Акцентный стих в литературе это кратко

Обновлено: 18.05.2024

АКЦЕ́НТНЫЙ СТИХ, ос­нов­ная фор­ма то­ни­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния : стих, в ко­то­ром уре­гу­ли­ро­ва­но толь­ко чис­ло уда­ре­ний (т. е. фо­не­ти­че­ских слов) в стро­ке, а чис­ло без­удар­ных ме­ж­ду уда­ре­ния­ми сво­бод­но ко­леб­лет­ся в пре­де­лах ес­те­ст­вен­ных дан­ных язы­ка (в рус. яз. обыч­но 0–4 сло­га, в англ. яз. – 1–2 сло­га, по­это­му анг­лий­ский А. с. вос­при­ни­ма­ет­ся рус. слу­хом как доль­ник ). Гра­ни­ца ме­ж­ду А. с. и бо­лее уре­гу­ли­ро­ван­ным так­то­ви­ком (где ко­ле­ба­ние чис­ла без­удар­ных ме­ж­ду уда­ре­ния­ми 1–3 сло­га) у мн. по­этов не­твёр­дая. Са­мые упот­ре­би­тель­ные раз­ме­ры – 4- и 3-удар­ный А. с. (часто в че­ре­до­ва­нии 4–3–4–3). Наи­бо­лее стро­го ор­га­ни­зо­ван А. с. с пар­ной риф­мов­кой ( ра­ёш­ный стих ), наи­бо­лее воль­но – А. с. не­риф­мо­ван­ный ( сво­бод­ный стих ). В рус. по­эзии А. с. ши­ро­ко рас­про­стра­нён в на­род­ном сти­хо­сло­жении , в до­сил­ла­би­че­ском сти­хе 17 в.; за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто у В. В. Мая­ков­ско­го (на­ря­ду с доль­ни­ком и воль­ным хо­ре­ем) и др. по­этов 20 в.

  • Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.

Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха, в основном в форме тактовика, является рэп.

Связанные понятия

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову, дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных.

Женская клаузула — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Моностих (также однострок, однострочие) — литературная форма: произведение, состоящее из одной строки.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или.

Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Двустишие (дистишье) (от др.-греч. δίστιχον — двустишие) — простейшее строфическое образование из двух строк, обычно скреплённых рифмой.

Ме́трика (др.-греч. μετρική, от μέτρον — мера, размер) — многозначный лингвистический и литературоведческий термин.

Ипоста́са (от др.-греч. ὑπόστᾰσις, сгущение, уплотнение, возникновение) — ритмическое явление в стихе, при котором стопа изменяет своё качество, но сохраняет количество.

Триоле́т (фр. triolet) — стихотворение (твёрдая форма) из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб.

Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (др.-греч. σοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.

Эпо́д (греч. ἐπῳδός — припев) — в античной поэзии заключительная строфа трёхчастной суперстрофы (строфа-антистрофа-эпод), предназначенной для хорового исполнения. По (силлабо-метрической) ритмике эпод не тождествен строфе (и копирующей её ритмику антистрофе). Традиционно считается, что в трагедии строфу и антистрофу хористы исполняли в движении, а эпод — стоя на одном месте. Строфа эпода может достигать больших размеров (больше строфы/антистрофы), а метрическая его трактовка более неоднозначна, чем.

Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно, например (Маяковский — образец дольника).

За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла вообще (или как имитацию тех или иных речевых расстройств вроде шизофазии): механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные сочетания, а читателю — это (или какое-то иное.

Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе — при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой.

Ассонанс (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Стихове́дение — один из четырех разделов поэтики (наряду с генологией, композицией и стилистикой), изучающий ритмическое строение литературных произведений. Стиховедение чаще всего сводят к изучению стихотворной фоники, метрики и строфики.

Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

Э̀квиритми́ческий перево́д или э̀квиритми́чный перевод (фр. traduction équirythmique) — перевод стихов, выполненный с сохранением стихотворного размера (числа слогов, ударений, по возможности деления на слова). Необходимость в таком переводе возникает в случае, если переводится текст песни (или либретто оперы) для исполнения на другом языке.

Стихотворение в прозе (фр. Poème en prose, petit poème en prose) — литературная форма, в которой прозаический (не осложнённый, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено. При дальнейшем повышении ритмической.

(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. - это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы "Владимир Ильич Ленин". 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это - единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком "-" обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке - три слога. Получается, что А. с. - это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. - это некая фикция, некий "симулякр" русской поэзии ХХ в.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .

Полезное

Смотреть что такое "АКЦЕНТНЫЙ СТИХ" в других словарях:

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — (ударник) основная форма чисто тонического стихосложения; стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними. В русской литературной поэзии употребителен с нач. 20 в. (В. В … Большой Энциклопедический словарь

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — (ударник), смотри Тоническое стихосложение … Современная энциклопедия

Акцентный стих — (ударник), смотри Тоническое стихосложение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Акцентный стих — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

акцентный стих — (ударник), основная форма чисто тонического стихосложения; стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними. В русской литературной поэзии употребителен с начала XX в.… … Энциклопедический словарь

акцентный стих — основная форма тонического стихосложения; стих, в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно 0 4 слога).… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь

Акцентный стих — (англ. accentual verse, нем. akzentuierender Vers, от лат. accentus ударение) чисто тонический стих, осн. форма тонич. стихосложения; стих, в к ром урегулировано только число ударений; кол во безударных слогов между ними произвольно, колеблется в … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

акцентный стих — см. тонический стих. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

Акцентный стих — вид свободного стиха (См. Свободный стих); его ритм основан на более или менее равном количестве ударений в строке при переменном числе безударных слогов между ними. А. с. называют обычно чисто тоническим стихом. А. с. достояние многих… … Большая советская энциклопедия

В конце XIX – начале XX веков в русской поэзии начинают активно разрабатываться нетривиальные формы стихосложения. Привычная силлабо-тоническая система постепенно сменяется чисто тонической. Широкое распространение получают такие размеры, как дольник, тактовик и акцентный стих. Последний представляет собой особенно интересное явление. Рассмотрим, что такое акцентный стих и чем он отличается от других размеров.

Важный признак акцентного стиха – наличие рифмы. Если строки произведения, написанного этим размером, не рифмованы, то такой стих называют свободным или верлибром.

Считается, что в основе акцентного стиха лежит раёшный стих, использовавшийся в XVII – XVIII веках в прибаутках, балаганных стихах, подписях к лубочным картинкам и т. д. Характерной чертой раёшного стиха была парная рифма. Вот один из таких припевов-прибауток:

Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти…

Если представить эти строки в виде схемы, также увидим в них признаки акцентного стиха:

U U U – U – U U –
– U U U – U U –
– U U U U U – U – U
U U – U – U U U – U

Вот ещё пример из этого же произведения:

В эпоху Золотого века русской поэзии акцентный стих не имел большого распространения. Обычно им писали только произведения, подражающие народным стихам или имитирующие фольклор. Зато уже в конце XIX века интерес к старинным формам стихосложения побудил поэтов-экспериментаторов обратить внимание и на акцентный стих. Так, например, большим поклонником этой формы был В. В. Маяковский. Множество его произведений написано именно акцентным стихом. Вот отрывки некоторых из них:

Исследуя эти фрагменты, можем заметить, что применяемый здесь акцентный стих неустойчив. В произведении могут встречаться как продолжительные безударные интервалы в 4-5 слогов, так и обнаруживаться менее долгие интервалы.

Также обратим внимание, что во всех отрывках имеется выраженная рифма. Многие авторы вслед за Маяковским считали этот элемент одним из наиболее важных признаков стихотворения.

Вот ещё несколько отрывков из произведений выдающихся поэтов Серебряного века:

В XX веке акцентный стих в своём творчестве применяли такие поэты, как Андрей Белый, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Есенин, З. Н. Гиппиус, И. А. Бродский и др. В настоящее время этот размер встречается в текстах рэп-исполнителей, молодых поэтов-новаторов, где чаще смешивается с тактовиком.

6.Тоническое стихосложение

Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.

Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.

Дольник (термин был предложен В.Я. Брюсовым) – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя термин ''икт'' (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:

Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 - 1

Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 -

Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 - 1

Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 -

(С.А.Есенин. ''Песни, песни, о чем вы кричите?'')

Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:

Девушка пела в церковном хоре - 2 – 2 – 1 - 1

О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-

О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 - 1

О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –

Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной Даме''.

Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.

3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'', интонационно он ближе к акцентному стиху:

Утром в ржаном закуте, - 2 – 1 - 1

Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 -

Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 - 1

Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 -

Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского, ''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.

Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.

Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:

Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!

Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.

В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.

Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.

Время велит за песню приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.

Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, - 4 - 1- 3 -

Нервы - большие, маленькие, многие! - - 2 - 1 - 3 - 2

скачут бешеные, и уже - 1 - 5 -

у нервов подкашиваются ноги! 1 - 2 - 4 -

Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.

Пример народного двухударника:

Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.

Народный трехударник с трехсложной клаузулой:

Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.

Трехударник с двусложной клаузулой:

Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.

Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):

Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.

Шестиударник с двусложной клаузулой:

Читайте также: