Мотивы занятий физической культурой кратко

Обновлено: 05.07.2024


Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, совершенствованию функциональных и двигательных возможностей. Они являются неотъемлемой частью здорового образа жизни и ведут к гармоничному физическому и духовному развитию личности. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъём.

Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основе любой программы по занятиям физической культуры должен быть заложен принцип постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование и саморазвитие в спорте. Мотивация к занятиям спортом является важнейшим аспектом, во многом не уступающим по значимости самому процессу тренировки. Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к спорту и является одним из факторов успешного освоения программы тренировок и прогресса.

Помимо интереса к занятию, для долговременной мотивации человек должен иметь также и цель, мотив для тренировок. Такие мотивы можно разделить на две подгруппы: физиологические и психологические.

К физиологическим мотивам относятся все мотивы, связанные с улучшением физиологических качеств тела:

  1. Эстетические мотивы: желание улучшить свой внешний вид, выглядеть красиво и производить впечатление на окружающих. Является самой популярной мотивацией среди молодежи.
  2. Оздоровительные мотивы: желание укрепить иммунитет и здоровье, поддерживать свой организм в тонусе. Как правило, такая мотивация направляет человека на тренировки, связанные с лёгкими, но постоянными нагрузками, которые способствуют развитию и укреплению внутренних систем организма.
  3. Познавательно-развивающие мотивы: желание познать своё тело, раскрыть свой потенциал и развивать такие свои физические качества, как работоспособность, энергичность, подвижность, гибкость, скорость, силу, выносливость.

К психологическим мотивам относятся мотивы, связанные с интересами и желаниями тренирующегося как личности:

  1. Соревновательно-конкурентные мотивы: желание быть лучше других в каких-то конкретных аспектах или каком-то конкретном виде упражнений или спорта. Такие мотивы напрямую связаны с желанием быть высоко оцененным, выделяться среди других, быть особенным, лучшим, войти в историю. По сути, благодаря такой мотивации и зародился профессиональный спорт в современном его понимании. Соревновательно-конкурентные мотивы являются основными для профессиональных спортсменов и мотивируют их доводить свои физиологические и психологические качества до совершенства. Тем не менее, такие мотивы применимы и на обычных групповых занятиях физической культурой у школьников или студентов, но являются скорее индивидуальными, так как приоритетны далеко не для каждого.
  2. Коммуникативные мотивы: связаны с получением удовольствия от групповых занятий физической культурой и возможности видеться и общаться со своими друзьями и тренерами.
  3. Психолого-значимые мотивы: связаны с получением удовольствия не от достижения результата, а от самого процесса. Это может быть желание простого удовлетворения потребностей в двигательной активности. Или же желание психологической разгрузки: при тренировке мысли и эмоции человека нейтрализуются, это помогает многим сберечь нервы, отдохнуть от постоянных психологических нагрузок и на некоторое время отвлечься от проблем. Также, к таким мотивам можно отнести желание постоянно развивать себя, как личность: желание стать более дисциплинированным, настойчивым, самоуверенным, самоорганизованным.
  4. Административные мотивы: условия, требующие от тренирующегося занятий физической культурой и достижения каких-либо конкретных результатов. Это, как правило, относится к школьным и студенческим занятиям физической культурой, где незаинтересованных в спорте обучающихся необходимо дополнительно мотивировать. Суть такой мотивации заключается в том, что за занятия и достижение конкретных результатов обучающиеся получают зачёт или оценку.

Помочь человеку заниматься физической культурой может каждый из этих мотивов или же их совокупность — это напрямую зависит от огромного количества факторов: жизненной ситуации, физических и психических качеств личности, характера и т. д. Но понятие долговременной мотивации не означает то, что эта мотивация — постоянная и бесконечная. Человек может легко потерять желание заниматься физическими упражнениями под воздействием совсем другого типа мотивации: негативной мотивации (демотивации). Негативная мотивация — это совокупность мешающих факторов и определенных неудобств, осознанных личностью и препятствующих реализации определённых действий. Тренирующийся может столкнуться с негативной мотивацией при занятиях физической культурой, если:

  1. Тренировки не приносят удовольствие, не являются желанными, посещение происходит скорее в принудительном порядке.
  2. Требования к выполнению каких-либо упражнений и достижению конкретных результатов завышены или, наоборот, занижены.
  3. Занятия не приносят никакого осязаемого результата.
  1. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36).
  2. Данилина А. И., Ольховская Е. А. Мотивация в занятиях физической культурой и спортом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2014. № 10(25). с. 159–165.
  3. Белова Н. А., Белова О. О. Исследование мотивации спортивной деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. научн. журнал. 2014. № 4(7). с. 66–73.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, мотив, занятие, желание, мотивация, долговременная мотивация, негативная мотивация, здоровый образ жизни, кратковременная мотивация, физкультурно-спортивная деятельность.

Уткина Алёна Владимировна


Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Значение спорта, как общественной ценности, не изменяется и не подвергается сомнению. Спорт является профилактикой от многих заболеваний, а сейчас особенно остро стоит вопрос здоровья населения.

К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как не сформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов.

Студенты составляют основной трудовой запас страны, именно они в дальнейшем будут формировать нацию. У большинства студентов отношение к физической культуре носит в большей степени пассивный характер, а некоторые и вовсе негативно относятся к занятиям физическими упражнениями, считая спорт лишней тратой времени. Такие результаты можно объяснить субъективными и объективными факторами.

К субъективным факторам относят:

- личностные качества человека, такие как лень, безвольность, пассивность, его нежелание заниматься спортом;

- отсутствие наглядного примера родителей и традиций здорового образа жизни в семье.

К объективным факторам относят:

- недостаток финансирования программ развития физической культуры и спорта со стороны государства (слаборазвитая материальная спортивная база);

- слабое состояние здоровья занимающихся, множество медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой;

- содержание занятий, нагрузка учебного плана, частота проведения занятий, личность преподавателя, его подход к преподаванию и неспособность заинтересовать студентов;

- отношение студентов к спорту, только как к дисциплине в университете, отсутствие должной мотивации, непонимание ценностей и функций спорта и неверное определение места физической активности в их жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что в настоящее время место физической культуры в системе культурных ценностей студенческой молодежи не соответствует ее значению в качестве одного из важнейших показателей общей культуры студентов. Но на сегодняшний день обозначилась важная проблема формирования у студентов мотивов к спортивной деятельности.

Мотив – это внутренняя движущая сила, побуждающая человека к действию. Мотивация к физической деятельности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Невозможно в один момент сформировать интерес к занятиям спортом, необходимо постепенное, планомерное вовлечение в деятельность, начиная с основ, таких как понятия здоровья и важности здорового образа жизни, заканчивая глубокими теоретическими знаниями о физиологии человека и интенсивными физическими нагрузками.

Существует несколько групп мотивов к занятиям физической культурой. Выделим из них те мотивы, которые по нашему мнению являются наиболее значимыми для современного студента:

Для многих людей спорт остается одним из основных способов укрепления здоровья и поддержания тела в хорошей форме. Именно регулярные занятия физической активностью оказывают положительное воздействие на организм, способствуют укреплению его иммунитета. Особенно сильное воздействие оказывается на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Физическая активность помогает организму перестроиться, дает человеку возможность снять напряжение от выполнения однообразной работы, после тяжелого учебного или рабочего дня, сменить вид деятельности, избавиться от стресса;

- Мотив дружеской солидарности и коммуникации

Желание проводить как можно больше времени с друзьями, общаться со сверстниками подталкивает человека к занятиям спортом, особенно, если этот вид спорта носит командный характер. Игра в команде, совместная деятельность сближают и позволяют улучшить коммуникативные способности, найти новых друзей, наладить отношения в студенческой группе;

Как бы многие не спорили, но внешний вид имеет огромное значение даже при приеме на работу, первое впечатление считается очень важным, поэтому необходимо, чтобы оно было положительным. Чтобы выглядеть хорошо, скорректировать недостатки фигуры, развить гибкость и пластичность, необходимы регулярные физические нагрузки;

Благодаря социальным сетям и средствам массовой информации сейчас отмечается рост популярности физической активности. Если еще недавно курение и увлечение спиртными напитками говорило о статусе человека, позволяло ему выглядеть лучше в глазах других, то теперь становится модным заниматься спортом, и все больше молодежи поддерживает идею активного отдыха, здорового образа жизни и правильного питания. Молодые люди стремятся быть похожими на знаменитых спортсменов, не только болеют за сборную нашей страны, за любимые команды других стран на чемпионатах, но и сами активно вступают в спортивные секции или просто занимаются спортом для собственного удовольствия;

У каждого человека спорт в жизни играет свою роль. Для некоторых физическая культура остается лишь обязательной для посещения дисциплиной, установленной учебной программой, по которой необходимо получить зачет, чтобы успешно сдать сессию и продолжить дальнейшее обучение в техникуме по своей специальности.

В ходе нашей работы со студентами, выяснилось, что большинство из них не занимаются дополнительными видами физической активности, а предпочитают посещать только занятия физической культурой в техникуме, так как они являются обязательными. Также многие не понимают, что хорошая физическая подготовленность может помочь в дальнейшей жизни, в частности, в работе в качестве молодого специалиста. У наших обучающихся преобладают административные методы (необходимость получить зачет), что является тревожным показателем, т.к. большинство студентов не заинтересованы в занятиях физической культурой и посещают занятия только потому, что так установлено программой.

В ходе моей работы в техникуме были сделаны следующие выводы, касающиеся способов мотивирования студенческой молодежи, которые мы пытаемся внедрить:

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся

Двухразовые или одноразовые занятия в неделю не могут создать базис устойчивой адаптации организма к мышечной работе. Когда занятия направлены только на выполнение установленного плана, преобладает нормативный подход и отсутствует индивидуальный, а во главу угла ставят только внешние показатели, это только отрицательно сказывается на мотивации. Попытка подогнать личность студента под какие-то усредненные показатели ведет к тому, что студенты не справляются с нагрузкой и из-за этого могут пропускать занятия. Это негуманистический принцип воспитания, от которого нужно отказываться. Поэтому мы, как преподаватели стараемся применить к студенту индивидуальный подход с учетом всех особенностей физического и психологического развития ребенка.

Мы предоставляем студентам возможность работы не только по действующей программе, но и в кружках секциях, так как возможности выбрать интересующий их вид спорта повышает эффективность и результативность занятий физической культурой. Важно, чтобы выбор направлений был достаточно широким, позволяющим каждому найти занятие, соответствующее интересам и уровню физической подготовки. Кроме того, в наших секциях мы стараемся подавать личный пример, что положительно влияет на развитие еще большего интереса у студентов.

Обучающимся, которые защищают честь техникума на различных соревнованиях руководство техникума выделяет прибавку к стипендии. Фотографии победителей и призеров соревнований мы размещаем на стенде лучших спортсменов, который обновляется каждый год.

Необходимым на наш взгляд является проведение различных мероприятий спортивно-оздоровительного характера, которые могли бы заинтересовать студентов, помочь им проявить себя. Поэтому ежегодно у нас проходит Спартакиада, включающая в себя соревнования по различным видам спорта, а также различные Дни здоровья.

  • Использование современных образовательных технологий на занятиях

В формировании потребности у студентов в физической культуре необходимо развивать личностный и деятельностный подход, провести оптимизацию и интенсификацию учебно-тренировочного процесса, применять современные методы ( игровой метод, включение в программу нетрадиционных видов физической культуры) и теории обучения и всестороннего развития личности молодого специалиста. Данный подход позволяет в максимальной степени раскрыть способности каждого студента, а так же удовлетворить его интерес и потребность в физической активности, обеспечив его доступом к различным видам физической культуры.

Организацию большого выбора секций и спортивных мероприятий сложно провести без хорошей материальной базы, отсутствие которой действительно подмечают не только студенты, но и преподаватели. Даже подготовка к ГТО невозможна без тира или стадиона, где студенты могут тренироваться в беге или кататься на лыжах. Отремонтированные спортивные залы, оснащенные всем необходимым для занятий, а так же раздевалки и душевые, наоборот, привлекают студентов. Отсюда возникает необходимость большего финансирования не только по решению руководства техникума, но и со стороны государства.

Пропаганда спорта может положительно воздействовать на студентов, убедить многих, что физическая культура – это не просто занятия, необходимые для посещения, но так же эффективный способ для реализации и саморазвития. Техникум должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой.

Основные мотивации детей в занятии спортом

Важным фактором для начала занятия спортом является мотив.

Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Рассмотрим основные мотивы занятия спортом юных спортсменов до 11 лет:

· Выполнение того, в чем я силен (сильна);

· Приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;

· Желание овладеть новыми умениями и навыками;

· Желание выступать на более высоком уровне;

· Обретение новых друзей.

На это следует обратить внимание тренеру или учителю для более успешного мотивирования детей.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источником знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Выгодский), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба.

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

· Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

· Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)

· Подготовка себя к труду и службе в армии.

· Удовлетворение духовных потребностей (через общение с друзьями, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Большую роль в мотивировании школьников к систематичным занятиям спортом играет роль родителей. Воспитание потребности к занятиям спортом закладываются в семье. Семьи, где родители понимают роль физического воспитания в жизни ребенка, приучают к занятиям спортом с малых лет, путем выполнения несложных двигательных упражнений, таких как утренняя гимнастика, походы, катание на коньках, велосипед и.т.п.

Выполнение таких действий для ребенка должно быть без принуждения, и если такой род деятельности не подходит ребенку, следует его заменить на то, что приносит ему удовольствие.

Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем физической культуры.

Первый этап: Формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап: - Формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. Намерение, по определению Л.С. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.

Третий этап: - Осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Четвертый этап: - Превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: "и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике".

В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.

Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Наивысшей формой самостоятельности учащихся является выполнение ими общественных поручений. Устойчивость мотивов общественной работы во многом зависит от удовлетворения учащихся этой работой. Чем младше школьник, тем в большой степени он находит удовлетворение в полезности своих дел для всех, в их общественной пользе. Для того чтобы пробудить и поддерживать интерес школьников к общественным поручениям, необходимо соблюдать ряд условий:

Даваемое школьнику поручение должно иметь общественную значимость и целесообразность. Учитель должен показать, что выполняемое учащимися задание важно для всего класса, спортивной команды.

В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив - потребность быть субъектом, но и появится потребность - мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня. У него выращиваются внутренний мотив, и формирование мотивации учении должно строится, через три следующие способности:

· хочу, т.е. это моя потребность - мотив;

· хочу, т.е. это я умею делать;

· надо, т.е. это мне нужно знать.

Формирование этих способностей по сути есть, содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования.

Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у подростков

Мотивация подростков в отличие от детей младшего школьного возраста имеет ряд отличий. В целом мотивацию спортивной деятельности спортсменов - подростков можно разделить на две составляющие, это непосредственные мотивы и опосредованные мотивы деятельности:

К непосредственным мотивам спортивной деятельности относится:

1. потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

2. потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

3. стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

4. стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

5. потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности

1. стремление стать сильным, здоровым;

2. стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3. чувство долга;

4. потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).

Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:

§ поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;

§ служить своими спортивными достижениями Родине;

§ содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Читайте также: