Кимакский каганат кратко о главном
Обновлено: 30.06.2024
Кимакский каганат (каз. قىيماق قاعاندىعى , Қимақ қағандығы, Qïmaq qağandığı ) — древнее государство кочевников [1] , располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.
Содержание
История
Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше [2] . Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш [2] и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей [2] . Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам.
В X веке огузы были союзниками кимаков. В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообщает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.
На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X веках каменных фигур людей [2] , типично тюркских поясных ремней и др.
В начале XI века кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ [3] . Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.
Общественный строй
Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители.
Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.
Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность [2] .
Археология
В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри.
Религиозные верования в каганате
Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство — почитало солнце и звезды, занималось астрологией [2] . Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддисты, позднее, с VIII века, — ислам [2] .
Ранний этап истории кимаков связан с племенем яньмо, которое упоминается в китайских источниках. Согласно китайским летописям, племена кимаков жили в начале VII века в Северо-Западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в Прииртышье. С распадом Западнотюркского каганата в 704 г. они начали обособляться от других племен. В 766-840 гг. кимаки расселились по Западному Алтаю, Тарбагатаю, Алакольской котловине. После распада Уйгурского каганата в 840 года часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар, ланиказ, аз, кимак, кыпчак) объединилась. Эти семь племен составили ядро Кимакского каганата. В трудах персидского историка Гардизи (ХI век) сохранилась легенда о происхождении кимаков от татар. Гардизи писал, что в состав кимакского объединения на начальном этапе входило 7 племен, самыми могущественными были кимаки и кыпчаки. То, что среди кимаков жили кыпчаки, подтверждает китайский историк Сюань Цзянь (в учебнике Сыма Цянь). Во второй половине IХ века кимакское объединение включало 12 племен. Государство кимаков образовалось во второй половине IХ века. Первые сведения о нем содержатся в сочинении арабского историка аль-Якуби (IХ век). Кимакский каганат занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей был город Имакия на реке Иртыш. У города были глинобитные стены и железные ворота. Второй столицей каганата был город Карантия на озере Алаколь.
Кимакский каганат часто воевал с соседними странами. В IХ веке кимаки захватили часть земель токуз-огузов (девяти огузов), а в Х веке – город Жамлекес в Восточном Туркестане. На востоке кимаки совершали набеги на земли енисейских кыргызов. Кимаки то вторгались в земли присырдарьинских огузов, то были с ними в дружественных отношениях. Со второй половины Х века на земли кимаков стали нападать караханиды. По некоторым сведениям, они даже доходили до Иртыша. Особенно частыми эти походы стали в IХ в., вследствие чего Кимакский каганат пришел в упадок.
Причинами падения Кимакского каганата стали постоянная междоусобная борьба кыпчаских племен и двинувшиеся на запад тюркоязычные кочевые племена, которые нанесли удар по кимако-кыпчкским племенам.
Племена кимаков с территории северо-западной Монголии в середине VII в. откочевали
Город кимаков Карантия расположен на побережье озера
Племенной состав и образование Кимакского каганата. Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались^ про- живали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западнотюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные племена мирно соседствовали друг с другом.
Живший и XI веке персидский историк Гардизи писал, что в состав населения страны кимаков входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.
Во второй половине VIII и начале IX веков у тюркоязычных племен Средней Азии произошли большие исторические перемены. С этого времени кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. Об этом осталось много сведений в арабских письменных источниках IX века. В 766-840 годах кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. Эти семь племен составили основное население Кимакского каганата.
Таким образом, в конце IX века по названию кимакских племен был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Он был защищен глинобитными стенами, имел железные ворота. Второй столицей являлся город Карантия па побережье озера Алаколь.
Общественный строй каганата. Кимакского правителя назы- пали каганом. На две ступени ниже этого титула был титул джабгу. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди нескольких (группа) племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-тутик. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати.
Вся полнота власти находилась в руках кагана. Он единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобным образом наследственный характер носили и титулы представителей знати - приближенных кагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям.
В политической жизни Кимакского ка каната важную роль играли воины. За образцовую службу наместники получа- ли от кагана новые земельные уделы.
Они на полученных уделах формировано собственные отряды. Сформированные отряды управлялись по удельно- п./Iсменной системе.
Население каганата в основном занималось скотоводством. У кого было мало скота или ничего не имелось, те не кочевали, а вели оседлый образ жизни.
Как писал Махмуд Кашгари, их называ- ли жатаками.
Однако со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. По некоторым сведениям, совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Такие походы в XI веке повторялись многократно. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кып- чакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.
Фрагмент географической карты частей света в рукописи аль-Идриси.
поныне. Схожесть характера хозяйствования и жизненного уклада у тюркоязычных племен доказывает их общее происхождение.
Так, по сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям такие поселения постепенно превращались в города.
Каганы и представители феодальной знати огораживали свои - ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости. Не имевшие скот бедняки выполняли различные работы, повинности в этих крепостях. Казна каганата хранилась в крепости, построенной в предгорной местности и бдительно охранялась стражей. Кимакские бедняки занимались,и земледелием. Кимаки выращивали просо, пшеницу и ячмень. Судя по некоторым источникам, кимаки занимались выращиванием светлых и темных сортов винограда. А другие источники свидетельствуют о культивировании ими и риса. Археологические раскопки подтверждают правдивость этих свидетельств.
Ремесла. Кимаки были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязи верблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметы повседневного обихода. Шили и верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей делали головные уборы.
Вместе с тем кимаки сами изготавливали необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука и т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными видами стрел. Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. В их захоронениях часто встречаются и гончарные изделия. Они сделаны вручную и на вид не очень привлекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное ремесло было развито относительно слабо.
Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязыч- иых племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женские головные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.
Культура. Материальная культура любого народа характеризуется видами его хозяйства. Это, в основном, домашние промыслы и ремесла, связанные с продукцией и сырьем кочевого скотоводства, к ним относятся изготовление одежды, оружия, инструментов и орудий труда, других предметов домашнего обихода, являющихся составными компонентами материальной культуры.
О духовной культуре кимаков мы узнаем из двух источников. Первый из них - различные предметы и вещи, найденные в ходе археологических раскопок. Второй - письменные сведения о племенах кимаков.
У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.
В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. Доказательством тому может служить такой факт, что кимакский каган принял имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей в X веке стали хоронить по исламским обрядам.
Таким образом, говоря об общественном строе Кимакского каганата IX - XI веков, следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историко-политического развития.
1. Когда был создан Кимакский каганат?
2. Что вы знаете об этническом составе кимаков?
3. Каков был общественный строй Кимакского каганата?
4. Расскажите о внешней политике Кимакского каганата.
5. Что вы можете рассказать о хозяйстве кимаков?
6. Что вы знаете о духовной культуре кимаков?
7. Что вы можете рассказать о материальной культуре кимаков?
Вопросы для самопроверки
1. Какой титул носил правитель Кимакского каганата?
A. джабгу D . шах
B. каган Е. имак байгу
2. Кто из древних историков утверждал, что в кимакское объединение входило семь племен?
На территории Северного и Восточного Казахстана в эпоху развитого средневековья проживало племя кимаков. К сожалению, у современных историков осталось немного письменных источников по поводу происхождения данного племени. Все известия о кимаках относятся к арабографичной мусульманской традиции. О кимаках писали следующие авторы: ал-Якуби (Китаб ал-бухдан), Ибн ал-Факих (Китаб ахбар ал-бухдан), ал-Истахри (Китаб масалик ал-мамалик), неизвестный автор сочинения Худуд ал-алам, ал-Идриси (Нузхат ал-муштак), ал-Хорезми (Китаб мафатих ал-улум), Махмуд ал-Кашгари (Диван лугат ат-турк), Ибн Хордадбек (Китаб ал-масалик ва-мамалик), Ибн Саид (Китаб джуграфия фил-акалим ас-саба), ал-Масуди (Китаб ат-танбих вал-ишраф), Ибн Сайд (Китаб баст ал-ард фит-тул вал-ард) и т.д.
Самым первым упоминанием кимаков в письменных источниках было свидетельство арабского путешественника Тамима ибн Бахра ал-Муттава'и, который, по мнению востоковеда В.Ф. Минорского, посетил Уйгурский каганат, находящийся в Монголии около 821 года.
Если расшифровывать эти слова детально, то получается, что страна Син – это Китай. Царь токуз-огузов – это каган Уйгурского каганата. Слева от уйгур проживают кимаки, то есть в 821 году кимаки фиксируются как племя, живущее в Восточной Монголии.
Предводитель кимаков того времени носил имя Шад. На самом деле шад – это второстепенный титул в Тюркском каганате и в других каганатах.
Фактически существует три точки зрения по поводу происхождения кимаков.
1. Известный казахский востоковед Кумеков Б.Е. выдвигал версию о тождестве кимаков (йемеков) и зафиксированного в китайских источниках телесского племени Яньмо. Действительно Яньмо может быть одним из вариантов записи этнонима Йемек. Яньмо по китайским данным в начале VII века обитали в Северо-Западной Монголии, в бассейне реки Кобдо. По мнению Кумекова Б.Е. в середине VII века Яньмо (Имеки) перекочевали севернее Алтайских гор и в Прииртышье. По его мнению, обособление этого племени произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 году на данной территории.
Далее Кумеков Б.Е. полагает, что во второй половине VIII века-начале IX века происходит движение кимекских племен в следующих направлениях:
а. Северо-запад к Южному Уралу
б. Юго-Запад к Сырдарье и Южному Казахстану
в. Юг. В пределы Северо-Восточного Казахстана и Семиречья [2].
Далее Кумеков Б.Е. излагает свою версию истории кимаков. В 840 году к кимакам с востока присоединились три племени: баяндур, татар, ими (Кумеков Б.Е. отождествляет их с огузским племенем эймур), бежавшие после падения Уйгурского каганата. После этого правитель кимаков принял титул ябгу[3].
2. Российский исследователь Гумилев Л.Н. выдвинул версию, согласно которой он отождествляет кимаков с чуйским племенем Чумугунь [4]. Как известно, Чумугунь - это племя, предки которого входили в состав хуннского государства Юебань (Чубань), которое существовало в Семиречье с 160 годов н.э. до 490 года.
Ахинжанов С.М. выдвигает свою оригинальную теорию, доказывая, что кимаки – это известный из других источников народ Кай или Кумоси (Си, Хи) из китайских источников [10], а йемеки отношения к кимакам не имеют [11]. Единственным серьезным недостатком концепции Ахинжанова С.М. является то, что у Махмуда Кашгари упоминаются два народа вместе: йемеки и каи. Это заставляет Ахинжанова С.М. выдвигать мини-тезис о том, что йемеки и кимаки – это разные народы. То есть, согласно его точке зрения, кимаки – это и есть каи, а йемеки – это не кимаки. Эта точка зрения опровергается логически (в первоисточниках нигде не упоминаются параллельно кимаки и йемеки). Кроме этого, Кимаки и Каи как отдельные народы указаны у Мухаммеда Шебангараи в его труде Маджма ал-Ансаб [12].
В главном же тезисе об идентичности Кумоси и Кимаков у Ахинжанова С.М. достаточно много аргументов. Доказывая свой основной тезис о тождестве Кимаков и Кумоси (Каи), Ахинжанов С.М. приводит аналогичные мнения Григорьева В.В., Пелльо П., Менгеса К.Г., Минорского В.Ф., Василевича Г.М., Туголукова В.А [13]. Зуев Ю.А. также писал о кимаках Внутренней Монголии и кимаках на Иртыше [14]. Пилипчук Я.В. также поддержал точку зрения о происхождении кимаков от кумоси [15].
Бичурин Н.Я. писал как о Хи, так и о Бай (белых) Си [17]. Кляшторный С.Г. отмечает, что помимо народа Си, был еще тюркоязычный народ белые Си, входивший в телесский союз племен [18]. Далее он отождествляет каев с этими белыми Си [19]. На этом моменте можно остановиться поподробнее. Действительно, в китайских источниках мы видим упоминание, как племени Си, так и белых Си, входивших в телесский союз племен. Малявкин А.Г. пишет, что Кумоси (сокращенно Си) кочевали в долине реки Лаохахэ. Севернее их жили другие (белые) Си (Татабы). Кумоси состояли из 5 племен [20]. Согласно одному списку: Ахуэй, Чухэ, Аоши, Дуцзи, Юаньсыси. Согласно второму списку: Жухэван, Мохэфу, Цигэ, Мукунь, Шидэ [21]. Белые Си, согласно Малявкину А.Г., жили восточнее племени байырку, в китайских источниках они ранее упоминались также как дидоуюй, а в тюркских как татабы. Дидоуюй – это китайская транскрипция названия Татабы. Бай Си (Белые Си) делились на три группы: Цзюйянь, Ужомо, Хуаншуй [22]. Из-за влияния Гумилева Л.Н. было принято считать, что Хи и Татабы - это одно и тоже племя [23].
Кимаки - это известные по китайским летописям Кумоси и Йемеки согласно Махмуду Кашгари, а Каи - это известные по китайским летописям Белые Си (Бай Си) и Дидоуюй (татабы).
Таким образом, можно утверждать, что кимаки переселись из восточной Монголии в конце IX-X веках. Кимаки являются частью племени Кумоси (Кумохи). Как известно, племя Кумохи (Кумоси) возникло из смешения двух народов: тюркоязычных Хунну и монголоязычных Сяньби. На основе этого смешения возникло владение Юйвэнь, потомки которого потом составили народ Кумоси (Кумохи). Именно из этого народа выделилась отдельная часть, ушедшая на Иртыш.
Как отмечал ал-Идриси [30], царь кимаков был одним из сильнейших монархов по мощи. Ал Идриси отмечал, что кимаки были многочисленным народом. Отмечалось, что среди них жили огнепоклонники и манихеи (иранская религия, которую исповедовали в Уйгурском каганате). Также отмечалось, что кимаки живут среди густых лесов и ведут кочевой образ жизни. От города Тараза до ставки кимакского хана 81 день пути через пустыни и земли, принадлежащие карлукам.
Ал Идриси упоминал 16 кимакских городов, называя следующие города: город царя, именуемый Хаканом (Хакан, в данном городе жил правитель Кимакского каганата), Бурах, Банджар, Мастанах, Наджа, Дахлан, Ханауш, Астур, Манан, Сисан.
Хакан – столица Кимакского каганата. Как отмечает ал Идриси, Хакан большой город, окруженный стеной, на входе в город есть железные ворота.
Царь кимаков живет в этом городе и имеет большую охрану и войско.
Другие тюркские каганы не воюют с кимаками, так как боятся войны со столь могущественным соперником.
У кимаков выделяется отдельная правящая династия, из которой происходят их каганы. Каганы носят золотую одежду и золотую корону, появляясь перед поддаными 1 раз в квартал. Кимакские аристократы носят одежду из желтого и красного шелка.
Как известно, Сабеи – это население южного Йемена, которое было языческим. Таким образом, можно предположить, что кимаки были язычниками.
Город Мастанах находился в четырех днях пути по суше на север от Хакана. Он также находился вдоль реки Иртыш, как и город Хакан. Мастанах был старой столицей Кимакского кагана.
Как отмечает Ал Идриси, если смотреть по реке Иртыш, выше всех городов по течению находится Кимакский город Астур, потом кимакский город Сисан, а ниже всех Мастанах.
В Кимакском каганате было много городов, развалины которых находятся в Казахстане и Южной Сибири. Предположительно, кимакские захоронения находят в курганах, где, либо лежат их останки, либо останков нет из-за кремации.
Также Ал Идриси упоминает чеканку в Кимакском каганате медных монет.
Спустя некоторое время стоит отметить: кимаки начали экспансию на Запад. Как отмечали арабские авторы Ибн Хаукаль и ал-Истахри, истоки некой реки Атил начинаются в земле кыргызов. Потом Атил протекает между двумя народами: огузами и кимаками. Таким образом река Атил является пограничной рекой между владениями огузов и кимаков. Реку Атил обычно ассоциируют с рекой Итиль (Волга), но здесь необходима более точная аргументация, так как истоки Волги не находятся в землях кыргызов.
Ибн Хаукаль (арабский географ Х века) нарисовал карту, показывающую общие кимакские и огузские пастбища к северу от Аральского моря. Эти сведения подтверждает и Ал Масуди, который пишет о том, что совместные кочевки кипчаков и огузов находятся вдоль реки Имба (Эмба).
Аль Бируни писал в своих трудах, что огузы вместе с кимаками пасут скот в кимакской стране. Также необходимо отметить, что на Западе кимаки и кыпчаки дошли до башкир в Х веке.
Арабские географы следующим образом описывали путь в государство кимаков:
После переселения Кимаки жили в Прииртышье, в Степном и Горном Алтае. На юге Кимаки граничили с карлуками, которые жили в Семиречье и Тарбагатае. На Востоке Кимаки граничили с Кыргызами, жившими в Минусинской котловине. На Юго-Западе Кимаки граничили с огузами. На Западе Кимаки граничили с башкуртами, печенегами и др. Таким образом, Кимаки занимали территорию Восточного, Северного и Центрального Казахстана.
Географ и историк ал-Якуби отмечает, что кимаки наряду с уйгурами, карлуками и огузами были главнейшими тюркскими народностями, имевшими свое государство.
Читайте также: