Идеальные типы вебера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Не следует путать идеальный тип с гипотезой — научным предположением, которое выдвигает исследователь для объяснения какого-либо явления. Гипотеза требует проверки опытом: если она подтверждается, то становится теорией, если нет — отвергается. Однако идеальный тип не может быть отвергнут по определению. При этом он не требует проверки реальными фактами, а действительность сравнивается с ним лишь для того, чтобы понять, насколько она отличается от созданной исследователем идеально-типической конструкции.

Идеальные типы создаются посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения и соединения отдельных явлений в единый мысленный образ. Вебер особо подчеркивал, что в реальной действительности этот мысленный образ никогда не встречается. Задачу исторического исследования автор видел в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколько действительность близка или далека от соответствующего мысленного образа.

Точно так же ученый пытался подойти и к анализу результатов любой военной или политической акции. При этом он обязательно стремился понять: каким было бы поведение участников события, если бы они в полной мере обладали всей необходимой информацией и удачно нашли средства, необходимые для достижения поставленной задачи.

Таким образом, в образовании абстрактных идеальных типов Вебер видел не цель, а средство познания. Эта установка применима практически ко всему множеству используемых им идеальных типов.

§ 32. Идеальные условия возможности теории вообще.

§ 32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизмаСамый тяжелый упрек, который можно высказать какой-либо теории, в особенности теории логики, состоит в том, что она противоречит очевидным условиям возможности теории вообще. Выдвигать теорию

5. Материальные интересы и идеальные принципы, классы и партии. Перспективы социальной революции. Начало перехода к материализму и коммунизму

5. Материальные интересы и идеальные принципы, классы и партии. Перспективы социальной революции. Начало перехода к материализму и коммунизму В конце 1842 г. Энгельс переезжает в Англию, в Манчестер, где становится служащим на прядильной фабрике, одним из совладельцев

XIV Материальные обстоятельства и идеальные цели

XIV Материальные обстоятельства и идеальные цели Разве справедливо, чтобы большинство, возражающее против свободы, порабощало меньшинство, готовое эту свободу отстаивать? Несомненно, правильнее, если уж речь идет о принуждении, чтобы меньшее число людей заставило

§ 28. Cogito. Мой естественный окружающий мир и идеальные окружающие миры

§ 28. Cogito. Мой естественный окружающий мир и идеальные окружающие миры С этим миром, с тем миром, в каком я обретаюсь и какой в то же самое время есть мой окружающий мир, сопрягаются все комплексы спонтанностей моего сознания, многообразно переменчивые, — наблюдение и

Типы коллизий

Типы коллизий Каждый из полюсов сознания, как идеальное, так и маргинальное, автономны в пределах сферы своего законодательства. Регистраторами двух автономий можно, при желании, назвать Канта и Фрейда. Нас интересуют коллизии, неизбежно возникающие в случае экспансии

ТИПЫ ЧЕЛОВЕЙНИКОВ

ТИПЫ ЧЕЛОВЕЙНИКОВ В истории человечества были и существуют в наше время многочисленные индивиды (экземпляры) и виды человейников. Они различаются по размерам, по продолжительности жизни, по степени сложности структуры, по человеческому материалу и многим другим

ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Государственность классифицируется по самым различным признакам: монархическая, республиканская, авторитарная, диктаторская, олигархическая, тираническая, демократическая и т.п. Нас будут интересовать два типа ее - западнистский и

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ Общества различаются по многим признакам, в том числе по типам социальной организации. Известные классификации не могут считаться научными, поскольку не удовлетворяют логическим требованиям классификации. В частности, так называемый первобытно-общинный

2. Идеальные формы

Философия науки и идеальные типы

Типы веры

Типы веры 1. Элементы веры и их динамика Вера как состояние предельного интереса субъективно и объективно имеет множество форм. Любая религиозная и культурная группа и в какой-то мере любой индивид выступают носителями особого опыта и содержания веры.Изменение

7. Идеальные побудительные силы познания

7. Идеальные побудительные силы познания Наука походит на айсберг: видимая его часть всегда меньше той, что скрыта под водой. Вслед за познанием сил природы и общества рано или поздно происходит практическое овладение этими силами. Бесполезных открытий не бывает: история

21.1 (ИМ) Идеальные маркеры: Душа (М1) и Дух (М3)

21.1 (ИМ) Идеальные маркеры: Душа (М1) и Дух (М3) Работа с понятиями М1 и М2 будет обладать определённой спецификой, заключающейся в том, что их детальное рассмотрение, будет проведено несколько позже, в пятой модели этой книги, а именно сейчас, мы будем рассматривать их, как

Проблема метода заботила многих теоретиков культуры. Немецкий ученый—один из крупнейших социологов XX века — Макс Вебер (1864-1920) внес особенно существенный вклад в разработку культурологического метода.

В отношении метода исследования Вебер не усматривал принципиальной разницы между естественными и общественными науками. И там, и здесь присутствуют наблюдение и сравнение, индукция и дедукция, логика и интуиция. И история, и естествознание устанавливают причинно-следственные, необходимые связи, но ни в мире природы, ни в обществе высшие формы логически не выводятся из низших. И естествознание, и история используют обобщенные модели, схемы исследуемого предмета, в которых случайное и малозначимое — отсекается.

Жизнь, по мнению Вебера, аморфна, хаотична, обусловлена разно-порядковыми — биологическими, экономическими, психологическими, идейными факторами, между которыми не может быть полного соответствия. Идеи и нормы существуют в человеческом уме. Между различными умами не бывает полной согласованности. Реальная ткань общественной жизни состоит из человеческих действий, которые приобретают значимость, когда в них есть осознание ценности, смысла поступка.

М. Вебер происходил из состоятельной семьи. Еще в юности он приобрел вкус к политике, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском университете, занимался политической экономией и экономической историей. Первые же работы о римской аграрной истории, в которых были намечены контуры эмпирической социологии, поставили его в ряд крупных ученых. Изначально Веберу был присущ широкий культурологический подход к общественным проблемам. Почти в каждой его работе анализ экономики и политики тесно увязывается с анализом семьи, быта, нравов, религии. С1884 года Вебер — профессор университета.

ценностных рамках. Но ни в одном обществе нормы и ценности не образуют целостной системы. Отношения между ними могут быть более или менее конфликтными, чем и обусловлен непреходящий драматизм жизни.

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе. Идеальный тип — это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.




2. Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Например, В результате изучения европейского капитализма Нового времени, устанавливается следующий факт: наблюдается повышение экономической активности и работоспособности массы людей, готовность ограничить личное потребление ради расширения производства. Этот факт невозможно объяснить только устранением феодальной системы. Отнюдь не очевидно, что человек, освобожденный от феодальной зависимости, начнет трудиться по 10-12 часов в день ради увеличения капитала, а не предпочтет, заработав немного, заняться рыбной ловлей или обустройством быта.

3. Массовый тип производителя-накопителя появляется прежде всего в протестантских странах, которые начинают быстро богатеть, встают на путь индустриализации. Это происходит в Англии, Германии, Голландии, позже — в Северной Америке. В странах же, где господствует католическая церковь — Италии, Испании, Франции, Южной Америке — промышленное развитие идет значительно медленнее.

Типология культур Вебера

Идеальной бюрократии, что ясно осознавал Вебер, не было нигде и никогда. Бюрократы злоупотребляли служебным положением, брали взятки, занимались протекционизмом, не были достаточно ответственны и компетентны. Развитие бюрократии в обществах, где она стала мощной силой, обнаружило тенденции, не замеченные Вебером, ведущие к снижению уровня рациональности.

Если традиционный тип господства опирается на признание святости обычая, на нечто давно установленное и непогрешимое, то харизматический культ есть вера в новое, чудесное и необычное. Харизматический лидер оказывает мощное воздействие на массы. Сила харизмы может перевешивать силу рациональности и традиции. Она ломает старую систему господства. Однако сам харизматический лидер черпает силы в смутных ожиданиях и надеждах широких масс, которые он интуитивно улавливает, в вере в его способности учеников и последователей. Так что его собственная вера в себя и свою миссию есть как бы сфокусированная в нем рассеянная вера масс. Эту веру харизматический лидер должен неустанно оживлять и поддерживать, совершая чудеса, великие и страшные дела.

Харизма, как и другие типы господства, не встречается в чистом виде. Комментируя эту оговорку Вебера, американский социолог Л. Козер пишет, что хотя власть Гитлера опиралась на его харизму, политическая система национал-социализма включала в себя существенные элементы рациональности и немецкие народные традиции. То же самое можно сказать и о другом харизматическом лидере — Сталине, при котором выросла новая бюрократия. Правда, идеи национально-народного характера стали усиливаться в СССР лишь в последний период сталинского правления.

Вебер исследовал проблему власти в начале нашего столетия, когда в ряде государств появились тенденции развития в сторону вождизма и тоталитарного господства, обусловленные массовизацией общества, кризисом политического либерализма, созданием эффективных организационно-управленческих структур. Эти тенденции противоречили просветительной концепции истории, предполагавшей прогрессирующую рационализацию структур власти. Харизматическая власть получала поддержку от бюрократии и интеллигенции и довольно легко подчиняла их себе.

Это наблюдение привело Вебера к мысли, что рациональность сама по себе бессодержательна, если она не опирается на авторитет монархов, демократических и духовных лидеров, избранных с помощью плебисцита. Таким образом, только уравновешенное единство рациональности, харизмы и традиции может, по Веберу, дать основу здоровому, устойчивому обществу.

Вебер считал принцип рациональности наиболее прогрессивным инструментом власти. С ним он связывал будущее не только Европы, но и всей мировой цивилизации. Само построение идеальных типов господства было для Вебера средством объяснения, а отчасти и оправдания неизбежного движения общества от традиции к рациональности. Только в рационализированной системе индивид может правильно оценивать значимость своих действий. Рационализация предполагает ниспровержение традиционных общинных представлений о равенстве и положительную этическую оценку действий, направленных на повышение социального статуса, расширение индивидуальной свободы и рост материального благосостояния.

Рационализация ведет также к четкому формулированию индивидуальных прав и свобод, установлению гарантий этих прав. Рациональность в политической сфере должна укрепить выборные начала, способствовать приходу к власти интеллектуальных лидеров, облегчить свободную выработку общественным мнением ответственных государственных решений. Наконец, рациональность есть основа этики ответственности, которая предполагает трезвую оценку ситуации, ясное понимание альтернативных возможностей, сознательный выбор и неуклонное проведение решения в жизнь. Рациональная этика была руководящей и для самого Вебера.

Вебер углубленно изучал мировые религии. В отличие от английских и французских религиоведов, он интересовался не столько их генезисом и ранними формами, сколько социальными функциями. Он полагал, что религиозная и магическая практика направлены не на трансцедентный мир, а на земные, посюсторонние цели. Маги и шаманы стремятся вызвать дождь, изгоняют злых духов. Религиозный лидер является носителем харизмы, с помощью которой он достигает реальной власти.

Религию Вебер трактовал не просто как идеологию, а как идейно-практическую, ценностно-нормативную основу человеческих действий и взаимоотношений. Он показывает, какого рода деятельность вызывалась мировыми религиями и какие социальные слои были их носителями. Так, по его мнению, носителем конфуцианства был организатор-бюрократ; буддизма — странствующий монах; ислама — воин, покоряющий мир; христианства — ремесленник.

Описывая конфуцианство, Вебер показывает его связь с функционированием китайского общества. Конфуцианство реалистично. Важнейшие его ценности — долголетие, здоровье, богатство, общественное признание. Мотивы искупления, спасения отсутствуют в этой религии. Конфуцианство тесно срослось с государственным культом, который всегда был простым, исключал оргиастические элементы. Строй, порядок, гармония, подчинение низшего высшему — основные принципы конфуцианской этики, равно применимые и к обществу, и к человеческой душе. Разум конфуцианства был разумом порядка, а не разумом власти и эффективного производства.

Задачи воспитания и образования в Китае были подчинены этическим ценностям. Специфика конфуцианской этики в том, что она не враждебна магии, хотя ставится выше магических заклинаний. Она не противоречит народным традициям. Основанная на конфуцианстве культура как никакая другая способна уравновесить харизматические, традиционалистские и рационалистические элементы. Это придавало ей стабильность, жизнеспособность и гарантировало в определенных пределах свободу духа. Но эта же завидная гармония помешала китайским мыслителям создать науку западноевропейского типа, рациональное хозяйствование и управление.

Проблема метода заботила многих теоретиков культуры. Немецкий ученый—один из крупнейших социологов XX века — Макс Вебер (1864-1920) внес особенно существенный вклад в разработку культурологического метода.

В отношении метода исследования Вебер не усматривал принципиальной разницы между естественными и общественными науками. И там, и здесь присутствуют наблюдение и сравнение, индукция и дедукция, логика и интуиция. И история, и естествознание устанавливают причинно-следственные, необходимые связи, но ни в мире природы, ни в обществе высшие формы логически не выводятся из низших. И естествознание, и история используют обобщенные модели, схемы исследуемого предмета, в которых случайное и малозначимое — отсекается.

Жизнь, по мнению Вебера, аморфна, хаотична, обусловлена разно-порядковыми — биологическими, экономическими, психологическими, идейными факторами, между которыми не может быть полного соответствия. Идеи и нормы существуют в человеческом уме. Между различными умами не бывает полной согласованности. Реальная ткань общественной жизни состоит из человеческих действий, которые приобретают значимость, когда в них есть осознание ценности, смысла поступка.

М. Вебер происходил из состоятельной семьи. Еще в юности он приобрел вкус к политике, изучал юриспруденцию в Гейдельбергском университете, занимался политической экономией и экономической историей. Первые же работы о римской аграрной истории, в которых были намечены контуры эмпирической социологии, поставили его в ряд крупных ученых. Изначально Веберу был присущ широкий культурологический подход к общественным проблемам. Почти в каждой его работе анализ экономики и политики тесно увязывается с анализом семьи, быта, нравов, религии. С1884 года Вебер — профессор университета.

ценностных рамках. Но ни в одном обществе нормы и ценности не образуют целостной системы. Отношения между ними могут быть более или менее конфликтными, чем и обусловлен непреходящий драматизм жизни.

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе. Идеальный тип — это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

2. Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Например, В результате изучения европейского капитализма Нового времени, устанавливается следующий факт: наблюдается повышение экономической активности и работоспособности массы людей, готовность ограничить личное потребление ради расширения производства. Этот факт невозможно объяснить только устранением феодальной системы. Отнюдь не очевидно, что человек, освобожденный от феодальной зависимости, начнет трудиться по 10-12 часов в день ради увеличения капитала, а не предпочтет, заработав немного, заняться рыбной ловлей или обустройством быта.

3. Массовый тип производителя-накопителя появляется прежде всего в протестантских странах, которые начинают быстро богатеть, встают на путь индустриализации. Это происходит в Англии, Германии, Голландии, позже — в Северной Америке. В странах же, где господствует католическая церковь — Италии, Испании, Франции, Южной Америке — промышленное развитие идет значительно медленнее.

Типология культур Вебера

Идеальной бюрократии, что ясно осознавал Вебер, не было нигде и никогда. Бюрократы злоупотребляли служебным положением, брали взятки, занимались протекционизмом, не были достаточно ответственны и компетентны. Развитие бюрократии в обществах, где она стала мощной силой, обнаружило тенденции, не замеченные Вебером, ведущие к снижению уровня рациональности.

Если традиционный тип господства опирается на признание святости обычая, на нечто давно установленное и непогрешимое, то харизматический культ есть вера в новое, чудесное и необычное. Харизматический лидер оказывает мощное воздействие на массы. Сила харизмы может перевешивать силу рациональности и традиции. Она ломает старую систему господства. Однако сам харизматический лидер черпает силы в смутных ожиданиях и надеждах широких масс, которые он интуитивно улавливает, в вере в его способности учеников и последователей. Так что его собственная вера в себя и свою миссию есть как бы сфокусированная в нем рассеянная вера масс. Эту веру харизматический лидер должен неустанно оживлять и поддерживать, совершая чудеса, великие и страшные дела.

Харизма, как и другие типы господства, не встречается в чистом виде. Комментируя эту оговорку Вебера, американский социолог Л. Козер пишет, что хотя власть Гитлера опиралась на его харизму, политическая система национал-социализма включала в себя существенные элементы рациональности и немецкие народные традиции. То же самое можно сказать и о другом харизматическом лидере — Сталине, при котором выросла новая бюрократия. Правда, идеи национально-народного характера стали усиливаться в СССР лишь в последний период сталинского правления.

Вебер исследовал проблему власти в начале нашего столетия, когда в ряде государств появились тенденции развития в сторону вождизма и тоталитарного господства, обусловленные массовизацией общества, кризисом политического либерализма, созданием эффективных организационно-управленческих структур. Эти тенденции противоречили просветительной концепции истории, предполагавшей прогрессирующую рационализацию структур власти. Харизматическая власть получала поддержку от бюрократии и интеллигенции и довольно легко подчиняла их себе.

Это наблюдение привело Вебера к мысли, что рациональность сама по себе бессодержательна, если она не опирается на авторитет монархов, демократических и духовных лидеров, избранных с помощью плебисцита. Таким образом, только уравновешенное единство рациональности, харизмы и традиции может, по Веберу, дать основу здоровому, устойчивому обществу.

Вебер считал принцип рациональности наиболее прогрессивным инструментом власти. С ним он связывал будущее не только Европы, но и всей мировой цивилизации. Само построение идеальных типов господства было для Вебера средством объяснения, а отчасти и оправдания неизбежного движения общества от традиции к рациональности. Только в рационализированной системе индивид может правильно оценивать значимость своих действий. Рационализация предполагает ниспровержение традиционных общинных представлений о равенстве и положительную этическую оценку действий, направленных на повышение социального статуса, расширение индивидуальной свободы и рост материального благосостояния.

Рационализация ведет также к четкому формулированию индивидуальных прав и свобод, установлению гарантий этих прав. Рациональность в политической сфере должна укрепить выборные начала, способствовать приходу к власти интеллектуальных лидеров, облегчить свободную выработку общественным мнением ответственных государственных решений. Наконец, рациональность есть основа этики ответственности, которая предполагает трезвую оценку ситуации, ясное понимание альтернативных возможностей, сознательный выбор и неуклонное проведение решения в жизнь. Рациональная этика была руководящей и для самого Вебера.

Вебер углубленно изучал мировые религии. В отличие от английских и французских религиоведов, он интересовался не столько их генезисом и ранними формами, сколько социальными функциями. Он полагал, что религиозная и магическая практика направлены не на трансцедентный мир, а на земные, посюсторонние цели. Маги и шаманы стремятся вызвать дождь, изгоняют злых духов. Религиозный лидер является носителем харизмы, с помощью которой он достигает реальной власти.

Религию Вебер трактовал не просто как идеологию, а как идейно-практическую, ценностно-нормативную основу человеческих действий и взаимоотношений. Он показывает, какого рода деятельность вызывалась мировыми религиями и какие социальные слои были их носителями. Так, по его мнению, носителем конфуцианства был организатор-бюрократ; буддизма — странствующий монах; ислама — воин, покоряющий мир; христианства — ремесленник.

Описывая конфуцианство, Вебер показывает его связь с функционированием китайского общества. Конфуцианство реалистично. Важнейшие его ценности — долголетие, здоровье, богатство, общественное признание. Мотивы искупления, спасения отсутствуют в этой религии. Конфуцианство тесно срослось с государственным культом, который всегда был простым, исключал оргиастические элементы. Строй, порядок, гармония, подчинение низшего высшему — основные принципы конфуцианской этики, равно применимые и к обществу, и к человеческой душе. Разум конфуцианства был разумом порядка, а не разумом власти и эффективного производства.

Задачи воспитания и образования в Китае были подчинены этическим ценностям. Специфика конфуцианской этики в том, что она не враждебна магии, хотя ставится выше магических заклинаний. Она не противоречит народным традициям. Основанная на конфуцианстве культура как никакая другая способна уравновесить харизматические, традиционалистские и рационалистические элементы. Это придавало ей стабильность, жизнеспособность и гарантировало в определенных пределах свободу духа. Но эта же завидная гармония помешала китайским мыслителям создать науку западноевропейского типа, рациональное хозяйствование и управление.

М. Вебер – это знаменитый немецкий социолог, историк, философ и политэкономист.

В связи с этим Вебер назвал идеальный мир утопией, полученной посредством мысленного усилия конкретных элементов действительности. Идеальный тип нельзя встретить в самой повседневной реальности (христианстве, капитализме). Этот тип создается в качестве инструмента познания исторической реальности для изучения современного мира.

Вебер не ставит перед собой цель образования абстрактных идеальных типов, а ищет способы научного познания и понимания явлений окружающего мира.

Идеальный тип не может изобразить действительность, но дает для этого однозначные средства выражения.

Идеально-типические конструкции весьма значимы для эмпирической науки. На данном обстоятельстве Вебер акцентирует особое внимание. Он говорит, что необходимо отказаться от всех претензий идеального типа, также как от этого отказывается эмпирическая социология.

Эмпирическая наука не может научить человека тому, что он должен делать, она указывает на то, что он может совершить при тех или иных обстоятельствах. Если человек (социолог) исследует вопрос о назначении идеального типа в социологии, то он использует аналогичный подход, но поднимает его в связи с трактовкой понятия капиталистическая культура.

Готовые работы на аналогичную тему

Вебер утверждает, что идеальный тип нужно отличать от оценочных суждений, поскольку он является совершенно индифферентным понятием. Вебер также понимал, что идеальный тип является упрощением и идеализацией многих социальных процессов, которые наблюдаются в современном обществе и присутствуют в нем в той или иной форме.

Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно — как далеко зашедшее абстрагирование.

Также автор основал такие явления как рационализация и секуляризация. Особенно ученый обращал внимание на необходимость установления соотношения социологии, экономики, религии. С религией автор связывал механизмы распределения труда и создания капиталистической формы хозяйствования.

Идеальный тип используют для изучения конкретных процессов и явлений в историческом разрезе, а также для установления должной степени общественного состояния. Если идеальный тип сконструирован посредством абстрагирования перечня социальных явлений, то он может представляться современникам практическим идеалом.

Вебер подтверждал собственную теорию нескольким актуальными примерами и рассуждениями и стремился при этом показать процесс создания и образования взаимосвязанных идеальных типов.

Частный капитал – это вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Внутри капиталистической культуры должны объединяться отдельные диффузные черты материальной и духовной культуры.

Материальная культура – это совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир, в котором он присутствует, также, как и в духовном.

Следует отметить следующие тенденции, определяющие роль идеализации по Веберу:

  • концепция идеальных типов акцентирована на роли идеализации в типологических процедурах и направлена против засилья эмпиризма и описательности в социально – историческом исследовании;
  • подобная концепция также направлена против трактовки истории как чисто идиографической науки неокантианцами баденской школы.

Идеографическая наука – это наука, целью которой является представление исследуемых объектов в их единственности и неповторимости, как единых уникальных целых.

Указывая на своеобразие задач исторического и социологического познания, Вебер трактовал их в духе понимающей социологии, но отрицал принципиальное сходство процедур идеализации в гуманитарных науках и естествознании. Вместе с тем, он находился под влиянием неокантианской гносеологии и рассматривал идеальные типы только как логические конструкции для обработки эмпирических данных, а не как идеализации, которые имеют реальные прообразы в социально – исторической действительности.

ЛЕКЦИЯ № 10. Социология Макса Вебера

1. Понимающая социология М. Вебера

В то же время социология, будучи наукой, изучающей человеческое поведение в максимально обобщенном виде, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида: все эти мотивы настолько различаются и настолько не похожи один на другой, что мы окажемся не в состоянии составить их сколько-нибудь связное описание или создать какую-либо типологию. Однако в этом, по мнению М. Вебера, нет нужды: все люди имеют общую человеческую природу, и нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

М. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность.

М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.

3. Понятие социального действия

Таким образом, во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

4. Идеальные типы социальных действий

Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели. В рациональности цели можно удостовериться двояким образом: во-первых, с точки зрения ее собственного содержания, во-вторых, с точки зрения целесообразности. В качестве социального действия (а значит, ориентированного на определенные ожидания со стороны других людей) оно предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию со стороны окружающих людей и на использование их поведения для достижения поставленной цели. Такая модель выступает прежде всего идеальным типом, а значит, реальные человеческие поступки могут быть поняты через измерение степени отклонения от данной модели.

Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка. Ценностнорациональное действие, по М. Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям – даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, значит, мы имеем дело с ценностнорациональ-ным действием. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях – о долге, достоинстве, красоте, морали и т. п. – уже говорит об определенной рациональности, осмысленности.

Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, т. е. подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий (проявляемых в огромном числе вариантов) служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

5. Понятие рационализации социальной жизни

Формальная рациональность в веберовском понимании – это прежде всего калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету. Тот тип общества, в котором возникает такого рода доминанта, современные социологи именуют индустриальным (хотя первым его назвал так еще К. Сен-Симон, а потом этот термин довольно активно использовал и О. Конт). Все прежде существовавшие типы обществ М. Вебер (и вслед за ним большинство современных социологов) называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ – это отсутствие в социальных действиях большинства их членов формально-рационального начала и преобладание поступков, наиболее близких по своему характеру к традиционному типу действия.

Формально-рациональное – это определение, применимое к любому явлению, процессу, действию, которое не просто поддается количественному учету и расчету, но и, более того, в значительной степени исчерпывается своими количественными характеристиками. Движение самого процесса исторического развития характеризуется тенденцией нарастания в жизнедеятельности общества формально-рациональных начал и все большего преобладания целерационального типа социальных действий над всеми остальными. Это должно означать и повышение роли интеллекта в общей системе мотиваций и принятий решений социальными субъектами.

Общество, где господствует формальная рациональность, – это такое общество, где в качестве нормы выступает рациональное (т. е. разумно-расчетливое) поведение. Все члены такого общества ведут себя таким образом, чтобы рационально и к всеобщей пользе применять и материальные ресурсы, и технологию, и деньги. Роскошь, к примеру, не может считаться рациональной, поскольку это отнюдь не разумное расходование ресурсов.

Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по М. Веберу, включает в себя:

1) в экономической сфере – организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;

2) в религии – развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью;

3) в праве – эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;

4) в политике – упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;

5) в моральном поведении – больший акцент на дисциплину и воспитание;

6) в науке – последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;

7) в обществе в целом – распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.

Рационализация – это процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления во всех социальных сферах: политике, религии, экономической организации, университетском управлении, в лаборатории.

6. Социология господства М. Вебера и ее типы

Следует сразу отметить, что М. Вебер различает власть и господство. Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Строго говоря, господство – это скорее процесс реализации власти. Кроме того, господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить их.

Эти отношения, по М. Веберу, основаны на взаимных экспек-тациях: со стороны управляющего (того, кто отдает распоряжения) – ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено; со стороны управляемых – ожидание, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений. Только при уверенности в таком праве управляемый получает мотивацию к выполнению приказа. Другими словами, легитимное, т. е. законное, господство не может ограничиваться самим фактом применения власти, оно нуждается в вере в ее законность. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. При этом, утверждает М. Вебер, «… легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно:

1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью;

2) ценностно-рационально: верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения высочайших непреложных ценностей (нравственных, эстетических или каких-либо иных);

Существуют три идеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим М. Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

1) политическую нестабильность, поскольку он является объектом интриг и дворцовых переворотов;

2) препятствие развитию рационального капитализма.

Другими словами, патримониализм выступал в качестве одного из аспектов веберовского объяснения причин отсутствия капиталистического развития в различных восточных обществах, где доминировало личное правление.

Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения – важны только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.

7. Понятие бюрократии в теории М. Вебера

1) определенный способ управления;

2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. М. Вебер выделял рациональность в качестве основной характерной черты любой бюрократической организации. Бюрократическую рациональность, по М. Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма; поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами. Бюрократическая организация характеризуется целым рядом важных черт, среди которых М. Вебер выделяет следующие:

1) эффективность, достигаемую главным образом благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов;

2) строгую иерархизацию власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящего;

3) формально установленную и четко зафиксированную систему правил, обеспечивающую единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям, а также не допускающую неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений; сотрудники бюрократической организации подчиняются прежде всего этим правилам, а не конкретной личности, которая их выражает;

4) безличность административной деятельности и эмоциональную нейтральность отношений: каждый функционер выступает как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.

К другим характерным чертам бюрократии относятся также следующие: администрирование, основанное на письменных документах; рекрутирование персонала на основе способностей, полученных с помощью специального образования; долгосрочная служба; продвижение на основе старшинства или заслуг; разделение приватного и официального дохода.

Читайте также: