Медицинские реформы петра 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Работа состоит из 1 файл

медицина и Петр I.docx

Реформа медицинского и фармацевтического дела при Петре I

Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб-медика Н. Бидлоо, голландского врача. Н. Бидлоо, опираясь на поддержку Петра I, показал себя способным администратором, организатором лечебного дела и талантливым педагогом. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей. Лейб-медик прекрасно осознавал, что на него Петром I возложена задача государственной важности - создание российского медицинского образования.

С целью расширения аптечного дела Петр I в 1701 г. издал высочайший указ о том, что любой гражданин, русский или иностранец, желающий открыть аптеку, получит на это бесплатный земельный участок и грамоту, позволяющую передавать данное заведение по наследству. Указом предписывалось открыть в Москве восемь частных аптек, а вскоре последовал указ о закрытии зелейных лавок.

В 1707 г. Аптекарский приказ, функции которого сводились к содержанию придворных аптек и приглашению из-за границы врачей для царской семьи, был преобразован в центральное, приравненное к коллегиям, государственное учреждение, ведающее всем военно-медицинским делом в стране. Иван Блюментрост(Лейб-медик Петра I) предложил Петру свой проект преобразования медицины в России, суть которого заключалась в создании нового государственного органа - Медицинской коллегии, призванной управлять всей медицинской частью. Проект был принят с поправкой на то, что учреждалась не коллегия, а Медицинская канцелярия. Вскоре Медицинская канцелярия стала главным органом управления медицинским делом, ей подчинялись медицинские учреждения, какому бы ведомству или частным лицам они не принадлежали. Год ее основания стал важной датой в истории отечественной медицины XVIII в.

В 1721 г. Медицинская канцелярия была переименована в Медицинскую коллегию.

В 1714 г. по именному указу императора был основан огород на Аптекарском острове. В течение двадцати лет он обеспечивал казенные аптеки лекарственными растениями, а с 1735 г. на его основе начала проводиться работа по созданию коллекции растений, которая могла бы послужить базой для изучения ботаники и фармакогнозии учениками медицинских школ.

Одновременно с основанием аптекарских огородов большой размах при Петре I получили работы по исследованию дикорастущей отечественной лекарственной флоры. С этой целью были организованы экспедиции по изучению флоры различных регионов страны. В 1702 году Петр издал указ, в котором предлагал использовать лекарственные растения Сибири. При этом указывалось, чтобы заготавливаемые в Сибири коренья, коры, травы, цветы, мускус и прочее высылались в императорскую аптеку с обозначением цен. Была введена монополия на торговлю сибирским ревенем. Указом от 1721 г. царь поставил вопрос об изыскании лекарственных растений во всех губерниях России, часть которых могла быть направлена на внешний рынок. В том же году Петр издал указ о создании вольных аптек в Санкт-Петербурге, в губерниях и провинциях.

Находясь в Париже в 1717 г. Петр заключил контракт с инструментальным мастером Этьеном Стефаном Луботье. В следующем году мастер-француз приехал в Петербург и был зачислен в штат Медицинской канцелярии, а еще через год по словесному указу царя велено было при Главной аптеке на Аптекарском острове изготовлять лекарские инструменты, чем было положено начало зарождавшейся в России медицинской промышленности.

Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I.

Важен ли врачу хороший инструмент? Конечно. И если сейчас пациент уверен в том, что в любой больнице точно окажется хотя бы минимальный набор для оказания ему медицинской помощи, то в Петровское время, в условиях не то что дефицита, а в отсутствии в целом комплексного подхода к производству медицинской техники должного уровня, рассчитывать на то, что любой лекарь мог похвастаться необходимым набором инструментов, не представлялось возможным.

Неизвестно, сколько бы продлился упадок лечебного дела в России, если бы не горячая любовь Петра I к медицине и его реформы в этой области.

Так, на Аптекарском острове в Петербурге появляется кузница и мастеровая изба при ней, где начинают выпускать современные по тому времени медицинские инструменты.

Интересно, что раньше в работе использовались дорогие материалы, например, серебро, слоновая кость. Для сравнения: сейчас инструменты делают в основном из разных видов стали, что обеспечивает их доступность вне зависимости от уровня финансирования того или иного медицинского учреждения. Однако широкое применение такие инструменты получили только в XX веке, когда появилась технология производства нержавеющей стали, изделия из которой могли отвечать современным гигиеническим требованиям. Железо, например, на такое было не способно, т. к. окислялось и вредило пациенту во время операции.

Прорыв в области медицинских материалов

В любом случае от качества инструмента порой зависит жизнь пациента. Это понимали и в Петровскую эпоху. Мастеров приводили к государственной присяге, строго следили за дисциплиной, обязывали работать по 16 часов в день в силу острой нуждаемости. В итоге к концу XVIII века почти исчезла потребность в импорте. Это был непростой период, но он открыл миру такого человека, как Семён Иванович Бадаев. Самоучка-сталевар из крепостных крестьян, создавший способ производства инструментальной стали, качество которой превосходило английскую. За то, что он своим открытием освободил Россию от вынужденного импорта, правительство страны выкупило изобретателя из крепостной зависимости, наградило медалью за гражданские заслуги и предоставило право самостоятельно выбрать завод для дальнейшей работы.

Конечно, на развитие этой отрасли повлияла не только бадаевская сталь. Позже на заводах появились новые паровые двигатели, станки, сменились руководители. Во главу Петербургского инструментального завода встал великий хирург Николай Иванович Пирогов, полностью пересмотревший карманные наборы лекарских и фельдшерских инструментов.

Первое учебное заведение для врачей и фармацевтов

Говоря о врачах, стоит отметить, что страсть Петра I к анатомии и хирургии выразилась не только в усовершенствовании личных навыков, но и в стремлении ввести как можно больше практики в подготовку новых кадров, чтобы процесс обучения был быстрее. При Петре I открыли первую в стране Московскую госпитальную школу, свыше 500 лазаретов, 10 госпиталей. Развивавшаяся медицина способствовала появлению аптек, т. к. необходимо было обеспечивать население лекарствами. Начались открытия в области фармацевтики. Медицина ожила.

А теперь представьте встречу двух врачей XVIII и XXI века. Что бы они друг другу сказали? Каким опытом могли бы обменяться? Могло бы прошлое поколение гордиться своими преемниками?


Процесс модернизации России по европейскому образцу, начатый волей Петра I, охватил все сферы жизни общества, в том числе медицинское дело, которое носило государственный характер. На развитие медицины и здравоохранения непосредственное влияние оказала личность преобразователя. Петр I, член Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками, интересовался медициной и понимал ее огромное государственное значение. Особый интерес Петр I проявлял к анатомии и хи­рургии. Во время своих заграничных поездок Петр знако­мился с постановкой медицинского дела в Западной Евро­пе. Знакомство царя с работами голландского анатома Ф. Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. По преданию, Петр I, увидев в кабинете Рюйша превосходно препарированный труп ребенка, на лице которого застыла улыбка, поцеловал его и попросил сообщить ему секрет бальзамирования. Посещая Голландию (1698 и 1717 гг.), Петр I слушал лекции по анатомии, присутствовал на вскрытиях и операциях, встречался с Антони ван Левенгуком. В 1717 г. он приобрел анатомическую коллекцию Ф. Рюйша, положив начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры (ныне Музей антропологии и этнографии в С.-Петербурге).

Начало преобразований в области здравоохранения относится к 1701 г.: были подписаны указы о запрете продавать лекарственные средства в зелейных лавках, об открытии в Москве 8 вольных (частных) аптек.


В числе первоочередных задач, которые решал Петр I – реорганизация армии и создание флота. Необходимо было решить вопрос об обеспечении вооруженных сил медицинской помощью. В 1707 г. по указу Петра I в Москве, за Яузой рекой открылось первое государственное лечебное учреждение – военный госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко) на 300 коек. Основателем госпиталя и первой в России медицинской школы при нём был выходец из Голландии Николай Бидлоо, личный врач Петра I. Позднее были созданы военные госпитали в Петербурге (1716), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722) и других городах страны. При жизни Петра I было открыто 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов.

Наряду с вольными аптеками, открытыми в Москве, позже появились казенные аптеки: в Петербурге, Казани, Риге, Ревеле (Таллинне). Началось изучение русских целебных минеральных источников, положено начало их рациональному использованию. В 1714 г. были открыты минеральные источники в Олонецком крае (территория современной Карелии).

Указ 1721 г. разрешал открывать вольные аптеки в провинциальных городах. Однако аптечная сеть развивалась медленно по причине острого недостатка специалистов-фармацевтов и низкого спроса на лекарства. В 1739 г. появилась частная аптека в Киеве. В 1740 г. Гильдебранд Гендрихсон Дуроп открыл вольную аптеку в Ярославле (ныне – Казанская аптека).

В 1754 г. по инициативе Павла Захаровича Кондоиди, архиатра и президента Медицинской канцелярии (1753 – 1760), в Москве и Петербурге вводились должности акушерок, в 1759 г. было принято решение об оказании бесплатной помощи неимущим роженицам.

Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета и родильного госпиталя. Позднее в их структуре появились оспенные дома, больницы для детей и служащих. В штате учреждения были кормилицы, няньки, повивальные бабки (акушерки). В конце XVIII в. появилась должность постоянного врача. Воспитательные дома существовали, в основном, на благотворительные средства. Первые пожертвования сделала Екатерина II, вел. князь Павел Петрович, И.И. Бецкой и другие представители знати. Кроме того, на содержание воспитательных домов передавались некоторые виды казенных сборов.

Организация воспитательных домов имеет большое значение для педиатрии. Здесь мы встречаемся с начинаниями, получившими дальнейшее развитие: лазареты как прообраз будущих детских больниц, проведение профилактических мероприятий (оспопрививание), попытка осуществить в единстве физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание детей в закрытом учреждении.

Вследствие плохого ухода за детьми, недостаточного питания, инфекционных болезней детская смертность была чрезвычайно высокой. Выживало не более 20 – 25%, а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей. Потерпели неудачу и попытки воспитания подкидышей ("зазорных" детей) в крестьянских семьях, которым выплачивалась мизерная сумма на их содержание и воспитание. Тем не менее попытки совершенствовать работу воспитательных домов и снизить высокую смертность можно считать первыми усилиями осмыслить принципы организации помощи детям. В начале XIX в. открытие воспитательных домов было запрещено, затем почти все маломощные учреждения закрылись.

В 1797 г. по указу Павла I в губерниях учреждались органы местного медицинского управления – врачебные управы, подчинявшиеся Медицинской коллегии. В столицах – Москве и С.-Петербурге – еще в 1715 г. были созданы органы медицинского управления – физикаты.

В мероприятиях и реформах Петра 1 значительное место было уделено медицинскому делу. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества привела к необходимости открытия постоянных сухопутных и морских госпиталей.

Реформы Петра I ознаменовали начало медицинского образования.

1)Реформа реорганизации армии. Завоевание новых земель. Явилась первой предпосылкой появления медицинского образования.

2)Реформа расширение крупного торгового флота.

3) Реформа развития промышленности. На крупных предприятиях возникали эпидемии.

4)Личность Петра I. Он закончил Лейденский университет – лучший университет Европы.

30) Развитие медицины, образования.

В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского об­разования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господ­ствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским уни­верситетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схола­стическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на ме­дицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Рос­сия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно по­этому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпи­талях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учеб­ного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных гос­питалей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштад­те госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контин­гент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитан­ная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпи­тале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпи­тальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать гол­ландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил орга­низовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве пре­подавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латин­ском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев.

Читайте также: