Мировое началось во мгле кочевье кратко

Обновлено: 30.06.2024

Стихии давно уже против нас. Ещё Чацкий говаривал, что мы живём
"рассудку вопреки, наперекор стихиям".2] Это сказано, собственно, о фраке.
Но это относится, конечно, и к очень многому другому.
Говорят: в Цусимском бою солнце светило нашим в глаза, а у японцев оно
было за спиною. Ветер тоже не поладил с нами, и помогал японцам, уж я не
знаю, как именно. Прибавим заодно и обе остальные стихии: вода оказалась
для нас неблагосклонною, потопила наши кое-как слаженные корабли, а
земля.. . земля вблизи была японская. Конечно, она помогала нашему врагу. С
её берегов налетала на нашу растерявшуюся эскадру туча миноносок.
Я прочитал где-то, что на кораблях Небогатова3] пушки заржавели.
Невероятно. Но что же можно сделать с враждою стихий? Ржавеют на дожде
крыши домов, отчего же не заржаветь и пушкам.
Враждебны нам стихии. Нелюбовь у нас и у стихии взаимная. Ни одна
стихия нам не мила.
Солнце, огонь, пламенное, страстное светило, источник света и тепла.
Мы упрямо отвращаемся от солнца. От света. От всякого свита. Просвещение
наше в упадке. Одежды наши темны и скучны. Жилища у нас сумрачны и суровы.
Дети наши закутаны, чтобы солнце не обожгло их кожу.
Ветер, вольно веющий, не знающий преград и застав, ветер - чародей,
могучим веянием оживляющий широкие земные просторы.. . Мы боимся его Мы его
не терпим. Мы оградились от него стенами, и стараемся возвести их до неба,
и замазать в них все щели. Чтобы не веял, самовольный, бесчинный, дерзкий
нарушитель затхлого покоя.
Вода, вольно струящаяся и, однако, покорная закону земных тяготений,
чистая, холодная, равняющая всех своими влажными и холодными объятиями. .
Что нам в ней? Мы заросли всякою грязью, мы любим нечистоту и тлен нашей
смрадной жизни. Мы защищаемся от бесчинства падающих с неба вод калошами,
зонтиками, плащами. Наши дети боятся воды, а дерзкие из них легко тонут в
ней, потому что не могут научиться плавать. Это так трудно для нас.
Земля, мягкая, сырая, успокоительная, мать, кормящая всех своих
детей.. . Мы позаботились больше всего о том, чтобы разделить её, и
отмежевали мою и твою землю, - и всем нам тесно на земных просторах. И мы
идём умирать, чтобы отнять у мирного народа его землю, и думаем, что это
отнятие чужого есть великий подвиг, за который наши дети должны быть нам
благодарны. А на что земля нашим детям? Они не знают её ласковых и нежных
прикосновений, не бегают босые по её мягкой и зеленой траве, по её сыпучему
песку.
Мы не любим стихий, и справедливые стихии не любят нас. Они
благосклонны к нашему врагу, и помогают ему в великой исторической борьбе,
потому что платят ему любовью за любовь.
Посмотрите на японские картины. Сколько света, какое живое солнце
чувствуется в них! Эмблемою своего государства взяли японцы восходящее
солнце, потому что безмерно полюбили они это царственное светило, радостное
и благостное. К добрым и злым равно благостно оно. Но любят его только
добрые и сильные. И таким и оно посылает наилучшие свои дары. И японцы
радостно греются в лучах своего солнца. Радостно открывают они солнцу своё
тело, - и золото расплавленных солнечных лучей переливается по их коже
восхитительным пламенем силы и бодрости.
Бодро ставят они свои паруса, и ветер несёт в широкое море их лодки.
Он развевает их лёгкие одеяния, и прикосновения его к их телу нежны и
любовны.
Вода охватила голубым, раздробленным ожерельем их прекрасные острова.
Как они родственны этой подвижной стихии! Как легко влекутся они к
неизведанному, к новому! И мы ещё не знаем, куда приплывут они на своих
дивных кораблях.
Землю они любят удивительною любовью влюблённого. Как возделывают они
её! Причудливым садом и огородом стала вся их страна.
В дружбе со стихиями живёт наш враг, и стихии, вольные и вечные, стали
его верными союзниками

ФЁДОР СОЛОГУБ ВРАЖДА И ДРУЖБА СТИХИЙ
Воздуху, свету, земле и воде дайте свободно обнимать их тела. Чтобы сдружились, сжились, сроднились они с вольными стихиями. Чтобы и сами стали, как стихии, такие же чистые, невинные, правдивые, нежные и суровые.
Аргументы.

Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле — деревья,
Это бродят золотым вином — гроздья,
Это странствуют из дома в дом — звезды,
Это реки начинают путь — вспять!
И мне хочется к тебе на грудь — спать.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Марина Цветаева — Мировое началось во мгле кочевье на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

какие тропы и стилистические фигуры использованы в стихотворении?
мировое началось во мгле кочевье
это бродят по ночной земле-деревья,
это бродят золотым вином-гроздья,
это странствуют из дома в дом-звёзды,
это реки начинают путь-вспять,
и мне хочется к тебе на грудь-спать.

Эпитеты: МИРОВОЕ (кочевье) , НОЧНАЯ (земля) , ЗОЛОТЫМ (вином)

Олицетворения: бродят деревья, странствуют звёзды, реки начинают путь.

Использование омонимов: БРОДЯТ деревья (ходят, кочуют, скитаются) , БРОДЯТ вином гроздья (находятся в состоянии брожения) .

Анафора (единоначатие) : лексическая – четыре строки начинаются со слова ЭТО, синтаксическая – в трёх строках одинаковое строение начала предложения: частица, глагол-сказуемое.

Эпифора (одинаковая концовка) – три строки подряд заканчиваются подлежащими, выраженными существительными во множественном числе.

Инверсия (нарушение прямого порядка слов) – в каждом предложении этого фрагмента.

Так хочется забуриться, уткнуться в теплое нечто и провалиться в глубокий сон..здоровый, ровный, тяжелый, глубокий сон..А потом проснуться, и чтобы в голове и вокруг нее было легко, светло и просто. Чтобы щебетали птички, мягко грело солнышко, и, чтобы обязательно была весна..
Нельзя быть неблагодарным, и ведь все на самом деле хорошо..наверное,просто гормонональное ;)просто снег, просто холодно, просто немного грустно..бывает же бесричинная грусть. А хочется весны и свежести в воздухе..может, попросту душа соскучилась по полету? ведь я так давно не летала..так закрутилось все, что сил на полет не оставалось..надо было решать проблемы тут, на земле..а сейчас уже истосковалась..будто остановилось время в груди, и давно..стрелки показывают время, застывшее уже несколько лет назад..и сейчас, этот запыленный механизм со скрежетом, постепенно, начинает просыпаться от спячки. пора, пора Егяша..я соскучилась по тебе той..ну, скажем, по одной из твоих "тех" сторон..по умению летать..но некоторые вещи я бы хотела оставить в прошлом..
и все-таки это правда, что время летит быстро и незаметно..вот мне уже 31й пошел..куда и как улетели предыдущие годы - сложно собрать во единую картину..умение жить и ценить каждый опыт, каждое мгновение - вот истинный дар просветленных..мне где-то жаль, что я начинаю многое осознавать лишь сейчас, да и то, по мельчайшим крупицам и крохам, но хоть так! хоть сейчас, и слава Богу, что хоть начала..а то так бы всю жизнь и прозябала бы, коптя небо..
Помните, в "Москва слезам не верит", Гоша приводит Александре пример с имератором, который на пике своей славы ушел растить капусту..вот и мне, и мне жутко хочется выращивать капусту когда сейчас я на пике своей материальной жизни. мне хочется уйти на покой ) приятельницы удивленно смеются, "не рано ли собралась, мать, на пенсию?"
Конечно, возможно я просто устала, много было потрясений, видать, их хватило на мой запас сил и жизненной энергии )) вполне возможно, что через пару месяцев мне вновь захочтся активности и возврата в жизнь, быт, к людям..возможно, может быть..Поживем - увидим ) в конце концов, все в жизни настолько хрупко, что в эту секунду или через нее, или чере минуту, две, пол-часа, пол-дня. все может поменяться и повернуться вспять..потому..тсссс..я тихо умолкаю, чтобы не спугнуть удачу ) главное, что я все еще чувствую и у меня есть желание лететь..

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.01.2012. и мне хочется к тебе на грудь - спать
  • 02.01.2012. С Новым Годом!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Примерный анализ стихотворений

Поэзия Цветаевой – это прежде всего вызов миру, вызов, который мы можем наблюдать и в этом стихотворении.

Страстность, решительность героини выражается с помощью синтаксических средств: обилия тире и эллипсиса. Все стихотворение пронизано искренностью и открытостью выражаемых в нем чувств.

Лирическая героиня этого стихотворения – женщина сильная, готовая на любые жертвы ради возлюбленного. Она предана своему чувству и не откажется от него, несмотря ни на что:

Пригвождена к позорному столбу,

Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что если б знамя мне доверил полк…

… Моя рука бы выпустила знамя.

Что может быть презреннее такого поступка? Наверное, ничего. Но героиня готова пройти через все испытания, лишь бы доказать силу своего чувства.

… И эту честь последнюю поправ, -

Прениже ног твоих, прениже трав.

Антитеза, многочисленные тире, безглагольность позволяют выделить каждое слово, придавая ему особую значимость, а всему стихотворению необычайную эмоциональность и страстность.

Стихотворение посвящено Мандельштаму - поэту и другу Цветаевой. Однако содержание произведения гораздо шире и обобщеннее, чем отношения двух поэтов.

В этом стихотворении говорится о неисчерпаемости чувства любви, о его безграничности и неповторимости.

Не первые – эти кудри

Разглаживаю, и губы

Знавала – темней твоих…

Еще не такие песни

Я слушала ночью темной.

Но не перестает удивляться тому, как действует любовь на человека, тому, как бывает растерян тот, кого настигло это роковое чувство.

В этом стихотворении лирическая героиня – ласковая, трепетная женщина. Нежность ее подчеркивается плавностью строк, повтором сонорных звуков, что придает особую напевность всему произведению.

Никто ничего не понял –

Мне сладостно, что мы врозь!

В этом стихотворении, признавая старшинство Мандельштама как поэта, она вызывала его на своеобразный поэтический поединок: на состязание поэтических голосов и …любящих сердец.

Лирическая героиня верна своим чувствам. Она высоко ценит человека, с которым вынуждена была расстаться. Она верна ему даже на расстоянии, даже через несколько лет. И это подчеркивается кольцевой композицией стихотворения.

Целую Вас через сотни

Целую Вас - через сотни

… что Вы больны не мной,

… что я больна не Вами.

Ведь счастливой любовью принято считать то чувство, которое связывает двух людей, которое объединяет их и которое они разделяют друг с другом. Но если вдуматься в строки этого стихотворения, то понимаешь, что именно такое чувство несет любящим не только радость, но и страдания, заставляет сдерживаться и делает человека несвободным.

Лирическая героиня стихотворения предчувствует любовь, которой не суждено состояться, потому что и она, и тот, к кому обращены эти строки, несвободны. Невозможность соединения двух сердец подчеркивают слова с отрицательным значением – это частица не , наречие никогда и окказионализм не-гулянья .

Однако лирическая героиня благодарит того, с кем она никогда не будет вместе:

Спасибо Вам, и сердцем и рукой,

За то, что Вы меня – не зная сами!-

Однако синтаксический параллелизм и анафора в последней строфе подчеркивают, чего лишена героиня, которая на самом деле сожалеет о несостоявшейся любви:

За то, что Вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больнв – увы! – не Вами!

Марина Цветаева – необычный поэт. Она стремится превоплотиться в предмет, который изображает, войти в его форму. Она делает соучастниками своей беды, своего отчаянья или восторга все, что окружает ее в мире.

Строительница струн – приструню

Ты вспомнишь все… Ты сдержишь крик…

И многоточие только усиливает эмоциональность пережитых чувств.

Да, любовь – это мгновение, миг, но миг пленительный, незабываемый и волшебный.

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь

О милая! – Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

Сила и стойкость этого чувства подчеркивается повышенной эмоциональностью данного стихотворения, которая выражается многочисленными тире и восклицательными знаками.

Любовь – это окрыляющее чувство, пробуждающее все потаенные уголки души поэта и дающее возможность для творческого самовыражения:

И не на то, мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды.

Спеленутых, безгласых и безгласных

Я не умножу слободы.

Нет, выпростаю руки! – стан упругий

Единым взмахом, из твоих пелен

Смерть – выбью! Верст на тысячу в округе

Растоплены снега и лес спален.

Любовь остается в мире, а если и умирает, то лишь затем, чтобы, «смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Читайте также: