Образ салавата юлаева в литературе кратко
Обновлено: 05.07.2024
Образ Салавата нашёл отражение в творчестве многих башкирских, русских и других писателей XIX—XXI вв.
Образ Салавата Юлаева в башкирской художественной литературе создавался на основе фольклора. Башкирский народ посвятил батыру песни, предания и легенды, кубаиры и т.д. Первыми из башкирских писателей к образу Салавата обратились Ш. Бабич (стихотворение “Салават-батыр” — “Салауат батыр”, 1918) и Ф.М. Сулейманов (драма “Салават-батыр” — “Салауат батыр”, 1919). Салават является центральным образом в пьесах Б. Бикбая и Г. Саляма “Салават” (“Салауат”, 1938), М. Карима “Салават. Семь сновидений сквозь явь” и др. В 50—60-е гг. были написаны первые прозаические произведения о Салавате Юлаеве — хикаяты Н. Идельбая “Камень Салавата” (“Салауат ташы”, 1951) и А.Х. Вахитова “Мост Салавата” (“Салауат күпере”, 1960). На рубеже XX—XXI вв. увидели свет историко-документальное повествование М.Х. Идельбаева “Сын Юлая Салават” (“Юлай улы Салауат”, 1994; на русском языке — 2004), романы Я. Хамматова “Салават” (“Салауат”, 1993), Асылгужи “Возраст Салавата” (“Салауаттың йәше”, 2002), повесть Б. Рафикова “Осёдланный конь” (“Эйәрләнгән ат”, 1990), рассказ С. Шарипова “Поединок с судьбой: Монолог Салавата” (“Яҙмыш менән алыш: Салауат монологы”, 1998) и очерк Т. Сагитова “Памятник” (“Һәйкәл”, 1992). Значительные эпизоды романа Г. Ибрагимова “Кинзя” (“Кинйә”) посвящены жизни и деятельности Салавата Юлаева. В поэзии к его образу обращались Абус, Б. Валид, К. Даян, С. Исмагилов, Х. Карим, М. Сюндюкле. В поэтических произведениях 50—70-х гг. наблюдалось стремление к разностороннему раскрытию духовного мира, природы величия и героизма Салавата Юлаева, философского обобщения его деятельности (Г. Амири, А. Атнабаев, Ш. Биккул, З. Биишева, М. Гали, Ю. Гарей, Р. Гарипов, Х. Гиляжев, А. Игебаев, К. Киньябулатова, Я. Кулмый, Н. Наджми, Р. Назаров, Р. Нигмати, Г. Рамазанов). В 70—90-х гг. поэты стремились воссоздать образ Салавата Юлаева в жанре поэмы: К. Аралбай “Рана батыра” (“Батыр яраһы”, 1980), Г. Шафиков “Юрюзань” (“Йүрүҙән”, 1983), Ф. Тугузбаева “День ответа” (“Яуап көнө”, 1991) и др.
В связи с открытием в Уфе в 1967 г. конной скульптуры Салавата Юлаева была написана серия восторженных стихотворений (Р. Ахмадиев, Д. Булгакова, Г. Давляди, И. Киньябулатов, Ф. Кузбеков, Р. Хайри, Р. Шакур). Ряд стихотворений посвящён родным краям батыра (С. Алибай, Р. Бикбаев, З. Султанов). В 90-х гг. появились стихотворения, темой которых становится последнее пристанище Салавата Юлаева — Палдиски (Асылгужа, Р. Ахтари, Т. Ганиева, Т. Давлетбердина, Р. Султангареева, Г. Юнусова, Т. Юсупов). Образ батыра наводит авторов на размышления о связи времён и поколений (А. Ахмет-Хужа, Габидулла, Т. Карамышева, Р. Назаров).
Образ Салавата Юлаева в русской художественной литературе. Образ Салавата как одного из видных предводителей народного движения впервые показан в произведении А.С. Пушкина “История Пугачёвского бунта” (1834).
В первой половине XIX в. к образу героя обращается В.С. Зефиров — автор рассказов и очерков о быте башкир, опубликованных в газете “Оренбургские губернские ведомости”. В “Рассказах башкирца Джантюри” (1847) автор отмечает красоту башкирских народных песен о Салавате, которые оказывают большое эмоциональное воздействие на слушателя; в “Рассказе бухарского муллы в Башкирии” (1849) — о впечатлении, произведённом на него исполнением “героической поэмы о батыре Салавате”. В 1852 г. в “Оренбургских губернских ведомостях” был опубликован рассказ И. Прибельского “Айская пещера”, в основе которого лежит башкирская легенда “О Салавате и Фаризе”. Эта легенда впоследствии была использована М.В. Лоссиевским в очерке “Пугачёвский бригадир Салават и Фариза”.
Во второй половине XIX в. Ф.Д. Нефёдов, Р.Г. Игнатьев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, используя материалы башкирского и русского фольклора и исторические документы, создают в своих произведениях поэтический образ Салавата. В очерке “Движение среди башкир перед Пугачёвским бунтом; Салават, башкирский батыр” (1880) Нефёдов впервые исследовал личность Салавата Юлаева не только “как бунтовщика и мятежника”, но и как поэта. Автор с глубокой симпатией и достоверностью нарисовал колоритный образ овеянного легендарной славой башкирского батыра. Это сочинение, а также художественный очерк Игнатьева “Башкир Салават Юлаев, пугачёвский бригадир, певец и импровизатор” (1893) являются одними из лучших произведений о Салавате. Отмечая, что “Салават Юлаев принадлежит к выдающимся историческим личностям”, Игнатьев обращает внимание на то, что его “до настоящего времени помнят башкиры, о нём, о его силе, храбрости, героических подвигах ходит много рассказов, песен”. К образу легендарного батыра обращался в своём творчестве и Мамин-Сибиряк. В повести “Охонины брови” (1892) и др. писатель изображает его народным героем. Упоминает он о Салавате и в романе “Приваловские миллионы” (1883).
В 20—30-е гг. XX в. одной из тем русского исторического романа становится история народных движений. В 1927 г. выходит роман А.В. Кожевникова “Золотая голытьба” (переиздан в 1980 г. в Москве и в 1987 г. в Уфе под названием “На Великой лётной тропе”). В нём, в частности, говорится о легендарном батыре и его сыне, который принимает эстафету от отца, боровшегося за свободу и справедливость. В 1929 г. был издан роман Д.А. Лебедева “Домик на Сакмаре”, в котором описывается жизнь в Башкортостане в начале XX в. В романе на основе фольклорного материала создан героический образ Салавата: “Героем был Салават, и много подвигов совершил он за свою жизнь. везде живёт слава о Салавате. Нет большего счастья, чем быть подобным ему. В сердце каждого башкирина живёт Салават. ”.
Среди первых русских писателей, обратившихся в этот период к историческому прошлому башкирского народа, был С.П. Злобин. В романе “Салават Юлаев” (1929) главный герой произведения выступает как продолжатель вольнолюбивых традиций своего народа, как смелый предводитель повстанцев во время народного выступления 1773—1775 гг., один из главных сподвижников Е.И. Пугачёва. Салават в романе не только народный вожак — он поэт и певец, выразитель чаяний своего народа. Произведение переиздавалось свыше 30 раз на многих языках мира тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров.
В романе-трилогии “Емельян Пугачёв” (1934— 45) В.Я. Шишкова немало страниц уделено участию башкирских отрядов в пугачёвских походах. Автор создаёт запоминающийся образ Салавата — молодого, “с горящими глазами”, любимца башкирского народа, верного соратника Пугачёва.
Имя батыра и поэта Салавата упоминается в романе “Демидовы” (1940) трилогии “Каменный пояс” Е.А. Фёдорова, в повести “Могусюмка и Гурьяныч” (1956) Н.П. Задорнова, в очерках К.М. Симонова “В Башкирской дивизии” (1942), И.Г. Эренбурга “Башкиры” (1942), А.Д. Коптяевой “Люблю тебя, Башкирия” (1963) и др.
Из поэтических произведений о Салавате прежде всего следует отметить стихотворный фельетон Демьяна Бедного “Дикая Башкирия” (1932), в котором поэт не только увековечил образ “боевого собрата Пугачёва”, но и обратился к своим коллегам с пламенным призывом создавать новые произв. о “башкире-певце и бесстрашном бойце”. Призыв был подхвачен русскими поэтами, создавшими немало произведений о башкирском национальном герое. Образ Салавата воспет в поэмах “Дорога в Бикзян” (1936) А. Ромма и “Бунт” (1967) В. Сорокина, в стихотворениях “Степь” и “Семья” (оба — 1949) М. Дудина, “Соловьи Салавата” (1960) М. Львова, “Красный ветер веков” (1979) А. Филиппова, “Песня Салавата” (1966) Г. Молодцова и др.
Образ Салавата Юлаева в литературе народов России и СНГ. Первые драматические и поэтические произведения, посвящённые Салавату, появились в 40-х гг. XX в. В трагедии “Тудимир” (1940) поэта Я. Ухсая (Чувашия) герой рассказывает своим сородичам о башкирах, в стране которых вновь нарушен мир, они присоединились к Пугачёву, “их предводитель — беркут молодой, средь которых — самый смелый, удалой, сын старшины Юлая — Салават”.
С. Тарасов (Саха—Якутия) в стихотворении “Башкирским друзьям” радуется тому, что “Сам Салават вышел встречать” гостей. Тот же мотив повторяется в стихотворениях “Привет всем” С. Машакова (Казахстан), “Уфа” А. Рашитова (Татарстан), “Я привёз тебе привет” А. Шогенцукова (Кабардино-Балкария). Поэты называют жителей Башкортостана потомками Салавата: “Агидель” Т. Жарокова, “Здравствуйте” Т. Абдрахмановой (оба — Казахстан); “Мустаю Кариму” Э. Никула (Мордовия); “Преклоняю голову” В. Давыдова-Антари (Чувашия). В некоторых стихотворениях герои — представители др. народов — сравниваются с Салаватом и башкирскими воинами. В стихотворении “Башкортостану братский наш салям” поэт М. Казаков (Марий Эл) пишет, что “С Салаватом скакал полководец Янбаев, бил врагов наш онар, страх и смерть презирая” (речь идёт об Изибае Янбаеве — участнике восстания под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг.). С. Саитов (Казахстан) утверждает, что Махамбет Утемисов и Салават — близнецы-батыры и их слова — общее завещание для других народов (“Башкортостан — Бауырстан”). Поэт М. Юхма в стихотворении “Раздумья у памятника Салавату” говорит, что “Тудимир и славный Салават — беркуты чувашей и башкир”, П. Афанасьев в “Вечной дружбе” пишет о связи героев разных эпох (оба — Чувашия). В произведении П. Ялгира (Чувашия) лирический герой и башкир Идельбай, играя на чувашском и башкирском национальных инструментах — горне и курае, вместе поют песню о Салавате (“Голос единой дружбы”). А. Бутолин (Удмуртия) пишет, что во время Пугачёвского движения национальные музыкальные инструменты башкир и удмуртов — курай и чипчирган — одинаково вдохновляли воинов: “Внимал кураю всадник Салавата, зов чипчиргана слушал Ядигар” (“Курай и чипчирган”).
В посвящённых Башкортостану стихотворениях Г. Зайнашевой, Ш. Мудариса, Р. Гаташа (все — Татарстан), Г. Жумабаева (Казахстан) и др. также присутствует образ Салавата Юлаева. Национальному герою башкирского народа посвящены стихотворения “Умер, говорим, в Прибалтике” Х. Туфана, “Салават” М. Хусаина, “Прощание с памятником Салавату” Р. Хариса, “Памятник Салавату” С. Сулейманова, в которых поэты связывают свои философские раздумья о Салавате Юлаеве с памятником в Уфе; в произведении “В музее Салавата Юлаева в Малоязе” Р. Миннуллин сопоставляет время, личность и деятельность Салавата Юлаева с современностью (все — Татарстан). Памятнику Салавату Юлаеву посвящены стихотворения “Думы на рассвете” С. Мауленова (Казахстан), “Раздумья у памятника Салавату” М. Юхмы, “Салават-батыр” М. Геттуева (Кабардино-Балкария).
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_salavata_yulaeva_v_iskusstve_bashkortostana_i_za_ee_predelami.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Х. Карим, Х. Гиляжев, Г. Рамазанов, Г. Амири, А. Игебаев.
Национальному герою башкир свои произведения посвящали татарин
Х. Туфан, чуваш Я.Ухсай, казак С. Мауленов, русские В. Шишков, П.Бажов,
Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанника Петербургской академии художеств. Тавасиев выбрал для воплощения своего замысла самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Салават представлен верхом на вздыбленном коне, властная рука всадника остановила и сдерживает его у самого края крутого речного обрыва. Конь весь еще в движении, оно ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником. И от всего существа могучего скакуна словно исходит жар – так велика его неукротимая сила. Изображение всадника, его поза, уверенная. Крепкая посадка, жест руки с взметнувшейся вверх нагайкой олицетворяют волю и целеустремленность. Скульптор старался создать образ народного героя, неразрывно связанного со своим народом и его судьбой.
Органично вошел в общую композицию памятника и гранитный постамент, выполненный архитектором М.Г. Гайнутдиновым. Своими выступами и гранями он символизирует горные хребты Урала. Этот постамент помог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф обрывистого берега реки Белой в общий архитектурный облик Уфы.
Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился. Монумент на высоком берегу реки Белая в центре Уфы — самая большая конная статуя в Европе. Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации. Памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву изображен на республиканском гербе и считается главным символом Башкирии.
Кроме всего прочего, в 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков.
Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.
Одно из первых упоминаний о Салавате встречается у А.С. Пушкина. “Башкиры не унялись. Старый их мятежник Юлай . явился между ими с сыном своим Салаватом . Вся Башкирия восстала. ”, — пишет он в “Истории Пугачева ”. Поэт не создает развернутого образа пугачёвского полководца, но говорит о нем с симпатией: его “свирепый Салават ” отличается отвагой и непримиримостью к врагам. Намек на героя башкирского народа имеется также в повести Т.С.Беляева “Куз-Курпяч”: здесь говорится о присоединении к “изуверу” Пугачеву “мятежника” Салавата .
Образом Салавата Юлаева интересовался оренбургский поэт-декабрист П.М.Кудряшев. Поэт хорошо знал не только современную ему жизнь башкирского народа, но и его историю. Глубоко сочувствуя освободительной борьбе башкир , он в своих произведениях, созданных по фольклорным мотивам, прославлял народных героев, боровшихся против социальной несправедливости и национального гнета.
В его повести “Сокрушитель Пугачева , илецкий казак Иван” (1829) отражены некоторые эпизоды Крестьянской войны 1773-1775 гг. Ему принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве ”. По сведениям оренбургского историка прошлого века И. Казанцева, на слова песни о Салавате в переводе Кудряшева написал музыку известный русский композитор Л.А.Алябьев, находившийся в первой половине 30-х годов XIX столетия в ссылке в Оренбурге.
Упоминание о Салавате неоднократно встречается в художественно-краеведческих очерках В.Зефирова. Так, в “Рассказах башкирца Джантюри” (1847) он пишет: “Может быть, вкус мой многим покажется странным, но, откровенно сказать, когда играли на двух чебызгах и горлом любимую башкирскую балладу о батыре Салавате , я слушал ее с удовольствием”.
А вот как описывает он в “Рассказе бухарского муллы в Башкирии” исполнение песни о Салавате : “Все были довольны, веселы, на чебызгах разыгрывали что-то вроде героической поэмы о батыре Салавате , и надобно сказать, что, поняв происшествие, или нахождение этого батыра Салавата , я не мог не удивляться, каким мелодическим тоном, какими странными переливами, вовсе невыразимыми на европейских инструментах, башкирцы на сухой дудке выражают тоску батыра, ссылаемого в Сибирь”.
Имя народного заступника Салавата , ставшее символом борьбы за свободу и справедливость, в сопоставлении с жестокой несправедливостью хана, ярко раскрытой в этом рассказе, воспринимается как устрашающее предупреждение господствующему классу.
Если в творчестве русских литераторов первой половины XIX века изучение жизни и деятельности Салавата Юлаева было только намечено, то во второй половине столетия появились очерки и исследования о национальном герое башкирского народа.
Не раз встречается имя Салавата Юлаева в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка. В романе “Приваловские миллионы” он, в частности, пишет: “. По ночам около кошей горели яркие огни, и в тихом воздухе стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате . ” В рассказах “Байгуш” и “Горная ночь” слепые певцы-музыканты вдохновенно воспевают подвиги Салавата и других народных героев. В повести “Охонины брови” писатель вновь обращается к образу Салавата , Грянула "пугачевщина", и “взбунтовались заводские рабочие, башкиры , монастырские крестьяне”; во главе восставших башкир стал Салават Юлаев , собравший вокруг себя “великое множество конников”.
Как видно из переписки В. Г. Короленко с Н. А. Крашенинниковым, оба они проявляли интерес к легендам о Салавате . Песни о Салавате записывал в конце прошлого века музыкант-этнограф С.Г.Рыбаков .
Особенно большое внимание героической личности Салавата Юлаева уделили Ф. Д. Нефедов, Р. Г. Игнатьев и М. В. Лоссиевский, опубликовавшие в последней четверти XIX столетия свои произведения о легендарном башкирском батыре.
После Октября интерес к образу народного батыра значительно возрос. С большим увлечением работал в 20-х годах над сценарием к фильму “Салават Юлаев ” известный кинодраматург Георгий Гребнер; в те же годы был создан Степаном Злобиным первый — и пока единственный — роман о Салавате Юлаеве (см. фото ).
Немало страниц уделено образу Салавата Юлаева в романах-трилогиях “Емельян Пугачев ” В. Я. Шишкова и “Каменный пояс” Е. А. Федорова, в повести “Могусюмка и Гурьяныч” Н. Задорнова. Имя батыра и поэта Салавата упоминается в очерках К. М. Симонова “В Башкирской дивизии”, И.Г. Эренбурга “Башкиры ”, А.Д. Коптяевой “Люблю тебя, Башкирия” и других.
Из поэтических произведений о Салавате Юлаеве прежде всего следует назвать большой стихотворный фельетон Демьяна Бедного “Дикая Башкирия” (1932), в котором поэт не только увековечил образ “боевого собрата Пугачева ”, но и обратился к своим коллегам с пламенным призывом.
"Из всех предводителей десятков башкирских восстаний , — пишет о Салавате Юлаеве Мустай Карим,—он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир , но и другие народности, жившие в башкирском крае. Пробудившись, сам, словом и делом пробудил он подлинное национальное самосознание башкир , самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими.
Таким образом, народная память бережно сохранила героические страницы из биографии и деятельности славного сына башкирского народа, а произведения известных русских писателей, созданные на основе этих фольклорных мотивов, рельефно представили образ Салавата Юлаева многонациональной аудитории читателей страны.
Легендарное имя Салавата Юлаева - национального героя, борца за счастье народа, воина, поэта, певца-импровизатора - заняло достойное место не только в истории, но и в искусстве, литературе, фольклоре. Его жизнь и творчество стали предметом многих исследований. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выдержки из научного труда доктора филологических наук Гульнур Хусаиновой:
Среди текстов, включенных в эту книгу, самым ранним по времени записи является предание, зафиксированное в период с 1910 по 1920 годы М. Бурангуловым в Баймакском районе. Легенды, предания о Салавате Юлаеве записаны также Г. Вильдановым в Бирском, А. Усмановым в Кигинском, С. Кулибаем в Мечетлинском районах. Огромное количество преданий о батыре записано в 1971-1977 гг. на его родине в Салаватском районе.
Начало изучения легенд, преданий о Салавате Юлаеве относится ко второй половине XX в. и находит отражение в работах ученых-фольклористов Б. Ахметшина и Ф. Надршиной. Б. Ахметшин в своей статье описывает записанные им предания, а Ф. Надршина в монографии подчеркивает, что многие предания, описывающие события Крестьянской войны 1773-1775 гг., связаны с именем Салавата Юлаева, имеют глубокое социальное содержание, демократическое направление, в них отражена тема дружбы и единства народов.
А в одной из последних книг С. Галина, в разделе, посвященном изучению песен о Салавате, говорится также о том, что в них присутствует поэзия борьбы, ненависти к врагам, что они пронизаны большим оптимизмом и твердой верой в победу.
В 2004 г., к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН выпустил в свет уникальный труд – энциклопедию народного героя. Эта яркая, мощная работа относится к числу очень немногих, изданных в России. В книге показана выдающаяся личность, соединившая в себе талант поэта и полководца, рассмотрен образ, созданный в произведениях фольклора, литературы, изобразительного и театрального искусств, музыки, кинематографии.
Читайте также: