Преобразование в государстве и общественном строе россии в первой половине 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первая половина XIX века в России характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада.

Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего столетия. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет.

Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было

образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.

Общественный строй России в первой половине XIX в.

Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан

Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела.

Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.

Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.).

Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.

Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка.

Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.

Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.

Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников.

Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Государственный строй России в первой половине XIX в.

По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.




Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян ).

Этот закон был принят 18 февраля 1861 года.

Содержание этих документов было таково:

1)крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как, освободившись от помещиков они стали зависимы от крестьянских общин

2)получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

3)заниматься государственной службой

Но вопрос о земле не был решен сразу.

4)крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка.

6. Крестьянская реформа 1861 г. Правовое положение крестьян после отмены крепостного права.

Крестьяне получили личные и имущественные права:

- самост-но вступать в брак,

- заниматься торговлей, промышленностью,

- право ведения своих судебных дел,

- право участвовать в работе органов обществ-го самоуправления,

- право поступать на службу, на учебу,

- право приобретать движимое/недвижимое им-во.

Но данные права крестьяне получили фактически в отсрочку, т.к в течение 2-х лет нужно было составить уставные грамоты. Именно уставная грамота и регул-ла взаимоотношения крестьянина и помещика. Реально грамоты сост-сь

помещиками. Сами грамоты удостоверяли мировые посредники, которые сглаживали конфликты между крестьянами и помещиками.

После заключения уставной грамоты крестьяне получили надел. С помощью надела менялся правовой статус крестьянина. Он переходил в разряд временнообязанного. Это предполагало, что земля еще собств-ть помещика. И за пользование землёй крестьянин несет повинность.

Самодержавие хорошо подготовило реф-му с целью компенсировать потери помещиков:

1) был произведен передел земли, вся тер-рия страны была разделена в зависимости от качества земли на несколько обл-й, для каждой гос-вом был установлен обязательный надел.

2) Размер надела определялся в рез-те переговоров конкретного помещика со своими крестьянами.(в этом смысл Уставной грамоты)

Итог: Крестьянская реф-ма была крайне непоследовательной. Она ликвидировала такой феод-й пережиток ,как крепостничество. Но она сохраняла в неизменном виде крепостную общину.

К концу 19 века большая часть бывшей помещичьей земли фактически перешла к новой соц. группе – русской буржуазии.

7. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы. Их роль в становлении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии).

К 1-й курии (уездных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков).

Ко 2-й курии (городских избирателей).

3-я курия (выборные от сельских общин). На волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания. Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии.

Земская реформа имела много противников. Причина: по законодательству Российской империи любая полит. деят-ть была запрещена! Она считалась исключительной компетенцией правительства. Земства – это органы самоупр-ния, => аппарата. В связи с этим правит-во опасалось, что на основе земств сформируется полит-я сила, которая станет в оппозицию правительству.

Чтобы избежать подобной ситуации, был введен ряд ограничений:

1) в значительной степени д-ть земских органов контролировалась губернатором;

2) земские органы самоупр-я создавались только в отдельных губерниях;

3) отсутствовало общероссийское земство и самоуправление на уровне волости;

4) земству одной губернии запрещалось вступать в контакты с земскими учреждениями др. губерний.

Земства сыграли огромную роль в развитии местной экономики. Для нормального сущ-ния земства и для решения своих задач был учрежден специальный налог. Последствием работы земств являлось то, что сформировалась новая соц. группа – земская интеллигенция. Это прежде всего врачи, учителя, статисты.

16 июня 1870 г. было утверждено "Городовое положение", закреплявшее систему органов городского самоуправления, избравшиеся населением сроком на 4 года.

Распорядительным органом городского сам-ния являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа, которую возглавлял городской голова

Гласных в Гор.думу могли избирать только плательщики городских налогов (домовладельцы)

Все избиратели делились на 3 курии:

1. крупные налогоплательщики

2. средние налогопл-ки

3. мелкие собственники

Образование СССР

Причины образование СССР

1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства.

2) успешная внешнеполитическая деятельность.

Предпосылка образования СССР: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства.

30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Общая характеристика периода развития России в первой половине XIX в.

Первая половина XIX века в России характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада.

Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам с целью сохранения крепостного строя.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII века, происходила в течение всего столетия. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законодательного органа был создан Государственный совет.

Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было

образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее связали его с местными учреждениями.

В первой половине XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспособить его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления.Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по – прежнему стоял император. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он функционировал до создания Государственного совета.

Государственный совет был учрежден царским манифестом 1810 года. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором. Членами Государственного совета являлись крупные чиновники и помещики от 40 до 80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство велось канцелярией , которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах.

Сенат.Родь сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губернии. Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.

Комитет министров.С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министерство могли собираться вместе для решения сложных вопросов.

В 1812 году, Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

Местные органыуправления в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям. 1837- 1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волосные правления.

Судебные органы.В первой половине XIX века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 году Министерства юстиции.

Полиция.В 1837 году в связи с делением уездов на более мелкие административно – территориальные единицы появилась специальная полицейская должность станового пристава.

В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

55. Крестьянская реформа 1861 г.: порядок оформления временнообязанного состояния,выкупной операции; правовой статус временнообязанных крестьян, крестьян-собственников.




В первой половине XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспособить его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления.Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по – прежнему стоял император. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он функционировал до создания Государственного совета.

Государственный совет был учрежден царским манифестом 1810 года. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором. Членами Государственного совета являлись крупные чиновники и помещики от 40 до 80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство велось канцелярией , которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах.

Сенат.Родь сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губернии. Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.

Комитет министров.С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министерство могли собираться вместе для решения сложных вопросов.

В 1812 году, Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

Местные органыуправления в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям. 1837- 1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волосные правления.

Судебные органы.В первой половине XIX века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 году Министерства юстиции.

Полиция.В 1837 году в связи с делением уездов на более мелкие административно – территориальные единицы появилась специальная полицейская должность станового пристава.

В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

55. Крестьянская реформа 1861 г.: порядок оформления временнообязанного состояния,выкупной операции; правовой статус временнообязанных крестьян, крестьян-собственников.

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:

1) личные – телесная неприкосновенность (дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной государственной службы (впервые утвержденное Петром III в Манифесте о вольности дворянству 1762 г.);

2) имущественные – монополия на обладание населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие от указа Петра I, который оставлял недра за государством); освобождение от податей и повинностей; право на любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли); винокуренная монополия.

На уездном и губернском уровнях создавались дворянские собрания, выбиравшие соответствующих предводителей дворянства. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

В 1785 г. Екатерина II издала также Жалованную грамоту городам, которая кодифицировала законодательство о статусе городского населения.

Выделялось 6 категорий городского населения 1) городские купцы, разделенные на гильдии в зависимости от размера состояния; 2) городская интеллигенция, банкиры и капиталисты, составлявшие слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян; 3) мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, которые составили значительный слой городских обывателей; 4) мещане, занимавшиеся ремеслом, получившие правовой статус ремесленников. В Жалованную грамоту городам 1785 г. вошел также специальный Ремесленный устав;

5) иностранные граждане, а также иногородние;

6) все прочее посадское население.

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Служители церкви находились, как и дворяне, в привилегированном правовом положении (они, в частности, освобождались от телесных наказаний и поземельного сбора).

В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории – помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

Глава 6. Католичество в России в первой половине XIX в.

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в.

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в. К началу XX века в России проживало около 10, 5 млн. людей, исповедующих католическую веру. Работало более 5000 католических церквей, где служило 4300 священников. Действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, где

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в § 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. В первой половине XIX в. Россия оставалась страной аграрной. Ее сельское хозяйство основывалось на крепостнических принципах. Крепостничество оказывало решающее влияние на экономику в целом.Экономическое

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. Феодальная война

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV — первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы, до 1861 г.) являлся прогрессирующий процесс разложения

Общественный строй в Двуречье первой половины II тысячелетия до н. э

Общественный строй в Двуречье первой половины II тысячелетия до н. э Как обычно, распад государства в Двуречье привел к резкому росту частной собственности, торговли и частной эксплуатации. Даже храмовые должности завешали и продавали как личную собственность. Бурно

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С вступлением России в 1914 г. в Первую мировую войну усилилось значение таких военных органов управления, как Ставка верховного главнокомандующего. Военное министерство и Главный штаб.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. К концу XVIII столетия численность населения в России составляла около 36 млн человек, а во второй половине 50-х гг. XIX в. около 59 млн (без Царства Польского и Финляндии), т. е. приблизительно четверть населения

Помощь студентам

Первая половина XIX века вошла в историю России как предреформенный период. Самодержавная власть в это время стремилась, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой – усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Попытки реформирования общества начинаются с момента вступления на престол Александра I.

Сановники екатерининского царствования стремились усилить влияние бюрократических верхов на управление империей. Они были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками.

Реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок.

Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом. В этой связи в социально-экономической области царь смог провести лишь некоторые скромные преобразования. В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько-нибудь крупных перемен в жизнь страны.

План М. М. Сперанского предусматривал образование представительного органа с законодательными функциями (на манер парламента) в лице Государственной думы. Исполнительная власть сосредоточивалась в министерствах, а высшей судебной инстанцией должен был являться Сенат. Государственный Совет должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами.

В конечном счете реализовать свои планы в целом М. М.Сперанскому не удалось. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии. М. М. Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан – сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I.

Действительно, в 1815 – 1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством.

Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России части Польши (Царство Польское).

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н. Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом – сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности.

О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось. В 1818 – 1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них – А. А. Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными.

В начале 1820-х гг. отказ Александра I от дальнейших преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом.

Отличительной особенностью внутриполитического курса нового монарха – Николая I – стала активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства. Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование – время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия.

Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. министром народного просвещения С. С. Уваровым теория официальной народности, базировавшейся на трех принципах: православие, самодержавие и народность.

В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся им системы управления. Часть высших сановников полагала необходимым учитывать во внутриполитическом курсе требования времени, пойти на постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на прерогативы, короны, принять меры, обеспечивающие законность в стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал специальный секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государстве и разработать программу необходимых реформ.

В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел.

Неутешительные результаты дала и проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П. Д.Киселевым, эта реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848 – 1849 гг. в Европе испугала правящие круги Российской империи. Начались гонения на печать и школу.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853 – 1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины.

Читайте также: