Обряды связанные с рождением ребенка у башкир кратко

Обновлено: 04.07.2024

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ, у башкир родинный обряд наречения новорождённого именем. Устраивался на 3‑й, 7‑й или 40‑й день после рождения ребёнка; первоначально И. проводилось во время бишектуя. При рождении ребёнку давалось имя, к‑рое защищало его от злых духов: повитуха, обвязав запястье ребёнка ниткой, нарекала его временным пелёночным (йүргәк исеме) или пуповинным (кендек исеме) именем. На И. приглашались мулла, родственники, соседи. Ребёнка укладывали на подушку головой к Каабе. Мулла, прочитав молитву (аҙан), произносил имя трижды в каждое ухо ребёнка. Мать новорождённого дарила подарки повитухе, своей матери, свекрови, гости — ребёнку с произношением благопожеланий (алгыш). И. заканчивалось праздничным угощением. Традиционно готовили балеш, бишбармак, улюш, баурсак, губадию, чак-чак, подавали бузу, кумыс. Нередко во время И. устраивали байге, курэш, танцевали, пели песни, проводили разл. народные игры. Бытовал у мн. тюрк. народов.

Лит.: Кусимова Т.Х. Башҡорт исемдәре. Өфө, 1982.

В случае несоблюдения некоторых правил в течение всего срока беременности женщину ожидали неблагополучные и трудные роды. Например, такой женщине нельзя было перешагивать через мужа, не допускали, чтобы кто-нибудь перешагнул через женщину в положении, - считалось, что плод может принять поперечное положение в утробе матери. Подобные запреты зафиксированы в Абзелиловском, Баймакском и Бурзянском районах Башкортостана. Из таких же соображений будущей роженице запрещалось мыть потолок - предполагалось, что ребенок родится с белым, как у покойника, лицом. По поверью, избежать такой участи можно, если прикрепить к подолу одежды иголки или булавки вниз головками. По поверьям, беременная женщина должна избегать испуга. Особенно опасным для нее считается зрелище пожара. В это время беременная женщина не должна прикасаться к своему телу (к лицу, голове). Если не придерживаться этого, то на теле ребенка могут образоваться темно-красные пятна.

Беременной не разрешалось утолять жажду сырой водой, не рекомендовалось длительное пребывание у горящего очага. Информаторы подобные запреты объясняли просто: в будущем ребенок мог утонуть или сгореть в огне. Однако суеверие имело и рациональное значение. Употребление сырой воды могло усилить перистальтику кишечника, а проникновение болезнетворных микроорганизмов обусловить его расстройство с последующим отрицательным влиянием на беременность - не была исключена возможность ее прерывания. Перегрев организма женщины был также неблагоприятным для развивающегося плода.

У башкир существовали и другие запреты на какую-либо деятельность беременной, которая согласно поверьям могла нанести вред плоду. Например, нельзя было крутить жернова, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы, данное поверье встречается у башкир в Баймакском районе Башкортостана8; нельзя было садиться на ведро из пологого ствола дерева, встречается у башкир Ишимбайского района; нужно было избегать встреч с бесплодными женщинами, это же зафиксировано у башкир Зианчуринского района. У башкир Аргаяшского, Кунашакского районов Челябинской области беременной женщине нельзя было вязать, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы; ей также запрещалось пришивать пуговицу на одежде или завязывать узел, вязать10; нельзя было сидеть, положив ногу на ногу, или скрещивать ноги - в этом случае плод могла постичь та же участь.

Башкиры, в первую очередь, берегли беременную женщину от влияния злого духа – ен-пәрей. Для этих целей использовались обережные амулеты: бетеү (бумагу с изречениями из Корана, обшитую тканью или кожей), пучки гусиного пуха. По словам информаторов, старожилы в целях обережения беременной от злых сил закапывали под порог дома волчью или собачью голову.
Болезни беременной женщины объясняли чрезмерно тяжелой работой, простудой, сильными душевными потрясениями. Если не находили истинных причин заболевания, считали, что в женщину вселился злой дух, который пожирал младенцев. Такими причинами объясняли и выкидыш.

Сведения об особенностях

Система запретов являлись важнейшей составной частью дородовых обычаев и обрядов. Все они, в т. ч. приметы и поверья, были направлены на то, чтобы оградить будущую мать от психических и физических перегрузок, от преждевременных родов или смерти ребенка. Со временем, особенно в период советской власти, многие запреты забывались и стирались из народной памяти.

Способы передачи традиции

Этнографическое исследование башкирских семейных обрядов началось в 70-80-е годы XVIII века с трудов участников Академической экспедиции, причем они изучались не как самостоятельный объект, а в рамках более общих историко-этнографических тем. Это прежде всего работы И.Г.Георги, Н.С.Попова, И.И.Лепехина, Д.П.Никольского, М.Баишева, П.Назарова.

Некоторая информация по теме содержится в работах исследователей разных групп башкир А. Малиева, М. В. Малахова, Д. П. Никольского, Г. П. Горбуновой, которые отмечали высокий процент детской смертности при родах. Среднее число детей за всю жизнь башкирки было 8,8 человека, из них 6,2 человека умирало, оставалось в живых детей 3-4 человека. Башкирки за свою жизнь рожали по 16-18 раз, надеясь вырастить как можно больше детей. Первые роды, учитывая ранние браки башкир, происходили обычно в возрасте 17-20 лет.

Финат Гильмутдинов

Рождение ребенка всегда было радостным событием в семье. Женщина, имеющая детей, пользовалась особым уважением и почетом.

Как правило, будущая мать вела обычный образ жизни, но для нее существовал ряд привилегий и запретов. Все капризы беременной относительно еды должны быть исполнены. По мере возможности старались не перегружать женщину физической работой, оберегали от нервных потрясений. Существовали и запреты магического характера. Например, беременной запрещалось крутить жернова, чтобы пуповина не обмоталась вокруг головы ребенка; садиться на кадку, иначе не будет выхода ребенку; смотреть на уродливых людей и, наоборот, нужно разглядывать красивых, чтобы ребенок стал похож на них.

С началом родов приглашали повитуху кендек эбей, которая входила в дом к роженице с молитвами. Родившегося ребенка подхватывала бабка и перерезала ему пуповину. Отсохшую пуповину не выбрасывали. Она была плотью ребенка и должна была охраняться также, как сам ребенок, его ногти, волосы, послед. Послед ребенка считался частицей ребенка и обряд захоронения последа был как бы имитацией погребения человека: послед обмывали с молитвами, заворачивали в белую ткань (саван для последа), перевязывали ниткой и закапывали в укромном месте. Захоронение последа осмыслялось как средство, обеспечивающее жизнь и благополучие ребенка.

Перерезав пуповину, бабка обмывала новорожденного теплой водой, правила ему головку, заворачивала в пеленки из старой рубахи отца или матери. Считалось, что старая одежда могла перенести на ребенка лучшие качества человека, носившего эту одежду.

Финат Гильмутдинов

Важное значение имел цвет той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета как, наиболее яркие. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы, на лбу делали мазок красной краской. Лоб и брови ребенка обмазывали сажей. Лечили от сглаза заговоренной водой, а также водой, смытой с дверной скобы и оконных рам; окуривали дымом от сожженной душицы, можжевельника, березовой чаги.

Финат Гильмутдинов

На 3-й и 7-й день после рождения ребенка, устраивали торжество. Приглашались только женщины, чаще пожилые, человек 10 – 12. Гости приносили угощения: масло, сметану, различные сладости. После трапезы им раздавали мотки белых ниток, заранее приготовленных роженицей. Иногда вместе с нитками давали нагрудники, кисеты, колечки, лоскутки ткани. Перед уходом все произносили добрые пожелания.

Центральной фигурой в родинных обрядах выступала повитуха. Она считалась неоспоримым авторитетом для ребенка и для семьи роженицы, что воспитывало в ребенке уважительное и почтительное отношение к старшим.
Развитие ребенка отмечалось различными праздниками в его честь. Символика и ритуалы этих праздников придавали им эмоционально-эстетическую окраску, делали их запоминающимися событиями.

АНОНС СТАТЬИ! В статье пойдет речь о традициях и обычаях, а также главных праздниках башкирского народа.

Семейные обычаи


Многоженство мужчинам разрешается, но прежде чем взять в жены вторую, глава семейства должен предварительно обсудить это с первой женой, которая должна в свою очередь дать на это свое согласие. В случае если женщина становится вдовой, то для сохранения её честного имени она может выйти за родственника покойного мужа (младший брат, племянник или сын брата). Если же мужчина становится вдовцом, то тогда отец покойной обязан сватать ему её сестру. Данное условие сохраняется если за жену до её смерти мужем был полностью уплачен выкуп (калым).

Юноши и девушки, достигшие половозрелого возраста, как правило, должны знать свой род вплоть до седьмого колена, чтобы избежать брака с родственниками.

Существует ещё одно правило, которого должны придерживаться в каждой семье. Молодожены должны избегать встречи с родителями жены, при этом учитывалось оплачен калым или нет.

Женщины соблюдали и жили как положено по мусульманским традициям. С малых лет девочек учат скромности, терпению и умению контролировать свои эмоции (быть доброжелательной и учтивой). Измена мужу считалась очень страшным грехом. Замужнюю молодую женщину можно было определить по платку, так как после свадьбы он совершенно отличается от того, который был ранее. Разговоры с незнакомыми мужчинами строго воспрещены, также нельзя было настойчиво интересоваться делами мужа.

Почитание старших в семье тоже было обязательным правилом. Старейшины разрешали семейные конфликты, а также давали свое благословение молодым на удачный исход дела. Порядок передачи наследования был определенный. После смерти родителей, все их имущество переходило во владение старшей дочери или сына.

Традиции, связанные с запретом


Существует ряд обязательных правил, которые данному народу следует соблюдать – это обусловлено исторически. Самые распатроненные и главные из них:

Свадебный обычай


Традиционно обряд проводился дома. Приглашенный Мулла (священнослужитель из мечети) официально регистрировал брак в метрической книге, предварительно спросив согласие у отцов с обеих сторон.

Существует общая поэтапная схема свадебного обряда:

Калым и приданное

Его значение и необходимость заключались в начальном обеспечении совместной жизни молодоженов. Величина выкупа для каждого района Башкирии была разная. Главное, чтобы он был доступный и не доставляющий излишних хлопот. Это могла быть, например, шуба из меха дикого животного либо из мелкого рогатого скота (овечья шкура). Есть вид и малого калыма для невесты, это, как правило, бытовые повседневные предметы гардероба (платки, халаты, обувь). Выкуп вручался отцу невесты, соответственно в ответ отдавал приданное, которое по своей ценности превосходило в стоимости. В качестве имущества могли выступать несколько видов крупного и малого рогатого скота, женские предметы гардероба повышенной стоимости (верхняя одежда и головные уборы) и прочее.

Обмен подарками

Зачастую данное мероприятие проводится в доме жениха. Специально назначенный юноша ходит по гостям и знакомым с обеих сторон и собранные подарки передает жениху (деньги, платки, нитки). Но ему строго-настрого воспрещается трогать их руками. В свою очередь мама невесты организует чайную церемонию для родственников, которые приносят ей дары в виде иголок, тканей, материи.

Малая свадьба и Туй

Малая как раз и является регистрацией брака молодоженов в книге Муллой. Священнослужителю полагалась небольшое вознаграждение, которое рассчитывалось от общей стоимости выкупа за невесту. Далее проходила свадебная церемония, и размер её пиршества определялся по состоянии полной либо частичной уплаты калыма. Проходило данное торжество в течении от 2-х до 3 дней (от рассвета и до заката солнца). Гостей на свадьбе развлекали танцами, различными играми и скачками на лошадях.

Борьба за невесту

Данный обычай представлял собой перечень препятствий для жениха, которые сами придумывали их друзья. После успешного прохождения данного ритуала, жених дополнительно одаривал невесту, и та в свою очередь отправлялась в дом своего новоиспеченного супруга на лошади в компании женщин, состоящих из родственников мужа.

Обживание дома мужа

Этот последний этап является очень насыщенным своими правилами и порядками. Невеста должна была показать свое почтение родителям жениха, становясь на колени перед ними около 3 раз и вручала им небольшие подарки. Те же в свою очередь тоже одаривали свою будущую сноху презентами. Далее невеста шла на речку с ведрами, и сопровождающие её люди бросали в нее монетами – так откупались от водяного. После чего невеста подходила к жениху и впервые открывало ему свое лицо.

После свадьбы невеста меняла свой образ: её прическа состояла из двух кос, а головной убор заменялся на кашмау (красного цвета с монетками, проходящими по окружности овала лица и на макушке). Также она надевала пояс, являющийся символом благополучия и счастья.

Традиционные национальные праздники


Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время:

Ураза-байрам

Данный праздник связан с религией мусульманства. В начале люди отправляются в мечеть на молитву, затем дома накрывают пышные и огромные столы для пиршества. Обязательным моментом является раздача небольшой части еды нуждающимся и бедным людям – таким образом башкиры прославляют единого бога и творца мира Аллаха. Примечательно, что среди блюд очень много мясных (говядина и конина). Наряжаясь праздничные костюмы люди танцуют и радуются, ибо в данный праздник создает атмосферу позитивного настроения и является завершением месячного поста.

Курбан-байрам

Празднуется осенью (сентябрь) и своего рода является обрядом жертвоприношения и паломничеством в священный город Саудовской Аравии (Мекка). Как и первый, данное мероприятие начинается с богослужения в мечети, и около ее территории приносят в жертву в основном барана. Глава семейства, купив тушу данного животного, отдает его нуждающимся. Конечный этап данного ритуала – это поход в гости, где накрыты столы со всевозможными угощениями. Главное не забывать восхвалять Господа за дары и благополучие в семье.

Каргатуй

Сабантуй

Этот праздник означает завершение посевных работ на полях в весенний период. Мероприятие проводится на больших площадках, где собирается вся деревня или село. Проводятся шуточные состязания, бег в мешках, спортивные соревнования. Победителю достается приз – живой баран. Люди поют специальные песни, в которой просят у богов благословения на хороший урожай.

Йыйын

Йыйын

Исконно и исторически является башкирским праздником и знаменует летнее солнцестояние. Причина возникновения – это необходимое проведение собрание общин по важным вопросам, в котором участвуют только мужчины. Мероприятие проводится на территории, где устанавливается площадка округлой формы. Настоящее время данный обычай больше похож на ряд состязаний среди юношей, которые готовы доказать свою самостоятельность и перешедшие на серьезную ступень взросления. Иногда по окончанию данного праздника принимались решения по проведению будущих свадебных торжеств.


Анализируя лишь половину обычаев и традиций и башкир, можно сказать, что в основном все они тесно связаны с поддержанием семейных ценностей. Благополучие, хороший урожай и помощь друг другу в тяжелые времена очень сильно сплачивают людей и народ в целом. Есть чему поучится и традиции, которых стоит придерживаться в наши дни.

Практическая значимость.

Перед началом исполнения обрядов, старейшина даёт напутствия молодым, как обращаться с младенцем, как уберечь его от сглаза. Символично, что в этом событии принимали участие представители трёх поколений семейной династии, олицетворяя крепкую духовную связь и преемственность между ними.

Повитуха обвязываязапястье младенца какой-нибудь ниточкой и, заворачивая в пеленки, нарекала его именем. Новорожденный получал йургэк исеме - пеленочное имя. Постоянное имя ребенок получал только после чтения муллой молитвы "азан".

Родственницы и соседки приходили к молодой маме с поздравлениями, и каждая приносила что-нибудь съедобное для нее кустэнэс: масло, хлеб, чай, блины и прочее. В народе говорили: Балалы кешене ашатhан, сауаплы булаhын" ("Накормишь молодую маму - будешь благословенна").

На 3, 7 день после рождения ребенка, устраивали торжество в честь рождения ребенка. Называлось оно по-разному: кендек сэйе - чай в честь пуповины, еп сэйе - чай ниток, бэпэй сэйе - чай в честь младенца. Приглашались только женщины, чаще пожилые, человек 10-12. Гости приносили угощения, масло, сметану, различные сладости и печености.

После трапезы им раздавали мотки белых ниток, заранее приготовленных молодой мамой. Иногда вместе с нитками давали нагрудники кукрэксэ, кисеты янсык, колечки, лоскутки ткани. Перед уходом все произносили благопожелания.

Обряд наречения имени исем туйы являлся центральным в цикле обрядов мусульман, связанных с рождением ребенка. Церемония наречения имени происходила следующим образом. На праздник созывались родственники, соседи, мулла. По случаю этого торжества готовилось обильное угощение. Ребенка укладывают перед муллой головой к кибле (направление, в котором молятся все мусульмане), после чего мулла, прочитав молитву "азан", трижды поочередно произносил в ухо ребенка: "Пусть твое имя будет таким-то". Во время обряда наречения имени молодая мама преподносила подарки своей матери, свекрови.

Бесік (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи. Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбели, в которой некогда спал его отец.

Когда малышу исполнится несколько дней, его укладывают в колыбель, которую для него дарят родственники по линии матери. Для проведения обряда выбирается самая уважаемая бабушка. Сначала бабушка изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки – выполняет обряд. Затем стелите маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает малыша. Накрывает одеялом,

Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей.

Мальчикам вешают уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником (игрушечный руль, чтобы был хорошим водителем), прикрепляет тумар (треугольник из ткани, талисман), чтобы не сглазили, привязывает когти беркута (или игрушечную видеокамеру), чтобы имел зоркий глаз.

После обряда ребенка в колыбели выносят только в присутствии самых близких родственников (до 40 дней все дети крайне подвержены сглазу), а остальные гости, ожидают в соседнем помещении. Когда ребенок будет уложен в колыбель, бабушке полагается "бесик кустанас"- подарок, и устраивается праздник с участием многих детей.

Читайте также: