Нарциссизм по фрейду кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благодаря концепции нарциссизма Фрейд сделал вклад огромной важности в понимание человека. Основное высказанное Фрейдом положение сводилось к тому, что человек может быть ориентирован двумя противоречивыми способами: его главный интерес, любовь, забота – или, по выражению Фрейда, либидо (сексуальная энергия) – могут быть направлены на него самого или на внешний мир (людей, идеи, природу, созданные человеком предметы).

Наиболее важное свидетельство существования нарциссизма было получено при анализе шизофрении. Страдающие шизофренией характеризовались двумя особенностями: манией величия и отсутствием интереса к внешнему миру – как к людям, так и к предметам. При отсутствии интереса к другим в центре внимания оказывается собственная персона – и развивается мания величия, собственная личность кажется всеведущей и всемогущей.

Во-первых, он мог бы сильнее подчеркнуть роль нарциссизма в выживании. Хотя с точки зрения этических ценностей предпочтительно максимальное подавление нарциссизма, с точки зрения биологического выживания нарциссизм – нормальный и желательный феномен. Если бы человек не отдавал приоритет собственным целям и потребностям, как мог бы он выжить? Ему могло бы не хватить энергии эгоизма для того, чтобы позаботиться о собственной жизни. Другими словами, биологические интересы выживания расы требуют определенного уровня нарциссизма у ее членов; этико-религиозной целью индивида, напротив, является максимальная – до нулевого уровня – его редукция.

Однако еще более важно то, что Фрейду не удалось определить нарциссизм как противоположность любви. Фрейд не мог этого сделать, потому что, как я показал выше, любовь для него не существовала в ином качестве, чем привязанность мужчины к насыщающей его женщине. Для Фрейда быть любимым (мужчине завоеванной им женщиной) значит обретать силу, а любить активно, любить самому – становиться более слабым.

Раб, народ и угнетатель

Вечны в беге наших дней.

Счастлив мира обитатель

Только личностью своей.

Жизнь расходуй как сумеешь,

Но иди своей тропой.

Всем пожертвуй, что имеешь,

Только будь самим собой.

Да, я слышал это мненье,

Но иначе я скажу:

Счастье, радость, утешенье —

Все в Зулейке нахожу.

Чуть она мне улыбнется,

Мне себя дороже нет.

Чуть, нахмурясь, отвернется —

Потерял себя и след.

Хатем кончился б на этом.

К счастью, он сообразил:

Надо срочно стать поэтом

Иль другим, кто все ж ей мил[35].

Эта психологическая концепция либидозного катексиса Эго в противоположность объектному делает довольно трудным для непосвященных понимание природы нарциссизма на основании собственного опыта. Поэтому мне хотелось бы описать ситуацию в более понятном стиле.

Для нарциссической личности она сама представляется единственной реальностью. Чувства, мысли, амбиции, желания, тело, семья – все, что к ней относится, ей принадлежит. То, что такой человек думает, истинно, потому что это он так думает; даже его скверные качества прекрасны, потому что это его качества. Все, что имеет к нему отношение, красочно и в полной мере реально. Все и всё вне его серо, уродливо, бесцветно и едва ли существует.

Вот пример. Мне позвонил мужчина с просьбой о встрече. Я ответил, что на этой неделе занят, но мог бы встретиться с ним на будущей неделе. В ответ он заявил, что живет очень близко от моего кабинета и мог бы прийти быстро. Мои слова о том, что при всем удобстве для него такого местоположения это не меняет факта моей занятости, на него впечатления не произвели; он продолжал настаивать на своем. Это – пример довольно тяжелого случая нарциссизма, поскольку пациент был совершенно не способен видеть различие между своими и моими обстоятельствами.

Несомненно, большое значение имеет то, насколько умна, артистически талантлива, образованна нарциссическая личность. Многие художники, талантливые писатели, дирижеры, танцоры и политики чрезвычайно нарциссичны. Нарциссизм не мешает их искусству, напротив, часто помогает. Их задача – выразить свои субъективные чувства, и чем важнее их субъективизм для исполнения, тем это исполнение лучше. Нарциссическая личность часто особенно привлекательна как раз в силу нарциссизма. Представьте себе, например, нарциссического эстрадного исполнителя. Он полон собой, он с гордостью демонстрирует свое тело и свое остроумие, как принадлежащую ему редкую драгоценность. У него нет сомнений по поводу себя, какие могли бы возникнуть у менее нарциссической личности. Он наслаждается тем, что говорит и делает, как ходит и двигается; он сам является восторженным зрителем этого великолепного представления.

Мне кажется, что причина привлекательности нарциссической личности заключается в том факте, что она являет собой образ того, каким хотел бы быть средний человек: уверенным в себе, не питающим сомнений, чувствующим себя всегда на высоте положения. Средний человек, напротив, не обладает уверенностью в себе, часто полон сомнений, склонен восхищаться другими, которых считает лучше себя. Можно спросить, почему крайний нарциссизм не отталкивает людей? Почему отсутствие истинной любви не вызывает отвращения? На этот вопрос легко ответить: настоящая любовь сегодня настолько редка, что почти выпадает из поля зрения большинства людей. В нарциссической личности можно увидеть кого-то, кто хоть одного человека – себя – любит.

Важно понять, что нарциссизм, который может быть назван влюбленностью в себя, противоположен любви, если понимать под ней готовность забыть о себе и заботиться о других больше, чем о самом себе.

Не менее важно противоречие между нарциссизмом и разумом. Поскольку я только что говорил о политиках как примере нарциссизма, утверждение о противоречии между нарциссизмом и разумом представляется абсурдным. Впрочем, я говорю не об интеллекте, а о разуме. Манипулятивный интеллект – это способность использовать мышление для манипулирования внешним миром для достижения собственных целей; разум – умение видеть вещи такими, каковы они есть, вне зависимости от того, какова их ценность или опасность для нас. Цель разума – опознание предметов или людей в их самости, без искажения нашим субъективным интересом к ним. Ум представляет собой форму манипулятивного интеллекта, но мудрость порождается разумом. Нарциссический человек может быть чрезвычайно умен, если его манипулятивный интеллект достиг высокого уровня. Однако он может совершать грубые ошибки в силу того, что собственный нарциссизм побуждает его преувеличивать ценность своих желаний и мыслей и считать, что результат уже достигнут только потому, что это его желания и его мысли.

Нарциссизм носит много масок: праведности, следования долгу, доброты и любви, покорности, гордости, – и варьирует от высокомерия и надменности до скромности и незаметности. Каждая нарциссическая личность использует много уловок, чтобы замаскировать свой нарциссизм, и обычно не осознает этого. Если такому человеку удается заставить других восхищаться им, он счастлив и во всем преуспевает. Однако когда ему такое не удается, когда пузырь его самовлюбленности, так сказать, проколот, он опадает, как спущенный шарик, или впадает в ярость. Нанести рану нарциссизму человека – значит вызвать или депрессию, или неукротимый гнев.

Однако, могут мне возразить, как можем мы быть уверены, что его оценка собственной группы не реалистична и не верна? Во-первых, едва ли какая-либо группа может быть такой совершенной, как ее описывают ее члены; самым же важным доводом является то, что критика в адрес группы встречает яростный отпор – реакцию, характерную для ситуации, когда рана нанесена индивидуальному нарциссизму. Корни любого фанатизма лежат в нарциссическом характере реакции на критику в адрес национальных, политических или религиозных групп. Когда группа становится воплощением собственного нарциссизма человека, всякая критика в ее адрес воспринимается как нападки на него самого.

В случае войны – холодной или горячей – нарциссизм принимает еще более радикальный характер. Моя собственная нация совершенна, миролюбива, культурна и так далее, а вражеская – наоборот: низка, коварна, жестока. На самом деле большинство наций имеет сходную пропорцию дурных и хороших черт; добродетели и пороки у каждой нации свои. Нарциссический национализм видит только добродетели собственной нации и пороки – вражеской. Мобилизация группового нарциссизма – один из важных факторов подготовки к войне; она начинается гораздо раньше начала военных действий и делается все более интенсивной по мере его приближения. Чувства населения в начале Первой мировой войны – хороший пример того, как разуму затыкается рот, когда к власти приходит нарциссизм. Британская военная пропаганда обвиняла немецких солдат в том, что они поднимали на штыки маленьких детей в Бельгии (этой лжи верили многие на Западе); германцы называли англичан нацией бесчестных торговцев, а себя – борцами за свободу и справедливость.

Может ли этот групповой нарциссизм, а с ним и одно из проявлений воинственности, когда-либо исчезнуть? Условий для этого много. Одно из них – то, что жизнь индивида должна стать такой богатой и интересной, что он начнет относиться к другим с интересом и любовью. Это, в свою очередь, предполагает возникновение социальной структуры, поощряющей готовность быть и делиться, а не иметь и владеть (см. [38]). С развитием интереса и любви к другим нарциссизм будет все больше уменьшаться. Самой важной и самой трудной проблемой, однако, является такая: групповой нарциссизм может порождаться базовой структурой общества, и возникает вопрос: как это происходит. Я попробую предложить ответ на него, проанализировав отношения между структурой индустриального кибернетического общества и нарциссическим развитием индивида.

Первым условием усиливающегося развития нарциссизма в индустриальном обществе является разобщенность и антагонизм индивидов по отношению друг к другу. Этот антагонизм – неизбежное следствие экономической системы, построенной на безжалостном себялюбии и принципе поиска преимуществ за счет других. Когда отсутствуют взаимопомощь и готовность делиться, нарциссизм неизбежно процветает. Однако более важным условием его развития (в полной мере проявившимся только в последние десятилетия) является поклонение промышленному производству. Человек превратил себя в бога. Он создал новый мир, мир сделанных человеком вещей, используя существовавшее прежде лишь как сырье. Современный человек раскрыл секреты микрокосмоса и макрокосмоса; он проник в тайны атома и звезд, отведя нашей Земле роль бесконечно малой частицы среди галактик. Ученый, делающий эти открытия, должен воспринимать явления такими, каковы они есть, объективно, и поэтому с незначительным нарциссизмом. Однако потребители, как и техники и представители прикладных наук, не обязаны иметь ум ученого. Большинству человечества нет необходимости создавать новую технику; людям достаточно применять новые научные открытия и восхищаться ими. Так и случилось, что современный человек начал испытывать чрезвычайную гордость за свои достижения, он счел себя богом, почувствовал свое величие, глядя на великолепие созданного человеком нового мира. Восхищаясь этим вторым сотворением мира, он стал восхищаться и собой в нем. Мир, который он создал, используя энергию угля, нефти, а теперь уже и атома, и особенно кажущиеся беспредельными возможности его мозга сделались зеркалом, в котором он может видеть себя. Человек смотрится в это зеркало, отражающее не его красоту, а изобретательность и силу. Не утонет ли он в зеркале, как утонул Нарцисс, любуясь отражением своего прекрасного тела в озере?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

УПРАВЛЯЕМЫЙ НАРЦИССИЗМ

Индивидуальный и общественный нарциссизм [5]

Индивидуальный и общественный нарциссизм[5] Одним из наиболее плодотворных и прозорливых открытии Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для объяснения столь различных феноменов, как

IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАРЦИССИЗМ

IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАРЦИССИЗМ Одним из наиболее плодотворных и прозорливых открытий Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для объяснения столь различных феноменов, как

Нарциссизм

Нарциссизм Благодаря концепции нарциссизма Фрейд сделал вклад огромной важности в понимание человека. Основное высказанное Фрейдом положение сводилось к тому, что человек может быть ориентирован двумя противоречивыми способами: его главный интерес, любовь, забота –

1.6, Нарциссизм и ревность

1.6, Нарциссизм и ревность Ревность — это крайняя форма эгоистического стремления к обладанию, когда один из партнёров ожидает, что другой отдаст свою любовь только ему и никому больше, ни на йоту не отступая от установленных норм поведения. Ревность включает в себя целую

IV. Индивидуальный и общественный нарциссизм

IV. Индивидуальный и общественный нарциссизм Одним из наиболее плодотворных и прозорливых открытий Фрейда является понятие нарциссизма. Сам Фрейд считал его одним из важнейших результатов своих исследований и привлекал для объяснения столь различных феноменов, как

Нарциссизм

Нарциссизм Благодаря концепции нарциссизма Фрейд сделал вклад огромной важности в понимание человека. Основное высказанное Фрейдом положение сводилось к тому, что человек может быть ориентирован двумя противоречивыми способами: его главный интерес, любовь, забота –

Нарциссизм (Narcisisme)

Нарциссизм (Narcisisme) Не любовь к себе, а любовь к собственному образу. Нарцисс, будучи не в силах завладеть предметом своей любви и неспособный полюбить что-нибудь другое, в конце концов умирает. Нарциссизм есть эротическая вариация самолюбия и его очередная ловушка.

НАРЦИССИЗМ (нарцизм) — по Фрейду, состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков — задержка на этой стадии психосексуального развития.

В психоанализе этот термин применяется в нескольких сопрягающихся значениях:

1) Общее первоначальное состояние либидо, направленное на собственное Я.

2) Вторичное обращение части либидо на Я — стадия сексуального развития, на которой половое влечение ищет удовлетворения не на другом объекте, а на самом себе. Однако при этом объект сексуальности — не отдельные части тела, как при автоэротизме, а тело как целое.

3) Либидинозное дополнение эгоизма.

4) Извращения, при которых взрослый индивид дарит собственному телу все нежности, обычно даваемые постороннему сексуальному объекту.

5) Нарциссическое удовлетворение (культурой, культурным идеалом) — бессознательное самолюбование, самодовольство и самовлюбленность членов некоторого культурного сообщества.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 303-304.

Главные мотивы Фрейда при написании статьи о нарциссизме были, грубо говоря, с одной стороны, клиническими и теоретическими, а с другой стороны - политическими. Основными психопатологическими проблемами, занимавшими его в тот период, являлись гомосексуальность и параноидные психозы. Теория нарциссизма предоставляла концептуальный инструмент, связывающий два эти психопатологических состояния. Центральные работы, в которых рассматривались данные проблемы - это книга о Леонардо (Freud, 1910а) и случай Шребера (Freud, 1911). Поскольку эти работы основаны на рассуждениях, построенных на биографических или автобиографических данных, мы сначала изучим ряд элементов клинического случая, которым Фрейд занимался перед публикацией статьи о нарциссизме, - а именно, случая Человека с волками (Freud, 1918). Хотя исследование случая Человека с волками было написано и опубликовано после статьи о нарциссизме, вся клиническая работа по нему была проделана за четыре года, ей предшествовавшие (1910–14).

Работа о Человеке с волками, разумеется, посвящена тяжелому перверсивному расстройству характера, и понятно, что наравне с изучением превратностей либидо, Фрейд исследует во всей полноте вопрос о развитии характера в соотношении с различным преобладающими инстинктивными тенденциями и идентификациями. Общее у Человека с волками со Шребером - пристальное внимание к дефекации, религии и идентификация с пассивной фигурой в насильственном совокуплении. Хотя во время прохождения анализа у Фрейда симптомы этого пациента понимались как по сути своей невротические, его позднейший срыв продемонстрировал, что эти фантазии формировали часть психотического ядра.

В этом исследовании случая мы получаем несомненное впечатление внутренней репрезентации сцены (совокупляющаяся пара плюс наблюдатель) с участием фигур (characters) со сменяющимися идентификациями (Meltzer, 1978). Репрезентация (или ошибочная репрезентация?) родительского сношения как садистического акта имеет глубокие последствия для развития характера. Итак, в исследовании случая Человека с волками Фрейд дает свое первое описание интернализованной первичной сцены с подвижными идентификациями, которые входят в нарциссическую формацию характера.

Однако первую свою формулировку относительно нарциссизма Фрейд предлагает в работе о Леонардо. 3) Эта статья также отмечает растущий интерес Фрейда к характеру, поскольку здесь он рассматривает всю жизнь и работу человека в терминах раннего опыта и психопатологии.

Случай Шребера предоставил Фрейду плодородную почву для рассуждений о природе психоза и в частности - взаимосвязи паранойи, нарциссизма и мегаломании. Таким образом, бредовая система Шребера обеспечила Фрейда моделью Эго и объектного либидо, которая позже будет разработана в статье о нарциссизме.

Как мы уже говорили, бред Шребера предоставил Фрейду важное свидетельство существования первичного нарциссизма. Фрейд соединяет две важные феноменологические черты психоза - отстранение от внешнего мира и наличие мегаломании - и предполагает, что они должны быть динамически связаны друг с другом. То утверждение, что психотик уводит свой интерес от внешнего мира и не замещает его внутренними фантазиями, безусловно поражает нас своей странностью и требует дальнейшего разбора.

Связь между этими двумя характеристическими чертами психоза (отход от реальности и мания величия) описывается посредством перемещений либидо. Либидо отходит от объектов и катектирует собственное Эго человека. Фрейд, следуя этой теоретической модели, полагает, что этот феномен воспроизводит предшествовавшую стадию развития, на которой либидо совершает первичный катексис Эго. Здесь опять возникает понятие первичного нарциссизма. Потому Фрейд (на теоретических основаниях) делает вывод о наличии первичной стадии нарциссизма, предшествующей объектной любви.

Здесь Фрейд снова обращается к литературе и находит ответ в чисто психологических терминах в поэтике Гейне, а также в том проницательном утверждении, что мы должны творить, чтобы быть здоровыми. Вопрос о способности к объектной любви (как противоположности любви к себе) во всей его полноте становится центральным в отношении психического здоровья. Однако Фрейд снова обращается к теории либидо и говорит, что человек должен освобождать либидо, чтобы не страдать от невроза; таким образом он лишает это понятие его центрального психологического импульса.

Таким образом, статья о нарциссизме приходит к той точке, где проявляются ограничения первой модели Фрейда. В статье можно обнаружить теорию развития, основанную на представлении об объектных отношениях, и растущий интерес к вопросу о характере и внутреннем мире. Однако эти темы не получают дальнейшего развития. Мы полагаем, что статья содержит ряд теоретических проблем: (1) модель Эго-либидо и объектного либидо, (2) вопрос первичного нарциссизма, и (3) природа и функция Эго.

Первичный нарциссизм - состояние, предшествующее как образованию Эго, так и объектным отношениям, - на наш взгляд, остается крайне неудовлетворительным понятием. Проблемы с этой концепцией в некоторой степени демонстрируются теми различными значениями, которые в нее вкладывают сам Фрейд и другие авторы. Например, иногда под первичным нарциссизмом понимают состояние между аутоэротизмом и объектным выбором, или же безобъектное неразличенное состояние, соответственно, предшествующее аутоэротизму - которое полагается близким к внутриутробному состоянию. Здесь мы склонны согласиться с возражениями, выдвигаемыми Лапланшем и Понталисом (Laplanche and Pontalis, 1983) - если уж мы принимаем существование безобъектного состояния, будет некорректно называть его нарциссизмом, поскольку Нарцисс, с его точки зрения, воспринимал объект, в который влюбился. Феноменологически нарциссизм - это состояние объектных отношений, в котором часть самости ощущается находящейся в объекте.

Развитие теории нарциссизма в работах Мелани Кляйн

Хотя некоторые противоречия, присутствующие в статье о нарциссизме, Фрейд частично разрешил в последующих работах, он продолжал верить в существование стадии первичного нарциссизма, предшествующей объектным отношениям. Кляйн, в одном из своих немногих явных упоминаний о первичном нарциссизме, отчетливо отмежевывается от Фрейда. Она заявляет:

Кляйн подчеркивает постоянное взаимодействие проекции и интроекции в построении внутреннего мира объектов, к которым Эго устанавливает отношения и которые также переживаются как находящиеся в отношениях друг к другу. Именно путем тщательного исследования этих процессов она демонстрирует быстрые осцилляции, которые могут возникать в состоянии Эго и внутренних объектов.

Следуя Фрейду на заключительных фазах его работы, Кляйн уделяет большое внимание тревоге, возникающей вслед за восприятием младенцем его собственных деструктивных импульсов по отношению к его объектам. Она была поражена архаическим, смертоносным характером младенческого Супер-Эго, столь мало соотносящегося с внешней реальностью, и считала эту ситуацию основанной на проекции собственных деструктивных импульсов младенца, - которые в конечном итоге порождены инстинктом смерти.

Более интенсивную проективную идентификацию часто можно наблюдать у пациентов-психотиков. Этот процесс может быть столь мощным, что пациент утрачивает всю свою идентичность и перенимает черты своего объекта (скажем, придерживается бредового убеждения, что является другой личностью, обычно кем-то могущественным и знаменитым).

В качестве иллюстрации приведем пример г-жи А, пациентки-психотика, которая большую часть первого года анализа неподвижно пролежала на кушетке в состоянии застывшего ужаса. Позднее она сумела объяснить, что, направляясь в консультационную комнату, она проходила позади аналитика и не могла оторвать взгляд от его зада. Она переживала это как насильственное нападение на него и чувствовала страх перед ним. Эта пациентка чувствовала, что своими глазами совершает насильственную атаку-вторжение. В результате она ощущала, что ее насильственные, вторгающиеся аспекты теперь наличествуют в аналитике, и потому чувствовала себя удерживаемой рядом с пугающим объектом, от которого ожидала возмездия. Характерной для этой пациентки была частая потребность слышать, как говорит аналитик, чтобы по звуку его голоса определить, является ли он тем пугающим объектом, за который она его принимает.

В следующем разделе своей статьи 1946-го года Кляйн в подробностях излагает феноменологию шизоидных объектных отношений. Такие пациенты часто чувствуют себя ненастоящими или искусственными. Они могут казаться отстраненными, вынужденными держаться на отдалении от своих объектов, которые ощущаются содержащими пугающие спроецированные аспекты самих пациентов. Или же они вырабатывают цепкие компульсивные привязки к своим объектам, ощущая утрату объекта как уничтожение (аннигиляцию) частей самости. Именно потому, что проективная идентификация приводит к истощению Эго, эти пациенты столь часто жалуются на ощущение пустоты.

Многие пациенты переживают любовь как угрозу, опасаясь, что она истощит их. Пациенты мужского пола иногда переживают это конкретным образом и придерживаются теорий о наступлении недееспособности вследствие расхода спермы. Такие пациенты, по сути, верят, что функционируют соответственно первой фрейдовской модели - гидравлической модели либидо. Они ощущают любовь как некую субстанцию, ограниченным количеством которой они обладают, и потому эти пациенты должны оберегать себя от растраты любви в свои объекты. В определенном смысле они правы, поскольку в том любовном отношении, которого они боятся, они действительно утрачивают часть себя посредством проективной идентификации. Фрейд приписывает некоторые из этих черт анаклитической любви. Поэтому мы говорим, что анаклитическая любовь, согласно фрейдовскому описанию, имеет сильный нарциссический компонент.

В качестве примера приведем случай г-на В, который вел очень ограниченную жизнь, отмеченную глубокими сексуальными торможениями. Хорошо обучаясь, он был неспособен применить свои способности и занимался довольно незначительной (menial) работой. Один раз в его жизни была подруга, которую он желал. Он был безумно одержим ею и не мог вынести, когда она пропадала из его поля зрения. Тогда он чувствовал, что теряет самообладание. После завершения этих отношений он вел замкнутую, отстраненную жизнь. Он провозгласил себя самодостаточным и утверждал, что не может понять, почему один человек позволяет другому стать для него важным, - ведь это лишь пустая трата времени. По сути, он верил, что все объекты должны быть заменимыми, и старался жить соответственно.

Описанный ниже сеанс состоялся вслед за периодом, когда он предпринимал определенные шаги к интеграции и отходил от нарциссической установки. Он начинал чувствовать, что анализ обладает для него некоторой важностью. Сеанс этот произошел за несколько дней до перерыва в анализе.

Этот материал демонстрирует важный шаг вперед, при котором пациент смог сохранять способность видеть желаемый объект, обособленный от него самого. Но за этим немедленно последовало стремление вновь овладеть им в мастурбационной фантазии.

Важным аспектом этого материала является проблема зависти - озабоченность г-на В установлением того, находятся другие в лучшем или в худшем положении, чем он сам. Он с примечательной легкостью переходил от наблюдения высоко оцениваемого объекта к представлению того же объекта как никчемного. Похоже, эта процедура вызывалась невыносимой завистью, и она также защищала его от зависти.

Итак, по Кляйн, зависть является фундаментальной установкой и частью параноидной/шизоидной позиции. Как следует из названия книги, диаметральной противоположностью этой установки служит благодарность. Человек, способный к подлинной благодарности к своему объекту и признанию того, что он от этого объекта обособлен, может развить способность к истинному творчеству. Поскольку он менее завистлив, его меньше преследуют завистливые объекты, у него более надежное отношение к внутреннему объекту и потому он может учиться на опыте. Таким образом, его объектные отношения - это преимущественно объектные отношения депрессивной позиции. Этому переходу с параноидной/шизоидной на депрессивную позицию свойственно уменьшение нарциссического всемогущества. Потребность пациента контролировать и захватывать анализ уменьшается, когда растет его способность выносить свое восприятие аналитика как отдельного человека, который может быть пациенту полезен.

Дальнейшая работа на этом сеансе выявила, что пациентка была уверена - или, по ее выражению, говорила себе - что, рассказывая аналитику о своем страхе перерыва и своем ощущении истинной потребности в аналитике, она может получить упрек в том, что хочет обладать им и не разрешить ему оставить ее. В этом смысле она говорила, что аналитик будет неспособен отличить здравую, нуждающуюся ее часть от тех аспектов, которые стремились безжалостно обладать ее объектами.

Заключение

Некоторые авторы предполагали, что самоуважение - это здоровый остаток первичного нарциссизма. Однако на наш взгляд, здоровые чувства самоуважения больше касаются внутренней ситуации, в которой существует надежное отношение скорее к хорошему внутреннему объекту, чем к объекту идеальному.

Мы также исследовали более интуитивное понимание Фрейдом деструктивности нарциссизма. Мы отталкивались от того, что Фрейд связывал нарциссизм с фундаментальным сопротивлением аналитической работе, признавал, что нарциссическая установка противостоит всякому творчеству, и последнее, но, возможно, самое важное - что он понимал тесную связь между нарциссизмом и психозом. Эти вопросы получили дальнейшее рассмотрение в психоанализе Кляйнианской школы.

С этой точки зрения получается, что стабильных объектных отношений человек может достичь только когда депрессивная позиция уже преодолена (has been negotiated), поскольку именно в этом процессе происходит отличение самости от объекта. Движение к депрессивной позиции - это движение в направлении ситуации, в которой любовь и благодарность к внешнему и внутреннему хорошему объекту могут противостоять ненависти и зависти к чему-то хорошему и ощущаемому внешним самости. Растущие интеграция и обособленность, обусловленные отводом проекций, дают возможность объективного восприятия любви к объекту. Это также позволяет объекту находиться вне контроля субъекта, и при этом признается его отношение к другим объектам. Итак, по определению, способность преодолеть депрессивную позицию также включает в себя способность преодолеть Эдипов комплекс и допустить идентификацию с творящей родительской парой.

В деятельности Розенфельда, Сона, Сигал и Стайнера отношения между нарциссическими и ненарциссическими частями самости оказываются в центре внимания при аналитической работе не только с пациентами-психотиками, но также в случаях меньших нарушений. Здравое понимание необходимости подпитки от внешнего объекта, который самость не может контролировать, служит основой либидинозной любви, что определенным образом соотносится с фрейдовским описанием анаклитической любви. Нарциссические аспекты личности изо всех сил пытаются отрицать эту реальность (реальность зависимости) и превозносят высшее состояние нарциссической самодостаточности. У некоторых пациентов эта идеализация нарциссизма принимает форму идеализации смерти и ненависти к жизни.

В заключение мы хотели бы вернуться к исходному мифу о Нарциссе. Нарцисс не может шелохнуться, глядя на нечто, что он субъективно считает своим утраченным любимым объектом, но что объективно является идеализированным аспектом его собственной самости. Он думает, что влюблен. Однако он умирает от голода, поскольку не может обратиться к реальному объекту, от которого, возможно, сумел бы получить то, что ему действительно нужно..

Перевод: З. Баблоян
Редакция: И.Ю. Романов

Примечания

1) В данной работе внимательно изучается мазохистическая идентификация с поврежденной матерью.

2) В то время для Фрейда пассивность и женственность были синонимами.

5) Что отмечает отход от концепции инстинктов, имеющих источник, цель и объект, к сосредоточению интереса на цели инстинкта. В самом деле, сложно сказать, что может представлять собой источник Эго-инстинкта (См. Wollheim, 1971).

6) Учитывая, что отход (withdrawal) от реальности на самом деле значит отход от психического представления реальности, становится понятно, почему этот отход приводит к внутренней катастрофе.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

1. Классические исследования нарциссизма в психоанализе

1.1. Базовые представления о нарциссизме

Читайте также: