Образ салавата юлаева в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образ Салавата нашёл отражение в творчестве многих башкирских, русских и других писателей XIX—XXI вв.

Образ Салавата Юлаева в башкирской художественной литературе создавался на основе фольклора. Башкирский на­род посвятил батыру песни, предания и легенды, ку­баиры и т.д. Первыми из башкирских писателей к образу Салавата обратились Ш. Бабич (стихотворение “Са­лават-батыр” — “Салауат батыр”, 1918) и Ф.М. Су­лейманов (драма “Салават-батыр” — “Салауат ба­тыр”, 1919). Салават является центральным образом в пье­сах Б. Бикбая и Г. Саляма “Салават” (“Салауат”, 1938), М. Карима “Салават. Семь сновидений сквозь явь” и др. В 50—60-е гг. были написаны пер­вые прозаические произведения о Салавате Юлаеве — хикаяты Н. Идельбая “Камень Салавата” (“Салауат ташы”, 1951) и А.Х. Вахитова “Мост Салавата” (“Салауат күпере”, 1960). На рубеже XX—XXI вв. увидели свет историко-­документальное повествование М.Х. Идельбаева “Сын Юлая Салават” (“Юлай улы Салауат”, 1994; на русском языке — 2004), романы Я. Хамматова “Са­лават” (“Салауат”, 1993), Асылгужи “Возраст Сала­вата” (“Салауаттың йәше”, 2002), повесть Б. Рафи­кова “Осёдланный конь” (“Эйәрләнгән ат”, 1990), рассказ С. Шарипова “Поединок с судьбой: Моно­лог Салавата” (“Яҙмыш менән алыш: Салауат моно­логы”, 1998) и очерк Т. Сагитова “Памятник” (“Һәйкәл”, 1992). Значительные эпизоды романа Г. Ибрагимова “Кинзя” (“Кинйә”) посвящены жиз­ни и деятельности Салавата Юлаева. В поэзии к его образу обра­щались Абус, Б. Валид, К. Даян, С. Исмагилов, Х. Карим, М. Сюндюкле. В поэтических произведениях 50—70-х гг. наблюдалось стремление к разностороннему раскрытию духовного мира, природы величия и героиз­ма Салавата Юлаева, философского обобщения его деятельности (Г. Амири, А. Атнабаев, Ш. Биккул, З. Биишева, М. Гали, Ю. Гарей, Р. Гарипов, Х. Гиляжев, А. Игеба­ев, К. Киньябулатова, Я. Кулмый, Н. Наджми, Р. Назаров, Р. Нигмати, Г. Рамазанов). В 70—90-х гг. поэты стремились воссоздать образ Салавата Юлаева в жан­ре поэмы: К. Аралбай “Рана батыра” (“Батыр яра­һы”, 1980), Г. Шафиков “Юрюзань” (“Йүрүҙән”, 1983), Ф. Тугузбаева “День ответа” (“Яуап көнө”, 1991) и др.

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №1

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №2

В связи с открытием в Уфе в 1967 г. кон­ной скульптуры Салавата Юлаева была написана серия востор­женных стихотворений (Р. Ахмадиев, Д. Булгакова, Г. Давляди, И. Киньябулатов, Ф. Кузбеков, Р. Хай­ри, Р. Шакур). Ряд стихотворений посвящён род­ным краям батыра (С. Алибай, Р. Бикбаев, З. Султа­нов). В 90-х гг. появились стихотворения, темой которых становится последнее пристанище Салавата Юлаева — Палдиски (Асылгужа, Р. Ахтари, Т. Ганиева, Т. Давлетбердина, Р. Султангареева, Г. Юнусова, Т. Юсу­пов). Образ батыра наводит авторов на размышле­ния о связи времён и поколений (А. Ахмет-Хужа, Га­бидулла, Т. Карамышева, Р. Назаров).

Образ Салавата Юлаева в русской художественной литера­туре. Образ Салавата как одного из видных пред­водителей народного движения впервые показан в произведении А.С. Пушкина “История Пугачёвского бун­та” (1834).

В первой половине XIX в. к образу героя обраща­ется В.С. Зефиров — автор рассказов и очерков о быте башкир, опубликованных в газете “Оренбург­ские губернские ведомости”. В “Рассказах башкирца Джантюри” (1847) автор отмечает красоту башкирских народных песен о Салавате, которые оказывают боль­шое эмоциональное воздействие на слушателя; в “Рассказе бухарского муллы в Башкирии” (1849) — о впечатлении, произведённом на него исполнением “героической поэмы о батыре Салавате”. В 1852 г. в “Оренбургских губернских ведомостях” был опуб­ликован рассказ И. Прибельского “Айская пещера”, в основе которого лежит башкирская легенда “О Салавате и Фаризе”. Эта легенда впоследствии была использо­вана М.В. Лоссиевским в очерке “Пугачёвский бригадир Салават и Фариза”.

Во второй половине XIX в. Ф.Д. Нефёдов, Р.Г. Игнатьев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, используя материалы башкирского и русского фольклора и исторические документы, создают в своих произведениях поэтический образ Салавата. В очерке “Движение среди башкир перед Пугачёв­ским бунтом; Салават, башкирский батыр” (1880) Нефёдов впервые исследовал личность Салавата Юлаева не только “как бунтовщика и мятежника”, но и как поэта. Автор с глубокой симпатией и достоверностью нарисовал колоритный образ овеянного легендар­ной славой башкирского батыра. Это сочинение, а также художественный очерк Игнатьева “Башкир Салават Юлаев, пу­гачёвский бригадир, певец и импровизатор” (1893) являются одними из лучших произведений о Салавате. Отмечая, что “Салават Юлаев принадлежит к выдающимся историческим личностям”, Игнатьев обра­щает внимание на то, что его “до настоящего време­ни помнят башкиры, о нём, о его силе, храбрости, героических подвигах ходит много рассказов, пе­сен”. К образу легендарного батыра обращался в своём творчестве и Мамин-Сибиряк. В повести “Охони­ны брови” (1892) и др. писатель изображает его народным героем. Упоминает он о Салавате и в романе “Приваловские миллионы” (1883).

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №4

В 20—30-е гг. XX в. одной из тем русского исторического рома­на становится история народных движений. В 1927 г. вы­ходит роман А.В. Кожевникова “Золотая голытьба” (переиздан в 1980 г. в Москве и в 1987 г. в Уфе под названием “На Великой лётной тропе”). В нём, в частности, говорится о легендарном батыре и его сыне, который принимает эстафету от отца, боровшегося за свободу и справедливость. В 1929 г. был издан роман Д.А. Лебедева “Домик на Сакмаре”, в котором описы­вается жизнь в Башкортостане в начале XX в. В рома­не на основе фольклорного материала создан героический образ Салавата: “Героем был Салават, и много по­двигов совершил он за свою жизнь. везде живёт слава о Салавате. Нет большего счастья, чем быть подобным ему. В сердце каждого башкирина живёт Салават. ”.

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №5

Среди первых русских писателей, обратившихся в этот период к историческому прошлому башкирского народа, был С.П. Злобин. В романе “Салават Юлаев” (1929) главный герой произведения выступает как продолжатель вольнолюбивых традиций своего народа, как сме­лый предводитель повстанцев во время народного выступ­ления 1773—1775 гг., один из главных сподвижников Е.И. Пу­гачёва. Салават в романе не только народный вожак — он поэт и певец, выразитель чаяний своего народа. Произведение переиздавалось свыше 30 раз на многих языках мира тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров.

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №6

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №7

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №8

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №9

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №10

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №11

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №12

В романе-трилогии “Емельян Пугачёв” (1934— 45) В.Я. Шишкова немало страниц уделено участию башкирских отрядов в пугачёвских походах. Автор создаёт запоминающийся образ Салавата — молодого, “с горящими глазами”, любимца башкирского народа, верного соратника Пугачёва.

Имя батыра и поэта Салавата упоминается в ро­мане “Демидовы” (1940) трилогии “Каменный по­яс” Е.А. Фёдорова, в повести “Могусюмка и Гурья­ныч” (1956) Н.П. Задорнова, в очерках К.М. Симо­нова “В Башкирской дивизии” (1942), И.Г. Эрен­бурга “Башкиры” (1942), А.Д. Коптяевой “Люблю тебя, Башкирия” (1963) и др.

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №13

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №14

Из поэтических произведений о Салавате прежде всего следует отметить стихотворный фельетон Демьяна Бедного “Дикая Башкирия” (1932), в котором поэт не только увековечил образ “боевого собрата Пугачё­ва”, но и обратился к своим коллегам с пламенным призывом создавать новые произв. о “башкире-пев­це и бесстрашном бойце”. Призыв был подхвачен русскими поэтами, создавшими немало произведений о башкирском национальном герое. Образ Салавата воспет в поэмах “Доро­га в Бикзян” (1936) А. Ромма и “Бунт” (1967) В. Со­рокина, в стихотворениях “Степь” и “Семья” (оба — 1949) М. Дудина, “Соловьи Салавата” (1960) М. Львова, “Красный ветер веков” (1979) А. Филиппова, “Песня Салавата” (1966) Г. Молодцова и др.

Образ Салавата Юлаева в литературе народов России и СНГ. Первые драматические и поэтические произведения, посвящённые Салавату, появились в 40-х гг. XX в. В трагедии “Тудимир” (1940) поэта Я. Ухсая (Чува­шия) герой рассказывает своим сородичам о башки­рах, в стране которых вновь нарушен мир, они присо­единились к Пугачёву, “их предводитель — беркут молодой, средь которых — самый смелый, удалой, сын старшины Юлая — Салават”.

Образ Салавата Юлаева в художественной литературе, изображение №15

С. Тарасов (Са­ха—Якутия) в стихотворении “Башкирским друзь­ям” радуется тому, что “Сам Салават вышел встречать” гостей. Тот же мотив повторяется в стихотворениях “Привет всем” С. Машакова (Казахстан), “Уфа” А. Рашитова (Татарстан), “Я привёз тебе привет” А. Шогенцукова (Кабардино-­Балкария). Поэты называют жителей Башкортоста­на потомками Салавата: “Агидель” Т. Жарокова, “Здравствуйте” Т. Абдрахмановой (оба — Казах­стан); “Мустаю Кариму” Э. Никула (Мордовия); “Преклоняю голову” В. Давыдова-Антари (Чувашия). В некоторых стихотворениях герои — предста­вители др. народов — сравниваются с Салаватом и башкирскими воинами. В стихотворении “Башкортостану братский наш салям” поэт М. Казаков (Марий Эл) пишет, что “С Салаватом скакал полководец Янба­ев, бил врагов наш онар, страх и смерть презирая” (речь идёт об Изибае Янбаеве — участнике восстания под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг.). С. Саитов (Ка­захстан) утверждает, что Махамбет Утемисов и Са­лават — близнецы-батыры и их слова — общее за­вещание для других народов (“Башкортостан — Бауыр­стан”). Поэт М. Юхма в стихотворении “Раздумья у памятника Салавату” говорит, что “Тудимир и слав­ный Салават — беркуты чувашей и башкир”, П. Афанасьев в “Вечной дружбе” пишет о связи ге­роев разных эпох (оба — Чувашия). В произведении П. Ялгира (Чувашия) лирический герой и башкир Идель­бай, играя на чувашском и башкирском национальных инструмен­тах — горне и курае, вместе поют песню о Салава­те (“Голос единой дружбы”). А. Бутолин (Удмур­тия) пишет, что во время Пугачёвского движения национальные музыкальные инструменты башкир и удмуртов — курай и чипчирган — одинаково вдохновляли воинов: “Внимал кураю всадник Салавата, зов чипчиргана слушал Ядигар” (“Курай и чипчирган”).

В по­свящённых Башкортостану стихотворениях Г. Зай­нашевой, Ш. Мудариса, Р. Гаташа (все — Татар­стан), Г. Жумабаева (Казахстан) и др. также присут­ствует образ Салавата Юлаева. Национальному герою башкирского народа посвя­щены стихотворения “Умер, говорим, в Прибалти­ке” Х. Туфана, “Салават” М. Хусаина, “Прощание с памятником Салавату” Р. Хариса, “Памятник Сала­вату” С. Сулейманова, в которых поэты связывают свои философские раздумья о Салавате Юлаеве с памятником в Уфе; в произведении “В музее Салавата Юлаева в Мало­язе” Р. Миннуллин сопоставляет время, личность и деятельность Салавата Юлаева с современностью (все — Татар­стан). Памятнику Салавату Юлаеву посвящены стихотворения “Думы на рассвете” С. Мауленова (Казахстан), “Раздумья у памятника Салавату” М. Юхмы, “Сала­ват-батыр” М. Геттуева (Кабардино-Балкария).

Фатхутдинова Альфия Муллахметовна

ВложениеРазмер
obraz_salavata_yulaeva_v_iskusstve_bashkortostana_i_za_ee_predelami.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Х. Карим, Х. Гиляжев, Г. Рамазанов, Г. Амири, А. Игебаев.

Национальному герою башкир свои произведения посвящали татарин

Х. Туфан, чуваш Я.Ухсай, казак С. Мауленов, русские В. Шишков, П.Бажов,

Событием в культурной жизни Башкортостана стало открытие в 1967 году в Уфе памятника Салавату Юлаеву, выполненного скульптором из Северной Осетии Сосланбеком Дафаевичем Тавасиевым, воспитанника Петербургской академии художеств. Тавасиев выбрал для воплощения своего замысла самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Салават представлен верхом на вздыбленном коне, властная рука всадника остановила и сдерживает его у самого края крутого речного обрыва. Конь весь еще в движении, оно ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником. И от всего существа могучего скакуна словно исходит жар – так велика его неукротимая сила. Изображение всадника, его поза, уверенная. Крепкая посадка, жест руки с взметнувшейся вверх нагайкой олицетворяют волю и целеустремленность. Скульптор старался создать образ народного героя, неразрывно связанного со своим народом и его судьбой.
Органично вошел в общую композицию памятника и гранитный постамент, выполненный архитектором М.Г. Гайнутдиновым. Своими выступами и гранями он символизирует горные хребты Урала. Этот постамент помог художнику естественно вписать свое произведение в рельеф обрывистого берега реки Белой в общий архитектурный облик Уфы.

Монумент, созданный Тавасиевым. Прославляет нашу республику, силу и мужество ее народа, в символ которого он превратился. Монумент на высоком берегу реки Белая в центре Уфы — самая большая конная статуя в Европе. Художник очень верно оценил значение Салавата для Башкортостана и в то же время создал произведение достойное того, чтобы им восхищались и другие нации. Памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву изображен на республиканском гербе и считается главным символом Башкирии.

Кроме всего прочего, в 1940 году режиссером Я. Протазановым был создан художественный фильм о боевых походах Салавата Юлаева, где роль Салавата исполнил Арслан Мубаряков.

Образ Салавата Юлаева будет образом вечным. К нему обратится еще не одно поколение поэтов, драматургов, композиторов, художников, скульпторов и режиссеров. Салават Юлаев – это символ героизма, мудрости, духовной мощи, мужественности для башкирского народа, и для всей Республики Башкортостан.

Одно из первых упоминаний о Салавате встречается у А.С. Пушкина. “Башкиры не унялись. Старый их мятежник Юлай . явился между ими с сыном своим Салаватом . Вся Башкирия восстала. ”, — пишет он в “Истории Пугачева ”. Поэт не создает развернутого образа пугачёвского полководца, но говорит о нем с симпатией: его “свирепый Салават ” отличается отвагой и непримиримостью к врагам. Намек на героя башкирского народа имеется также в повести Т.С.Беляева “Куз-Курпяч”: здесь говорится о присоединении к “изуверу” Пугачеву “мятежника” Салавата .

Образом Салавата Юлаева интересовался оренбургский поэт-декабрист П.М.Кудряшев. Поэт хорошо знал не только современную ему жизнь башкирского народа, но и его историю. Глубоко сочувствуя освободительной борьбе башкир , он в своих произведениях, созданных по фольклорным мотивам, прославлял народных героев, боровшихся против социальной несправедливости и национального гнета.

В его повести “Сокрушитель Пугачева , илецкий казак Иван” (1829) отражены некоторые эпизоды Крестьянской войны 1773-1775 гг. Ему принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве ”. По сведениям оренбургского историка прошлого века И. Казанцева, на слова песни о Салавате в переводе Кудряшева написал музыку известный русский композитор Л.А.Алябьев, находившийся в первой половине 30-х годов XIX столетия в ссылке в Оренбурге.

Упоминание о Салавате неоднократно встречается в художественно-краеведческих очерках В.Зефирова. Так, в “Рассказах башкирца Джантюри” (1847) он пишет: “Может быть, вкус мой многим покажется странным, но, откровенно сказать, когда играли на двух чебызгах и горлом любимую башкирскую балладу о батыре Салавате , я слушал ее с удовольствием”.

А вот как описывает он в “Рассказе бухарского муллы в Башкирии” исполнение песни о Салавате : “Все были довольны, веселы, на чебызгах разыгрывали что-то вроде героической поэмы о батыре Салавате , и надобно сказать, что, поняв происшествие, или нахождение этого батыра Салавата , я не мог не удивляться, каким мелодическим тоном, какими странными переливами, вовсе невыразимыми на европейских инструментах, башкирцы на сухой дудке выражают тоску батыра, ссылаемого в Сибирь”.

Имя народного заступника Салавата , ставшее символом борьбы за свободу и справедливость, в сопоставлении с жестокой несправедливостью хана, ярко раскрытой в этом рассказе, воспринимается как устрашающее предупреждение господствующему классу.

Если в творчестве русских литераторов первой половины XIX века изучение жизни и деятельности Салавата Юлаева было только намечено, то во второй половине столетия появились очерки и исследования о национальном герое башкирского народа.

Не раз встречается имя Салавата Юлаева в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка. В романе “Приваловские миллионы” он, в частности, пишет: “. По ночам около кошей горели яркие огни, и в тихом воздухе стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате . ” В рассказах “Байгуш” и “Горная ночь” слепые певцы-музыканты вдохновенно воспевают подвиги Салавата и других народных героев. В повести “Охонины брови” писатель вновь обращается к образу Салавата , Грянула "пугачевщина", и “взбунтовались заводские рабочие, башкиры , монастырские крестьяне”; во главе восставших башкир стал Салават Юлаев , собравший вокруг себя “великое множество конников”.

Как видно из переписки В. Г. Короленко с Н. А. Крашенинниковым, оба они проявляли интерес к легендам о Салавате . Песни о Салавате записывал в конце прошлого века музыкант-этнограф С.Г.Рыбаков .

Особенно большое внимание героической личности Салавата Юлаева уделили Ф. Д. Нефедов, Р. Г. Игнатьев и М. В. Лоссиевский, опубликовавшие в последней четверти XIX столетия свои произведения о легендарном башкирском батыре.

После Октября интерес к образу народного батыра значительно возрос. С большим увлечением работал в 20-х годах над сценарием к фильму “Салават Юлаев ” известный кинодраматург Георгий Гребнер; в те же годы был создан Степаном Злобиным первый — и пока единственный — роман о Салавате Юлаеве (см. фото ).

Немало страниц уделено образу Салавата Юлаева в романах-трилогиях “Емельян Пугачев ” В. Я. Шишкова и “Каменный пояс” Е. А. Федорова, в повести “Могусюмка и Гурьяныч” Н. Задорнова. Имя батыра и поэта Салавата упоминается в очерках К. М. Симонова “В Башкирской дивизии”, И.Г. Эренбурга “Башкиры ”, А.Д. Коптяевой “Люблю тебя, Башкирия” и других.

Из поэтических произведений о Салавате Юлаеве прежде всего следует назвать большой стихотворный фельетон Демьяна Бедного “Дикая Башкирия” (1932), в котором поэт не только увековечил образ “боевого собрата Пугачева ”, но и обратился к своим коллегам с пламенным призывом.

"Из всех предводителей десятков башкирских восстаний , — пишет о Салавате Юлаеве Мустай Карим,—он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир , но и другие народности, жившие в башкирском крае. Пробудившись, сам, словом и делом пробудил он подлинное национальное самосознание башкир , самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими.


Таким образом, народная память бережно сохранила героические страницы из биографии и деятельности славного сына башкирского народа, а произведения известных русских писателей, созданные на основе этих фольклорных мотивов, рельефно представили образ Салавата Юлаева многонациональной аудитории читателей страны.

Легендарное имя Салавата Юлаева - национального героя, борца за счастье народа, воина, поэта, певца-импровизатора - заняло достойное место не только в истории, но и в искусстве, литературе, фольклоре. Его жизнь и творчество стали предметом многих исследований. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выдержки из научного труда доктора филологических наук Гульнур Хусаиновой:


Среди текстов, включенных в эту книгу, самым ранним по времени записи является предание, зафиксированное в период с 1910 по 1920 годы М. Бурангуловым в Баймакском районе. Легенды, предания о Салавате Юлаеве записаны также Г. Вильдановым в Бирском, А. Усмановым в Кигинском, С. Кулибаем в Мечетлинском районах. Огромное количество преданий о батыре записано в 1971-1977 гг. на его родине в Салаватском районе.

Начало изучения легенд, преданий о Салавате Юлаеве относится ко второй половине XX в. и находит отражение в работах ученых-фольклористов Б. Ахметшина и Ф. Надршиной. Б. Ахметшин в своей статье описывает записанные им предания, а Ф. Надршина в монографии подчеркивает, что многие предания, описывающие события Крестьянской войны 1773-1775 гг., связаны с именем Салавата Юлаева, имеют глубокое социальное содержание, демократическое направление, в них отражена тема дружбы и единства народов.

А в одной из последних книг С. Галина, в разделе, посвященном изучению песен о Салавате, говорится также о том, что в них присутствует поэзия борьбы, ненависти к врагам, что они пронизаны большим оптимизмом и твердой верой в победу.

В 2004 г., к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН выпустил в свет уникальный труд – энциклопедию народного героя. Эта яркая, мощная работа относится к числу очень немногих, изданных в России. В книге показана выдающаяся личность, соединившая в себе талант поэта и полководца, рассмотрен образ, созданный в произведениях фольклора, литературы, изобразительного и театрального искусств, музыки, кинематографии.

Читайте также: