Теория семейной социализации и таллмена кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социализация подростков в современном обществе в очень большой степени подвержена влиянию внесемейных институтов социализации, которые воздействуют противоречиво и часто негативно. Эти возрастные группы стремятся к самореализации не только благодаря, но и вопреки сложившимся социокультурным нормам и правилам. Одной из причин деструктивного поведения подростков является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры

Оглавление
Файлы: 1 файл

5-Социализация подростков средствами игры.doc

§1. Теоретико-методологические особенности социализации подростков ______________________________ ____________________

1.1. Определение, подходы понятия социализация__________________

1.2. Возрастные особенности детей подростковог о возраста______________________ ______________________________ _

1.3 Этапы духовно-нравственного развития детей__________________

2.1. Характеристика игры__________________________ ____________

2.1.1. Определение игры__________________________ _____________

2.1.2. Цель, задачи и принципы игры__________________________ ___

2.1.3. Классификация игр___________________________ ____________

2.2. Особенности игры__________________________ _____________

§3.Ролевая игра как средство социализации детей подросткового возраста____

3.1. Особенности организации ролевой игры__________________________ ____

Список литературы_____________ ______________________________ _

Социализация подростков в современном обществе в очень большой степени подвержена влиянию внесемейных институтов социализации, которые воздействуют противоречиво и часто негативно. Эти возрастные группы стремятся к самореализации не только благодаря, но и вопреки сложившимся социокультурным нормам и правилам. Одной из причин деструктивного поведения подростков является значительное снижение общей культуры населения и особенно правовой культуры. Попытки решить эту задачу, увеличивая учебные и лекционные часы, дают очень низкий эффект, т.к. не закрепляются формированием новой правовой модели. Важно учитывать и социально-психологические особенности подростков и молодежи: бурный процесс физического и психического становления требует какой-либо деятельной формы жизнедеятельности, в то же время как условия подростковой и молодежной среды привели к разобщению, снижению взаимопонимания, к сокращению позитивных форм досуговой деятельности.

Актуальность данного положения и позволили нам остановиться на этой теме.

Объектом исследования социализация детей подросткового возраста. Предмет исследования: игра как средство социализации детей подросткового возраста.

Цель исследования: изучить возможности социализации подростков с помощью ролевой игры.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие основные задачи:

Теоретическая база исследования: исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М. Новикова, Д.Б.Эльконина, Л.С. Выгот542ского, прот. В. Зеньковского, У. Бронфенбренера и др.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, включающего 65 наименований.

1.Теоретико-методологические особенности социализации подростков.

1.1.Определение, подходы к понятию социализации.

Анализ концепции И. Таллмена позволяет понять, что процесс социализации в первичных социальных объединениях таких как семья не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать. Предмет интереса американца И. Таллмена — механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины, в которой живет его семья, он положил в основу своей теории следующее утверждение: чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении, будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым [41,52].

И.С. Кон в своей концепции социализации выделяет стихийный и воспитательный компоненты, активную позицию человека в процессе социализации. При рассмотрении процесса социализации детей И. С. Кон определил процесс социализации как способ существования и трансмиссии культуры [35]. В данном процессе он выделяет несколько исторических и самостоятельных аспектов социализации:

- субъектный (от кого и кому осуществляется трансмиссия культуры);

- объектный (что именно передается — знания, навыки, ценности, установки);

- процессуальный (пути, способы передачи);

-институциональный (посредством каких специализированных социальных институтов осуществляется трансмиссия);

- этап развития культуры, на котором важнейшим институтом социализации становится большая семья;

- этап урбанизации и индустриализации, на котором неуклонно возрастает значение общественно-государственных институтов социализации.

В ходе научного исследования данного процесса И.С. Коном было выделено ряд общих закономерностей процесса социализации:

В концепции социализации А.В. Петровского процесс социализации представлен в виде двух моделей, которые описывают периоды возрастного развития личности и фазы развития личности при вхождении ее в референтную группу. А.В. Петровский подчеркивает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а обусловлен внешними социальными причинами — даже если вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе. Развитие личности представлено в виде закономерной смены фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Любой период открывается фазой адаптации,- это усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Когда происходит конфликт между достигнутым результатом адаптации и реализацией индивидом своих индивидуальных особенностей – наступает фаза индивидуализации. Фаза интеграции вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей. Это противоречие в случае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему. Если переход к новому периоду не подготовлен благополучным протеканием предыдущей фазы, то на рубеже между возрастными периодами закладывается кризис и процесс адаптации личности будет протекать затруднительно.

Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и самосознанием, нравственно-эстетическими качествами.
Индивид - обозначает человека как единичное природное существо вида Hono sapiens. Специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание этого понятия не входят.
Личность - человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, обладает устойчивой системой социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека, как члена общества.
Индивидуальность – обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех других, включая как природные, телесные, так и психические и социальные свойства; как унаследованные, так и благоприобретенные, в процессе жизнедеятельности.

Исходя из определений видно, что человек – существо биосоциальное. И с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи, в последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который воплощается в социально-психологические качества личности, их еще называют социально-психологическими феноменами личности.


  1. Социальный интеллект - способность понимать людей и взаимодействовать с ними, мудро и дальновидно поступать в межличностных взаимоотношениях. Э. Торндайк утверждает, что, часто отождествляя его с человеческой мудростью, люди вкладывают в понятие социального интеллекта следующее:

  • способность к решению практических задач: человек рассуждает логически, видит все аспекты проблемы, принимает правильные решения;

  • вербальная способность: говорит ясно, четко, хорошо понимает прочитанное, имеет большой словарный запас, эффективно общается с людьми;

  • социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть, выносит справедливые решения, любознателен, имеет широкие интересы.

    • приспособительная (адаптивность в изменяющихся условиях)

    • мобилизационная (помогающая преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы)

    • мотивационная (стимуляция в общении, инициативность в контактах)

    • операциональная (решение текущих задач)

    • когнитивная (повышение социальной компетентности)

    • прогностическая (планирование межличностных событий)

    • ориентация

    • адаптация

    • интеграция общесоциального и личного опыта.

    1. личностное самоопределение – процесс и результат содержательного конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов, профессиональных планов и пространство реального действия. Личностное самоопределение можно представить как субъективные устремления формирования жизненного (событийного, смыслового и т. п.) сценария человеком. Личностное самоопределение неразрывно связано с понятиями социальной зрелости и профессиональным самоопределением.

    1. ценностные ориентации и установки личности

    Игли и Чейкан дали следующие определение понятию установка – это психологическая тенденция, которая выражается через оценивание заслуживающих внимания объектов с определенной степенью расположения или неприязни. Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими.


    • эго-защиты (разрешение внутренних конфликтов посредством установления защиты на основе механизмов рационализации, проекции и т. д.)

    • ценностно-экспресивная и самореализации (аттитюд (социальная установка), выступает как средство высвобождения от внутреннего напряжения, подтверждение собственных позиций)

    • инструментальная (аттитюд направляет объекта к тем объектам, которые служат достижению его целей)

    • познания (аттитюд дает упорядоченное знание, указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту).

    Ценностная ориентация определяется как фиксированная в психике индивида и социально обусловленная общая направленность на цели и средства деятельности.


    • регулирование поведение как сознательного действия в социальных условиях.

    Социализация - процесс, при котором происходит формирование социально-психологических качеств личности (усвоение социального опыта), а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта.

    Понятие социализации неразрывно связано с понятием воспитания и включает его в себя, но социализация более широкое понятие. Так же понятие социализация неразрывно связано с понятием развития личности. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.

    Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).
    Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух нижеописанных подходов:

    Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализазии, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог конца 19в. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и т. д.

    Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.

    Второй подход (субъект - субъектного) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой трети 20в., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида
    Концепция социализации Дж. К. Клоумена

    По мнению Дж. К. Коулмена, большинство подростков в целом благополучно минуют период взросления, потому что в каждый конкретный период взросления конкретный подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него проблемой и разрешая ее сталкивается с другой. Данные исследования подтвердили это, из чего следует, что различные отклонения могут возникнуть у тех подростков, кто одновременно имеет дело не с одним, а с несколькими всплесками проблем.

    Таким образом, концепция Дж. К. Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления.
    Концепция социализации И. Таллмена

    В общем виде теория может быть представлена следующим образом: условия общины опосредованно, через семью, оказывают влияние на процесс социализации, которая осуществляется тогда, когда родители и дети включаются в разрешение проблем. Результатом этого влияния становится способность подростков разрешать проблемы в собственном социальном окружении.

    Анализ концепции И. Таллмена позволяет понять, что процесс социализации в первичных социальных объединениях (семья и др.) не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам по себе способен в какой- то мере их стимулировать.
    Концепция социализации И. С. Кона


    • во-первых, выделение в ее процессе стихийного и организованного (воспитание) компонентов;

    • во-вторых, неизменное акцентирование активной позиции человека в ходе социализации.

    Концепция социализации Г. М. Андреевой

    Г. М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

    Содержание процесса социализации - процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений этих трех сфер.


    1. трудовую

    2. послетрудовую.

    Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей Г. М. Андреева называет институтами социализации, которые через систему воздействий (традиции, привычки, образ жизни) осуществляет свое воздействие на личность. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
    Механизмы социализации

    Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью так называемых механизмов. Перед раскрытием понятия механизм социализации необходимо кратко охарактеризовать факторы и агенты социализации.


    • мегафакторы: космос, планета, мир (Интернет можно отнести к мегафактру, поскольку он может влиять на социализацию всех жителей планеты)

    • макрофакторы: страна, этнос,общество, государство

    • мезофакторы: условия социализации больших групп людей, выделяемых по: местности и виду поселений (горд, село и т. д.), по принадлежности к тем или иным субкультурам

    • микрофакторы: семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации и т. д.

    К психологическим механизмам социализации можно отнести:

    импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.

    экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком ( в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах ( в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

    подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ

    идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.


    1. традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).

    2. институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

    3. стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и т. д.) референтны (значимы) для него.

    4. межличностный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг и т. д.

    Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно.

    В современном обществе семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Феномен отцовства имеет социокультурную природу и характеризуется понятием предписанной культуры и регулируются общественными нормами, которые регулируют распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяют содержание ролей, модели ролевого поведения.

    Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивают оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

    Теории "семейной социализации"

    В различных теориях социализации подчеркиваются и различные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.

    По Г. Тарду, основным процессом взаимодействия сознания отдельного человека с существующими верованиями, убеждениями, соображениями желаний и намерений,порожденные обществом, является социализация. Ученый отмечал, что главным механизмом социализации (вхождение человека в общество) является подражание, что регулируется обществом через систему образования (обучения и воспитания), семью, общественное мнение и другие социальные институты. Г.Тард в социализации видел не только стабилизирующий общественный механизм и возможности обеспечения развития общества. Задача образования и воспитания заключается в создании предпосылок и условий для развития творчества человека, которая возникает в ее индивидуальном сознании как процесс взаимодействия людей в обществе.

    Предметом исследования американского ученого И. Таллмена стал механизм семейной социализации в условиях нестабильного социокультурной среды.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Считая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины. Проблемы адаптивной социализации человека анализирует в эволюционном контексте американский социальный психолог Э. Эриксон, автор эволюционной теории социализации.

    Понятие "симейной социализации", ее роль в институте семьи

    Кроме того, что семейная социализация обеспечивает формирование члена общества с жизненной позицией, системой ценностных ориентаций, она в значительной степени влияет на представление подрастающего поколения о модели семьи, семейную идеологию, о систему функций семьи как социальной группы и каждого члена семьи в частности. Семейная социализация имеет обеспечить готовность к созданию семьи, избрание своей формы брака, репродуктивных установок, места и роли в воспитании будущих поколений, а также избрание жизненных ориентиров и социальных ценностей Семейная социализация многогранный, многоуровневый, многофакторный процесс. С одной стороны семейная социализация рассматривается как первичная; с другой стороны, семейная социализация - это не этап в социализации индивида, это ее основа, ее корни, ее фундамент. Семейная социализация во многом определяет индивидуальные особенности индивида, его жизненные ориентиры. От семьи зависит не только социализация личности, но и развитие ее наследственных качеств и свойств (биологизация).

    Итак, на сегодня сформирована точка зрения, что важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения, первичная социализация ребенка, но не имеет ни одной государственной программы, которая помогали семье понять - что такое семья из точки зрения социальных ожиданий, каковы ее функции по отношению к обществу, каковы ее функции по отношению к детям.

    Необходимость активизации субъектной роли семьи, повышение ее социальной ответственности за воспитание детей приводит объективную востребованность воспитательного и социализувального потенциала не только родителей, а и институтов общества.




    Методологической основой исследования сущности социализации в отечественной философии является научная концепция соотношения биологического и социального в человеке. Исследования В.В. Орлова позволяют выявить три позиции в объяснении сущности человека (119).

    1. Концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции, возникновение социально приводит к полному подавлению биологического (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

    2. Концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная - как внешняя, существующая вне человека (П.И. Царегородов). К.А. Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надиндивидуальное (1, с.43).

    Философ В.В. Москаленко определяет в своем исследовании основы взаимодействия личности и общества. Она характеризует социализацию как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, предполагающий не только усвоение социального опыта, т.е. репродуктивную деятельность, но и продуктивную, т.е. собственно творческую(120).

    Значительный интерес в изучаемом нами аспекте представляет описание ученой активной позиции личности в процессе социализации.

    Изучение научных философских исследований по проблеме социализации позволяет нам сделать следующие выводы:

    · разнообразие подходов к проблеме социализации говорит о том, что возрастает интерес философов к данной проблеме;

    · доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности;

    · процесс социализации означает развитие личности в филогенетическом и онтогенетическом плане, что определяет роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом;

    · процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

    В 60-70-е годы XX века проблема социализации стала широко обсуждаться в европейских и американских научных исследованиях. В 1956 году термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало официальное его принятие и направило усилие на изучение данного процесса.

    В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого - субект-объектного подхода - можно выделить два направления:

    · культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению (Дж. Уайтинг, И. Гайлд);

    Таким образом, данный подход на социализацию предполагает активную роль общества, выступающего доминантой, а личность является пассивным участником, который приспосабливается к условиям общества, в котором живет.

    В рамках второго - субъект-субъектного подхода действует школа символического интеракционизма. Основная идея заключается в том, что растущая личность признается непассивным участником процесса взаимодействия. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения.

    Большое признание у социологов получила идея У.М. Уэнтворта, основные положения которой заключаются в следующем:

    1) общество не является главным фактором социализации личности;

    Взгляда на социализацию как на процесс, основанный на принципе субъект-субъектности, придерживаются в своих исследованиях И. Таллмен, Дж. Коулмен, У. Бронфенбреннер (96, с. 50-60).

    Итак, важной особенностью разработки проблемы социализации западными учеными является утверждение идеи о том, что развитие ребенка осуществляется в результате постоянного взаимодействия, а не путем одностороннего влияния общества на личность.

    Дискуссионный характер, как и в зарубежной социологии, носит вопрос о роли самой личности в процессе социализации.

    Социализацию лишь как усвоение индивидом элементов культуры, социальных норм, ценностей рассматривают ученые П.П. Лямцев, Г.Д. Сариев (112,156). Но воздействие среды на личность вырабатывает и обратную связь, выражающую отношение человека к среде. Это указывает на активную позицию личности, что отмечают в своих исследованиях И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган, О.И. Иванов (87,23,84,69).

    Таким образом, в социологическом подходе отечественной науки доминирует точка зрения, определяющая активную позицию индивида в процессе взаимодействия его с окружающей действительностью.

    Анализ социологических исследований по данной проблематике позволил сделать следующие выводы:

    · в науке существуют два концептуальных подхода к определению понятия социализация: субъект-объектный и субъект-субъектный;

    · Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г.Д. Сариев и др. придерживаются точки зрения, трактующей доминирующую роль общества в процессе социализации;

    · в рамках другого концептуального подхода (и. Таллмен, Дж. Коулмен, И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган и др.) социализация предусматривает активную позицию личности.

    Методологической основой исследования сущности социализации в отечественной философии является научная концепция соотношения биологического и социального в человеке. Исследования В.В. Орлова позволяют выявить три позиции в объяснении сущности человека (119).

    1. Концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции, возникновение социально приводит к полному подавлению биологического (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

    2. Концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная - как внешняя, существующая вне человека (П.И. Царегородов). К.А. Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надиндивидуальное (1, с.43).

    Философ В.В. Москаленко определяет в своем исследовании основы взаимодействия личности и общества. Она характеризует социализацию как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, предполагающий не только усвоение социального опыта, т.е. репродуктивную деятельность, но и продуктивную, т.е. собственно творческую(120).

    Значительный интерес в изучаемом нами аспекте представляет описание ученой активной позиции личности в процессе социализации.

    Изучение научных философских исследований по проблеме социализации позволяет нам сделать следующие выводы:

    · разнообразие подходов к проблеме социализации говорит о том, что возрастает интерес философов к данной проблеме;

    · доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности;

    · процесс социализации означает развитие личности в филогенетическом и онтогенетическом плане, что определяет роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом;

    · процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

    В 60-70-е годы XX века проблема социализации стала широко обсуждаться в европейских и американских научных исследованиях. В 1956 году термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало официальное его принятие и направило усилие на изучение данного процесса.

    В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого - субект-объектного подхода - можно выделить два направления:

    · культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура - предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации - это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению (Дж. Уайтинг, И. Гайлд);

    Таким образом, данный подход на социализацию предполагает активную роль общества, выступающего доминантой, а личность является пассивным участником, который приспосабливается к условиям общества, в котором живет.

    В рамках второго - субъект-субъектного подхода действует школа символического интеракционизма. Основная идея заключается в том, что растущая личность признается непассивным участником процесса взаимодействия. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения.

    Большое признание у социологов получила идея У.М. Уэнтворта, основные положения которой заключаются в следующем:

    1) общество не является главным фактором социализации личности;

    Взгляда на социализацию как на процесс, основанный на принципе субъект-субъектности, придерживаются в своих исследованиях И. Таллмен, Дж. Коулмен, У. Бронфенбреннер (96, с. 50-60).

    Итак, важной особенностью разработки проблемы социализации западными учеными является утверждение идеи о том, что развитие ребенка осуществляется в результате постоянного взаимодействия, а не путем одностороннего влияния общества на личность.

    Дискуссионный характер, как и в зарубежной социологии, носит вопрос о роли самой личности в процессе социализации.

    Социализацию лишь как усвоение индивидом элементов культуры, социальных норм, ценностей рассматривают ученые П.П. Лямцев, Г.Д. Сариев (112,156). Но воздействие среды на личность вырабатывает и обратную связь, выражающую отношение человека к среде. Это указывает на активную позицию личности, что отмечают в своих исследованиях И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган, О.И. Иванов (87,23,84,69).

    Таким образом, в социологическом подходе отечественной науки доминирует точка зрения, определяющая активную позицию индивида в процессе взаимодействия его с окружающей действительностью.

    Анализ социологических исследований по данной проблематике позволил сделать следующие выводы:

    · в науке существуют два концептуальных подхода к определению понятия социализация: субъект-объектный и субъект-субъектный;

    · Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г.Д. Сариев и др. придерживаются точки зрения, трактующей доминирующую роль общества в процессе социализации;

    · в рамках другого концептуального подхода (и. Таллмен, Дж. Коулмен, И.С. Кон, Л.П. Буева, Л.Н. Коган и др.) социализация предусматривает активную позицию личности.

    Читайте также: