Смена государственных руководителей в сша и ссср начало оттепели в отношениях сверхдержав кратко

Обновлено: 07.07.2024

Н.С. Хрущёв пришёл к власти в сложный для Советского Союза во внешнеполитическом отношении период. Холодная война набирала обороты. Уязвимость нашей страны не намного уменьшилась и после испытания летом 1953 г. первой в мире водородной бомбы. Хрущёв, в отличие от министра иностранных дел Молотова, придерживался мнения о том, что необходимо достигнуть договорённости с Западом для предотвращения новой, уже ядерной войны.

Одним из основных вопросов, порождавших противоречия между идеологическими противниками, по-прежнему оставался германский вопрос. Мирный договор с ФРГ не был подписан, и она отказывалась признавать послевоенные границы Польши, Чехословакии и ГДР. После вхождения ФРГ в конце 1954 г. в военную организацию НATO было проведено два совещания представителей европейских социалистических стран, второе из которых в мае 1955 г. в Варшаве завершилось созданием их оборонительного блока - Организации Варшавского договора (ОВД). Создание этой организации окончательно оформило отношения между странами советской сферы влияния и надолго легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. В ОВД вошли Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, Польша, СССР, Чехословакия и Албания. Последняя с 1962 г. не участвовала в работе Организации, а в 1968 г. вышла из неё.

Одновременно с Варшавским договором было достигнуто соглашение между США, Великобританией, Францией, СССР и Австрией о выводе советских войск с её территории. Австрия становилась отныне нейтральным государством. В том же 1955 г. в Женеве состоялось совещание лидеров СССР, США и Великобритании, в ходе которого ни о чём не договорились, но в политический лексикон с этого момента вошло выражение "дух Женевы", означавшее готовность к ведению диалога ранее непримиримых врагов. Осенью 1955 г. СССР установил дипломатические отношения с ФРГ. Результатом всех этих шагов стал революционный вывод, обнародованный на XХ съезде КПСС, о возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США, чему немало способствовало смещение в 1957 г. Молотова с поста министра иностранных дел и замена его А.А. Громыко. Успехи Советского Союза в создании новой военной техники также подталкивали США к переговорам с ним. Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой.

Не была достигнута договорённость по германскому вопросу и с новым президентом США Дж. Кеннеди на встрече в Вене в июне 1961 г. В то же время советская сторона обвиняла Западный Берлин в ведении подрывной деятельности, основываясь на том, что на его территорию осуществлялась массовая эмиграция восточных немцев. 19 августа 1961 г. в Берлине за одну ночь была воздвигнута знаменитая "стена" в нарушение пункта Потсдамского договора о свободном передвижении по городу. Отныне попытка перехода границы была сопряжена со смертельной опасностью.

За Берлинским кризисом в 1962 г. последовал Карибский (Кубинский). Соединённым Штатам стало известно о намерениях разместить на Кубе советские ядерные ракеты средней дальности. 22 октября 1962 г. Кеннеди объявил морскую блокаду Кубы и потребовал демонтажа уже размещённых там ракет, а также возвращения советских судов, доставлявших на остров их новую партию. Ситуация была очень серьёзной, так как американское министерство обороны подталкивало президента к началу боевых действий. Но в результате переговоров была достигнута договорённость о неразмещении советских ракет на Кубе и об отказе США от её захвата.

В результате Карибского кризиса как никогда стала очевидной опасность ядерной войны. 15 августа 1963 г. СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (на земле, в воздухе и под водой). Это было первое соглашение по контролю над вооружениями.

Для отношений со странами социалистического лагеря тоже были характерны новые веяния. Они проявились, прежде всего, в восстановлении отношений с Югославией в 1955 г. Кроме того особо тесными в 1953-1956 гг. были отношения с КНР. В 1953 г. было заключено новое экономическое соглашение на выгодных для Китая условиях. При этом Китай претендовал на особую роль в мировом коммунистическом движении, ссылаясь на своё влияние в странах Азии, ведущих национально-освободительную борьбу. СССР и Китай тесно сотрудничали при разрешении двух крупных международных проблем: войны в Корее и войны в Индокитае (она шла на полуострове с 1945 г.). Но разоблачение "культа личности" Сталина на XX съезде породило полное неприятие нового курса советского руководства со стороны Мао Цзэдуна. Негативно восприняла решения XX съезда также Албания. С этого момента Китай начинает осуществлять свою собственную политику, о которой заявил на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в октябре 1957 г. По нарастающей стала развиваться враждебность в советско-китайских отношениях.

Если Китай и Албания не приняли саморазоблачений советского руководства и отошли от многостороннего сотрудничества социалистических стран, то в таких государствах как Польша и Венгрия XX съезд КПСС породил надежды на либерализацию режимов и отказ от диктата Москвы. В Польше летом 1956 г. происходили многочисленные митинги и демонстрации трудящихся. В Венгрии же начавшиеся в октябре студенческие демонстрации переросли в общенациональное восстание, вызванное не в последнюю очередь советским военным присутствием. Ставший венгерским премьер-министром Имре Надь объявил о выходе Венгрии из ОВД и обратился за помощью к мировому сообществу. После жертв, понесённых обеими сторонами, восстание было подавлено, а Надь после суда над ним расстрелян. Венгерским руководителем почти на 30 лет стал преданный Москве коммунист Я. Кадар. Великобритания, Франция и США не вмешивались в венгерские события, которые хронологически совпали с очередным ближневосточным кризисом и войной.




Новой идеей советской внешней политики в рассматриваемый период была переоценка представлений о нейтралитете так называемого "третьего мира". Таким термином пользовались для обозначения стран, в большинстве бывших колоний, обретших свою независимость после второй мировой войны. Этот процесс начался в 1947 г. с провозглашения независимости Индии, бывшей британской колонии, и продолжался до начала 60-х гг. 1961 г. вошёл в историю как "год Африки", когда независимыми стали большинство стран континента. При жизни Сталина оценка освободившихся стран зависела от того, чьей помощью они пользуются: СССР или США. Хрущёв считал, что необходимо признать право этих государств на самостоятельную политику, особенно если они не присоединяются к военно-политическим блокам (в 1954-1955 гг. в Азии появилось два таких блока: Организация договора Юго-Восточной Азии и Организация Центрального договора). В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция, положившая начало движению неприсоединения. СССР не был приглашён на конференцию, но через китайских представителей были установлены контакты с рядом стран (Египет и др.), которым впоследствии СССР оказывал существенную помощь, надеясь на эволюционирование в них национально-освободительных движений в сторону социализма.

Аналогичная ситуация сложилась в связи с кубинскими событиями. На Кубе в январе 1959 г. был свергнут проамериканский режим диктатора Батисты, но Фидель Кастро и его соратники, пришедшие к власти, не рассматривались советским руководством как последователи марксистско-ленинских идей. Кроме того Куба по своему географическому положению признавалась первоначально непосильным бременем для СССР. Только в апреле 1962 г. Советский Союз согласился взять на себя ответственность за "первое социалистическое государство в Западном полушарии". О сложностях, последовавших за этим решением, уже говорилось, а последующие попытки оказывать давление на Ф. Кастро привели к концу 60-х гг. к охлаждению советско-кубинских отношений.

Таким образом, для внешней политики Н.С. Хрущёва так же, как и для внутренней, было характерно стремление к улучшению положения Советского Союза, к нормализации отношений со странами, относящимися к различным общественным системам. Но во многом в силу субъективных причин некоторые из этих намерений не были реализованы или привели не к тем результатам, которые ожидались.

Создана ОДКБ -Организация договора о коллективной безопасности. Только туда ещё и Китай входит.
Между Россией и тремя странами - Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном (это двусторонние договоры) - заключены договоры о взаимном военном вмешательстве в случае нападения на одну из стран третьей стороной. То есть, если кто-либо нападает на Россию, то сразу должны вмешаться и Беларусь, и Казахстан, и Узбекистан. Между же последними тремя странами таких договоров нет.

Есть видимость укрепления, благодаря СМИ (первый канал, россия24, твц и пр).

1960-е — это наша Викторианская эпоха, наш Ренессанс. Разоблачен Сталин, напечатан Солженицын, выпущены транзисторные приемники. Шестидесятые возрождали забытую комсомольскую романтику, и верилось: ленинские заветы были истиной, это злой усатый грузин все испортил. В 1920-е, Америка была не врагом, а коллегой, далеким, но собратом. И точно так же американскую эстетику возвращают себе 1960-е годы.


Но это было уже так по-дружески, почти беззлобно. Совсем не холодная война. Мы ведь и сами с усами!

Говорят, что у них там, в Америке, дешевые нейлоновые рубашки, телевизоры почти у всех, и с мясом без перебоев. Но кто ее видел, эту Америку? А первый советский спутник, запущенный в 1957 году, видели все.

«Однажды мы узнали, что американское посольство прислало в библиотеку нашего института десяток номеров журнала Америка.

Этот журнал на русском языке согласно советско-американской договоренности должен был свободно распространяться в СССР, как и аналогичный советский журнал в США. На практике же все экземпляры Америки попадали всегда только в руки партийной элиты.

Инициатива издания журнала исходила от правительства США, и советское руководство действительно принимало журнал как будто с неохотой.


«ЦК КПСС обращает внимание на то, что распространение журнала „Америка“ отнюдь не означает, что его содержание одобряется. Это — лишь дипломатический акт, показывающий наше стремление к установлению контактов с западными государствами. Поэтому распространение журнала должно всячески ограничиваться.

Журнал не должен попадать в руки незрелых в политическом отношении людей, не способных разобраться в тенденциозности его содержания… Надо так провести подписку на этот журнал, чтобы в числе его подписчиков были грамотные, идеологически устойчивые люди…


Советская молодежь действительно не забыла.

Трудно уже было выкинуть из головы этот урок свободы, которые преподала Америка. Так, в начале 1960-х появились первые советские стиляги. Молодежь осваивала Америку, не пересекая границы.

На этой выставке были продемонстрированы все аспекты современных американских достижений: автомобили, искусство, бытовая техника и архитектура.


«На выставке было множество экспонатов — от брюк с клетчатыми отворотами до „Ай-Би-Эм Рамак-305“. Коронным номером был красный шевроле „Корвет“ — он вращался на круге перед постоянной толпой зевак, там я даже видел однажды улыбающегося Никсона, он приезжал в Москву на несколько дней. „Рамак-305“ отвечал на множество вопросов, посетители уносили перфорированную ленту на память.


Именно эти предметы повседневного быта больше всего поражали посетителей выставки. Телевизоры, пылесосы, кухонное оборудование и утюги… То, что было в каждом американском доме. А у нас до сих пор считалось диковинкой. Ведь в то время телевизоры были не в каждом советском доме, люди ходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть передачу. Те же, что были, — были огромными ящиками с маленьким черно-белым экраном. Один из очевидцев той выставки вспоминал, что именно там он впервые увидел одноразовую посуду и туалетную бумагу.

Желая продемонстрировать щедрость, Никсон протянул рабочему банкноту. Переводчик торопливо объяснял, что вице-президент просит принять деньги и приобрести на них билет для посещения выставки.

— При чем тут деньги, если билет не достать? — нетерпеливо отмахнулся Смахтин.

Визит Хрущева сопровождался разнообразными курьезами. Новенький самолет Ту-114, на котором прилетел Хрущев, был настолько огромным, даже раздвижной трап под него оказался маловат.



Хрущев действительно подарил Эйзенхауэру копию вымпела с лунного зонда. А историю с огромным Т-114 стала замечательной метафорой советской гигантомании, показного и бестолкового превосходства.

Библиография:

Интересы СССР, США, Великобритании в Европе и мире после войны.

Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

Первые международные кризисы:

Берлинский 1949 г.

Корейская война 1950-1953 гг. Итоги, историческое значение.

Образование международных организаций.

Организации Североатлантического Договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

4) США, претензии на мировое господство.

США. Политика сдерживания и ее разновидности.

Ведущие капиталистические страны мира после Второй мировой войны.

Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США и Западной Европы.

а) Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира.

Внутренний и внешнеполитический курс администраций президентов США во второй половине XX – нач.XXI в.

Создание Конституции 1946 г., установление режима Четвертой республики.

Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.

Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.

Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.

Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.Хрущева в США (1959г.). Берлинский кризис (1960 г). Карибский кризис (1962 г). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений вначале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.

Научно – техническая революция и культура.

НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.

СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала воз­враще­ния четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.

Ухудшил советско-американские отноше­ния факт уничтоже­ния советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс ката­пультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий су­дебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (По­зднее Ф. Пауэрса обменяли на совет­ского разведчика Р. Абеля).




Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализи­ровало кон­тролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заклю­чил договор о поставках советского оружия. Советское прави­тельство выступило с угрозой применить силу и по­требовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и ино­странные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты по­строили Асуанскую плотину на реке Нил.

Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.

Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.

Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;

-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

-выдача паспортов колхозникам;

-начало выплат колхозникам государственных пенсий.

Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

-восстановление дружественных отношений с Югославией.

Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;

-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выбро­шены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;

-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;

принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;

Во внешней политике: -Карибский кризис;

-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.

Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизи­рует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполнен­ное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрица­тельные эпизоды хрущёвского руководства.

СССР и Япония. В 1956 г. на советско-японских переговорах Япония потребовала воз­враще­ния четырёх островов Курильской гряды, переданных СССР по решению Потсдамской конференции. Эти претензии до сего времени омрачают отношения между двумя государствами.

Ухудшил советско-американские отноше­ния факт уничтоже­ния советскими ПВО 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона над Уралом. Лётчик Ф. Пауэрс ката­пультировался и был арестован. Хрущёв устроил над Пауэрсом громкий су­дебный процесс в Колонном зале Дома Союзов. Этот скандал сорвал визит Д. Эйзенхауэра в СССР. (По­зднее Ф. Пауэрса обменяли на совет­ского разведчика Р. Абеля).

Египет после революции в 1953 г. был провозглашён республикой, в 1956 г. из страны были выведены английские войска. Правительство Г. А. Нáсера национализи­ровало кон­тролируемый Англией и Францией Суэцкий канал. В ответ в 1956 г. Англия, Франция и Израиль начали агрессию против Египта. Г.А. Нáсер заклю­чил договор о поставках советского оружия. Советское прави­тельство выступило с угрозой применить силу и по­требовало прекратить агрессию. Ультиматум возымел действие, и ино­странные войска покинули Египет. Авторитет СССР в арабском мире резко возрос. В 1964 г. в Египте советские специалисты по­строили Асуанскую плотину на реке Нил.

Таким образом, внешняя политика СССР (как и США) была сильно идеологизирована, что держало мир на грани катастрофы.

Итоги руководства Н. С. Хрущёва трудно оценить однозначно.

Положительные стороны деятельности Н. С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -осуждение культа личности И. В. Сталина;

-начало реабилитации жертв сталинских репрессий;

-выдача паспортов колхозникам;

-начало выплат колхозникам государственных пенсий.

Во внешней политике: -выдвижение концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем;

-восстановление дружественных отношений с Югославией.

Отрицательные стороны деятельности Н.С. Хрущёва:

Во внутренней политике: -неудачная административная реформа, приведшая к неразберихе и росту бюрократического аппарата;

-масштабные сокращения Вооружённых Сил, когда были выбро­шены на произвол судьбы сотни тысяч офицеров;

-уничтожение приусадебных хозяйств колхозников;

принятие утопичной программы построения коммунизма к 1980 г.;

Во внешней политике: -Карибский кризис;

-подавление народных волнений в ГДР, Польше, Венгрии.

Противоречивость 10-летнего правления Н.С. Хрущёва символизи­рует памятник на его могиле на Новодевичьем кладбище. Надгробие, выполнен­ное скульптором Э. Неизвестным, состоит из белых и чёрных плит мрамора, символизирующих как положительные, так и отрица­тельные эпизоды хрущёвского руководства.

Читайте также: