Деятельностная теория учения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Деятельностная теория учения основывается на трех фундаментальных принципах.

Деятельностный подход к психике. Известно, что не все живое имеет психику. Она возникла на определенном этапе развития жизни. И возникла потому, что новые условия жизни не позволяли без нее выжить. Так, при жизни в водной среде необходимые питательные вещества непосредственно проникали в простейшие животные организмы. При наземных условиях жизни этого уже не происходит, пищу надо было искать. Но это потребовало принципиально новых реакций от организма: на такие свойства предметов окружающего мира, которые сами по себе не питают, не убивают, но устойчиво связаны с теми, которые питают или опасны для жизни.

Эта жизненная необходимость привела к возникновению простейшей психической функции - ощущению. Для одних живых существ было важно ощущать (отражать) цвет, для других - звуки; для третьих - химические свойства, образующие различные запахи, и т.д.

Свойства объектов, отражаемые с помощью ощущений, сигнализируют организму о тех свойствах, которые непосредственно важны для его жизни. Таким образом, психика с самого начала возникновения была призвана выполнять сигнальную функцию, ориентировать организм в окружающем мире. В дальнейшем, по мере усложнения условий жизни, происходило соответствующее усложнение психики, ее развитие. Но на всех этапах своего развития психика была адекватна тем жизненным задачам, которые надо было решать ее носителю (субъекту). Так, орлу требуется высоко развитое зрение, а кроту оно совсем не нужно; пчелам требуется тонкое обоняние, а зайцам - тонкий слух и т.д.

На стадии развития человека психика поднялась на принципиально новый уровень, но ее ориентировочное назначение сохранилось.

Особенности социальных условий жизни привели к возникновению речи, которая кардинально изменила все психические функции, но они по-прежнему включены в решение жизненных задач - теперь уже человеческих.

Известно, что эти функции делятся на познавательные (ощущения, восприятие, мышление и др.), эмоциональные, волевые. Добихевиористская психология была функционалистской: она изучала каждую психическую функцию отдельно, вне процесса решения задач.

Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. Таким образом, при деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Человек (субъект) выступает как активное начало, а не как простое вместилище психического. Он выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика - это не просто картина мира, система образов, но и система действий.

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность - это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека.

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.

В результате он пришел к следующим выводам:

· изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;

· управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

· Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.

· Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).

· В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

· Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость - лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.

· Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

· Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.

· Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

· Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

· Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.

· Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.

· Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.




· Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность - это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека.

Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание. В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики.

В результате он пришел к следующим выводам:

· изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;

· управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

· Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.

· Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).

· В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

· Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость - лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.

· Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

· Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.

· Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.

· Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

· Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.

· Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.

· Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.

· Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

В деятельностной теории учение трактуется с деятельностных позиций, когда усвоение того или иного материала раскрывается путём описания его преобразования в ситуации некоторой задачи.

Эта теория не нова, у неё глубокие исторические корни. В XIX веке её разрабатывали немецкие педагоги Ф. Фребель, А. Дистервег, русский педагог П.Ф. Каптерев, американский психолог и педагог Дж. Дьюи и др.

В настоящее время имеется несколько вариантов деятельностной теории учения. Теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова опирается на концепцию целостной деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым. Оригинальные исследования учебной деятельности были проведены научным коллективом под руководством И. Ломпшера (Германия). Интересную теорию учения предложил П.Я. Гальперин на основе большого экспериментального материала. Н.Ф. Талызина, опираясь на труды А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, разработала свой вариант деятельностной теории учения. Немалый вклад в разработку теории учения внёс И.И. Ильясов. Теория проблемного обучения, наиболее подробно представленная в работах М.И. Махмутова, также является одним из вариантов деятельностной теории. Большое значение для становления деятельностной теории учения имеют результаты логических исследований B.C. Библера, в которых последовательно раскрывается роль деятельности в формировании теоретических понятий.

Наиболее полно и теоретически обоснованно деятельностная теория, в основе которой лежит управление, программирование процесса усвоения, представлена в психологической теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Совместно с Н.Ф. Талызиной эта теория была реализована на практике в процессе обучения.

Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым:

• всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т.е. всякое психическое есть превращенное, интериоризованное внешнее (Л.С. Выготский);

• психика (сознание) и деятельность представляют собой особый тип единства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим (СЛ. Рубинштейн);

• внутренняя, психическая деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная деятельность (А.Н. Леонтьев).

В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит психологическое учение об интериоризации. Это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней социальной действительности. Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом. Теория П.Я. Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) — это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной проведена типология ООД по трём критериям: степень её полноты (наличие в ней сведений о всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, составе, порядке выполнения операций); мера обобщённости (широта класса объектов, к которым применимо данное действие); способ получения (каким образом субъект стал обладателем данной ООД), Соответственно выделяются 3 типа ООД и три типа учения.

1-й тип характеризуется неполным составом ОО, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путём слепых проб. Процесс формирования действия на такой ОО идёт медленно, с большим количеством ошибок. Например, и учебник, и учитель по русскому языку дают образцы слов и предложений, демонстрируют какое-либо грамматическое явление, анализируют его и формулируют правило написания. Аналогично делается в геометрии, физике и пр.

3-й тип - 00 имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщённом виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему даётся. Действию, сформированному на 00 3 типа, присущи не только безошибочность и быстрота процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Например, даются общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих случаях: анализ по составу и как части речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам. Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок, с. уяснением существенных (несущественных) признаков объекта и условий действия с ними, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкретные случаи в данной области.

При использовании второго типа ООД ребёнку предъявляется буква -образец и нанесённая на бумагу система точек - опор, облегчающая исполнительную часть действия. Ребёнок учится копировать точки и по ним писать букву. Для правильного написания буквы детям потребовалось 22 повторения. Научение происходит быстро и безошибочно. Однако для написания следующей буквы учитель вновь демонстрирует необходимые ориентиры: выделяет систему точек, адекватных контуру буквы, переносит их на бумагу.

Обучение, базирующееся на ориентировочной основе третьего типа, начинается с объяснения принципа выделения системы ориентиров: опорные точки нужно ставить в тех местах буквы, где составляющая её линия меняет направление. Ребёнку показывается это на одной букве, а затем его учат это делать на типовых буквах алфавита. Интересно, что, начиная с 8 буквы, ребёнок безошибочно копирует любую букву любого алфавита. Усвоенное действие легко переносилось в новые ситуации - при письме в тетради в широкую линейку, на нелинованной бумаге.

Деятельностная теория учения основывается на трех фундаментальных принципах.

Деятельностный подход к психике. Известно, что не все живое имеет психику. Она возникла на определенном этапе развития жизни. И возникла потому, что новые условия жизни не позволяли без нее выжить. Так, при жизни в водной среде необходимые питательные вещества непосредственно проникали в простейшие животные организмы. При наземных условиях жизни этого уже не происходит, пищу надо было искать. Но это потребовало принципиально новых реакций от организма: на такие свойства предметов окружающего мира, которые сами по себе не питают, не убивают, но устойчиво связаны с теми, которые питают или опасны для жизни.

Эта жизненная необходимость привела к возникновению простейшей психической функции - ощущению. Для одних живых существ было важно ощущать (отражать) цвет, для других - звуки; для третьих - химические свойства, образующие различные запахи, и т.д.

Свойства объектов, отражаемые с помощью ощущений, сигнализируют организму о тех свойствах, которые непосредственно важны для его жизни. Таким образом, психика с самого начала возникновения была призвана выполнять сигнальную функцию, ориентировать организм в окружающем мире. В дальнейшем, по мере усложнения условий жизни, происходило соответствующее усложнение психики, ее развитие. Но на всех этапах своего развития психика была адекватна тем жизненным задачам, которые надо было решать ее носителю (субъекту). Так, орлу требуется высоко развитое зрение, а кроту оно совсем не нужно; пчелам требуется тонкое обоняние, а зайцам - тонкий слух и т.д.

На стадии развития человека психика поднялась на принципиально новый уровень, но ее ориентировочное назначение сохранилось.

Особенности социальных условий жизни привели к возникновению речи, которая кардинально изменила все психические функции, но они по-прежнему включены в решение жизненных задач - теперь уже человеческих.

Известно, что эти функции делятся на познавательные (ощущения, восприятие, мышление и др.), эмоциональные, волевые. Добихевиористская психология была функционалистской: она изучала каждую психическую функцию отдельно, вне процесса решения задач.

Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. Таким образом, при деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Человек (субъект) выступает как активное начало, а не как простое вместилище психического. Он выполняет не только внешние практические действия, но и действия психические. Психика - это не просто картина мира, система образов, но и система действий.


Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность - это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

активная деятельность

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

мозговая дестельность

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.

развитие психики

деятельность человека

  • Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

  • Первый уровень - деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
  • Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
  • Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
  • Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека - с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Концепция теории деятельности

Леонтьев выявил, способность человека объективно отражать окружающий мир, не подчиняясь факторам непосредственно влияющими на жизнедеятельность организма. Теория психической деятельности А. Н. Леонтьева освещает проблему возникновения сознания. Он назвал это свойство чувствительностью, в отличие от раздражимости, присущей животному миру. Именно чувствительность, по его мнению, является критерием психического уровня отражения реальности, который способствует наиболее эффективной адаптации к окружающему миру.

сознание конструирует реальность

К факторам возникновения сознания ученый относит коллективный труд и речевое общение человека. Участвуя в коллективном труде, люди выполняют разные операции, которые не имеют отношения к непосредственному удовлетворению их потребностей, но соотносятся с результатом, необходимым в контексте коллективной деятельности. Речевое общение позволяет человеку быть включенным и пользоваться общественным опытом, через овладение человеком системой языковых значений.

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

  • принцип предметности - предмет подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
  • принцип активности - жизнедеятельность субъекта зависит от активности психического отражения реальности, включающей потребности, мотивы, установки человека;
  • принцип интериоризации и экстериоризации - внутренние действия формируются в процессе перехода внешних, практических действий во внутренний план сознания;

внешняя деятельность и внутренний план сознания

  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности - психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева - психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н. Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

речевая деятельность

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой комплекс актов говорения и понимания. Выражается в форме отдельных речевых действий, каждое из которых целенаправленно, структурно и мотивированно.

Этапы речевой деятельности:

  • ориентировка;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

Речевое действие осуществляется соответственно этим этапам. Стимулирует его — речевая ситуация, побуждающая к высказыванию. У речевого действия выделяют следующие фазы:

  • подготовка высказывания;
  • структурирование высказывания;
  • переход к внешней речи.

воспроизведение и понимание речи

Деятельностная теория в трудах Рубинштейна

Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.

Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.

сознание человека

Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач. Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.

Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека. А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики.

Деятельностный подход в трудах Л. С. Выготского

Выдающийся советский ученый и психолог Л. С. Выготский в своих трудах заложил основы деятельностного подхода, который впоследствии был исследован и разработан в трудах его ученика А. Н. Леонтьева. Теория деятельности Леонтьева и Выготского глубоко затрагивает взаимовлияние деятельности и сознания человека.

Основные идеи Выготского касающиеся деятельностного похода:

  • указал на важность анализа действий людей для изучения психики и сознания;
  • рассматривал сознание в связи с трудовой деятельностью;
  • разрабатывал теоретическое положение о влиянии трудовой деятельности на психические процессы;
  • рассматривал знаковые и коммуникационные системы как психологические орудия для развития психики.

знаковая система

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли. В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека. Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

общественный опыт и знания

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

Читайте также: