Вступление стран восточной европы в нато и ес кратко

Обновлено: 07.07.2024


ТАСС-ДОСЬЕ. 7 июня в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоится церемония поднятия флага Черногории, которая стала 29-м членом альянса.

5 июня премьер-министр страны Душко Маркович и глава МИД Срджан Дарманович передали протокол о присоединении страны к Североатлантическому договору, на основе которого был создан блок, в Госдепартамент США (депозитарий документа).

Создание НАТО

Одной из предпосылок для создания НАТО (организация стран - участниц Североатлантического договора; The North Atlantic Treaty Organization) стала доктрина "сдерживания СССР", провозглашенная в марте 1947 г. президентом США Гарри Трумэном. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне главы МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) подписали Североатлантический договор с целью "укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе".

Документ состоит из 14 статей, определяющих характер и задачи блока. Одной из ключевых является статья 5, согласно которой нападение на одно из государств, подписавших документ, рассматривается как агрессия против всех стран-участниц. Согласно статье 10, "договаривающиеся стороны могут предлагать любому другому европейскому государству, способному вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к договору".

Этапы расширения НАТО

Всего за историю альянса его состав расширялся семь раз (с учетом Черногории). Впервые к Североатлантическому договору в 1952 г. присоединились Греция и Турция. В 1955 г. членом НАТО стала ФРГ (в 1990 г. после объединения Германии в блок вошла территория бывшей ГДР), в 1982 г. - Испания. В начале 1990-х гг., в связи с окончанием холодной войны и после распада СССР, альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора. Так, в 1991 г. был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 г. заменен на Совет североатлантического партнерства).

Черногория официально стала 29-м членом НАТО

В 1994 г. принята программа "Партнерство ради мира", цель которой - всестороннее взаимодействие между альянсом и отдельными государствами, имеющими статус партнеров. В настоящее время программа объединяет 21 страну-партнера, включая бывшие республики СССР, Финляндию, Швецию. В 1995 г. альянс опубликовал исследование, в котором указывалось, что в новых условиях "возникла уникальная возможность" для нового расширения блока с целью "укрепления безопасности во всем евроатлантическом регионе".

В разные годы к НАТО присоединились государства из бывшего соцлагеря: в 1999 г. - Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 г. - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009 г. - Албания и Хорватия.

Стратегическая концепция организации, принятая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 г., содержит подтверждение политики открытых дверей для новых членов, однако указывает, что кандидаты не должны иметь проблем, которые смогут ослабить общую безопасность.

В настоящее время альянс рассматривает в качестве претендентов на вступление три страны: Боснию и Герцеговину (БиГ), Македонию и Грузию.

Порядок вступления в НАТО

Процедура присоединения к блоку периодически меняется и дополняется. В настоящее первым условием для вступления страны в НАТО является ее членство в программе "Партнерство ради мира". Затем следует присоединение к Плану индивидуального партнерства. Он был введен в 2002 г. и предполагает двухгодичные программы взаимодействия по направлениям, актуальным для конкретной страны. После этого страна получает статус участника "интенсивного диалога" с НАТО. Как правило, на этом этапе подается заявка на вступление в блок.

Финансовые показатели НАТО. Досье

Ключевой этап - присоединение к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ; действует с 1999 г.). Страна-участница ПДПЧ получает статус кандидата на вступление в блок, ей оказывается практическая поддержка для проведения необходимых реформ. Затем, обычно на саммите альянса, страна-кандидат получает приглашение к присоединению. После этого организуются два раунда переговоров между экспертами НАТО и представителями вступающей страны, в ходе которых обсуждаются политические, правовые и военные обязательства, которые берет на себя кандидат.

В частности, пост министра обороны должны занимать гражданские лица; нужно разрешить территориальные споры с соседними странами; вооруженные силы следует перестроить и переоснастить в соответствии со стандартами альянса. Заканчивается процесс подписанием протокола о присоединении нового государства и последующей его ратификацией национальными парламентами стран - членов НАТО и вступающей страны. После этого страна становится полноправным членом альянса.

Позиция России по расширению НАТО

Россия неоднократно высказывалась против расширения НАТО на Восток, считая, что этот процесс привел к росту напряженности в Европе. По оценке российских военных, прием в НАТО новых членов влечет сокращение периода стратегического развертывания войск альянса, а у России уменьшается время для приведения своих сил в боеготовность.

Президент РФ Владимир Путин в 2014 г. во время "прямой линии" заявил, что "когда инфраструктура военного блока подвигается к нашим границам, то это вызывает у нас определенное опасение и вопросы". Россия должна "предпринимать какие-то ответные шаги, и в этом нам тоже никто не может отказать".

12 мая 2015 г. постоянное представительство РФ при НАТО опубликовало анализ отношений РФ с альянсом под заголовком "Россия-НАТО: Мифы и факты", в котором отмечается, что расширение НАТО на Восток прошло вопреки обещаниям, данным западными руководителями, в частности канцлером ФРГ Гельмутом Колем и главой МИД Гансом-Дитрихом Геншером, лидеру СССР Михаилу Горбачеву в 1990 г. в ходе переговоров об объединении Германии.

В этой связи также упоминаются беседы министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе с госсекретарем США Джеймсом Бейкером. В декабре 2016 г. глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что передал представителям стран альянса документы, касающиеся этих встреч. Руководство НАТО в этом вопросе ссылается на отсутствие официальных соглашений, а также на право государств самостоятельно выбирать собственный путь.


Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 году. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, и Черногория.

Наука и техника ЕС

Космонавтика в ЕС

Космонавтика является одной из наиболее развитых сфер науки в Евросоюзе. Также ЕС в сотрудничает в деле освоения космоса с такими ведущими космическими державами, как Россия, Китай, США, Япония, а также другими странами.

Галилео является глобальной навигационной спутниковой системой (GNSS), построенной Европейским космическим агентством (ЕКА). Проект стоимостью 2 миллиардов долларов назван в честь итальянского астронома Галилео Галилея. Одной из целей Галилео является обеспечение высокоточной позиционной системы, на которую способна положиться Европа.

Кроме базовых бесплатных услуг навигации (позволяющих получить горизонтальные и вертикальные измерения с точностью до одного метра), Галилео обеспечивает уникальную глобальную функцию поиска и спасения (SAR). Спутники способны передать сигнал бедствия с передатчика пользователя в Координационный центр обеспечения безопасности, который приступает к поисковым операциям. В это время система передает сигнал пользователю о том, что ситуация под контролем и помощь уже в пути.

Ожидается, что система станет глобальной в 2019 году.

Как возникла НАТО

Создание НАТО началось с событий 1947-1949 годов, которые
способствовали обострению международной обстановки. Они проявились в угрозе
суверенитету таких стран, как Норвегия, Греция, Турция, перевороту в
Чехословакии, который произошел в 1948 году, а также в блокаде Западного
Берлина. В результате подписания Брюссельского договора Бельгией, Нидерландами,
Великобританией, Люксембургом и Францией участники создали общую оборонительную
систему. Позже, после проведения переговоров с Канадой и США, в апреле 1949
года был подписан Вашингтонский договор, согласно которому выстроилась система
общей обороны 12 стран. Участницами этого договора стали Бельгия,
Великобритания, Исландия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Люксембург, Португалия,
Норвегия, Франция и США.

В связи с международными событиями страны-члены НАТО
создали Организацию Североатлантического договора, которая и получила название
в виде аббревиатуры — НАТО. В 1952 году членами этой организации стали Турция и
Греция. Позже, в 1955 году к ним присоединилась ФРГ, а в 1982 — Испания.
Постепенно список стран-членов НАТО пополнялся.

Шенгенская зона

Что такое Шенгенская зона? Это область, состоящая из европейских стран, которые отменили внутренний паспортный и иммиграционный контроль. Страны шенгенского соглашения имеют единую визовую политику.

Какие страны входят в Евросоюз и блок НАТО

Карта Шенгенской зоны

Граждане других государств, желающие посетить страны Шенгена, могут получить краткосрочную визу на срок от 1 до 90 дней, действительную для всех стран, подписавших Шенгенскую конвенцию. При этом получать шенгенскую визу нужно в консульстве страны, которую планируется посетить первой.

Долгосрочные визы – такие как учебные или рабочие – выдаются только той страной, где гражданин будет работать или учиться.

Дополнительным эффектом этого соглашения является сокращение бюрократии в государствах, входящих в единое пространство. Кроме того, страны шенгенской зоны были вынуждены усилить пограничный контроль внешних границ с государствами, не являющимися участниками соглашения.

Нужно различать понятия Шенгенская зона и Европейский Союз. Не все страны ЕС являются участниками шенгенской зоны. Это объясняется тем, что некоторые из них не хотят отменять пограничный контроль (к примеру, Великобритания), а другие до сих пор не выполнили некоторые условия, необходимые для вступления в зону Шенгена (например, Румыния).

Шенген сегодня

В 2019 году список стран шенгенского соглашения выглядит так:

Какие страны входят в Евросоюз и блок НАТО

Список государств с датами подписания соглашения

  • Австрия.
  • Бельгия.
  • Венгрия.
  • Германия.
  • Греция.
  • Дания.
  • Исландия.
  • Испания.
  • Италия.
  • Латвия.
  • Литва.
  • Лихтенштейн.
  • Люксембург.
  • Мальта.
  • Нидерланды.
  • Норвегия.
  • Польша.
  • Португалия.
  • Словакия.
  • Словения.
  • Финляндия.
  • Франция.
  • Чехия.
  • Швейцария.
  • Швеция.
  • Эстония.

Шенгенское соглашение распространяется на 22 государства ЕС и четыре страны, не входящие в него (Исландия, Лихтенштейн, Швейцария и Норвегия). Три самые маленькие европейские страны – Ватикан, Монако и Сан-Марино – включены в шенгенскую зону де-факто.

Страны Европы, не входящие в Шенген

Ирландия, Великобритания, Хорватия, Кипр, Болгария и Румыния, являющиеся членами Европейского Союза, не входят в Шенген.

Маленькая Андорра также не входит в Шенгенскую зону. Гражданин, пересекающий границу Андорры с Испанией или Францией, считается покинувшим единую зону.

Шенгенское соглашение не распространяется на территории, принадлежащие европейским странам, но находящиеся вдали от Европы, например, датская Гренландия, французская Мартиника или испанский город Сеута.

Страны-кандидаты на вступление в Шенген – это Румыния, Болгария, Кипр, Хорватия. Планировалось, что Румыния и Болгария войдут в него еще в 2011 году, но это событие до сих пор откладывается из-за экономического кризиса и политических противоречий.

Албания, Черногория, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина не являются членами Шенгенской зоны и Европейского Союза.

Постсоветский исторический период

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Развитие

19 июня 1990 года те же государства подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения. Этот документ предусматривал создание на территории Европы единого пространства, где будет полностью ликвидирован пограничный контроль.

Какие страны входят в Евросоюз и блок НАТО

В 1990 году Шенгенское соглашение было подписано Италией, а в 1991 году к нему примкнули Испания и Португалия. 6 ноября 1992 года в Шенгенский союз вступила Греция.

26 марта 1995 года новое соглашение начало действовать на территории семи европейских государств: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Францией, Германией, Испанией, Португалией.

Оно открыло границы и отменило паспортный контроль между странами-участницами. Теперь граждане этих стран могли свободно перемещаться внутри шенгенского сообщества.

Постепенно к соглашению присоединялись новые государства. В 2007 году Шенгенская зона включала уже 15 стран.

Объединение ЕС и Шенгена

В результате увеличения количества стран, принявших новые условия, а также желающих к ним присоединиться, возникла необходимость объединения законодательства ЕС и соглашений, подписанных в Шенгене.

Это произошло в 1999 году, после подписания Амстердамского договора. С этого момента шенгенские договорённости стали частью общего европейского законодательства.

Экономика ЕС

Наиболее промышленно развитые и сильные страны ЕС (Германия и Франция) в целом выиграли от политико-экономического объединения Европы, однако менее развитые страны Южной Европы (в особенности Греция, Испания, Португалия) после периода экономического роста в 1980-х и 1990-х гг. столкнулись в 2000-х гг. с масштабным экономическим и демографическим кризисом, деиндустриализаций, массовой безработицей и колоссальным ростом государственного долга. Та же неприятная история, но за более короткий срок, повторилась и с большинством новых членов ЕС из Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 году (Болгария, Румыния, Эстония, Латвия, Литва).

Энергетика ЕС

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Какие страны входят в Евросоюз и блок НАТО

Новейшая история Европейской интеграции

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т. д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС[источник не указан 1322 дня].

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен бывшей югославской Республике Македонии (с начала 2019 года официально именуется Северная Македония).

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

23 июня 2016 года 52 % британцев проголосовали за . Это первая страна, которая выходит из ЕС.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Какие страны входят в Евросоюз и блок НАТО

Устройство ЕС

Первоначально ЕС был объединением вполне независимых стран, однако постепенно были созданы общеевропейские органы власти — Европейский совет, Европейская комиссия, Европейский парламент и суд Евросоюза. Эти органы ввели значительное число общеевропейских законов и норм, а также отчасти взяли под контроль регулирование европейской экономики, что фактически существенно ограничило суверенитет отдельных стран Евросоюза.

Мнение жителей отдельных европейских стран, даже основных, власти Евросоюза зачастую просто не принимают во внимание. Так, у Евросоюза накоплен уже богатый опыт игнорирования референдумов в отдельных европейских странах, например в Греции в 2015 году.
.

Органы управления Евросоюза

Органами ЕС являются:

  • Европейский совет — Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел.
  • Европейский парламент — является собранием из 751 депутатов, напрямую избираемых гражданами государств — членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
  • Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена.
  • Европейский суд — регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов.

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.


"Расширение НАТО в последние десятилетия было большим успехом и проложило путь к дальнейшему расширению ЕС": об этом в прошлую субботу на Мюнхенской конференции по безопасности заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Для того чтобы полностью понять его слова, необходимо восстановить эту историю "большого успеха" в ее основных чертах.

Она начинается в том же 1999 году, когда НАТО разрушает войной Югославию и на саммите в Вашингтоне объявляет, что хочет "проводить операции по реагированию на кризисы, не предусмотренные статьей 5, за пределами территории Альянса". Забыв о том, что она обязалась перед Россией "не расширяться ни на дюйм на восток", НАТО начала свое расширение на восток. В него вошли первые три страны бывшего Варшавского договора: Польша, Чехия и Венгрия. Затем, в 2004 году, НАТО расширяется еще на семь стран: Эстония, Латвия, Литва (бывшая часть СССР); Болгария, Румыния, Словакия (бывшая часть Варшавского договора); Словения (бывшая часть Югославской Федерации). В 2009 году в НАТО входят Албания (бывший член Варшавского договора) и Хорватия (бывшая часть Югославской Федерации); в 2017 году - Черногория (бывшая часть Югославии); в 2020 году - Северная Македония (бывшая часть Югославии) Через двадцать лет НАТО расширяется с 16 до 30 стран.

Таким образом, Вашингтон достигает тройного результата. Он расширяет военный альянс вблизи России, даже на территории бывшего СССР, и сохраняет рычаги командования: Верховным главнокомандующим в Европе "по традиции" всегда является американский генерал, назначаемый президентом США, и другие ключевые командования также принадлежат США. В то же время Вашингтон связывает восточные страны не столько с Альянсом, сколько непосредственно с США. Румыния и Болгария, как только вошли в него, сразу же предоставили в распоряжение США важные военные базы Констанца и Бургас на Черном море. Третий результат, полученный Вашингтоном в результате расширения НАТО на Восток, - это усиление его влияния в Европе. Из десяти стран Центрально-Восточной Европы, вступивших в НАТО в период с 1999 по 2004 год, семь присоединились к Европейскому союзу в период с 2004 по 2007 год: Соединенные Штаты наложили НАТО на ЕС, расширившийся на восток, на Европу.

Сегодня 21 из 27 стран Европейского союза входят в НАТО под командованием США. Североатлантический совет, политический орган Альянса, согласно правилам НАТО, принимает решения не большинством голосов, а всегда "единогласно и по общему согласию", то есть в согласии с тем, что решено в Вашингтоне. Участие крупных европейских держав в этих решениях (за исключением Италии, которая подчиняется, храня молчание), как правило, происходит путем секретных переговоров с Вашингтоном на условиях "плюс/минус". Это предполагает дальнейшее ослабление европейских парламентов, в частности итальянского, уже лишенного реальных полномочий принимать решения по внешней и военной политике.

В этих рамках Европа сегодня оказывается в еще более опасной ситуации, чем во времена холодной войны. Еще три страны - Босния Герцеговина (бывшая часть Югославии), Грузия и Украина (бывшая часть СССР) - являются кандидатами на вступление в НАТО. Столтенберг, официальный представитель США в НАТО, заявляет, что "мы держим дверь открытой, и если цель Кремля - иметь меньше НАТО у границ России, он получит только больше НАТО".

В эскалации США-НАТО, явно направленной на развязывание крупномасштабной войны в сердце Европы, в игру вступает ядерное оружие. Через три месяца США начинают массовое производство новых ядерных бомб B61-12, которые будут размещены под американским командованием в Италии и других европейских странах, возможно, и на Востоке, еще ближе к России. Кроме того, США имеют в Европе две сухопутные базы в Румынии и Польше и четыре военных корабля, оснащенных ракетной системой "Иджис", способной запускать не только противоракеты, но и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Они также готовят ядерные ракеты средней дальности для размещения в Европе против России - придуманного врага, который, однако, может ответить разрушительным ударом.

Ко всему этому добавляются экономические и социальные последствия растущих военных расходов. На встрече министров обороны Столтенберг с триумфом объявил, что "это седьмой год увеличения расходов на оборону европейскими союзниками ( с 2014 года они выросли на 270 миллиардов долларов)". Еще больше государственных денег уходит от социальных расходов и производственных инвестиций, в то время как европейские страны еще не оправились от экономического кризиса 2020-21 годов. Итальянские военные расходы превысили 70 миллионов евро в день, но этого недостаточно. Премьер-министр Италии Драги уже заявил: "Мы должны обеспечить себе мощную оборону: совершенно ясно, что нам придется тратить гораздо больше, чем мы делали до сих пор". Ясен посыл: давайте затянем пояса, чтобы НАТО могло расширяться.

Опубликован в итальянском издании Il Manifesto 22 февраля 2022 года.


Расширение НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.

Североатлантический Союз прошел 6 шагов расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 — (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно.

После распада СССР, в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачёву [1] , вошли страны пост-социалистического лагеря. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.

Пятое расширение произошло в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной программе Плана действий после его предоставления этим странам в ноябре 2002 года.

В августе 2010 года председатель правительства России В. В. Путин заявил, что в ходе вывода советских войск из Восточной Европы тогдашний генеральный секретарь НАТО сказал, что СССР должен быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться дальше существующих на тот момент границ. [4]

Читайте также: