Автомобильная авария это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Каждый день мы с вами становимся участниками дорожного движения: ездим на общественном или личном транспорте, велосипеде или просто переходим проезжую часть. При этом мы должны помнить, что дорога — это источник опасности, поэтому нам необходимо быть очень внимательными и соблюдать Правила дорожного движения. Слишком же легкомысленное отношение к такой, казалось бы, повседневной вещи, может привести к неприятным последствиям — дорожно-транспортному происшествию.

Дорожно-транспортное происшествие — что это такое

Разберём его подробнее.

В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

  1. Происходит независимо от воли участников ДТП.
  2. Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
  3. В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

Участники ДТП

Ими могут быть водители любых транспортных средств (автомобили и механические транспортные средства, такие как мотоциклы, мопеды, тракторы), причём хотя бы одно из транспортных средств, попавших в такую неприятную ситуацию, должно находиться в пути — передвигаться. Также участниками ДТП могут быть и другие участники дорожного движения: пешеходы, велосипедисты.

Причины ДТП

Лобовое столкновение в результате нарушения правил обгона

Частое последствие несоблюдения правил обгона — лобовое столкновение

К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.

Виды ДТП

Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:

  • Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
  • Наезды
    • Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
    • Наезд на велосипедиста;
    • Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
    • Наезд на препятствие или удар об него;
    • Наезд на гужевой транспорт;
    • Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);

    Действия при ДТП

    О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.

    Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:

    1. Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
    2. Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.

    Кнопка включения аварийной световой сигнализации

    Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию

    Знак аварийной остановки

    При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки

    Ответственность за ДТП

    Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.

    Гражданско-правовая ответственность

    Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

    Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

    1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
    2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
    3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

    Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

    Административная ответственность

    Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

    Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность

    Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
      • ограничение свободы до 3 лет;
      • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
      • арест на 6 месяцев;
      • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

      Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

      • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
        • принудительные работы сроком до 3 лет;
        • тюремный срок до 4 лет;
        • принудительные работы до 4 лет;
        • лишение свободы сроком до 5 лет;
        • тюремный срок от 2 до 7 лет;
        • принудительные работы сроком до 5 лет;
        • лишение свободы на срок до 7 лет;
        • тюремный срок от 4 до 9 лет.

        Ответственность за оставление места ДТП

        Помимо ответственности за само ДТП и его последствия, в российском законодательстве предусмотрены санкции и за то, что участник покинет место аварии, поскольку такое поведение водителя противоречит его обязанностям, прописанным в разделе 2 ПДД. За такое поведение можно на полтора-два года лишится водительстких прав или попасть под арест на 15 суток (статья 12.27 КоАП РФ).

        Также ПДД запрещает водителю транспортного средства после ДТП, участником которого он стал, употреблять алкоголь, наркотики и другие подобные вещества. За нарушение этого правила последует штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ).

        Дорожно-транспортное происшествие — не самая приятная ситуация. Она забирает много сил, нервов, времени, влечёт за собой материальные расходы. Поэтому будьте предельно внимательны, находясь в дороге.

        Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
        На странице обсуждения должны быть пояснения.









        Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб [1] Экономический ущерб от ДТП может доходить до 5% валового национального продукта (ВНП); в России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России, [2] за 5 лет ущерб российской экономики составил 5,5 триллиона рублей, [3] что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. [4]

        Содержание

        Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

        Классификация ДТП





        • столкновение
        • опрокидывание
        • наезд на стоящее транспортное средство
        • наезд на препятствие
        • наезд на пешехода
        • наезд на велосипедиста
        • наезд на гужевой транспорт
        • наезд на животное
        • падение пассажира
        • иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)

        Основные поражающие факторы при ДТП

        • динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства
        • травмирование обломками и частями транспортных средств при зажатии пострадавших частями транспортных средств
        • воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара
        • воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы

        Факторы риска

        К факторам риска относят:

        • нарушение правил дорожного движения, в том числе:
            ;
          • превышение допустимой скорости движения;
          • неиспользование ремней безопасности;
          • использование неисправного транспортного средства.

          Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

          ДТП в России

          В России число ДТП составляет в год около 200 тыс., в которых погибают примерно 27 тыс. человек (в основном по вине самих водителей), ущерб от всех ДТП равняется около 2,5 % ВВП. [5] [6] В 2010 году приводилась оценка экспертов, что за последние 5 лет ущерб российской экономики от ДТП составил 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. [7] При этом число погибших на 100 тыс. автомобилей является одним из самых низких среди стран СНГ и в последние годы сокращается. [8] С 2004 по 2011 год число погибших в ДТП снизилось на 19 % при росте автомобильного парка за тот же период на 35 %. [9]

          По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. [источник не указан 16 дней]

          Общее количество ДТП, число погибших и получивших травмы (раненых) в России / РСФСР (по статистике ГИБДД)

          Год Кол-во ДТП Погибло Ранено
          1980 ? ≈27 500 ≈138 100
          1985 139 035 22 676 148 645
          1986 138 637 20 651 150 356
          1987 142 695 21 243 155 684
          1988 161 320 25 938 176 583
          1989 189 986 32 739 207 628
          1990 197 362 35 366 214 820
          1991 197 659 37 510 214 409
          1992 184 975 36 471 200 026
          1993 178 651 37 120 192 802
          1994 174 908 35 599 189 877
          1995 167 280 32 791 183 926
          1996 160 523 29 468 178 378
          1997 156 515 27 665 177 924
          1998 160 300 29 021 183 846
          1999 159 823 29 718 182 123
          2000 157 495 29 594 179 401
          2001 164 401 30 916 187 790
          2002 184 360 33 243 215 678
          2003 204 267 35 602 243 919
          2004 208 558 34 506 251 386
          2005 223 342 33 957 274 864
          2006 229 140 32 724 285 362
          2007 233 809 33 308 292 206
          2008 218 322 29 936 270 883
          2009 203 603 26 084 257 034
          2010 199 431 26 567 250 635
          2011 199 868 27 953 251 849
          Всего 4 936 265 855 866 5 856 134

          Примечания к таблице:

          1. В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
          2. До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали [11][12] . С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток [13] . Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года [источник не указан 65 дней] .

          Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:

          • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
            • 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
            • 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
            • 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.

            Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.

            ДТП в Европе

            В большинстве стран Европы погибшими также считаются лица, скончавшиеся в течение 30 суток после ДТП. Однако в Молдавии погибшими считаются скончавшиеся в течение 1 года после ДТП, в Словакии — в течение 1 суток, в Португалии и Албании — на месте ДТП.

            Государство Погибло (2007 год)
            Австрия 691
            Белоруссия 1517
            Бельгия 1067
            Болгария 1006
            Босния и Герцеговина 428
            Великобритания 3298
            Венгрия 1232
            Германия 4949
            Греция 1657
            Ирландия 365
            Исландия 30
            Испания 4104
            Италия 5669
            Кипр 89
            Латвия 407
            Литва 759
            Люксембург 43
            Македония 140
            Мальта 14
            Молдавия 589
            Нидерланды 781
            Норвегия 233
            Польша 5583
            Португалия 854
            Румыния 2712
            Сербия 962
            Словакия 627
            Словения 293
            Украина 9921
            Финляндия 380
            Франция 4620
            Хорватия 619
            Черногория 122
            Чехия 1222
            Швейцария 370
            Швеция 471
            Эстония 196

            ДТП в Азии

            Ответственность

            Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия [15] .



            Оказание помощи пострадавшим

            Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструкторы медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.

            Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

            Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

            ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

            Описание презентации по отдельным слайдам:

            ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

            ОСНОВЫ
            БЕЗОПАСНОСТИ
            ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
            Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
            ТЕМА: №21 Автомобильные аварии и катастрофы.
            Руководитель занятия: Луценко Артем Анатольевич

             Автомобильный транспорт — это основное средство для перевозки пассажиров и г.

            Автомобильный транспорт — это основное средство для перевозки пассажиров и грузов на сравнительно небольшие расстояния (до 200 км). На его долю приходится значительный объём (более 50%) пассажирских и грузовых перевозок.
            В то же время этот транспорт занимает ведущее место по количеству человеческих жертв в дорожно-транспортных происшествиях. В результате автомобильных аварий и катастроф в мире ежегодно погибает более 1 млн человек. Число случаев автодорожного травматизма в сотни раз превышает аналогичные показатели на водном, железнодорожном и авиационном транспорте.
            1

            К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, моторо.

            К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

            Автомобильная авария — это неблагоприятное происшествие на пассажирских или г.

            Автомобильная авария — это неблагоприятное происшествие на пассажирских или грузовых автомобилях, вызванное неполадками, отказами, повреждениями и разрушениями их элементов и создающее угрозу водителям, пассажирам, населению и окружающей среде.
            Автомобильная авария и катастрофа
            5
            Автомобильную катастрофу от автомобильной аварии отличает тяжесть последствий. К таким последствиям относят большие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, разрушение транспортных средств и других объектов.

            ДТП подразделяются на следующие видыстолкновение; опрокидывание; наезд на сто.

            ДТП подразделяются на следующие виды
            столкновение;
            опрокидывание;
            наезд на стоящее транспортное средство;
            наезд на препятствие;
            наезд на пешехода;
            наезд на велосипедиста;
            наезд на гужевой транспорт;
            наезд на животное.

            12 марта 2008 г. в Арабских Эмиратах произошла крупнейшая в истории страны ав.

            12 марта 2008 г. в Арабских Эмиратах произошла крупнейшая в истории страны автомобильная катастрофа. На скоростной автомагистрали Абу Даби–Дубаи столкнулись свыше 200 машин. В результате катастрофы не менее 8 человек погибли, более 300 получили ранения.

            Основными причинами автомобильных аварий и катастроф являются:Нарушение прав.

            Основными причинами автомобильных аварий и катастроф являются:
            Нарушение правил дорожного движения участниками дорожного движения (прежде всего водителями)
            Неисправности транспортных средств
            Плохое состояние дорог
            4
            Неблагоприятные дорожные условия (туман, гололёд, дождь, снегопад).

            История автомобиля и его первые аварии и жертвы.Первым в мире дорожно-транспо.

            Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, н.

            Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.
            Как действовать после аварии.

            Первоочередные действия на месте ДТП.- Окажите пострадавшим первую помощь. -.

            Первоочередные действия на месте ДТП.
            - Окажите пострадавшим первую помощь.
            - Выключите зажигание в поврежденном автомобиле, по возможности, отсоедините аккумуляторную батарею.
            - Проверьте, не вытекает ли топливо. При наличии дыма, запаха гари найдите источник горения и потушите его. Для тушения возгорания в первую очередь используйте автомобильный огнетушитель. В случае невозможности потушить возгорание, либо при угрозе взрыва, немедленно эвакуировать пострадавшего на безопасное расстояние.
            - При необходимости организуйте немедленную доставку пострадавших в лечебное учреждение.
            - Дождитесь прибытия спасателей, бригады скорой медицинской помощи, сотрудников ДПС (дорожно-патрульная служба). Прибывшим сотрудникам служб детально опишите все, что вы увидели на месте происшествия.

            При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточн.

            При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее.

            1. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

            2. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут.

            4. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами.

            5. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.
            Как действовать при попадании машины в воду.

            Общественный транспорт.Пожар в общественном транспорте - При пожаре городской.

            Общественный транспорт.
            Пожар в общественном транспорте - При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.
            В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.
            При замыкании проводов на корпус троллейбуса или трамвая НАДО покидать салон короткими прыжками, чтоб не было поражением электрическим током.

            · Середина салона -- самое безопасное место. · Лучше сидеть спиной вперед.

            · Середина салона -- самое безопасное место.
            · Лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения.
            · Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами.
            · Сидеть по правому борту - безопаснее, чем по левому, подальше от встречного потока транспорта.
            · Если стоите, размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади.
            · Заранее выберите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на Вас. Кладя груз на полку над головой, учитывайте, что он может упасть на голову именно Вам.
            · Держаться за поручни обязательно -- даже если не качает. Когда качнет, будете хватать руками воздух.
            · Качания поперек движения - чаще. Но резкое торможение опаснее резкого поворота.
            · Если Вы упали в воду как пассажир общественного транспорта, то главная опасность для Вас - не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку.
            Если нет рядом открытой форточки, выберите позицию для выбивания окна ногой и хладнокровно ждите. Дышите чаще и глубже, чтобы насытить организм кислородом.
            Столкновение общественного транспорта.

            Транспортные аварии

            В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

            1. Аварии на железнодорожном транспорте

            Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

            Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

            Основные профилактические правила

            Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

            Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

            - при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
            - тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
            - не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
            - запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация;
            - курите только в установленных местах;
            - не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
            - не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
            - при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

            Как действовать при железнодорожной аварии

            При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

            Как действовать после железнодорожной аварии

            Сразу после аварии стро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

            Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

            Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

            Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

            2. Аварии на автомобильном транспорте

            Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

            Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
            Как действовать при неизбежности столкновения

            Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

            Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.
            Как действовать после аварии

            Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

            Как действовать при падении автомобиля в воду

            При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

            Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

            Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

            Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

            В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

            При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

            3. Аварии на воздушном транспорте

            Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

            Как действовать при декомпрессии

            Декомпрессия – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

            Как действовать при пожаре на самолете

            Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

            После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

            В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

            Как действовать при "жесткой" посадке и после нее

            Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

            Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

            4. Аварии на водном транспорте

            Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов.


            Как действовать при отсутствии спасательных средств

            Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

            Как действовать при нахождении на спасательном плавательном средстве

            Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

            Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

            Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

            Читайте также: