Обновление сферы культуры донецкого региона 1920 1930 е годы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Переход к плановой экономике. Донецкий регион в годы первых пятилеток. Коллективизация в Донбассе. Политические репрессии в Донбассе

1.Реализация планов индустриализации страны в Донбассе.

2. Коллективизация сельского хозяйства

3. Общественно-политическая и культурная жизнь Донбасса в 1930-х гг.

Реализация планов индустриализации страны в Донбассе.

Отказ от новой экономической политики и переход к административным методам руководства, идеологически обуславливались стремлением в кратчайшие сроки провести социалистическую индустриализацию народного хозяйства и реконструкцию промышленности.

Главной задачей первого пятилетнего плана являлось превращение СССР из страны аграрной и отсталой в индустриальную, экономически вполне самостоятельную и независимую от капиталистических стран;

По пятилетнему плану размер капиталовложений в народное хозяйство был определен в сумме 64,6 млрд. руб. - в 2,5 раза больше, чем за предыдущие 5 лет. В том числе в промышленность и электрификацию - 19,5 млрд, (вместо 5,3 млрд. руб.). 78% всех капиталовложений в промышленность направлялись на развитие тяжелой индустрии.

Для выполнения- напряженных планов индустриализации требовались огромные средства. Основным их источником являлось сельское хозяйство, откуда средства выкачивались посредством чрезмерного налогообложения. Была развернута широкая продажа водки, экспроприировались частники, акционерные компании, обязательными стали ежегодные государственные займы. Изымались средства из легкой промышленности. Экстраординарными мерами проводился экспорт зерна, леса, пушнины, продажа за границу произведений искусства.

Однако в связи с широким развертыванием нового строительства, наряду с проблемой увеличения средств, возникла проблема эффективного использования капитальных вложений. Строительство сотен объектов было начато и не завершалось из-за нехватки сырья, топлива, оборудования, рабочей силы. К концу 1930 г. 40 % капиталовложений в промышленность были заморожены в незавершенных объектах.

Значение региона определялось еще и тем, что его шахты давали ценные марки высококачественного угля для металлургической, коксохимической промышленности, транспорта и электростанций. Удельный вес бассейна в топливном балансе страны к началу первой пятилетки составлял 65,5%. Только для Центрального промышленного и Ленинградского районов Донбасс давал до 60% всего топлива. За пять лет горняки должны были более чем вдвое увеличить добычу угля против 1913 г., и они выполнили задание, увеличив добычу на 221%, добыв 58 млн.т. угля.

За годы первой пятилетки в Донбассе были построены 62 новые шахты общей мощностью 29,8 млн. тонн (56% общего числа новых шахт по стране), производительность труда повысилась на 41%. В течении второй и третьей пятилеток производительность труда горняков возросла в Донбассе в 1,6 раза, а производительность рабочего на отбойном молотке в 2,2 раза. Началось широкое внедрение угольных комбайнов. За годы довоенных пятилеток добыча угля в Донецком бассейне возросла более чем втрое - с 27,3 млн. тонн в 1927 - 1928 гг. до 85,5 млн. тонн в 1940 г.

В результате, к началу 1940 года социалистический Донбасс давал 85,5 млн.т. или 60% общесоюзной добычи угля, на донецком угле работало около 60% предприятий металлургии и железнодорожного транспорта, около 70% химической промышленности, около 50% электростанций СССР. Металлурги области в это же время давали 30% общесоюзной выплавки чугуна, 20% стали, 22% проката.

Коллективизация сельского хозяйства

С лета 1929 года начался период сплошной коллективизации. Если крестьянская беднота охотно вступала в коллективные хозяйства, то кулачество и среднее крестьянство записывались в колхозники от боязни быть раскулаченными. Коллективизация проводилась быстро. Если к 1 октября 1929 г. на Донетчине колхозами было охвачено 9% крестьянских хозяйств, то к 1 октября 1930 г. - 65%. К 1 октября 1932 года в Донецкой области было создано 1578 колхозов, которые объединили 84,4% крестьянских дворов: сплошная коллективизация сельского хозяйства была осуществлена. Цель была достигнута, крупное хозяйство создано. Однако крестьяне были лишены земли, предоставленной в аренду советской властью в 1920 г.

В ходе коллективизации были уничтожены основы крестьянской трудовой жизни. Крестьяне были, лишены хозяйственной самостоятельности; их уделом стало безропотное исполнение распоряжений колхозного начальства. Паспорта им не выдавались, права выезда за пределы села они были лишены. Материальное обеспечение колхозников было мизерным. Основную часть продуктов они получали от своего подсобного хозяйства, уплачивая к тому же довольно значительные натуральные налоги (50 кг. мяса, 120 штук яиц, 140 л. молока и др.).

Вначале в колхозах произведенный продукт распределяли поровну между едоками. Но уже в 1931 г. перешли к учету труда колхозников на основе трудодня. Эта условная единица учета определялась по специальным расценкам. За год колхозник мог заработать 130 - 150 трудодней. В 1931-1933 гг. трудодень практически не оплачивался.

К зиме 1932-1933 гг. село было ослаблено, скот уничтожен самими крестьянами при вступлении в колхоз, хлеб вывезен для городского населения и экспортных поставок. Каких-либо запасов или снабжения продовольствием не было. Урожай был низким, что объяснялось не только плохими климатическими условиями, но и откровенным саботажем колхозников, не желающих работать за низкую плату. Начался голод 1932-1933 годов.

Начиная с 1934 г. происходит улучшение состояния колхозов. Налаживалось их агрономическое обслуживание, они окрепли организационно, улучшалась обработка почвы, повышалась урожайность. Выдачи на трудодень составляли 3-4 кг. зерна, а также подсолнух, овощи, солома. Выдавалось также по 1,2-1,5 рубля на трудодень. Улучшалась торговля на селе. В селах открывались фельдшерско-акушерские пункты, укреплялись бывшие земские участковые больницы, расширилась школьная сеть.

На 1940 г. в Донецкой области имелось 1118 колхозов, которые объединяли 116,3 тыс. крестьянских дворов. Кроме колхозов, создавались и совхозы. В 1940г. в Донецкой области их имелось 143 (вместе с подсобными хозяйствами промышленных предприятий). Все они находились на государственном содержании.

3. Общественно-политическая и культурная жизнь Донбасса в 1930-х гг.

Массовые репрессии ставили цель ликвидировать организованную оппозицию и индивидуальное инакомыслие в партии и стране, а также установить строжайший контроль за ходом всех общественных процессов.

Происходили значительные изменения в численности населения Донбасса. Они были обусловлены интенсивным промышленным развитием. Если по переписи 1926 г. на территории Донецкой области было учтено 1623,8 тыс. человек, то в 1939 уже 3099,8 тыс. Почти в 4 раза выросла численность городского населения 647,8 тыс. до 2421,4 тыс. (374%). Городское население в 1939 г. составило 72,1%, а сельское - 21,9%.

Формировались и крупные национальные районы. К 1929 году их на Донетчине насчитывалось 7. Из них 1 немецкий — Люксембургский в Мариупольском округе с общей численностью населения 18 791 чел. (81,6% - немцы). Петропавловский район (28 714 - 76% - русские, из 12 сельских советов - 8 русских); Сорокинский район (31 274 — 77% - русские, из 11 сельских советов - 9 русских); Старолуганский район (30 034 - 89% - русские, из 18 сельских советов - 17 русских). Все 3 русских национальных района находились на территории Луганского округа. Образовались греческих национальные районы: Мангушский (19 956 - 89% - греки, из 5 сельских советов - 4 греческих) и Сартанский (18 541 - греки, из 7 сельских советов - 4 греческих). Таким образом, к концу 1930-х годов в национальных районах Донецкой области было сконцентрировано до 81,6% немецкого населения, 83 % русского населения и 68% греческого населения Донбасса.

Претерпел значительных изменений и состав промышленных рабочих Донбасса в условиях индустриализации. Индустриализация сопровождалась вовлечением в производство новых отрядов рабочих. Главным источником пополнения их рядов до середины 1930-х годов было крестьянство. В 1926 - 1927 гг. выходцы из их среды составляли в новом пополнении шахтеров 66%; в 1930-1932гг., — 80%, а среди металлургов соответственно - 62 и 67%.

Осуществление индустриализации народного хозяйства требовало большого количества квалифицированных рабочих. Поэтому именно проблема повышения уровня квалификации рабочего класса приобрела для Донбасса особую актуальность.

Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что и художественной культуре края протекали в 20-30-е годы XX ст. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Важное место в системе культурно-просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения крестьян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно-просветитель- ских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры. Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 1920-х - 1930-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально­-музыкальной культуры. В 1930-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии.

Таким образом, 1920-1930-е годы стали ключевыми для Донбасса. Индустриализация края сделала его едва ли одним из главных промышленных районов СССР. Строительство предприятий, открытие новых шахт привело к притоку рабочей силы и увеличению численности населения Донбасса. Одновременно с процессами индустриализации и коллективизации создавалась инфраструктура края: строилось жилье, дороги, детские сады и школы, создавались театры и дома культуры. Формировалась некая донбасская общность людей, основанная на принципах полиэтничности, веротерпимости и мирного сосуществования.

Вопросы для самоконтроля.

Дайте определение индустриализации. Когда она началась?

Какие отрасли производства развивались в Донбассе? Назовите предприятия построенные и реконструированные в годы первых пятилеток.

Что такое коллективизация сельского хозяйства? Что такое сплошная коллективизация?

Объективные условия жизни 20-х - 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института . Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс".Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы

Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны - возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.

Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.

Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.

Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.

Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода "Азовсталь" в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.

Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону - более 60%, по Горловскому - более 50%.

В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.

На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,

Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.

Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.

Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.

Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы

Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.

И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.

К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.

В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.

Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе - 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.

Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год - 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.

После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.

В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.

Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.

Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы ( в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.

В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.

В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.

Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.

Более высокой являлась система индустриально-технического образования, в которую входили 5 техникумов (Юзовский горно- механический, Таганрогский металлургический, Бахмутский механико-электротехнический, Горловский и Лисичанский горные). В те годы техникумы давали хотя и узкое, но высшее образование. В Донбассе также работали кооперативный, музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы.

Среднее образование мог получить далеко не каждый – школам не хватало средств. В основном заканчивали первую ступень получали начальное образование. Осенью1922 г. Донецкий губнаробраз нашел выход для получения дополнительных средств на образование – добровольное участие родителей в хозяйственном обеспечении просветительного учреждения. На средства родителей и населения содержалось 66% школ. Следующей важнейшей задачей Донбасса было просвещение беднейшего крестьянства. В октябре 1921 г. работники отделов народного образования выехали в села для агитационной работы по сбору средств на содержание просветительских учреждений. Несмотря на голод, к апрелю 1922 г. было собрано 26 миллиардов рублей (образца 1921 г.). Чтобы обеспечить учителям средства к существованию стали внедрять засев земельных участков при школах и детских домах, ап также оплату труда хлебом, собранным по договору у населения.

Невиданный голод 1921-1922 гг. выбросил на улицы тысячи беспомощных детей. Работа была сосредоточена на создании особого типа детских учреждений – детских домов. В декабре 1921 г. в Донецкой губернии был 261 детский дом, которые были прикреплены к шахтам и заводам, беспризорных детей передавали на попечение богатым частным лицам, вначале на добровольных принципах, а затем к принудительному патронированию.

В сельской местности открывались хаты-читальни, красные уголки, количество которых постоянно росло. На 1923 г. в губернии работали 124 общедоступные библиотеки, из них 55 в сельской местности (до 1917 г. в губернии было 44 библиотеки). Но в целом просветительская и культурная работа в 1920-е годы была наиболее слабым местом в Донбассе. Сюда попадали далеко не лучшие фильмы, приезжали невысокого художественного уровня театральные и эстрадные группы.

В 20-30-е годы в области формируется система высшего образования.

Основываются первые учебные учреждения. Так, в 1921 году был возведен горный техникум, на базе которого позже был образован Политехнический институт (сейчас ДонНТУ). При поддержке и инициативе М. Горького в 1930 году открывается медицинский институт.1939 г. Донбасс превращается в центр образования, в нём присутствуют 7 вузов, разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений, театры, библиотеки, клубы, идет развитие кинематографа.

20-е годы ознаменовались, мощным подъёмом культурного развития украинской нации и национальных меньшинств.

Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.

Огромная работа проводилась в области народного образования. Если в 1922 году школами было охвачено 15% детей донецких рабочих, в 1923 году – 67%, то в 1924 году – свыше 80%. Через год в городах и сёлах Донецкой губернии работало 1432 школы, в них обучалось около 200 тыс. школьников. Росла сеть профтехшкол, различных курсов. В 1921 году в Юзовке открылся горномеханический техникум и при нём рабфак.

Задачей огромной государственной важности была ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. По итогам подворной переписи Донецкой губернии, проведенной в начале 1923 года, в городах не умели читать и писать 32,4% мужчин и более 50 % женщин. В сёлах грамотность была ещё ниже.

Весной 1921 года была создана губернская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, такие же комиссии работали во всех уездах. Было организовано свыше 500 школ ликбеза, в которых обучалось более 20 тыс. человек. Но голод первых двух послевоенных лет помешал развернуть эту работу в полную меру. Однако уже в 1925 году в губернии насчитывалось около тысячи школ малограмотных и пунктов ликбеза. Они работали на всех заводах, шахтах, в рабочих посёлках и сёлах.

Широко развернулась культурно-просветительная работа. Её центрами в городах стали рабочие клубы (в 1823 году их было 216) и красные уголки, в сёлах – сельские клубы и избы-читальни. 1 мая 1925 года в 13 городах и шахтёрских посёлках состоялась торжественная закладка дворцов культуры.[2,стр.45-46]

В 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.

В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске - "Шахтерка Донбасса", в Артемовске - "Синяя блуза". Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.

Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.

Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.

В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института. Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.

Развивалось библиотечное дело. В 1925 году насчитывалось 8 окружных и городских библиотек с общим книжным фондом 350 тыс. экземпляров. В Артёмовске открылась научная библиотека. Создавались библиотеки и в сёлах. [2,стр. 46]

Новые темы, мотивы и образы появились в народном творчестве Донбасса, когда трудящие приступили к преобразованию общества, к построению социализма.

Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.

Боевое настроение рабочего класса в начале 20-х годов вылилось в первых молодёжных песнях. Комсомольцы задорно провозглашали свою ближайшую программу:

Долой разруху, даёшь наш труд!

Желанья наши все перетрут.

Разруху, голод в дугу согнем…

(Плясковский А.В. Коллективная пролетарская поэзия, М.-Л., 1927, с.180)

Основной пафос народной поэзии 20-х годов – пламенная революционность, ориентация на мировую революцию, вера в неминуемое социалистическое переустройство всей планеты. Самый оперативный жанр коллективной поэзии – частушка – образно зафиксировала события, происходившие в деревне, изменения в общественной структуре и в сознании крестьян:

Отакі-то в нас діла: попи пасуть кози,

А біднота, як один, закладають сози,

Ми не підем в церкву під вінець на шлюб,

Справити весілля допоможе клуб.

Пошлю батька, пошлю матір

В школу грамоти вивчать.

Лікнеп очі їм розв’яже,

Лікнеп правду їм розкаже.

Вместе с тем лирический герой этой песни хорошо понимает, что нужно быть готовым защищать добытое счастье. Он заявляет:

Кину кужіль на полицю,

Навчусь тримати я рушницю.

Цього конче треба вміти –

Наш добробут боронити.

Колхозное строительство в дерене нашло отражение отражение в картинах, результаты:

Орю, орю, мамо, колективні гони.

Розтяглися скрізь по полю та й стальній коні,

Оце ж та пшениця, що сіяли ми,

Оце ж теє поле, де жили пни.

Ми таки діждались світлої пори.

Все песни мажорные, пронизаны светлой радостью, раждённой новой жизнью народа – хозяина страны.

- Идите в свой край! Будьте верными сынами народа и все отдайте творческому труду для своего же народа. Будет у вас сила и умение.

Выполняют шахтёры указания Ильича, а огнедайный камен, который они добывают, символизирует их самоотверженное служение советскому обществу.[7 стр.81-82]

В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом "Культпоход на Донбасс". Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

В донецких газетах и журналах начинали свой творческий путь многие впоследствии ставшие известными писателями, в т. ч. В. Н. Соссюра, П. Г. Беспощадный, Б. Л. Горбанов и другие.

В 1924 году сооружены первые на Донетчине монументальные памятники борцам революции, в т. ч. Артёму (Ф. А. Сергееву) в Артёмовске и Светогорске по проектам скульптора И. П. Кавалеридзе. [2, стр.46]

Читайте также: