Черты экономики европы 17 18 веков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенность экономического развития Европы в XVIII г. состояла в том, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где несмотря на господство феодального строя, отмечалось ускоренное развитие крепостной мануфактуры.

За первую половину XVIII в. Англия укрепила свое положение наиболее развитой в промышленном отношении страны Европы. Франция сумела сохранить и даже несколько увеличить удельный вес своей промышленности по сравнению с другими европейскими странами. Напротив, буржуазная Голландия утратила былое значение.

В целом медленные темпы развития сохранялись в Центральной Европе, за исключением Пруссии, Саксонии, районов Нижнего Рейна и Чехии. В Юго-Восточной Европе, входившей в состав Османской империи, а также в Польше отдельные черты подъема были слабо различимы на общем фоне экономического застоя.

В начале XVIII в. мануфактурное производство в Европе вступило в последний этап своего развития, непосредственно предшествующий промышленной революции. Это положение относится прежде всего к Англии, Голландии и Франции. Наиболее развитой в промышленном отношении страной Европы была Англия.

Победа Англии в экономическом соревновании с Голландией была победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней промышленности – над городской мануфактурой ее соперницы. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной.

Голландия отставала от Англии и в металлургии из-за недостаточного развития топливно-энергетической базы. В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства.

Во Франции в первой половине XVIII в. ткалось более 100 видов разнообразных шелковых тканей. Легкая промышленность по масштабам производства обгоняла тяжелую. На протяжении XVIII в. повсеместно происходил процесс формирования мануфактурного пролетариата. В разных странах этот процесс находился на разных стадиях. Превращение крестьянина в рабочего деревенской мануфактуры представляло собой важный шаг в развитии всего Европейского континента.

Во Франции государственные субсидии способствовали распространению шерстяной промышленности в сельских районах на юге страны, что компенсировало начавшийся упадок таких старых центров, как Реймс, Лилль, Амьен. Французские ткани успешно конкурировали с английскими на колониальном рынке.

Усиливавшийся процесс специализации сопровождался созданием комбинации различных мануфактур. На этих комбинированных мануфактурах производство средств производства оказывалось связанным с мануфактурой, для которой данный продукт являлся исходным сырьем.

Легкая промышленность далеко обгоняла по масштабам производства тяжелую. Так, во Франции в конце XVIII в. по некоторым подсчетам годовая продукция текстильной промышленности составляла в денежном выражении 1906 млн. ливров, металлургии – 88 млн. ливров, добыча минерального топлива – 10 млн. ливров. Темпы роста промышленности были невелики. Для Франции, например, они составляли в среднем полтора процента. Экстенсивные факторы роста полностью преобладали над интенсивными.

Промышленный переворот – переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был
полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю
европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения
капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В
XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была
Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только
обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и
превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр
передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако
в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а
затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная
промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и
упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени
стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в
XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке
оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка.
Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и
политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века
частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от
феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух
буржуазных революций: английской (1640—1660 гг. ) и французской
(1789—1794 гг. ) . Особенно велико значение французской
буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии
культуры.

Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Дворец Цвингер

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Наука и культура в XVII веке

В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.

Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

Искусство XVII века

Микеланджело Меризи да Караваджо - Лютнист

Микеланджело Меризи да Караваджо. Лютнист.

Искусство XVII столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нём ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками XVII века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций.

Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717). Герой Дефо попадает на необитаемый остров, в чуждую ему среду, которую он подчиняет себе при помощи труда, культурных навыков и подручного материала. Аналог Крузо в социальной сфере — герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др.). В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону.

В XVII веке наступает новый этап в истории искусства: с формированием национальных государств завершается процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось художественной традицией , сложившейся в каждой стране. Однако национальное своеобразие не исключало общих черт и общих тендениций в развитии отдельных видов и жанров.

Глубокое и целостное восприятие действительности в творчестве художников ведёт к определённому синтезу в искусстве. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. В архитектуре усиливается стремление органически сключать здания в пространство улицы, площади, парка. Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектамидополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.

В то же время в отдельных видах искусств идёт процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Согласно традиционной точке зрения с его культом разумной простоты и гармоночности в хронологическом отношении следовал "за" барокко оспаривая его декоративность и вычурность. Это действительно так, но при этом необходимо учитывать, что барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм - светской власти. Таким образом в искусстве была отделена "сфера чувств" от "сферы разума". Классицизм стал стилистическим языком концепции "просвещённого абсолютизма", а барокко сыграло свою роль в реабилитации религиозного переживания.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, проявления которого разнообразны в различных национальных школах и у отдельных мастеров.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

1) О возможных преимуществах какого способа организации производства пишет Адам Смит?

2) Опираясь на текст, приведи несколько аргументов в поддержку данного способа организации производства.

3) Назови известные тебе из курса истории основные черты экономики Европы XVII—XVIII вв. и попытайся объяснить, почему Адам Смит ссылается только на опыт сельскохозяйственных работ.

1) О возможных преимуществах какого способа организации производства пишет Адам Смит?

Специализация производства – форма общественного разделения труда; сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда.

Каждый должен заниматься своим делом (парикмахер подстригать, портной шить), так будет быстрее и качественнее.

2) Опираясь на текст, приведи несколько аргументов в поддержку данного способа организации производства.

Машиностроение, каждый делает свою операцию на определенном этапе сборки, постепенно все собирается в готовый продукт. Это лучше, чем если бы каждый делал полный цикл сборки. Тратится меньше времени и повышается качество.

3) Назови известные тебе из курса истории основные черты экономики Европы XVII—XVIII вв. и попытайся объяснить, почему Адам Смит ссылается только на опыт сельскохозяйственных работ.

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно. В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Назови известные тебе из курса истории основные черты экономики Европы 17 - 18 веков и попытайся объяснить почему Адам Смит.


Назови известные тебе из курса истории основные черты экономики Европы 17 - 18 веков и попытайся объяснить почему Адам Смитссылается только на опыт сельскохозяйственных работ.

В своей работе Адам Смит говорит только

об опыте в сельскохозяйственномтруде .

«Выгода, получаемая от сбережения времени, обыкновенно затрачиваемого на

переход от одного вида работы к другому, значительно больше, чем мы в состоянии

с первого взгляда представить себе.

Невозможно очень быстро переходить от

одного вида работы к другому, поскольку она выполняется в другом месте и с

совершенно другими инструментами.

Деревенский ткач, обрабатывающий небольшую

ферму, должен терять очень много времени на переход от своего станка в поле.

обыкновенно делает небольшую передышку при переходе от одного вида работы к другому.

Когда он принимается за новую работу, он редко проявляет сразу большое усердие

показать, что надо тратить меньше времени , но при этом повышать качество

Период XVII - XVIII веков был

полон противоречий и борьбы, он завершил

историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и

утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

В это время все еще существовали феодальные отношения и только зараждалось сельскохозяйственное


1) приведи примеры революций, известных тебе из курса истории?

1) приведи примеры революций, известных тебе из курса истории.

Есть ли что - то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных страннах.


Назовите идеологические течения , известные вам из курса истории?

Назовите идеологические течения , известные вам из курса истории.

Охарактеризуйте одну из этих идеологий, выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, которые рассмотрены в данном параграфе.


Назовите основные функции экономики?

Назовите основные функции экономики.


Приведи примеры революций известных тебе из курса истории ?

Приведи примеры революций известных тебе из курса истории .

Есть ли что то общее в причинах, проявлениях революцыонных событий в различных странах?

Если да то назови.


Назовите любые три основных потребителя в экономике?

Назовите любые три основных потребителя в экономике.


1)назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили?

1)назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили.

2)вспомните из курса истории время петра 1, основные направления политики его правительства.

Чьи интересы выражала эта политика.


Помогите?

Приведите примеры демократических и недемократических государств, известных вам из курса истории Древнего мира и Средних веков.

Аргументируйте свою точку зрения.


Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории?

Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории.

Есть ли что – то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах?


Приведи примеры революций известных тебе из курса истории ?

Приведи примеры революций известных тебе из курса истории .


Что такое экономика, Назовите основные фазы экономического цикла?

Что такое экономика, Назовите основные фазы экономического цикла.

Назовите основные элементы процесса производства.

Читайте также: