Анастасия римляныня житие кратко

Обновлено: 30.06.2024

Об Анастасии Римляныне рассказывают как о примере истинной веры. Девушка 20 лет от роду испытала непомерные физические муки за то, что решила твердо веровать в учение Христа. Несмотря на то, что этим событиям уже много веков, история Римляныни до сих пор производит впечатление. Девушка не только не отреклась от Христа во время пыток, но также пошла на мучения, зная о том, что ожидает впереди.

Преподобномученица Анастасия Римляныня Солунская (Фессалоникийская)

Святая хорошо известна католикам, а также христианам. Ее поминают в определенные дни по григорианскому и юлианскому календарю. Ей посвящены каноны, акафисты, целые службы. Девушка прославилась своим подвигом во времена раннего христианства. Святительница не отреклась от веры. Поддержки она не получила, не нашлось никого, кто бы защитил святую.

Житие святой Анастасии Римляныни в монастыре

Известно, что римлянка родилась в знатной семье римского вельможи. Когда ей исполнилось 3 года, девочка потеряла родителей. Настоятельница монашьей общины взяла ее под свое покровительство. Там же будущая мученица приняла иночество. Девушке было всего 20 лет, она славилась своей красотой, ходили слухи о том, что вскоре к ней будут свататься. Так и случилось. Руки девушки просили знатные богачи, но та всем отказывала, гордо называя себя невестой Христа.

Однажды ночью будущую святую выкрали из общины. Язычники отвели ее к Прову, правителю селения. Он спросил у нее, почему та отказывает богатым и знатным вельможам. Та в ответ вновь славила Христа. Тогда Анастасию стали пытать. Сначала голую выставили на площадь, затем стали жечь огнем, растягивали жилы между четырьмя столбами, подвергли колесованию. Анастасия стойко выдерживала все мучения. Несмотря на это, святая оставалась живой. Святая истекала кровью, но была невредимой.

Единственное, что мучило – это жажда. Тогда между пытками мученица попросила воды, чтобы попить. Странник по имени Кирилл пожалел девушку и дал воды. Об этом узнал Пров. Он приказал подвесить мученицу, затем вырвать ногти, зубы, рвать волосы. Жители города больше не могли терпеть мучений. Они взбунтовались против Прова. Тогда он приказал просто отрубить святой голову мечом. Кирилла, который подал воды, сочли скрытым христианином, поэтому тоже казнили.

анастасия римляныня

Икона преподобномученицы Анастасии Римляныни

История мученицы не указывает на то, что Анастасия была готова к мучениям. На самом деле, до пыток девушке являлся ангел. Он спрашивал: готова ли пострадать за Христа. На что мученица всегда говорила, что готова.

После кончины весть о страданиях и казни разлетелась по всей Византии. Позднее были нарисованы иконы. На них Анастасия преимущественно изображается попоясно или в полный рост. Святая держит в руках список и крест, что говорит о верности религии и учениям Христа.

анастасия римляныня

В чем помогает образ святой Анастасии Римляныни

К иконе традиционно приходят те, кто нуждается в совете и участии. Мученица помогает всем, кто просит укрепить веру и наставить на истинный путь. Анастасия запомнилась как самая красивая девушка Византии, которая не стала ценить земное, а сделала выбор в пользу духовного начала.

Перед иконой часто оказываются матери, которые хотят, чтобы их дети нашли себя и свою истинную веру.

анастасия римляныня

Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне

Святой традиционно посвящают службы, заказывают молебны. Дома и в храме к лику обращаются со специальными молитвами, тексты которых написаны много веков назад.

Текст молитвы

анастасия римляныня

Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.

анастасия римляныня

Кондак преподобномученице, глас 3

Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.

Перевод: Девства водою очищена, мученической кровью, Анастасия, увенчалась, подаешь нуждающимся исцеление болезней и спасение, приходящим от сердца, ибо силу тебе подает Христос, источая всегда текущую.

анастасия римляныня

День памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни

Память отмечают 12 октября. Большинство византийских календарей отмечают этот день на 29 октября.

Свя­тая Ана­ста­сия Рим­ля­ны­ня оси­ро­те­ла в воз­расте трех лет. Вос­пи­ты­ва­лась она в мо­на­сты­ре близ Ри­ма, в ко­то­ром при­ня­ла ино­че­ство. При им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251 гг.) Ана­ста­сии ис­пол­нил­ся 21 год. Она бы­ла очень кра­си­вой, и мно­гие знат­ные рим­ляне про­си­ли ее ру­ки, но Ана­ста­сия всем от­ка­зы­ва­ла, пред­по­чи­тая остать­ся неве­стой Хри­сто­вой.

В то вре­мя им­пе­ра­тор Де­кий воз­двиг же­сто­кое го­не­ние про­тив хри­сти­ан. Языч­ни­ки вы­та­щи­ли свя­тую Ана­ста­сию из мо­на­сты­ря и при­ве­ли к пра­ви­те­лю го­ро­да. Они об­ви­ня­ли ее в том, что она не толь­ко пре­зи­ра­ет знат­ных и бо­га­тых же­ни­хов, но по­чи­та­ет за Бо­га рас­пя­то­го Хри­ста.

Во­е­на­чаль­ник Пров по­ве­лел ей при­не­сти жерт­ву идо­лам, но Ана­ста­сия от­ка­за­лась от­речь­ся от Хри­ста. То­гда ее под­верг­ли лю­тым пыт­кам: у нее вы­рва­ли из паль­цев ног­ти, по­том от­сек­ли ру­ки и но­ги, за­тем вы­би­ли все зу­бы. Свя­тая, ис­те­кая кро­вью, ста­ла из­не­мо­гать и по­про­си­ла во­ды. Сто­яв­ший при ее му­че­ни­ях некто Ки­рилл сжа­лил­ся и на­по­ил ее во­дой. Пыт­ки про­дол­жи­ли, и свя­той Ана­ста­сии от­ре­за­ли язык, ко­то­рым она непре­стан­но сла­ви­ла Бо­га. Утом­лен­ные па­ла­чи, на­ко­нец, обез­гла­ви­ли ее. Ре­шив, что Ки­рилл, на­по­ив­ший му­че­ни­цу во­дой, яв­ля­ет­ся тай­ным хри­сти­а­ни­ном, му­чи­те­ли схва­ти­ли его и так­же каз­ни­ли.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Анастаси́я,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами// я́ко Ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 3

Де́вства вода́ми очище́нна, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.

Перевод: Девства водою очищена, преподобная, мученической кровью, Анастасия, увенчалась, подаешь нуждающимся исцеление болезней и спасение, приходящим от сердца, ибо силу тебе подает Христос, источая благодать всегда текущую.

Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне

Великомученица Анастасия Римляныня

Во дни царя Декия и соправителя его Валериана при военачальнике Прове, недалеко от города Рима, в уединенном и малоизвестном месте, находился один небольшой женский монастырь. В нем подвизалось несколько добродетельных постниц, в числе коих находилась, престарелая летами и совершенная в добродетелях, игумения София. В монастыре том проживала блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся трех лет по смерти своих родителей. София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям, так что в посте, подвигах и во всяких трудах она превосходила всех прочих.

Достигнув двадцатилетнего возраста, Анастасия стала чрезвычайно красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, прослышав о ее красоте, страстно желали взять ее в жены. Но святая дева, вменив все в ничто, соделалась Христовою невестою и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах. Диавол не один раз покушался отвести Христову невесту от ее равноангельской жизни и склонить ее к жизни в миру, желая смутить ее нечестивыми мыслями, соблазнами лукавых уст и различными иными своими ухищрениями. Но он нисколько не успевал в своей брани против той, в немощном естестве которой вселилась сила Христова, попирающая проклятую главу змия девическими ногами.


Не имея возможности этим способом одержать победу над непобедимой Христовой невестой, диавол явно восстал на нее, воздвигнув лютых мучителей. В то время было сильное гонение на христиан, и диавол научил некоторых из неверующих, враждующих против христиан, чтобы они оклеветали Анастасию пред военачальником Провом. Придя к нечестивому сему человеку, язычники стали говорить ему, что в одном уединенном месте между бедными и живущими без мужей женщинами проживает некая девица Анастасия, подобной коей по красоте нет во всем Риме.

- Эта девица - говорили они - не только не хочет иметь мужа, но над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого.

Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидав сие, сильно убоялись, и, отворив другие двери с противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:


- Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегала из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взявши трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока.

Когда воины ворвались в монастырь, к ним вышла София со словами:

- Кого вы ищете и чего требуете?

- Старица! выдай нам девицу Анастасию, которую ты держишь при себе, так как военачальник Пров требует ее.

- Да, я с радостью отдам вам ее, - отвечала София, - только умоляю вас, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сделалась угодною глазам господина вашего.

Слуги, предполагая, что София желает украсить ее обычными мирскими одеждами и украшениями, согласились подождать. Мать же духовная, София, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она соделалась угодною Жениху Небесному, взяла и ввела ее в церковь. Поставив ее пред алтарем, София с плачем стала говорить ей:


- Дитя мое, Анастасия, теперь предстоит самим делом показать тебе усердную любовь к Господу. В настоящее время тебе надлежит стоять за своего возлюбленного Жениха-Христа до крови и доказать, что ты истинная Его невеста. Возлюбленная моя дочь! Я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобие бритвы, не обольщайся славою и подарками суетного мира и не страшись временных мук, которые исходатайствуют тебе вечную жизнь. Вот открыт пред тобою чертог Жениха; вот уготованный тебе одр покоя вечного; вот и сплетенный для тебя венец; вот уже тебя призывает на брак Жениха: иди же к Нему с веселием, иди обагренная кровью, как бы одетая в брачную одежду. Умоляю тебя, дитя мое, внимай словам моим и припомни мои труды и хлопоты о тебе, как я воспитала тебя, взявши тебя с детства и все старания прилагала к тому, чтобы представить тебя чистой невестой Царю славы. Об этом я заботилась, об этом молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась с Господом всем сердцем и душою. Итак, дочь моя, не посрами меня - твою мать - ныне пред Господом и не сведи преждевременно во гроб моей старости. Если я услышу что-либо о тебе такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру. А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крепко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери [1] ; "мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем" (Пс.91:11). Итак, дочь моя, не пощади твоей телесной красоты и не полюби временной жизни. Когда же тебя будут обольщать коварными словами, ты "не дай уклониться сердцу к словам лукавым" (Пс.140:4); когда же станут устрашать мучениями - ты говори: "страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Бог мой" (ср. Ис.8:12); когда станут немилосердно бить тебя, ты "не бойся убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф.10:28). Станут ли терзать и строгать твою плоть, ты, в твоих страданиях, радуйся, потому что в своей плоти восполняешь лишение скорбей Христовых (Кол.1:24). Станут ли рассекать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на голове твоей сочтены от Господа (Мф.10:30), Который сохранит все твои кости и ни одна из них не погибнет (Пс.33:21). Захотят ли отсечь тебе голову, ты смотри на главу всей Церкви - Христа, Который есть слава твоя и возносить голову твою (Пс.3:4). Не бойся, дитя мое, жестокого страдания. Жених твой невидимо предстанет пред тобою, облегчит твои болезни и избавить тебя от тяжких мучений. И когда ты застонешь, Он даст тебе отраду; когда изнеможешь, Он укрепит тебя; когда падешь от ран, Он поднимет; когда наполнишься горестей по причине лютых язв, Он усладит твое сердце, прохладит твою душу и не отступит от тебя до тех пор, пока, исторгши тебя из рук мучителей, не введет тебя в небесный Свой чертог и, созвав все силы ангельские и лики всех святых, дарует тебе блаженство и увенчает тебя, как Свою невесту, нетленным венцом и ты станешь соцарствовать с Ним в вечной славе.


- Готово сердце мое пострадать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшего для меня Иисуса, так как все желания мои и воздыхания направлялись к тому, чтобы иметь возможность во свидетельство любви моей к дорогому для меня Господу, положить за него мою душу. Теперь же, так как наступило время исполнения моего желания, то я с радостью предстану перед моим мучителем и стану исповедовать всесвятое имя Бога моего. Ты, мать и госпожа моя, не бойся за меня, не сомневайся о моей юности: я верую Господу моему Иисусу Христу и Он укрепит меня, Свою рабу. Возлюбленная моя мать, моли и ты Его, чтобы Он не оставил меня и не отступил от меня до тех пор, пока я не окончу за имя Его подвиг мучения и не посрамлю восстающего на нас врага.

Беседа их продолжалась долее двух часов, так что посланные военачальником слуги, не дождавшись их, сами отправились за ними в церковь. Здесь они застали святых жен, которые занимались не телесным украшением, но умиленно беседовали и взаимно утешали и утверждали себя в Господе. Разгневавшись, они схватили Анастасию, как волки овцу, наложили железные цепи на ее шею, и потащили в город, где и привели ее к военачальнику. Она же, стоя перед ним, свои духовные очи обратила к своему Жениху, Христу. Все видевшие Анастасию удивлялись ее красоте, смиренному взору и кроткому лицу ее. Военачальник обратился к ней со словами:


- Какого ты рода, какой веры и как тебя зовут?

Потупив взор, святая тихим голосом отвечала:

- Я дочь одного из граждан города Рима, воспитана я в христианском благочестии, а имя мое - Анастасия.

- Сие имя у римлян необычное, и я не знаю, что значит Анастасия?

- Анастасия - отвечала святая, - значит "возстание", так как Бог восстановил меня говорить против тебя до тех пор, пока я не одолею отца твоего - сатану.

- Девица, отвечай мне кротко, чтобы не возбудить во мне гнева: ведь, я щажу твою молодость и не хочу погубить твоей красоты; послушай же меня как отца, желающего разумно тебе посоветовать. Зачем ты прельстилась вредным учением христианским и понапрасну губишь свои годы, лишаясь хорошей жизни и наслаждений, которые боги дали людям для веселья? Что за утешение избегать общества людей и проводить жизнь в уединении? Что за прибыль самовольно отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Не лучше ли поклониться нашим бессмертным богам, взять честного, благородного мужа, веселиться среди наслаждений, радоваться детьми, жить посреди добрых людей в славе и почете, владеть многим имением, золотом и серебром и не губить в крайней бедности и нищете своей жизни, дарованной богами для благополучного существования. Итак, я советую тебе, подойди и поклонись богам и немедленно будешь иметь мужа высокородного, почетного, славного и богатого, близкого к царскому престолу и имеющего большую силу. Вместе с ним и ты будешь пользоваться большим почетом и во все дни твоей жизни будешь наслаждаться всеми благами.

Святая Анастасия, подняв опущенные вниз свои глаза и взглянув на военачальника, на сии слова отвечала:

- Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз.

Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая: так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и ногою выставить ее пред всеми и спросил ее:

- Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех?

- Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, - отвечала святая. - Это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил ногою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня. Ведь меня, ради сего стыда, Жених мой покроет одеждою славы, а тебя на веки покроет стыд лица твоего и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела.

И, обратившись к обнажившим ее, она произнесла:

- Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудия различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь что либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа.

Тогда, по повелению военачальника, она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и, вместо стона, произносила до конца Давидов псалом: "Помилуй мя, Боже. " Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи. После сего, отвязав ее от столбов и сняв с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:

- Прибежище мое и Защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены. После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостью снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее. Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря:

- Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради Тебя и благоволи ко мне, непотребной Твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови, и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц.

После сего она была снята с дерева, и военачальник спросил ее:

- Анастасия! Хорошо ли тебе ныне?

- Весьма хорошо, - отвечала святая, - потому что, какое мучение за Того, кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным?

- Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их. Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему:

- Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: "кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мрк.9:41).

Военачальник сказал ей:

- Довольно ли для тебя мучений, или желаешь еще подвергнуться мучениям?

- Делай, что хочешь, - отвечала святая, - мой Бог силен и укрепит мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложит твою гордыню.

Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы.

Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее. Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (что и было в действительности), приказал немедленно убить его мечем. Будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которую он, во имя Христа, напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:

- Боже, Спасителю мой, не оставь меня!

Когда же военачальник приказал отрезать ей язык, святая говорила:

- Беззаконный кровопийца! Если ты отрежешь мне и язык, то сердце мое не перестанет взывать к Господу. Господь же послушает молящихся ему и в молчании.

Слуга, взяв клещи, вложил их в уста святой, сильно вытянул ими язык ее и отрезал. Народ стал возмущаться, укоряя и ругая военачальника за таковое лютое и бесчеловечное мучение. Военачальник же, разгневавшись на народ, приказал вывести святую за город и отсечь мечем честную ее голову. Таким образом, святая и достохвальная великомученица Христова Анастасия совершила подвиг мучения. Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но, по Божественному покровительству, оно сохранилось неприкосновенным. С наступлением ночи, блаженной старице Софии явился ангел и повелел ей взять лежавшее за городом на поле тело святой Анастасии. София, взяв чистое полотно, вышла из монастыря и не знала, куда идти. Усердно помолившись Богу, она пошла и, руководимая Самим Богом, дошла до места, где находилось святое тело духовной ее дочери, которое она стала лобызать и омывать, как бы водою, обильными слезами, с такими словами:

- Дочь моя возлюбленная, которую я воспитала в трудах и безмолвии, в посте и молитвах, сохраняла в девстве и целомудрии, поучала страху Божию и Его святой любви, сладчайшая дочь моя, о которой я всегда соболезновала, до тех пор, пока до конца не пребыла ты верной Христу! Благодарю тебя, что ты послушала меня, убогой своей матери, и исполнила мое желание. Не понапрасну я трудилась для тебя, потому что ты предстала пред своим Женихом в брачном одеянии твоего непорочного девства, изукрасившись твоею кровью. Итак, умоляю тебя теперь не как дочь, но как мать и госпожу мою, будь твоими к Богу молитвами утверждением в моей старости и, блаженствуя с Господом, поминай меня. Когда же Он повелит мне отойти от моего бренного тела, умоли благость Его, чтобы Он был милостив к моим грехам.

Плача так, она помышляла о том, что станет делать: она была одна, и притом весьма слаба: едва-едва ходила она с палкою и не имела возможности ни взять и понести то святое тело, ни там на месте похоронить его, и потому скорбела, недоумевая, что будет делать. И вот, по Божию усмотрению, какие-то два неизвестных ей мужа, почтенные на взгляд, добрые по словам, по вере христиане, застав старицу плачущею над телом, помогли ей и, собрав отсеченные части тела, руки и ноги (так как они туда же были выброшены из города) и святую главу, все сие приложили к телу, каждый член к своему месту, и, обвив полотном, понесли в некое почетное место, где, при пении надгробных песнопений, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, похоронили сие многоценное сокровище.

Кондак, глас 3:

Девства водами очищена преподобная, мученичества кровьми Анастасие венчавшися, подаеши сущым в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающым от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую.

Страдания святой мученицы Анастасии Римляныни

Страдания святой мученицы Анастасии Римляныни

В середине ІІІ в. император Декий поднимает новую волну гонений на христиан. Римский градоначальник Пров по повелению кесаря приказывает привести на суд юную христианку Анастасию. Рано потерявшая родителей и воспитанная при монастыре игуменьей Софией, Анастасия с удивительным спокойствием и мужеством предстает перед мучителем. Всесильная римская государственная система снова сталкивается с силой, источник и природу которой понять не могла. Правители привыкли видеть в глазах осужденных страх, стенание о пощаде, привыкли силой мучений заставлять молчать даже самых дерзновенных бунтовщиков. Однако в глазах святой Анастасии было нечто иное. Ни непоколебимости жизненного опыта, ни уверенности в силе единомышленников, ни внешней силы убеждений – ничего этого в ее юных глазах не было. Лишь чистота мыслей и отсутствие озлобленности на жестокий мир свидетельствовали о мужестве юной христианки. Она, вопреки ожиданиям Прова, говорила не о необходимости борьбы с несправедливым правительством, не сыпала проклятиями в адрес гонителей, не плакала о рано оборвавшейся жизни, но свидетельствовала о верности Тому, Кого признавала единственной целью своей жизни. И это еще больше досаждало мучителям, так что, наконец, в ярости они отсекли ей язык…

Мужество юной мученицы Анастасии не может не удивлять. Однако это не героизм, на который человеческая душа в определенных обстоятельствах оказывается способной даже вопреки собственному рассудку. Это нечто иное. Ее сила имела несвойственную для мирского понимания окраску чистоты, кротости, целомудрия, смирения. Она намного ближе к нашей жизни, чем героизм. Это сила маленьких шагов, по меткому выражению Экзюпери.

Без победы над собой победы над дьяволом достичь невозможно

Таким образом, терпение, чистота, кротость юной девы Анастасии должны вдохновлять и нас. Это не чрезвычайное явление необычных обстоятельств, но сила христианской жизни. Ее смысл определяется целью. Все зависит именно от этого – насколько Христос, Его Благовестие войдут в нашу жизнь как первая и самая главная цель. Вот в чем заключается победа христианина над миром, над его неблагоприятными обстоятельствами, а самое главное – над угнетающей обыденностью. Именно здесь совершается самая главная борьба за сердце человека. И если душа христианина сможет в однообразии будней сохранить стремление жить по Евангелию, если в этих обстоятельствах она образует в себе единый центр сознания, укорененный во Христе, тогда сила Спасителя, побеждающая злобу мучителей, откроется сердцу христианина. Без этой первой победы, победы над собой в самых привычных обстоятельствах будней, второй победы – над дьяволом – достичь невозможно. Таков закон духовной жизни: здесь есть Христос и ноль, и чем больше что-то другое, помимо Христа, приобретает для нас значение, тем меньше места в нашей жизни остается для самого важного – для Евангелия.

Христианин не борется за блага завтрашнего дня. Его победа над собой совершается здесь и сейчас. Для него не уверенность в будущем имеет значение, но искренность стремления быть со Христом в конкретный момент настоящего. Остальное – политические обстоятельства, гражданские преобразования, судьба истинных ценностей в обществе – все это для христиан определяется мерой их участия в победе над собой, над своими греховными устремлениями, мерой их приближения ко Христу. Вот где начинается сила, дающая мужество юным, вдохновляющая труды целеустремленных, укрепляющая в терпении страждущих, дарующая надежду немощным.

Читайте также: