Культурная травма и коллективная идентичность джеффри александер кратко

Обновлено: 05.07.2024

В зарубежной теоретической социологии уже критически обсуждалась культурная социология Дж.Александера, например, Г.МакЛеннан отмечал, что утверждения культурной социологии являются описательными теоретическими реконструкциями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть; в культурной социологии присутствуют нечеткость терминологии, психологизм, оценочные суждения. Вместе с тем, не предлагалась какая-либо альтернатива культурной социологии. В данном статье рассматриваются конкурентные преимущества системной социологии по сравнению с культурной социологией, развиваемой Дж. Александером [5].

Сравнение с системным подходом (необязательно, но много инфы)

Теперь, с точки зрения системной социологии, рассмотрим постулаты

Относительная автономность культуры. Постулат об относительной автономности культуры имеет давнюю традицию в классической социологии. Например, П.Сорокин [21] различал социальную и культурную динамику. Дж.Александер, постулируя относительную автономность культуры, исходит из метатеоретических моделей, институционального анализа и герменевтических реконструкций. Вместе с тем, постулат об относительной автономности культуры, который использует Дж.Александер, является, в значительной мере словесной декларацией, поскольку не подкреплен соответствующими эмпирическими измерениями. В частности, какова величина автономности культуры в целом, и для различных элементов культуры в частности и т.д. Таким образом, разграничение Социального и Культурного - это в значительной мере теоретическая абстракция, не подкрепленная эмпирическими исследованиями, результатами компьютерного моделирования, доказательством теорем.

Культура является объясняющим фактором социальных явлений. С позиций теории динамики социума, в частности, теории системной динамики, которая изучает прямые и обратные связи между элементами и подсистемами в динамике, культурные и социальные факторы связаны прямыми и обратными связями с запаздываниями. В частности, наблюдается культурный лаг (запаздывание культурных изменений по сравнению с социальными

изменениями). Поэтому в какой-либо момент времени культура может быть объясняющим фактором, а в другой момент времени социальные факторы могут быть объясняющими факторами культуры.

Герменевтика присутствует в системной методологии. В. Дильтей отмечал, что при герменевтическом подходе части могут быть поняты только в контексте целого, в котором они функционируют. Поэтому понимание происходит наиболее легко, когда отдельный случай соотнесён с тем, частью чего он является, т.е. его значение может быть понято только в более широком контексте. Отметим, что это один из аспектов фундаментального принципа системности. В герменевтической методологии [цит. по 25] для достижения правильных

Таким образом, системная социология имеет познавательные средства, которые позволяют ей успешно изучать тот аспект социума, который изучает культурная социология. В тоже время, системная социология имеет познавательные средства, которые позволяют ей изучать те аспекты социума, которые недоступны культурной социологии. Приведенные в данном разделе аргументы свидетельствуют, с точки зрения автора, что системная социология имеет конкурентные преимущества по сравнению с культурной социологией.

В зарубежной теоретической социологии уже критически обсуждалась культурная социология Дж.Александера, например, Г.МакЛеннан отмечал, что утверждения культурной социологии являются описательными теоретическими реконструкциями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть; в культурной социологии присутствуют нечеткость терминологии, психологизм, оценочные суждения. Вместе с тем, не предлагалась какая-либо альтернатива культурной социологии. В данном статье рассматриваются конкурентные преимущества системной социологии по сравнению с культурной социологией, развиваемой Дж. Александером [5].

Сравнение с системным подходом (необязательно, но много инфы)

Теперь, с точки зрения системной социологии, рассмотрим постулаты

Относительная автономность культуры. Постулат об относительной автономности культуры имеет давнюю традицию в классической социологии. Например, П.Сорокин [21] различал социальную и культурную динамику. Дж.Александер, постулируя относительную автономность культуры, исходит из метатеоретических моделей, институционального анализа и герменевтических реконструкций. Вместе с тем, постулат об относительной автономности культуры, который использует Дж.Александер, является, в значительной мере словесной декларацией, поскольку не подкреплен соответствующими эмпирическими измерениями. В частности, какова величина автономности культуры в целом, и для различных элементов культуры в частности и т.д. Таким образом, разграничение Социального и Культурного - это в значительной мере теоретическая абстракция, не подкрепленная эмпирическими исследованиями, результатами компьютерного моделирования, доказательством теорем.

Культура является объясняющим фактором социальных явлений. С позиций теории динамики социума, в частности, теории системной динамики, которая изучает прямые и обратные связи между элементами и подсистемами в динамике, культурные и социальные факторы связаны прямыми и обратными связями с запаздываниями. В частности, наблюдается культурный лаг (запаздывание культурных изменений по сравнению с социальными

изменениями). Поэтому в какой-либо момент времени культура может быть объясняющим фактором, а в другой момент времени социальные факторы могут быть объясняющими факторами культуры.

Герменевтика присутствует в системной методологии. В. Дильтей отмечал, что при герменевтическом подходе части могут быть поняты только в контексте целого, в котором они функционируют. Поэтому понимание происходит наиболее легко, когда отдельный случай соотнесён с тем, частью чего он является, т.е. его значение может быть понято только в более широком контексте. Отметим, что это один из аспектов фундаментального принципа системности. В герменевтической методологии [цит. по 25] для достижения правильных

Таким образом, системная социология имеет познавательные средства, которые позволяют ей успешно изучать тот аспект социума, который изучает культурная социология. В тоже время, системная социология имеет познавательные средства, которые позволяют ей изучать те аспекты социума, которые недоступны культурной социологии. Приведенные в данном разделе аргументы свидетельствуют, с точки зрения автора, что системная социология имеет конкурентные преимущества по сравнению с культурной социологией.

Читайте также: