Гальперин к вопросу об инстинктах человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

-направление философия антропологии. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внеш. речи для себя; во внутр. речи.

-раздел философская антропология

Фрейд З. о психоанализе

-направление Экзистенциализм, психоаналитика

-раздел философия антропологии

-происхождение симптомов от психических травм, симптомы как символы воспоминаний, фиксация на травмах.

Фрейд(психоанализ)

1). Проблема двоякости трактования симптомов, которая может привести к постановке неверного диагноза

· Проблема бессилия врачей при ряде заболеваний

· Проблема разного отношения врача к больным с разной тяжестью диагнозов

· Проблема непонимания врачом сути и последствий душевных болезней, а также процессов заболевания и выздоровления

· Роль воспоминаний в нашей жизни

· Проблема того,что человек не знает как поступить с аффектами (подавить или выразить в какой-либо форме)

· Проблема существования в одном человеке нескольких душевных группировок и их взаимодействие между собой

· Невозможность душевнобольных людей совладать со всеми душевными процессами

· Неэффективность и устарение определенных видов лечения, а также несовершенность многих видов лечения

2)направление-неофрейдизм.

Какова точка зрения автора на проблему?Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательно подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности. Главной идеей была о том, что поведением людей управляет и рационанально-психические силы, а не законы общего развития. Против тяжких заболеваний мозга врачебное искусство в большинстве случаев бессильно, но и с истерией врач тоже не знает, что делать. Когда и как осуществится полное на­дежд предсказание врача,— это приходится всецело предоставить благодетельной природе. Мы можем наблюдать, что с истеричным больным врач ведет себя совсем не так, как с органическим больным. Он не выказывает первому того участия, как последнему, так как страдание истеричного далеко не так серьезно, а между тем сам больной, по-видимому, претендует на то, чтобы его страдание считалось столь же серьез­ным. Относительно понимания деталей исте­рических явлений врач остается без всякой помощи; ему не помогают ни его знания, ни его анатомо-физиологическое и патологическое образование. Он не может понять истерию, он стоит пред нею с тем же непониманием, как и дилетант. А это всякому неприятно, кто до­рожит своим знанием. Поэтому-то, истерики не вызывают к себе симпатии; врач рассматривает их как лиц, преступающих законы его науки, как правоверные рассматривают еретиков; он приписы­вает им всевозможное зло, обвиняет их в преувеличениях и наме­ренных обманах, в симуляции, и он наказывает их тем, что не про­являет к ним никакого интереса. Наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях. Сравнение с други­ми символами воспоминаний в других областях, пожалуй, позволит нам глубже проникнуть в эту символику. Ведь памятники и мону­менты, которыми мы украшаем наши города, представляют собой такие же символы воспоминаний. Такая фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важ­нейших характерных черт невроза, имеющих большое практичес­кое значение.

Поэтому вопрос совсем не в том, какие инстинкты полезны, а какие вредны, -- вопрос в том, совместимы ли инстинкты с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оценкой поведения и ответственностью за поступки. И суть дела заключается в том, что они несовместимы. Это решающее обстоятельство, и чтобы ясно и отчетливо представить его, нужно рассмотреть, что такое инстинкт, т. е. те общие черты поведения, с одной стороны, и производящего его механизма - с другой, которые сообщают им обоим инстинктивный характер. Получается так, что моральные нормы служат только для оценки, но действенной силы не имеют. Однако оценка производится не только ретроспективно, но и проспективно, не только после, но и до поступка. Такая моральная оценка намечаемого поступка означает задержку импульсивного действия не операционной, а мотивационной инстанцией и, следовательно, возможность его запрещения этой инстанцией - возможность, за неиспользование которой человек и несет ответственность.


Заслуженный деятель науки РСФРС, выдающийся психолог, доктор педагогических наук Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Его вклад в науку заключается в том, что он не только ввел в психологию такое понятие, как систематическая разработка ориентировки к будущему действию, но и создал на ее основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Создание теории

Датируется создание теории 1952 годом, когда Гальперин представил ее научному сообществу как гипотезу формирования умственного действия. В основу теории легли представления о возможной генетической зависимости между психическими операциями и внешними ее выражениями в виде практических действий. Основывается данное предположение на том, что мышление детей развивается в основном через связь с предметной деятельностью, когда ребенок непосредственно взаимодействует с предметами.

Основные умозаключения Гальперина основывались на том, что внешнее действие поэтапно может превращаться во внутреннее, проходя через ряд конкретных этапов, которые тесно взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Теория Гальперина о поэтапном формировании действия не теряет своей актуальности и по сей день.

умственные действия

Подсистемы

Гальперин разделял систему планомерно-поэтапного формирования умственных действий на четыре составляющие:

  • Формирование адекватной мотивации.
  • Обеспечение получения путем действия нужных свойств.
  • Формирование ориентировочной основы деятельности.
  • Обеспечение переноса действий в умственный план.

Именно на этих четырех подсистемах строится теория Гальперина о поэтапных умственных действиях. Дальнейшее развитие система получила в разделении на 6 этапов.

человеческий мозг

Основные этапы

Каждый из перечисленных этапов предполагает сокращение действия, которое на начальном этапе выполняется в развернутой форме. Гальперин и теория поэтапного формирования действий - новое слово в педагогической психологии.

процесс обучения

Система свойств человеческого действия

П. Я. Гальперин приложил немало усилий для создания теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Но впоследствии возникла острая необходимость последующей оценки качества уже сформированного действия. Именно поэтому после теории формирования умственных действий, профессор создал систему свойств человеческих действий. Петр Яковлевич разделил все свойства на две составляющие:

  • Первичные параметры действия - характеризуют любое человеческое действие. Основа данной группы - полнота свойств системы, разделение существенных и несущественных отношений, уровень осуществления действия, силовые и временные характеристики.
  • Вторичные параметры действия - отражают итог соединения первичных параметров. В эту группу входит разумность, осознанность, критичность, мера освоения.

Только в совокупности данные теории Гальперина П. Я. отражают всю суть умственных действий.

теория действий

Метод планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности

Раскрываются психологические механизмы исключительно в процессе осуществления действия, в то время как в процессе формирования действие может существенно изменяться, и исследование результата не представляется возможным. Данная закономерность послужила основой для создания идеи формирующего эксперимента, который как раз и основывался на методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Гальперин П. Я. предложил направлять силы не на поиски того, что уже сформировано, а создать условия для формирования, которые можно контролировать.

Данный метод основывается на концепции осуществления определенного действия с уже заранее сформированными свойствами и признаками. Благодаря такой методике можно раскрывать взаимосвязь не только между содержательностью действия и условиями его усвоения, но и между характеристиками результата деятельности.

Данное изобретения ученого открыло поистине широкие возможности для практического использования теории формирования умственных действий в процессе обучения. Спустя некоторое время, профессор отметил, что методика планомерно-поэтапного формирования поспособствовала выявлению психологических механизмов.

поэтапное формирование

Значение теории

Теория Гальперина П. Я. имела как теоретическое, так и практическое значение. Мысли профессора произвели настоящий фурор не только в психологии, но и в педагогике.

Теоретическое значение

Ценность методики в теоретическом аспекте следующая:

  • Петр Яковлевич Гальперин фактически создал конкретную единицу анализа психики человека – это умственное человеческое действие, которое отличается осознанностью и целенаправленностью.
  • Методика формирования умственного действия Гальперина в соответствии с предварительно определенными свойствами стала настоящим орудием в психологии и развитии духовной жизни человека.
  • Мир увидел такой подход как формирующий эксперимент.
  • Новое слово в психологии – система контроля качества выполнения того или иного умственного действия.

Данная теория стала основой для работы многих психологов.

теория умственных действий

Практическое значение

Помимо теоретического значения, теория получила свое признание и в практической сфере:

  • Данная методика способствует автоматизации умственной деятельности, то есть существенно сокращает время формирования и освоения навыков не только без потери качества, но и с увеличением данного показателя.
  • Используется метод формирования умственных действий на всех уровнях образования, от детского сада до университета.
  • Теория Петра Яковлевича Гальперина послужила основой для осуществления достаточного количества прикладных проектов. Их суть заключалась в совершенствовании содержания и процесса обучения.

Данная теория Гальперина о формировании умственных действий стала одной из самых знаменитых в советской и российской педагогической психологии.

обучение учеников

Пример использования теории

В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли его основные работы, дающие представление о системе общепсихологических взглядов ученого, воздействующих на развитие современной мировой психологии.
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

59442

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ ОРУДИЙ ЧЕЛОВЕКА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ У ЖИВОТНЫХ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ.

Читайте также: