Фундаментализм это в обществознании кратко

Обновлено: 05.07.2024

“ ” Фундаментализм так же относится к христианству, как раскрашивание картинок-раскрасок к искусству.

Религиозный фундаментализм — радикальное консервативное течение, направленное на возрождение традиционных ценностей, возвращение в религию идеологической "чистоты", которая якобы была утрачена большинством её последователей. Фундаменталисты ставят свои толкования религиозных текстов над приобретенными веками знаниями и практикой. Это порождает противоречие между ними и не только светским миром и представителями других религий, но и с их менее ревностными собратьями.

Термин появился в 1920-х годах и изначально применялся к движению христиан-протестантов в США. Характерными чертами движения были буквальное прочтение Библии и более воинственный, чем общепринятый, подход к христианству. Плодом движения стали законы в нескольких штатах, запрещающие преподавать теорию Дарвина в школах (например, акт Батлера, отмененный только в 1967 году), и Обезьяний процесс. Формально это движение закончило свое существование в середине 1930-х годов, но идеи буквальной трактовки, непогрешимости Библии и ее исключительности проникли в различные христианские течения, что привело к возникновению фундаментальных религиозных организаций и даже церквей в рамках более широкого религиозного течения. Например, Независимые фундаменталистские церкви Америки (IFCA International) в США.

Содержание

Риторика фундаменталистов часто содержит апокалиптические ожидания, причиной которых являются утрата религией своего доминирующего положения в обществе, распространение безрелигиозного гуманизма. В следствие этого светский мир, по мнению фундаменталистов, декаданский, греховный, нравственно разлагается, находится под влиянием дьявола, поэтому [имя бога конкретной религии] однажды разгневается на свои творения. Только те люди, кто строго следует наставлениям, данных в божественном откровении, изложенном в Священном писании (Библия, Коран, Тора, Славяно-Арийские Веды), будут спасены.

Хотя эта риторика может послужить для привлечения колеблющихся единоверцев к делу, она так же является сдерживающим фактором возникновения поддержки фундаментализма в иных кругах общества. То, что фундаменталисты ставят (1000+)-летние тексты над современной наукой делает возможность широкого признания его невозможным.

Отдельные фундаменталисты предсказывают конкретную дату начала излития гнева божьего на род человеческий. После того, как день апокалипсиса проходит без начала оного, казалось бы, можно ожидать принесения извинений от предсказателей тем, кто им верил. Однако вместо этого устанавливается новая дата. Однажды это может стать скучным и привести после пятой очередной новой даты к утере веры тех, кто когда-то отказался от мирских благ в ожидании апокалипсиса. Таким образом, фундаменталисты сами себе вредят своей деятельностью.

  1. Непогрешимость Библии. Фундаменталисты рассматривают Библию, как божественное откровение воли Бога, которое дано было авторам ("святым Божьим мужам") божественным вдохновением, а потому эта книга не может содержать ошибок.
  2. Библейский буквализм. Это подход к толкованию Библии, утверждающий, что библейские тексты следует понимать буквально, кроме отдельных моментов, представляющихся явно символическими. Является противоположным подходом к библейскому аллегоризму, при котором богословы толкуют аллегорически наиболее неудобные места Библии, например, явно противоречащие современным научным знаниям и здравому смыслу или слишком жестокие для религии, позиционирующей себя как всепрощающей и мирной (толкование шести дней творения, как длительных периодов; "глаз за глаз", как денежной компенсации).
  3. Непорочное зачатие Иисуса Христа. Фундаменталисты вопреки здравому смыслу верят в то, что мать Иисуса зачала его, оставаясь девственницей.
  4. Искупительная жертва Иисуса Христа. Коротко говоря: Иисус принял муки во имя спасения людей.
  5. Телесное второе пришествие Иисуса Христа. Часть христиан трактует второе пришествие символично, вплоть до того, что, по их мнению, это событие становится личным для каждого и происходит в душе или сердце. Фундаменталисты стоят в оппозиции к такой трактовке и ждут пришествия Иисуса к людям в материальном теле.

Исламские фундаменталисты видят в шариате (религиозное право на основе Корана) краеугольный камень своей веры. Их целью является установление шариата как государственного закона. В Исламской Республике Иран и Саудовской Аравии исламским фундаменталистам удалось сделать свою идеологию государственной. Правозащитники критикуют их за жестокое обращение с женщинами и немусульманами. Например, за "преступление" быть изнасилованной саудовская женщина может быть сильно избитой вплоть до смерти ее же семьей за позор, который она принесла ей. [1] [2] Неверие в Аллаха карается смертью. В 2013 году в Египте была принята Конституция, основанная на шариате (однако не все фундаменталисты признают ее таковой [3] ).

Часть исламских фундаменталистов видят праведный путь верующего в терроризме. По их мнению, они, как верующие мусульмане, должны нести ислам по миру, например, создавая и укрепляя исламские государства, борясь с неверными и проводя военный джихад. По их трактовке Корана, убийство немусульман во имя этого - благое дело для Аллаха, которое будет после смерти вознаграждено. Самым известным результатом такой деятельности стал теракт 11 сентября.

Классический фундаментализм с православным оттенком. У этого движения вы легко найдете вышеописанные общие черты от веры в непогрешимость Библии, клерикализма, "похоть и разврат захватывают наш мир", теория эволюции неверна, ибо "несовместима с православной догматикой", "православный не может быть эволюционистом" до теорий заговора [4] и обещаний погибели и вечных мук, если вы не примете "истинную веру" [5] .

Прославились пикетом против теории эволюции (1, 2), где выразили свое недовольство [6] существованию широкой поддержки данного "псевдонаучного мифа".

Первоначально самопровозглашенная Чеченская республика Ичкерия была светским государством, что было прописано в ее Конституции [7] . В 1996 году в Конституцию были внесены правки, устанавливающие ислам государственной религией [8] , появились шариатские суды. Наконец, ЧРИ была преобразована в Имарат Кавказ, сейчас представляющий собой сепаратистское радикально-исламское подпольное движение. Из официального релиза заявления о провозглашении Кавказского Эмирата [9] :

“ ” Мы, моджахеды, вышли сражаться с неверными не ради сражения, а для того, чтобы восстановить Шариат Аллаха на нашей земле.

“ ” после изгнания кафиров, мы должны отвоевать все исторические земли мусульман, а эти границы выходят за пределы Кавказа.

“ ” Мы скрупулезно, методично, шаг за шагом будем внедрять, укреплять на нашей земле Шариатский порядок. Установление Шариата — есть возвышение слова Аллаха, есть суть Джихада.

Чеченские сепаратисты являются наиболее известными фундаменталистами в России, считающими, что в борьбе за установление шариата и государственного примата ислама на Северном Кавказе (а после и за его границами) Аллах разрешает им убивать мирных людей (Теракт в московском метро, Теракт в Домодедово).

Очевидно, что слишком много контактов с другими людьми различных мнений опасны для молодого фундаменталиста: он может изменить своим убеждениям. Во избежание этого взрослые фундаменталисты зачастую стремятся отдать молодых в специальные заведения, занимающиеся сохранением "чистоты" обучающихся и закреплением их убеждений, благодаря постоянному пребыванию в обществе себе подобных (христианский колледж Пенсаколы), либо перевести на домашнее обучение.

В атеизме отсутствуют догматы, доктрины. Таким образом, понятие "фундаментализм" не может быть корректно применен к атеизму, что впрочем не мешает некоторым критикам атеизма все равно находить фундаментализм там, где он не может быть просто по определению.

Вследствие этого возник самый настоящий компромисс с самой критикой по поводу Библии. Возникла и новая теория эволюции.

Вследствие этого, доверие к тому, что написано в Библии, в значительной степени пошатнулось.

Сами религиозные руководители США на все это отреагировали тем, что создали определенные основные веры.

Фундаментализм: что это такое?

Фундаментализм это

Фундаментализм это

Приблизительно в первой половине 20 столетия такое понятие, как фундаментализм, обсуждалось многими людьми в печати. К примеру, один из школьных учителей был привлечен к ответственности.

А произошло это в результате того, что он учил собственных учеников новой теории эволюции. Все это нарушало существующий на тот момент закон штата. В любой ситуации, в те времена многие люди думали о том, что такое понятие, как “фундаментализм” в действительности, просуществует не слишком долго.

Дополнительно в одном из журналов была опубликована информация по поводу того, что он не обладает вообще никакими качествами выживаемости, а также созидательной успешности. В действительности, подобное мнение оказалось достаточно ошибочным.

Начиная с 70-х годов о таком термине, как “фундаментализм” достаточно часто появлялись упоминания в многочисленных СМИ. В те времена было сказано то, что сам фундаментализм смог не просто выжить, но и действительно процветает.

  • Протестантским вероисповеданиям.
  • Иудаизму.
  • Исламу и т. д.

Что нужно знать о фундаментализме?

Фундаментализм в религии

Фундаментализм в религии

Как можно отличить фундаменталиста?

Первоначально здесь стоит отметить факт того, что под религиозным фундаментализмом первоначально подразумевается стремление людей сохранить определенные традиции. Не исключается и сохранность конкретных религиозных верований.

Ни при каких обстоятельствах не стоит говорить о том, что фундаменталисты настроены против всего, что считается новым. Многие люди достаточно успешно пользуются современные достижениями коммуникации. За счет этого они продвигают собственную точку зрения.

Фундаментали́зм (от лат. Fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из вариантов данного течения является фундаментализм религиозный.

В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе [1] [2] [3] [4] . Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов.

Содержание

История термина

Наиболее активно фундаменталистское течение проявляется в исламе, христианстве, иудаизме и индуизме [5] тем не менее, направления, имеющие признаки фундаменталистских, выявляются специалистами и в иных религиях [10] .

Религиозный фундаментализм

Протестантский фундаментализм

Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-е-1912 годы. Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология).

В 1920-е годы XX века фундаменталисты провели ряд выступлений, критикующих победившие, к тому времени, эволюционистские основы в науке, а в южных штатах (например, штатах Теннеси, Арканзас, Миссисипи и др.) в 1921-29 гг. были приняты законы, запрещающие преподавание в государственных школах теории Дарвина о происхождении человека (см. Обезьяний процесс).

В 1973 году в штате Теннеси была принята поправка к закону, позволяющая преподавать дарвиновское учение в качестве гипотезы наряду с креационистской библейской версией.

В России в феврале 2006 года был подан в Петербургский суд иск против комитета образования Санкт-Петербурга и Министерства образования, с требованием запретить в средних школах преподавание эволюционной теории Чарльза Дарвина, которая, по-мнению истцов, оскорбляет религиозные чувства. Иск поддержали представители РПЦ и других конфессий.

С 1919 года существует Всемирная ассоциация фундаменталистов, которая в 1948 году была переименована в Международный совет христианских церквей (англ. International council of Christian churches ), в который входило 140 протестантских организаций.

Католический фундаментализм

Католические фундаменталисты выступают против модернизма, экуменизма и реформированного богослужения, принятого II Ватиканским собором. [11]

Православный фундаментализм

Социальной базой православного фундаментализма в России являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования. [15]

Исламский фундаментализм

…Вдохнуть жизнь в мусульманские правящие учреждения и в общество можно лишь одним способом: вновь утвердить исламский закон, сделать его основой государства и общества, которые должны руководствоваться исламом и опираться на социальную справедливость… Современное национальное государство потерпело катастрофу… Слабость и подчиненное положение мусульманских государств — это следствие безбожия мусульман, которые уклонились от пути, начертанного Богом, и предпочли ему светские, материалистические идеологии и ценности Запада или Востока — капитализм или марксизм

Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран [21] . В ряде других фундаменталистские движения действуют в качестве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы терроризма.

Идеи исламского фундаментализма лежат в основе политического ислама (исламизма).

Исламофашизм

Однако некоторые известные учёные и политики критикуют употребление данного термина. В частности, Евгений Примаков считает, что есть исламский экстремизм, но не исламофашизм, поскольку фашизм строится на национализме. [29] Некоторые критики утверждают, что термин используется для пропаганды [30] [31]

Иудейский фундаментализм

Иудейский фундаментализм проявляется в деятельности ряда организаций и политических партий Израиля, выступающих за организацию всей жизни в государстве в соответствии с религиозными законами иудаизма. [11] Некоторые группы ортодоксальных иудеев (так называемых харедим) часто конфликтуют с представителями светского населения Израиля в связи с несоблюдением последними строгих религиозных ограничений. [32] [33] Данные группы часто вступают в прямые столкновения с полицией. [34] [35]

Индуистский фундаментализм

Нерелигиозный фундаментализм

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.


Термин изначально применялся в отношении ряда протестантских деноминаций США, использующих буквальное прочтение религиозных христианских текстов (главным образом Библии) и полностью отвергающих любые рациональные и аллегорические толкования. В дальнейшем это обозначение распространилось на любые религиозные течения такого рода и некоторые внерелигиозные концепции. Но обычно под этим словом подразумевается именно религиозный фундаментализм.

фундаментали́зм

1. собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений

2. филос. эпистемологическая позиция, согласно которой существуют некоторые последние, далее неразложимые основания достоверного знания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: толк — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «фундаментализм»

Предложения со словом «фундаментализм»

  • Усиливающая агрессивность исламского фундаментализма в современном мусульманском мире показывает, что ислам и вестернизация несовместимы.

Сочетаемость слова «фундаментализм»

Правосла́вный фундаментали́зм — термин, введённый для описания праворадикальных тенденций в православных и околоправославных кругах.

Афоризмы русских писателей со словом «фундаментализм»

  • Отрезаемая из брезгливости от информации вообще — вера может выродиться в сектанство. Таков фундаментализм, и в этом его абсурдность: с одной стороны, он отнюдь не прочь подчинить мир, он воинственен по отношению к падшести мира, ищет взять его под крыло своего спасения, а с другой — брезгуя, отворачивается от мира.

Дополнительно

Предложения со словом «фундаментализм»

Усиливающая агрессивность исламского фундаментализма в современном мусульманском мире показывает, что ислам и вестернизация несовместимы.

При этом чем сильнее социально-экономическое и идеологическое потрясения общества, тем резче ответная реакция, принимающая иногда форму воинствующего национализма и религиозного фундаментализма.

Негативные последствия политики дерегулирования серьёзно подорвали основы этой неолиберальной концепции рыночного фундаментализма, идеологии, основанной на всесилии рынка.

- (от лат. fun-damentum - основание ) - англ. fundamentalism; нем. Fundamentalismus. 1. Консервативное течение современного протестантизма , требующее принятия в качестве основы вероучения всего содержания Священного Писания и отвергающее любые попытки критического пересмотра устаревших религиозных понятий. 2. Непримиримое отстаивание к.-л. принципов (религиозных, этических, национальных и др.). См. ОРТОДОКСИЯ .

Смотреть что такое ФУНДАМЕНТАЛИЗМ в других словарях:

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

крайне консервативное течение в современном протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма (осуждаемого фундамен. смотреть

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

фундаментализм м. Общее название религиозной ортодоксии.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ, крайне консервативное течение в совр. протестантизме, направленное против либерального про-тестантского рационализма (осуждаемого фун. смотреть

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

(Fundamentalism). Движение, зародившееся в Соединенных Штатах во время Первой мировой войны. Члены движения считали, что их основная задача возвращение к ортодоксальному протестантскому христианству, а также борьба с либеральной идеологией, немецкой библейской критикой, дарвинизмом и другими " измами", в крых они усматривали опасность для американских христиан. С тех пор основные цели движения и само понятие "фундаментализм" неоднократно менялись, как менялся и состав тех, кто причислял себя к фундаменталистам. Движение прошло четыре этапа, по существу сохраняя преемственность духа, воззрений и подходов. 20е гг. На первом этапе деятельность движения заключалась в том, что оно выявляло фундаментальные христианские ценности, а также стремилось исключить из Церкви врагов протестантской ортодоксии. Серия из двенадцати сборников под названием "Основы" (Fundamentals, 191015 ) определила широкий круг противников католицизм, социализм, современная философия, атеизм, "христианская наука", мормонство, спиритуализм и т.д., но главными врагами считались либеральная теология, края опиралась на натуралистическую интерпретацию вероучительных положений, немецкая библейская критика и дарвинизм, подрывавший авторитет Библии. Авторский коллектив сборников был представлен широким кругом англоязычных исследователей из многих деноминаций Сев. Америки и Великобритании. Они излагали и отстаивали вероучительные положения, охватывающие весь спектр традиционного христианского учения. Их критика была взвешенной, опиралась на убедительные доводы и сохраняла уважение к мысли оппонентов. Однако очень скоро список врагов сузился, а основы вероучения уже не казались столь ясными. Защитники фундаментальных вероучительных положений стали объединяться во внецерковные группы в рамках деноминаций. Генеральная ассамблея Северной пресвитерианской церкви в 1910 г. определила пять основных положений веры, крые их оппоненты подвергали критике: безошибочность Св. Писания, рождение Христа от Девы, заместительное искупление Христа, телесное воскресение Христа, историчность чудес. Непреложность этих положений была подтверждена в 1916 и 1923 гг., когда их стали рассматривать как фундаментальные доктрины христианства. Параллельно (в духе конференций библейских пророчеств, проводившихся с 1878 г.) баптистыпремилленаристы и индепенденты основали в 1919 г. Всемирную ассоциацию христианфундаменталистов во главе с У .Б. Райли. Премилленаристы считали, что нужно изменить содержание пятого вероучительного положения (где место чудес заняли бы воскресение и Второе пришествие Христа, а то и премилленаристская доктрина). Также предлагалось заменить положение о рождении от Девы положением о божественности Христа. Понятие "фундаменталист", по всей вероятности, впервые ввел в оборот в 1920 г. К. JI. JIoc в баптистском издании "УотчманЭкземайнер", а распространилось оно в нач. 20х гг. "Фундаменталистами" называли тех, кто признавал основы веры и активно их отстаивал. В тех же 20х гг. баптист Дж. Р. Стрэйтон дал название "Фундаменталист" своей газете. Ученомупресвитерианину Дж. Г. Мейчену слово не понравилось: он полагал, что оно вызывает ассоциации с новой религией, а не с тем историческим христианством, в к-рое всегда верила Церковь. Лишь после долгих колебаний Мейчен согласился причислить себя к "фундаменталистам". На протяжении 20х гг. фундаменталисты считали борьбу, развернувшуюся в крупных церковных деноминациях Севера, борьбой за истинное христианство против новой нехристианской религии, проникшей в протестантские церкви. В своей книге "Христианство и либерализм" (1923) Мейчен назвал новую натуралистическую религию "либерализмом", но позже стал использовать более популярное определение "модернизм". Христианами называли себя даже деятели, подобные Г.Э. Фосдику, с чем никак не могли смириться фундаменталисты, поскольку те отрицали традиционные формулировки христианского вероучения и предлагали взамен модернистские, натуралистические положения. Предметом ожесточенных споров стали и воззрения на природу христианства, и методы теологических исследований, и исторические подходы. Фундаменталисты полагали, что истина заключена в тех вероучительных положениях, крые сформулированы в раннюю эпоху, а современные попытки переформулировать их заведомо порочны. Другими словами, фундаменталисты ратовали за неизменность церковного учения. Такие споры шли в Методистской епископальной церкви, Протестантской епископальной церкви и даже в Южной пресвитерианской церкви, но сильнее всего они разгорелись в пресвитерианской и баптистской деноминациях Севера. Бесспорным лидером пресвитериан был Мейчен, крого поддержал К.Э. Макартни. Стремясь возглавить борьбу за ортодоксию, баптисты основали Национальную федерацию фундаменталистов северных баптистов (1921), Фундаменталистское братство (1921) и Баптистский библейский союз (1923). Спорили о семинариях, миссионерских советах, рукоположении священства. Во многих случаях, наряду с церквями восточных и западных штатов, подлинный оплот фундаментализма составили южные баптисты и многочисленные новые независимые церкви Юга и Среднего Запада. В сфере государственной политики фундаменталисты сопротивлялись тому, чтобы в общественных школах ввели курс дарвинизма. В самой острой форме конфликт проявился в 1925 г. в знаменитом процессе по делу Скоупса (Дейтон, шт. Теннесси). Общепризнанным лидером борьбы против эволюционной теории стал У. Дж. Брайан, мирянинпресвитерианин и трижды кандидат в президенты США. Конец 20хначало 40х гг. К 1 926 г. попытки воинствующих сторонников фундаментализма изгнать модернистов закончились ничем. Более того, была проиграна битва против эволюционизма. Начались споры между самими ортодоксальными протестантами, попрежнему численно преобладавшими во всех деноминациях. В годы Великой депрессии изменилось само понятие "фундаментализм" его стали применять только к определенной части верующих, крые разделяли традиционное христианское вероучение. Тем временем в Америке стала находить своих последователей неоортодоксия,связанная с именем К. Барта и его критикой либерализма. Время от времени фундаменталисты на Севере создавали новые деноминации на базе прежних, за крыми они не признавали чистоты веры. Так были основаны Генеральная ассоциация постоянных баптистских церквей (1932); Пресвитерианская церковь Америки (1936), позднее переименованная в Ортодоксальную пресвитерианскую церковь; Библейская пресвитерианская церковь (1938); Консервативная баптистская ассоциация Америки (1947); Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930) и мн. др. На Юге фундаменталисты доминировали в крупнейшей Южной баптистской конвенции, Южной пресвитерианской церкви, ширившихся движениях Библейской церкви и Баптистской церкви,в т.ч. Американской баптистской ассоциации. По всей территории Соединенных Штатов фундаменталисты основывали новые ривайвелистские движения, миссии, семинарии, библейские школы, библейские конференции и газеты. В этот период деятельность фундаменталистов в первую очередь определяло теологическое положение, согласно к-ром у истинное христианство, представляемое ими,опирается на буквальное прочтение Библии. Истина эта должна была получить организационное оформление, к-рое исключало бы всякую общность с либералами и модернистами; тем самым верность основам веры стала сочетаться у фундаменталистов с сепаратистскими тенденциями. К-ром е того, они отождествляли себя с теми традициями, крые, по их мнению, воплощали чистоту в личной нравственности и американской культуре. Т.о., понятие "фундаментализм" в основном стало относиться к ортодоксальному протестантизму вне рамок крупных северных деноминаций, а именно к новым деноминациям, южным церквям и ко многим независимым церквям по всей территории Америки. Начало 40х70егг. С нач. 40х гг. фундаменталисты сменили ориентиры и со временем раскололись на два лагеря. Одни продолжали сознательно называть себя "фундаменталистами" и отождествлять свои убеждения с подлинным библейским христианством. Другие сочли неудобным причислять себя к " фундаментализму ", поскольку это понятие уже ассоциировалось с оторванностью от социальной проблематики, сепаратизмом, антиинтеллектуализмом, нетерпимостью, даже глупостью. Фундаменталисты из второй группы искали единства с ортодоксальными протестантами, попрежнему представлявшими подавляющее большинство духовенства и мирян в крупных северных деноминациях, пресвитерианами, баптистами, методистами, епископалами. В 40х гг. они стали называть себя "евангельскимихристианами" ("евангеликами") и связывать именно это понятие с подлинным христианством, а часть из них с 1948 г. называетсебя "неоевангеликами". Организационно раскол среди северных фундаменталистов был закреплен созданием, с одной стороны, Американского совета христианских церквей (1941), крый в принципе носил сепаратистский характер, а с другой Национальной ассоциации евангеликов (1942), объединявшей ортодоксальных протестантов из разных деноминаций. В 50х гг. понятие "фундаментализм" прочно связывалось как сАССС, так и с огромным числом южных церквей, не принадлежавших ни к одной из вышеуказанных структур. Название "фундаменталистских" гордо носили такие теологические учебные заведения, как Университет Боба Джонса, Библейский институт Мооди, Далласская теологическая семинария, сотни евангелизаторов и радиопроповедников. Международный совет христианских церквей (1948) стремился утвердить понятие "фундаментализм" в мировом масштабе, противопоставляя себя Всемирному совету церквей. Определение "фундаменталистский" приобрело особое содержание, скорее противопоставленное понятиям "евангелистский" и "неоевангелистский", чем либерализму, модернизму и неоортодоксии . В 50х60х гг. у фундаменталистов и евангеликов было много общего: и те и другие были привержены традиционным вероучительным положениям о Св. Писании и Христе, поощряли евангелизм, ривайвелизм, миссионерскую деятельность, ратовали за высокую личную нравственность и призывали отказываться от алкоголя, курения, кино и театра, карточных игр. Американские ценности они отождествляли с христианскими ценностями. И фундаменталисты, и евангелики облегчали решение поставленных перед собой задач, создавая структуры, отделяющие их от остального общества. Однако фундаменталисты полагали, что они отличаются от евангеликов и неоевангеликов тем, что в большей мере сохраняют верность библейскому христианству, более враждебны церковному отступничеству, коммунизму, личному злу, меньше подстраиваются под принятые социальные и интеллектуальные нормы. Они не принимали Билли Грэма, не читали "Христианствосегодня", неподдерживали Уитонколледж и Теологическую семинарию Фуллера, предпочитая собственных проповедников, радиопроповедников, газеты и школы. К-ром е того, обнаружились многочисленные расхождения между самими фундаменталистами; им так и не удалось достичь единства. Многие североамериканцы и британцы, крые не принадлежали к фундаменталистам и евангеликам, видя различия между ними, именовали тем не менее тех и других "фундаменталистами". Конец 70х80е гг. В кон. 70х и особенно в 1980 г., в ходе президентской кампании Рональда Рейгана, фундаментализм вступил в новую фазу. Голос фундаменталистов обрел общенациональное звучание, поскольку они предложили возможный путь выхода из ситуации, крую многие оценивали как крупнейший социальный, экономический, нравственный и религиозный кризис в Америке. Фундаменталисты объявили, что новый, еще более опасный враг это секулярный гуманизм, крый несет ответственность за упадок церквей, школ, университетов, государства и, самое главное, семьи. Они боролись против положений, крые считали порождением секулярного гуманизма, эволюционной теории,политического и теологического либерализма, размытой морали, половой распущенности, социализма, коммунизма, любого умаления абсолютного и непререкаемого авторитета Библии, призывая американцев вернуться к основам веры и американским нравственным ценностям. Выдвинулось новое поколение фундаменталистов в печати и на телевидении Дж. Фолуэлл, Т. Ляхэй, X. Линдсей, П. Робертсон и др. Опираясь в первую очередь на южных баптистов, они нашли сторонников во всех деноминациях. Спустя три десятилетия после окончания Второй мировой войны влияние фундаменталистов и евангеликов заметно расширилось за счет евангелизационной и издательской деятельности, радиопрограмм, растущего влияния церквей. Понемногу стирались различия между фундаменталистами и евангеликами; если верить статистике, четверть американского населения можно было причислить к фундаменталистамевангеликам. Однако не все фундаменталисты приняли новых лидеров, определив их как "неофундаменталистов". Фундаменталисты нач. 80х гг. значительно отличались от своих предшественников; им приходилось решать много других проблем. Тем не менее они продолжали общую линию фундаментализма, начало крой положено в 20е гг. Попрежнему уверенные, что они одни знают истинные основы веры и, следовательно, представляют подлинное христианство, опирающееся на авторитет буквально понимаемой Библии, они полагали, что их долг выдержать великую историческую битву против Сатаны, тьмы, против всех врагов, стремящихся навредить христианству и Америке. Вступив в эту титаническую схватку, они считали всех остальных христиан отступниками от Христа или просто нехристианами, ратуя за возвращение к безошибочной и непогрешимой Библии, к традиционным вероучительным положениям, к традиционной морали, края, как они полагали, когдато преобладала в Америке. Для осуществления своих целей фундаменталисты создали огромное количество независимых организаций, распространяющих их теоретические и практические идеи. С.Т. MclNTlRE(nep. Ю.Т.) Библиография: G.W. Dollar,/) History of Fundamentalism in America; R. Lightner,NeoEvangelicalism; L. Gasper, The Fundamentalist Movement, 19301956; J. Falwell.eds., The Fundamentalist Phenomenon; G.M.Marsden, Fundamentalism and American Culture; C.A. Russel, Voices of American Fundamentalism; N. F. Furniss, The Fundamentalist Controversy, 19181931; E. R. Sandeen, The Roots of Fundamentalism; J.I. Packer, "Fundamentalism" and the Word of God; James Barr, Fundamentalism. См. также: Евангельское христианство; "Основы". . смотреть

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — понятие, имеющее два значения, которые не связаны между собой.1. Фундаменталистами называют себя представители одного из консерват. смотреть

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

а) воинствующий традиционализм в христианском протестантизме XX в., противодействующий религиозному обновленчеству и секуляризации общественной жизни; возник в 1910-х гг. в южных штатах США как консервативная реакция на рост материализма, неодарвинизма и критического отношения людей к Библии; б) защитная реакция социальной культуры на ослабевание жизненной связи со своим историческим религиозным основанием и на свое духовное вырождение; эта реакция воплощается в энергичных требованиях и реальных попытках возродить в народе утрачиваемое им сакральное отношение к духовным первоистокам к основополагающим религиозным идеалам как незримому ядру своей культуры. В США стали с 1876 г. регулярно проводить Ниагарские библейские конференции с целью укрепить в обществе принципы богодухновенности и непогрешимости Библии, божественной природы Иисуса Христа, грядущего второго пришествия и др. В 1910 1912 гг. выходят 12 выпусков *The Fundamentals*· (*Основы*) разовым тиражом 3 млн. экз. (отсюда и название движения Ф.). В 1919 г. Всемирная библейская конференция в Филадельфии учредила Всемирную христианскую фундаменталистскую ассоциацию, в которой преимущественно участвовали правые баптисты и пресвитериане. В 1930 г. возникла независимая фундаменталистская церковь Америки, однако она не стала базой новой конфессии. Фундаменталисты добились официального запрета в ряде штатов преподавания учения Ч. Дарвина. Ф. в США убывает в 1929 1933 гг. и в период второй мировой войны, затем снова активизируется в 70-е гг. Ныне он достиг весьма значительных масштабов, сомкнулся с политическим консерватизмом и борется за евангелизацию американского образа жизни. Хотя термин *Ф.* непосредственно обозначает организацию *защитников Бога* в США, тем не менее по своей сути Ф. есть распространенный в истории феномен, возрождающийся в той или иной культуре, как правило, в тот период, когда она испытывает глубокий кризис; поэтому вполне правомерно и второе, более широкое толкование понятия Ф. Тенденция к Ф. сегодня явно прослеживается не только в христианстве, но также в иудаизме, исламе, индуизме, буддизме, сикхизме, неоконфуцианстве. Фундаменталистов подразделяют на радикальных и умеренных. В количественном отношении их всегда меньше, чем их единоверцев-нефундаменталистов, однако в качественном отношении они несравненно более активны, формируют *группы протеста* и присваивают себе право выступать от имени безмолвствующей массы *истинно верующих*. Фундаменталисты осознают себя хранителями исторической традиции, для оживления которой создают в обществе особые школы, медицинские клиники, суды, военизированные группы и т. п. Эти институты функционируют на антисекулярных принципах, на фундаменталистском мировоззрении, но в то же время выборочно используют плоды цивилизации, современной техники. Фундаменталисты усматривают в религии указания для решения главных проблем, стоящих перед человечеством, нацией или индивидом; они требуют буквально понимать истины Откровения (Священного Писания), высоко чтить религиозные авторитеты и быть бескомпромиссными в своих убеждениях. Например, исламские Фундаменталисты считают необходимым возвратить общество к тому состоянию, когда люди жили по восходящим к Корану традиционным законам. С этой целью они стремятся любыми средствами захватить политическую власть, адресуясь к малоимущим классам и угнетенным слоям населения и ориентируясь на авторитарных лидеров и строгую дисциплину. Ф. пытается восстановить господство мужчины во всех сферах общества, выступает против феминистского движения, абортов, совместного обучения мальчиков и девочек и т. д. Не следует отождествлять Ф. с экстремизмом, хотя они бывают тесно между собою связаны; Ф. нацелен на созидание, придание стареющей культуре свежего дыхания жизни, а экстремизм разрушителен и вредит культуре. Д. В. Пивоваров. смотреть

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ортодоксальное, крайне консервативное течение в теле крупной церкви, имеющей, как правило, статус общенациональной.В разные эпохи Ф. был так или иначе . смотреть

Читайте также: