Оцените актуальность фондов вашей библиотеки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Анализ состояния фондовых ресурсов
муниципальных детских библиотек Ростовской области в 2012 году.

Популярность библиотеки, ее значение как культурного и информационного центра напрямую зависит от состояния главного ее ресурса – документного фонда.

Совокупный документный фонд 89 детских библиотек составляет на 01.01.2013г. 2 519 680 экземпляров, из них 99,4% – печатные документы, 0,3% – аудиовизуальные документы, 0,2% – электронные документы.

В течение года в детские библиотеки поступило 67 702 экз. (13% от всех новых поступлений) документов для 242 600 пользователей (15,7% от всех пользователей муниципальных библиотек области) в среднем по 760 экземпляров. Это меньше, чем в 2011г- 990 экз., но больше чем в 2010-572 экз. Минимум- 97 экз. п.Орловка, максимум- 2275 экз. детские библиотеки г. Ростова-на-Дону. Среди районов среднее количество новых документов 335 (минимум 97 - п. Орловка, максимум - 860 Цимлянск), в городах среднее количество новых поступлений 1036 (минимум- 110-г.Донецк, максимум- 2275- г. Ростов-на-Дону). По методике РНБ нормативом объема комплектования фондов является величина 0,038 умноженная на количество книговыдач. 89 детских библиотек области по нормативу должны пополниться за год на 197758 экземпляра документов, в среднем по 2222 экземпляра на библиотеку. Только библиотеки г. Ростова-на-Дону комплектуются по норме, а в среднем показатель на одну библиотеку составляет 34% от нормы. Фонд обновился незначительно 2,6%

По видам документов, приобретенных для детских библиотек, преобладают печатные издания: книги, брошюры, периодические издания. Комплектование электронных изданий для детей остается на низком уровне 1,9% (1,2% в 2011г.).

В 2012г. совокупный объем книговыдачи в детских библиотеках составил 5204160 экземпляров, обращаемость фонда составила 2. В среднем каждая библиотека выдала 58473 издания, а объем информации, освоенной в среднем каждым пользователем библиотеки (читаемость) составляет 21,5 документа. Средние показатели читаемости в муниципальных детских библиотеках России 20-22, ниже средних российских и областных показателей читаемость в библиотеках, Аксая 16 (объясняется низкой документообеспеченностью - 6,1), Егорлыка, Волгодонского района, Целины, Новошахтинска. Чрезмерно высокий показатель 31,6 в библиотеках Константиновского района.Анализа этой ситуации в отчетах нет. Среднее количество выданных документов каждым сотрудником детской библиотеки -14869, тогда как среднее количество выданных документов специалистами муниципальных библиотек области -11799.

Общее количество выбывших документов составляет 97340 экземпляров. В среднем 1093 экземпляра на одну библиотеку. Как видим, средняя цифра выбытия превышает средний показатель поступлений 760 экземпляров. Основной причиной исключения из фонда (82,7%) остается ветхость, 10% исключено как устаревшее по содержанию, 3,4% –дублетное, 2,8% – утерянное читателями. По результатам ежегодного изучения, проводимого детскими библиотеками, фонд для детей на 80% состоит из книг, изданных в 70-80 годы прошлого века, поэтому доля библиотечного фонда, востребованного пользователями, составляет от 30 до 45%. Новые поступления незначительны, фонд быстро ветшает, теряет свою актуальность. Наблюдается тенденция уменьшения фонда, документообеспеченность -10,4.

Большое внимание в отчетном году библиотекари уделяли вопросам сохранности фонда, в частности работе по ремонту книг, т.к. некоторые издания нечем заменить.

Остается ряд запросов, по которым библиотеки не могут предоставить информацию в полной мере. В библиотеках не хватает документов по праву, экологии, здоровому образу жизни, спорту, профориентации, краеведению, книг современных авторов, недостаточно экземпляров произведений классиков русской, российской, зарубежной литературы. Всего в прошедшем году зафиксировано 1 406 отказов на отсутствующие издания. Чтобы сократить количество отказов библиотекари пользуются фондом библиотек для взрослых, обращаются к сети Интернет. Надо отметить, что наличие подключенных к сети Интернет ДБ влияет на количество отказов. Если в в 2011г. количество отказов колебалось от 3 до 173, то в 2012г оно составляет от 2 до 88. Число ДБ подключенных к сети Интернет в 2011г.-72, в 2012 г.-78.

Анализ информационных отчетов о состоянии фондовых ресурсов показал, что детские библиотеки области востребованы, много усилий прилагают по продвижению книги и чтения, но главной проблемой для них, по- прежнему, является устаревание, ветхость основного фонда, а также незначительное и нестабильное его обновление в связи с недостаточностью финансирования на полноценное комплектование. Эта ситуация приводит к неудовольствию пользователей, не в полной мере способствует повышению интереса к чтению

Библиотечный фонд (БФ) — упорядоченная совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и представления их читателям.

Воздействие БФ велико и многообразно. Он является источником научной, производственной, художественной, бытовой и иной информации, плодом труда лучших представителей литературы, науки, культуры. В фонде заложены информационные возможности для общего и профессионального образования, формирования всесторонне гармонически развитой личности, трудового, нравственного, эстетического воспитания, развития научных исследований и совершенствования производства. Наконец, фонд генерирует документы для отдыха читателей, для организации умного интересного досуга, развлечения и т. п. Такие возможности делают БФ важной информационной базой не только для библиотеки, но и с ее помощью для других информационных, образовательных и воспитательных учреждений.

Важнейшие функции фонда:
• кумулятивная (собранные в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами)
• мемориальная (сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям)
• коммуникационная (обеспечение доступа к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями).

Библиотечный фонд как самостоятельная целостная и открытая система обладает рядом свойств:
информативностью, характеризующейся разнообразием, глубиной и полнотой подбора документов;
динамичностью, так как фонд постоянно находится в движении — идет как поступление, так и выбытие документов;
статичностью, проявляющейся в сохранении устойчивости, которая обеспечивается четким профилированием комплектования, принятой системой расстановки документов, учетной документацией и т. д.;
надежностью, т. е. способностью фонда обеспечивать удовлетворение профильных запросов читателей.

Изучение фонда

Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

Процесс повседневного изучения библиотечного фонда осуществляется:
• при обработке новых поступлений;
• расстановке документов на полки;
• организации выставок;
• проведении бесед и библиографических обзоров.

Комплекс специальных методов изучения фонда включает:

  • статистические
  • библиографические
  • социологические методы

1. Представление о величине фонда, составе, его использовании, дает статистический анализ данных.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:
величина документного фонда (Ф), Фонд абонемента составляет – 46390 экз. книг (сиглы АБ в ЭК).

объем новых поступлений (Фh), Новые поступления за год составляют около 2000 экз.
объем выбытия (Фb), Списание фонда составляет 2000 экз. в год.
книговыдача (В) — составляет 140 000 экз. по плану, за 2015 г. – 142 846 экз., из них около 36 000 экз. книговыдача на массовых мероприятиях и выездных выставках, остальные 107 000 выданы и продлены в отделе.

читаемость (Ч) — высчитывается как отношение книговыдачи к числу читателей; Читаемость на абонементе составляет 25, при среднем показателе читаемости 21,5–24, это выше нормы.

*обновляемость (Н): обновляемость (Н) за определенный период (t) отражает отношение объема поступлений (П) к объему фонда на конец исследуемого периода в процентах. Обновляемость фонда абонемента за 2015 г. Составляет 4.3 %.

2. Библиографические методы.

  • фонд художественной литературы, он составляет 28259 экз. документов (61%)
  • отраслевой фонд, который составляет 18132 ед. хранения (39%)

Основные отрасли знания, представленные на абонементе:

  • Литературоведение и языкознание – 4755 экз. (10 %)
  • История и правоведение – 4399 экз. (10 %)
  • Психология, религия, философия – 3822 экз. (8%)
  • Педагогическая литература - 2191 экз. (5 %)
  • Медицина – 1202 экз. (3%)
  • Остальные отрасли занимают – 3% от общей части фонда.

При библиографическом изучении фонда также выявляются лакуны, пробелы. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Это необходимо для совершенствования состава фонда, его ядра.

3. Социологические методы.

Дают представление о фактическом использовании фонда, информационных потребностях читателей, их отношении к собранным в библиотеке изданиям.

Отдел абонемента в 2015 году посетили 32 694 читателя, среди них:

Книговыдача в отделе за 2015 г. по разделам ББК представлена следующим образом: За год было выдано и продлено 107 000 экз.

  • Наиболее спрашиваемая - художественная литература, литературоведение, языкознание – 91 %
  • Историческая литература, правоведение - 2,5 %
  • Психология, философия, религия – 2.5 %
  • Педагогика – 1 %
  • Остальные разделы составляют – 3 % от выдачи в отделе.

Связано это с тем, что за эти годы уменьшилось количество новых поступлений отраслевой литературы. В основном отдел комплектуется художественной литературой, из которой значительная часть приходится на дары читателей, а это в основном современное чтиво. Из 2000 тысяч экз. комплектования за 2015 г. - 500 экз. – книги, пожертвованные читателями (25%).

Электронные каталоги открывают новые возможности наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей.

Статистика спроса литературы на абонементе за 2015 г. показала, что за год было выдано 13 636 наименований (названий) книг.

  • 91 % из них – художественная литература
  • 2.5 % - наименований по истории
  • 2.5 % - по психологии и философии
  • 1% - по педагогике
  • 3% наименований приходятся на другие разделы фонда

Конечно, преобладает художественная литература, а не отраслевая. По моему мнению, связано это с тем, что за последние годы все отраслевые отделы стали выдавать книги на дом. У читателей появилась возможность взять интересную новую отраслевую литературу в других отделах или заказать необходимое издание в отделе книгохранения и читать дома.

Анализ рейтинга книг, выданных читателям абонемента в 2015 г. тоже показывает преобладание художественной литературы. Из 100 самых читаемых книг преобладают книги современных российских и зарубежных авторов (Маринина, Метлицкая, Берсенева, Рой, Прилепин, Ричмонд, Рэндел, Ден Браун и др.)

Чтобы увидеть фонд глазами читателя и узнать читательский спрос пользователей абонемента, было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 146 респондентов. Из них 106 женщин (72%) и 40 мужчин (28%). Образовательный статус участников исследования высокий (с высшим образованием - 72%, среднее специальное имеют 13%, среднее - 15%). Профессиональный состав респондентов:

Среди мотивов посещения библиотеки:

  • В целом преобладает прагматический мотив (72 %), т.е. выполнение
    учебного задания, повышение профессионального мастерства.
  • Затем следует познавательный мотив, его отметили 70 % респондентов.
  • 3-е место занимает релаксационный мотив (58 %), с целью отвлечения от неприятной ситуации, для отдыха.
  • Получить эстетическое удовлетворение от прочитанного произведения хотят 42 % респондентов.
  • Каждый десятый приходит в библиотеку для общения (10 %).

Абсолютное большинство (80%) определяющим в выборе книг считают автора. На 2-м месте - аннотация (67%), 3-м - заглавие издания (47%).
28% респондентов берут книги с выставок. На этот же вопрос респонденты отметили также содержание, рекомендации, отзывы, рецензии, жанр, известность, беглый просмотр, настроение.

  • с конкретными запросами – 53 %
  • с тематическими запросами – 30 %
  • с неопределенными запросами – 17 %

Большинство читателей выбирают издания в отделе абонемента:

  • самостоятельно – 40%
  • обращаются за помощью к библиотекарю – 35%
  • среди книг, сданных другими читателями – 15 %
  • на выставках, тематических полках – 10%

Всегда найти нужные книги в отделе абонемента удается:

  • 17% респондентов
  • часто - 64%, иногда - 18%, не находят вообще - 1%
  • история, право, педагогика – 86 %
  • художественная отечественная литература – 81%
  • издания по философии, психологии – 67%
  • литературоведческие работы, языкознание – 62%
  • художественная зарубежная литература – 54 %
  • медицинские издания – 31 %

Изучая фонд абонемента по различным параметрам можно сделать следующие выводы:
1. Изучив обновляемость фонда, сопоставив с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью можно сделать вывод – фонд абонемента достаточно эффективно используется, данные показатели выше средних значений, необходимо поддерживать показатели на данном уровне и повышать эффективность использования фонда, посредством выставок, бесед, рекомендаций читателям.

2. Изучив отраслевую структуру фонда и книговыдачу, выявлены наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды, что позволяет продолжать работу по докомплектованию фонда и очистке от малоспрашиваемого, малоиспользуемого фонда.

3. Социологическое изучение фонда помогло выявить проблемы, связанные с запросами пользователей, использование нового ресурса Литрес поможет нашим читателям в поиске необходимой литературы.

по итогам 2013 года

Цель: Всесторонне изучить состав, движение и использование книжного фонда детских библиотек города Елабуга и проанализировать на соответствие требованиям обслуживания детей-инвалидов.

Метод изучения: математический метод.

1.Общая характеристика библиотеки

Елабуга – город с населением 72,1 тыс. человек, детское население в возрасте от 0 до 14 лет - 14210 человек, от 0 до 17 – 17082 человек.

Детские библиотеки Елабуги выполняют социальный муниципальный заказ, предоставляя своим пользователям информационные ресурсы и сопровождая их в мире книг и информации. Сегодня библиотеки для детей – неотъемлемый компонент социокультурной инфраструктуры местного сообщества. Она осуществляет актуальную миссию по предоставлению информации, необходимой для успешного существования в обществе, где роль знаний, образованности, информированности постоянно растет.

Основные показатели по итогам 20013 года:

Центральная детская библиотека

Детская библиотека, филиал №3

В зоне обслуживания центральной детской библиотеки находятся: 5 детских садов, 4 средние общеобразовательные школы, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

В зоне обслуживания детской библиотеки-филиала №3 находятся: 10 детских садов, 8 средних общеобразовательных школ, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

Охват библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в городе составляет 64,9%.

Сегодня детские библиотеки имеют автоматизированные рабочие места, могут использовать в своей работе не только фонды, но и компьютеры, копиры, мультимедиа проекторы, ресурсы Интернет, электронную почту.

2. Изучение объема библиотечного фонда детских библиотек.

Основным ресурсом любой библиотеки является ее фонд. Библиотечный фонд определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей – читателей библиотеки.

Количественный и видовой состав фонда:

Всего

Книжный фонд

Аудиовизуальные материалы и электронные издания

Периодич. изданий

2012

85474

85427

47

1782

2013

86667

86608

59

2474

Видовой состав фонда достаточно однороден. В основном это печатные издания на русском и татарском языках. Доля аудиовизуальных материалов и электронных изданий составляет всего-59 экз. Количество электронных изданий зависит от степени компьютеризации библиотеки, в настоящее время, когда библиотеки компьютеризированы, следует стремиться к значительному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда.

Периодические издания, выписываемые библиотеками, стали ставить на индивидуальный учет с 2010 годы и списывать через 5 лет.

Состав фонда по отраслям (%)

е-н, матем., медицина

2012

2013

Языковый состав фонда:

2012

2013

Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в детской библиотеке определяется по следующей формуле.

Фб = К x Н,

Фб - фонд библиотеки;

К - книгообеспеченность на душу населения (по нормативу, установленному Модельным стандартом деятельности общедоступной муниципальной библиотеки - в городах - от 5 до 9 экз. на одного жителя);

Н – численность детского населения

Рассчитаем минимальный объем фонда в детских библиотеках г. Елабуга:

7 х 14210= 99470 экз.

Это меньше имеющегося библиотечного фонда на 12 803 экз.

3. Движение фонда.

Всего

Книг

Аудиовизуальные материалы

Электронные издания

Периодич. изданий

2012 2012

1494

931

12

551

2013

1644

952

2

690

Пытаясь заполнить пробелы в комплектовании, детские библиотеки делают ставку на активное использование периодических изданий. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.

Количество поступлений по отраслям (всего и % к общему поступлению)( через косую черту-периодика)

е-н, матем., медицина

Всего в т.ч. периодика

всего в т.ч. периодика

2012

2013

Количество поступлений на языках

год

На рус.яз.

На тат.яз.

Пр.

2012

322

606

4

2013

433

516

3

Выбытие из фонда

2012

2013

295

2466

Списание в 2013 году в 1,5 раза превышает поступление. При этом объемы списания далеки от положенных нормативов

По нормативам размер списания должен составлять 3,8 % от размера книговыдачи. В детских библиотеках Елабуги выбыло из фондов:

2012

2013

0,2 %

1,6

Обновляемость фонда (О):

2012

2013

Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объема ввода изданий над объемом вывода. Ведь сокращение новых поступлений не может способствовать удовлетворению читательских потребностей. По рекомендации ИФЛА, фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10% книг, изданных за последние 2 года, 30–40% книг, изданных за последние 5 лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5% изданий текущего года.

В детские библиотеки Елабуги в 2013 году поступило (даже с учетом периодики) всего 1,9 % изданий; в 2012 году- 1,7 %; всего 1,8% изданий поступило за последние 2 года.

Обновляемость фондов детских библиотек нулевая. Ухудшаются не только количественные, но качественные показатели книжного фонда, т.к. на протяжении нескольких лет фонд не обновляется.

Обновление фонда - это один из важнейших показателей качественной оценки деятельности библиотеки, процесс его формирования путем приобретения новых документов и исключения ветхих, утративших читательский спрос. Коэффициент обновляемости - важнейший показатель качества комплектования фондов и обслуживания пользователей – должен составлять 3% от объема фонда библиотеки.

4. Анализ использования фонда детских библиотек

год

всего

2012

9182

2013

9220

е-н, матем., медицина

2012

2013

Книговыдача измеряется в экземплярах, выданных пользователям изданий. Сведения о ней содержатся в документах учета обслуживания пользователей (читательские формуляры, дневник работы библиотеки и др.).

Динамика роста фонда, книговыдачи и числа читателей в2012-2013 гг.

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа читателей рассчитывались темпы роста этих показателей

Темп роста вычисляется по формуле:

Тр= Значение показателя за последующий год

Значение показателя за предыдущий год

Трф= 86667 = 1,01 (темп роста величины документного фонда)

С появлением интернета модернизировались и библиотеки. Помимо бумажных книг, в современных библиотеках можно получить на время доступ к электронной версии понравившегося произведения, а также прочесть заинтересовавшее литературное произведение прямо в читальном зале на экране монитора библиотечного компьютера.

Содержание статьи

Потеряли ли библиотеки свою актуальность с появлением интернета

  • Потеряли ли библиотеки свою актуальность с появлением интернета
  • Как привлечь читателя в библиотеку
  • Зачем нужны библиотеки

Когда практически каждый владелец компьютера получил возможность подключиться к глобальной сети, интерес к чтению литературы у молодежи на время разительно снизился. Со временем в продаже появились портативные устройства для чтения книг, и читать снова стало модно, только теперь книги стали искать в интернете, а не в библиотеках. И если бы библиотеки вовремя не спохватились и не зашагали в ногу со временем, их бы ждало повальное закрытие.

Современная библиотека

В отличие от первых библиотек, занимавших громадные залы и хранивших десятки тысяч книг, современная библиотека может расположиться даже в небольшом киоске. А темные, чтобы бумага не портилась, хранилища книг постепенно становятся историческими памятниками и хранилищами реликвий в массивных переплетах.

Ценители, любящие шелест страниц и желтизну книжной бумаги, все так же могут обратиться в библиотеку или зайти в букинистический магазин и порадовать себя новым чтивом. Те же, кто предпочитает суть истории, заложенной в книге, классическому форм-фактору, заходят в библиотеку, где на портативное устройство для чтения книг, смартфон или планшетный компьютер можно закачать файлы с произведениями писателей и поэтов.

Принцип выдачи электронных книг в современной библиотеке схож с абонементной системой. Только вместо абонемента и заветной книги с печатью библиотеки читатель получает код. Этот код нужно ввести на сайте, после чего откроется доступ к чтению выбранного литературного произведения.

Будущее библиотек

В ряде европейских городов популярностью пользуются сервисы обмена книгами. На остановках общественного транспорта стоят громадные книжные шкафы, в которых каждый желающих может взять на время книгу, и туда же можно положить уже прочитанные произведения.

Иначе говоря, доступность интернета не стала причиной снижения популярности библиотек. Скорее, наоборот, интернет способствовал модернизации системы библиотек, а также возродил моду на чтение и, как следствие, на расширение кругозора.

Читайте также: