Благотворительность в ссср кратко

Обновлено: 07.07.2024

Благотворительность в России – это состоявшееся общественное явление, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою историю.

Благотворительность в России

Истоки благотворительности

Точное время, когда появилась благотворительность, неизвестно:

  1. Возможно, это был момент, когда первобытный человек впервые помог соплеменнику выжить. Но это не стало системным явлением, а лишь эпизодическим проявлением сострадания, которое не получило развития.
  2. В дальнейшем язычникам не было присуще сострадание в общепринятом смысле. Люди добивали раненых и больных, чтобы избавить их от страданий. В то время престарелые родственники умирали в овраге, куда их спускали на салазках (санях).

Официально традиции благотворительности берут свое начало с 988 года, когда христианство стало полноправной религией. Князь Владимир изменил менталитет и национальное самосознание. Любовь к ближнему человеку основывалась на евангельских заповедях и предполагала помощь нищим, вдовам, сиротам и другим нуждающимся.

Что было дальше?

Князь Владимир за время правления обязал духовенство поддерживать нуждающихся лиц. В дальнейшем, вплоть до Октябрьской революции старые, убогие и больные люди получали помощь в церквях, монастырях, больницах. В задачу монахов входило создание сиротских приютов, бесплатных лечебниц, школ. Они кормили голодных, поили жаждущих, лечили больных, посещали заключенных в темницах.

В это время Владимир начал развивать личную благотворительность, которая в последующем стала традицией для будущих правителей государства.

Крестьяне также не оставались в стороне от добрых дел и не оставляли нуждающихся без земли, посевного материала, зерна. Людьми руководили не только моральные и религиозные воззрения, но и чувства сострадания. Такая взаимопомощь и взаимовыручка стали основой народной традиции благотворительности.

Внимание! В дальнейшем нуждающиеся люди не рассматривались, как бремя экономики и общества. Они способствовали нравственному воспитанию, развитию любви и милосердия, традиций благотворительности на все времена.

Развитие благотворительности в России

Царь Иван Грозный (1530-1584) возвел благотворительность на государственный уровень. Такие действия были вызваны не только благими намерениями, но и непрекращающимися войнами и бедствиями из-за которых количество нуждающихся лиц сильно увеличилось. Данный период ознаменовался

  • изданием законодательных актов в сфере благотворительности;
  • созданием специальных заведений (богаделен), которые содержались за счет государственного бюджета и богатых слоев общества.

Во время правления Михаила Федоровича были открыты первые сиротские дома. Его сын, царь Алексей Михайлович активно помогал бедным людям. Перед праздниками царские особы и приближенные к ним лица навещали заключенных в тюрьмах. Кроме того, царский дворец всегда был полон богомольцами, юродивыми и странниками, что служило хорошим примером для духовенства и знатных горожан.

Царь Федор Алексеевич впервые открыл дома, где беспризорные дети изучали грамоту, науки, ремесла. Петр I в своей благотворительной деятельности пытался придать европейскую направленность. Он боролся с притворным нищенствованием, которое сурово наказывалось. Милостыня принималась только в соответствующих заведениях, которые оказывали помощь. В период его правления стали создаваться первые госпитали.

Внимание! Благотворительность быстро развивалась вплоть до Октябрьской революции. Представители царской семьи финансировали строительство благотворительных заведений, приютов, богаделен. В XVIII веке в России появилось такое понятие, как меценатство. Состоятельные люди покровительствовали медицинской, культурной, научной и образовательной сферам жизни. Среди них можно выделить такие лица, как Медведникова, Солдатенкова, Мамонтова, Третьякова и других.

Благотворительность в СССР и сегодня

После Октябрьской революции традиции благотворительности в России перестали существовать. Были закрыты благотворительные организации, а их активы переданы государству, которое самостоятельно стало решать социальные проблемы.

В настоящее время наблюдается стремительное возрождение традиции благотворительности в России. Количество благотворительных фондов постоянно растет.


Большинство российских экспертов полагают, что в советское время благотворительность была практически уничтожена. Вот что они говорят об этом. Цитируем:

В советское время в разные годы благотворительность понималась и оценивалась негативно.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Советская власть с благотворительностью расправилась быстро, как и со всеми формами общественной и общинной жизни, а, расправившись, еще и ошельмовала, вколотив в наше сознание негативные ассоциации с образом благотворительности.

В годы Советской власти благотворительность, как явление, было уничтожено.

А в Большой Советской Энциклопедии 1950 г., к примеру, благотворительность определяется как


Б. Кустодиев. Большевик.

Может быть, благотворительности в СССР действительно не было?

Практических примеров, подтверждающих этот тезис достаточно много:

В 1917 г. более 200 богаделен в Москве были закрыты, и их обитатели выброшены на улицу.

В 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.

Во время голода в Поволжье в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах).

Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью.

И, тем не менее, благотворительность в СССР существовала.

Советская благотворительность в годы войны.

Прежде всего, было бы несправедливо говорить о полном прекращении церковной благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.

30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей.


Деньги на танковые колонны и самолетные эскадрильи, а также на более прозаические цели, такие, как подарки солдатам, теплая одежда, рукавицы, мыло и т п. жертвовали, разумеется, и неверующие.

Типичная советская благотворительность.


Во-вторых, в помощи и сострадании постоянно нуждались разнообразные дети рабочих Германии, беженцы из Испании, позднее – из Чили, повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика и бездомные Америки.

В-третьих, были распространены такие известные формы, как субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам.

В-пятых, широко практиковалось отчисление лауреатами части довольно крупных государственных и международных премий, чаще всего — в помощь государству или конкретной организации.

новогодние подарки.

Эти люди и их деятельность интересна нам, потому что именно они заложили многие формы и стереотипы современной российской благотворительности. О них – в следующей заметке.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года.

Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности.

Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.

И да и нет. В Советском Союзе не было не только секса, но и нищих, безработных и необеспеченных пенсионеров и сирот. В том смысле, что называть их так и тем более что-то организовывать для их помощи было нельзя. Считалось, что советские детские дома и дома престарелых полностью обеспечивают свой контингент. Считалось, что человека без жилья и без работы в СССР не может быть - "тунеядство" было уголовной статьей. Считалось, что советский человек получает столько, сколько нужно, а государство обеспечивает его жильем, едой и отдыхом. Государство утверждало, что всю социальную политику берет на себя (и в ряде случаев оно так и поступало). Поэтому благотворительных фондов как таковых не было: им некому было помогать.

Но при этом с 1961 г. существовал пресловутый Фонд Мира, в который пионеры и комсомольцы сдавали все вырученное за собранную макулатуру и металлолом, перечисляли часть заработка в трудовых лагерях; туда перечисляли деньги от субботников, лауреаты премий разного рода иногда жертвовали их туда; туда отдавали часть комсомольских, партийных и профсоюзных взносов, а во время особых пропагандистских кампаний организовывали сдачу денег по спискам на предприятиях и в конторах (я помню внезапную помощь детям Уругвая в 1979 году - почему Уругвая, почему внезапно и срочно? почему собирали с перво-, второ- и третьеклассников?! теперь уже не понять). Возглавляли этот фонд писатель Б. Полевой, шахматист А. Карпов, поэт Н. Тихонов. Никто и никогда не сообщал советским людям, куда тратятся эти деньги, просто ни единым словом :) Сама фраза "отдать в Фонд Мира" означала обычно в быту "пустить деньги на ветер": "Куда зарплату дел? Да откуда ж мне знать? Помню, жене 50 на хозяйство, шапка 17, за квартиру 6.50, на трамвай рубль ушел, туда-сюда еще десятка, а остальное? А остальное в Фонд Мира, наверное, отдал".

Читайте также: