Музыкофилия оливер сакс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Жизнь коротка, а музыка прекрасна
Музыка часть человеческого бытия
Оливер Сакс сделал для популяризации неврологии и нейропсихологии больше, чем кто бы то ни было. И дело, конечно, не в том, что многие его истории можно при случае пересказать в компании. Такого рода популярность недорогого стоила бы. Важнее высочайший гуманизм Сакса, любовь и сочувствие к тем, о ком он рассказывает. Искреннее желание помочь: излечить, а когда не получается - дать заместительный механизм, научить человека и его близких жить с имеющейся проблемой так, чтобы она доставляла по возможности меньше неудобств. Перевести градус дискомфорта из рубиново-красной зоны тревоги в умеренную оранжевую или даже желтую (не расслабляйся, будь настороже).

И главное, для меня, по крайней мере - они могут давать ключ к пониманию и принятию некоей своей ситуации. Помню, момент узнавания и радость: "Я не одна!", когда прочла в его "Галлюцинациях", что мельтешение точек, огненные зигзаги и светящиеся пятна в поле зрения перед приступом мигрени - это нормальные премигренозные галлюцинации, а не предвестие потери зрения или рассудка. Прежде и рассказать об этом никому не могла из опасения, что примут за ипохондрика, сочиняющего симптомы, чтобы привлечь внимание и добиться сочувствия.

"Музыкофилия" посвящена механизмам понимания и восприятия музыки, распространенным или курьезным случаям, связанным с ней. Четыре части книги рассматривают различные аспекты проявлений музыкальности, от крайних до обыденных. Первая часть "Преследуемые музыкой" скорее относится к крайним. Как случай человека, после удара молнией получившего сильнейшую зависимость от музыки с потребностью слушать ее все время. Прежде никогда не игравший на фортепьяно, он овладел инструментом, научился читать партитуру, а вскоре и сам начал сочинять музыку. Или женщина, у которой звучание неаполитанских песен вдруг начало провоцировать припадки, наподобие эпилептических. К несчастью эта музыка была обязательным сопровождением всех торжественных случаев диаспоры, к которой она принадлежала.

"Диапазон музыкальности", вторая часть дает представление о диапазоне присутствия музыки в жизни, от тотального до полной неспособности воспринимать ее - амузии, рассказывает о феномене абсолютного слуха и однобоких вундеркиндах, как человек, неприспособленный в быту, но способный пропеть все партии двух тысяч опер. Затрагивается здесь и явление музыкальной синестезии - способность видеть музыку, когда звуки связываются с определенным цветом, формой, движением.

"Память, движение и музыка", третья часть рассматривает различные случаи амнезии и агнозии, в которых музыка играла роль триггера, позволяющего запустить, хотя бы на время, механизмы узнавания и воспоминаний. О музыкальных спазмах у музыкантов, сродни писчему спазму у людей, вынужденных много и быстро писать, которые ставят крест на музыкальной карьере, где малая подвижность даже одного пальца может иметь решающее значение. И о способности музыки купировать, приводить к норме проявления синдрома Туретта и куда более частую двигательную дисфункцию - паркинсонизм.

"Эмоции, идентичность и музыка" заключительная часть книги о всегда неожиданном, непредсказуемом и не поддающемся прогнозированию благотворном воздействии при самых разных личностных расстройствах, от клинической депрессии до биполярного и психопатии. Даже ужас болезни Альцгеймера, которая, конечно не поддается лечению, тоже до некоторой степени и очень ненадолго может отодвигаться под воздействием музыкотерапии. Глава о синдроме Вильямса расскажет о замечательно музыкально одаренных людях с великолепно развитой речью и совершенной неспособностью к абстрактному мышлению. Что не мешает в некоторых случаях исполнительской карьере.

Как всегда очень интересно и информативно, до книги и представить не могла, в каком множестве аспектов музыка присутствует в нашей жизни, как много помощи она способна оказывать, в казалось бы, безнадежных случаях. Исполнение Игоря Князева всегда превосходно, а с такой специфической темой, где по ходу чтения нужно напеть какой-то фрагмент - идеально попадание в требования материала.

По словам одного из рецензентов книги, Сакс учит нас тому, что самый удивительный музыкальный инструмент не рояль, не скрипка, не арфа, а человеческий мозг.

1. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МУЗЫКИ

Одно из самых невероятных свойств музыки – врожденная настроенность нашего мозга на ее восприятие. Это, возможно, самая универсальная и доступная форма искусства. Практически любой человек способен оценить ее красоту.

Это больше чем эстетика. Музыка лечит. Она способна подарить нам чувство собственной идентичности и, как ничто другое, помогает многим выражать себя и чувствовать связь со всем миром.

2. О МУЗЫКЕ, ДЕМЕНЦИИ И ОБРЕТЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Большую часть жизни Оливер Сакс посвятил изучению психических расстройств пожилых людей. Он был директором клиники для людей с тяжелыми психическими заболеваниями и на их примере убедился в том, что музыка может восстанавливать сознание и личности тех, кто едва способен связывать слова и воспоминания.

Теория о том, что музыка австрийского композитора способствует развитию интеллекта у детей, получила широкое распространение в 1990-е. Журналисты вольно интерпретировали отрывок психологического исследования о кратковременном влиянии музыки Моцарта на пространственный интеллект, что породило целую серию псевдонаучных открытий и успешных продуктовых линеек. Из-за этого научно обоснованные концепции о реальном воздействии музыки на мозг на долгие годы ушли в тень.

4. О РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ

Музыка – невидимое пространство для наших проекций. Она объединяет людей с разным прошлым, образованием и воспитанием. При этом даже самая печальная музыка может служить утешением и лечить душевные травмы.

5. О СОВРЕМЕННОЙ АУДИОСРЕДЕ

Оливер Сакс - Музыкофилия

Музыкофилия – первая книга Оливера Сакса, которую прочитала. Стиль автора показался очень необычным (раньше с таким не сталкивалась). Название и аннотация на обложке наталкивают на описание жизни и опыта людей, по тем или иным причинам влюбленных в музыку, по факту, это облегченная версия научно-исследовательского труда невролога. Работа посвящена людям, следствием или предтечей болезней которых стала музыка.

Интересными показались мысли о том, что

16 января 2022 г. 00:08

3 Интересная тематика

Необычная, очень интересная тема. Но на мой взгляд многовато воды. Если "человек, который принял жену за шляпу" читалась сравнительно бодро, то "Музыкофилия" и "Антраполог на Марсе" для меня выглядели излишне затянутыми. Ко всему прочему мне, как обычному работяге, было довольно уныло на протяжении всей книги слушать снобистские рассказы про то, что Бетховена нужно слушать только в Альберт Холле, или если уж очень припрёт - дома, со стеклянного подиума наполненного песком, дабы гасить лишние вибрации и космическое излучение, негативно сказывающееся на некоторых сонатах и увертюрах.

Ivanova Marina(Mara) (marivoo) Ivanova Marina(Mara) написала рецензию

27 сентября 2021 г. 01:02

4 У вас проблемы? Слушайте музыку!

Книга оказалась для меня слегка скучноватой, ноября верю, что когда-нибудь полюблю что-то кроме художественной литературы!
что ж от этой книги возникло чувство, будто меня заставляют слушать музыку.
Вы разучились ходить? слушайте музыку!
у вас плохая память? слушатей музыку?
Вы умираете? На последок стоит послушать музыку!!
На самом деле я думала, что найду ответ на вопрос, который мучает меня давно. Почему я настолько фанатично люблю музыку? вот только именно этого я не нашла. Я научилась представлять музыку фразами (что вроде бы положительно отразилось на игре). Я узнфла, что делать если разучуюсь ходить. Узнала кучу классической музыки, но ответ на этот вопрос не нашла, поэтому мне грустно:( Ещё чтение надолго растянулось, советую тем, кто по-настоящему любит такую литературу.

30 июня 2021 г. 04:28

5 А вы ноктюрн сыграть смогли бы?

Эксперт продавленного дивана

6 апреля 2021 г. 13:30

Что у Оливера Сакса получается отлично, так это подбирать темы для своих книг. Прочитанная давным-давно книга про людей с разными расстройствами оставила после себя очень приятные впечатления, так что с удовольствием взялась за тему про музыку. Название у книги немного расплывчатое и не понятно с первого взгляда, о чем же, собственно, он будет рассказывать? А обо всем. О том, от чего люди могут слышать целые концерты у себя в голове так, как будто для них кто-то специально играет. Как глухота или травма может поспособствовать таким вот концертам не по заявкам. Как музыка помогает людям с деменцией, болезнью Альцгеймера или даже синдромом Туретта. Почему в Китае процент людей с уникальным слухом больше, чем в европейских странах. Как можно быть музыкальным, но не обладать слухом. Кто из…

По словам одного из рецензентов книги, Сакс учит нас тому, что самый удивительный музыкальный инструмент не рояль, не скрипка, не арфа, а человеческий мозг.

1. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МУЗЫКИ

Одно из самых невероятных свойств музыки – врожденная настроенность нашего мозга на ее восприятие. Это, возможно, самая универсальная и доступная форма искусства. Практически любой человек способен оценить ее красоту.

Это больше чем эстетика. Музыка лечит. Она способна подарить нам чувство собственной идентичности и, как ничто другое, помогает многим выражать себя и чувствовать связь со всем миром.

2. О музыке, деменции и обретении личности

Большую часть жизни Оливер Сакс посвятил изучению психических расстройств пожилых людей. Он был директором клиники для людей с тяжелыми психическими заболеваниями и на их примере убедился в том, что музыка может восстанавливать сознание и личности тех, кто едва способен связывать слова и воспоминания.

Теория о том, что музыка австрийского композитора способствует развитию интеллекта у детей, получила широкое распространение в 1990-е. Журналисты вольно интерпретировали отрывок психологического исследования о кратковременном влиянии музыки Моцарта на пространственный интеллект, что породило целую серию псевдонаучных открытий и успешных продуктовых линеек. Из-за этого научно обоснованные концепции о реальном воздействии музыки на мозг на долгие годы ушли в тень.

4. О разнообразии музыкальных смыслов

Музыка – невидимое пространство для наших проекций. Она объединяет людей с разным прошлым, образованием и воспитанием. При этом даже самая печальная музыка может служить утешением и лечить душевные травмы.

5. О современной аудиосреде

Psychologies приглашает

Интерактивная версия журнала для iPad, iPhone, iPod и Android

Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-82353, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 23.11.2021 г.

Все права защищены. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается. 16+

Оливер Сакс - Музыкофилия

Оливер Сакс - Музыкофилия краткое содержание

Музыкофилия - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Печатается с разрешения автора и литературного агентства The Wylie Agency (UK) Ltd.

© Oliver Sacks, 2007

© Перевод. А. Анваер, 2016

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

и Конни Томайно

Читайте также: