Общественная мысль эпохи возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

В русле этих идей развивались следующие учения.

1. Николо Макиавелли (1469 – 1527).

- Считал интерес - движущей силой истории, приобретение или охра­ну частной собственности - могущественнейшим из интересов человека: ". люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества";

- апологет мощного централизованного национального государства; основой государства считал силу; сила не связана ни традициями, ни за­конами, ни моральными нормами, идеал государственного устройства - мо­нархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры;

- политика - автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли, политика определяет­ся не моралью, а самой практикой, естественными законами жизни и чело­веческой психологией.

- правитель должен быть абсолютным властелином, деспотом, он не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом; он должен руководствоваться только реальными фак­тами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.

Учение Макиавелли является принципиально новым во всей общественной мысли. Макиавелли не просто развинчивает религиозные авторитеты, не просто ставит отдельного человека в центр мировоззрения, но идет дольше: исследует структуру общества, типы власти, строение государства. Во всей системе социальных отношений он выделяет особую сферу – политику, специфика которой заключается в том, что деятельность людей в этой сфере определяется не религиозными принципами, но творческой активностью, то есть самими людьми.

Политическая деятельность отличается и от принципов морали, и от религиозных догматов.

Это значит, что человек не должен мириться с обстоятельствами, уступать им, а должен в меру сил определять, выстраивать эти обстоятельства. Несмотря на парадоксальность выражения, учение Макиавелли есть форма выражения гуманизма.

2. Утопические учения Ренессанса.

Эпоха Возрождения есть эпоха расцвета социальных утопий, то есть таких социальных проектов, которые не могут воплотиться в жизнь.

Дело в том, что эпоха возрождения поставила задачу практически реализовать идею прекрасного, универсального человека. Однако на практике вслед за этой эпохой феодализма наступила эпоха рыночных, буржуазных отношений с их индивидуализмом, распадом социальных связей и взаимной конкуренцией между людьми.

Отсюда идея гармоничного человека оказалась утопичной, по крайней мере, в ближайшие пятьсот лет. В то же время, недостижимость идеала порождает стремление реализовать эту идею любыми способами вплоть до насильственных. Это и привело к возникновению утопии.

Мы рассмотрим учения следующих утопистов:

Томмазо Кампанелла (1568 – 1629).

Кампанелла убеждается в том, что возможно создать Царство Божие на земле и рисует идеальное общественное устройство, в котором отсутствует частная собственность. Все люди трудятся, всеобщий труд создает изобилие общественных продуктов, процветают науки.

Однако Кампанелла не может указать конкретных путей и способов реализации этого идеала, и поэтому в его концепции способы регулирования социальных отношений приобретают жестокий, принудительный характер. Вся жизнь обитателей города Солнца строго регламентирована (браки заключаются по распоряжению правителей, дети воспитываются не в семье, а всем обществом, существует разделение между простыми людьми и группой привилегированных лиц, трудную физическую работу выполняют преступники из числа тех обитателей, которые нарушили установления).

Томас Мор (1479 – 1555).

В отличие от утопии Компанеллы здесь действует демократическое управление, сохраняется семья, у людей развиваются разносторонние отношения навыки и интересы.

Причина в том, что развитие науки и техники в то время еще было в зачаточном состоянии.

Философия Ренессанса была необходимым и закономерным переходом от средневековых философских традиций к философии Нового Времени.

ТЕМА 6 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХУII-ХУIII ВЕКОВ

Общая характеристика философии ХУII века. Основные темы философии ХУII века: соотношение здравого смысла и философии; роль понятий системы и факта в философии; мир и его строение, соотношение онтологии, космологии и метафизики; материальная и духовная субстанции, их соотношение; Бог и природа; природа, ее материальность, закономерность и движение; природа человека, соотношение души и тела; сущность, структура и способности души; природа, функции, возможности разума; соотношение воли и разума; чувства, вера, разум, свободомыслие как основные измерения человека; страсти и их роль в жизни; интерес и нравственность; этические основы человеческой жизни; эстетическое чувство и его роль; этические чувства и этика; этика и удовольствие; естественное и общественное состояние человека и их связь; сущность общества; модели субъекта истории; человек и общество; человек и культура; истоки права и дух законов; правовой закон и свобода; свобода и ответственность; политика и мораль; добро, благо, зло и их роль в жизни человека и общества; функции языка; оценка содержания и роли положительной, естественной религии в жизни человека и общества; познание, его формы и границы; роль сомнения в познании; происхождение идей; чувственность, рассудок и разум как инструменты познания; познание и опыт; достоверность знания, критерии истины, источники заблуждений человека; критерии научного знания и его отношение к опыту; апостериорное и априорное знание; научный метод познания, виды наук, практическая значимость научного познания; роль научного и технического знания в истории человечества.

Разработка философских проблем в философии “нового органона” Ф. Бэкона, дуалистической философии Р. Декарта, метафизике монизма Спинозы, монадологии Г.В. Лейбница, механистическом материализме Т. Гоббса, материалистическом эмпиризме Дж. Локка, идеалистическом сенсуализме Дж. Беркли, скептицизме Д. Юма, философии английского, французского, немецкого Просвещения, философии И. Канта.


В 15 веке на смену средневековью пришла эпоха европейского Ренессанса (Возрождение), повлекшая за собой культурный расцвет и изменение взглядов на окружающий мир. В нашей статье можно прочитать кратко самое главное о философии эпохи Возрождения.


Характеристика

Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в XIV веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и совершенствованию социальной природы человека.

Распространению гуманистических идей среди философов в XV веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год).

Известный меценат и государственный деятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.

Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:

  • Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
  • Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский (светский), а не церковный характер. Центром всего больше не является Бог или космос;
  • Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.

В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:

которые читают вместе с этой



  • Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опирающемуся на выдержки из Библии;
  • Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
  • Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
  • Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие или отрицание существования Бога). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.

Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.

Антропоцентризм

Рис. 2. Антропоцентризм.

Известные философы

Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:

Представитель

Вклад и общая характеристика мировоззрения

Марсилио Фичино (астролог, священник)

Представитель платонизма.
Переводил и комментировал античные богословские тексты; написал трактат, в котором объяснял платоновские идеи с точки зрения христианства

Николай Кузанский (теолог, ученый)

Представитель пантеизма.
В трактатах размышлял о месте человека в мире, бесконечности Бога и его проявлений (одно из которых природа). Занимался математикой, астрономией. Утверждал, что Вселенная безгранична, а Земля вращается вокруг Солнца.

Мишель Монтень (писатель)

Николай Коперник (астроном, математик, механик)

Джордано Бруно (монах, поэт)

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик)

Представитель гелиоцентризма.
Впервые использовал телескоп для наблюдения за космическими объектами. Основатель экспериментальной физики.

Практически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволяющие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.

Марсилио Фичино

Рис. 3. Марсилио Фичино.

Что мы узнали?

Мы выяснили характерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.

Философия гуманизма

В средние века человек однозначно признавался беспомощным, зависящим от воли Бога существом – такова была философия теоцентризма. Земная жизнь – это наказание за прежние согрешения. Совершенно иной взгляд на существование человека имели философы Возрождения, для которых была неприемлема мысль о бессилии и ничтожности. Теория гуманизма определяет человека и его внутренний мир наивысшей ценностью. Человек может творить свою судьбу сам; он – Творец, потому что может созидать прекрасное; главная ценность человека – сочетание внешней красоты с богатством внутреннего духовного мира. Художники старались изобразить живую личность, наполненную эмоциями, которой подчинялся окружающий мир. Мыслители писали о новом справедливом государстве, сочетавшем христианскую мораль и тягу человека к знаниям, о принципе человечности.

Что возрождалось?

Все началась с того, что один неравнодушный к прекрасному человек среди руин богатого греческого дома отыскал скульптуру, изображающую молодого человека. Очистив ее от грязи, он был удивлен совершенством и красотой, правильностью линий и достоверностью. Человек продал ее за не малые деньги (он, как видимо, был еще неравнодушен и к деньгам). Одной скульптурой дело не ограничилось. И понемногу вся грация и совершенство произведений древнегреческих мастеров предстали перед удивленным взором средневекового общества. Мудрецы стали одержимы новыми мыслями о красоте физической и красоте духовной; художники и скульпторы пытались постичь тайну творчества давно ушедших веков. Иными словами, возрождалась культура античности. Возрождалась красота и свобода, тяга к жизни и совершенству.

Изменения в обществе

Конечно, общество Возрождения сложно назвать полностью освободившимся от предрассудков и заблуждений. Многие философские заключения были ошибочными, многие идеи неуместными, но, тем не менее, в целом общество Европы вышло на новый уровень жизни.

За Средними веками последовал период Возрождения или Возрождения (XIV-XVII века). В этот период в социально-экономическом плане произошел переход от феодализма к капитализму. Эта эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, инженерного дела, естествознания, механики, математики, небывалым творческим подъемом в искусстве, литературе, науке, общественно-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития дали основные черты философского прогресса. Само название эпохи предполагает возрождение интереса к античной философии и культуре, которая воспринимается как образец для современности. Христианская традиция переосмысливается, а общественная жизнь и культура секуляризируются (секуляризируются). Философия больше не является служанкой теологии. Идеалом является не религиозное, а светское знание. В эту эпоху новое философское мировоззрение было выработано благодаря работам целого ряда мыслителей: Франческо Петрарка, Мишель Монтень, Марсилио Фичино, Николай Куза, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томас Кампанелла, Никколо Макиавелли и др.

Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

Эпоха Возрождения характеризовалась не только повышенным интересом к личности, но и большим интересом к проблемам государства, устройству общества и взаимоотношениям между церковными и государственными институтами и верующими. Эти проблемы нашли отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными течениями которой были:

  • Философия Реформации;
  • Политическая философия;
  • Социалистическая утопическая философия.

Целью Реформации была реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими.

Условиями для возникновения этого движения были:

  • кризис феодализма;
  • возникновение и консолидация торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, образование европейских государств;
  • незаинтересованность лидеров этих государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, наднациональной, общеевропейской власти Папы и католической церкви;
  • кризис, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, отсталость от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • распространение идей гуманизма в Европе;
  • рост личного сознания, индивидуализма..;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских доктрин, ересей, мистицизма, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами гражданско-евангелической Реформации были М. Лютер, В. Цвингли и Ж. Кальвин.

Народная Реформация характеризовалась движением Т. Мюнцера, анабаптистов, диггеров и др.

Идеи социальной философии в эпоху Возрождения - Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Идеи гуманизма в работах мыслителей Возрождения

Идеи гуманизма были впервые выражены в эпоху Возрождения, поэтому мыслителей этого периода называют гуманистами, а 14-16 века часто называют эпохой гуманизма. В целом, гуманизм с тех пор существует как направление социально-политической и философской мысли. Гуманистическая тенденция может быть выявлена в различных конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и разных авторов.

Новое понимание проблемы человека также повлияло на новое понимание проблемы Бога мыслителями эпохи Возрождения. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму пришел пантеизм. Пантеизм — это философская доктрина, признающая слияние Бога с природой, при этом Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как сверхъестественная сила, существующая во всех природных объектах. Действительно, пантеистические мыслители уже обожествляли саму природу и считали, что божественная сила так же вездесуща в природе, как и в самом человеке.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви повлияли и на то, что в эпоху Возрождения начинается резкая критика официального католического учения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неправильно трактовала основные религиозные проблемы. Прежде всего, преуменьшается роль научного и философского знания, поскольку благодаря Фоме Аквинскому наука, по мнению гуманистов, стала лишь служанкой теологии. Принципы и методы познания античной философии были возведены гуманистами в абсолют, а научное знание поставлено на один уровень с религией.

Гуманисты были убеждены, что наука должна стать основой новой религии. Гуманисты обратились к тайным путям познания — магии и оккультизму — как к основным инструментам для открытия божественных истин. Они считали магию и оккультизм высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к древней культуре сопровождалось появлением интереса к древним религиозным и мистическим учениям.

В шестнадцатом веке произведения древних мистиков — Гермеса Трисмегиста, Зороастра и Орфея — были переведены на латынь и стали чрезвычайно популярны. Гуманисты считали авторов этих сочинений историческими личностями, современниками Моисея из Ветхого Завета. Согласно большинству ренессансных мыслителей, Бог передавал Моисею законы человеческого сообщества, а Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей — некие тайные истины, понятные только через особые религиозно-мистические пути. Поэтому знание трудов древних мистиков и выполнение магических обрядов дает возможность прикоснуться к величайшим божественным тайнам, которые недоступны обычным христианам.

Теории общественного договора

Концепция Гегеля оказала большое влияние на современное понимание гражданского общества. Гражданское общество сегодня понимается как — сфера спонтанного самовыражения свободных индивидов и добровольно созданных объединений и организаций граждан, защищенная необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольного регулирования со стороны государственных органов.

Признаками гражданского общества являются:

  • Концентрация жизни населения в городах и городских поселениях (горожанин — городской житель);
  • Демократическое устройство государства;
  • Автономия личности, которая понимается не просто как личная свобода, а как единство внутренних и внешних возможностей развития
  • Доминирование частного и гражданского права, которое развивается одновременно с институтом частной собственности и рыночной экономикой.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: