Системная концепция власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, делает возможным выделение политики и политических отношений со всей совокупности социальных отношений. Власть - это основной элемент, связывающий политическую систему общества в одно целое. Именно власть определяет природу и устойчивость политической системы, выражает волю социальных субъектов. Эта воля осуществляется как обязательная публичная, что покоряет себе всех членов общества. Власть обеспечивает порядок, т.е. приведение поведения субъектов в соответствие с нормами и ценностями, необходимыми для существования системы. Власть выражает и защищает коренные интересы и совокупную волю социальных объединений, является средством реализации этих интересов и воли. Она имеет глубокий внутренний связь с таким общественным явлением, как организация. Это и социальный институт, и порядок отношений, и целенаправленная деятельность по созданию организации, поддержания стабильности и порядка. Власть - это осмысленный целенаправленный процесс, определяющий цели, пути и средства развития общества, организует соответствующую деятельность его членов. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без покорения всех его участников единой воле, необходимая для поддержания целостности и единства общества [1].

Политика как общественно-политическое явление характеризуется прямым или опосредованным связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Отношения в обществе могут иметь экономический, идеологический, социально-политический и т. п. характер. Политика - это такая сфера взаимоотношений между классами, нациями, социальными группами, отдельными индивидами и целыми государствами, которая касается, главное, проблем власти и управления.

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее пределах, и в этом смысле власть - это возможность влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властями возможность пользоваться результатами этого влияния. Еще другие утверждают, что власть - это отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается в возможности одних влиять на других, достигая общественного равновесия.

Власть иногда отождествляется с ее орудиями - государством, политической организацией общества, с ее средствами - управлением, а также с методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые приравнивает власть к авторитету, который имеет много общего с ней, но отличается от власти принципиально.

Нет оснований и отождествлять власть с ее методами - принуждением и убеждениям. Принуждать и убеждать могут не только те, кто властвует, но и подвластны. Так, например, та или иная политическая организация (партия), что не входит в правительственную коалицию, может заставить правительство в некоторых уступок в свою пользу, но от этого эта организация не становится властной.

Существуют различные концепции власти: марксистская, біхевіористська, реляціоністська, системная, телеологічна, структурно-функциональная, психологическая и др.

Марксистская концепция власти исходит из того, что природа властных отношений связывается с выявлением социально-политической роли собственности, разделением общества на антагонистические классы с противоположными интересами. Марксистская теория решающего значения в реализации политической власти предоставляет народным массам, классам и социальным группам. Характерным признаком этой доктрины является то, что государство рассматривается как главный фактор политической власти, а формы правления - как специфический способ обеспечения классового господства.

В реляціоністських концепциях власти (реляція - донесение) последняя предстает как возможность и способность одних индивидов управлять процессом принятия решений на местном или национальном уровне, без оглядки на активное или пассивное сопротивление других индивидов или социальных групп.

Системная концепция власти. Основным понятием системной концепции власти является рассмотрение политической системы на макро - (как атрибут макросоциальная систем), мезо - (на уровне конкретных систем - семьи, организации), микроуровне (власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы).

Телеологічна концепция власти рассматривает последнюю как результат осуществления определенных целей и получения ранее запланированных результатов.

Структурно-функциональная концепция. В соответствии с этой доктриной власть является проявлением иерархического построения общества и особым видом отношений между подчиненными и руководителями.

Психологическая концепция власти исходит из того, что отношение индивида к политике предопределяется психологическим механизмом его личности. Для сторонников этого направления (С. Фрейд и др.) проблема власти - это проблема господства подсознания над человеческим сознанием и поведением.

Следовательно, большое разнообразие подходов к изучению власти свидетельствует не только о большой интерес в мире к проблеме власти, но и о чрезвычайную сложность ее.

По мнению российского политолога Ф. Бурлацького, для определения природы власти необходимо исходить из нескольких моментов: 1) классового подхода, 2) конкретно-социологического подхода, учитывающего плюралистический характер власти в обществе, 3) конструирование не только общего понятия власти, но и выяснения специфических особенностей отдельных ее видов: экономической, политической, государственной и т. п., 4) дифференциации общественной и личной власти, которые переплетаются между собой, но могут быть и не связаны друг с другом (например, семейная власть не является политической); 5) учет различных особенностей власти в различных социально-политических структурах, формациях, цивилизациях; 6) выделение волевых и правовых основ, которые тесно связаны между собой, но не всегда тождественны [2].

Исходя из вышесказанного, можно дать такое определение власти. Власть в общем смысле - это способность и возможность оказывать определенное влияние на деятельность и поведение людей с помощью соответствующих средств - воли, авторитета, права, насилия [3].

Власть как общественное явление имеет структурное содержание, что делает возможным ее классификацию. Анализ феномена власти позволяет прийти к выводу, что структура власти имеет типичные, родовые и видовые характеристики.

Тип власти можно определить, исходя из существующего в государстве социально-политического устройства, а именно: тоталитарного, авторитарного или демократического. Каждый из типов власти состоит из родов власти: политического, экономического, духовного, семейного и т.д. Роды власти, в свою очередь, можно классифицировать по видам. Так, в сфере политики существуют такие виды власти, как государственная, партийная, власть общественных объединений и т.д.

Политическая власть, как один из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия государственной власти. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только внутри государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в пределах партий, профессиональных союзов, общественных, международных организаций и т. п.

В отличие от политической власти государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие средства воздействия. Однако только государственная власть обладает монополией на то, чтобы заставить членов общества выполнять ее замыслы.

Государственная власть - это вид политической власти, что имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения, что опирается на специальный аппарат принуждения как на одно из средств для выполнения ее законов и распоряжений. Государственная власть означает как определенную организацию, так и практическую деятельность для осуществления целей и задач этой организации.

Анализ типов, родов и видов власти дает возможность построить ее научную классификацию, которая очень важна для оценки роли и места власти в обществе, для определения ее функционирования и перспектив.

Власти различных типов различается по ряду взаимосвязанных признаков: 1) за организацией - институционально организована, то есть такая, которая существует в форме различных учреждений со своей структурой и иерархией отношений (распоряжения, выполнение) и институционально не организована, то есть такая, которая существует лишь в форме политических ассоциаций, лидерства в неформальных группах и т. п.; 2) за структурой функционирования - политическая и неполитическая власти (экономическая, правовая, идеологическая, семейная, личная и т. п.); 3) за сферой и объемом - власть государства во внешнеполитических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ; 4) за субъектом власти - парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая, президентская), коллективная (партийная, коллегиальная, клановая, народная, класса и т. д.); 5) по структуре правящего субъекта - единоличная (монархическая, самодержавная, диктаторская, директорская и др.) и полиархическая, что создается группой людей (тип группового самоуправления); 6) по методами, которые применяются для утверждения власти, господства, насилие, другие виды принуждения, убеждения, авторитет, харизматическая власть; 7) по социально-политической природой и структурной организацией носителя власти - монархическая и республиканская; 8) за режимом правления - демократический, авторитарный, деспотичный, тоталитарный, бюрократический и др.; 9) по социальному типу - рабовладельческий, феодальный, буржуазный и т. д.

В общественной жизни имеют место следующие основные способы завоевания и достижения политической власти: политическая реформа; политическая революция; контрреволюция, милитаристский способ; разного рода политические перевороты. Как показывает опыт человечества, способ получения власти предопределяет характер дальнейшей деятельности политических сил, которые приходят к власти.

Политическая власть играет чрезвычайно большую роль в жизни общества и выполняет следующие основные социальные функции.

Интегративная функция. Одним из основных назначений власти является интеграция усилий различных социально-политических сил, политических партий и общественных объединений на платформе общенародных интересов. Именно таким образом властные структуры стараются избегать конфронтационных проявлений, предотвращать конфликты и преодолевать их, направляя ход политических событий в конструктивное русло.

Регулятивная функция. Важным назначением власти является регулирование жизнедеятельности общества. Обладая такими инструментами, как право и система политических норм, властные структуры осуществляют политико-нормативное регулирование всех процессов общественной жизни.

Мотивационная функция. Одной из функций власти является формирование мотивов политической деятельности, подчинения общественно значимым мотивам всех других мотивам политической деятельности различных политических сил и политико-организационных структур.

Консолидирующая функция. Важным назначением власти является консолидация всех элементов политической системы. Учитывая характер и тенденции развития в обществе политических отношений, политических институтов, норм политической жизни, а также исходя из особенностей функционирования политического режима и уровня политической культуры, органы власти пытаются не допустить проявлений конфронтации и консолидировать общество. Если власть неспособна консолидировать различные элементы политической системы, это может привести общественно-политическую жизнь к серьезным деформациям и кризисов.

Стабилизационная функция. Власть является важной стабилизирующей силой организации общественной и политической жизни. Стабильность власти проявляется в постоянном укреплении политической системы, непрерывном обновлении и развитии демократических политических институтов, в гарантированности и защите политических прав и свобод граждан.

Следует отметить, что при определенных условиях развития политической жизни общества власть может и стать дестабилизирующим фактором. Это бывает тогда, когда старая власть проявила полную неспособность управлять государством или тогда, когда новая власть еще находится в процессе становления и не имеет поддержки большинства народа. При таких условиях ситуацией нестабильности в обществе может воспользоваться хорошо организованная политическая сила и прийти к власти на волне общенародного недовольство длительным пренебрежением экономическими и социальными проблемами общества.

Следовательно, функционирование власти является важным фактором жизнедеятельности общества и его политической системы, потому что власть связывает все политико-структурные элементы в одно целое. Разделяясь в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти становится гарантом политического развития и жизнедеятельности всей общественной жизни.

В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти. Системные теории власти исходят из производности власти от социальной системы, рассматривают её как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти:

1) истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс, Д. Иистон);

2) рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.п. (М.Крозье);

3) определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (Т. Кларк)

Власть -элемент сложной совокупности взаимодействующих факторов, образующих политическую систему.

Поддержка,напротив, означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга и т.п..

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе.

Структурно-функциональные концепции власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли.

Власть— это свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния.

Функция-объективные последствия какого-либо действия для системы. Способствует адаптации и регулированию системы.

Дисфункция -снижает адаптацию и регулирование.

Структура-устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от колебаний в отношениях с окружением. Можно также определить как совокупность ролей, выполняемых индивидами в обществе.

Основной методологический принцип состоит в исследовании социально-политических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, где каждый элемент имеет своё функциональное назначение.

С точки зрения Т. Парсонса власть может пониматься как посредник (сродни деньгам), циркулирующий внутри политической системы и выходя далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества:

1)экономическую подсистему;
2)подсистему интеграции;

3)подсистему поддержания культурных образцов;

Одно из условий стабильности такой системы циркуляции заключается в равновесии факторов и результатов властвования с той и другой стороны.

Что касается интеграции, то она осуществляется посредствомсоциального действия. Суть её Парсонс излагает в своей "Структуре социального действия" (1937). Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вто­рых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоя­щих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, ко­торому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, которая характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в общест­ве норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды).

По мнению Малиновского и Редклифф-Брауна каждый элемент в человеческой культуре выполняет определенные функции и является необходимым. Однако, Роберт Мертон критиковал такие представления и сформулировал понятияфункционального эквивалента (взамен функционального единство общества) : "Как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну и ту же функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы". [Можно привести пример малочисленной партии, которая выражает интересы узкой профессиональной группы, как это делают группы давления.]

Структурный функционализм как теоретический подход объясняет даёт возможность определить многие политические явления и служит основой для сравнения политических систем.

[Как сказал Самарин, на зачете не нужно описывать различия между этими концептами, но на всякий случай ответ магистранта по поводу их сравнения::" системный подход рассматривает все вместе включая взаимоотношения между элементами, но при этом ему плевать на то, как эти элементы расположены (какие круче, какие совсем не важные, а какие довольно маргинальные). Структурно-функциональный подход исходит из предположения о том, что сам элемент не столь важен, важна структура, которая воспроизводится безотносительно от содержания того или иного института. Структурный подход был разработан антропологами (наиболее известный представитель - Леви Стросс), системный подход - американская выдумка. Системный подход более выдуманная модель, которую подогнали под жизнь, структурный основан на наблюдениях, которые подтолкнули к такому толкованию реальности"]

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой движется в потенциальном поле, в котором её потенциальная энергия равна (гармонический осциллятор). Оцените с помощью соотношения неопределённостей минимально возможную энергию частицы в этом поле

Используя соотношение неопределённостей энергии и времени, определите естественную ширину спектральной линии излучения атома при переходе его из возбуждённого состояния в основное. Среднее время жизни атома в возбуждённом состоянии , а длина волны

Свободно движущаяся нерелятивистская частица имеет относительную неопределённость кинетической энергии порядка . Оцените, во сколько раз неопределённость координаты такой частицы больше её дебройлевской длины волны.

Покажите, что соотношения неопределённостей позволяют сделать вывод об устойчивости атома, то есть о том, что электрон при движении по круговой орбите не может упасть на ядро.

Покажите, используя соотношение неопределённостей, что электроны не могут входить в состав атомного ядра. Линейные размеры ядра считать равными , а энергию связи нуклонов в ядре равной 10МэВ.

Кинетическая энергия электрона в атоме водорода составляет величину порядка 10эВ. Используя соотношение неопределённостей, оцените минимальные линейные размеры атома.

Считая, что минимальная энергия нуклона (протона или нейтрона) в ядре равна 10МэВ, оцените, исходя из соотношения неопределённостей, линейные размеры ядра.

IV. Системная концепция власти.

Итак, политическая система трактуется как совокупность взаимоотношений, осуществляемых индивидами в пределах признанных ими ролей, взаимодействий, направленных на авторитарное распределение ценностей в обществе. Власть в данной трактовке системы выступает как её безличное свойство, как её атрибут.

Существует три подхода к определению понятия:

1) макроподход. Представителями этого подхода являются Талкотт Парсонс, Д. Истон. Они рассматривают власть как свойство и атрибут макросоциологических систем. Она является способом организации, посредником в политической системе, условием её выживания, способом принятия решений и разделения ценностей;

2) мезаподход – власть на уровне конкретных систем – семьи, рабочих групп, организаций. Представители подхода: М. Крозье, К. Дойч, Н. Луман. Власть анализируется в соответствии с подсистемами общества, с его организованными структурами;

3) микроподход – власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (Т. Кларк, М. Роджерс). Субъектом власти является, прежде всего, личность, деятельность которой является определённой в рамках определённой социальной системы. Обращением к анализу вертикальных и горизонтальных срезов власти утверждается, что роль индивида в обществе, в макросистеме определяет его власть.

Системные теории выпускают из вида наиболее существенную для понимания политики и власти проблематику: насколько политическая система отвечает реальным общественным потребностям, насколько политические решения, принятые политической элитой, способствуют решению общественных проблем в интересах большинства населения и т.п. Отсутствие этих принципиальных для оценки каждой политической системы проблем обусловлено игнорированием её классового характера. Как и в реляционных теориях, в системных теориях проблема класса и власти исчезает.

Несколько слов о некоторых других концепциях власти.

Рекомендуемые материалы

Телеологическая концепция обусловлена целевым подходом к власти. Власть рассматривается как достижение определённых целей и результатов. Т. Парсонс является представителем этой концепции. Согласно его определению, власть – это способность выполнять обязанности, возложенные обществом, мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленных задач.

Структуралистская концепция определяет власть как особого рода отношения между руководителями и руководимыми. Поднаправлением этой концепции является конфликтное направление (Зимлер, Бертон, Боулдинг), в соответствии с которым определяется, что власть не может существовать без конфликта, а конфликт не может быть разрешён без власти. Власть – это процесс принятия решений, регулирующих конфликты.

Инструменталистская концепция определяет власть как способ использования определённых инструментов. Представителем является Олфин Тоффлер.

Итак, понятие власти, которое долгое время доминировало в англо-американской политической теории, слишком широко и туманно, чтобы служить в качестве строго определённого базового понятия. Оно упускает из виду множество средств и целей власти. Грубая сила или угроза её применения, престиж, авторитет, убеждение, благосостояние, богатство, личное обаяние, красота, харизма, героическая смерть, успех в искусстве или спорте, кротость, альтруизм – всё даёт власть. Даже идеи часто наделяются властью. Более того, индивид может знать, что он обладает властью и может не использовать её в личных целях. Понятие власти, хотя и не пригодное для того, чтобы служить базовым понятием политической теории, независимо, если его использовать с осторожностью и должной квалификацией.

Противоречие, заключающееся в приведённом кажущемся парадоксальным высказывании, – очевидно. С одной стороны, фиксируется пустота и неопределённость понятия власти, с другой – утверждается его незаменимость при квалификационном использовании. Но именно указанная противоречивость характеризует действительное состояние исследований феномена власти в западной политической науке и философии. С одной стороны, теоретическое разнообразие различных трактовок и определений, другой – фиксация реальных процессов и тенденций развития современного мира с точки зрения проблемы власти.

Одной из причин такой непоследовательности является отсутствие в западном обществоведении общесоциологической теории, на базе которой можно было бы объяснить феномен власти.

В исследованиях власти, о которых речь шла выше, как правило, элиминируется классовая природа власти. Власть сводится к чисто техническому инструменту, применяемому независимо от общественных целей и принципов, воплощённых в том или ином общественном устройстве. Такая трактовка власти ведёт к недопониманию присущего ей места в общественной жизни, а абсолютизация какой-либо черты или признака власти – к замене вопроса о социально-классовой сущности этого явления вопросом о наборе наиболее характерных черт, присущих власти. Это в равной степени соответствует рассмотрению власти в организации и в обществе.

Обобщив многочисленные исследования власти, Р. Даль назвал те общие понятия, которые составили костяк концептуальной схемы исследований власти. Такими понятиями являются: основания власти, исследования которых дают возможность трактовать властные отношения как разновидность причинных отношений, объём или размер власти, интенсивность или сила власти и др. Эти понятия, по мнения Даля, могут быть измерены – выражены точным математическим языком.

Люди за свою историю сумели видоизменить многие социальные отношения, но фундаментальные принципы функционирования социальных групп - остались теми же самыми, которые были ими унаследованы от гоминид. Сегодняшний уровень экономического развития создает иллюзию о возможности существования человека независимо от своей единицы виды, но это не так. В действительности - люди, как и тысячи лет назад, могут выжить, лишь существуя в своих единицах человечества, в которых по-прежнему главенствует иерархический инстинкт приматов.

книга Григорьева ЭПОХА РОСТА

ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебное пособие для высших учебных заведений

Автор: КРАЙТЕРМАН В.С.

Власть многолика. Поэтому существуют различные способы объяснения происхождения и природы власти.

Прежде всего, концепции и определения власти зависят от подходов к ней.

Социологический подход рассматривает власть как взаимодействие, по крайней мере, двух сторон – субъекта и объекта власти. М. Вебер определял власть как способность и возможность одного лица в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других лиц. В основе власти лежат отношения господства и подчинения. Субъект власти – это тот, кто господствует, влияет на других и добивается поставленных целей. Объект власти – это тот, кто подчиняется, выстраивает своей поведение в зависимости от содержания и направления властного воздействия. Т. Парсонс считал, что в качестве субъекта власти может выступить не только личность, но и группа лиц. Он обратил внимание на то, что власть способна принимать решения и добиваться их выполнения путем мобилизации ресурсов общества на достижение поставленных целей.

В рамках этих двух подходов сформировались основные концепции власти.

Поведенческий подход к власти - стал основой формирования теологической, биологической, бихевиористской, психоаналитической и мифологической концепций власти:

(Бихевиористская и психоаналитическая концепции власти опираются на многочисленные данные практических исследований поведения личности в конкретных политических ситуациях. Исследователям этих направлений удалось изучить причины деструктивного, разрушительного политического поведения личности, мотивы поддержки власти индивидом, найти множество способов влияния и контроля над поведением личности и социальных групп, расширить научные представления о власти).

ПЕРЕЙТИ к статье ВЛАСТЬ Википедия

Социологический подход лёг в основу структурно-функциональной, конфликтологической и дуалистической концепций власти.

2.1. Структурно-функциональная концепция власти вытекает из общей теории действия Т. Парсонса. Общество – это структурно расчлененная целостность, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Интеграция элементов общества осуществляется путем социального действия. Одни субъекты выполняют социальные роли управляющих, другие – управляемых. Социальная роль личности соответствует занимаемому ею в обществе положению (социальному статусу) и предполагает определенное, ожидаемое поведение этой личности. Власть выполняет в обществе ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые общественными целями; мобилизует ресурсы общества на достижение общезначимых целей. (Структурно-функциональная концепция власти разрабатывалась также Р. Мертоном, Э. Шилзом и другими западными исследователями).

2.2. Конфликтологическая концепция (теория) власти впервые была разработана К. Марксом. В марксистском варианте эта концепция трактует власть как классовое господство – владычество одного класса над другими, вытекающее из собственности господствующего класса на средства производства. Это экономическое неравенство составляет фундамент всех других форм неравенства в обществе (политического, социального, этнического, регионального, культурного). Власть присутствует везде, где есть неравенство. Власть господствующего класса, подавляя угнетенные социальные слои, использует механизмы не только экономического, но и внеэкономического (государственного) принуждения.

2.2.1. В интерпретации Р. Дарендорфа конфликтологическая концепция власти имеет иной оттенок. В развитом индустриальном обществе ХХ в., считает Р. Дарендорф, конфликт возникает не только между общественными классами, сколько между властвующими и подчиненными вообще. Но этот конфликт может и должен быть признан и урегулирован, поскольку власть одних людей над другими составляет основу социальной стабильности.

Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие.

3.1. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей. Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат достижения известных целей.

3.2. Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.

Читайте также: