Крещение киева и новгорода кратко

Обновлено: 01.06.2024

Как возникло выражение?

Что произошло в Новгороде?

Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили. При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.

Где-то еще были волнения?

Да. В XI веке были волнения в Новгороде, Ростове и Муроме. При этом стычки носили скорее политический, а не религиозный характер — люди пытались захватить власть и выйти из-под контроля Киева. Например, Новгород хорошо известен сепаратистскими настроениями. Объединение русских племен состоялось незадолго до крещения Руси, поэтому разногласия оставались. Еще одна причина редких волнений в том, что жрецы на Руси были не везде — часто их функцию выполняли князья или другое руководство, которые в итоге крестились.

Люди искренне крестились?

Не все. На том этапе нельзя говорить об искренности и сознательности выбора в принятии христианства — никто не хотел становиться врагом князя, который к тому же был для славян-язычников высшим духовным авторитетом и верховным жрецом. Владимир, кстати, свой выбор согласовывал со старейшинами.

Людей убивали миллионами за отказ креститься?

Это никак не подтверждается. Невозможно представить, как Владимир с дружиной насильно крестит Русь: он физически не мог угрожать всей стране. Достаточно вспомнить, что случилось с князем Игорем, когда он просто хотел повысить налоги у древлян. Если бы народ посчитал действия Владимира неправильными, его бы убили.

Почему люди не восстали против новой и чужой религии?

А жрецы сопротивлялись?

Иногда. Например, из летописи известно, что в XI веке в Новгород пришел волхв, который смущал жителей своим учением, ругал христианскую веру и призывал убить епископа. Он обещал повторить чудо Спасителя — пройтись по воде и утверждал, что предсказывает будущее. Город разделился на два лагеря — одни поддерживали волхва, другие — князя и епископа. Князь спросил, знает ли волхв свое будущее. Тот самоуверенно заявил, что будет совершать чудеса. Князь выхватил из-под плаща топор и разрубил лжеца. Волнение прекратилось в тот же день.

Что в итоге?

Пожалуй, для одной европейской страны (или, если угодно, для полутора) сохранились письменные источники о крещении не канонически-житийного характера: Норвегия и тесно связанная с ней Исландия (все это мы знаем в исландской передаче). Причем писали не язычники, а христиане, относившиеся к первому норвежскому королю-христианину Олаву Трюггвасону с большим почтением, и писали отнюдь не в обличение королю, а в похвалу, но писали честно без прикрас. Там случалось всякое. У нас памятников литературы подобного жанра не сохранилось. Любопытно, исландский монах Одд Сноррасон, автор саги об Олаве, был уверен, что именно Олав, побывав в Константинополе, рассказал Владимиру Святославичу о тщете веры в истуканов. Эти два князя, действительно, наверняка встречались, а вот имеют ли слова Одда монаха хоть какое-то основание, теперь уже, видимо, не узнать.

Во-первых, никто не видел не только Иоакимовской летописи, но и вообще оригиналов летописей ранее чем с 14 века. Во-вторых, никаких русских племен в 10 веке не было, были какие-то русы, то ли прослойка, то ли одно из многочисленных племен узурпировавшее власть на Руси. В-третьих, крестить огнем и мечом могли только города и это вполне согласовывается со сменой политической элиты, так было и при Иванах 3 и 4, так было при Петре 1 и большевиках, и т.д., и т.п. А трогать всякое сельское население никто никогда бы не стал, ибо только дурак будет уничтожать те руки, которые его кормят. В-четвертых, действительно языческая оппозиция судя по всему противилась образованию единого централизованного государства Рюриковичей, а поэтому борьба с язычество и племенной элитой восточнославянских племен, была жизненной необходимостью для образования государственности на территориях в будущем ставших центром этой государственности. В-пятых, русское национальное самосознание восточнославянских племен формировалась параллельно с их христианизацией и заняло несколько столетий, вплоть до ордынского ига. Так что смело можно говорить, что православие эт о краеугольный камень и духовная основа русскости. А на территориях где православие было позднее утрачено, как то западная и юго-западная Русь, там со временем было утрачено и русское самосознание.

Конечно хотелось бы верить в нечто мирно внедрившееся в чужеродную среду, да ещё и агрессивную, но логика не даёт этого сделать, думаю что стоит признать насильственный момент при принятие христианства на Руси, ну что делать победило христианство, а могло оно не победить, наверное не могло раз победило, значит Господу было так угодно, а может и все проблемы Руси идут от того что таким методом христианство внедряли, и теперь служит Россия примером тем, кто хотел бы хорошее дело делать неподобным образом.

Подтверждения событий, описанных в Иоакимовской летописи, обнаружила новгородская археологическая экспедиция под руководством В. Л. Янина. Дендрохронологический анализ деревянных мостовых в Новгороде позволяет с точностью до года датировать тот или иной слой. Под ярусом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого пожара (в пределах раскопа — 9 000 кв. м.) Найдены крупные клады, спрятанные под полом — домашняя казна. Таким образом, в период крещения береговые кварталы Новгорода, действительно, погибли от огня. События, по оценке В. Л. Янина, не были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам своих домов.

Ага, щас. чтобы поп, да не соврал? (с) Крещение огнём достоверно доказано, в т.ч. это подтверждают археологические раскопки. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской летописи":

"6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.

Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.

Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".

Крещение — личное и общегосударственное — было обязательным условием договора князя Владимира с василевсом Василием II, который был заключен в 987 г., когда василевс ждал от русского князя помощи в подавлении мятежа Варды Фоки.

Принятые решения были таковы:

Взамен от Владимира ожидали скорейшей отправки в Константинополь крупного русского отряда.

Намечавшееся родство с византийским императорским домом было чрезвычайно выгодно и почетно для русского князя, прекрасно сознававшего необходимость приобщения созданного им обширного государства к христианскому миру. Благодаря браку с багрянородной царевной Владимир входил в семью европейских правителей, становясь на равную ногу с могущественнейшими государями, многие из которых не могли даже мечтать о столь тесном родстве с византийскими василевсами.

Но решение князя Владимира креститься нельзя сводить к одним политическим резонам. Обращение его было непритворным, он не лицемерил и не вел беспринципную политическую игру ради того, чтобы любой ценой заполучить в жены сестру василевсов. Политика и религия сплелись здесь настолько тесно, что их просто невозможно отделить друг от друга.

Крещение киевлян

Теперь, когда главное условие договора с василевсом Василием II было выполнено, Владимиру оставалось сделать последнее — крестить киевлян и стать государем христианского народа. Князю было на кого опереться. Христиане еще со времен Ярополка составляли немалую часть населения Киева. Но Владимиру предстояло убедить в своей правоте городское вече, для которого княжеское слово отнюдь не являлось непреложным законом.

Князь Владимир терпеливо ждал добровольного выбора киевлян. К середине лета стало очевидным, что большинство жителей Киева желает принять крещение, часть еще колеблются в выборе, а некоторые упорствуют в язычестве.

Видя это, Владимир собрал городское вече и объявил свою волю:

— Наутро пускай каждый придет к реке креститься. Если же кто из некрещеных завтра не явится, будь то богатый или нищий, вельможа или раб, тот будет считаться ослушником моего повеления.

Этапы христианизации при князе Владимире

К великому сожалению, сохранившиеся письменные памятники проливают весьма слабый свет на раннюю историю христианизации восточнославянских земель. Примечательнее всего молчание Повести временных лет, которая лишь одними своими заметками о построении храмов в периферийных русских городах дает понять о свершившемся факте крещения. В этой ситуации особую важность приобретают результаты археологических наблюдений над эволюцией погребальной обрядности (переход от языческой кремации к христианской ингумации) на различных племенных территориях — зачастую только так можно получить более или менее объективную картину смены верований у жителей той или иной местности. В целом исторические и археологические свидетельства не оставляют сомнений в широком размахе миссионерской деятельности во времена Владимира, как, впрочем, и в том, что далеко не везде ей сопутствовал быстрый и ощутимый успех — слишком разным был тот этнографический материал, которому христианство стремилось придать единую культурную форму.

После крещения киевлян Владимир совершил миссионерские поездки в Суздальскую и Смоленскую земли, где положил начало обращению населявших эти края славянских и финно-угорских племен. Но затем нашествия печенегов и другие внешние угрозы надолго отвлекли Владимира от непосредственного участия в деле христианского просвещения Русской земли.

Дальнейшим распространением христианства занимались уже подросшие сыновья Владимира, посаженные отцом на городские княжения. Благодаря их стараниям христианская проповедь зазвучала на окраинных славянских землях — Древлянской, Туровской, Полоцкой, Смоленской, Ростовской, Муромской, Северской и других.

Черед сельской округи наступил много позже, когда у Русской Церкви появилась возможность поставления священников в сельские приходы.

Крещение Новгорода

Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.

Вслед за Новгородом христианство утвердилось в Ладоге и других городах Словенской земли. В начале XI в. в Приильменье, а также в бассейнах Луги, Шексны и Мологи распространился христианский обычай погребения.

Сопротивление христианству в других восточнославянских землях

Приобщение к христианству славян Верхнего Поднепровья происходило в целом мирным путем. Лишь в преданиях дреговичей сохранился глухой намек на какое-то кровавое побоище крестителей Туровской земли с местными язычниками. Одна легенда говорит, что когда знаменитые каменные кресты, которые и сегодня являются достопримечательностью Турова, приплыли по Припяти к городу и встали на берегу, речная вода окрасилась кровью.

Впрочем, вне зависимости от того, какими средствами христианские миссионеры добивались торжества над язычеством, им нигде не удалось достичь быстрого результата – христианизация днепровских славян растянулась на долгие годы. В одной старинной рукописи крещение Смоленской земли помечено 1013 г., и эта дата довольно точно соответствует материалам археологических исследований кривичских курганов, согласно которым первые немногочисленные захоронения по христианскому обряду появились в верховьях Днепра еще около середины Х в., но заметное преобладание они получили только в первой четверти XI в. Примерно та же картина наблюдается на племенных территориях древлян, радимичей, дреговичей и северян, где замена языческой кремации на христианскую ингумацию произошла в последней четверти Х — первой трети XI вв.

В землях, прилегавших к Поднепровью с северо-запада и северо-востока, христианство приживалось с еще большим трудом.

Ряд летописей упоминают о миссионерской деятельности в Ростове князя Бориса (сына Владимира) и епископа Илариона, соперничавшего с Федором в праве считаться первым ростовским святителем и создателем Успенского храма.

Жители Медвежьего угла помаленьку занимались скотоводством, однако основным их занятием был разбойный промысел на волжском торговом пути.

Их обращение произошло много позднее, в год, когда Ростовская область подверглась сильной засухе. Молитвы Волосу о дожде не помогали. Тогда священник Ильинской церкви спросил язычников, уверуют ли они, если заступничеством Пресвятой Богородицы и пророка Илии на землю изольется дождь. Те ответили утвердительно. В их присутствии был отслужен молебен, после которого небо заволокло тучами, и начался ливень. Потрясенные могуществом христианского Бога, жители Медвежьего угла сами сожгли идол Волоса и все поголовно крестились.

Материалы археологических раскопок показывают, что ингумационные захоронения появляются здесь в конце Х в., но их широкое распространение приходится на XI–XII столетия.

Приблизительно такими же темпами эволюционировала погребальная обрядность в земле вятичей. Сказать больше о проникновении христианства в Приокский бассейн в конце Х – начале XI в. невозможно из-за отсутствия в древнерусской литературе и фольклоре каких-либо известий на этот счет.

Вместе с тем рассматривать принятие Русью христианства в одном только местном, узконациональном аспекте – значит крайне обеднить (и, следовательно, исказить) историческое значение этого события, поскольку крещение Руси было лишь частью неизмеримо более широкого процесса христианизации варварских народов Европы, преимущественно германцев и славян, собственно и обеспечившего Христовой церкви всемирно-историческую победу. В Х столетии многовековой период распространения христианства in barbaros (среди варваров) подходил к концу. Языческие боги еще сохраняли свою власть над многими племенами и народцами, скрывавшимися в лесных дебрях и других труднодоступных местах на окраинах европейского севера и востока, но вожди последних крупных племенных объединений, претендовавших на государственное бытие, один за другим склонялись перед всепобеждающим Крестом. В 930-х гг. христианство окончательно укореняется в Чехии, благодаря святому князю Вячеславу (Вацлаву); в 960 г. польский князь Мешко I сдается на увещания своей чешской жены Домбровки и принимает крещение по римскому обряду; в 974 г. немецкие миссионеры обращают в христианство датского короля Харальда Синезубого; примерно тогда же крестится Геза Венгерский, а в середине 990-х гг. норвежский король Олав Трюггвасон познает в Царьграде истинного Бога.

Но только с крещением Русской земли европейский христианский мир приобрел более или менее законченное этногеографическое оформление, позволив наконец Европе заявить о себе как о едином культурно-цивилизационном целом.

Мои книги на Литрес

Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки можно через

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

ЮMoney (Яндекс) 41001947922532

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, крещение Новгорода состоялось в 990–991 гг. и проводилось в несколько последовательных этапов. Введение христианства вместо язычества осуществлялось по инициативе великого Киевского князя Владимира Святославича, вошедшего в историю под прозвищем Красно Солнышко. Чтобы увековечить это событие, повлиявшее на развитие и укрепление русского государства, в 1862 г. на территории Новгорода был установлен памятник 1000-летию крещения Руси.

картина

Обстоятельства крещения Новгорода

Укреплению новой религии предшествовало принятие христианства самим Владимиром, княжеским окружением и всеми жителями Киева, состоявшееся в 988 г. Одновременно на всей русской земле проходило уничтожение языческих святилищ и капищ, осуществлялось искоренение идолопоклонства.

После крещения Киева Владимир Святославович решил распространить православие во всем государстве, важнейшим политическим, торговым и ремесленным центром которого в то время являлся Новгород. Он был известен как крупный город, который при крещении Руси стал местом серьезного противостояния язычников и христиан. Князь Владимир хорошо понимал, что новгородцы, укоренившиеся в языческой вере, скорее всего, окажут сопротивление и не станут массово креститься, подобно киевлянам. Именно поэтому он поручил распространение христианства в Новгороде своему дяде – опытному воеводе Добрыне. Вместе с ним крестить новгородцев отправились воевода Путята и епископ Иоаким со своей свитой.

Как восприняли новую веру новгородцы

Новгород вошел в историю как город, оказавший наибольшее сопротивление принятию православного христианства. В отличие от Киева события разворачивались здесь далеко не мирным путем.

Узнав о скором прибытии Добрыни с вооруженным войском, местные язычники собрали вече. Большинство из присутствующих решили не пускать киевских посланников в город и всячески защищать старые храмы.

Однако не все горожане были согласны с позицией языческих волхвов, боявшихся потерять свое влияние на местное население. В свете происходящих событий новгородцы разделились на два противоположных лагеря:

  • первая группа горожан поддерживала предстоящее крещение, поскольку в городе уже существовали христианские общины;
  • вторая категорически была настроена против религиозного нововведения и стремилась всеми силами защищать своих идолов.

В отместку Добрыне язычники сожгли его терем и убили жену, которая проживала в Новгороде. Также они стали вооружаться и разобрали мост через реку Волхов, чтобы лишить воеводу и его войска возможности беспрепятственно войти в город.

Первый этап крещения Новгорода

Будучи осведомленным о происходящем, Добрыня предложил жителям Новгорода провести мирный обряд крещения. Получив категоричный отказ, он повелел своим воинам поджечь городскую окраину. После этого некоторые горожане, опасавшиеся повторных пожаров, согласились на проведение обряда, который проходил в реке Волхов.

иллюстрация

Второй этап принятия христианства

Имея значительный перевес, новгородцы могли отстоять своих языческих идолов, поэтому Добрыня принял решение сменить первоначальную тактику. Ночью Путята с 500 воинами переправился вниз по Волхову и вступил в Новгород со стороны Перыни. Здесь воевода сразу же отправился к лидерам язычников, которые проводили очередное вече. Сопротивление оказалось недостаточно сильным, и Путяте удалось быстро утвердиться в городе.

Одержав победу над язычниками, Добрыня повелел разрушить все капища. В прошлом главной святыней новгородцев являлся храм Перуна. Статую этого идола было решено убрать с предыдущего места и поволочь к реке, ударяя по пути палками. Другим языческим святилищам города также пришлось разделить подобную участь.

Завершение крещения

Некоторые новгородцы пытались прибегнуть к хитрости, говоря, что уже были крещены. Чтобы избежать обмана, киевский воевода повелел вешать на шеи всех обращенных в новую веру кресты из дерева или меди. Людей, не имевших при себе такого символа, обязательно крестили.

Последствия крещения новгородцев для Руси

После крещения Новгород, в котором периодически возникали сепаратистские настроения и присутствовало стремление обрести независимость от Киева, беспрекословно стал подчиняться князю Владимиру и его последователям. Принятие христианства важнейшим центром русской земли способствовало многим положительным изменениям:

  • искоренению устаревшего язычества и его варварских обрядов;
  • превращению Руси из отсталой территории в цивилизованную державу;
  • установлению доброжелательных отношений с высокоразвитой Византией;
  • более активному распространению культуры и образования;
  • повышению авторитета русского государства на международной политической арене.

Принятие христианства крупным русским городом стало огромной внутригосударственной победой Владимира Святославовича. Это событие открывало возможности для дальнейшего перехода к православию остальных территорий и его закрепления в качестве официальной религии. При этом язычники, одобрявшие принесение кровавых человеческих жертв, лишались возможности занимать руководящие или другие посты и влиять на общественно-политическую жизнь.

Вскоре после крещения новгородцев в городе было возведено два храма – каменная церковь праведных Иоакима и Анны и деревянный собор Св. Софии. Обе постройки не сохранились до нашего времени в своем первозданном виде, а храм Св. Софии позже стал каменным и превратился в главный христианский собор Великого Новгорода.

Новгород был менее подготовлен к новой религии, чем находившийся в непосредственной близости к Византии Киев. Здесь требовалась долгая терпеливая проповедь, и поначалу распространение новой религии шло довольно мирно. В 990 году сюда прибыл первый русский митрополит грек Михаил. При нем была заложена первая в Новгороде христианская церковь Преображения. Однако, проводив митрополита и епископов, большинство новгородцев вернулось к языческим обычаям своих предков. И тогда верх взяло самовластие будущей монархии. В 992 году была предпринята вторая попытка крещения Новгорода. Но теперь вместе с епископом Иоакимом Корсунянином сюда было направлено войско во главе с дядей великого князя Добрыней и тысяцким Путятой.

Узнав, что к ним идет ратная сила, чтобы уничтожить дедовские святыни, новгородцы собрали вече и постановили не выдавать своих богов. Город был укреплен, мост разобран, на берегу выставлены камнеметные орудия. Жрец Богумил по прозвищу Соловей возбуждал народ стоять за веру предков. Не решившись на прямое столкновение, киевляне обманом захватили нескольких зачинщиков сопротивления. Это привело в ярость новгородцев. Народ разорил церковь Преображения, ограбил дома первых новгородских христиан. Около пяти тысяч горожан вступили в жестокую сечу с войсками Путяты. Тогда Добрыня под покровом ночи переправился на Софийскую сторону и зажег дома на берегу. Пожар в деревянном городе был страшным бедствием. Многие кинулись тушить свои дома, остальные запросили мира.

Насилие оскорбило вольный дух новгородцев. Горожане шли креститься со смущенной душой и ожесточенным сердцем. Людей толпами загоняли в воду. Мужчины крестились выше, а женщины ниже волховского моста. Многие пытались идти на обман, уверяя, что уже крестились. Поэтому проповедники надевали всем крещенным на шею крестики. Так на Руси появилась традиция нательных крестов.

История крещения Новгорода описана в Иоакимовской летописи. Однако, как мы помним, многие историки, начиная с Карамзина, ставили под сомнение подлинность этого памятника. И вот в начале 80-х годов XX века академик В.Л. Янин решил проверить достоверность сведений Иоакимовской летописи о пожаре, которым сопровождалось крещение Новгорода. Были произведены раскопки, давшие поразительный результат. Выяснилось, что в год христианизации Новгорода пожар уничтожил все сооружения на большой площади (в пределах раскопа она превышала 9000 квадратных метров). Невостребованными оказались находившиеся под полами сгоревших построек клады, являвшиеся домашней казной. Следовательно, их владельцы погибли. Здесь же когда-то находилась и деревянная церковь Преображения, которую согласно летописи разметали противники крещения.

Таким образом, рассказ Иоакимовской летописи о крещении Новгорода получил вполне научное подтверждение, что одновременно повысило доверие ученых к самой летописи как к историческому источнику.


Христиане и язычники. Художник С.В. Иванов. 1900-е гг.

Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года

Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года Прежде, чем мы будем говорить о том, какими были Новгородцы при великом князе Юрии Владимировиче Долгоруком, надо рассказать читателям их историю.Вы помните, что Новгородцы почти еще в самом начале Русского государства были уже

Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года

Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года Наши бедные предки обманулись в своих ожиданиях: не прошло и двух лет после славного Донского сражения, а Москва была опять в руках Татар, и опять она терпела все те ужасы, которые происходили в ней во времена

Как крестили Русь

Как крестили Русь 988 год сияет в русской истории как дата Крещения Руси. Но для византийцев это событие прошло незаметно: они считали, что Русь уже обращена при Аскольде и Дире, при том, что только князья и, может, некоторые дружинники сделались христианами.Называют и

Своеволие новгородцев 1155-1167 годы

Своеволие новгородцев 1155-1167 годы Прежде чем говорить о том, что были новгородцы при великом князе Георгии Владимировиче Долгоруком, надобно рассказать читателям историю их гораздо ранее того времени.Вы помните, что новгородцы почти в самом начале Русского государства

Глава 3. Северные походы новгородцев в XI-XII веках

Глава 3. Северные походы новгородцев в XI-XII веках После 1066 года (завоевание норманнами Англии) походы норманнов в страны Западной Европы почти прекратились. В X-XI веках в Дании, Швеции и Норвегии возникли раннефеодальные государства. В конце X – начале XI века христианство

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы

Церковь Сан-Самуэле, где крестили Казанову, и театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы Мать Джакомо Казановы звали Мария-Джованна Фарусси, и она была дочерью простого сапожника, выбившейся в актрисы театра Сан-Самуэле (San Samuele), принадлежавшего богатому семейству

1.1. Религиозное мировоззрение средневековых новгородцев

1.1. Религиозное мировоззрение средневековых новгородцев Своеобразие государственного устройства Новгородской республики вызывало и вызывает до сих пор многочисленные споры в исторической науке. Но при этом историки, теоретизируя и строя гипотезы, не предпринимают

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь? Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

Крещение Владимира, киевлян и новгородцев

Крещение Владимира, киевлян и новгородцев Не хотелось русскому князю просить у греков крещения, как милости, да, кроме того, у него были, видно, какие-нибудь счеты с греками. Он выступил с войском на Корсунь, богатый греческий город на Таврическом полуострове. Корсунцы

Зачем крестили Киевскую Русь?

Зачем крестили Киевскую Русь? Продолжу рассказ о Кавказской Албании отступлениями, далекими от Кавказа, но близкими к его покорительнице – России. Короткими зарисовками попробую углубить тему и быть понятнее читателю. Тема у этого очерка сложнейшая, корни перепутаны,

§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский

§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из основателей концепции "возрожденного" естественного права в России, исследователь истории политических учений Нового времени. Он был

Читайте также: