Наука о русском языке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первые дошедшие до нас грамматические трактаты, имевшие хождение на Руси, относятся к рубежу XIV - XV вв. В начале XVII в. появляется Грамматика Мелетия Смотрицкого, содержащая систематическое описание системы церковнославянского языка.

Живой русский язык в это время описывается в основном иностранцами - путешественниками или дипломатами. Такова, например, Грамматика Лудольфа.

Это послужило впоследствии исходной точкой для разработки целостного анализа словообразовательной системы языка. В области фонетики этому учёному принадлежат значительные работы по истории ударения. В частности, он открыл различие двух ступеней редукции безударных гласных в современном русском литературном языке. Много было сделано А. А. ПотебнёЙ и для изучения эстетической функции языка.

Свойственное русскому языку обилие морфологических форм всегда привлекало лингвистов к этой области его структуры. Эту проблематику активно изучала так называемая формальная школа. Её лидер Ф. Ф. Фортунатов (1848 - 1914) был выдающимся историком славянских языков и много внимания уделял изучению морфологических категорий современного русского языка.

А. М. Пешковский (1878 - 1933), активно исследовавший проблему словосочетания. Недостатком этой школы было слишком узкое понимание формы: оно сводилось по преимуществу к морфологической форме, в синтаксисе внимание к словосочетанию несколько заслоняло значимость предложения (которое определялось как разновидность словосочетания). Этого нельзя сказать о грамматической концепции

А. А. Шахматова (1864 - 1920): его теория не только не укладывается в рамки формальной школы (хотя её обычно к ней и относят), но и вообще во многом обогнала своё время. А. А. Шахматов первым поставил вопрос об описании грамматической системы в том порядке, в каком она естественно выстраивается при функционировании языка: мы прежде всего воспринимаем реальное (лексическое) содержание предложения, затем анализируем, что в этом реальном содержании нам уже известно, а что ново и только уже после этого задумываемся над тем, какими конструкциями это известное и это новое оформляется. По сути дела А. А. Шахматов синтезировал достижения логической, психологической и формальной школ. Этим же путём шёл и его ученик В. В. Виноградов (1895 - 1969). Он верно понял особую природу предложения, отличающую его от словосочетания, оценил роль синтаксического критерия в выделении частей речи и значительно продвинул вперёд морфологическую теорию. Правда, в трактовке словосочетания он не избежал излишнего морфологизма, неправомерного сближения словосочетания со словом, а в теории предложения недооценил значимость актуального членения. И всё же его грамматические работы сыграли выдающуюся роль в развитии науки о русском языке. Кроме грамматики, В. В. Виноградов много и плодотворно занимался вопросами стилистики, лексикологии и фразеологии современного русского языка.

Филин Ф. П. Русский язык // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С 429-430.

Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина М, 1973. С. 5 - 22, 54 - 65, 97 - 134,265 - 307.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Авторы: Юмакова Лидия, Яковлева Анастасия 4 “В” Наука о Русском.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Авторы: Юмакова Лидия, Яковлева Анастасия 4 “В” Наука о Русском.

Авторы: Юмакова Лидия, Яковлева Анастасия
4 “В”

Наука о Русском Языке

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Русский язык - это язык русской нации, язык, н.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.

В современном виде русский язык впервые появился в 19 веке, в эпоху А.С. Пушк.

В современном виде русский язык впервые появился в 19 веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем.

 Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на: восточн.

Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на: восточную, западную и южную подгруппы.

На протяжении всей своей истории русский язык вступал в контакты с другими яз.

На протяжении всей своей истории русский язык вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

В 7 - 12 веках русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это б.

В 7 - 12 веках русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это были слова, связанные с морским промыслом (например: якорь и крюк) и имена собственные (Ольга, Игорь).

В 18 веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался яз.

В 18 веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался языком аристократии (появились слова: буфет, абажур, манеж).

В последние 15-20 лет в русский язык активно проникают слова из английского я.

В последние 15-20 лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность.

Наука о русском языкеНаука о русском языке называется русистикой. Она изучае.

Наука о русском языке
Наука о русском языке называется русистикой.
Она изучает как современное состояние языка, так и его историю. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Основателем науки о русском языке считается М.В.Ломоносов. Он написал «Р.

Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толк.

Спасибо за внимание! 

Спасибо за внимание! 

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 023 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.05.2020 213
  • PPTX 12.7 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скворцова Татьяна Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русистика как комплекс наук о русском языке, ее составляющие: грамматика, лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование, стилистика. Ученые-русисты, истории их жизни и выдающиеся открытия в языкознании.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.09.2014
Размер файла 1,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №591 Невского района

Выполнила: Сидоркина Анастасия

Ученица 11А класса

Санкт-Петербург 2013 год

Наука о русском языке называется русистикой. Русистика как филологический термин имеет двоякое содержание. В широком понимании русистика -- это область филологии, занимающаяся русским языком, литературой, словесным фольклором; в узком смысле слова русистика -- наука о русском языке в его истории и современном состоянии. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Граммамтика -- раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Совокупность правил изменения слов и их сочетания в предложения также называется грамматикой. русистика языкознание ученый

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

историческую грамматику -- науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

описательную грамматику -- науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане.

Лемксика -- совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Фразеоломгия -- раздел лексикологии, посвященный изучению происхождения, функционирования и значения устойчивых словосочетаний: фразеологизмов или фразеологических единиц Фразеологические единицы можно разделить на три категории: фразеологические сочетания, фразеологические единства и фразеологические сращения.

Фонемтика -- раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Графика -- прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы.

Орфография -- раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.

Пунктуамция -- система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.

Орфоэпия -- наука занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Словообразовамние -- образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.

Стилимстика -- филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Научные идея Михаила Васильевича Ломоносова обогатили многие отрасли знания.

Александр Христофорович Востоков (1781-1864).

Начало XIX века в Европе ознаменовалось становлением языкознания как науки. Научную строгость лингвистики приобрела благодаря сравнительно-историческому изучению языков.

Яков Карлович Грот (1812-1893)

Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог, известен прежде всего своими трудами по упорядочению русского правописания. Им разработаны также основные принципы составления словарей.

Я.К.Грот родился 15 декабря 1812 года в Петербурге. Он закончил Царскосельский лицей, изучил там французский, немецкий, латинский и итальянский языки. Но особенно серьезно он начал заниматься русским языком. В 1845 появляются первые статьи Грота о русском языке. С 1862 года он целиком посвятил себя науке, начав с подготовки первого издания сочинений Г.Р.Державина, ставшего образцом для всех последующих академических собраний сочинений писателей.

В ряду русских филологов второй половины XIX особенно ярко выделяется имя Федора Ивановича Буслаева. Лингвист и литературовед, исследователь народной словесности и древнерусского искусства, он был блестящим педагогом и лектором, академиком, профессором Московского университета.

Алексей Александрович Шахматов(1864-1920)

А.А. Шахматов, великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языка. С ранних лет он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания. Еще учась в гимназии, он принимал участие в научных диспутах. Тогда же была опубликована его первая статья.

Многогранны научные интересы языковеда. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он, наконец, выдающийся русский синтаксист.

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)-русский филолог, академик, ученик А.А.Шахматова и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

С. И. Ожегов был не только прирожденным лексикографом, но и одним из крупнейших историков литературного языка. Его перу принадлежат многочисленные статьи по вопросам культуры речи, об истории слов, о развитии русской лексики на новом этапе развития общества.

Подобные документы

Методическая разработка урока по теме "Словообразование": способы построения и образования слов в русском языке: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, бессуффиксного; лингвистическая игра. Орфографические правила написания слов.

конспект урока [28,2 K], добавлен 14.11.2011

Объекты изучения в словообразовании. Сущность словообразовательной мотивации. Понятие и пример словообразовательного гнезда. Отличительные черты и особенности словообразования существительных, прилагательных и глаголов в болгарском и русском языке.

презентация [68,5 K], добавлен 18.01.2011

Теория лингвистических исследований. Сравнительно-исторический метод как основа для классификации языков. Изучение этимологических гнёзд в современной науке. Исконная и заимствованная лексика. История слов, восходящих к корню "men" в русском языке.

дипломная работа [81,1 K], добавлен 18.06.2017

Национально-специфичное и заимствованное в языке. Окказиональные способы словообразования. Рост агглютинативных черт в процессе образования слов. Иноязычные аффиксы в русском языке и их продуктивность. Новые заимствования и их производные.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 24.01.2007

Понятие о типах образования слов. Аффиксация как способ образования слов. Особенности современного словообразования в русском языке. Словообразовательные аффиксы в современном русском языке. Префиксально-суффиксальный (смешанный) способ словообразования.

Глоссарий по теме

Лингвистика — наука о языке.

Русистика — наука о русском языке в его истории и современном состоянии.

Сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики, посвящённая родству языков, которое понимается как факт происхождения от общего праязыка.

Фонема — кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Пример: в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы , , .

Фонетика — раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Лексикография — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Диалектология — раздел языкознания, занимающийся изучением диалектов, наречий и говоров какого-либо языка.

*По материалам Словаря лингвистических терминов Д. Э. Розенталя и Википедии

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985 - 300 с.;
  2. Друговейко-Должанская С. В., Школьный энциклопедический словарь//Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н., 2013 – 585 с.;
  3. Ярцева В. Н., Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990 – 709 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Лингвистика — это наука о языке, а русистика — наука о русском языке в его истории и современном состоянии. Основателем науки о русском языке можно считать М. В. Ломоносова. В развитии русистики участвовали многие выдающиеся учёные-лингвисты. Огромный вклад в становление и развитие русистики внесли А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль, А. А. Потебня , Я. К. Грот, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, И. А. Бодуэн де Куртенэ. Значимым поворотом в истории русского языка и русистики стала реформа русского правописания 1917–18 гг., уточненная в 1956 году. После нее активно развивались такие направления лингвистики, как диалектология, фонетика, история языка, лексикография.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Соотнесите лингвиста и его вклад в русистику.

  1. М. В. Ломоносов.
  2. А. Х. Востоков.
  3. Ф. И. Буслаев.
  4. Я. К. Грот

А. Опубликовал с обстоятельными лингвистическими комментариями Остромирово евангелие.

Б. Первым из русских учёных широко применил сравнительно-исторический метод в исследовании русского языка.

В. Положил начало самой большой словарной картотеке русского языка.

Г. Разработал теорию трех штилей.

1 – Г. 2 – А. 3 – Б. 4 – В.

Распределите учёных по фонологическим школам, к которым они относились.

Московская фонологическая школа

Ленинградская фонологическая школа

Рубен Иванович Аванесов, Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Александр Александрович Реформатский, Михаил Викторович Панов, Маргарита Ивановна Матусевич.

Московская фонологическая школа

Ленинградская фонологическая школа

Рубен Иванович Аванесов, Александр Александрович Реформатский, Александр Александрович Реформатский

Лев Владимирович Щерба, Лев Рафаилович Зиндер, Маргарита Ивановна Матусевич

Читайте также: