Образ мастера и маргариты кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер. На главного героя внезапно свалился выигрыш крупной суммы. И Мастер решает, что теперь он может заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь. Он начинает творить и пишет роман о Понтии Пилате. Но данное произведение не нашло своё место и роман был разгромлен критиками и другими писателями. Не справившись морально с таким провалом и натиском, Мастер сжигает рукописи и попадает в психиатрическую клинику. На примере данного сюжета М. А. Булгаков показывает нам вражду двух сторон того времени. Первая сторона – это состоятельные и богатые писатели, имеющие большие связи и занявшие свою нишу на литературном поприще, а с другой стороны – свободный и неизвестный писатель. Чье мнение абсолютно не совпадает с остальными и который искренне пытается донести до народа что-то доброе и светлое.

Но, несмотря на все эти положительные качества, Мастер – это человек, который неспособен противостоять ударам судьбы. Столкнувшись с трудностями, он выбирает самый лёгкий путь – сдаётся и опускается на самое дно. Такой герой вызывает у читателя только жалость. Именно поэтому, по мнению автора, он не заслуживает света, только покой.

С психиатрической клиники ему помогает выбраться его возлюбленная – Маргарита, которая ради него продала душу дьяволу. Помог ей в этом Воланд. Также он вернул Мастеру сожженные рукописи и даровал вечный покой со своей любимой. Несмотря на то, что в Москве их тела умирают, они продолжают жить в другом мире. В том, где нет лживых и лицемерных людей. Там Мастер начинает снова писать. За свои муки и страдания в своей жизни, он был награжден только покоём, так как света, по мнению автора, он не заслуживает.

Основываясь на образе Мастера, М.А.Булгаков доносит до читателя мысли о сложности положения простого свободного и наивного писателя в обществе в то непростое время. Также читателям, кто знаком с биографией Булгакова нетрудно заметить, что между ним самим и Мастером есть общие черты. Например, автор тоже был по образованию историком, и тоже сжёг свой первый роман. М.А.Булгаков сам неоднократно подвергался критике со стороны других писателей, выходит, что общего у него с главным героем произведения предостаточно.

Вариант 2

Произведение поражает читателя своим удивительным миром, где Мастер, вдохновленный событиями давно минувших лет, пишет роман о Понтии Пилате.

У Мастера нет имени. От него писатель отрекается дважды. Первый раз он принимает данное ему Маргаритой прозвище, второй раз – оказавшись в клинике для душевнобольных, где становится номером 118.

Персонаж воплощает в себе авторское видение профессии писателя и его предназначения в этом мире. Для Булгакова и для Мастера их профессия – не способ прославиться или получить какие-то награды, это смысл жизни.

Мастер не причисляет себя к писателям МАССОЛИТа, а ставит себя выше их, ведь они даже не верили в то, о чем писали. При этом слова Бездомного о том, что он сам считает свои стихи ужасными, Мастер принимает на веру. Он просит Ивана больше никогда не писать стихов.

Главному герою часто улыбается удача. В начала своего рассказа Мастер говорит о крупном выигрыше, который он потратил на создание библиотеки. В это время писатель приступает к работе над романом о Понтии Пилате. Вскоре Мастер встречает свою настоящую любовь – Маргариту.

Перед лицом трудностей и неудач главный герой оказывается слаб. Он не в силах противостоять нападкам Латунского, отстоять свою позицию, защитить возлюбленную. Сломленный жестокой и безбожной политической системой, Мастер сжигает роман и отрекается от собственных убеждений.

Писатель предал свою идею и самого себя. Именно по этой причине Иешуа не призвал его к себе в свет, даровав ему лишь спокойную жизнь.

По мнению некоторых критиков и читателей, последние строки романа полны пессимизма. Однако стоит обратиться к словам известного русского критика Е. Сидорова, который утверждает обратное. По его мнению, произведение Булгакова заканчивается в положительном ключе: у Мастера на земле остался его ученик, Иван Бездомный, который после разговора с Мастером отказался от прежних убеждений и понял свою неправоту. На земле также остался роман писателя, который, безусловно, сыграет еще свою роль в жизни будущих поколений.

Сочинение про Мастера

Он совершенно непохож на остальных писателей Москвы. Члены МАССОЛИТа пишут только под заказ, потому что для них важнее материальное благо. Один из таких писателей - Иван Бездомный. Пока все пишут заказные произведения, Мастер начинает работу над романом о Понтии Пилате, несмотря на то, что многие отрицают существование Бога. Главный герой хочет быть признанным, ведь деньги для него не главное. Имя мужчины не упоминается, всего называют его Мастером.

Герой живет бедно в небольшом подвальном помещении, где он посвящает время делу всей жизни. Его возлюбленная Маргарита поддерживает его. Судьба Мастера сложна и трагична, ведь он хочет найти призвание, когда вокруг лицемерны. Его произведение отказываются выводить в печать, хотя рукопись был прочитана несколько раз. Никому не нужен был человек, который критикует работу всего МАССОЛИТа. Тема романа была запрещена и могла повлечь за собой изменения в обществе. Стали появляться статьи, критикующие работу Мастера. Эти события поселили в его душе отчаяние, потому что герой хотел создать произведение, которым восторгался бы каждый. Ему стало казаться, что роман - источник его бед. Герой принимает серьезное решение и сжигает рукопись. Через некоторое время он оказывается в психиатрической больнице. Воланд возвращает роман, но забирает Маргариту, потому что им нет места среди алчных и трусливых людей.

В образе Мастера отражается жизнь Булгакова. Они похожи тем, что оба пишут роман в тяжелые для писателей времена, когда многие произведения не давали печатать, если они отличались от того, о чем нужно было писать. Те, кто не боялся излагать свои мысли на бумаге, зачастую отправлялись в психиатрические лечебницы. У них не получалось заработать денег и известность, так и умирали в нищете.

Булгаков через образ Мастера проводит главную мысль романа, что настоящее искусство невозможно уничтожить. Если оно не нашло признания в данный момент, то оно обязательно найдет своих ценителей спустя время.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Мастера в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать - в каком направлении надо двигаться.

Краткое содержание романа “Мастер и Маргарита” пригодится абсолютно всем, кто не хочет тратить большое количество своего времени на прочтение целой книги, либо тем, кто когда-то читал произведение, но подзабыл. Этот роман написал Михаил Афанасьевич Булгаков в период 1928 по 1940 года. Произведение считается одним из лучших в этом жанре и активно изучается в школах, его проходят с 9 по 11 класс. Ниже представлен короткий вариант произведения по главам .

История создания

Булгаков в момент написания руководствовался книгой “Фауст” Гете. Источники сообщают, что в ранних версиях романа Мастером был именно сам Фауст. Интересно, что при жизни Михаила Афанасьевича рукопись не была дописана до конца, и так и не была издана.

Важно! Изначально Булгаков хотел назвать роман “Князь тьмы” или “Гастроли Воланда”. Но перед смертью писатель все-таки дал книге правильное и точное название - “Мастер и Маргарита”.

Характеристика персонажей

  • Воланд - сатана , превращающийся в обычного человека, фокусника.
  • Мастер - писатель . Написал произведение о прокураторе.
  • Маргарита - возлюбленная Мастера , любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.
  • Бегемот - черный говорящий кот.
  • Иешуа - философ , чистый и праведный человек. Распят на кресте.
  • Понтий Пилат - прокуратор , пытающийся спасти Иешуа.
  • Коровьев - человек в пиджаке в клетку.
  • Азазелло - рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.
  • Каифа - ученик Иешуа , любивший своего учителя больше всего на свете.
  • Иван Бездомный - поэт , член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.
  • Берлиоз - член МАССОЛИТа.
  • Гелла - нагая вампирша.

Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год

Мастер и Маргарита - краткое содержание. Часть 1

Книга имеет две сюжетные линии, кардинально отличающиеся друг от друга. Первая линия показывает сюжет в Москве, а во второй - нам рассказывают о Ершалаиме, затрагивая тематику веры и Бога.

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Автор переносит нас к беседе двух литераторов - Ивану Бездомному и Михаилу Берлиозу. Они разговаривают об Иисусе Христе, и вдруг к ним в спор вклинивается иностранец Воланд. Он предрекает скорую смерть главе МАССОЛИТа Берлиозу: вы лишитесь головы, а сделает это “русская женщина, комсомолка”.

Глава 2. Понтий Пилат

К Понтию Пилату заводят бедного заключенного. Он имел имя Иешуа Га-Ноцри, он обвинялся в помыслах о разрушении храма. У прокуратора болела голова, и Иешуа, как рукой, избавил того от болезни, чем начал симпатизировать Понтию Пилату. Прокуратор просит подчиненного Марка Крысобоя вывести парня и объяснить ему, как нужно общаться с прокуратором. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но молодой парень подтверждает все подозрения. Понтий Пилат предпринимает методы по спасению целителя, обращаясь за этим к Каифу, чтобы из 3 осужденных освободили именно Иешуа, но тот оставляет в живых вора и убийцу - Вар-раввана.

Глава 3. Седьмое доказательство

Михаил Берлиоз начинает думать, что иностранец - сумасшедший, ведь он хочет поселиться в имении Михаила. Глава МАССОЛИТа оставляет Бездомного и незнакомца, решив сходить к автомату и позвонить в консульство. Ему вслед кричит иностранец и рекомендует уверовать в дьявола. Михаил идет сквозь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле от Аннушки, и он лишается головы.

Седьмое доказательство, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 4. Погоня

Иван Бездомный услышал о трагедии и увидел здесь нечистое. Он догоняет иностранца, который уже успел отойти, но парень якобы не понимает русский. К ним подходит мужчина в клетчатом пиджаке и защищает иностранца. Поэт заметил вдруг что-то странное рядом с ними. Это был огромный черный кот, названный Берлиозом, который шел позади. Бездомный зачем-то забежал в чужую квартиру, украл оттуда свечку и образок и продолжил охоту. Он почему-то хочет искупаться в Москве-реке. У поэта украли все вещи. Поэт отправляется в ресторан МОССАЛИТа.

Глава 5. Дело было в Грибоедове

Забежав в ресторан, Иван продолжает поиски злобного Воланда, попутно говоря о произошедшем представителям ассоциации. Говорит он смутно, невнятно, пытается драться. Его привозят в психиатрическую больницу.

Глава 6. Шизофрения, как и было сказано

Поэт рассказывает все доктору, тот его полностью выслушивает, но тоже принимает слова за бред. Он пытается сбежать, но безрезультатно. Его определяют с шизофренией.

Глава 7. Нехорошая квартирка

Лиходеев, который проживал вместе с Берлиозом, видит незнакомого мужчину в черном в своем доме. Обернувшись, Степа видит, что парень не один, с ним большой кот, пьющий водку, и мужчина в пиджаке. Вдруг из зеркала вылазит Азазелло и рекомендует вышвырнуть директора из квартиры. Через мгновение Степа Лиходеев очутится непонятный образом в Ялте.

Глава 8. Поединок между профессором и поэтом

Глава 9. Коровьевские штуки

Никанор Босой, являвшийся председателем, заходит в квартиру №50 и застает Коровьева - переводчика Воланда. Он предлагает Никанору сдать квартиру черному магу, сразу же давая задаток и взятку. Босой прячет деньги у себя дома, а на следующий день его арестовывают за хранение валюты, ведь рубли странным образом превратились в валюту.

Коровьев, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 10. Вести из Ялты

В Варьете Римскому присылают телеграмму, дабы подтвердить личность Лиходеева, находящегося в Ялте. Директор думает, что это шутка, и появляется версия, что Степан напился и с издевкой шутит над ним. Директор посылает администратора Варенуху в милицию, разобраться с телеграммами. По пути его избивают двое персонажей, один - похож на кота, а второй - клыкастого человека. Они относят Варенуху в квартиру №50, где парня целует нагая Гелла, и администратор падает в беспамятстве.

Глава 11. Раздвоение Ивана

Поэту Ивану Бездомному вкололи успокаивающее, и ему сложно составить текст для милиции. Он начинает слышать внутренние голоса, один из которых продолжает тревожить мужчину по поводу Берлиоза, а другой - упрекает в том, что Иван не разузнал у незнакомца больше о Понтией Пилате.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Действие переносится в Варьете, где Римский рвет и мечет, потому как Варенуха не возвращается, хотя уже поздний час. Вдруг к директору наведываются Воланд с котом и Коровьевым. Бенгальский дает Воланду пространство на публике, и тот принимается показывать фокусы с Коровьевым, который теперь называется Фаготом. Вдруг с потолка падает куча рублевых бумажек, а Бенгальский все кричит, что это ненастоящие деньги. Воланд слушается зрителей, которые кричат, что Бенгальскому следует отрубить голову, и разрезает ему шею. Публика жалеет конферансье, и Фагот приделывает тому голову обратно. Пострадавшего увозят на скорой, а сеанс заканчивается тем, что на сцене появляется дамская комната, где можно выбрать любой наряд абсолютно бесплатно. Женщины переодеваются, но вдруг вся одежда исчезает и зрители массово выбегают на улицу полностью нагие.

Глава 13. Явление героя

Сюжет разворачивается в лечебнице, где к Ивану заходит незнакомый человек, имевший в руках связку ключей. Они разговорились и осознали, что обоих заслал в психушку сатана. Новый знакомый поэта оказался Мастером. Дабы это подтвердить, он показал Бездомному шляпу с вышитой на ней буквой “М”. Ему эту шляпу сшила Маргарита. Мужчины разговорились. Мастер рассказал, как он встретил Маргариту, говорившую, что в его романах вся ее душа. Мастер сжег почти весь роман, а любимой удалось сохранить несколько страниц произведения. Мастер познакомился с Магарычем, который не нравился Маргарите. В лечебницу доставляют человека, утверждающего что у него отрублена голова.

Мастер, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 14. Слава Петуху!

Римский из Варьете норовит по телефону сообщить о случившемся, но голос подозрительной дамы в трубке запрещает ему это сделать. Неожиданно возвращается Варенуха, заявляя что Степа Лиходеев и вправду был пьян, а сейчас и вовсе находится в вытрезвителе. Но финдиректор замечает, что от администратора не отходит тень, да и одет он странно, имеет теплый шарф, хоть на дворе лето. Внезапно появляется рыжая девушка, а вампир запирается изнутри, но тронуть директора те не успевают. Раздается петушиный крик, и ощущается, что день для директора закончился. Римский поспешно собирает вещи и убегает в Ленинград.

Глава 15. Сон Никанора Ивановича

Правоохранительные власти пытают Босого, но тот только и заявляет о дьявольской силе. Никанора Ивановича привезли в больницу.

Глава 16. Казнь

Иешуа вместе с другими заключенными везут на Лысую гору, чтобы убить. Всех казнили, действующие лица казни покинули холм. Остался лишь ученик Га-Ноцри - Левий Матвей, который хотел убить Иешуа первым, дабы облегчить ему смерть, но не успел. Ученик снял всех убитых и похитил труп учителя.

Глава 17. Беспокойный день

Все афиши о Воланде в Варьете пропали. В контору зашла милиция, дабы выяснить причины пропажи директора. Бухгалтер Ласточкин поехал к Прохору Петровичу сдать выручку за спектакль, но в рюкзаке обнаруживает валюту. Следует арест.

Глава 18. Неудачливые визитеры

В наследство дяде Берлиозу досталась квартира и он прилетел на нее посмотреть. Азазелло выгнал дядю, а кот забрал у него паспорт. В помещение вошел буфетчик Соков из Варьете и пожаловался Воланду на то, что деньги оказались ненастоящими. Воланд предрекает смерть буфетчика через 9 месяце от цирроза печени. Тот бежит к врачу и кричит о болезни.

Часть 2

Глава 19. Маргарита

Маргарита просыпается и вспоминает о Мастере, только что ей приснившемся. Девушка шагает по Москве и замечает похороны литератора. С ней заговорил человечек с клыком и посоветовал пойти за ней, дав в подарок целебный крем.

Глава 20. Крем Азазелло

Попробовав крем, Маргарита научилась летать. Возлюбленная пишет Мастеру письмо о необходимости расстаться, ведь она стала ведьмой. Сев на половую швабру, девушка полетела к Азазелло.

Крем Азазелло, художник Александра Федорова, 1979 год

Глава 21. Полет

Пока Маргарита летит, она всячески развлекается, пугая прохожих. Вдруг девушка замечает Латунского, того самого критика, погубившего роман. Маргарита залетает туда и громит все на своем ходу.

Главы 22-23. При свечах. Великий бал у сатаны

Маргарита летит в жилище Берлиоза. Девушку прихорашивают и красиво одевают. Она руководит балом. Бал заканчивается, все снова становится на круги своя, а огромный зал для танцев превращается в обычную гостиную.

Главы 24-25-26. Извлечение Мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду. Погребение

Воланд норовит исполнить любое желание королевы бала, и та желает, чтобы перед ней появился ее Мастер. Злодей держит в руках абсолютно целую и невредимую книгу Мастера. Влюбленные уходят и живут теперь в каком-то странном подвале. Прокуратор приказывает всех казненных предать погребению. Иуду убивают возле Ершалаима и забирают все деньги, а позже подбрасывают Каифе. Левий Матвей идет по улице и ведет беседы будто бы с живым Иешуа. Говорят о разном - о смысле жизни, о предательстве, трусости и сути мира.

Воланд велит покидать столицу. Кот напоследок поджигает помещение. Они направляются в магазин, где торгуют валютой, и он тоже загорается.

Глава 30. Пора! Пора!

Азазелло прилетает в подвал к Мастеру и Маргарите, и поджигает его. Все трое уносятся ввысь, на небо. Мастер называет поэта Бездомного своим учеником и велит дописать рассказ.

Главы 31-32. На Воробьевых горах. Прощание и вечный приют

Начинается самая настоящая Вальпургиева ночь. Именно в эту дату, в этот день сводятся все счеты. Читателю показывают Понтия Пилата. Ему ежедневно снится одинаковый сон, где перед ним стоит дорога, но пройти по ней он не может. И, наконец, Мастер кричит ему: “Свободен!”.

Лунная дорога, художник Александра Федорова, 1979 год

Эпилог

Римский уволился, Бенгальский последовал за ним, Иван Бездомный вылечился, теперь преподает философию, а Варенуха перестал врать и грубить. Все странности в милиции объяснили проделками иллюзионистов и мошенников, а само дело так и не было раскрыто. Предлагаем посмотреть краткое содержание романа " Мастер и Маргарита " в видеоролике:

Булгаков Михаил Афанасьевич

Краткий и полный анализ помогут оценить глубину замысла и невероятный спектр художественных средств в романе.

Годы написания — 1929-1940.
История создания: первые наброски романа о сатане Булгаков сделал в 1928 году, изначально в нем не было любовной линии; в 1930 году большая часть романа была сожжена автором из-за нападок на его творчество. Позже он возобновил работу и продолжал ее до самой смерти в 1940 году. Роман считается неоконченным, доработкой материалов занималась вдова Булгакова.
Жанр — роман (философский/сатирический/фантастический/исторический).
Направление — реализм с элементами фантастики.
Основная идея: Пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи.
Тема: Противостояние доброго и злого начал.
Проблема: Зло в романе неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не находят помощи в мире света.
Композиция
Роман в романе: один посвящен событиям в Москве 1930-х годов, другой описывает историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад.
Три сюжетные линии:
1. Похождения Воланда со свитой в Москве.
2. Любовная линия между мастером и Маргаритой.
3. История Иешуа и Понтия Пилата.
Все сюжетные линии переплетаются, в каждой есть свои собственные и общие композиционные акценты.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Любовь, способная выдержать все испытания.

Проблема: Любовь может многое, но далеко не все. Чувства Маргариты не спасают мастера от душевной болезни, не защищают от нападок критиков, не помогают прижиться в социуме. Поэтому влюбленным приходится уйти туда, где они будут одни.

2. Тема Поиск истины, вера и атеизм.

Проблема:И верующие, и отрицающие бога и дьявола занимаются поиском истины. Но противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина все равно ускользает.

3. Тема Пороки человеческого общества.

Проблема: За 2000 лет человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости. А встреча с нечистой силой только вскрывает, подсвечивает их.

4. Тема Нравственный выбор и его последствия.

Проблема: Последствия – тяжелый груз для тех, кто отказывается от личной ответственности. Пилат под напором других людей выбирает казнить Иешуа, но понимает, что совершает ужасную ошибку. Это приводит к бесконечному чувству вины, потому что он предает не Иешуа, а справедливость и самого себя, свое нравственное чувство.

5. Тема Милосердие, сочувствие, прощение и искупление.

Проблема: Милосердие и сочувствие – это понимание боли других людей, оплот добра в мире. И каждый имеет на них право. А для получения прощения нужно провести более сложную нравственную работу (Пилат прощен, так как глубоко осознает свою вину и пытается ее искупить).

6. Тема Что такое добро и зло.

Проблема: Люди порой даже не могут определить, что есть добро и зло. Добро в понимании одного человека оборачивается злом для другого. Эта противоречивость затрудняет нравственный выбор человека.

7. Тема Власть и человек, власть и художник.

Проблема: Власть всегда вмешивается в творчество и заставляет служить ей. А если художник отказывается быть пропагандистом, певцом идеологии, режим его уничтожает (судьба мастера).

п.2. Идея и пафос

п.3. Основные герои и их место в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Сравнение (любовь выскочила как убийца в переулке; кот, громадный, как боров, черный, как сажа; голоса под липами звучали мягче, по-вечернему).
✓Гротеск (сосед превращается в борова, сотрудники Зрелищного управления поют песни против своей воли).
✓Эпитет (больные глаза, утренний вид, колдовская нестойкая одежда, печальные леса, белый плащ с кровавым подбоем).
* Много эпитетов, описывающих разные цвета, свет и тьму.
✓Метафора (дымка страданий; ночь густела, летела рядом, хватало скачущих; исколотая иглами память стала потухать; загорелся мозг, залило огнем уши).
✓Гипербола (девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами).
✓Метонимия (всадник – золотое копье; заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда; вдруг джаз развалился и затих).
✓Синекдоха(костюм сидит за столом и расписывается в документах).
✓Градация нагнетание смысла с помощью синонимов (мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет).
✓Стык повествования (глава заканчивается на том, как герой настанет читать роман, следующая глава – сам текст романа в романе).
✓Массовые сатирические сцены, через которые раскрывается образ толпы (представление в варьете, всеобщее пение сотрудников в учреждении).
✓Афоризмы (Рукописи не горят. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.)
✓Фантастика (расширение пространства в квартире, перемещение Лиходеева в Ялту, говорящий кот, который пьет водку и ездит на трамвае и т.д.)
✓Портреты героев, отражающие их внутренний мир.

п.5. Конфликт романа

Бог и Дьявол не противостоят напрямую, они делают разную работу в мире людей.

Центральное место в романе М.А. Булгакова занимает Образ Маргариты – героини, которая подарила Мастеру большую любовь и творческое вдохновение. С именем Маргариты связано не только развитие сюжета, но и темы, поднимаемые автором: истинная свобода, неисчерпаемое творчество, безграничная, жертвенная любовь.

Описание героини

Общая характеристика и краткая история Маргариты

Маргарита. Актриса А. Ковальчук. Фильм “Мастер и Маргарита”. 2005

Встреча


Иллюстрация В. Павлушина

Свое предназначение Маргарита видит в любви к Мастеру, в заботе и служении ему. Она ведет домашнее хозяйство, старается создать уют в маленькой подвальной каморке Мастера. Именно ей он доверяет прочесть первые страницы начатого романа, и Маргарита, оценив его высокое художественное мастерство, вдохновляет героя на продолжение работы.

Мастер заканчивает роман, но возникает проблема с его публикацией. Почти все издательства признают работу Мастера крамольной и отказываются выпускать ее в свет. И здесь Маргарита берет на себя решение этой задачи. Она находит поддержку в одной из редакций, которая соглашается опубликовать некоторые главы в своем журнале. С этого момента на Мастера обрушивается шквал критики. Каждый, прочитавший роман, считает своим долгом жестко высмеять автора и его труд.

Вместе с возлюбленным страдает и Маргарита, мечтая отомстить самым яростным критикам. Но агрессия и давление оказываются настолько сильными, что психика Мастера не выдерживает: он сжигает произведение и добровольно уходит в лечебницу для душевнобольных. Оказавшись в стенах больницы, осознавая, что находится в шаге от сумасшествия, он отрекается от Маргариты. Герой считает, что уже не сможет дать любимой того счастья, которое она заслуживает.

Маргарита не может простить себе того, что оставила Мастера в ту ночь, когда он принял решение сжечь рукопись. Именно после этого он попадает в больницу. Ее жизнь без Мастера превращается в кошмар. Маргарита начинает осознавать, что навсегда теряет любимого, но не желает с этим мириться. Смыслом ее жизни становится борьба за Мастера и за его бесценную рукопись о Понтии Пилате.

Невидима и свободна!


Иллюстрация Н. Королева

Всё по той же причине – чтобы встретиться с Мастером – Маргарита принимает предложение стать королевой на балу Сатаны. Бал является едва ли не самым ключевым эпизодом произведения. Именно это событие определяет, заслуживает ли героиня того счастья, к которому так стремится ее душа, не дрогнет ли она перед предстоящим страшным ритуалом. Но Маргарита готова пройти через всё, чтобы воссоединиться с любимым.

Она облачается в одежды, которые причиняют ей невыносимую боль, опустошает наполненный кровью кубок, не сопротивляется, когда мертвецы целуют ее ноги. Несмотря на распухшее и посиневшее колено, Маргарита гордо, на правах хозяйки обходит гостей бала. Даже тяжелая цепь с рамой, натиравшая ей шею, не становится препятствием тому, чтобы Маргарита отказалась от своей роли. Она с достоинством выполняет свою великую миссию.

М.А. Булгаков соединяет в своей героине противоположные качества – святой женщины и ведьмы. Восхищает жертвенность Маргариты, ее, не знающая границ, любовь к Мастеру. Сцена с детоубийцей Фридой также характеризует героиню, как человека с добрым сердцем, принимающего чужую боль. С другой стороны, она дает согласие на взаимодействие с нечистой силой. У Маргариты проявляется такое качество, как жестокость. Особенно сильно это чувство по отношению к врагам Мастера. Жгучую ненависть она испытывает к критику Латунскому. Она крушит все в его доме, желая отомстить за ту разгромную статью, которая, по сути, уничтожила Мастера, доведя его до сумасшедшего дома.

Финал


Иллюстрация В. Ефименко

Роль героини в произведении

Для русской литературы двадцатого столетия образ Маргариты стал символом величайшей любви, преданности и вдохновения. В героине автор воплотил ту силу и волю, благодаря которым она проходит через тяжелейшие испытания и в итоге принимает смерть ради возможности навеки воссоединиться с любимым. Такие качества героини, как сочувствие и самопожертвование привносят в сюжетную линию романа ноты гуманизма и эмоциональности.

Маргарита, принявшая условия сатаны, является, тем не менее, более привлекательным персонажем, нежели Мастер. Она до конца остается верна себе и, благодаря своей целеустремленности, спасает героя от безумия в психиатрической лечебнице. Этим героиня олицетворяет жизнеутверждающее, деятельное, энергичное начало.

Развитие героини по мере сюжета

В начале романа Маргарита представляет собой обеспеченную, привыкшую к роскоши женщину, которая страдает от одиночества и отсутствия любви. Встреча с Мастером и вспыхнувшее между героями чувство преображают Маргариту. Ее сердце наполняется любовью, она словно расцветает, раскрываются такие черты ее характера, как умение сопереживать, заботиться, радоваться простым, обыденным вещам. Героиня готова делить с возлюбленным не только радость, но и любые невзгоды.

Исчезновение Мастера становится для Маргариты настоящей трагедией. Ни на минуту не забывает она о любимом, и здесь проявляются такие ее черты, как верность и преданность. Сделка с Воландом еще больше преображает героиню. Теперь читатель видит, что в характере Маргариты-ведьмы появляются наклонности к мести и разрушению. Но следующий эпизод с балом опровергает предположение о том, что силы тьма могут одержать верх над душой Маргариты. Даже в образе ведьмы она остается милосердной и способной к сочувствию.

Героиня – неординарная, многогранная личность. Тьма, поселившаяся у нее в душе, не способна погасить тот свет, который излучает ее сердце. Благодаря огромной силе воли и этому трепетному, любящему сердцу, Маргарита остается верной не только своему любимому, но и себе.

Отношение автора к героине

Безусловно, образ Маргариты близок и симпатичен автору. Иначе читатель лишился бы возможности созерцать этот символ верности, жертвенности и красоты. Всеми этими качествами обладает булгаковская Маргарита, в образе которой отразились творческая индивидуальность автора, его смелый вызов устоявшимся художественным канонам.

Прототипы

Экранизации героини

Второй кинематографической Маргаритой стала популярнейшая польская актриса Анна Дымна. Фильм по мотивам романа Булгакова вышел в Польше в 1988 году. Лента получила большое одобрение у критиков и зрителей благодаря тому, что ее создатели с большим вниманием отнеслись к литературному первоисточнику.

Первая русская киноверсия появилась в 1994 году. Режиссер Юрий Кара в образе Маргариты видел только одну актрису – Анастасию Вертинскую. Она и стала исполнительницей главной роли в этом фильме.

Самой известной экранизацией романа считается телесериал 2005 года, главные роли в котором достались Анне Ковальчук и Александру Галибину. Зрители с нетерпением ожидали премьеру, но после того, как она состоялась мнения и зрителей, и кинокритиков разделились. Споры касались и подбора актеров, и сценических эффектов, и операторской работы, и режиссерского видения. Тем не менее, фильм посмотрело огромное количество зрителей, в числе которых преданные поклонники великого Мастера, М.А. Булгакова.

Читайте также: