Медицина средневекового востока кратко

Обновлено: 02.07.2024

В самом начале Средних Веков старые классические греко-римские медицинские традиции были почти полностью утрачены в странах Западной Европы. Лишь в Византии еще были остатки классической греческой медицины, поддерживаемые кое-как весьма посредственными компиляторами.

Средневековая Европа познакомилась с блестящими творениями классической культуры Древней Эллады, в том числе и с ее медицинским наследием, лишь благодаря арабам, когда те, вступив на путь мировых завоеваний, стали основательно изучать культуру покоренных ими народов и буквально впитывать все наиболее ценное.

В начале Средневековья греческая медицина, блеснув на закате своей былой славы появлением нескольких больших талантов: Аэций, Александр Траллийский и Павел Эгинский, пошла к своей полной гибели. На смену греческой медицине выдвинулась рожденная под ее же влиянием и во многих отношениях составлявшая ее естественное продолжение медицина арабов.

Экспансия арабов привела их на востоке в Индию, а на западе - к берегам Атлантического океана. При этом в течение сравнительно короткого времени в состав необозримой империи они включили Персию, Сирию, Армению, всю Северную Африку (от Египта до Марокко) и Испанию.

В отличие от других крупных завоевателей народов арабы в своей империи не только не стремились уничтожить культурные ценности завоеванных государств, но даже бросились изучать эту культуру с какой-то лихорадочной энергией. Поэтому греки, персы, сирийцы-несториане первоначально были учителями арабов в области различных усваиваемых ими наук, в том числе и медицины.

Расцвету арабской культуры покровительствовали просвещенные арабские халифы, приглашавшие к себе на службу врачей-иностранцев, поощрявшие их всевозможными почестями и наградами, поручавшие им обучать врачебному искусству арабов и переводить на арабский язык многочисленные греческие медицинские, философские и естественнонаучные произведения.

Заслуги арабов в медицине были весьма значительны. В то время, как в Европе наблюдался полнейший застой в области искусств и наук, арабы буквально покрыли завоеванные ими страны огромным количеством академий и университетов. Арабами была, помимо греческой, вавилонской и древнеегипетской, усвоена также персидская и даже индийская медицина. Крупнейшая по тем временам медицинская школа в Гондешапуре в 7-8 вв. н.э. служила своего рода передатчиком знаний Индии и Китая арабам. Именно в этой школе много позже с учениями индусов и китайцев в области медицины познакомился знаменитый арабский врачеватель Авиценна.

К концу 9 в. н.э., переведя практически все труды греческих медиков, арабы в медицине вступили на путь самостоятельного творчества. Первоначально явно подражательный характер арабской медицины не помешал им построить на фундаменте эллинизма своеобразное, вполне оригинальное направление медицинской мысли. В течение девятого и последующих веков в медицине арабов появился ряд выдающихся талантов, каковыми в истории мировой медицины единодушно признаны Аль-Рази, Абульказис, Аверроэс и, разумеется, Абу Али ибн Сина, известный больше под именем Авиценна.

Арабские медики в своих посылках, теоретических построениях и основаниях клинического и медико-теоретического мышления и лечебной практики исходили из стройного и вполне законченного, на их взгляд, учения Галена - прямого последователя Гиппократа, практически полностью перенявшего идеи и взгляды своего учителя.

Наряду с этим арабы широко восприняли учения центрально-азиатских медицинских традиционных систем, причем лечебная практика многих веков существования арабской медицины не заставила их отказаться от "вненаучных", как мы сейчас считаем, теоретических положений о природе болезней и механизмах жизнедеятельности, перенятых ими от предшественников-коллег. Более того, арабы сумели углубить и значительно обосновать учения древних. Они приблизили учение о Первоэлементах - Первоначалах жизнедеятельности ("стихиях", "соках", "корнях") - к нуждам практического лечения. В частности, Авиценна на протяжении всей своей жизни разрабатывал учение Гиппократа о "соках" и уточнил многие вопросы этой концепции, углубив понимание процессов, происходящих со Стихиями как в здоровом, так и в больном организме.

По словам историков медицины Мейер-Штейнего и Зудгофа, никто не мог оспорить способность арабских ученых ". систематически отливать весь обширный накопленный материал в ясно изложенные, наглядные и хорошо продуманные учебники и руководства, в которых все отделы логически связаны, в которых одно строго вытекает из другого, и все проникнуто высшей степенью наглядности". Заметим, что о "здании" теории современной медицины такие оценки можно привести лишь с очень большой натяжкой. Современная медицинская наука полна прямо противоречащих друг другу концепций. При этом многообразие противоречивых взглядов часто выдается за свидетельство бурного развития науки. Скорее всего, хаос в теориях означает элементарную методологическую неразбериху, потерю теоретиками медицины корней, основ, фундаментальных критериев оценки состояния организма.

Итак, на основании тщательного изучения наследия Эллады и Египта, с одной стороны, и Индии и Китая, с другой, арабские врачи сумели найти, точнее, восстановить, синтез этих теоретических систем, вполне при этом согласовывая сами теории с живой лечебной практикой на протяжении многих веков. Затем наследие древних было передано арабами Европе позднего Средневековья, где по прошествии веков учения эти стали искажаться и ложно истолковываться. В настоящее время они и вовсе признаны "вненаучными" и практически забыты.

МЕДИЦИНА СНА

МЕДИЦИНА СНА Если вы создали идеальную обстановку в спальне и соблюдаете основные рекомендации по гигиене сна, а качество сна оставляет желать лучшего, то, возможно, вы страдаете серьезным расстройством сна. Современная медицина насчитывает более 80 болезней сна, многие

Теоретическая медицина

Теоретическая медицина Проблемы нормальной анатомии. Морфология в СССР развивалась в творческом содружестве и широком научном контакте с многими смежными науками и в первую очередь с физиологией, топографической анатомией и гистологией. Советские анатомы встали на

Клиническая медицина

Клиническая медицина Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. За последние годы советскими учеными разработаны новые разделы медицинской науки: клиническая патофизиология, клиническая иммунология,

Медицина для антистарения

Медицина для антистарения Только в США к 1990 г. появилось около тысячи небольших биотехнологических компаний. В Великобритании – около двухсот. Они, естественно, стремились получить выход к потенциальным потребителям. То же самое происходило и раньше с другими

Медицина и старость

Медицина и старость А что медицина? Готова ли она защитить от болезней, стрессов, генетических изменений и, наконец, вымирания, угрожающих нам в современных условиях жизни? Согласно анализу, проведенному всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2000 году, по качеству

Народная медицина

Народная медицина Сделайте смесь из воска, оливкового масла и воды, намажьте на кусок материи и ею окутывайте ноги на 2–3 часа ежедневно (рецепт Ванги). Два пакетика ладана сотрите в порошок и размешайте с 50 мл обычного уксуса. Втирайте в пораженную конечность ежедневно

МЕДИЦИНА И МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА И МЕДИЦИНА Скажите, пожалуйста, кто из вас не знает, что отвечают врачи в поликлинике на вопросы пенсионеров о причинах их болезней? Думаю, знают все. "А что вы хотите? Возраст!" И те, кто сегодня в расцвете сил, и наши мамы и папы, и любимые бабушки и дедушки верят

Технологическая медицина

Медицина йогов

Медицина йогов Рекомендации для оздоровленияЙога – название древнеиндийской системы практики, согласно которой путем глубокого сосредоточения и концентрации мыслей и различных психических упражнений приобретаются сверхъестественные способности и достигается

Медицина и мы

Медицина и мы Здоровые люди – это больные, которые еще не знают об этом. Жюль Ромен Все мы очень хотим и ожидаем от нашего окружения любви. Любви не на словах, а на деле, которая должна выражаться в безграничной заботе общества о нас, выраженной в предоставлении нам всего

Государство и медицина

Государство и медицина Существуют тысячи болезней, но одно здоровье, которым надо наделить все общество. А. Шопенгауер Спустя почти полвека со дня выхода инструкций, подписанных Берией, Британское психологическое общество (BPS), играющее ключевую роль в контроле

Холистическая медицина — энергетическая медицина будущего

Холистическая медицина — энергетическая медицина будущего Холистическая медицина как комплекс медицинских систем — это сочетание разных взглядов на то, как надо лечить человека, с их разными подходами, разными понятийными аппаратами, разной терминологией, разной

Арабская баня

Арабская баня Арабы внесли много нового в банную культуру – особенно в X–XI веках, когда в области естественных наук и медицины перехватили у европейцев первенство и задавали в развитии наук и искусств тон.Абу Али Ибн Сина, живший в это время и известный в Европе под

Медицина и образование в арабских государствах средневековья

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия.
Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре (Джунди-Шапур) на юге Ирана.
Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754—776) Джурджус ибн Бахтишу — основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов.
Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.

Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813—833), который специально для этого организовал в Багдаде “Дом мудрости” (араб, bait al-hikma).
В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов — христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (809—873) из Хиры. Он переводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина.
В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали “арабскими”.

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: “арабские” (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и “иноземные” (или древние, общие всем народам и всем религиям).

“Арабские” гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и “Корана”, знание которого для мусульман чрезвычайно важно.

Изучение “иноземных” наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель, история служила основой для изучения жизни Пророка, астрономия и математика уточняли священный календарь.
Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения, задача врача — найти это средство.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.
Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире.

Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ад-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им.

В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в “Гиппократовом сборнике” и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена.
Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека.
Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или “неуравновешенным” (различных степеней сложности).
Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Ар-Рази

Ар-Рази (850— 923), выдающийся философ, врач и химик раннего средневековья составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине “Всеобъемлющая книга по медицине”(“Kitab al-Hawi”) в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.
В XIII в. “Kitab al-Hawi” была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с “Каноном медицины” Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд Ар-Рази “Медицинская книга” в 10 томах (“Al-Kitab al-Mansuri”), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.
В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Сред и многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат “Об оспе и кори”, который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов!

Хирургия и анатомия

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, в отличии от древнего мира. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.
Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965—1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.).
Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама “Трактат по оптике” (“Kitab al-Manazir”) прославил его имя в странах Востока и Западной Европы.
К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе — “Opticae thesaurus Alhazeni arabis” (“Сокровища оптики араба Альхазена”).

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ihn Ali al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название “операция Аммара”.
Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафйс (Ibn an Nafis), т.е. на три столетия раньше Мигеля Сервета. Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в “Каноне” Ибн Сины.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936—1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.
Аз-Захрави жил в “золотой период” ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской — и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави). Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках.
Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.
Абу аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира — никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Больницы и лечебницы государств арабского мира

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы — бимаристан (bimaristan) —персидское, это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций.

И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата—Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов:
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и не медицинского обслуживающего персонала.
При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

Одной из самых крупных была больница “ал-Мансури” в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.
Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание.
Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой — направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и п ривел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера.
Многие из них закреплены в “Коране” (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).

Согласно преданию, Пророк Мухаммед получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri Kalada), который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской медицинской школе.
Если этот факт имел место, гигиенические рекомендации “Корана” восходят к традициям Гундишапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской медицины.

На арабских территориях (в Арабских халифатах) в период Средневековья медицина и фармация достигли высоких для того времени показателей.

Первоначальной территорией, заселенной арабскими племенами, былполуостров Аравия, в южной части которого в настоящее время расположено государство Йемен.

Активному развитию медицинских знаний и умений на данных территориях способствовало наличие значительных водных ресурсов, развитие земледельческой культуры, в том числе возникновение ирригационного земледелия, производство благовоний, добыча золота, развитие различных ремесел и посреднической торговли между восточными странами (Эфиопией, Индией) и Средиземноморьем.

Значительное развитие получила организация больничного дела. Назывались больницы бимаристанами. Основание первой известной больницы датируется 705-715 годами. Мусульманские больницы этого периода подразделялись на три вида:

  • Первый тип больниц учреждали халифы или известные мусульманские деятели, они рассчитывались на широкие слои населения. Финансирование их осуществлялось государством, в них имелся штат врачей и обслуживающего немедицинского персонала. При таких больницах организовывались медицинские школы и библиотеки. Обучение подразумевало теоретические и практические аспекты: обучающиеся посещали больных на дому вместе с врачом- учителем, а также сопровождали его во время обхода в больнице. Больницы имели женскую и мужскую половины, а больные в них распределялись по нескольким отделениям, соответствующим их заболеваниям.
  • Второй вид больниц финансировали известные врачи и религиозные деятели, как правило, они были небольшими.
  • Третьим видом больниц являлись военные лечебные учреждения. Они размещались в палатках, цитаделях, замках и перемещались вместе с армией.

Готовые работы на аналогичную тему

Арабская фармация в период Средневековья

Основные достижения лекарствоведения и аптечного дела в Арабских халифатах:

Средневековая исламская медицина

Медицина являлась важной частью жизни зредневекового исламского общества: и бедные, и богатые были в равной мере заинтересованы в своем здоровье и заболеваниях. Исламские врачи и некоторые ученые достаточно много написали о здоровье и создали обширную и комплексную медицинскую литературу, описывающую лекарственные средства, клинические практики, заболевания, методы лечения и диагностики. В отличие от современной медицины, которая является достаточно специализированной, в средневековом исламском мире медицина была тесно связана с естественными науками, астрологией, алхимией, религией, философией и математикой.

Исламская медицина была основана на наследии греческих и римских врачей и ученых. Наиболее сильное влияние на нее оказали Гален и Гиппократ, которых приравнивали к отцам медицины, а также врачи и ученые Александрии. Большая часть медицинской литературы греческой и римской цивилизаций была переведена на арабский язык и впоследствие адаптирована для включения собственных новых знаний и заключений.

Исламская медицина была неотъемлемой частью культуры мусульманского мира. Публикация литературы являлась престижной профессией, посколку изготовление бумаги было тонким делом, книги имели иллюстрации, а каллиграфию признавали отдельным искусством. С 661 до 750 гг нашей эры, в период раннего этапа исламской цивилизации, известного как Уммаяды, люди в целом верили, что Аллах обеспечивает лечение любого заболевания. К 900 году нашей эры в исламе начала развиваться и практиковаться медицинская система, более ориентированная на науки.

Поскольку люди все более становились заинтересованными в здоровье и науках, его изучающих, исламские врачи пытались найти методы лечения, с позволения Бога, конечно же, которые рассматривали бы естественные причины и потенциальное лечение и даже излечение.

Средневековое исламское общество подарило миру некоторыех величайших мыслителей в истории, продвижение в области хирургии, в этот период были построены больницы, более того, в медицинские профессии были допущены женщины. Аль-Рази и Ибн-Сина признаны наиболее выдающимися исламскими мыслителями в области медицины.

Средневековая исламская медицина

Аль-Рази

Поскольку Аль-Рази был и фармацевтом, то его перу принадлежат многие исследования в данной области, в частности, он первым начал применять ртутные мази; с ним же ассоциируют и некоторые медицинские предметы, к примеры, спатулы, термосы, ступки и фиалы.

Ибн Сина

Абу Али аль-Хусейн ибн Абдулла ибн Сина (980-1037 гг нашей эры), более известный как Ибн Сина или Авиценна, являлся персидским полиматиком, обладавшим различными навыками и профессиями, также он был великолепным талантливым писателем. Его перу принадлежат 450 книг, 240 из них доступны и до сих пор, при этом 40 книг посвящены исключительно медицине.

  • Активные ингридиенты должны быть чистыми, без примесей и высокого качества;
  • Лекарственное средство должно быть использовано для лечения одного простого заболевания, а не букета заболеваний;
  • Необходимо проверять препарат на двух диаметрально противоположных заболеваниях, поскольку качества препарата могут эффективно лечить одно заболевание и успешно излечивать другое;
  • Качество лекарственного средства должно соответствовать степени тяжести заболевания;
  • Процесс лечения должен быть тщательно задокументирован по времени, чтобы получить возможность наблюдения за действием применяемого препарата, исключая посторонние факторы;
  • Эффективность препарата должна быть последовательной и иметь приблизительно одинаковые результаты применения при лечении множества пациентов;
  • Тестирование препаратов должно проводиться на людях, а не животных.

Взгляды Авиценны на психологию и психические заболевания были более практичными и научными по сравнению со взглядами Аль-Рази.

Анатомия и физиология в средневековой исламской медицине

Принято считать, что Ибн аль-Нафи, арабский врач, родившийся в Дамаске в 1213 году, является первым, кто сумел описать легочное кровообращение. Греческий врач Гален несколькими веками ранее написал, что кровь попадает из левого желудочка сердца в правый желудочек при помощи невидимых путей, с чем и не был согласен Аль-Нафи. Он пояснял, что не существует каких-либо прямых путей, чтобы кровь могла попадать из одного желудочка в другой. По его мнению, кровь из правого предсердия должна была проходить через легочную артерию к легким, распространяться в веществе легких, смешиваться с воздухом, проходить через легочную вену и попадать уже в левое предсердие.

Ахмад ибн Аби аль-Ашат, иракский врач, описал сужение и расширение наполненного желудка после своих экспериментов с живыми львами, он практически на 900 лет опередил Уильяма Бомона в области экспериментов в гастрофизиологии. Абд аль-Латиф аль-Багдади (1162-1231 гг нашей эры), известный иракский врач, историк, египтолог и путешественник, сообщал, что Гален ошибался относительо того, что нижняя челюсть состоит из двух частей. К сожалению, практические наблюдения аль-Багдади были проигнорированы.

Лекарственные средства и препараты

Как и в Дренем Египте, Древней Греции и Древнем Риме, в средневековом исламском мире лекарственные средства состояли из натуральных веществ, многие из которых имели растительное происхождение. Достаточно большая часть препаратов имела корни в греческой и римской цивилизациях. Исламские врачи стали первыми применять хлорид ртути для дезинфекции ран. Для облегчения боли использовали отвар семян мака, поскольку они содержат кодеин и морфин; их применяли для облегчения симптомов камней в желчном пузыре, высокой температуры, зубной боли, головной боли, глазной боли и плеврита. Тем не менее Али аль-Табари предупреждал, что экстракт маковых листьяв является вредным, поскольку содержит опиум.

В средневековом исламском мире были построены больницы, в которых проводили большее количество операций по сравнению с Грецией и Римом. Из-за отсутствия необходимых анестетиков врачам того времени были недоступны сложные операции, однако, врачи применяли опиум для усыпления больного перед проведением оперативного вмешательства. Офтальмологи успешно лечили катаракту и трахому. Также частой процедурой являлась каутеризация, или прижигание ран, необходимое для предотвращения инфекционного заражения и остановки кровопотери.

Читайте также: