Искусство римской республики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпо­хи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создава-ли все народы, входящие в великую державу. В худ-ном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. гос-ва влияли местные традиции.

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характе-рно для цивилизованного об­щества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако остав-ленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец 6 — конец 1 в. до н. э.)

К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тиб­ре, стал аристократической рабовладельчес-кой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покорен-ных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного нера­венства, увеличению масштабов крупного земле­владения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противо­речий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политиче­ские права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание ра­бов в Сицилии 2—1 вв. до н. э., грандиозное восстание Спартака—1 в. до н. э.) свидетельствовали о кризисе Рим. республики, оказав­шейся неспособной управлять обширной много­племенной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой форма-ции, но уже в условиях жестокой диктату­ры империи.

Архитектура.В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада в усло­виях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументаль­ных инженерных сооружений. Грандиозные соору­жения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в 8 в. до н. э. на трех холмах выло­женные из камня.

Рим. дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части стра­ны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (4-3 вв. до н. э.). Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, акведук Марция), заняли видное место в ар­хитектуре города, в облике его живописных окрестностей. К древнейшим сводча­тым конструкциям относится сточный канал в Риме, сохранившийся до наших дней.

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утончен-ность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства.Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл

конструктивную роль, в Риме он исполь­зовался главным образом в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадле-жало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе на­грузку многоэтажных сооружения со сводчаты­ми и куполь-ными перекрытиями. В арка­дах сохранялась их конструктивная роль. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унасле-дованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр.

В эпоху республики, особенно в 5-2 вв. до н. э., храм - основной тип общественного зда­ния. Строились круг­лые и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колон-надой. Таков небольшой круглый в плане храм Сибиллы в Тиволи (1 в. до н. э.) близ Рима. Окружен коринфскими колоннами. Парадный вход с расположен-ными перед ним ступеньками, дверью и окнами.

Прямоугольные римские храмы также отлитчались от греческих - храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н. э.). Храм типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осе­вой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуко­лоннами, сливающимися со стеной. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка.

Своеобразие рим. архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома бо­гатых землевладельцев, торговцев, ремесленни­ков. Римские особня­ки - это большей частью одноэтажные дома. Осевая композиция. Дом состоял из официальных парадных и хозяйст­венных помещений, окружающих атриум, и открытого перистильного двора , характер­ного для греческого дома. Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мраморный бассейн. Перистиль был центром жилой интимной части дома. В середине его разбивали сад с бассейнами, фонтанами и цветниками, окруженными колоннадами. Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри привлекают красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой.

Скульптура.В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Лучшим и художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное своеобразное художественное явление он про­слеживается с начала 1 в. до н. э. В Риме воз­никло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами, следуя в этом традиции этрусков. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм.

Зарождение рим. портрета, как и у эт­русков, было связано с древ-ним заупокойным культом предков.Делали восковые маски, снятые с лиц умерших чле­нов рода, их выставляли на семейных торжест-вах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процес-сии. Рим­. мастера работали в местном камне, мра­море и бронзе.

Скульпторы эпохи республики создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные и в рост портреты род­ственников. Образ человека в портрете эпохи республики сохраняет внутреннюю замк­нутость. Взгляд обычно остает­ся безразличным к окружающей среде (человек находит опору в себе самом).В рим­ском скульптурном портрете 3-1 вв. до н. э. были заложены основы развития всего западно­европейского портретного искусства.


В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн и гражданских битв выражена в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений, лучше всего сохранившихся до наших дней. Одно из самых знаменитых произведений инженерного искусства античности - оборонительная стена Рима, возникшего на трёх холмах: Капитолии, Палатине и Квиринале. Сложенная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру.

К числу знаменитых сооружений относится ведущая к Риму Аппиева дорога, построенная в IV - III веках до н.э. для движения когорт и гонцов. Это первая из сети дорог, покрывавших позже Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны. К древнейшим конструкциям относится и сточный канал Клоака Максима (с ударением на первом А) в Риме, существующий до наших дней. Этот подземный канал был создан для осушения болотистой местности между тремя римскими холмами, где образовалась центральная площадь древнего Рима - Римский форум (Форум Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима, и к которому сходились все дороги столицы. Видное место в архитектуре столицы заняли мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролёты, пробегающие десятки километров. Они стали неотъемлемой частью римского пейзажа.

Главным в римской архитектуре начала республиканского периода была не пышная декоративность, а удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но масс городского населения. Целесообразностью определяются логика структуры сооружения, лаконизм архитектурной мысли. Подлинная красота и мощь римской архитектуры в художественно точно найденных пропорциях и масштабах.

Общественная жизнь протекала на Форуме - площади, представляющей собой архитектурный ансамбль. Здесь был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Он приобрёл асимметричный характер в результате постепенной разновремённой застройки.


Фреска из Помпей. Перспективный (второй) стиль.

На рубеже III - II веков до н.э. римляне научились делать прочный водоупорный бетон. Это позволило им развить применявшуюся уже на Востоке и в Греции технику возведения мощных сводчатых и купольных конструкций, которые нужны были для создания огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор, в общественных сооружениях. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов европейской архитектуры.

Общественные потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Другие, уже известные в античном мире типы построек - дворцы, виллы, особняки, театры, храмы, мосты, надгробные памятники - получили у римлян новое архитектурное решение.

Ведя завоевательные войны, римляне приобретали не только новые земли, они знакомились с новыми для них культурами, осваивали этрусскую и греческую технику и формы, использовали наиболее ценное в традициях Востока и варварских народов. Приобретаемые знания они использовали с присущим им рационализмом, который проявился в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм, положив тем самым начало новой эпохе мирового зодчества.

С распространением римского владычества на Грецию и Восток в Рим проникает утончённость и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоёванных стран меняет нравы римлян, в быт господствующих классов входит роскошь. Строятся дворцы и виллы, город одевается в мрамор.

Чувством спокойного стиля веет от жилых домов г. Помпеи. Как правило, это одноэтажные дома, состоящие из парадного помещения - атриума, за которым следовал открытый внутренний дворик - перистиль. Вокруг перистиля располагались жилые комнаты и хозяйственные помещения. Перистиль окаймляла колоннада, его украшали фонтаном, статуями, цветниками. Внутри дома были украшены мозаикой и росписями.

Помпейские росписи парадных комнат дают представление об основных чертах античной фрески, выполненной по сырой штукатурке. Во II веке до н.э. распространение получил т.н. инкрустационный стиль росписи, имитирующий кладку стен квадратами разнообразного мрамора и яшмы. В начале I века до н.э. развился перспективный стиль, при котором стены расчленялись живописно-иллюзорно исполненными колоннами и портиками, как бы раздвигающими зрительно стены дома, зрительно увеличивая тем самым пространство интерьера. Между колоннами появляются картины с перспективами улиц, домов, ландшафтов гор и равнин.


Интерьер помещения, где собирался римский Сенат.

Полы, внутренние дворики, фонтаны мостят мозаичными изображениями, соответственно с архитектурным замыслом постройки. Эти могли быть орнаменты, фигуративные изображения, пейзажи. Композиционое и колористическое совершенство мозаик и росписей говорит об их греческой первооснове, о повторении и копировании не дошедших до нас позднеклассических и эллинистических образцов.

Неотъемлемой частью являлся рельеф, который отличало конкретно-повествовательное начало с бытовыми и историческими сюжетами, раскрывающими различные стороны жизни. Со времени Республики римские ваятели в рельефе стремились как можно точнее, конкретнее передать ход событий в логической последовательности вместе с характерными чертами участвующих в них лиц.

Эти же конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения. Именно в портрете наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, ироническое чутьё, умение обобщать наблюдения в ясной и сжатой форме. Можно сказать, что искусство Рима начинается с портрета . А сам портрет начинался с маски, так же, как и в Древнем Египте.

На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску - "изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы - государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Искусство Древнего Рима включает огромное количество произведений различных видов художественного творчества, датируемых периодом со II века до н. э. — по V век нашей эры. Созданные умелыми мастерами той эпохи шедевры до сих пор вызывают восхищение у миллионов людей. Не случайно, именно искусство Древнего Рима на протяжении многих столетий было неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных исторических эпох, жанров и стилей.

Искусство Древнего Рима. Фрагмент позолоченного стеклянного медальона, III век нашей эры

Искусство в Древнем Риме не только играло в жизни людей важную эстетическую роль, но и широко использовалось богатыми слоями общества для подчеркивания своего высокого статуса. Дворцы римской элиты той эпохи были украшены скульптурами, росписями и всевозможным декором, а в убранстве знати неизменно присутствовали роскошные ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима. Александрова мозаика с изображением битвы при Иссе, I век до нашей эры

Особенности искусства Древнего Рима

Искусство возникло в Древнем Риме не на пустом месте. Напротив, оно впитало в себя многовековые достижения соседних культурных цивилизаций, главным образом — греческой и этрусской. Уникальная заслуга римлян заключается в том, что они сохранили для потомков и дополнили собственными шедеврами уже существующие формы искусства, а также сделали его более доступным для широких слоев населения.

Искусство Древнего Рима. Бюст императора Септимия Севера, начало III века нашей эры

Хотя Рим был основан еще в VIII веке до нашей эры, на протяжении многих столетий он оставался небольшим городком, в котором искусство развивалось очень медленно. Но уже к середине III века до н. э. римляне завоевали Апеннинский полуостров, затем разгромили Карфаген в ходе Пунических войн и постепенно установили господство практически над всем Средиземноморьем.

Активная захватническая политика привела к тому, что Рим в ту пору стал крупнейшим центром политической, социальной и культурной жизни Средиземноморского региона. Здесь жили самые богатые люди, которые вели роскошную жизнь и щедро оплачивали работу художников. Это привело к тому, что в Рим массово переезжали самые лучшие мастера искусств из разных уголков сначала республики, а затем и империи, которые постепенно растворились в местном обществе.

Искусство Древнего Рима. Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты , I век нашей эры

Именно греческие художники познакомили римлян с достижениями в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, их работы долгое время оставались идеалами совершенства для местных мастеров. На протяжении многих столетий римляне не только копировали лучшие произведения древних греков, но и создавали собственные шедевры. Так в течение семи столетий формировалось уникальное древнеримское искусство, которое гораздо позже стало фундаментальной базой для зарождения грандиозной эпохи Ренессанса в мировой культуре.

Основные виды искусства Древнего Рима

Художники римской эпохи подарили потомкам множество уникальных образцов художественного творчества. К ним можно по праву причислить искусные работы ювелиров, стеклодувов, мастеров обработки металла. И все же, к основным видам искусства Древнего Рима относятся:

Искусство Древнего Рима. Пантеон — Храм всех богов, начало II века нашей эры

Наибольший вклад в развитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внесли архитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами и добились потрясающих результатов.

Искусство Древнего Рима. Акведук Сеговии, конец I века нашей эры

Среди главных достижений зодчих той поры можно особо выделить следующие изобретения:

  • Крещатый свод.
  • Полукруглые арки без связывающего раствора.
  • Купол (сводчатый потолок).

Искусство Древнего Рима. Колизей — Амфитеатр Флавиев, конец I века нашей эры

Римляне значительно усовершенствовали архитектурные наработки греческих коллег, благодаря чему началось грандиозное строительство всевозможных зданий и сооружений на огромной территории. Помимо роскошных храмов и дворцов, римские архитекторы создавали множество общественных построек:

  • термы (бани);
  • акведуки;
  • форумы;
  • очистные сооружения;
  • табуларии (архивы);
  • базилики (места для собраний знати);
  • театры и амфитеатры.

Искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет императора Клавдия, I век нашей эры

Многие уникальные образцы древнеримской архитектуры сохранились до наших дней. Среди них — Амфитеатр Флавиев (Колизей), Термы Каракаллы и Пантеон (Храм всех богов).

Искусство Древнего Рима. Термы Каракаллы, начало III века нашей эры

В сфере скульптуры римляне не только переняли у древних греков традиции создания рельефов и объемных композиций, но и дополнили их собственными художественными нововведениями. Римский скульптурный портрет отличается необыкновенным реализмом изображения, до наших дней сохранились тысячи работ неизвестных авторов. Большинство скульптур и бюстов — это изображения реальных исторических личностей из мрамора или бронзы.

Уникальными разработками древнеримских скульпторов также являются триумфальные арки и рельефные колонны, увенчанные статуями императоров. А каменные саркофаги, украшенные искусной резьбой, заказывали у зодчих самые влиятельные люди того времени, чтобы отдать дань памяти умершим родственникам.

Искусство Древнего Рима. Часть Колонны Траяна, начало II века нашей эры

Римские живописцы значительно расширили жанровое разнообразие своих работ по сравнению с древнегреческими коллегами. Помимо традиционной мифологической тематики в их творчестве появились многочисленные жанровые сцены, анималистические композиции и натюрморты. Большое распространение также приобрели эротические изображения, а могущество державы художники часто возвеличивали в картинах, посвященных военным триумфам и завоеваниям.

К сожалению, до наших дней практически не сохранилось произведений станковой живописи, а подавляющее большинство фресок уцелело лишь благодаря тому, что они были погребены под толстым слоем вулканического пепла в Помпеях и обнаружены только в середине XVIII века в ходе раскопок.

Искусство Древнего Рима. Часть Арки Константина, начало IV века нашей эры

Искусство древнеримской мозаики также оказалось почти полностью утраченным на сегодняшний день. Немногие уцелевшие образцы явно свидетельствуют, что и этот вид искусства римляне позаимствовали у греков, а для изготовления панно мастера чаще всего использовали окрашенные кусочки камня и керамику. Мозаичными изображениями с обрамлением из орнаментов и геометрических узоров было принято украшать не только стены и полы, но и потолки всевозможных построек. Героями произведений были как мифические персонажи, так и реальные исторические личности.

Искусство Древнего Рима. Фреска из Виллы Мистерий, 80 год до нашей эры

Влияние искусства Древнего Рима на развитие мировой культуры сложно переоценить. Оно представляет огромный интерес для ученых и коллекционеров. Шедевры мастеров той поры уже несколько тысяч лет вызывают восхищение, а их стоимость на арт-аукционах нередко исчисляется астрономическими суммами.



Римско-республиканское искусство это художественное произведение, имевшее место на территории Рима в период Республика, условно с 509 г. до н.э. по 27 г. до н.э.

Военное, политическое и экономическое развитие Римской республики не совпало с развитием автономной художественной цивилизации. В республиканский период можно выделить по крайней мере три художественных момента: первый как продолжение архаической культуры, где производство в городе не проявляло никаких собственных стилистических характеристик; второй связан с завоеванием Греции и прибытием огромных трофеев произведений искусства; и третий этап, начавшийся во время правления Сулла, когда начали появляться именно римские произведения искусства.

Содержание

Начала артистизма


509 г. до н.э. традиционно знаменует изгнание Этрусский короли и начало республики. Художественное производство осталось под влиянием этрусской культуры, а также греческих городов Кампания. До 390 г. до н.э. Рим был единственным городом в центральной Италии, выгодно отличавшимся от торговых путей. С отступлением этрусков из Кампании после Битва при Кумах, коммерческое движение ослабло, и город был вынужден расширять свою территорию. С 390 по 265 год до нашей эры римлянам удалось завоевать субапеннинский Италия.

Религиозная деятельность в Риме в то время была интенсивной, и было построено много храмов. У каждого были свои статуи, в основном бронзовые, которые украшали город. Некоторые упоминания о монетах и ​​современных находках Тарквиния, Кьюзи, Перуджа, и Вольтерра позволяют выдвинуть гипотезы о внешнем виде этих статуй. Они представляли собой практическое искусство, предназначенное для повествования или скромного украшения.

Уникальным примером скульптуры превосходного производства и мастерства является Капитолийский Брут, объект многочисленных гипотез датировки от IV до I века до нашей эры. Сильная, выразительная композиция отделяет его от греческого и этрусского искусства, указывая на эволюцию итальянского стиля. [2]

Трофеи войны

Haec ego, de melior laetiorque in dies fortuna rei publicae est, [. ] eo plus horreo, ne illae magis res nos ceperint quam nos illas. Infesta, mihi credite, signa ab Syracusis inlata sunt hunc urbi. Iam nimis multos audio Corinthi et Athenarum Ornamenta laudantes mirantesque et antefixa fictilia deorum Romanorum ridentes. Ego hos malo propitios deos et ita spero futuros, si in suis manere sedibus Patiemur. [3]

Эта информация, ярче и лучше, чем опыт [. ] тем больше я боюсь, что эти вещи захватят нас и мы их. Опасность, поверьте, они приметы этого привезли из города Сиракузы. Слишком много людей восхваляют и восхищаются тем, что украшает Афины, Коринф и землю; Я слышу богов, римских богов. Я предпочитаю этих благосклонных богов и надеюсь, что они будут такими, если мы останемся в их нынешних обителях.


В 280 г. до н.э. армия Пирр Эпирский столкновение с римлянами в Италии, первый крупный прямой контакт между римлянами и греками. После Битва при Заме в 202 г. до н.э. Рим укрепил свою мощь на Средиземном море. В 272 г. до н.э. за этим последовал захват Таранто, захват Реджио в 270 г. до н.э. и союз с Сиракузами во время первой Пунической войны (264–241 г. до н.э.). Допуск римлян к Истмийские игры в 228 г. до н.э. было равносильно вступлению Рима в греческую цивилизацию.

После Сиракуз возможности для импорта греческого искусства были постоянными и частыми. Это включает в себя победу над Филипп V Македонии (194 г. до н.э.), война против Антиох III, захват Магнезия ad Sipylum в Малая Азия (198 г. до н.э.), победа над Персей Македонский, а захват Коринфа (146 г. до н.э.). Это также ознаменовало прибытие в Рим архитекторов, таких как Гермодор Саламинский и скульпторы, такие как Поликлы. Хотя восхищение греческими произведениями было огромным, понимание художественной и исторической ценности этих произведений оставалось редкой прерогативой городской элиты.


Менее чем за столетие Рим стал домом для большой группы богатых коллекционеров произведений искусства. Сами они, как Цицерон свидетельствует в Веррин, проявили определенную скромность в публичном признании своей признательности к искусству, зная, что общество относится к нему негативно. Многие осуждали предполагаемое превосходство греческой культуры. Споры по этому поводу сосредоточились на контрастных позициях Сципионный круг, открытые для греческих культурных предложений, и консерватизм Катон и его последователи.

Копирование работ

После того, как сформировался многочисленный круг страстных коллекционеров произведений искусства, греческих оригиналов уже было недостаточно для удовлетворения спроса. Началась массовая торговля копиями. Статуи и картины, вдохновленные классическими произведениями, были импортированы из Нео-Чердак мастерские в Афины.

Читайте также: