Красный террор на кубани кратко

Обновлено: 08.07.2024

В 2018 году наступило 100-летие красного террора – трагической страницы отечественной истории, периода кровопролитной Гражданской войны, которая вскрыла самые болезненные стороны российского общества. Вместе с этим 1918 год явил свидетельство об истине Христовой – множество мучеников и исповедников, путем страданий и ценой своей жизни возвестивших миру Евангельскую проповедь. Особенно страшным это время было на Кубани – исконно консервативном регионе с подавляющим большинством казачьего населения, негативно воспринимавшем приезжих крестьян других губерний и новую социалистическую идеологию.

Сегодня именно с помощью Церкви нашему обществу необходимо осмыслить трагедию Гражданской войны, дестабилизирующее влияние межконфессиональных и межнациональных конфликтов, осознать необходимость сохранения памяти мучеников и жертв политических репрессий. В год столетия красного террора представляется актуальным обратиться к этой трагической странице в истории Кубани.

По данным протопресвитера М. Польского только в 1918 г. в Кубанской области было убито 43 священника [3]. Однако, эту цифру следует считать неточной. В своем исследовании отец Михаил, видимо, не владея достаточным объемом информации, о некоторых священниках ограничился упоминанием только имен. Этот список священнослужителей на долгие годы вошел в региональную историографию, но, к сожалению, никто из исследователей не предпринимал попыток к его более широкому изучению с привлечением новых архивных документов. Представляется важным не только привести новые имена пострадавших священнослужителей, дополнить выявленные данные об обстоятельствах их смерти, но и дать характеристику этого времени, отметив участие духовенства в разрешении сословных и военных конфликтов. Эта задача и стала основой при написании настоящей статьи.

В это же время на железно-дорожной станции Ладожской были убиты священники Адагумо-Азовского полка Кубанского казачьего войска Михаил Антонович Пендо и Екатеринославского полка Николай Федорович Домбровский [6]. 27 февраля 1918 г. прибывший на станцию Армавир Адагумо-Азовский полк был разоружен, а офицеры штаба вместе с священником М.Пендо были арестованы и заключены в тюрьму. Впоследствии при переезде большевистского Кубанского областного исполнительного комитета из Армавира в Екатеринодар, 6 марта, члены командного состава обоих полков вместе с священниками М.Пендо и Н.Домбровским были расстреляны на станции Ладожской солдатами 2 Северо-Кубанского полка [7].

С призывом прекратить вражду и распри 18 февраля 1918 г. выступил на тысячном митинге священник станицы Темнолесской Василий Кудрявцев. В эти дни в особенно обострились отношения между фронтовиками-большевиками и населением станицы [17].

Подводя итог, нужно сказать, что период Гражданской войны стал временем скорби для Православной Церкви на Кубани, но в то же время он стал временем свидетельства об истине Христовой. Православные священники, осознавая долг своего служения, призывали население региона к прекращению сословных конфликтов и выступали посредниками между враждующими группами. И некоторые за это, как например, священники Василий Тимофеевский, Петр Максимович Назаренко, были убиты. Сегодня память о погибших священнослужителях сохраняется и почитается во многих местах Кубани, чему служит примером состоявшееся в этом году прославление священномучеников Александра Флегинского и Михаила Лисицына. Хочется надеяться, что обществом будет осознана необходимость сохранения исторической памяти о жертвах Гражданской войны и репрессий советской власти.

clip_image002_thumb_20[1]

Начало статьи тут.

Злодеяния против церкви

Секретные документы Кавказского фронта красных

1. Какие и в каких станицах были применены репрессии с 1-го по 20-е сентября 1920 года, в чем они выразились, количество разстрелянных. 2. Отношение населения станиц к Советвласти до наступления и применения репрессий, во время наступления и прим. репрессий в настоящее время. 3. Количество добровольно вернувшихся бандитов с оружием и без оружия. 4. Что еще желательно было бы сделать для окончательного нашего закрепления на Кубани.

100-я бригада: 1. Ст. Кужорская – все семьи бандитов выселены в Майкоп. Разстреляно 18 бандитов. Ст. Махошевская – конфисковано имущество бежавших к бандитам и разстрелян 1 человек. Ст. Костромская – разстреляно 6. Ст. Ярославская – конфискация имущества бежавших, разстреляно 5 человек. 2. До наступления и применения репрессий отношение казачества к Советвласти было враждебное, а среди иногородних сочувствующее. После репрессий настроение казачества покорное, а иногородних сочувствующее. 3. Ст. Кужорская. Вернувшихся без оружия 9 человек. С оружием ни одного.

Ст. Махошевская. Вернувшихся без оружия 228. С оружием 5 человек. Ст. Ярославская. Вернувшихся без оружия 60 человек. С оружием ни одного.

101-я бригада: 1. Ст. Хадыженская – обстреляна артогнем. Ст. Кабардинская – обстреляна артогнем, сожжено 8 домов, разстр. 2 человека. Хутор Кубанский – обстрелян артогнем. Ст. Гурийская – обстр. артогнем, взяты заложники. Хутор Чичибаба и хут. Армянский сожжены дотла. Ст. Черниговская – обстреляна артогнем и сожжено 3 дома. Ст. Пшехская – обстреляна артогнем, взяты заложники. Ст. Бжедуховская – сожжены 60 домов. Ст. Мартанская – сожжено 9 домов. Ст. Апшеронская и х. Куринка обстреляны артогнем, при чем в последнем сожжен – дом атамана. 2. До применения репрессий население станиц к советвласти было настроено враждебно, во время же применения репрессий и после таковых дало обещание всецело поддерживать советвласть… за исключением ст. Бжедуховская, Мартанская и Черниговская, которые до сего времени настроены враждебно и контр-революционно к советвласти. 3. Добровольно вернулось без оружия 29 и с оружием 25 человек. Лаб[инская] группа: 1. Ст. Чамлыкская – разстреляно 23 челов. Ст. Родниковская – разстреляно 11 челов. Ст. Лабинская – 42 чел.

Ст. Мостовая и Зассовская – 8 человек. Ст. Каладжинская – 12 человек. Ст. Псебайская – 48 человек. Ст. Андрюковская – 16 человек. Кроме того, разстреляно полками при занятии станиц, которым учета не велось. 2. Отношение населения станиц до применения репрессий было антибольшевицкое, вследствие чего явился поголовный уход жителей в горы со всем имуществом, после применения репрессий жители понемногу начали возвращаться в станицы и относиться к советвласти безразлично покорно, как побежденные…

3. Вернулось без оружия в ст. Владимирская – 108 человек. [. ] группа:

П. Н. Стрелянова (Калабухова)

Дневники казачьих офицеров. М.: Центрполиграф, 2004. // Дневник генерала М. А. Фостикова. С. 18, 21, 84, 85, 91, 108.
Елисеев Ф. И. С Корниловским конным. М.: АСТ, 2003. С. 195, 197–198.
Елисеев Ф. И. Лабинцы и последние дни на Кубани. 1920 г.; Одиссея по красной России. США, 1962–1964, ротатор.
Общеказачий журнал. Нью-Джерси, США. Октябрь, 1950. ? 10. С. 58–60.
Российский Государственный военный архив (РГВА). Управление 9-й Кубанской армии Северо-Кавказского военного округа 1918–1921 гг. Ф. 192. Оп. 3. Д. 1063. Л. 28, 31; Д. 1064. Л. 38, 39; Д. 1050. Л. 3, 5, 5 об. и 6.
Российская Государственная библиотека. Материалы Особой Комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России. Д. 2, 5, 10, 15, 18, 43, 44, 116.

Шмарин Д.А. Гражданская война. Расказачивание в 1919 г.

В 2018 году наступило 100-летие красного террора – трагической страницы отечественной истории, периода кровопролитной Гражданской войны, которая вскрыла самые болезненные стороны российского общества. Вместе с этим 1918 год явил свидетельство об истине Христовой: множество мучеников и исповедников, путем страданий и ценой своей жизни возвестили миру Евангельскую проповедь. Ужасы кровавых расправ в центре и на периферии страны – обширная тема, заслуживающая самого пристального внимания нашего общества в год столетия террора.

По данным протопресвитера М. Польского только в 1918 г. в Кубанской области было убито 43 священника [5]. Однако, эту цифру следует считать неточной. В своем исследовании отец Михаил, видимо, не владея достаточным объемом информации, о некоторых священниках ограничился упоминанием только имен, а других вовсе не назвал. Этот неполный список священнослужителей (автором перечислены далеко не все 43 имени) на долгие годы вошел в региональную историографию, но, к сожалению, никто из исследователей не предпринимал попыток к его более широкому изучению с привлечением новых архивных документов[6]. Существенной проблемой всех опубликованных исследований является узкий подход в формировании корпуса рассматриваемых источников. Их характерными чертами является цитирование одного и того же списка жертв М. Польского, отсутствие материалов периодической печати или же опора только на факты из нарративных источников.

Некоторые аспекты темы, вынесенной в заглавие настоящей статьи, рассматривались в более ранних публикациях автора [7]. В рамках настоящего исследования предпринята скромная попытка восполнить существующий локус с привлечением новых документов, и, думается, проблема красного террора против православного духовенства на Кубани и Черноморье еще привлечет своих авторов.


К.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920, Государственная Третьяковская Галерея. Москва, Россия.

Невозможно не согласиться с В.П. Булдаковым, который, сравнивая природу красного и белого террора, отмечает кардинальное отличие террора большевиков, не случайно принявшего со временем масштабы, соответствующие классовой репрессивности государства[12].


Греков М.Б. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.

В это же время на железнодорожной станции Ладожской были убиты священники Адагумо-Азовского полка Кубанского казачьего войска Михаил Антонович Пендо и Екатеринославского полка Николай Федорович Домбровский[16]. 27 февраля прибывший на железнодорожную станцию Армавир Адагумо-Азовский полк был разоружен, а офицеры штаба вместе со священником М. Пендо были арестованы и заключены в тюрьму. Впоследствии, при переезде большевистского Кубанского областного исполнительного комитета из Армавира в Екатеринодар, 6 марта, члены командного состава обоих полков вместе со священниками М.Пендо и Н.Домбровским были расстреляны на станции Ладожской солдатами 2-го Северо-Кубанского полка[17].

26 февраля на железнодорожной станции Выселки был убит наступавшими красными священник Иоанн Кондратьевич Максимов, находившийся при Добровольческом отряде (Кубанской армии) полковника (впоследствии – генерала) В.Л. Покровского. В связи со спешным отступлением отряда, отпели и похоронили священника на следующий день в братской могиле, вблизи станицы Новосуворовской[18].

14 мая, после захвата станицы Незамаевской, толпой большевиков был выведен из храма священномученик Иоанн Емельянович Пригоровский (прославлен в лике святых Русской Православной Церкви) на площадь, где после жестоких избиений и глумлений ему выкололи глаза, отрезали уши и нос. В завершение издевательств священнику раздробили голову[19].


Шмарин Д.А. 1919 год. Красные пришли.

12 сентября в станице Вознесенской во время похорон убитого комиссара А.И. Гурского, его соратники устроили кровавую резню, казнив над могилой трех казаков. В этот же день на станичной площади был убит священник Алексей Венедиктович Ивлев. Карателям для расправы было достаточно того, что отец Алексей, до принятия сана священника служивший на действительной военной службе с 1864 по 1884 гг., участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и происходил из казачьей семьи станицы Ханской. По некоторым сведениям, неподтвержденным документально, в аэтот же день в станице были зарублены до 90 человек местных казаков[24]. Основываясь на записи в метрической книге станицы Вознесенской, можно утверждать, что около месяца тела священника Алексея Ивлева и убитых в один день с ним казаков Гавриила и Иоанна Лаптевых и Меркурия Троянова оставались без погребения и были отпеты только 6 октября[25].

13 октября был убит священник станицы Каменнобродской Серапион Георгиевич Попов, погребенный спустя два дня в станице Отрадной. Служивший с 1911 г. в станице Успенской Лабинского отдела отец Серапион в 1915 г. был переведен в станицу Каменнобродскую[26].

Жестокая кровавая расправа была совершена в станице Владимирской: за служение молебна перед выступлением казаков против красноармейцев был зверски убит священник Александр Подольский, которого перед смертью публично водили по станице, страшно избивали и унижали. Выведя за станицу, революционеры зарубили отца Александра шашками, бросив его тело в свалочном месте. С наступлением ночи пожилой прихожанин отправился на место расправы, надеясь похоронить тело священника-мученика, но замеченный пьяными красноармейцами, был тут же зарублен на месте[33]. В эти же дни за участие в восстании были жестоко зарублены и расстреляны 200 казаков станицы[34].

Греков М.Б. На пути к Царицыну.

На фоне вооруженных столкновений большевиков, ценой крови устанавливавших советскую власть в регионе, существенной проблемой среди населения стали сословные конфликты между казаками и иногородними (приезжими крестьянами, симпатизировавшими большевикам). Приходские священники, выступая индифферентными к политической борьбе, в своих проповедях стремились призвать враждующих к миру и любви.

Еще с 1917 г. священник станицы Новолабинской Василий Тимофеевский неоднократно обращался к жителям станицы с увещеванием и призывами прекратить вражду:

С призывом прекратить вражду и распри 18 февраля 1918 г. выступил на тысячном митинге священник станицы Темнолесской Василий Кудрявцев, собравшемся вследствие обострения отношений между фронтовиками-большевиками и населением станицы[51].

Н.В. Кияшко,

секретарь Комиссии по канонизации святых

Хроники красного террора

Впрочем, подобные способы увековечить память об исторических событиях, как показывает практика, особого успеха не имеют. В повседневной суете мы скользим взглядом по табличкам на домах или вписываем адрес во всевозможные бланки документов, не задумываясь о том, что знакомые с детства названия — эхо кровавых событий столетней давности.

Как забыть Герострата

Базарный торговец Герострат сжег храм Артемиды Эфесской в 356 году до нашей эры, чтобы увековечить себя. Возмущенные святотатством горожане приговорили преступника к казни и договорились никогда не упоминать его имя, чтобы оно затерялось в веках…

Хорошо это или плохо — ходить по улицам родного города, названным кем-то когда-то в честь сомнительных героев и в идеологических целях? Волна переименований, не так давно прокатившаяся по городам и районам Кубани, сама по себе является ответом на этот вопрос. Рост национального самосознания, считают приверженцы идеи возвратить улицам былые названия, начинается с самоуважения.


Террорист-цареубийца

Иван Платонович Каляев (1877-1905) — революционер-террорист. В 1899 году вступил в социал-демократическую партию. В 1902 г. уехал за границу, где был выдан царскому правительству, после чего посажен в Варшавскую тюрьму. После освобождения из тюрьмы переходит к эсерам и становится видным работником их боевой организации. 17 февраля 1905 года Каляев убил по поручению боевой организации эсеров великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

К террористическому акту Каляев готовился не один день. Он заранее купил сани и лошадь и систематически стал наблюдать за князем, выясняя его маршруты, свидетельствуют судебные документы. Однако покушение, назначенное на 2 февраля, пришлось отложить. Каляев, готовый взорвать карету великого князя, приблизился к ней и увидел, что рядом сидят жена и малолетние дети. Террорист отступил.

Через две недели на Арсенальской площади Каляев двинулся навстречу княжеской карете с бомбой в руках. Когда до нее осталось несколько шагов, он бросил бомбу. Раздался взрыв. Покушение удалось: около здания судебных установлений, заваленное обломками кареты, лежало изуродованное тело московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова. Рядом находился оглушенный взрывом террорист.

На суде он произнес яркую революционную речь.

Сенатом кассационная жалоба террориста была отклонена. 22 мая 1905 года он был повешен.

Супруга великого князя Сергея Александровича — великая княгиня Елизавета Федоровна — после убийства мужа приняла по-

стриг. Она сумела простить Каляева и молилась не только о муже, но и за убийцу своего супруга. Основоположница Марфо-Мариинской обители, Елизавета Федоровна приняла мученическую смерть при большевиках. Священномученицу причислили к лику святых.

Железный Геворк — усмиритель Кавказа

Георгий Александрович Атарбеков (Атарбекян) известен в истории Кубани и Кавказа под псевдонимом Железный Геворк. Родился он в 1892 году в Армении в семье мещанина.

Занимал высокие должности в органах ВЧК. Атарбеков быстро продвигался по службе, проявляя беспощадную жестокость, удивлявшую даже его коллег. Он — один из руководителей массовых репрессий на Кавказе, а также расказачивания, обернувшегося массовыми жертвами среди гражданского населения.

Железного Геворка часто сравнивают с восточными правителями древности, которым он не уступал в жестокости. Самоуправство, по свидетельству современников, приобрело настолько скандальный характер, что его отстранили от должности по требованию руководителя Ударной коммунистической роты большевика Аристова.

В архивных документах также сохранились упоминания о том, что, будучи заместителем наркома Рабоче-крестьянской инспекции в Закавказье, Атарбеков проявлял неумеренный интерес к личности Лаврентия Берии.

В 1925 году Георгий Атарбеков погиб в авиакатастрофе около Сухума. В честь него названа одна из улиц Краснодара.

Гений расказачивания

Ян Васильевич Полуян, давший имя одной из улиц в центре Краснодара, в отличие от заезжих вдохновителей красного террора, был, что называется, продуктом местного производства. Родился он в казачьей семье в станице Елизаветинской в 1891 году.

Что пошло не так и почему потомок казачьего рода отрекся от своих корней, теперь уже не узнать. 26-летний Ян Полуян в 1917 году получает первую руководящую должность. До 1922 года он сменил несколько постов в партийном и государственном аппарате Кубанской области.

По свидетельству современников и множества архивных документов, Полуян — один из руководителей расказачивания, красного террора, Гражданской войны на Кубани.

В 1920 году по его инициативе (в то время — председателя Кубанского ревкома и облисполкома) город Екатеринодар меняет имя на Краснодар. Причем, в лучших традициях богоборчества, происходит это в день ангела города, на праздник святой великомученицы Екатерины.

В 1955 году Полуян посмертно реабилитирован Никитой Хрущевым.

Отец красного террора

Моисей Соломонович Урицкий, чье имя до сих пор носит улица в Краснодаре, родился в январе 1873 года в Черкассах, что в Киевской губернии.

Выходец из еврейской семьи, в трехлетнем возрасте Урицкий остался без отца, воспитывала сына мать. Мальчик получил традиционное религиозное образование,

изучал талмуд. А позже, увлекшись русской литературой и самостоятельно перечитав классиков, он смог поступить в первую государственную городскую гимназию в Черкассах. В 1897 году способный молодой человек окончил юридический факультет Киевского университета.

В революционное движение Урицкий вовлечен с начала 90-х годов. Он — член РСДРП с 1898 года. В 1899 году арестован, сослан в Якутскую губернию. После 2-го съезда РСДРП (состоявшегося в 1903 году) Урицкий примкнул к меньшевикам.

Моисей Урицкий принимал участие в революционных событиях 1905 года в Петербурге и Красноярске. В 1906 году он был арестован и сослан в Вологду, а затем в Архангельскую губернию. Вернувшись из ссылки, в августе 1912 года он принял участие в качестве делегата в социал-демократической конференции в Вене.

В апреле-мае и в июле-августе 1918 года он совмещал этот пост с должностью комиссара внутренних дел Совета комиссаров Союза коммун Северной области (сокращенно — СК СКСО) — коалиционного большевистско-левоэсеровского Петроградского областного правительства.

В исторической литературе XX века об Урицком писали как об одном из организаторов красного террора. Убит Моисей Урицкий в 1918 году молодым поэтом Леонидом Канегиссером.

На убийство коммуниста ответим расстрелом заложников

Сигналом к началу красного террора — взятию большевиками заложников и их расстрелам — стало покушение на вождя революции Ленина.

Волна террора прокатилась и по Кубани. Арестовать невиновных именем советской власти мог каждый красноармеец. Они сдавались в ЧК, ревкомы и другие советские учреждения без документов. Родственникам выяснить причину ареста, проследить место содержания и судьбу арестованных часто становилось невозможным.

Советская власть разрушала казачьи хозяйства, подвергая их земельному переделу; вдов, семьи казненных и казаков, ушедших в горы, лишали даже клочков земли. Служителей церкви, произносивших проповеди, осуждающие советскую власть, служивших напутственные молебны проходившим частям Добровольческой армии, участвовавших в погребении кадетов, предавали жестоким мучениям и смерти.

Массовые казни и отдельные многочисленные убийства, издевательства и грабежи мирного населения происходили не на полях сражений, а в станичных дворах, лазаретах, школах и церквях; в основном до развернувшейся полным ходом на Кубани Гражданской войны и после ее окончания. Весной-летом 1918 года — после восстаний против успевшей уже проявить себя на войсковой земле советской власти — станицы подверглись жестоким репрессиям, погибли тысячи казаков.

В исторических документах отмечен случай поголовного уничтожения всего офицерского и военно-чиновничьего сословия целого казачьего края. Кровавую дань понесло Кубанское войско после неудачного десанта из Крыма в августе 1920 года.

Страшной была расправа красных по станицам по уходе десанта. Эшелоны с офицерами большевики гнали через Москву в Архангельскую губернию, эшелоны с урядниками — за Урал. Казаков, прибывших в Архангельск в августе-сентябре 1920-го, партиями грузили в закрытые баржи, вывозили вверх по Северной Двине и расстреливали на пустырях из пулеметов. Затем баржи возвращались, в них грузили следующих, и так — пока не уничтожили все шесть тысяч прибывших.


Екатеринодар в крови

У гостиницы Губкина 4 марта после издевательств зарубили полковника Орлова и уничтожили его семью: жену и четверых детей. В марте в ауле Абукай большевики зарубили и закололи штыками 5 жителей Екатеринодара. Полуживых, их сбросили в яму и засыпали землей. Вместе с ними убили 240 черкесов. 31 мая из Екатеринодарской областной тюрьмы вывели и расстреляли из пулеметов казаков станицы Новотитаровской и др. лиц, всего 76 человек. Часть трупов зарыли в яму, а не поместившихся в яме сбросили в реку Кубань. Жертвы казнены без суда по предписанию ЧК. Убийства казаков производили красноармейцы Днепровского полка, в котором состояли и преступники; полк считался у Советов одним из самых надежных.

Расстрелы

в Елизаветинской

1 апреля 1918 г. в станицу Елизаветинскую после отхода из нее Добровольческой армии вступили отряды красных. В приспособленных под лазареты станичных училищах и школах оставались тяжелораненные и больные (всех вывезти не удалось) с врачами и сестрами милосердия. В двухклассное училище прибежал больной мальчик — кадет 3-го класса Новочеркасского кадетского корпуса и просил спрятать его. Кто-то из иногородних донес большевикам о кадете. Красный солдат подошел к мальчику, стоявшему среди детей казаков, и спросил, кадет ли он. Мальчик ответил утвердительно, солдат на глазах у всех заколол его штыком.

Казаки отвезли трупы на кладбище и зарыли в общую могилу. После ухода большевиков входившие в школьные лазареты люди показали, что изуродованные тела убитых валялись повсюду: один офицер лежал, держа в закостеневших руках свою отрубленную ногу, у другого были выколоты глаза, третьи лежали с отрубленными головами или разрубленными лицами, у четвертых грудь и лица исколоты штыками. Среди трупов лежали стонавшие недобитые раненые. Пол был залит лужами крови; солома, служившая подстилкой раненым, насквозь пропиталась кровью.

Священник и казаки, находившиеся на кладбище, рассказали, что изуродованные и изрубленные тела представляли собой отдельные куски человеческого мяса. Точное число и имена убитых большевиками в лазаретах станицы Елизаветинской выяснить не удалось — только один казак, закапывавший трупы, насчитал 69 тел. Двух сестер милосердия убили тогда же: одну бросили в Кубань, а молодую девушку, ученицу 6-го класса Кубанского Мариинского института В. Пархоменко, расстреляли за кладбищем станицы.

девушек и женщин

На основании мандатов, свидетельствуют архивные документы, красноармейцы схватили более 60 молодых девушек — из буржуазии и воспитанниц учебных заведений — во время устроенной в городском саду облавы. Четыре девицы подверглись изнасилованию там же. 25 девиц отвели во дворец

Читайте также: