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.

Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.

разные эпизода произведения

После побоища Игоря Святославича с половцами

И поля преградили Дети бесовы — Кликом, А храбрые русичи — Щитами багряными.

Автор: Алена Эсаулова

Особенности композиции

Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.

На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.

в черно-белом цвете

Природа в сюжете

Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.

Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.

посетители возле картины Васнецова

Идея создания полотна


После побоища Игоря Святославича с половцами. Васнецов

После побоища Игоря Святославича с половцами. Васнецов


Что не так на этой картине?

На ней всё не так. Я не собираюсь придираться к художнику, за что уже к нему придиралась. Мол, должно быть много крови-У Христа в Слове она есть:

Мол, тела должны быть порублены и изранены.

Конечно, бились два с половиной дня, поэтому и на ранах должны быть повязки кровавые.

Но раз уж так видит художник- то это его право, а у меня нет к этому претензий.

А что тогда не так?

Васнецов изобразил всходящую полную Луну, а какой она должна быть?

Считаем. В первую ночь после затмения Солнца-а это НОВОЛУНИЕ, то есть Луну вообще не видно и нет от нее никакого света-ни зги не видать- Князь Игорь переночевал с войском на нашей стороне Сулы. Ничего не видно.

Вторую ночь после затмения -войско встретило в поле,построившись и приготовившись к бою. Ничего не видно.

Третью ночь после затмения-продолжался бой и появился маленький поясок справа на Луне-пепельного цвета.

Четвертую ночь после затмения -продолжался бой, это последняя ночь в битве, поясок месяца станет побольше и светлее.

В пятую ночь после затмения -Васнецов пишет свою картину.

Поэтому полная Луна-абсолютно исключена.

Кстати это значит, что и при Распятии Христа-Луны не было-в самую темную ночь это случилось.

Пасха привязана тоже к полнолунию, картина маслом, одним словом, но уже не нашего художника.

Теперь пофантазируем, что увидел бы наблюдатель на поле боя в эту пятую ночь?

Во-первых, ничего бы не увидел, еще мало света от Луны. Но, чтобы, хотя бы, что-то сошлось, то этому наблюдателю надо встать спиной к Суле, в селе Пустовойтово и при этом держать репродукцию картины Васнецова в руках. Луна взойдет примерно на западе, куда и зайдет Солнце. Только запад был другим, потому что Север, Господь перенесет на нынешний из Гренландии в 1652 году, что, конечно, не было известно не только Васнецову, но и не нашим полнолунным злохудожникам(Это слово Христа, между прочим).

Короче, если стоять спиной к Суле в этом месте, то запад был примерно под 45 градусов от линии Сулы в этом месте, по правую руку. У Васнецова тоже Луна справа.

Ну, ладно, включили прожектора и что увидели?

Это во-вторых и не будет в поле ни одного половецкого трупа.

Бой закончился днем и своих они соберут и закопают, иначе на следующий день им придется этим заниматься в противогазах. Половцы придерживались четкой системы ритуала захоронений. Какая-никакая культурка у них была-бабы там половецкие, которых до сих пор сохранилось около 2000 штук. Когда только успели натесать, а может и не они?

Конечно, с наших воинов соберут оружие и кольчуги, шлемы, а может и сапоги снимут. Они пришли грабить и мародерство это для них это богатство-всё это дорого стоит и можно и продать, или обменяться на каменную бабу.

На картине у Васнецова в Третьяковке есть орлы-целых три штуки. Два в центре дерутся, один уже приготовился к пиршеству.

Орлы орлами, но должны быть и другие звери:

Уже бо беды его пасетъ птиць по дубию; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на кости звери зовутъ.

Волки знают заранее о поживе.

Не знаю, знал ли Васнецов слова Христа про орлов, но не в Слове.

Лука.17.37 И от­вещав­ше глаголаша ему;: где, Го;споди? Онъ же рече имъ: идеже тело, тамо соберут­ся и орли.

И, конечно, не знал, что Автор этих строк и Слова о полку Игореве-ОДИН, Наш Вседержитель, хотя любому художнику надо знать, что есть Главный Художник и много у него картин, но темперой на Иконах.

Не от Христа ли пошла эта темпера, от которого пошли ТЕМПЛИЕРЫ-гвардия Живого Христа, с Крестом, который теперь так называется Он встал из Гроба? (Наплечник Христа(Боголюбского)-Воскресенье.

Прости нас, Господи!

Помощь автору на перья, чернила и бумагу. А также на на фильм о Христе по Слово о полку Игореве Христа. Карта Сбербанка VISA 4817 7601 4939 3690 У меня 500 000 читатей, неужели не соберем? Фильм нужен художественный.

Отзывы о картине

Третьяковская галерея

Сеча Игоря Святославича с половцами

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Ещё до начала похода Игорь Святославич видел солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвинулся в поход к берегам Донца.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорождённым сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому


В истории русской культуры велико значение творчества художника Виктора Михайловича Васнецова. Основными темами его творчества был фольклор и русская история. Его многогранность в мастерстве, жанровом плане и технике исполнения способствовала созданию таких шедевров как: "Аленушка", "Три богатыря", "Иван-царевич на Сером Волке", "Снегурочка" и др. Особое место среди многочисленных творений стоит уделить картине В. Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880 года создания). Предлагаем вам историю написания картины, ее описание, отзывы о ней.

описание картины

История создания шедевра

Мы рассматриваем картину, навеянную поэтическим сказанием русского народа "Слово о полку Игореве". О походе князя Киевского на половцев мы узнаем еще со школьной программы. Васнецов глядел на далекое прошлое "глазами души", старался держать связь с ним. Чтобы это осуществить ему пришлось довольно тщательно изучить эти события. Художник перечитал много исторических сочинений, материалов, сделал много подготовительных эскизов, зарисовок, наметок. Он несколько раз перечитал "Слово", чтобы открыть для себя высокую правду, насладиться поэтическим очарованием.

Больше всего волнения Васнецов испытывал при чтении строк о гибели войска Игоря.

От зари до вечера, день целый,

С вечера до света реют стрелы,

Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны.

. Третий день уж бьются;

Третий день к полудню уж подходит;

Тут и стяги Игоревы пали!

. Уж у храбрых русичей не стало

Тут вина кровавого для пира,

Напоили сватов, да и сами

Полегли за отческую землю.

И пусть реют стрелы, ломаются копья, идет страшная битва.

Этот эпизод и постарался изобразить Виктор Михайлович на картине "После побоища Игоря Святославича с половцами". Полотно было представлено в 1880 году на восьмой передвижной выставке. Подробную историю создания мы не знаем, поскольку художник все держал "под семью замками". Он был от природы скромным и скрытым. Он мало говорил о своих работах, настораживался при излишнем интересе к своей персоне. Картина была воспринята современниками неоднозначно, но все же, многие отметили великий патриотизм полотна. Это было очень важно для настроения русских людей, ведь в годы написания шедевра шла русско-турецкая война.

Художник Васнецов

Приобретение картины Третьяковым

Васнецову довелось сотрудничать с крупными российскими меценатами. Одним из них был Савва Иванович Мамонтов. Этот крупный промышленник, скульптор, музыкант, любитель театра часто собирал в своем доме художников, актеров, писателей. Им было заказано у Виктора Михайловича несколько полотен.

Через некоторое время Васнецов познакомился с меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он и приобрел в свою галерею картину "После побоища Игоря Святославича с половцами". Многих поклонников искусства радует шедевр в Третьяковской галерее Москвы и в наше время.


Сюжет картины "После побоища Игоря Святославича с половцами"

Содержание картины Васнецова показывает окончание страшной битвы с половецким войском. Мы видим только мертвых воинов. Жестокое сражение забрало жизни опытных бойцов, а также совсем юных героев. Вражеские стрелы не пощадили никого. Особенность полотна в том, что мертвые воины не вызывают особого ужаса. Художник не рисует реальное опустошение после боя. Мертвые защитники кажутся спящими. Здесь нет окровавленных тел и оторванных частей тела. Смертью уровнялись, успокоились и разрешились все конфликты. Рядом с русскими богатырями лежат и половецкие воины, только на заднем плане полотна. Везде разбросано уже никому не нужное оружие. А у некоторых героев оно еще осталось в зажатых руках.

Многие критики долго спорили после появления картины Васнецова. Многие считали, что невозможно подобным образом трактовать историческое событие. Оно на полотне казалось им не правдивым, ничто не говорило о ярости боя и исходе. Обычно после боя тела воинов сильно изранены, лица искажены, одежда залита кровью и порублена на клочки. Но были у Васнецова и защитники. Так, его поддержал великий мастер Репин. Он увидел в картине совершенно новое направление, первую русскую живопись в подобном исполнении.

разные эпизода произведения

Особенности композиции

О чем же говорит необычная композиция полотна "После побоища. "? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.

Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.

На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий - упал на спину и запрокинул голову назад.

в черно-белом цвете

Природа в сюжете

Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.

Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.

посетители возле картины Васнецова

Идея создания полотна

Живя в Петербурге, Васнецов интересовался жанром народных преданий. Это навеяло ему мысль о создании описываемого шедевра. Для создания сюжета монументального полотна он взял подлинные события. В нем прослеживаются традиции русского народного эпоса. Художник изобразил славный подвиг русских воинов по мотивам "Слово о полку Игореве". Его идеей является показать сражение, воспетое народом и летописцами, чтобы у потомков сохранилась память о величественных образах защитников родной земли.


Отзывы о картине

Сегодня картина Великого мастера Васнецова - народное достояние, хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Часто сюда приходят старшеклассники после изучения "Слова о полку Игореве". А потом им задают писать сочинение "После побоища Игоря Святославича с половцами" по сюжету картины. Отзывы о полотне довольно положительные, ведь на нем изображены важнейшие события русской истории. Васнецов прославил отважных русских героев, поспел их подвиг. Высота картины 2 м, а ширина - 4 м. Многие отмечают особый патриотизм картины.

Третьяковская галерея

Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому

Виктора Михайловича еще называют "богатырем" русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: "Богатыри", "Богатырский галоп", "Нестор-летописец". Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: "Богоматерь с младенцем", "Христос Вседержитель", "Бог Саваоф". Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.

Читайте также: