О бересте детям кратко

Обновлено: 08.07.2024

Береста неплохо защищает от холодов, гнили и влаги. Именно потому на Руси ею обшивали лодки, делали из неё удочки. В домах береста тоже нашла применение.

Самые известные вещи из неё у наших предков – это утварь и посуда. Из неё не были корзинки и короба для грибов и ягод, ёмкости и черпаки всех возможных форм. Там даже можно было хранить жидкости. Так, там можно было хранить молоко (и оно не скисало) .

  • Хлеб в берестяной хлебнице долго оставался мягким и свежим, а в муке и крупе там не было насекомых. Береста умеет всасывать в себя излишки влаги из продуктов и хранить температуру не хуже термоса. На Руси были мастера, которые умели так обработать бересту, что в ней даже можно было готовить что-то на костре.
  • Раз уж береста непроницаема, то наши предки научились мастерить из неё лапти. В них не потели ноги и почти не развивались грибки на пальцах. А уж если и стельки в лаптях тоже были берестяными, то нога вообще была в полнейшей безопасности. Сейчас учёные выяснили, что береста обладает такими свойствами за счёт бетулина.
  • Береста богата всякими химическими элементами, которые есть в современных лекарствах. Это и бетулиновая кислота, и лупеол, и многое другое. Эти вещества имеют антисептическое и восстанавливающее свойство, снимают воспаление.
  • Именно славяне научились делать из всего этого лекарства – дёготь и отвары. Дёготь, кстати, и по сей день применяют, когда делают мыло или легендарную мазь Вишневского.
  • Береста была запечатлена и в религиозных верованиях славян. Во время язычества из неё делали обереги, вешая их над окнами или по деревьям. Наши предки верили, что так они смогут защитить дом от злых духов. Ещё из них делали те самые легендарные берестяные грамоты. Это памятники славянской культуры.

Учёные смогли расшифровать то, что на них написано, и узнали очень многое о быте и культуре древних славян. А ведь там есть много чего интересного. Дети на Руси игрались берестяными игрушками. В общем, береста была помощницей славянина почти во всём

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный ма­териал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать бе­рестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процес­се непосредственного наблюдения и пока­за. В настоящее время в условиях город­ской жизни такая преемственность прер­валась.

Тем, кто хочет самостоятельно научиться, несколько советов от Наталии Владимировны. Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непос­лушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходи­мые операции. Такая сноровка вырабаты­вается только в процессе длительной и упорной работы.

Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.

Что мы знаем о бересте?

Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсе­местно: в лесах, рощах, парках и на шумных городских улицах. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от гус­той и кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчаль­ное платье невесты, прекрасна и неповторима.

В восточнославянской мифологии береза счи­талась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздни­ка Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтий­ской и центральноазиатской культуре.

Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, пре­даниях она символизирует весну, родину, деви­чью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.

Неспроста береза была так популярна у многих народов. Люди издавна подмети­ли ее замечательные целебные свойства. В травниках XVI—XVII веков можно найти рецепты лечения различных недугов бере­зовыми листьями, почками, корой, соком и чагой — грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготов­ления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экзе­мы и заживления ран. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях исполь­зуют целебные свойства березы.

Помимо лечения, березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.

Древесина этого дерева очень плотная, с кра­сивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальнос­тью и дoлгoвeчнoстью изделий. Однако всемир­ную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — береста.

Её использовали в строительстве, для изготов­ления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России. Например, китайцы из бересты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки — пироги, каноэ и вигвамы.

Из этого удобного, красивого и обладаю­щего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия — не только прак­тичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства.

Из истории берестяного промысла России.

Кабы не лыко да не береста,

Так бы мужичёк рассыпался..

В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсемест­но, что также явилось немаловажным факто­ром в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и анти­септическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая ее рубероиду. Ведь такая крыша слу­жит не меньше сорока лет!

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие пере­носные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманива­ния изюбров.

Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, ост­рого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в вод y нож, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого но­жа — ведь, постоянно находясь на воде, он рис­кует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было уви­деть много берестяной утвари, столь необхо­димой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузо­ва, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.

Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных про­дуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые гор­шки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из несколь­ких слоев бересты сосуды сохраняют темпе­ратуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметич­ности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коро­бе или закрытом кузовке.

Муку крестьяне размещали в берес­тяных емкостях, зная, что в них продукт никог­да не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности возду­ха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также обере­гом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предме­тов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как днев­ную делали из дерева. В берестяной колы­бельке малыш не мерз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления кон­ской упряжи, веревок и музыкальных инстру­ментов: пастушьих рожков и жалеек

Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовками крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи свой кузов. B едь большие кузова носили за спиной на лямках. Полные, они весьма тяжелее, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, приле­гая к спине, полностью повторяя ее контур, пoдсыxaлa и поэтому на многие годы становилась самой удобной для ее хозяина. И напротив, любому другому чужой кузов создавал массу неудобств. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долгo носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали ее удивительным образом, после чего она приоб­ретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаме­нитые новгородские берестяные грамоты X - XV веков. Первая из них бита найдена В 1951 году. К настоящему времени их насчи­тывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образо­вали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полу­ченным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусски — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бума­га. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не короби­лась. Крестьяне заготавливали писчую берес­ту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь поку­паем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголя­ли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соле­нья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дегтя. A дёготь, как известно, получается из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжь не дубела на морозе.

Однако в век конвейеров и массового про­изводства береста ушла в забвение. Пласт­массовые, стеклянные и металлические предметы вытеснили из нашего быта изделия из природных материалов, в том числе и из бересты.

Но никогда не поздно вернуться к культур­ному наследию! Подтверждением тому служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской, а теперь и Шадринской области, старания­ми которых впервые берестяной промысел вышел за пределы простого народного твор­чества на уровень современного городского искусства.

Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал, эко­логичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энер­гетикой. Уходящая корнями в туманное язычество береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в на­рядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное — самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоми­нающим морозные узоры на стекле, состяза­ясь с самой матушкой-природой.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создание условий для воспитания и формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно. Основная образовательная программа (ООП) школы реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Задача школы – с помощью организации внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Многоплановая внеурочная деятельность может обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания, дать ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, создать условия для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.

В своей работе для внеурочной деятельности я выбрала работу с берёстой, так как берёста - это оригинальный природный материал для творчества детей.

В ходе обучения дети усваивают следующие технологии:

- аппликация из берёсты;

- рисунок на берёсте;

- выжигание на берёсте;

- проектная деятельность детей.

Работа с берёстой поможет ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Изделия из берёсты могут быть прекрасным подарком своим родным или близким, друзьям или знакомым.

Берёста – это материал, которого если с ним разумно обращаться, очень много. Работа с берёстой вызывает у детей огромный интерес, так как это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. В работе с берёстой не применяются вредные вещества (растворители, лаки).

Берёста – прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетётся и на ней можно рисовать, выжигать, выполнять аппликационные работы. При изготовлении панно или картин используются те же приёмы вырезания и наклеивания, как и с бумагой.

А что же такое берёста? Береста - наружная часть коры березы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких прозрачных слоев. Внешние слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний (лицевой) может быть желтым, охристым, коричневым или желто-зеленым.

Благодаря замечательным свойствам прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, гидро- и термоизоляционности, а главное – доступности и простоте обработки береста еще издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления различных изделий. Он чисто экологический, влагостойкий красивый материал.

Изделия из бересты, ее художественная обработка существовали в России с незапамятных времен. Старые мастера знали все особенности бересты и ее достоинства. Ее мягкая бархатистая поверхность, шелковый блеск заставляли работать с берестой как с одушевленным материалом, вкладывая в него и любовь и умение. Важно различать лицевую сторону бересты и ее долевое направление. Лицевой считается внутренняя сторона, а долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на бересте, через которые она “дышит”.

Для изготовления деталей аппликации идёт тонкая берёста. Используют бересту разного цвета и оттенков, а для этого ее заготавливают в разных местах. Работа проводится с местным материалом, который может быть заготовлен учителем и детьми в разное время года. Аппликация из бересты создается с учетом направления ее штрихов, цвета, толщины ее пластин.

Цвет бересты может играть в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, даже настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы (чаще всего пейзажа) применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся, естественно, цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах картины, которые изображают глубину, перспективу пейзажа.

Работы в стиле аппликации из бересты выиграют, если вы будете избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но, как нам кажется, в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.

На первых порах работы с берёстой мы изготавливаем более простые аппликации. Вырезаем детали изделия и наклеиваем на картон. В работе используем только клей ПВА.

Материалы и инструменты: эскиз для работы; берёста; клей ПВА; большие и маникюрные ножницы; кисточка для клея; картон; карандаш; рамка для оформления работы.

  1. Выбрать рисунок для работы.
  2. Подобрать по цвету рисунка текстуру берёсты.
  3. Перерисовать рисунок на берёсту.
  4. Вырезать детали.
  5. Разложить детали на основу.
  6. Проверить правильность вырезания и как будет выглядеть рисунок в целом.
  7. Наклеивание рисунка с помощью клея ПВА.
  8. Готовое изготовление положить под пресс.
  9. Оформление изделия в рамку.
  1. Композиция рисунка.
  2. Оправданное заполнение места на фоне.
  3. Владение материалом.
  4. Аккуратность.
  5. Завершённость.
  6. Дать название своей работе.

Вот такие работы получаются у моих учеников.(Приложение 1)

Когда дети научатся изготавливать более простые работы, научатся работать с берёстой, мы изготавливаем работы, на которых всё пространство заполняется берёстой разного цвета и оттенков. Используем в аппликациях и другие материалы. Вот что у нас получается. (Приложение 2)

А ещё мы выполняем работы в смешанной технике - рисование и аппликация. В данных работах мы акварельными красками рисуем небо, реку, море, разлив реки весной и т.д. А всё остальное в нашем пейзаже мы выполняем из берёсты. Иногда добавляем сухие растения и мох. Работы получаются своеобразные, оригинальные. Вот такие, например. (Приложение 3).

Выжигание на берёсте, это тоже нетрадиционный, новый вид работы. Картинки получаются настолько привлекательными, что надолго запоминаются своей необычностью, оригинальностью. В процессе выжигания очень тонко, удивительно мастерски используются природные особенности, фактура берёсты. Все трещинки, бугорочки, наплывы, наросты, чёрные пятнышки и чёрточки - всё, чем так богата кора берёсты, так органично вписываются в рисунки, что, кажется, сама природа специально позаботилась о том, чтобы художник мог создать такие удивительные произведения искусства. Рисунок делают с учётом конкретной заготовки, скопировать здесь ничего нельзя, кроме самой идеи, подумайте, что на ней можно нарисовать – одинокое дерево на горе или избушку, что спряталась за деревьями. Всё зависит от вашей фантазии, только вы и никто другой не сможет воспроизвести на конкретной заготовке, придуманный вами рисунок. Выжигание на берёсте, как и по дереву, выполняется с помощью электрического прибора.

Мы только начинаем работу по выжиганию на берёсте, но работы, по-моему, привлекают внимание окружающих. (Приложение 4).

Живопись на берёсте – тоже новая разновидность живописи, появившаяся в последнее время. Для выполнения рисунка на берёсте сначала берёсту очищают от лишних слоев с двух сторон, стараясь с лицевой стороны сберечь все трещины, бугорки, наросты. Грунтовка не применяется, рисуют непосредственно на материале, отсюда и выбор красок — гуашевые с применением клея ПВА. Клей ПВА защищает от внешних повреждений работу.

Рисунки могут быть самыми разнообразными — деревья, цветы, пейзажи, архитектурные сооружения, животные, жанровые сценки и т.п.

Очень хорошо смотрятся на берёсте различные архитектурные сооружения, они прекрасно вписываются в особенности фактуры берёзовой коры, т.к. трещины, наплывы, чёрные пятна могут напоминать определённый ландшафт. В каждом конкретном случае рисунок следует подбирать с учётом имеющегося материала, поэтому характер выполнения одной работы всегда будет отличаться от других. Готовую работу нужно оформить в рамку.

Вот такие рабы выполнили мои ученики. (Приложение 5).

Работая с берёстой, я узнала, что данная работа вызывает у детей огромный интерес, так как это легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, дети очень быстро видят результат своего труда. Каждая вещь, сделанная из берёсты, индивидуальна, так как здесь невозможно скопировать чью-то работу, даже соседа по парте, так как каждый ребёнок индивидуален по-своему.

Берёста воспитывает любовь к природе своего края, стремление к экологической чистоте, уважение и любовь к народному творчеству. Развивает наблюдательность и зоркость, аккуратность в работе, усидчивость. Работа с берёстой развивает художественные навыки (приёмы работы с художественным материалом), творческие способности, даёт возможность реализовать себя, как творца через работу с природным материалом. Работа захватывает и формирует навыки самоконтроля.

1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природных материалов. М. 1991.

2. Гусакова М. А. Аппликация . М.: Просвещение, 1987. С.128.

3. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. “Академия развития” 1997.с.85 -89.

4. Нагибина М. И. 100 поделок из природных материалов. Ярославль. “Академия развития” 1997.

5. Финягин В.В. Изделия из берёсты. – М.: АСТ “Астрель”, 2001.

6. Черныш И. В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.


В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России берёзы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в развитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты – скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один-два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нём тепло, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая её рубероиду. Ведь такая крыша служит не меньше сорока лет.

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свёрнутую в рулоны бересту. На месте привала из неё сооружали укрытие. Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров. Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в воду нож, если он не слишком тяжёлый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого ножа – ведь, постоянно находясь на воде, он рискует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли ещё дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса – для хранения молочных продуктов, мёда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоёв бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное время не нагревается. Поэтому туеса и бутыли-горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесённый с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.

Запасы муки размещали в берестяных ёмкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червём. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреет при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребёнка окружали плетёные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки – мячики, лодочки и другие – он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мёрз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления конской упряжи, верёвок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

Этот материал столь лёгок, что крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовами крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причём у каждого члена семьи был свой кузов. Ведь большие кузова носили за спиной на лямках. Полныe, они весьма тяжёлыe, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, прилегая к спине, полностью повторяя её контур, подсыхала и поэтому на многие годы становилась самой удобной для её хозяина. И напротив, любому чужой кузов создавал массу неудобств.

Многие обиходные предметы также изготавливали из бересты. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком правки косы. Ноги были обуты в лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетённая из бересты обувь была на Руси в большом почёте – она долго носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали её удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаменитые новгородские берестяные грамоты X-XV веков. Первая из них была найдена в 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более тысячи. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образовывали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города.

Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента – стиля (по-древнерусски – писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал её мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали её в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тиснёной и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Береста - что это такое? Когда появилась береста на Руси?

Для чего на Руси использовалась береста? Сведения о берестяных промыслах России.

На чём стали писать на Руси в 10-14 веке: на бумаге, пергаменте, картоне или бересте?

Читайте также: