Непоследовательность реформаторского курса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главной причиной реформ было отставание России от Западной Европы (чаще всего техническое, хотя не всегда только оно), которое приводило к снижению обороноспособности страны.

2. Каков был общий смысл и вектор российских реформ того времени?

Однако для повышения обороноспособности часто требовалась всесторонняя модернизация социально-экономических и общественно-политических отношений.

3. Кто выступает инициатором реформ в стране?

Инициатором реформ практически всегда была верховная власть и мощный государственный аппарат.

4. В чем вы видите причины непоследовательности и робости реформаторских усилий властей в первой половине XIX в.?

В России существовали влиятельные консервативные силы, реформаторы были вынуждены считаться с их интересами. С другой стороны, реформы не были вызваны противоречиями внутри страны, потому на власти не оказывалось общественного прессинга в пользу реформ. Потому чаще всего масштабные планы реформ в итоге пересматривались в пользу уменьшения масштабов. Пересмотр происходил в спешке, потому в итоге реформы получались ограниченными и непоследовательными.

5. В какой мере реформаторы опирались на зарубежный опыт? Приведите примеры

Императоры-реформаты опирались чаще всего на советы иностранцев (в плеяде сподвижников Петра I наибольшим опытом отличался швейцарец Ф.Я. Лефорт, Екатерина II использовала идеи французских просветителей, Александру I советы давал швейцарец Ф.С. Лагарп, П.А. Столыпину – датчанин К.А. Кофод). Иностранцы естественно пытались внедрить в России опыт других стран.

6. Из каких источников осуществлялось деформирование?

В России, в отличии от Западной Европы, реформы финансировались за счёт увеличения налогов.

7. Какую роль в российских реформах сыграла система образования? С чем это было связано?

Система образования была призвана обеспечить кадровое обеспечение проведения реформ, особенно на местах.

8. В нем вы видите причины секретного характера разработки российских реформ?

Многочисленные влиятельные круги и целые социальные слои в России были против реформ. Реформы разрабатывались в тайне для того, чтобы избежать противодействия этих кругов.

9. Какие политические и социальные слои были потенциальными сторонниками, а какие — противниками реформ?

Противодействовали реформ чаще всего помещики, а порой и сами крепостные крестьяне, участь которых реформы нередко пытались облегчить. Сторонниками реформ очень часто были лишь немногочисленные энтузиасты, как мы видим, например, из письма Александра I.

10. Какие реформы XVIII—XIX в. были завершены и дали положите результат? Как к не были завершены? В чем вы видите причины этого?

(a) Реформа образования была в целом реализована и дала положительные результаты, она заложила систему образования, которая действовала до революции.

(b) Создание Государственного совета и законосовещательная его деятельность также стали реформой, успех которой, однако, не был значительным.

(c) Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Эта реформа в целом принесла некоторые плоды.

(d) Члены священного синода уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. Эта реформа также была реализована.

(e) Министерская реформа (преобразование системы министерств) в целом была реализована и работала.

(f) Проект реформ М. Сперанского предполагал новый принцип сословного деления, и введение представительских органов как местной, так и центральной власти. Данный проект реализован не был, что обесценило большинство остальных реформ, сделало преобразования незначительными.

(g) Финансовая реформа предполагала улучшение системы выпуска ассигнаций (бумажных денег), прекращение их избыточного выпуска. Реформа стала успешной, финансовая система стабилизировалась.

11. Какие из осуществленных реформ вы считаете наиболее значимыми? Почему?

Наиболее значительной и результативной оказалась реформа системы образования, а также реформа министерств. Они заложили основу систем, которые успешно, хоть и с небольшими изменениями действовали вплоть до уничтожения самого государственного строя Российской империи.

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу

Политика десталинизации..

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по "делу врачей". Были освобождены из заключения участники "мингрельского дела". В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. . В печати началась критика культа личности И.В. Сталина.. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.).

Преобразования в общественно-политической жизни.. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. получили право вернуться на родину. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна.

Обновление аппарата власти. После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства.

Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства". "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", — утверждал Н.С. Хрущев. Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

Экономический курс в деревне. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы – территориальные управления.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

— в подавляющей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными;

— в проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр I не мог, опасаясь дворцового переворота;

— неопытность реформаторов недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ, в конечном счете, могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам. Этого не мог не понимать император;

— немаловажным является и то, что исключительным влиянием на царя в этот период пользовался негласный комитет.

Следует отметить, что второй этап правления Александра I ознаменовался господством иных настроений и связан с именем А. А. Аракчеева. Отношение общества к деятельности всесильного временщика крайне критическое. Влиянием А. А. Аракчеева на императора обычно объясняют ряд негативных преобразований: введение военных поселений, усиление цензуры, изгнание передовой профессуры, ликвидацию автономии университетов.

— в подавляющей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными;

— в проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр I не мог, опасаясь дворцового переворота;

— неопытность реформаторов недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ, в конечном счете, могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам. Этого не мог не понимать император;

— немаловажным является и то, что исключительным влиянием на царя в этот период пользовался негласный комитет.

Следует отметить, что второй этап правления Александра I ознаменовался господством иных настроений и связан с именем А. А. Аракчеева. Отношение общества к деятельности всесильного временщика крайне критическое. Влиянием А. А. Аракчеева на императора обычно объясняют ряд негативных преобразований: введение военных поселений, усиление цензуры, изгнание передовой профессуры, ликвидацию автономии университетов.

В чем вы видите предпосылки непоследовательности и робости реформаторских усилий властей в первой половине XIX в.?

  • Борис Астухов
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-29 14:39:10
  • 3
  • 1

В Рф существовали влиятельные консервативные силы, реформаторы были вынуждены считаться с их интересами. С другой стороны, реформы не были вызваны противоречиями снутри страны, потому на власти не оказывалось общественного прессинга в пользу реформ. Поэтому чаще всего масштабные планы реформ в итоге пересматривались в пользу уменьшения масштабов. Пересмотр происходил в спешке, потому в итоге реформы получались ограниченными и непоследовательными.

Читайте также: