Борьба за республику во франции 1871 1875 кратко

Обновлено: 15.05.2024

Национальное собрание (фр. Assemblée nationale ) Франции 1871—1875 годов, избранное во время франко-прусской войны, выработало конституцию 1875 г.

Содержание

Организация

Национальное собрание, по конституции 1875 г., составляется соединением в одно целое сената и палаты депутатов. Председатель сената председательствует в Национальном собрании, которое он и созывает. Решения Национального собрания постановляются по абсолютному большинству голосов.

Национальное собрание собирается в Версале:

  • 1) для избрания президента республики, когда его пост становится вакантным, вследствие ли истечения законного срока полномочий, или отставки, или смерти,
  • 2) для пересмотра конституционных законов, когда обе палаты признают его необходимым (по предложению президента республики или по инициативе депутатов или сенаторов).

История

Выборы

Опубликованный правительством национальной обороны тотчас по заключении перемирия с Пруссией, избирательный декрет 29 января 1871 г. предлагал выбрать — всеобщей подачей голосов — 768 депутатов (включая депутатов от колоний). Выборы производились по департаментским спискам и происходили 8 февраля 1871 г. при чрезвычайно неблагоприятных условиях, так как значительная часть страны была еще занята неприятелем.

Вопрос о заключении мира

Прежде всего решению Национального собрания подлежал вопрос о продолжении войны или заключении мира. Так как громадное большинство в провинции желало мира, то ревностные республиканцы разных оттенков, стоявшие за продолжение войны, получили в Национальном собрании лишь около 250 мест, большинство же состояло из легитимистов и орлеанистов; бонапартистов в Национальном собрании сначала почти не было: на выборах 8 февраля их не выбрал ни один департамент, кроме Корсики.

12 февраля 1871 г. Национальное собрание открылось в Бордо, в фойе театра; 13-го правительство национальной обороны сложило с себя власть. Председателем Национального собрания был избран республиканец Жюль Греви, а главой исполнительной власти — Тьер (17 февраля); затем заседания были отсрочены до окончания переговоров о мире.

26 февраля был подписан предварительный мирный договор; 1 марта Национальное собрание, несмотря на горячие протесты некоторых депутатов, приняло главные статьи договора, — подавляющим большинством. Оно подтвердило низложение Наполеона III и его династии, отклонило требование о перенесении заседаний в Париж и приняло несколько неудачных мер (например, относительно приступа к уплате по долговым обязательствам), вызвавших сильное неудовольствие в Париже.

Собрание и Парижская коммуна

18 марта произошло восстание в Париже; образовалась коммуна. Соглашение с ней было отвергнуто Национальным собранием, которое проголосовало за общий для всей Франции муниципальный закон. 18 мая оно ратифицировало заключённый во Франкфурте мирный договор; в конце того же месяца была одержана окончательная победа над коммуной.

Несогласованность большинства

Явно враждебное к правительству национальной обороны, Национальное собрание назначило комиссии для расследования его действий. Вскоре со стороны монархистов начались нападки и на Тьера, которого некоторые члены правой обвиняли в терпимости к повстанцам. Национальное собрание отменило законы об изгнании орлеанских принцев и проверило полномочия тех из них, которые были избраны депутатами; в декабре 1872 г. оно возвратило им их земельные имущества, конфискованные при империи. Реакционные и клерикальные стремления большинства Национального собрания постепенно становились все яснее, тогда как частичные выборы явно указывали на сочувствие страны к республике.

В первых числах июня Национальное собрание проголосовало, по предложению Тьера, заем в 21,2 миллиарда, из которых два должны были пойти на уплату военного вознаграждения; далее оно обсудило и приняло закон о генеральных советах (расширявший их сферу действий) и военный закон, установивший всеобщую воинскую повинность.

Летом 1872 г. Национальное собрание голосовало за соглашение с Германией об уплате военного вознаграждения и об очищении немцами французской территории и приняло предложенный правительством заём в три миллиарда.

Агитация в пользу роспуска собрания стала усиливаться: манифест республиканской партии от 2 августа. Послание Тьера от 13 ноября 1872 г., указывавшее, что спасение Франции — единственно в республике, вызвало сильное раздражение среди правых. Большинство комиссии тридцати, выбранной для выработки проекта закона о взаимных отношениях президента и собрания, было монархическое.

В середине марта, по предложению комиссии, право президента республики участвовать в прениях собрания было подвергнуто ограничениям. 16 марта было объявлено о предстоящей уплате последнего миллиарда вознаграждения и об очищении французской территории.

Угроза новой монархии

22 октября, по предложению комитета девяти, был даже выработан обеими группами правых проект закона о восстановлении монархии; но сам граф Шамбор снова испортил дело своих сторонников своей несговорчивостью, в особенности отказом принять трёхцветное знамя. Реставрация не удалась.

20 ноября были продолжены на 7 лет полномочия маршала Мак-Магона (383 голоса против 317), и вслед за тем образована комиссия тридцати, для рассмотрения проектов конституционных законов. Громадное большинство её составляли монархисты. Вопрос о септеннате [1] вызвал несогласие между правительством и легитимистами, а отношение министров к бонапартистской манифестации поссорило их и с приверженцами империи.

В январе 1874 г. был принят закон о мэрах, предоставлявший назначение их правительству.

В мае 1874 г. министерство Брольи уступило место бонапартистскому и клерикальному кабинету Маня и Фурту.

При обсуждении избирательного закона, вторая комиссия тридцати понесла поражение; всеобщее голосование было сохранено.

Конституционные законы 1875 года

Начавшееся 21 января 1875 г. обсуждение конституционных законов вызвало в собрании сильное разногласие: монархисты не хотели голосовать за республику, но большинство не соглашалось и на проект комиссии тридцати, предлагавший нечто вроде диктатуры для маршала. Вследствие образа действий графа Шамбора и несогласий в среде монархистов, о непосредственном восстановлении монархии нельзя было и думать.

Но и после этого, казалось, было еще далеко до конца: ожесточенная борьба завязалась вокруг проекта о сенате. Наконец, был принят проект Валлона, по которому избрание 75 пожизненных сенаторов было предоставлено Национальному собранию, а остальных 225, избираемых на 9 лет, — особым избирательным коллегиям. По предложению Валлона, принято было право президента распускать палату депутатов, с согласия сената; пересмотр конституционных законов вверен обеим палатам, соединенным в Национальном собрании. По предложению Равинеля (Charles de Ravinel), местопребыванием обеих палат и исполнительной власти назначен был Версаль: Национальное собрание до самого конца осталось верно своей вражде к Парижу.

Закон о сенате был принят 24-го февраля 1875 г.; на следующий день прошёл и весь закон об организации государственных властей (425 голосов против 254). Приняв, затем, закон о свободе высшего преподавания, избирательный закон и некоторые другие и назначив 75 пожизненных сенаторов, Национальное собрание, наконец, разошлось 31 декабря 1875 г.

Примечания

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Но разногласия между этими течениями затрудняли реставрацию монархии.

За республику: рабочий класс, крестьянство, знач.часть буржуазии, армия.

В 1872 г. был издан закон, угрожавший заключением в тюрьму на срок от 2 до 5 лет за пропаганду социализма.

В мае 1873 г. место президента занял маршал Мак-Магон - монархист, один из виновников седанской катастрофы и палач Коммуны. Началась подготовка к роялистскому перевороту. Предполагалось, что граф Шамбор (внук последнего короля из династии Бурбонов Карла X) станет королем, А граф Парижский (внук короля Луи-Филиппа Орлеанского) будет ему наследовать.

НО причиной неудачи явились разногласия относительно нац.знамени.

Граф Шамбор настаивал на восстановлении белого знамени Бурбонов, а граф Парижский и большинство членов Нац.собрания за трехцветное знамя. Также граф Шамбор за божественную королевскую власть с полным сохранением королевского суверенитета и отказывался принять корону из рук парламента. Большинство (орлеанисты) – за светскую парламентскую монархию, осн.на общественном договоре короля с гражданами. à решили отложить реставрацию.

Неудача реставрации побудила Нац.Собрание выработать новую конституцию. Была принята Конституция 1875г в виде пяти отдельных законов – об орг-ции Сентата, об орг-ции гос.властей, об избрании сенаторов, об избрании депутатов.

Законод.власть – Нац.Собрание, состоявшее из Палаты депутатов и Сената (работали раздельно, собирались вместе для изменения конституции и избрания президента). Выборы сенаторов проводили коллегии выборщиков, в состав которых входили депутаты Нац.собр., генеральные и окружные советники, делегаты от муниципалитетов. Срок полномочий в Сенате – 9 лет, но каждые 3 года треть сенаторов подлежала переизбранию.

Сенату кроме законодательной принадлежала высшая судебная власть.

В выборах в Палату Депутатов участвовали только дееспособные и не лишенные избир.прав мужчины. Мажоритарная система.

Исполн.власть – Президент на 7 лет. С одобрения Сената мог распустить палату депутатов. Полномочия През-та: назначал министров, высших служащих, командный состав армии, вносил в палаты законопроекты, представлял республику в международных делах, объявлял с согласия палат войну.

Все документы, предложенные президентом, могли вступить в силу после скрепления их подписью министра. Правительство ответственно перед парламентом.

Начиная от прав-ва Тьера и до 1918, в стране действовали 50 кабинетов. Их многочисл-ть объясняется тем, что пестрота полит.группировок в парл-те не давала возможности опираться на устойчивое депутатское большинство, что и приводило к частой смене прав-ва.

Конституция 1875 юридически оформила гос.строй парламентарной Третьей Республики. Но она не зафиксировала такие демократические институты, как принцип народного суверенитета, перечень и объем прав граждан. Конституция 1875 действовала до 1940, пока существовала сама Третья республика.

Приняв Конституцию, Нац.Собрание 31 дек 1875 сложило полномочия. Новые выборы дали в Палате депутатов большинство республиканцам, а в Сенате – монархистам. Мак-Магон развязал репрессии против республ.орг-ций и антимонархически настроенных чиновников и через полтора года распустил Палату депутатов. Но на новых выборах вновь победили республиканцы. Ответом президента Мак-Магона была подготовка гос.переворота, но выяснилось, что армия – за сохранение республики. К тому же частичные выборы в Сенат в янв 1879 изменили соотношение сил в нем в пользу респ-цев. Тогда Мак-Магон 30 янв 1879 подал в отставку.

Новым президентом избрали председателя Палаты депутатов Греви – умеренного республиканца.

На волне патриотизма, перед лицом капитулянтской политики правительства в марте 1871 г. в Париже вспыхнуло народное восстание, провозгласившее власть Парижской Коммуны, продержавшейся до конца мая, когда восстание было подавлено.

Третья республика проводила политику активной колониальной экспансии в Африке и Юго-Восточной Азии, завершив создание второй по масштабам (после британской) колониальной империи. Непримиримый конфликт с Германией из-за утраченных в 1871 г. Эльзаса и Лотарингии, соперничество с Англией в борьбе за колонии толкали Францию к союзу с Россией, оформившемуся в 1891-1893 гг.

К концу 19 века Франция находилась в первом ряду индустриальных держав, хотя и уступала Англии и Германии. Символическим признанием достижений Франции на пути промышленного и научно-технического прогресса, ее финансовой мощи стало проведение Всемирной выставки в Париже (1900 г.).

В результате франко-прусской войны Наполеон III и его армия под Седаном сдались в плен. 3 сентября 1870 г. в Париже начались протесты, которые закончились 4 сентября низложением французского императора и созданием временного правительства. Толпа провозгласила республику.

Правительство народной обороны сумело организовать несколько армий, оборонявших Париж в связи с наступлением немецкой армии.

Новое правительство приняло ряд законов в интересах населения, например, предоставило отсрочку уплаты квартирных денег и взысканий по векселям в Париже.

Капитуляция Франции и новая власть

27 октября 1870 г. 120-тысячная армия во главе с Базеном капитулировала. 31 октября в Париже началось восстание. Инсургенты захватили ратушу и членов правительства, но вскоре были оттеснены гвардией.

28 января 1871 г. Париж капитулировал. Решением Правительства народной обороны 8 февраля прошло избрание Национального собрания. Разрешение на этот шаг дали немцы. Победили представители радикальной демократии.

Правительство народной обороны прекратило свою деятельность. Верховная власть передавалась Национальному собранию. Срок его полномочий не определялся. Собрание должно было восстановить порядок в стране и решить вопрос о форме правления.

17 февраля 1871 г. Национальное собрание поставило во главе исполнительной власти А. Тьера, кандидатура которого стала компромиссом разных политических сил.

Парижская коммуна

15 марта 1871 г. Тьер приказал захватить пушки национальной гвардии на Монмартре. Началось восстание. Армия в столице поддержала мятежников.

10 мая 1871 г. был подписан Франкфуртский мир с Германией, по которому Франция отдала Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить пять миллиардов контрибуции.

Во многих промышленных центрах восстания сторонников коммун легко подавили. На Париж двинулась 130-тысячная армия в составе бывших военнопленных. В итоге 21 мая 1871 г. войска вступили в Париж. 28 мая версальцы захватили контроль над Парижем. Приступили к работе военные суды. Было осуждено более 13 тыс. человек, из них 7500 человек сослали, 21 человека расстреляли.

Новая Франция и ее президенты в XIX в.

10 августа 1871 г. был принят закон о генеральных советах, в 1872 г. – закон о государственном совете. С 31 августа 1871 г. во Франции появилась должность президента республики (вместо главы исполнительной власти), избиравшегося на три года.

Меры Тьера: иностранные займы, увеличение или введение новых налогов на спички, бумагу, железнодорожные билеты, клубы, бильярды и т. д.; упразднение национальной гвардии, введение всеобщей воинской повинности по прусскому образцу.

Меры Мак-Магона (1873 – 1879): реставрация монархии, ограничение свободы печати и народных собраний, предоставление полной свободы съездам духовенства, принятие конституции (1875), борьба с республиканцами.

Меры Греви (1879 – 1887): укрепление республики, полная амнистия коммунаров (1880), частичный пересмотр конституции (1884), рост колониальной политики, борьба с клерикализмом, закон о печати (1881), закон об избрании мэров небольших городов (1882).

Меры Карно и Казимир-Перье (1887 – 1895): попытки выхода из экономического кризиса, отмена системы scrutin de liste, введена система выборов по округам, закон 1892 г. о труде женщин и детей на фабриках.

Падение республики

3 сентября 1939 г. Франция объявила войну Германии. 10 мая 1940 г. Германия начала вторжение в Бельгию, Нидерланды и Францию. В начале июня правительство бежало из Парижа. 14 июня Германия оккупировала Париж. Правительство премьер-министра П. Рейно отправлено в отставку.

22 июня 1940 г. в местечке Компьен было заключено франко-германское перемирие; оккупировались 2/3 территории Франции, демобилизовывались армия и флот. 25 июня последовало перемирие с Италией, оккупировавшей 800 км2 французской территории.

10 июля в г. Виши французский парламент передал власть Ф. Петену, а законный президент Франции А. Лебрен был низложен. Была аннулирована Конституция Франции 1875 г. Упразднялись должности премьер-министра и президента. 11 июля Ф. Петен распустил парламент. Третья Французская республика пала.

Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.

Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года

Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.

Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.

На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области — Эльзас и Лотарингию — и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.

Наполеон III сдается на милость германскому императору. После битвы под Седаном


Наполеон III сдается на милость германскому императору. После битвы под Седаном

Парижская Коммуна 18 марта — 28 мая 1871 года

Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией — с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти — Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.

У рабочих были свои отряды — свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).

Крупные собственники не могли чувствовать себя спокойно рядом с полуголодными и вооруженными парижанами. Поэтому власти приказали ночью 18 марта 1871 г. разоружить рабочих и арестовать их руководителей. Но солдаты, окруженные толпами мужчин, женщин и детей, отказались стрелять в народ, и операция провалилась. Правительство Тьера бежало в Версаль. Власть в Париже перешла сначала к ЦК национальной гвардии, а 26 марта к избранной населением Коммуне Парижа. В ней преобладали интеллигенты и рабочие.

Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган — Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.

Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.

Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.

Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.

Политическое развитие Третьей республики в 1871— 1918 гг.

Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.

Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.

Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.

Внешняя политика

После поражения в войне 1870— 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX — начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.

С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.

Экономическое развитие

В конце XIX — начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.

Эта трамвайная линия была построена в Париже в 1880-х гг.


Эта трамвайная линия была построена в Париже в 1880-х гг.

Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50—200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).

Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.

Рабочее и социалистическое движение

С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 —12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.

Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг — сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.

В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию — Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.

Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Читайте также: