Санитарно эпидемиологический надзор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 44. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор)

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется:

1) федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 2 статьи 46 настоящего Федерального закона;

2) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации - уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, определенной Правительством Российской Федерации;

3) на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

2. Предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) являются:

1) соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

2) соблюдение обязательных требований в области качества и безопасности пищевой продукции, установленных в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;

3) соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

4) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

4. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) контролируемое лицо, осуществляющее деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания, не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки.

5. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждается Правительством Российской Федерации.

6. В положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

7. Консультирование, профилактический визит (за исключением профилактического визита на объекты федерального государственного контроля (надзора), отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска), наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование могут проводиться федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора).

8. В случае, если при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Санитарно-эпидемиологический надзор является разновидностью административного надзора и представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленную на профилактику заболевания людей, состояния окружающей среды, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности путём предупреждения распространения и ликвидацию инфекционных, иных заболеваний и отравлений, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РФ.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которому подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В субъектах РФ, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами. Эти центры отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы. В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Различается государственный и ведомственный специализированный санитарно-эпидемиологический надзор.

В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечения к ответственности лиц, их совершивших.

В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы:

1) он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издаёт их, разрабатывает формы отчётности, выполнение противоэпидемических мероприятий и др.;

2) осуществление предупредительной деятельности органов госсаннадзора (санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учёт и анализ санитарных нарушений. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Они могут принимать решения:

  • - о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и являющихся источниками их распространения;
  • - о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, имевшими контакт с инфекционными больными;
  • - об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
  • - о проведении дезинфекции (комплекса мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней человека и животных), дезинсекции (комплекса мер по уничтожению насекомых – клещей, мух, вшей) и дератизации (комплекса мер по борьбе с грызунами) в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
  • - о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.

3) в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль (это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений и др. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя осуществлять указанную деятельность и др.);




4) в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий (при обследовании должностные лица госсанэпидемнадзора вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, изымать образцы материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

5) органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил (предписания о проведении противоэпидемиологических мероприятий и устранении санитарных нарушений, а в случае невозможности их соблюдения – прекращать);

6) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности.

Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Санитарно-эпидемиологический надзор является разновидностью административного надзора и представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленную на профилактику заболевания людей, состояния окружающей среды, обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности путём предупреждения распространения и ликвидацию инфекционных, иных заболеваний и отравлений, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РФ.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которому подведомственна Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В субъектах РФ, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами. Эти центры отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы. В систему органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Различается государственный и ведомственный специализированный санитарно-эпидемиологический надзор.

В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечения к ответственности лиц, их совершивших.

В деятельности госсаннадзора можно выделить следующие направления работы:

1) он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издаёт их, разрабатывает формы отчётности, выполнение противоэпидемических мероприятий и др.;

2) осуществление предупредительной деятельности органов госсаннадзора (санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учёт и анализ санитарных нарушений. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Они могут принимать решения:

  • - о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и являющихся источниками их распространения;
  • - о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, имевшими контакт с инфекционными больными;
  • - об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;
  • - о проведении дезинфекции (комплекса мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней человека и животных), дезинсекции (комплекса мер по уничтожению насекомых – клещей, мух, вшей) и дератизации (комплекса мер по борьбе с грызунами) в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;
  • - о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям.

3) в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль (это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений и др. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя осуществлять указанную деятельность и др.);

4) в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся регулярные санитарные обследования работников торговли и пищевых предприятий (при обследовании должностные лица госсанэпидемнадзора вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; запрашивать у организаций и граждан сведения и документы, изымать образцы материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

5) органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил (предписания о проведении противоэпидемиологических мероприятий и устранении санитарных нарушений, а в случае невозможности их соблюдения – прекращать);

6) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности.

Главные санитарные врачи вправе также направлять в компетентные органы материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – это деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Целью государственного санитарно-эпидемиологического надзора является получение объективной информации в объеме, достаточном для обеспечения рационального планирования, осуществления и корректировки мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными (паразитарными) болезнями.

Санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

  • контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Основными принципами системы санитарно-эпидемиологического надзора являются:

  • активный и систематический сбор, анализ и оценка необходимой информации;
  • разграничение задач и функций различных уровней надзора;
  • использование единых методических подходов, сертифицированных критериев и методов оценки влияния биологических, природных и социальных факторов на эпидемический процесс наблюдаемой инфекции;
  • унификация способов сбора, накопления, обработки, анализа, передачи и хранения информации, в частности, унификация соответствующих нормативно-методических документов;
  • открытость информации для широкого круга пользователей и широкий обмен ею со всеми учреждениями и организациями, заинтересованными в результатах эпиднадзора, а также информирование пострадавшего населения;
  • осуществление санэпиднадзора за инфекционными (паразитарными) болезнями во взаимодействии с другими службами и ведомствами.

Территориальные
управления ФМБА
России









Об управлении

Управление надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предназначено для реализации государственной политики по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ, а также населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

На Управление возлагается:

Правительство Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Портал государственных услуг

Федеральный портал управленческих кадров

Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России

Единая информационная система в сфере закупок


123182 Россия, Москва, Волоколамское шоссе, 30

Читайте также: