Обращение интервалов это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Интервал - расстояние между двумя ступенями .

Звуки в интервале могут появляться последовательно или одновременно. Если звуки в интервале появляются последовательно, то такой интервал называется мелодическим, а если одновременно - гармонический. Данные определения интервалов вполне логичны. Если присмотреться к любой мелодии, то можно увидеть, что она состоит из последовательности звуков, образующих мелодические интервалы. Для аккомпанемента характерно одновременное звучание звуков. При этом сочетание одновременно звучащих звуков должно быть приятным на слух, то есть гармоничным.

Интервал характеризуется двумя параметрами – количеством ступеней и количеством тонов в нем. Простые интервалы имеют следующие названия:

Прима - одна ступень
Секунда – две ступени
Терция – три ступени
Кварта – четыре ступени
Квинта – пять ступеней
Секста – шесть ступеней
Септима – семь ступеней
Октава – восемь ступеней

Таб. 1. Простые интервалы

Посмотрите на интервалы, образованные ступенями до и ре, ми и фа (рис. 1). По количеству ступеней это одинаковые интервалы, поскольку они состоят из двух ступеней. Но они различаются по количеству полутонов. Между до и ре два полутона, а между ми и фа - один полутон.

Рис. 1. Одинаковые по названию, но разные по тоновому составу интервалы

По количеству полутонов интервалы делятся на:

Чистая прима (ч.1) – 0 тонов
Малая секунда (м.2) – 0,5 тона (полутон)
Большая секунда (б.2) – 1 тон
Малая терция (м.3) – 1,5 тона
Большая терция (б.3) – 2 тона
Чистая кварта (ч.4) – 2,5 тона
Увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона (тритон)
Уменьшенная квинта (ум.5) – 3 тона (тритон)
Чистая квинта (ч.5) – 3,5 тона
Малая секста (м.6) – 4 тона
Большая секста (б.6) – 4,5 тона
Малая септима (м.7) – 5 тонов
Большая септима (б.7) – 5,5 тона
Чистая октава (ч.8) – 6 тонов

Таб. 2. Простые интервалы и полутона

В сокращенном названии интервала буквой обозначается качественная характеристика интервала (ч - чистая, ум - уменьшенная, ув - увеличенная, м - малая, б - большая), а цифрой – количественная характеристика интервала - количество ступеней. На рис. 2 показаны интервалы, построенные от ступени до.

Рис. 2. Простые интервалы

Запомнить названия и тоновый состав интервалов будет намного проще при использовании не только обычной, но и визуальной памяти, так как увиденное во многих случаях запоминается лучше услышанного. Поэтому я рекомендую визуально запомнить построение указанных выше интервалов от ступени до. Что это даст? Это даст возможность вспомнить интервал, если его тоновый состав был забыт. Например, требуется построить большую терцию от клавиши фа-диез, но мы забыли тоновый состав большой терции. Смотрим на клавиатуру и благодаря визуальной памяти вспоминаем, что большая терция образуется между клавишами до и ми. Считаем количество полутонов между этими клавишами. Получается 4 полутона. Откладываем 4 полутона от фа-диез и получаем ля-диез. Если клавиатуры под рукой нет, то можно либо приобрести линейку с изображением клавиатуры, либо постараться представить её мысленно.

Интервалы - построение, а любое построение в музыке можно либо рассчитать, либо сразу увидеть на клавиатуре. Преимущество счета - точность, а также возможность проведения и анализа сложных построений, недостаток - низкая скорость. Преимущество построения взглядом - высокая скорость, но сложные построения не всегда получается быстро увидеть и понять. Навык визуального построения необходим при импровизации на фортепиано или синтезаторе, когда требуется сочинять музыку на ходу. Если вы планируете через некоторое время заняться импровизацией, то нарабатывайте навык построения взглядом. Для этого пытайтесь увидеть интервал на клавиатуре от заданной клавиши, а не считать полутоны. Начать тренировку можно с быстрого определения октав. Октавы часто используются в аккомпанементе и быстрое нахождение взглядом октав позволит моментально строить партию аккомпанемента для игры на синтезаторе левой рукой.


Обращение интервалов

Интервалы состоят из двух звуков: нижний звук - основание интервала, верхний звук - вершина интервала.

Рис. 4. Гармонический и мелодические интервалы

Перенос основания интервала на октаву вверх или перенос его вершины на октаву вниз называется обращением интервала.

Рис. 5. Обращения интервалов

Обращение интервала помогает быстро строить большие интервалы. Как построить, например, большую сексту от заданной ступени вверх? Можно посчитать количество полутонов от заданной ступени, но проще перенести основание интервала на октаву вверх и вычесть из него обращение большой сексты:

б.6 = октава-м.3 (см. таб. 2)

Интервал и его обращение в сумме дают 6 тонов или 9 ступеней:

Перемещение звуков интервала таким образом, что верхний звук становится нижним, а нижний — верхним, называется обращением интервала. Обратите внимание на то, как происходит перемещение звуков. Возможны 2 способа:

  1. Перенос нижнего звука (основания) вверх на октаву;
  2. Перенос верхнего звука (вершины) на октаву вниз.

В результате таких изменений образуется новый интервал. Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные. Только октава остаётся октавой, как бы мы не переставляли звуки. У неё нет обращения.

Если сложить вместе интервал и его обращение, всегда получится октава.

На рисунке вы можете увидеть оба способа обращения интервалов:

Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот. Обращение простых интервалов в составные и составных - в простые производится тремя способами: перемещением нижнего звука интервала на две октавы вверх или верхнего звука на две октавы вниз либо обоих звуков на одну октаву во встречном направлении.


Возможно также обращение составных интервалов в составные же; в этих случаях перемещение одного звука производится на три октавы, а обоих звуков - на две октавы во встречном направлении (перекрёстно). См. Интервал.

перемещение звуков интервала на октаву, при к-ром его основание становится верхним звуком, а вершина - нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот. Обращение простых интервалов в составные и составных - в простые производится тремя способами: перемещением нижнего звука интервала на две октавы вверх или верхнего звука на две октавы вниз либо обоих звуков на одну октаву во встречном направлении.


Возможно также обращение составных интервалов в составные же; в этих случаях перемещение одного звука производится на три октавы, а обоих звуков - на две октавы во встречном направлении (перекрёстно). См. Интервал.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое "Обращение интервала" в других словарях:

ОБРАЩЕНИЕ — (лат. inversio, нем. Umkehrung, франц. renversement) есть такая смена мелодических или гармонических соотношений, при которой то, что было до о ия наверху, переходит вниз и то что было внизу, переходит вверх. О. многообразно применяется в теории… … Музыкальный словарь Римана

Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1 е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2 е,… … Музыкальная энциклопедия

ГОСТ 30772-2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения — Терминология ГОСТ 30772 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения оригинал документа: 6.5 антропогенное загрязнение: Загрязнение, возникающее в результате деятельности людей, в том числе их прямого или косвенного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53692-2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов — Терминология ГОСТ Р 53692 2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов оригинал документа: 3.1.1 жизненный цикл продукции; ЖЦП: Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Уменьшённые интервалы — интервалы, к рые на хроматич. полутон меньше одноимённых малых и чистых. В диатонич. системе содержится один уменьшённый интервал уменьшённая квинта (тритон) на VII ступени натурального мажора или на II ступени натурального минора. В… … Музыкальная энциклопедия

renversement — фр. [ранвэрсэма/н] обращение (интервала, аккорда) … Словарь иностранных музыкальных терминов

reversement — фр. [рэверсма/н] обращение (интервала или аккорда) … Словарь иностранных музыкальных терминов

Umkehrung — нем. [у/мкэрунг] обращение (интервала, аккорда, темы) … Словарь иностранных музыкальных терминов

Норматив — Количественная характеристика показателя, устанавливающая величину ожидаемых результатов работ, либо планируемый уровень расходования (использования) ресурсов в типовых организационно технических условиях проведения работ Источник: МД 3.02 2000:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также: