Неореализм это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Для сто­рон­ни­ков неореализма ха­рак­тер­ны от­каз от по­зи­ти­виз­ма и на­ту­ра­лиз­ма, влия­ние ко­то­рых за­тро­ну­ло реа­ли­стическое дви­же­ние конца XIX века, и опо­ра на реа­лизм середины XIX века (с его даль­ней­шим об­нов­ле­ни­ем). неореализм, во мно­гих от­но­ше­ни­ях пред­вос­хи­щён­ный твор­че­ст­вом А. П. Че­хо­ва и от­ра­зив­ший воз­дей­ст­вие мо­дер­низ­ма начала XX века, а так­же отечественной и за­ру­беж­ной фи­лософской и эс­те­тической мыс­ли ру­бе­жа XIX-XX веков (фи­ло­со­фия жиз­ни, ин­туи­ти­визм, русский кос­мизм), наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в начале 1900-х годов в про­зе И. А. Бу­ни­на; во второй половине 1900-х годов и в 1910-е годы неореализм пред­став­лен твор­че­ством И. С. Шме­лё­ва, А. Н. Тол­сто­го, М. М. При­шви­на, С. Н. Сер­гее­ва-Цен­ско­го, Е. И. За­мя­ти­на.

Неореализм как но­вая фор­ма реа­лиз­ма был кон­цеп­ту­аль­но ос­мыс­лен в ра­бо­тах Ива­но­ва-Ра­зум­ни­ка. М. А. Во­ло­шин и Г. И. Чул­ков рас­смат­ри­ва­ли неореализм как по­ро­ж­де­ние сим­во­лиз­ма (с ус­вое­ни­ем уро­ков реа­лиз­ма), при­общая к не­му А. Бе­ло­го; про­бле­му со­отно­ше­ния неореализма и ак­ме­из­ма вы­дви­гал В. М. Жир­мун­ский. Тра­ди­ции неореализма со­хра­ня­лись в советской литературе и литературе русского за­ру­бе­жья 1920-1930-х годов (За­мя­тин, При­швин, М. А. Бул­га­ков, А. П. Пла­то­нов, Шме­лёв, Б. К. Зай­цев), не об­ра­зуя при этом це­ло­ст­ное литературное на­прав­ле­ние.


Неореализм - это направление в художественном искусстве, появившееся в Италии после окончания Второй мировой войны. Особенно ярко оно себя проявило в живописи и в кино, но было заметно и в литературе.

Зарождение неореализма

Неореализм - это

Неореализм - это движение, которое было основано в 1946 году. Первой организацией, объединившей художников антифашистских взглядов, стал "Новый фронт искусств". Под одной крышей оказались представители самых разных направлений - от абстракционизма до реализма.

Их объединила одна цель - победить пессимистический настрой, который повсеместно охватил послевоенный мир. Они призывали вернуться к искусству, которое бы выражало в первую очередь общечеловеческие ценности. Неореализм - это направление, которое позволило это сделать.

Неореализм в Италии

Итальянский неореализм

Сразу стоит отметить, что одной из областей, в которой неореализм проявил себя больше всего, стала живопись. Картины итальянского неореализма отличались от остальных динамичной композицией, а также насыщенным цветом, экспрессивной манерой письма.

В подобной стилистике работали мастера во многих европейских странах, а также за океаном, в частности в Мексике.

Главной целью своего искусства художники-неореалисты сделали утверждение гуманистических ценностей. На первый план стали выходить справедливость и доброта, которые проявляются в человеческих отношениях. Причем независимо от имущественного положения индивида.

Литературные примеры

Неореализм в литературе

Широкое распространение получил неореализм в литературе. Причем в России он получил развитие в этой сфере искусства намного раньше, чем в Италии.

Теоретиком отечественного литературного неореализма считается писатель Евгений Замятин. Ему удалось выработать собственные правила и законы, которым подчинялись стиль и язык в его произведениях. Особенно ярко это проявилось в его новаторском фантастическом романе "Мы".

Ключевой особенностямиью этого произведения стал символизм. Причем отдельные художественные детали несли повышенную смысловую нагрузку. Отмечалось большое количество экспрессии в романе, обостренная эмоциональность, а также фантастический гротеск и большая доля абстракции.

Помимо себя, Замятин причислял к неореалистам Пришвина, Алексея Толстого, Сологуба, Есенина, Мандельштама, Ахматову. Свою теорию писатель сформулировал в статьях "О синтеизме", "Современная русская литература".

В его представлении литература XIX века изображала жизнь будто бы из окна дорожной кареты, поэтому путник наблюдал ее во всех подробностях. Литература XX века, неореализм - это такое же изображение, но увиденное человеком, который мчится на автомобиле. Скорость большая, поэтому невозможно рассмотреть все детали, окружающая действительность сливается.

Кинематограф

Неореализм в кино

Большую роль сыграл неореализм в кино. В данном случае речь снова идет об итальянском послевоенном кинематографе. Влияние на режиссеров оказали поэты. Максимального размаха это направление достигло в 1945-1955 годах.

Отличительными особенностями таких фильмов стали съемка на природе, а не в павильоне, естественное освещение без использования специальных приборов. Показ жизни бедных слоев общества без прикрас.

Первым неореалистическим фильмом считается военная драма Роберто Росселлини "Рим - открытый город", которая вышла на экраны в 1945 году. Действие картины разворачивалось годом ранее в итальянской столице. Немецкая военная полиция развернула охоту за одним из лидеров антифашистского сопротивления инженером Манфреди.

Мастера итальянского неореализма

Реализм и неореализм

Среди признанных мастеров этого направления в кинематографе стоит выделить также Витторио Де Сика, который снял в 1948 году драму "Похитители велосипедов" про безработного отца двух детей, который после многочисленных неудач находит работу расклейщиком афиш в Риме. Чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, ему необходим велосипед, который главный герой заложил в ломбард.

На последние деньги велосипед выкупают, но в первый же день неизвестные похищают его прямо на улице. Отец вместе с маленьким сыном отправляется на безнадежные поиски.

Неореализм в международных отношениях

Отличия от реализма

Реализм и неореализм сравнивают в политологии. Стоит отметить, что школа политического реализма была окончательно сформирована во второй половине 40-х годов XX столетия. Ее приверженцев объединяло представление о человеке как о существе, которое в своем поведении в первую очередь руководствуется личностными и даже эгоистическими интересами. Они ярко проявляются в непрерывной борьбе за существование.

Сторонники реализма в политологии считали, что не нужно идеализировать окружающую действительность. Исходить следует только из реального положения дел. При этом основополагающим мотивом они признавали только стремление конкретных людей к власти.

Неореализм в политологии оформился к концу 70-х годов. Его основоположником считается американец Кеннет Уолтц. Это направление сохранило ключевые постулаты реализма, такие как главенствующую роль национальных интересов, понятие о балансе сил, но в тоже время сделало упор на то, что политику движет борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы.

Неореализм в международных отношениях

В международных отношениях данное направление как раз базируется на книге Уолтца "Теория международной политики".

В ней автор, известный американский политолог, наиболее четко формулирует свои главные принципы и идеи. Это мысль о том, что выживают только те государства, которые ведут себя в пределах ожидаемого окружающими диапазона действий. Он строит систему, напоминающую микроэкономическую модель. В ней именно фирмы формируют цены на количество продукции на рынке и их стоимость.

Неореализм рассматривает международные отношения как целостную систему, которая работает строго в соответствии с определенными законами. При этом он стремится отделить экономические отношения от политических, склоняется к методологической строгости. Главными действующими лицами становятся государства и межгосударственные союзы, которые заинтересованы в первую очередь в защите национальных интересов.

В конечном счете движущей силой становятся структурные ограничения международной системы.

Неореализм (итал. neorealismo, в переводе — новый реализм) — это общее название нескольких новаторских течений в живописи ХХ века. В европейской культуре новейшего времени различают три основных волны неореализма: английскую, итальянскую и французскую. Между собой они значительно отличаются по тематике творчества и манере письма, но каждое течение оставило заметный след в мировой культуре.

Неореализм как направление в искусстве ХХ века существовал не только в живописи, но и в литературе, скульптуре и кинематографе. Его последователей объединяет стремление вернуться в своем творчестве к реальному изображению действительности в противовес сторонникам абстрактного искусства.

Английский неореализм (1914-1919)

Характерной особенностью творчества представителей первой волны было сочетание яркой цветовой палитры и сочных коротких мазков.

Известные художники английской волны

К известным художникам английской школы неореализма относятся:

  • Шарль Жинне — француз по происхождению, основатель и идейный вдохновитель течения. Предпочитал изображать на своих картинах пейзажи и сцены из простой городской жизни. Во время двух мировых войн был официальным художником британского правительства.
  • Гарольд Гилман — приверженец портретного жанра в живописи, ярый поклонник творчества Ван Гога. К большому сожалению друзей и коллег, Гилман умер в расцвете сил во время эпидемии испанского гриппа в 1919 году. (Robert Bevan) — британский художник пейзажного и портретного жанров, автор множества литографий. После увлечения дивизионизмом и пуантилизмом примкнул к группе неореалистов.

Итальянский неореализм (1949-1965)

Родиной второй волны неореализма стала послевоенная Италия, а непосредственными создателями направления — группа кинематографистов в составе:

  • Лукино Висконти (Luchino Visconti);
  • Джанни Пуччини (Gianni Puccini);
  • Чезаре Заваттини (Cesare Zavattini);
  • Роберто Росселлини (Roberto Rossellini).

Режиссеров объединило желание создать в кино атмосферу подлинности, свободную от голливудских штампов приукрашивания действительности.

Произведениям второй волны неореализма присущи эмоциональная яркость, воспевание героизма народа и глубокая социальная острота. Идеи основателей течения впоследствии были подхвачены художниками других стран:

    (Diego Rivera) в Мексике; (André Fougeron) во Франции; (Fritz Cremer) в Германии.

Известные художники второй волны

Знаменитые художники итальянской волны — это, в первую очередь:

  • Ренато Гуттузо — активный участник движения Сопротивления в годы войны, идейный коммунист и противник абстрактного искусства. Гуттузо получил широкое признание в СССР и восхищался творчеством Пабло Пикассо (Pablo Picasso). — мексиканский художник с ярко выраженными левыми взглядами. Основатель местной школы монументальной живописи, автор произведений на фольклорную и революционную тематику.
  • Андре Фунжерон (André Fougeron) — пламенный сторонник коммунистических идеалов и убежденный антифашист. Яростно защищал реалистические традиции в искусстве в период расцвета абстракционизма.

Французский неореализм (1960-1970)

Идеология третьей волны неореализма основана на убеждении, что искусство не должно политизировать или идеализировать объект изображения. С таким утверждением в начале 60-х годов прошлого века выступила небольшая группа художников. Французский Nouveau Réalisme в живописи и скульптуре стал проявлением аналогичных идей в литературе и кино.

Представители нового течения популяризировали революционные способы восприятия реальности. Они создавали художественные инсталляции из мусора, разбитых машин, кусочков ткани, бумаги и прочих материалов. По их мнению, художник не должен творить в мастерской для узкой группы людей. Настоящий мастер обязан открыто работать для общества, объединять реальную неприукрашенную жизнь с искусством.

Известные художники третьей волны

Имена наиболее значимых художников французской волны хорошо известны ценителям искусства второй половины ХХ века. Среди них:

Неореализм во всех его проявлениях оказал огромное влияние на мировую культуру. Каждая из трех новаторских волн направления была по-своему неповторима и значима для человеческого общества.

На портале Very Important Lot ценители прекрасного могут принять участие в онлайн-аукционах по всему миру. Посетители сайта также имеют отличную возможность купить картины, скульптуры и многое другое напрямую у современных художников.

Неореализм

Английский неореализм времен Первой мировой войны

Уолтер Сикерт. Портрет Гарольда Гилмана. 1912. Источник Гарольд Гилман и его друг Шарль Жинне все

Уолтер Сикерт. Портрет Гарольда Гилмана. 1912. Источник

Итальянский неореализм и группа "Новый фронт искусств"

Читайте также: