Террор народной воли кратко

Обновлено: 02.07.2024

Революционная партия, существовавшая в Российской империи в 1879-1884 гг.

Всего за время существования – 45 человек. Существовала более узкая Распорядительная комиссия. Народовольцы считали, что интересы народа и самодержавия противоположны. Программа ИК включала требования создания постоянного представительного государственного органа с широкими полномочиями, широкого местного самоуправления, свободы совести, слова, печати, собраний, ассоциаций и агитации, передачи в заведование общинам и пользования крестьянам земли, ликвидации на нее собственности, передачи заводов и фабрик в руки рабочих и т.д. Народовольцы стремились организовать вооруженное свержение самодержавия и передачу власти избранному на основе всеобщего избирательного права Учредительному собранию. Для дезорганизации и запугивания властей предполагалось провести ряд террористических актов по устранению крупных фигур царской администрации. 26 августа 1879 г. народовольцы приговорили к смерти императора Александра II.

После убийства Александра II "Народная воля" обратилась к Александру III с предложением созвать Учредительное собрание, обещав прекратить террор. Но правительство пошло по пути эскалации репрессий. 18 марта 1882 г. революционеры осуществили убийство киевского военного прокурора В. Стрельникова, известного в революционной среде своей жестокостью. С июня 1882 г. после отъезда Тихомирова и серьезно больной Ошаниной за границу, во главе "Народной воли" встала Фигнер, пытавшаяся восстановить организацию.

Исторические источники:

Андрей Иванович Желябов. Материалы для биографии. М., 1930;

На­ро­до­воль­цы по­сле 1 мар­та 1881 г. М., 1928;

Мо­ро­зов Н. А. По­вес­ти мо­ей жиз­ни. М., 1947;

Ре­во­лю­ци­он­ное на­род­ни­че­ст­во 70-х гг. XIX в.: Сб. до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1965;

Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года. С-Пб., 2014;

Фиг­нер В. Н. За­пе­чат­лен­ный труд. Вос­по­ми­на­ния. М., 1964. Т. 1–2.


Чернопередельцы оставались верны народническим позициям, отказавшись от ведения революционной борьбы путем проведения террористических актов.

Создавались студенческие и рабочие кружки. Члены организации пытались наладить связи с военными, однако организовать солдатский революционный кружок не удалось.

Некоторые члены организации перешли к народовольцам.

Правительственное насилие как террор

Другое дело, что устрашительные подходы встречали явный или подспудный протест у большей части правящей элиты, не говоря уже об образованном обществе в целом. Общество постепенно училось сопротивляться. Голое насилие со стороны власти быстро утрачивало легитимность. Одновременно легитимность в глазах общества могли обретать насильственные акты, которые с точки зрения закона являлись преступлением.

Причины кризиса

Дело Веры Засулич

Настоящей бомбой (в переносном пока еще смысле) стало дело Веры Засулич. Суть его известна: молодой революционер Архип Емельянов, выступавший под псевдонимом Алексей Боголюбов, получил 15 лет каторги по делу об участии в антиправительственной демонстрации на Казанской площади Петербурга. В июле 1877 года, находясь после приговора в доме предварительного заключения, он попал под горячую руку чем-то рассерженного градоначальника Трепова. По вздорному поводу Трепов приказал Боголюбова выпороть, что было абсолютно незаконно (еще в 1863 году телесные наказания были отменены), к тому же, учитывая ожидавшее Боголюбова тяжкое наказание, бессмысленно и жестоко. Инцидент вызвал колоссальный скандал. Кстати, во время польского восстания 1863 года, за 15 лет до того, Трепов был варшавским генерал-полицмейстером. Возможно, он искренне считал, что законы писаны не для таких слуг трона и порядка, как он.

Спустя несколько месяцев активная участница революционных кружков, можно сказать, профессиональная революционерка Засулич записалась на прием к Трепову, а войдя к нему, попыталась его застрелить. Трепов выжил, а девушку схватили и отдали под суд. Дело велось по обвинению в покушении на убийство, то есть в уголовном преступлении, и было передано суду присяжных. Несмотря на то что Засулич даже не отрицала факта покушения, присяжные ее оправдали, и она была освобождена прямо в зале суда. Защита настаивала, что покушение было попыткой — прямо скажем, парадоксальной — восстановить попранную Треповым законность. Но вряд ли присяжных убедили довольно сомнительные теоретические доводы. Скорее они руководствовались очевидным сочувствием к молодой женщине, боровшейся, пусть и крайними средствами, против произвола. Оглашение вердикта вызвало настоящую овацию публики. Власти же оказались абсолютно не готовы ни к такому исходу, ни к массовой поддержке Засулич. Пока решение суда было обжаловано и отдан приказ о повторном аресте, та успела скрыться.

Общество, пусть не без некоторого инфантилизма, всего лишь показало свое отношение к наиболее несимпатичным сторонам системы. Парадокс заключался в том, что большинство в числе и присяжных, и рукоплескавших приговору составляли столичные чиновники и члены их семей. Для любого мало-мальски думающего наблюдателя итог дела Засулич означал бы, что в стране налицо политический кризис. Именно так и прочитали ситуацию революционеры. Они, правда, кардинально ошиблись в выводах. Позиция публики вовсе не была равна ни готовности ее к каким-то активным действиям, ни принципиальной поддержке ею систематического террора, тем более охоты на главу государства. Одно дело — возмездие неприятному чиновнику за омерзительный поступок, другое — убийство императора. Если дело Засулич можно интерпретировать в категориях традиционного тираноборчества, то последующие теракты никак в эти категории не вписывались.

Но для того, чтобы понять, как у народников созрела идея цареубийства, надо обратиться к более раннему времени.

Реакция общества на покушения на императора

Иную реакцию вызвал знаменитый взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. Народоволец Степан Халтурин устроился на работу плотником во дворец и потихоньку пронес во дворец несколько пудов динамита, которые и взорвал в винном погребе под обеденной залой в момент, когда там должен был находиться император. Однако того в зале не было. Погибло 11 солдат из дворцовой охраны, еще несколько десятков пострадало. Факт гибели ни в чем не повинных гвардейцев, которые незадолго до того пережили кровопролитную русско-турецкую войну, популярности террористам не прибавил. Однако масштабность предприятия публику явно потрясла, создав у нее крайне неадекватное представление о могущественности революционеров.

Партийные издания


Хождение в народ

Эти идеи по понятным причинам были очень популярны среди молодых радикалов. Но как зажечь крестьян? Нужно просветить их, то есть объяснить, кто их враги, а кто друзья и как им бороться за свое будущее. Отсюда идея хождения в народ с целью пропаганды революционных идей. Однако крестьяне к пропаганде социализма отнеслись равнодушно. Более того, во многих случаях просто передавали молодых студентов, говоривших с ними непонятно о чем, в руки полиции. Хождение в народ окончилось провалом, зато создало у революционеров более адекватное представление о том, чем живут крестьяне.

Не все народники, конечно, одобряли методы подлога и прямого обмана, но молчаливое признание сакральности фигуры самодержца было свойственно не только крестьянам. Сама идея ниспровергнуть систему власти в стране с помощью цареубийства, к которой несколько позже пришли наиболее радикальные народники, выдавала в них, в сущности, столь же магическое мышление.

Как бы то ни было, после разного рода контактов с народом народники не могли не сделать важного вывода: на близость крестьянской революции надеяться нечего. Для некоторых из них это означало, что нужна долгая и кропотливая работа. Более нетерпеливые и радикальные решили, что, если не получается разрушить систему снизу, стихийным или спровоцированным бунтом, можно попробовать сделать это сверху, обезглавив и терроризировав правящую элиту.


Закономерность идеи террора в идеологии народовольцев

Литература

Художественная литература

  • Ю. Давыдов. Глухая пора листопада.
  • Ю. Давыдов. Завещаю вам, братья.
  • В. Войнович. Степень доверия.
  • Ю. Трифонов. Нетерпение.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 27252
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


Содержание

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

История


Причины кризиса

Партийные издания

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Корни

— Какие процессы в политической и культурной жизни России создали почву для появления революционеров-террористов?

Жестокая воля

Смертельно раненый император Александр II. Общественное достояние, Ссылка

— Многие люди путают народовольцев и народников, то есть интеллигентов, шедших учить, лечить и просвещать крестьян. А есть что-то общее у этих двух движений? Пересекались ли они идейно и, так сказать, кадрово?

Цели и средства

— Какие цели ставили перед собой народовольцы? Каким им представлялось желаемое будущее России? Насколько вообще они верили в успех своего дела?

— Почему именно террор народовольцы избрали своим основным методом? Хотели ли они с помощью точечного террора прийти к власти или рассчитывали поднять восстание масс?

Жестокая воля

Мундир Сапёрного лейб-гвардии батальона, находившийся на Александре II в момент покушения. Автор: Testus - собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

— Что это были за люди в нравственном отношении? Были ли они только чудовищами-маньяками? Способны ли они были на благородство, сострадание, милосердие — сочетавшиеся с жестокостью и непреклонностью?

Разная публика

— Были ли все народовольцы поголовно атеистами, и если да, то какого происхождения был их атеизм? Что способствовало утрате их веры и пытались ли они оформить свое отношение к Богу и к Церкви в виде некого цельного учения?

И надо сказать, что такое же отношение к вере было в то время характерно для множества образованных людей, вполне благонамеренных, политикой не занимавшихся. Ничем особенным в этом смысле народовольцы не выделялись.

Жестокая воля

Жертвы взрывов на набережной Екатерининского канала. Общественное достояние, Ссылка

— Каково было отношение к народовольцам либеральной русской интеллигенции того времени? Была ли у них в этой среде массовая идейная поддержка? Или, напротив, от них шарахались как от отморозков?

Преступление и наказание

— 1 (14) марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II. Есть версия, что это убийство крестьяне считали местью дворян за отмену крепостного права. Действительно ли было в крестьянской среде распространено такое мнение?

— Чего конкретно хотели добиться народовольцы этим убийством? Это планировалось как старт революции — или просто как громкий самопиар?

Жестокая воля

Храм Спас-на-Крови, построенный на месте убийства Александра II. Автор: Yaropolk - собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

— Не слишком ли жестоко правительство Александра III преследовало народовольцев? При советской власти народовольцы описывались как страдальцы-мученики. Действительно ли с ними свирепо расправились?

— Впечатление жестокости от действий Александра III возникло в обществе потому, что от нового государя ожидали продолжения довольно мягкой политики Царя-Освободителя в борьбе с революцией. А император поступил строго по закону — не стал миловать убийц отца. И, кстати, репрессии были строго ограничены и основывались на решении открытого суда — казнили только пятерых человек.

Воспетые и отпетые

Жестокая воля

— Народовольцев нет уже давным-давно. Но тот тип мышления, который им был присущ, тот способ отношения к реальности, к людям — ушел ли он в прошлое? Или это нечто вневременное, в разных формах возрождающееся вновь и вновь?

И воспроизводиться подобный подход к жизни и смерти всегда будет там, где кто-нибудь возьмет курс на насильственное изменение жизни общества.

Читайте также: