Гипноз история возникновения кратко

Обновлено: 17.05.2024

История гипноза — это одновременно и история человечества. Изменённые состояния сознания использовались людьми с древних времён. Люди на протяжении всей истории общаются с богами, духами умерших, природой и т.д.. Эти состояния всегда описывались по разному. Но суть их оставалось одной и той же– пообщаться с так называемыми мудрыми сущностями и найти ответы на какие-либо мучающие человека вопросы. В наше время психологи понимают, что общаясь с духами , человек, просто напросто погружался в глубины своего бессознательного и общался с различными слоями своей же психики, таким образом, находя необходимые ответы. Но не каждый человек так хорошо знаком с техниками вхождения в изменённые состояния сознания. Для погружения в такие состояния нужен проводник, который сможет безопасно ввести человека в это состояние, а так же в нужный момент вывести из него. Такими проводниками в древние времена были шаманы, жрецы, т.п..

Как становится ясно, гипноз существует примерно столько же, сколько существует человек. Но он отнюдь не всегда был объектом научного изучения. История гипноза — это сложный многоэтапный процесс, основные ступени которого будут описаны ниже.

История гипноза началась с шаманов

История гипноза началась с шаманов

Как упоминалось выше – древние шаманы владели гипнозом. Они интуитивно использовали трансовое состояние в целях терапевтического вмешательства. Транс помогал создать связь, соединяющую шамана, страдающего человека и божественную исцеляющую силу, которая снисходила на нуждающегося в ней человека. Некоторые элементы шаманского транса используются в наше время современными терапевтами.

Каждый шаман проходил инициацию, прежде чем заступить на свою мистическую должность. Инициация, это своего рода переход из одного состояния в другое. Это особый ритуал, пройдя который, человек награждался определенными качествами, которыми не обладал раньше. В качестве примера инициации можно привести вступление мальчика во взрослую жизнь. Такому мальчику приходилось проходить различные задания, которые ему назначались значимыми для него людьми. Также приходят на ум, знакомые многим из голливудских кинофильмов, сцены, когда группа людей, желающих вступить в студенческое сообщество, проходят разные подчас абсурдные испытания. Эти испытания вряд ли помогают людям в них участвующим разрешить какие-либо душевные неурядицы, но зато это помогает им начать считать себя теми, кто заслужил право называться членом сообщества.

Многие церковные ритуалы также являются инициациями. Самый распространённый из них – крещение. Понятно, что всё это основано на хорошо построенном внушении.

И это далеко не полный список всех видов данного ритуала.

Гипноз шаманов до сих пор имеет место быть в некоторых частях света, таких как: Южная Америка, Африка, Сибирь.

Месмерианский период

В 1760 году в Париж приехал молодой австрийский учёный для того, чтобы разработать новый метод лечения, который он называл животным магнетизмом. Франц Месмер покинул Вену и переехал в Париж с целью выдвинуть перед научным сообществом Франции свою теорию. В своей научной теории он говорил о том, что есть особая субстанция – флюид, которая циркулирует во всей вселенной и в том числе в человеке. Когда циркуляция потока флюида гармонична, состояние здоровья хорошее, а если циркуляция по каким-то причинам нарушается, то нарушается и здоровье. Когда к Месмеру приходили клиенты, он проделывал, так называемые магнетические пассы (особые движения руками) и тем самым гармонизировал потоки флюида.

Сейчас психологам понятно, что ключевую роль в этом методе играл авторитет врача и его умение делать нужные внушения. Это помогало клиентам начинать верить в возможность своего полного выздоровление. Этакий эффект плацебо. Но для того, чтобы возник такой эффекта, необходимо было ввести клиента в особое состояние сознания, в котором он становился более открытым для позитивных изменений.

В настоящее время методами Месмера практически никто не пользуется, но его работа послужила толчком для развития дальнейших теорий. Можно сказать, что история гипноза, как область исследования науки была начата Месмером.

История Гипноза и роль Джеймса Брейда в ней.

Джеймс Брэйд был тем человеком, который дал гипнозу имя. Он назвал рассматриваемый феномен именем греческого бога сна Гипноса.

Брейд считал, что гипнотизируемые впадают в особый нервный сон. Будучи хирургом-офтальмологом, он решил, что этот сон может быть вызван утомляемостью глаз, поэтому он просил пациентов фиксировать свой взгляд на блестящих предметах. Брейд настоятельно подчеркивал, что причины этого сна лежат не в личности того, кто усыпляет, а в самом пациенте, в своеобразном состоянии его нервной системы, в его способности к самовнушению, в умении вызвать такое особое состояние своей нервной системы. Брейд указывал, что это особое состояние возникает совершенно закономерно в результате сосредоточенности взора и внимания, а также полного расслабления мышц находящегося в покое тела пациента и непроизвольно наступающего замедления дыхания. Стоит подчеркнуть, что все эти процессы сопровождались словесными внушениями терапевта.

В состоянии гипноза пациенты Брейда могли, посредством внушения, терять чувствительность отдельных частей тела, что подтверждалось отсутствием реакции пациента на прокол руки медицинской иглой.

Подобные опыты подтолкнули некоторых учёных к проведению операций под гипнозом без каких либо обезболивающих средств. Многие из них добились успехов на это поприще.

Вклад Жана-Мартена Шарко

В дальнейшем изучению вопросов, связанных с гипнозом были посвящены работы Шарко в Париже. В то время Шарко был невропатологом с мировым именем, а труды о нервных болезнях представляли целую эпоху в науке. Транс у своих пациентов Шарко вызывал посредством внезапных, коротких, сильных раздражений органов зрения, слуха и осязания. При этом словесным внушениям он придавал второстепенное значение. Свои исследования Шарко \проводил на двенадцати пациентах больных истерией и внешнее сходство гипнотических явлений с истерическими привели его к неправильным выводам о том, что в гипноз можно ввести только истерических больных.

Согласно взглядам Шарко, гипнотическое состояние является ничем иным, как искусственным или экспериментально вызванным нервным состоянием, искусственным неврозом, способы вызывания которого могут быть физическими и психическими.

Взгляды Бернгейма

Поскольку Шарко изучал явление гипноза у больных истерией, а Бернгейм – у здоровых людей, то эти исследователи пришли к различным теоретическим выводам. В итоге разгорелся спор между Парижской и Нансийской школами. Они спорили о том кто первым начал изучать гипноз и применять его в лечебной практике. Но по сути обе эти школы сделали определённый вклад для введения гипноза в науку и во врачебную практику в частности.

Бехтерев и Павлов

В.М. Бехтерев считал, что способами воздействия одних лиц на поведение других являются: прямой приказ, личный пример, убеждение и внушение. В отличии от убеждения, которое действует на другое лицо силой неопровержимых доказательств и логических умозаключений, внушение не требует вообще никаких доказательств и не нуждается в логике. Внушение, как подчеркивал Бехтерев, в отличии от убеждения, проникает в психическую сферу без активного внимания, входя без особой переработки и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия.

История гипноза и Милтон Эриксон

Милтон Эриксон – гениальный американский психиатр, который произвёл революции в использовании гипноза. До Милтона Эриксона гипнотизёры использовали только прямые директивные техники, суть которых заключалась в отдаче прямых указаний. Пациент вводился в транс и терапевт говорил ему что делать: сядьте так-то, почувствуйте это, представьте то-то и т.д.. Такие внушения, как легко можно догадаться, часто вызывали сопротивление пациента.

Современные терапевты используют как раз такой подход — Эриксоновский гипноз.

Обратитесь к гипнотерапевту для решения психологических проблем!

Читайте также: