Мусикийская грамматика дилецкого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мусикиа есть, яже своим гласом возбуждает сердца человеческая ово к веселию, ово к печали или смешенне.
Н. Дилецкий

Имя Н. Дилецкого связано с глубоким обновлением отечественной профессиональной музыки в XVII в., когда на смену углубленно сосредоточенному знаменному распеву пришло открыто эмоциональное звучание хорового многоголосия. Многовековая традиция одноголосного пения уступила место увлечению благозвучными гармониями хора. Разделение голосов на партии и дало название новому стилю - партесное пение. Первая крупная фигура среди мастеров партесного письма - Николай Дилецкий, композитор, ученый, музыкальный просветитель, хоровой регент (дирижер). В его судьбе осуществились живые связи русской, украинской и польской культур, питавшие расцвет партесного стиля.

Уроженец Киева, Дилецкий получил образование в Виленской иезуитской академии (ныне Вильнюс). Очевидно, там он до 1675 г. окончил гуманитарное отделение, поскольку писал о себе: "Наук свободных учащеся". Впоследствии Дилецкий долгое время работал в России - в Москве, Смоленске (1677-78), затем снова в Москве. По некоторым сведениям, музыкант служил хоровым регентом у "именитых людей" Строгановых, славившихся хорами "голосистых вспеваков". Человек передовых взглядов, Дилецкий принадлежал к кругу известных деятелей русской культуры XVII в. Среди его единомышленников - автор трактата "О пении божественном по чину мусикийских согласий" И. Коренев, утверждавший эстетику молодого партесного стиля, композитор В. Титов - создатель ярких и проникновенных хоровых полотен, литераторы Симеон Полоцкий и С. Медведев.

Хотя сведений о жизни Дилецкого сохранилось мало, но его музыкальные сочинения и ученые труды воссоздают облик мастера. Его кредо - утверждение идеи высокого профессионализма, сознание ответственности музыканта: "Много таких композиторов, которые сочиняют, не зная правил, пользуясь простым соображением, но это не может быть совершенным, как и тогда, когда поучившийся риторике или этике пишет стихи. Ему же подобен и композитор, который творит, не изучив музыкальных правил. Едущий дорогой, не зная пути, когда встретятся две дороги, сомневается - тот ли его путь или другой, то же и с не изучившим правил композитором".

Мастер партесного письма впервые в истории отечественной музыки опирается не только на национальную традицию, но и на опыт западноевропейских музыкантов, ратует за расширение художественного кругозора: "Теперь и начинаю грамматику. в основу положив произведении многих искусных художников, творцов пения как православной церкви, так и римской, и многие латинские книги о музыке". Тем самым Дилецкий стремится воспитать в новых поколениях музыкантов чувство сопричастности общему пути развития европейской музыки. Используя многие достижения западноевропейской культуры, композитор остается верен русской традиции трактовки хора: все его сочинения написаны для хора a cappella, что было обычный явлением в русской профессиональной музыке той поры. Число голосов в произведениях Дилецкого невелико: от четырех до восьми. Подобный состав используется во множестве партесных сочинений, в его основе - деление голосов на 4 партии: дискант, альт, тенор и бас, причем в хоре участвуют только мужские и детские голоса. Несмотря на такие ограничения, звуковая палитра партесной музыки многокрасочна и полнозвучна, особенно в концертах для хора. Эффект увлекательности достигается в них благодаря контрастам - противопоставлениям мощных реплик целого хора и прозрачных ансамблевых эпизодов, аккордового и полифонического изложения, четных и нечетных размеров, сменам тональных и ладовых красок. Дилецкий мастерски использовал этот арсенал для создания крупных сочинений, отмеченных продуманностью музыкальной драматургии и внутренним единством.

Среди произведений композитора выделяется монументальный и одновременно удивительно стройный "Воскресенский" канон. Это многочастное произведение пронизано праздничностью, лирической задушевностью, местами - заразительным весельем. Музыка напоена мелодичными песенными, кантовыми и народно-инструментальными оборотами. С помощью множества ладовых, тембровых и мелодических перекличек между частями Дилецкий добился удивительной цельности большого хорового полотна. Из других произведений музыканта сегодня известны несколько циклов служб (литургий), партесные концерты "Вошел еси во церковь", "Иже образу твоему", "Придите людие", причастный стих "Тело Христово приймите", "Херувимская", шуточный кант "Имя мое есть дышкант". Возможно, архивные разыскания еще расширят наши представления о творчестве Дилецкого, но уже сегодня ясно, что это крупный музыкально-общественный деятель и большой мастер хоровой музыки, в творчестве которого партесный стиль достиг зрелости.

Устремленность Дилецкого в будущее ощущается не только в его музыкальных поисках, но и в просветительской деятельности. Важнейшим ее итогом стало создание фундаментального труда "Идеа грамматики мусикийской" ("Мусикийская грамматика"), над разными редакциями которого мастер трудился во второй половине 1670-х гг. Разносторонняя эрудиция музыканта, знание нескольких языков, знакомство с широким кругом отечественных и западноевропейских музыкальных образцов позволили Дилецкому создать трактат, не имеющий аналогий в отечественной музыкальной науке той эпохи. Долгое время этот труд являлся незаменимым сводом разнообразных теоретических сведений и практических рекомендаций для многих поколений русских композиторов. Со страниц старинной рукописи как будто смотрит на нас сквозь века ее автор, о котором проникновенно писал крупный ученый-медиевист В. Металлов: ". Нельзя не видеть сознания автором важности предпринятого им труда и ответственности за него пред земным и небесным судом, нельзя не видеть его искренней любви к своему делу и той отеческой любви, с какою автор убеждает читателя глубже вникать в суть дела и честно, свято продолжать это благое дело".

Биографические данные о Дилецком скудны и не всегда имеют документальное подтверждение.

Центральное место занимает теория мажора и минора, включающая отклонения и модуляции, а также объяснение и изображение квинтового круга, рекомендации по использованию тональностей со многими ключевыми знаками. В связи с этим особый раздел посвящен методике транспозиции. Дилецкий рассматривает понятие каданса и прорабатывает его виды. Многократно подчеркивается основополагающее значение трезвучия (хотя самого термина нет). Все это свидетельствует о новой, гармонической, системе. Как музыкант-практик, Дилецкий не только дает общие правила (напр., голосоведения), но и показывает примеры их нарушения ради красоты (например, параллелизмы квинт и секст, диссонансы). Дается обширный свод полифонических приемов (имитаций, перемены голосов - штиммтауша (немецкое Stimmtausch), канонических секвенций и прочего).

Музыкальные произведения

Дилецкий - разносторонняя творческая личность нового типа: ученый, композитор, педагог, регент. Пафос его деятельности - в прославлении новой музыки как искусства, в обучении ее законам и в постижении ее красоты. Благодаря Дилецкому музыка Восточной Европы поднялась на новую ступень, в том числе в осознании состоявшегося в ней синтеза общеевропейских и национального компонентов.

Сочинения:

Граматика музикальна: Фотокопiя ркп. 1723 року / Пiдгот. до вид., упор.: О. С. Цалай-Якименко. К., 1970;

Идеа грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. и коммент.: В. В. Протопопов. М., 1979. (ПРМИ; 7).

Музыкальные сочинения:

Херувимская // Хрестоматiя укр. дожовтневоï музики / Сост. и коммент.: O. Я. Шреєр-Ткаченко. К., 1970. С. 45-53;

Воскресенський канон // Партесний концерт / Упор. i авт. вступ. ст.: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 1976. С. 15-83;

Хоровi твори: [Зб.] / Упор., ред., вступ. ст. та коммент.: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 1981;

Дискография:

Иллюстрации:

Литургия Препорциальная Н. П. Дилецкого. Кон. XVII в. (ГИМ. Син. певч. № 712)

ГРАММАТИКА МУСИКИЙСКАЯ — – у певцов XVII – XVIII вв. так назывался сборник теоретических правил партесного пения. Известна м. г. Дилецкого, грамматика крюкового пения А. Мезенца, Шайдурова, Бышковского. (П.) … Музыкальный словарь Римана

Дилецкий Н. П. — Дылецкий Николай Павлович (ок. 1630, Киев ок. 1680, Москва) укр. муз. теоретик, композитор и педагог. Окончил Виленскую иезуитскую академию. В 70 х гг. жил и работал в Москве, где был связан с группой просвещённых деятелей, поддерживавших … Музыкальная энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Литовская музыка — Литов. нар. музыка самобытна по своему мелодическому, ладовому, метроритмическому строению, в то же время родственна латыш., белорус., укр. фольклору. Литов. песня, как правило, эмоционально сдержанна, имеет в своей основе натуральные… … Музыкальная энциклопедия

Украинская музыка — Начальная стадия формирования У. м. неотделима от развития муз. культуры Киевской Руси. Найденные на территории Украины археологич. памятники позднепалеолитич. времени флейты (стоянка Молодове Черновицкой обл.), резонаторные и… … Музыкальная энциклопедия

Партесное пение — (от лат. partes части, муз. партии, голоса) тип украинской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII веке и первой половине XVIII века. Количество голосов колеблется… … Википедия

Музыкальное искусство Великого княжества Литовского — Музыкальное искусство Великого княжества Литовского искусство XIII XVIII веков, отражающее действительность и фантазии в звуковых художественных образах. Развивалось в рамках как народной, так и высокой культуры. Изначально наибольшее… … Википедия

Переменный лад — лад, в к ром функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд к рого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину). Понятие П. л. применяется обычно к первому из… … Музыкальная энциклопедия

Ладовая система партесных сочинений Николая Дилецкого // А. Андрушкевич

С появлением многоголосных сочинений в партесном стиле в России XVII века сложился особый тип гармонической системы. Она сочетает в себе признаки тональной и модальной и, как кажется, представляет собой еще не вполне исследованное явление. Рассмотрим некоторые особенности гармонии русского барокко на примере партесных сочинений Николая Дилецкого.

Приводим далее список сочинений Дилецкого с указанием основных ладов.

Воскресенский канон С ion
Концерт "Тело Христово приймите" G mix
Концерт "Иже образу твоему" а aeol
Концерт "Вошел еси во церков" а aeol
Служба четырехголосная а aeol
Служба восьмиголосная ("Киевская") G mix
Службы восьмиголосная ("Препорциальная") G mix
Херувимская Абсолютная высота варианта, лад эолийский (произведение было записано в крюковой нотации
Кант "Имя мое есть дискант" F ion —C ion

Пример 2


Пример 2 А, Б

В качестве примера приведем каденционный план концерта «Вошел еси 5 . Основной лад сочинения — aaeol. Мы рассмотрим каденционный план строф, их в концерте семь 6 :

таблица

Заметим, что только заключительная строфа концерта кадансирует в тонике. Но основной устой показан и в начале произведения: концерт открывается долго (четыре такта) длящимся трезвучием a-moll, на тонике сделана и каденция первого дистиха (т. 10), разделяющая надвое I строфу. Так внутри рыхлой тональной системы проявляется централизация, хотя и слабая.

таблица
пример 3

Логика их чередования представляется следующей:

таблица

Схематическое изображение каденционного плана приведено в Примере 3 Б.

Таким образом, развертывание лада aaeol можно представить в виде типичной модальной формулы: устой — прилегающий неустой — возвращение.

Многократная переменность опор внутри построений — явление, очень характерное для рыхлой тональности. По-видимому, оно связано с желанием писать разнообразно, то есть показывать всё время новые устои (ступени), а требование разнообразия восходит еще к эпохе Возрождения (принцип varietas). Этот принцип, в свою очередь, использует отсутствие в системе сквозного тяготения. Оно направлено всё время к разным опорам и носит рассредоточенный характер. Такие лады подобны еще не намагниченному металлу, внутри которого есть положительные и отрицательные частицы, но все их силы притяжения (отталкивания) направлены в разные стороны.

пример 4


Пример 4 Воскресенский канон Песнь 3-я строфа III строка 2 с.32

пример 6


Пример 6

Николай Дилецкий был широко образованным музыкантом, одаренным умом теоретика и педагогическим талантом. Он хорошо знал и западные правила композиции, и культуру русского церковного пения. Это сказалось и в его музыке: Дилецкий создал необычный стиль, соединяющий обе традиции. Анализ произведений этого мастера приоткрывает нам картину музыки далекой эпохи — эпохи русского барокко. В то время, полное противоречий, сложился определенный тип гармонической системы, представляющий собой одну из стадий развития тональности нового времени.

Читайте также: