Стефан первомученик житие кратко
Обновлено: 16.05.2024
О святом Стефане известно из Деяний апостолов, в которых описана сцена суда в Синедрионе и казнь христианского мученика в окрестностях Иерусалима. Апостол погиб, утверждая вероучение Христа. Его кровь была первой, пролитой после смерти и Вознесения Спасителя. Последовавшие вскоре гонения на христиан продолжили безжалостное уничтожение последователей Мессии.
Дни памяти
Русская православная церковь чтит Стефана, как мученика, святого праведника и архидиакона. Точные даты рождения и смерти святого неизвестны. День поминовения был выбран в IV веке 26 декабря, на следующий день после Рождества Христова. В Восточной Церкви 26 декабря стали поминать Богородицу, святого Стефана – 27 декабря (с переходом на новый стиль – 9 января).
Кроме этой даты, в православных храмах служат минеи 15 августа (в память перенесения мощей), 28 сентября (обретения мощей).
Служение и мученичество
Стефан был в числе 70 последователей Христа, приравненных к апостолам после казни и Вознесения Спасителя за их горячую веру, праведный образ жизни и большой вклад в распространение христианского учения. Несмотря на молодой возраст, он выделялся знанием Священного Писания, искренней верой. Апостолы определили его старшим над 6 диаконами в церкви.
В обязанности диаконов входило следить за порядком в церкви во время богослужений. Назначение служителей было вызвано конфликтами между евреями-переселенцами, говорившими на греческом языке, и иерусалимскими евреями, родной язык которых был арамейский.
Стефан, по примеру апостолов, проповедовал в Иерусалиме учение Христа. Его речи вызвали возмущение консервативной общины евреев, придерживавшихся воззрений из Ветхого Завета и не признававших в полной мере христианское вероисповедание.
Служители синагоги обратились в Великий Синедрион, высший государственный орган евреев во время римского господства, находившийся в Иерусалиме. В состав аристократического сената входили потомки Аарона Коэны, Левия, евреи с родословной. Собирался Синедрион в одном из залов Храма, возведенном на Храмовой горе.
По обвинению в ереси и богохульстве архидиакон Стефан предстал перед Синедрионом. Но, вместо оправданий в свой адрес, он выступил с обличительной речью, в которой назвал отцов верховных судей убийцами Иисуса Христа. В заключение святой заявил, что видит сейчас Сына Человеческого на Небесах по правую руку от Бога.
Эти слова вызвали гнев присутствовавших на суде евреев. Они прервали его речь и, не дожидаясь вердикта Синедриона, устремились к Стефану, схватили, вывели за город и побили камнями до смерти.
Параллели со Страстями Христовыми
Святой Стефан погиб в 34-35 году от Р. Х. Он стал первомучеником, отдавшим жизнь за вероучение Спасителя. Христианские богословы нашли совпадения в речах и поведении Стефана во время суда и казни со Страстями Христовыми (сравнения Евангелия от Луки с Деяниями Апостолов). В обоих случаях судилище прекратилось после слов о Сыне Человеческом: Иисуса Христа обвинили, что он назвал себя Богом; Стефана – что увидел Сына Человеческого.
Интерпретации
Существует мнение, распространенное среди исследователей зарождения христианства, что причиной смерти Стефана была не клевета, а внутренний раскол между апостолами. Семьдесят апостолов, на которых снизошел Святой Дух после Вознесения Спасителя, могли предлагать свою трактовку вероучения, не поддерживаемую двенадцатью апостолами.
Мощи и почитание
О том, как были обнаружены мощи святого Стефана, известно от священника Лукиана. Он описал, что ему трижды явился во сне раввин Рабан Гамлиэль, указавший, где захоронены останки святого Стефана. Чудодейственная сила мощей проявилась сразу после вскрытия могилы в 415 году: от них исходило благоухание, излечившее 73 больных.
Большую часть священных останков перенесли в храм на горе Сион. Небольшая часть мощей попала в христианские храмы на севере Африки, где широко распространилось почитание праха святого Стефана, и засвидетельствованы многочисленные исцеления.
Иерусалимский епископ передал часть мощей в Константинополь. Еще одна часть была перенесена в храм на Масличной горе, построенный на месте гибели святого. Священным останкам в средние века поклонялись в Италии (храмы в Риме, Анконе), Франции (часовня в Меце), Испании (церковь в Оссете).
Молитвы
Тропарь, глас 3
Апо́столом совсе́льник/ и страстоте́рпцем первострада́лец,/ Христо́в служи́тель, прехва́льне Стефа́не,/ пе́рвее бо соверши́в муче́ния тече́ние,/ безчи́сленныя ро́ды челове́к ра́вно Подвигополо́жнику Христу́ приведе́./ Те́мже я́ко апо́стола и страда́льца верхо́внаго/ чту́ще тя, мо́лим:/ моли́ Христа́ Бо́га// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6
Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ Небе́сным де́лателем,/ всехва́льне Стефа́не,/ пе́рвый на земли́ за Христа́ кровь излия́л еси́, блаже́нне,/ пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х,/ страда́льцев нача́ло,// вене́чниче, му́чеников первострада́льне.
Молитва 1-я
О, святы́й первому́чениче, апо́столе архидиа́коне Стефа́не! Прекло́ньше коле́на души́ и се́рдца на́шего, тя мо́лим: воздежи́ ру́це твои́ ко Го́споду и сподви́жи всему́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Своему́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас (имена), при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию, и твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Своея́, в день он стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми грехи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т душе́ на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я
Пе́рвый во диа́конех, пе́рвый и в му́ченицех показа́лся еси́, святы́й Стефа́не, апо́столе, испо́лнь бо ве́ры и си́лы во уче́нии и в зна́мениих вели́к яви́лся еси́, и никто́же возмо́же противуста́ти прему́дрости и ду́ху, ими́же глаго́лал еси́, лице́ же Твое́ на со́нмищи ви́дено бысть, я́ко лице А́нгела. Те́мже, испо́лнен Свята́го Ду́ха быв, видел еси́ отве́рстое не́бо и сла́ву Бо́жию и Сы́на челове́ча, Го́спода на́шего́ Иису́са Христа́, одесну́ю стоя́ща Бо́га Отца́. Та́же и от жестоковы́йных и уби́йц иуде́ев ка́мением пред лице́м Преблагослове́нныя и моля́щияся о Тебе́ Де́вы, Ма́тере Его́, побива́емь, прекло́нь коле́на, возопи́л еси́ гла́сом ве́лиим: Го́споди, не поста́ви им греха сего́! И та́ко дух твой Го́споду Иису́су ра́достно преда́л еси́. Сего́ ра́ди моли́твенника и предста́теля тя стяжа́хом, коле́на души́ и се́рдца на́шего прекло́ньше, тя мо́лим: воздежи́ ру́це твои́ ко Го́споду, и сподви́жи всему́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Своему́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас, при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего́, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию и Твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Своея́ в день он, стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми грехи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т ду́ши на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Некоторые храмы, посвященные св. Стефану
Храмовые сооружения в честь первомученика имеются в Западной и Восточной Европе, Иерусалиме, Стамбуле:
- базилика в Иерусалиме;
- соборы в Риме, Меце;
- церкви в Эдессе, Стамбуле, Несебыре, Мцхета.
Описание иконы
На иконах святой изображается в нескольких ипостасях:
- молодым человеком с камнем на голове и пальмовой ветвью в руке (символизирует, от чего он погиб и победу над смертью);
- в одеянии диакона, благословляющим верующих;
- со Священным Писанием и Крестом Господнем в руках.
Первомученик принял смерть в возрасте до 30 лет, что объясняет, почему на всех иконах он изображен молодым.
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был "начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания", ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие".
Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: "Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех", – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.
Полное житие первомученика и архидиакона Стефана
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
Мученичество перводиакона Стефана |
Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был "начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие".
Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон |
Мощи и почитание
После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) [1].
Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел |
Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы [3] и плеча [4] первомученика. Части десницы апостола - дар императора Феодосия Младшего - хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику [5]. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита [6]. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств [7].
В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст - в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого [8].
Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.
Молитвы
Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.
Тропарь, глас 4
Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3
Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.
Ин тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.
Кондак, глас 6
Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 1
Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
После того как Святой Дух сошел на апостолов, Церковь стала быстро разрастаться, и возникла необходимость заботиться о бедных, сиротах, вдовах, принявших Крещение. Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятив их в диаконы и сделав своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.
Архидиаконом, т. е. первым диаконом, был назван молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и даром слова. Он стал известным проповедником христианства в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Во время его речей нередко происходили чудеса и знамения.
Успех Стефана возбудил ненависть иудеев. Представив ложных свидетелей, они обвинили его перед синедрионом в том, что Стефан оскорбляет Бога и Моисея. А Стефан в ответ произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.
На казни святого присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. В момент, когда Стефана закидывали камнями, он держал одежды кидающих. Но вскоре после этого Савл покаялся в содеянном: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его (Деян 22:19-20). Он уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом.
Частичка мощей первомученика есть и в России: в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры хранится его десница.
Читайте также: