Общественная жизнь в первой половине 19 в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во-первых, потому что как дворяне они имели прекрасное образование и были думающими людьми. Во-вторых, это были не просто офицеры, а участники наполеоновских войн, которые испытали на себе влияние идей революционной Франции, ознакомились с европейской цивилизацией и как люди думающие, сравнивали достижения европейцев с тем бесправием, которое творилось на родине.

Главными требованиями декабристов было: отмена крепостного права и введение конституционной формы правления, что позволило бы Российской империи стать на капиталистический путь развития.

2. В чем суть теории официальной народности?

3. В чем было отличие взглядов на прошлое и будущее России западников и славянофилов? Что их объединяло?

Западники (А.А. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин и т.д.) считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь.

4. Назовите первых русских социалистов. В каком направлении развивались взгляды А.И. Герцена?

Первые идеи социализма начал высказывать Герцен, который искал самобытный путь к социализму. Он обосновал возможность перехода к справедливому общественному строю без частной собственности на основе русской крестьянской общины. По его мнению, община уже сама по себе является зачатком социализма. Так родилась теория крестьянского социализма, давшая мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

Понимая, что сохранение крепостного права приведет к массовому насилию, стихийным бунтам, Герцен на страницах издаваемых им в Лондоне неподцензурных изданий призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества.

5. Почему правительству Николая I не удалось приостановить рост общественного недовольства?

Потому ни официальная идеология, ни полицейский режим не могли помешать распространению в России свободолюбивых идей, так как они слишком сильно утвердились в то время в Европе.

Познакомьтесь с фрагментом проекта конституции Н. М. Муравьева: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей — ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства — произвол одного человека — невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне — а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя — ни разумных исполнителей.

Глава I. О народе русском и правлении

. 2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. . Глава II. О гражданах . 4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно — т. е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно — т. е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части.

Глава III. О сословиях, личных правах и обязанностях русских . 13. Все русские равны перед лицом закона.

Докажите, что автор законопроекта был знаком с конституционными идеями, утвердившимися в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн.

В проекте конституции Н.М. Муравьева прослеживаются следующие конституционные идеи, утвердившиеся в эпоху Великой французской революции:

Теория официальной народности. События начала века, в первую очередь Отечественная война 1812 г., оказали большое влияние на духовную жизнь страны, в России стали оформляться различные общественные течения – консерватизм, либерализм, революционное движение.

Мила нам добра весть о нашей стороне.

Отечества и дым нам сладок и приятен!


Н. М. Карамзин. Художник В. Тропинин


Большой герб Российской империи. 1856 г.


Погодинская изба Дом историка М. П. Погодина. Архитектор Н. Никитин


П. Я. Чаадаев. Неизвестный художник

Либеральное движение: славянофилы и западники. В 1830-е гг. представители российской интеллигенции организовывали кружки, в которых обсуждали проблемы прошлого, настоящего и будущего России, выдвигали идеи реформирования политического и экономического строя страны. Известным и популярным был кружок Н. В. Станкевича. В него входили В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, М. Н. Катков, Т. Н. Грановский и др. Каждый из них отличался оригинальными взглядами, мыслями, общественно-политической позицией. Члены кружка увлекались философией, спорили, обсуждали, искали нравственные идеалы, смысл человеческого бытия. В 1837 г. Н. В. Станкевич уехал за границу. Его кружок постепенно распался.

Видными представителями славянофильства были И. В. Киреевский и Ю. Ф. Самарин. Выступая против преобразования России по западному образцу, славянофилы были далеки от безудержного восхваления современных им российских порядков. Отсутствовало в их работах и пренебрежение к достижениям западной цивилизации.

По своим идейным воззрениям славянофилам противостояли западники. Они признавали общность культурно-исторического пути России и Запада, но полагали, что именно западноевропейские страны идут во главе прогресса и указывают правильный путь остальным народам. По их мнению, Пётр I положил начало вступлению отсталой России на путь культурного развития, приобщил страну к общеевропейской цивилизации.

Воспитанные на идеалах просвещения и впитавшие многие мысли классической немецкой философии, западники полагали, что разум придаёт человеку особую ценность и позволяет открыть законы развития мира. Только то общество признавали они справедливым, которое создавало условия для свободного развития личности. Представители этого общественного направления считали необходимым улучшить общественно-политическое устройство России, но расходились во мнениях относительно способов осуществления преобразований в стране. Во главе западников стоял Т. Н. Грановский, профессор Московского университета, историк, кумир студенчества, блестящий лектор. Его идейными соратниками были С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. П. Боткин и др.

Заметную роль в общественной жизни столицы играл петербургский кружок западников во главе с критиком и публицистом В. Г. Белинским, выходцем из среды разночинцев. В 40-е гг.


Т. Н. Грановский. Художник П. Захаров

Несмотря на различия во взглядах славянофилов и западников, и те и другие ратовали за обновление России, совершенствование её политического и экономического строя, торжество законности в стране. Представители обоих течений выступали за отмену крепостного права, критиковали взяточничество и казнокрадство, процветавшие среди чиновников. Для правительства и те и другие были одинаково неблагонадёжны.


В. Г. Белинский. Художник К. Горбунов

Революционное крыло интеллигенции. Декабристские идеи о радикальном переустройстве российского общества путём революционного переворота находили новых сторонников. В 1820-е гг. в Москве возник кружок братьев Критских. Они считали себя последователями вышедших на Сенатскую площадь, планировали создать нелегальную типографию и начать агитацию в народе с целью осуществления переворота. Полиция арестовала членов кружка. Столь же трагичной была судьба кружка Н. П. Сунгурова.

Вскоре А. И. Герцена арестовали и отправили в ссылку. Через несколько лет он вернулся в Москву, но от социалистических идеалов не отказался.


А. И. Герцен. Художник А. Витберг


Идеология – система идей и взглядов, выраженная в различных формах общественного сознания.

Западничество – направление общественной мысли, представители которого выступали за развитие России по западноевропейскому пути.

Славянофильство – направление общественной мысли, представители которого отстаивали самобытный, особый путь развития России, отличный от западноевропейского пути.

Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и др.; в основном занимались умственным трудом.

Интеллигенция – слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно творческим трудом, развитием и распространением культуры.

Социалисты – те, кто верит в возможность построения идеального, совершенного государства и общества.

Народничество – идеология и общественно-политическое движение демократической интеллигенции второй половины XIX в.


1853 г. – основание А. И. Герценом в Лондоне Вольной русской типографии.


Вопросы и задания

1. Почему идея С. С. Уварова была принята в качестве официальной государственной идеологии?

2. Разделяете ли вы позицию П. Я. Чаадаева? Свой ответ обоснуйте.

3. Какие идеи славянофилов и западников в наибольшей степени отвечали развитию России по пути прогресса?

4. Какое место А. И. Герцен отводил русской общине в развитии страны?


Работаем с документом

А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтём в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великие начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара. Но не такова роль, определённая нам провидением. Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его.

Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живём, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли была отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы. Некогда великий человек (Пётр I. – Авт.) захотел просветить нас, и для того, чтобы приохотить нас к образованию, он кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения. В другой раз, другой великий государь (Александр I. – Авт.), приобщая нас к своему славному предназначению, провёл нас победоносно с одного конца Европы на другой (заграничный поход российской армии 1813 – 1814 гг. – Авт.); вернувшись из этого триумфального шествия чрез просвещённейшие страны мира, мы принесли с собою лишь идеи и стремления, плодом которых было громадное несчастие, отбросившее нас на полвека назад.

Объясните, почему на российской почве появились такие взгляды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине

Социально-политическая борьба в республике соединенных провинций в первой половине XVII в.

Социально-политическая борьба в республике соединенных провинций в первой половине XVII в. Положение широких трудовых масс города и деревни в республике было тяжелым. Политически они остались бесправными. Продолжительность рабочего дня, как и до революции, составляла 12-14

Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба

Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба Одной из наиболее важных проблем, которая стояла перед румынскими властями на протяжении всего межвоенного периода, была необходимость достижения законодательного и

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ.

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ. § 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Консервативный политический курс. К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарем ЦК стал Брежнев, председателем правительства — Косыгин, председателем

Культурная жизнь в первой половине XIX столетия

Часть IV Идейная борьба и общественное движение в России при Александре III

Часть IV Идейная борьба и общественное движение в России при Александре III В 80—90-е гг. XIX в. на арене политической жизни России явно обозначились три основных направления в общественном движении — консервативное, либеральное и радикальное. Каждое из этих направлений имело

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 — первой половине 1943 г

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 — первой половине 1943 г Кадровая проблема в первые месяцы войны. Уже в первые дни войны режим работы на авиапредприятиях подвергся значительному уплотнению. В соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в.

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в. Участие областей в назначении местной администрации. Областные сеймы и их деятельность распорядительная, законодательная и судебная; участие в решении вопросов внешней

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI — первой половине XVII века

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI — первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным

1. БОРЬБА ЗА ДОНБАСС В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1919 г

1. БОРЬБА ЗА ДОНБАСС В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1919 г Военное положение Страны Советов. Наряду с попытками собственными силами, путем открытой военной интервенции свергнуть Советскую власть, империалисты США и стран Антанты в начале 1919 г. приступили к осуществлению своего

4.4. Общественная жизнь во второй половине XIX в.

4.4. Общественная жизнь во второй половине XIX в. Поиски исторического пути России, проблемы реформ и контрреформ, методов и темпов преобразований – все это в своей совокупности обусловливало напряженные идейные искания российского общества. В пореформенный период

Идейная борьба в рабочем движении

Идейная борьба в рабочем движении Чрезвычайно важная отличительная особенность послереволюционной России состоит в глубоком идейном повороте среди оппозиционных или прогрессивных слоев. Кто забывает эту особенность, тот лишает себя возможности понять как русскую

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.

Первая половина XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.

В 1803 г. Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории.

Для дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась сословной, имелась возможность перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев. Развивалось женское дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.

Несмотря на усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.

Вторая половина XIX в.: начало высшего образования для женщин Образование во второй половине XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам грамоты, счету, письму и закону божьему; в земских школах была более широкая учебная программа. Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г. по которому упразднялся сословный характер обучения. Все гимназии были поделены на классические, где до 40% учебного времени отводилось изучению древних языков, и реальные (их обычно называли училищами), где главным было изучение математики и естествознания. Выпускники гимназий и училищ могли поступать в высшие учебные заведения. С 1871 г. основным звеном среднего образования стала классическая гимназия, куда специальным циркуляром был ограничен прием детей малоимущих. К концу XIX в. в России было 180 мужских гимназий и 142 женских (появилось в 1826 г.).

Высшая школа активно развивалась. В 1863 г. по принятому университетскому уставу возрождалась их автономия. Впрочем, ненадолго: в 80-е годы университеты были вновь ее лишены. В 1888 г. открыли Томский университет, тем самым, положив начало высшему образованию в Сибири.

В 1878 г. в Петербурге открыли Высшие женские курсы, названные по имени первого их директора К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими.[2] Позднее такие курсы были организованны в Москве и в некоторых других городах. Так было положено начало высшему женскому образованию в России.

Предпринимаемые меры дали определенные результаты: уровень грамотности в стране возрос с 6% в середине века до 21% в конце. Однако в целом Россия оставалась малограмотной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран. Особенно плохо обстояли, делана окраинах империи. Так, в Сибири грамотность населения составляла всего 12%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку ХХ.

КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в.

Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. Ростки гражданского самосознания, появившиеся в царствование Екатерины II, дали начало развитию общественно-политической мысли, отражавшей настроения и ожидания различных сословий и групп населения. Испытывая гордость за военные победы и культурные достижения Отчизны, мыслящие русские люди все чаще задавались вопросом о будущем России.

14 декабря 1825 г. в Петербурге офицеры-дворяне вывели свои воинские части на Сенатскую площадь. Они намеревались потребовать от Сената ввести в России конституционное правление. Николай I, вступивший на престол после смерти своего брата Александра I, сумел быстро подавить вооруженное выступление. Спустя две недели на Украине произошло восстание Черниговского полка, которым командовал декабрист С. И. Муравьев-Апостол. Оно также потерпело поражение. После следствия и суда пятеро декабристов были повешены, а более ста — отправлены на каторгу и в ссылку.


Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Художник К. Кольман


Дом М. Н. Погодина в Москве

Западники и славянофилы. Проповедь теории официальной народности, цензурные ограничения и достаточно эффективная деятельность полицейского аппарата не могли помешать распространению в России свободолюбивых идей: слишком сильно утвердились они в то время в Европе. В царствование Николая I формировались новые общественно-политические течения, в среде образованной молодежи возникали разнообразные кружки и группы. Наряду с представителями дворянской интеллигенции в них участвовали люди разных чинов и сословного происхождения — разночинцы. Члены кружков знакомились с передовыми философскими и политическими (либеральными и социалистическими) теориями, распространившимися в Европе.

Зарождение идей русского социализма. Разочаровавшись в итогах европейских революций 1848—1849 гг., Герцен начал поиски самобытного пути к социализму. Он обосновал возможность перехода к справедливому общественному строю без частной собственности на основе русской крестьянской общины. По его мнению, община уже сама по себе является зачатком социализма. Так родилась теория крестьянского социализма, давшая мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

Понимая, что сохранение крепостного права приведет к массовому насилию, стихийным бунтам, Герцен на страницах издаваемых им в Лондоне неподцензурных изданий призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества.

Особое место в освободительном движении занял кружок петрашевцев, получивший название по имени его руководителя — М. В. Буташевича-Петрашевского. Участником кружка был великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Все петрашевцы были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

Подведем итоги

После поражения декабристского движения в России в первой половине XIX в. зарождаются новые оппозиционные общественно-политические течения — либерально-ориентированное западничество, славянофильство и общинный социализм. Правительство противопоставляло им идеологию официальной народности. Общество все больше и больше осознавало необходимость преобразований, прежде всего отмены крепостного права.

ВОПРОСЫ

1. Почему в декабристских организациях преобладали дворяне-офицеры? Каковы были главные требования декабристов?

2. В чем суть теории официальной народности?

3. В чем было отличие взглядов на прошлое и будущее России западников и славянофилов? Что их объединяло?

4. Назовите первых русских социалистов. В каком направлении развивались взгляды А. И. Герцена?

5. Почему правительству Николая I не удалось приостановить рост общественного недовольства?

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с фрагментом проекта конституции Н. М. Муравьева: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей — ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства — произвол одного человека — невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне — а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя — ни разумных исполнителей.

Глава I. О народе русском и правлении

. 2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

Глава II. О гражданах

. 4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно — т. е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно — т. е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части.

Глава III. О сословиях, личных правах и обязанностях русских . 13. Все русские равны перед лицом закона.

Докажите, что автор законопроекта был знаком с конституционными идеями, утвердившимися в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн.

Читайте также: