Неореализм это кратко и понятно
Обновлено: 05.07.2024
Для сторонников неореализма характерны отказ от позитивизма и натурализма, влияние которых затронуло реалистическое движение конца XIX века, и опора на реализм середины XIX века (с его дальнейшим обновлением). неореализм, во многих отношениях предвосхищённый творчеством А. П. Чехова и отразивший воздействие модернизма начала XX века, а также отечественной и зарубежной философской и эстетической мысли рубежа XIX-XX веков (философия жизни, интуитивизм, русский космизм), наиболее ярко проявился в начале 1900-х годов в прозе И. А. Бунина; во второй половине 1900-х годов и в 1910-е годы неореализм представлен творчеством И. С. Шмелёва, А. Н. Толстого, М. М. Пришвина, С. Н. Сергеева-Ценского, Е. И. Замятина.
Неореализм как новая форма реализма был концептуально осмыслен в работах Иванова-Разумника. М. А. Волошин и Г. И. Чулков рассматривали неореализм как порождение символизма (с усвоением уроков реализма), приобщая к нему А. Белого; проблему соотношения неореализма и акмеизма выдвигал В. М. Жирмунский. Традиции неореализма сохранялись в советской литературе и литературе русского зарубежья 1920-1930-х годов (Замятин, Пришвин, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, Шмелёв, Б. К. Зайцев), не образуя при этом целостное литературное направление.
Неореализм - это направление в художественном искусстве, появившееся в Италии после окончания Второй мировой войны. Особенно ярко оно себя проявило в живописи и в кино, но было заметно и в литературе.
Зарождение неореализма
Неореализм - это движение, которое было основано в 1946 году. Первой организацией, объединившей художников антифашистских взглядов, стал "Новый фронт искусств". Под одной крышей оказались представители самых разных направлений - от абстракционизма до реализма.
Их объединила одна цель - победить пессимистический настрой, который повсеместно охватил послевоенный мир. Они призывали вернуться к искусству, которое бы выражало в первую очередь общечеловеческие ценности. Неореализм - это направление, которое позволило это сделать.
Неореализм в Италии
Сразу стоит отметить, что одной из областей, в которой неореализм проявил себя больше всего, стала живопись. Картины итальянского неореализма отличались от остальных динамичной композицией, а также насыщенным цветом, экспрессивной манерой письма.
В подобной стилистике работали мастера во многих европейских странах, а также за океаном, в частности в Мексике.
Главной целью своего искусства художники-неореалисты сделали утверждение гуманистических ценностей. На первый план стали выходить справедливость и доброта, которые проявляются в человеческих отношениях. Причем независимо от имущественного положения индивида.
Литературные примеры
Широкое распространение получил неореализм в литературе. Причем в России он получил развитие в этой сфере искусства намного раньше, чем в Италии.
Теоретиком отечественного литературного неореализма считается писатель Евгений Замятин. Ему удалось выработать собственные правила и законы, которым подчинялись стиль и язык в его произведениях. Особенно ярко это проявилось в его новаторском фантастическом романе "Мы".
Ключевой особенностямиью этого произведения стал символизм. Причем отдельные художественные детали несли повышенную смысловую нагрузку. Отмечалось большое количество экспрессии в романе, обостренная эмоциональность, а также фантастический гротеск и большая доля абстракции.
Помимо себя, Замятин причислял к неореалистам Пришвина, Алексея Толстого, Сологуба, Есенина, Мандельштама, Ахматову. Свою теорию писатель сформулировал в статьях "О синтеизме", "Современная русская литература".
В его представлении литература XIX века изображала жизнь будто бы из окна дорожной кареты, поэтому путник наблюдал ее во всех подробностях. Литература XX века, неореализм - это такое же изображение, но увиденное человеком, который мчится на автомобиле. Скорость большая, поэтому невозможно рассмотреть все детали, окружающая действительность сливается.
Кинематограф
Большую роль сыграл неореализм в кино. В данном случае речь снова идет об итальянском послевоенном кинематографе. Влияние на режиссеров оказали поэты. Максимального размаха это направление достигло в 1945-1955 годах.
Отличительными особенностями таких фильмов стали съемка на природе, а не в павильоне, естественное освещение без использования специальных приборов. Показ жизни бедных слоев общества без прикрас.
Первым неореалистическим фильмом считается военная драма Роберто Росселлини "Рим - открытый город", которая вышла на экраны в 1945 году. Действие картины разворачивалось годом ранее в итальянской столице. Немецкая военная полиция развернула охоту за одним из лидеров антифашистского сопротивления инженером Манфреди.
Мастера итальянского неореализма
Среди признанных мастеров этого направления в кинематографе стоит выделить также Витторио Де Сика, который снял в 1948 году драму "Похитители велосипедов" про безработного отца двух детей, который после многочисленных неудач находит работу расклейщиком афиш в Риме. Чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, ему необходим велосипед, который главный герой заложил в ломбард.
На последние деньги велосипед выкупают, но в первый же день неизвестные похищают его прямо на улице. Отец вместе с маленьким сыном отправляется на безнадежные поиски.
Отличия от реализма
Реализм и неореализм сравнивают в политологии. Стоит отметить, что школа политического реализма была окончательно сформирована во второй половине 40-х годов XX столетия. Ее приверженцев объединяло представление о человеке как о существе, которое в своем поведении в первую очередь руководствуется личностными и даже эгоистическими интересами. Они ярко проявляются в непрерывной борьбе за существование.
Сторонники реализма в политологии считали, что не нужно идеализировать окружающую действительность. Исходить следует только из реального положения дел. При этом основополагающим мотивом они признавали только стремление конкретных людей к власти.
Неореализм в политологии оформился к концу 70-х годов. Его основоположником считается американец Кеннет Уолтц. Это направление сохранило ключевые постулаты реализма, такие как главенствующую роль национальных интересов, понятие о балансе сил, но в тоже время сделало упор на то, что политику движет борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы.
Неореализм в международных отношениях
В международных отношениях данное направление как раз базируется на книге Уолтца "Теория международной политики".
В ней автор, известный американский политолог, наиболее четко формулирует свои главные принципы и идеи. Это мысль о том, что выживают только те государства, которые ведут себя в пределах ожидаемого окружающими диапазона действий. Он строит систему, напоминающую микроэкономическую модель. В ней именно фирмы формируют цены на количество продукции на рынке и их стоимость.
Неореализм рассматривает международные отношения как целостную систему, которая работает строго в соответствии с определенными законами. При этом он стремится отделить экономические отношения от политических, склоняется к методологической строгости. Главными действующими лицами становятся государства и межгосударственные союзы, которые заинтересованы в первую очередь в защите национальных интересов.
В конечном счете движущей силой становятся структурные ограничения международной системы.
Неореализм (итал. neorealismo, в переводе — новый реализм) — это общее название нескольких новаторских течений в живописи ХХ века. В европейской культуре новейшего времени различают три основных волны неореализма: английскую, итальянскую и французскую. Между собой они значительно отличаются по тематике творчества и манере письма, но каждое течение оставило заметный след в мировой культуре.
Неореализм как направление в искусстве ХХ века существовал не только в живописи, но и в литературе, скульптуре и кинематографе. Его последователей объединяет стремление вернуться в своем творчестве к реальному изображению действительности в противовес сторонникам абстрактного искусства.
Английский неореализм (1914-1919)
Характерной особенностью творчества представителей первой волны было сочетание яркой цветовой палитры и сочных коротких мазков.
Известные художники английской волны
К известным художникам английской школы неореализма относятся:
- Шарль Жинне — француз по происхождению, основатель и идейный вдохновитель течения. Предпочитал изображать на своих картинах пейзажи и сцены из простой городской жизни. Во время двух мировых войн был официальным художником британского правительства.
- Гарольд Гилман — приверженец портретного жанра в живописи, ярый поклонник творчества Ван Гога. К большому сожалению друзей и коллег, Гилман умер в расцвете сил во время эпидемии испанского гриппа в 1919 году. (Robert Bevan) — британский художник пейзажного и портретного жанров, автор множества литографий. После увлечения дивизионизмом и пуантилизмом примкнул к группе неореалистов.
Итальянский неореализм (1949-1965)
Родиной второй волны неореализма стала послевоенная Италия, а непосредственными создателями направления — группа кинематографистов в составе:
- Лукино Висконти (Luchino Visconti);
- Джанни Пуччини (Gianni Puccini);
- Чезаре Заваттини (Cesare Zavattini);
- Роберто Росселлини (Roberto Rossellini).
Режиссеров объединило желание создать в кино атмосферу подлинности, свободную от голливудских штампов приукрашивания действительности.
Произведениям второй волны неореализма присущи эмоциональная яркость, воспевание героизма народа и глубокая социальная острота. Идеи основателей течения впоследствии были подхвачены художниками других стран:
-
(Diego Rivera) в Мексике; (André Fougeron) во Франции; (Fritz Cremer) в Германии.
Известные художники второй волны
Знаменитые художники итальянской волны — это, в первую очередь:
- Ренато Гуттузо — активный участник движения Сопротивления в годы войны, идейный коммунист и противник абстрактного искусства. Гуттузо получил широкое признание в СССР и восхищался творчеством Пабло Пикассо (Pablo Picasso). — мексиканский художник с ярко выраженными левыми взглядами. Основатель местной школы монументальной живописи, автор произведений на фольклорную и революционную тематику.
- Андре Фунжерон (André Fougeron) — пламенный сторонник коммунистических идеалов и убежденный антифашист. Яростно защищал реалистические традиции в искусстве в период расцвета абстракционизма.
Французский неореализм (1960-1970)
Идеология третьей волны неореализма основана на убеждении, что искусство не должно политизировать или идеализировать объект изображения. С таким утверждением в начале 60-х годов прошлого века выступила небольшая группа художников. Французский Nouveau Réalisme в живописи и скульптуре стал проявлением аналогичных идей в литературе и кино.
Представители нового течения популяризировали революционные способы восприятия реальности. Они создавали художественные инсталляции из мусора, разбитых машин, кусочков ткани, бумаги и прочих материалов. По их мнению, художник не должен творить в мастерской для узкой группы людей. Настоящий мастер обязан открыто работать для общества, объединять реальную неприукрашенную жизнь с искусством.
Известные художники третьей волны
Имена наиболее значимых художников французской волны хорошо известны ценителям искусства второй половины ХХ века. Среди них:
Неореализм во всех его проявлениях оказал огромное влияние на мировую культуру. Каждая из трех новаторских волн направления была по-своему неповторима и значима для человеческого общества.
На портале Very Important Lot ценители прекрасного могут принять участие в онлайн-аукционах по всему миру. Посетители сайта также имеют отличную возможность купить картины, скульптуры и многое другое напрямую у современных художников.
Английский неореализм времен Первой мировой войны
Уолтер Сикерт. Портрет Гарольда Гилмана. 1912. Источник
Итальянский неореализм и группа "Новый фронт искусств"
Читайте также: