П штомпка вклад в социологию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петр Штомпка (родился 2 марта 1944 г., в г. Варшава, Польша [1] ) польский социолог известен своими работами по теории социального доверия. Он профессор социологии в Ягеллонский университет в Краков, Польша, а также часто работал приглашенным профессором в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, а в Колумбийский университет в Нью-Йорк. [2]

Содержание

Жизнь

Штомпка изучал право и социологию в Ягеллонский университет в Кракове, Польша, получив степень доктора философии. степень там в 1970 году.

Два года спустя он был награжден Стипендия Фулбрайта к Калифорнийский университет в Беркли. С 1974 г. он работает на факультете социологии в качестве ассистента преподавателя, а затем профессора.

В 1970-х годах Штомпка установил тесное сотрудничество с Роберт К. Мертон, что сильно повлияло на взгляд Штомпки на дисциплину.

Взносы

Основные социологические интересы Штомпки включают социальный феномен доверять, социальные перемены, а недавно визуальная социология. [4]

Пётр Штомпка родился в Варшаве, однако начиная со студенческих лет его творческая жизнь неизменно связана с Краковом — Ягеллонским университетом, в котором он начиная с 1975 года возглавляет отдел теоретической социологии. Выдающийся вклад П. Штомпки в развитие международной социологии был подтвержден на XV Всемирном социологическом конгрессе в Брисбене (Австралия) в 2002 году, избравшем польского социолога президентом Международной социологической ассоциации.

Труды

Труды на английском языке

Труды на русском языке

  • Штомпка П. Формирование социологического воображения. Значение теории // Социологические исследования. — 2005. — № 10. — С. 64—72.
  • Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. — 2001. — № 1. — С. 6—16.
  • Штомпка П.Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. — 2001. — № 1.
  • Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социологические исследования. — 1991. — № 2. — С. 13—23.
  • Штомпка П.Социология социальных изменений / Пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с. ISBN 5-7567-0053-6
  • Штомпка П. Социология: анализ современного общества / Пер. с польского С. М. Червонной. — М.: Логос, 2005.
  • Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. — М.: Логос, 2007.
  • Штомпка П.Миссия социологии в посткоммунистических обществах // Посев. — 2006. — № 6.
  • Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. — 2001. — № 2.

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 2 марта
  • Родившиеся в 1944 году
  • Родившиеся в Варшаве
  • Социологи Польши
  • Члены Международной социологической ассоциации
  • Преподаватели Ягеллонского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Штомпка, Пётр" в других словарях:

Штомпка — (польск. Sztompka) польская фамилия. Известные носители: Штомпка, Пётр (р. 1944) польский учёный. Штомпка, Хенрик (1901 1964) польский пианист, интерпретатор Шопена … Википедия

Штомпка Пётр — Пётр Штомпка Piotr Sztompka Дата рождения: 2 марта 1944 Место рождения: Варшава Гражданство … Википедия

Штомпка Х. — (Sztompka) Хенрык (4 IV 1901, Богуславцы, близ Луцка 21 IV 1964, Краков) польский пианист и педагог. В 1926 окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. у Ю. Турчиньского, в 1928 1932 брал уроки у И. Падеревского в Морже (Швейцария);… … Музыкальная энциклопедия

Штомпка (значения) — Штомпка польская фамилия. Пётр Штомпка Польский учёный. Хенрык Штомпка Польский пианист, интерпретатор Шопена … Википедия

Штомпка, Петр — Пётр Штомпка Piotr Sztompka Дата рождения: 2 марта 1944 Место рождения: Варшава Гражданство … Википедия

Штомпка Петр — Пётр Штомпка Piotr Sztompka Дата рождения: 2 марта 1944 Место рождения: Варшава Гражданство … Википедия

Штомпка, Хенрик — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штомпка. Хенрик Штомпка Дата рождения 4 апреля 1901(1901 04 04) Место рождения Богуславцы Дата смерти … Википедия

ШТОМПКА Петр — (р. 1944) польский социолог, известен как автор социологии социального становления , представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Ш. рассматривает процесс, в котором… … Социология: Энциклопедия

Петр Штомпка — Пётр Штомпка Piotr Sztompka Дата рождения: 2 марта 1944 Место рождения: Варшава Гражданство … Википедия

Пётр Штомпка — Piotr Sztompka Дата рождения: 2 марта 1944 Место рождения: Варшава Гражданство … Википедия

Теория модернизации общества была создана в середине XX в., во времена распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых государств. С середины XX в. происходило переосмысление роли западных государств и стран третьего мира в модернизации. Распространенные в 1940–1960-е гг. теории модернизации общества (первый этап) однозначно называли эталонными для модернизации других стран наиболее развитые западные страны. Под модернизацией понимался процесс вытеснения традиции современностью или восходящее развитие от традиционного общества к обществу современному. При этом считалось, что традиция тормозит социальный прогресс и ее необходимо преодолеть. Развитие всех государств рассматривалось с универсалистских позиций – оно должно было происходить в одном направлении, иметь одни и те же стадии и закономерности.

С конца 1980-х гг. – на третьем этапе развития теории модернизации признается возможность национальных проектов модернизации, осуществляемых на основе накопления технологически и социально передовых опытов и их внедрения в гармоничном сочетании с историческими традициями и традиционными ценностями незападных обществ (А. Турен, Ш. Эйзенштадт). При этом признается, что модернизации могут осуществляться без навязывания западного опыта, а нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к острым общественным конфликтам и неудачам модернизации. Суть преодоления традиций видится не в том, что они принципиально отвергаются, а в том, что в некоторых ситуациях (их со временем становится все больше) социальными регуляторами выступают не традиционные жесткие социальные нормы и модели поведения, обусловленные религией или общинными прецедентами, а регуляторы, вызванные нормами индивидуального выбора, личными ценностями и преимуществами. Эти ситуации в процессе модернизации все больше из сфер производства перемещаются в повседневную жизнь, чему способствуют уровень образования, информированность и изменение ценностей в обществе.

3. На смену акцентирования эндогенных, имманентных факторов модернизации приходит осознание роли экзогенных факторов, включая мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков и, последнее по месту, но не по важности – доступность убедительных идеологических средств: политических, социальных доктрин и теорий, обосновывающих и поддерживающих современные ценности (например, индивидуализм, дисциплину, трудовую этику, способность полагаться на себя, ответственность, разум, науку, прогресс, свободу).

Таким образом, теория модернизации освободилась от всех наслоений эволюционизма и теории развития; она уже не настаивает ни на какой-либо единственной, конечной цели, ни на необратимом характере исторических изменений. Модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т. д. Стать современными (избежать ложной современности) до сих пор является жизненно важной задачей для постсоветских обществ.

Петр Штомпка - один из несомненно выдающихся исследователей в области современной теоретической социологии. Он профессор Ягеллонского университета в Кракове, руководитель секции теоретической социологии. П. Штомпка читал курс лекций во многих ведущих университетах Америки и Европы: в Калифорнийском (Беркли), Гарвардском, Колумбийском, в Университете Джона Гопкинса, Мичиганском университете (Анн-Арбор). Он в разные годы работал в качестве приглашенного исследователя в научных центрах Беркли, Оксфорда, Гарварда, Вены, Берлина, наконец, в Уппсала (Швеция), где в 1992 г. и зародилась, как пишет автор, сама идея предлагаемой нашему читателю книги.

Наиболее важные произведения П. Штомпки (а его…

Петр Штомпка - один из несомненно выдающихся исследователей в области современной теоретической социологии. Он профессор Ягеллонского университета в Кракове, руководитель секции теоретической социологии. П. Штомпка читал курс лекций во многих ведущих университетах Америки и Европы: в Калифорнийском (Беркли), Гарвардском, Колумбийском, в Университете Джона Гопкинса, Мичиганском университете (Анн-Арбор). Он в разные годы работал в качестве приглашенного исследователя в научных центрах Беркли, Оксфорда, Гарварда, Вены, Берлина, наконец, в Уппсала (Швеция), где в 1992 г. и зародилась, как пишет автор, сама идея предлагаемой нашему читателю книги.

Наиболее важные произведения П. Штомпки (а его перу принадлежит 12 монографий и множество статей в академических изданиях) - "Структура и функция" (1974), "Социологическая дилемма" (1979), "Роберт Мертон: интеллектуальный профиль" (1986), "Переосмысление прогресса" (совместно с Джеффри Алек-сандером, 1990), "Европейская социология" (1993) и фундаментальные новаторские работы "Общество в действии" (Society in Action) и "Деятели и структуры" (Agency and Structures). Первая была опубликована в 1991 г. издательством Polity Press (Кембридж), вторая - в 1994 г. уже после выхода в свет данной книги.

П. Штомпка является членом Европейской Академии и ее Программного комитета, членом Польской Академии наук, международного Комитета по присуждению Европейской премии по социологии имени Амальфи, ряда других научных обществ и ассоциаций. В 1994 г. он был избран в состав Исполкома Международной социологической Ассоциации от Совета исследовательских комитетов этой Ассоциации.

Остается добавить, что П. Штомпка - обаятельный человек, обладающий превосходным чувством юмора, очень общительный, высокого роста и для славянина на удивление пунктуальный. Последнее выражается и в его публикациях: автор не упускает случая сделать точные ссылки даже на те источники, которые содержат иногда и не самые оригинальные мысли. Это, конечно, не только говорит о пунктуальности автора, но и подчеркивает присущие ему эрудицию и строжайшее следование классическим нормам научной этики.

Польский социолог, известен как автор социологии "социального становления", представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Ш. рассматривает процесс, в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это означает, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью.

Из предисловия В.А.Ядова:

Вначале субъект располагался вне социальной системы (Бог, Абсолютная идея. ), затем был помещен внутрь социального организма, но дегуманизированно, как его собственная организмическая способность к развитию, далее персонифицирован в Великом человеке. Исторической личности. Следующий радикальный шаг - обращение к коллективному субъекту. Здесь П. Штомпка выделяет две парадигмы: логику коллективного действия и логику индивидуальных взаимодействий, образующих сложные сети. В предлагаемой им теории субъект, деятель предстает в многообразии своих модусов, в том числе в актах его коллективного творения в форме надындивидных социальных структур. В такой (или примерно такой) логике рассуждения мы охватываем в очень сжатом виде логику поиска великих мыслителей прошлого и одно временно становимся соучастниками творческого процесса теоретиков нашего времени.

Развитие Отечественной социологии

Зарождение социологии в России началось в середине XIX века. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории, которая к концу XIX века достигла уровня, не уступавшего европейскому.

Большое влияние на развитие отечественной социологии оказали взгляды Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Ряд представителей российской социологии:Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки. Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного.

Социология в дореволюционной России

В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось два направления: славянофильство и западничество.

Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Наиболее яркими их представителями были Иван Киреевский, братья Аксаковы. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством Церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории.

В противоположность им, представители западничества считали российское общество частью западной цивилизации и выступали за более глубокую интеграцию российской культуры в мировую. Западники полагали, что наука, как часть духовной культуры, не имеет национальных границ и потому всячески способствовали распространению в российском обществе учений европейских философов, историков, социологов и экономистов.

Именно среди представителей западничества в России сформировались первые социологические школы.

Читайте также: